Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 23 мая 2016 г. 04:20

Путешествовать в прошлое может и полезно, но исключительно в меру. В этот раз, оказалось чересчур навязчивых напоминаний(Именно напоминаний. Не воспоминаний, не ошиблась). Даже трудно сказать, кому эта книга предназначена. Подростку? Не могу представить себе подростка, настолько увлеченного для него древней историей. Взрослому? Это как же надо быть обиженным жизнью, чтобы настолько отдаться воспоминаниям. Решайте сами, здесь я вам не помощник: Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться":

Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"
Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"


С первым персональным компьютером я познакомилась в 1988 году, и это было настоящим потрясением, которое, к слову, определило всю мою дальнейшую жизнь. От ощущения чуда, необычных возможностей, которые дает этот инструмент для получения новых знаний и решения моих конкретных профессиональных проблем, просто дух захватывало.

Открытие того, что персональный компьютер можно использовать еще и для развлечения, состоялось несколько позже, и уже не было чем-то новым на том фоне восторга и благоговения, которое оставило первое знакомство с ним, как с рабочим инструментом. Потому и воспринимались игры, как приятное, да, но не основное качество сначала просто ПК, а потом и сети.

Конечно, избежать увлечения первыми играми не удалось. Побегала, постреляла, поискала артефактов и поумирала на полях всяких условно кровавых сражений в полной мере, но без какого-то фанатизма. Тут стоит учесть еще один фактор: в это же время на нас свалилось много чего интересного: книги, картины, музыка — все, о чем ранее только слышали, вдруг стало доступно. И надо было срочно наверстывать упущенное.

Счастливое было время. Не из-за того, что "трава зеленее и небо голубее", а из-за новизны впечатлений и не проходящего ощущения, что попал в пещеру Али-бабы с неисчерпаемыми сокровищами. Но ностальгировать по этим временам глупо, ведь сокровищница теперь регулярно пополняется, а на смену наивному восторгу пришла спокойная оценка достоинств и недостатков текущих бурным потоком новинок.

Виртуальная реальность
Виртуальная реальность

Но все же, в силу изложенных выше обстоятельств, пройти мимо романа, в основу которого положен весь пласт массовой культуры 80-х, оказалось просто невозможно. Итак, 2044 год. Ожидаемо, все плохо в реальности, от чего население предпочитает жить в виртуале — огромной Вселенной, придуманной неким мультимиллиардером и спрятавшим в ней некий артефакт. Отсюда просто-таки захватывающая дух Игра: кто первый найдет его, расшифровав загадки и отыскав ключи, тот и получит в награду все наследство Создателя Вселенной — огромные деньги и власть, как в виртуале, так и в реальности. Ну, и далее — история смышленых подростков, которые являются никем в реальности, но могут стать всемогущими в виртуальном мире. Только, начавшись как обычный квест, эта Игра постепенно становится проверкой обычных человеческих качеств — верности, преданности, способности дружить и любить.

В этом плане это обычный подростковый роман, рассказывающих об обычных подростковых проблемах, сводящихся к вечным вопросам "кто я?" и "какое мое место в этом мире?", с обязательными заморочками в виде первой любви, сложных отношений со сверстниками, проблемами самоидентификации и выбора жизненной позиции. Только происходит все эти обычные подростковые трансформации в основном в виртуальной реальности, во время захватывающей погони за Самым Главным Призом.

Вот только есть замечание по поводу "захватывающей погони". Я люблю 80-е. Милые, немного наивные фильмы, без хлещущей с экранов кровищи, когда еще было важнее содержание, чем яркая картинка. Игры, когда надо было работать не только пальцами, но и головой. Музыка... О-о-о.. музыка 80-х! Отдельная тема. Шедевры, ставшие классикой. Было занятно встретить многих из знакомых и незнакомых выходцев из этого времени на страницах.

Виртуальная реальность
Виртуальная реальность

Точнее, было занятно первую половину книги. Потом все эти многочисленные перечисления фильмов, книг, игр, песен, фирм, групп, игральных автоматов, мелкие, не трогающие моей души или прочно забытые, не ставшие частью моей собственной жизни, детали, сюжеты, фразы стали просто надоедать. Мне, выходцу из 80-х, для которого все эти многочисленные названия и цитаты были, по большей части, знакомы, стало откровенно скучно и захотелось сразу перейти к более современному финалу. А что говорить о подростках, для которых, в сущности, и написана эта книга? Что для них эти простенькие игры, наивные фильмы и старые песни? Воспоминания родителей, повторяющих: "А вот в наше время"? Мне просто невозможно представить себе хотя бы одного подростка, который фанатеет от этих, для него древних, как динозавры, артефактов, а уж тем более множество, составляющее аудиторию этого романа.

Единственно, что, пожалуй, понравилось в этой Вселенной, так это идея виртуального и анонимного школьного образования, где реальный социальный статус ничего не значит, в том числе и для получения оценок, невозможны конфликты среди одноклассников, а самых надоедливых из них можно легко и просто игнорировать. Жаль, что эти идеи, как и использование виртуальной Вселенной не только для развлечений, но и реальной профессиональной деятельности, автор пропустил. О реальности — лишь скупые строки, и не совсем понятно, чем же так он хорош — настоящий мир, чтобы ради него отказаться от красочного и интересного виртуала. Кроме живых, теплых и мягких девушек, конечно. Но и тут можно поспорить.


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

P.S. Следующие рецензии: Джеймс Уайт Космический госпиталь"

Адам Робертс "Стеклянный Джек"


Статья написана 16 мая 2016 г. 04:40

Яркое подтверждение тезиса, что каждой книге- свой читатель. Если ты мечтательная девочка, не берись за крутой боевик, где кровь хлещет из страниц. Если ты уверенная в себе и бойкая девчонка, знать не знающая, кто такие Барби и Кейн, не рядись в розовые бантики. И все будет путем. Хочу сразу отметить: низкая оценка только потому, что книга- не моя. Надеялась на подростковый роман в духе Хайнлайна, а получила сказку про Принцессу и Солдата: Ами Кауфман, Меган Спунер "Разбитые звезды"

Ами Кауфман, Меган Спунер "Разбитые звезды"
Ами Кауфман, Меган Спунер "Разбитые звезды"

Сразу, чтобы не тратить драгоценное время читателей, сообщу, кому эту книгу НЕ рекомендую:

Во-первых, эта книга может вызвать просто таки дикое неприятие со стороны всех мужчин, невзирая на возраст, социальное положение, профессиональные наклонности и тайные пристрастия. Так сказать, от нуля и до бесконечности. Лучше даже не открывать.

Во-вторых, НЕ рекомендую читать эту книгу представительницам женской половины человечества примерно так от 16-ти и до лет этак 80-ти. Потом опять можно, если вы уже впали в детство и опять видите сны в духе Диснея о прекрасных принцессах и принцах на белых конях. Совершенно противопоказана эта книга феминисткам всех степеней фанатичности.

В третьих, из оставшейся, признаюсь, крайне небольшой доли ЧИТАТЕЛЬНИЦ, стоит глубоко подумать перед чтением тем, кто действительно увлекается фантастикой. Ну, там космическими путешествиями, звездами, наукой. И уж тем более не стоит брать в руки эту книгу тем, кто жаждет подвигов "Пятой волны" по спасению мира или свершений по переустройству мира посредством революций и восстаний в духе "Голодных игр", "Бегущих в лабиринте", "Дивергента" и прочих подобных романов.

Любовь, любовь...
Любовь, любовь...
Теперь, когда мы поговорили о том, кому лучше не тратить время и не портить себе нервы, скажем о тех, для кого эта книга ПРЕДНАЗНАЧЕНА. Это только с первого взгляда может показаться, что их число незначительно. Их ряды стабильны: сколько убыло, столько и прибыло за счет немаленькой армии неофиток, которые в один прекрасный день обнаруживают, что сказки про Золушек и прочих красавиц, получивших себе принцев или поклонников других сословий путем некоторых волшебных манипуляций, не соответствуют реальности, но расставаться с любимыми образами и розовыми иллюзиями пока не готовы. Вот тогда на помощь приходят подобные книги.

Помните сюжет о принцессе и солдате? Тот, когда находчивый, но не блещущий высоким происхождением солдат получает волшебную возможность реализовать свои мечты о славе, богатстве и высоком социальном статусе, женившись на красавице-принцессе и получив в приданое полцарства? Хорошая сказка, тем более что в ней нет проигравших: парень осуществляет мечты, девица получает любящего мужа, король — преданного зятя. Все довольны.

Понятно, что к реальности этот сюжет не имеет никакого отношения(советскую грустную и жестоко-правдивую "Старую, старую сказку" в учет не берем). Это именно сказка, мечта о том мире, где все могут быть счастливы, а любовь всегда побеждает зло, алчность и несправедливость.

С вариацией этого сюжета мы имеем здесь дело. Юная и очень богатая наследница могущественной корпорации терпит бедствие на девственной, полной опасности планете в компании с молодым, красивым, мужественным, находчивым( и так далее), но, к сожалению, безродным и небогатым солдатом. Молодые люди пытаются выжить, путешествуют по планете, встречаются с разными чудесами, узнают лучше себя и друг друга, и, понятно, влюбляются. Теперь спасение им грозит разлукой и гневом "короля» -отца.

Вот, в общем, и весь сюжет. Все заморочки с иными планетами, терраформированием, инопланетной жизнью — всего лишь фон, главная задача которого создать захватывающие звёздные пейзажи для разворачивающейся любовной истории. На первый план выходят обычные девчачьи мечты о принце на белом коне, пусть и не очень родовитом, но любящем и верном. Причем девчачьи мечты и переживания описаны очень убедительно и правдоподобно, тогда как рассказ от имени солдата страдает упрощенностью и подчерпнутыми из фильмов и романов штампами.

Теперь вы поняли, почему я рекомендую эту книгу очень узкому кругу читательниц? А именно юным и мечтательным девушкам, еще не столкнувшимся с жестокой реальностью, уже не играющих, но бережно хранящих на памятных полках розовых кукол-девочек и голубых мальчиков. Это книга для них, уже расставшихся с детскими играми, но еще не начавших играть в игры взрослые. Можете смело давать ее читать своим подросшим дочкам: даже самые решительные моменты исключительно невинны, целомудрены и скрыты внезапно наступившей темнотой и окончанием главы. Все очень по-детски мило, и нет никаких претензий к этой старой сказке о Принцессе и Солдате, как книге для определенного круга читательниц.


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

P.S. Следующая рецензия: Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться"


Статья написана 10 мая 2016 г. 03:43

Представляете ситуацию: две недели не могу купить конверт на почте. То ревизия, то нехватка персонала- работает одно окно и очередь на часов пять из бабушек отнюдь не с конвертами, а за пенсией или оплатить коммуналку. Один раз достоялась- обеденный перерыв. А тут такая книга. О почте, за которую цепляются паровозиком размышления о честности, справедливости, порядочности и достоинстве. И все это приправлено фирменным юмором Пратчетта.

О чудный город Анк-Морпорк, город противоречий и контрастов, где правит самый талантливый администратор из всех, встреченных в фантастических и фэнтезийных мирах! Добро пожаловать, читатель: Терри Пратчетт "Держи марку!":


Терри Пратчетт "Держи марку"
Терри Пратчетт "Держи марку"

Глубокоуважаемый патриций славного города Анк-Морпорк господин Хэвлок Витинари!

Нельзя ли отправить главного почтмейстера вверенного Вам города Анк-Морпорк Мокрица ван Липвига в командировку в наш провинциальный городок с целью налаживания работы почтовых отделений? Думаю, что трудности, с которыми он столкнулся до этого, покажутся ему легкой разминкой, ведь ему не приходилось бороться с ленью, равнодушием и откровенным саботажем почтовых работников, непрофильными видами работ и всеобщим пофигизмом, которые давно отодвинули на задний план прием и отправку почтовых отправлений. И поспешите, пожалуйста. А то я уже две недели не могу купить почтовый конверт и марки. А очень надо отправить письмо.

P.S. Если не можете отпустить господина Мокрица ван Липвига, то вполне подойдет кто-нибудь из големов. Лучше пришлите Помпу-19.

Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарна, ваша primorec.

Черт, если бы на нашей почте работали такие, как находчивый, очаровательный и внушающий незаслуженное доверие(будем честны!) Мокриц, безраздельно преданный службе Грош, странноватый юнец Стэнли, неутомимый работяга Помпа(даже кот Пис-Пис полезней, чем та дама за стойкой, которая закрыла передо мной окошко. А ведь я всего лишь хотела купить конверт!)- я бы слова не сказала по поводу чуть более раннего прекращения рабочего дня или непредвиденного выходного. Вот только с перечисленным персоналом такого в принципе быть не может: почта должна доставляться. И ни дождь, ни жара, ни огонь с небес или внезапный ледниковый период не могут этому помешать. Потому что написанные слова — часть самих людей, и они должны быть прочтены теми, к кому обращены. Иначе эти слова начнут гневаться и станут готовы на все(я вот хоть и не слова, а уже очень гневаюсь: когда я смогу купить конверт?).

Городской почтамт Анк-Морпорка, как и Стража до некоторого времени, практически лежит в руинах. Никто не верит, что былая слава воскреснет, а груды недоставленной корреспонденции напрасно взывают к оставшимся почтальонам, пока лорду Витинари не приходит в голову использовать уникальные таланты мошенника Мокрица ван Липвига, способного заставить окружающих поверить в невозможное.

Держи марку!
Держи марку!

Кажется, что Мокриц — полная противоположность честного и благородного Моркоу, который смог только одним своим присутствием вернуть Стражу с пути развала. Конечно, профессиональный жулик и обманщик вряд ли может стать примером для подражания. Но вот только одного талантливого обмана и уверенно сказанных правильных слов не достаточно, чтобы люди поверили, что можно возродить, казалось бы, безнадежное дело, восстановить справедливость и наказать алчных и беспринципных богачей. Надо еще кое-что: совесть, честь и достоинство, которые, пусть и загнаны в самый уголочек души, но никуда не делись, и, когда надо, приходят на помощь, помогая поступить правильно и справедливо.

И хотя кажется, что история Почтамта очень похожа на историю Стражи, это нисколько не уменьшает удовольствия от чтения. Это все тот же великий Терри Пратчетт — иногда насмешливый, иногда ехидный и даже жестоко правдивый, а иногда романтичный до самых розовых херувимов.

Разве можно пройти мимо такого: "Укради пять долларов – и тебя назовут мелким воришкой. Но если ты украл тысячи, то тут уж одно из двух: или ты правительство, или герой"( вот-вот, я и правительство могу назвать и героев припомнить). Или такого: "Люди склонны к самообману. Они и правда верят, что возможно найти золотые самородки прямо на земле, что на этот раз выпадет дама, и что хотя бы разочек стекляшка в дешевом колечке окажется настоящим бриллиантом"( тут я даже могу начать с себя). И это только малая часть, поверьте. Есть еще емкие образы, знакомые(пара новых черточек в характере патриция Витинари не помешает? ) и совершенно новые(не помню, коллекционеры уже попадали на язычок сэра Терри?). Или новаторские подходы с решением кадровых проблем. По мне, так трюк с закрытой дверью и добрым ангелом более действенен, чем все анкеты и собеседования вместе взятые. А еще есть замечательный посыл — Держи марку! Не в смысле купить очередную вещь( кто о чем, а я опять про свой конверт думаю: мне бы и марка не помешала! Но лучше конверт), а в том смысле, что всем стоит сохранять достоинство и поддерживать репутацию, даже когда шансов никаких нет( Почта! Слышите! Не хотите поддержать хотя бы видимость репутации и, наконец, продать мне конверт?).

Я, к сожалению или к счастью — пока не знаю, но верю во всяческие самообманы. Конечно, не в случайные бриллианты за рубль, и не в самородки в уличной грязи. Я необоснованно и вопреки здравому смыслу верю, что когда-нибудь встречу на нашей почте кого-то так же преданного делу, как господин Грош, или радеющего за репутацию свою и своего дела, как господин Мокриц, которые не закроют передо мной окошка, а скажут: У вас что-то срочное? Конверт? Марку? Пожалуйста! Держите марку!

Вера верой, но на всякий случай: Уважаемый лорд Витинари! Нельзя ли поспешить с отправкой в наш провинциальный городок главного почтмейстера вверенного Вам города Анк-Морпорк Мокрица ван Липвига? Или Помпы. Или Гроша. Любого радеющего за свое дело. Марку хочу. И конверт. Да, и документы отправить. Очень-очень.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru /из фильма "Опочтарение". 2010, Великобритания, реж: Джон Джонс

P.S. Следующая рецензия: Ами Кауфман, Меган Спунер "Разбитые звезды"


Статья написана 9 мая 2016 г. 03:00

Сегодня светлый день. День памяти и благодарности. Кто-то скажет: все слишком приглажено и заорганизовано. Не без этого. Но для меня важно в этом дне совсем другое. Я вспомню сегодня дядю Колю, который умер от контузии уже после войны, но до моего рождения. Я вспомню всех, кто воевал, вернулся или погиб, всех, благодаря кому война закончилась в 45-м.

Мой отец призыва 46-ого не ушел на фронт. Потому родились моя сестра и я, и остались живы многие из тех, кого отец- врач от Бога- вылечил за 50 лет своей практики. Потому я вспомню сегодня всех кого смогу: тех, у кого есть имена, и тех, от которых осталась только строчка "Неизвестный солдат", и тех, кто остались до сих пор непогребенными и неоплаканными.

И думаю, большинство поступит точно также. Потому что это надо не мертвым, это надо живым. С Днем Победы!

Морской парад во Владивостоке 9 мая 2015 года
Морской парад во Владивостоке 9 мая 2015 года

Фото: Собственное


Статья написана 6 мая 2016 г. 04:59

Потрясающая книга. Жесткая и жестокая, горькая и обличающая. Не пороки- этим занимаются все, кому не лень, а скорее цинизм и равнодушие, которые как цунами захлестывают все и вся. А,кстати, вы знаете, что коростель любит выскакивать из-под ног, пугая до смерти? А орикс- символ стойкости и выносливости? Пригодится, если решите прочитать: Маргарет Этвуд "Орикс и Коростель":

Маргарет Этвуд "Орикс и Коростель"
Маргарет Этвуд "Орикс и Коростель"

"Отчего ему кажется, что человечество перешло какую-то черту, нарушило границы? Слишком много — это сколько? Слишком далеко — это где?

— Стены и решетки тут не просто так, — сказал Коростель. — Не чтобы не впускать нас, а чтобы не выпускать их. Человечеству необходимы ограды в обоих случаях.

— Кого — их?

— Природу и Бога.

— А я думал, ты не веришь в Бога, — заметил Джимми.

— Я и в Природу не верю, — ответил Коростель. — По крайней мере, в Природу с большой буквы П".(Маргарет Этвуд "Орикс и Коростель")

В этом небольшом диалоге — практически вся суть романа. Здесь все — и сомнение, и сожаление об утраченном, и потерянная надежда, и причины происходящего, и окончательный приговор.

Мне тоже давно кажется, что человечество, если и не перешло окончательно последнюю границу, то очень близко приблизилось к ней. Это чувство становится более острым, особенно когда слышишь, что решили вырубить лес ради строительства коттеджей, и не прозвучал ни один возмущенный голос. Или асфальт автостоянки поглотил очередной сквер с зеленой травой или детскую площадку. Или выросли новые заборы, отгораживания "их" от "нас".

Не получится хорошей, цепляющей книги, если она не рассказывает о нас самих. Таков этот роман: не очередная страшилка о том как "мы все умрем, если". И даже не грозное предупреждение "не влезай, убьет". Скорее рассказ о том, что уже практически произошло, поскольку мы, ныне живущие, упорно не хотим признавать, что есть границы, которые нельзя пересекать, и в своей гордыне ставим себя выше и Бога и Природы, гоня их со двора, как надоедливых просителей. И говоря "Бог" и "Природа", я имею в виду, Бога как нравственный принцип, без которого все сводится к "купи-продай", Природу как великое созидательное начало, объединяющее все сущее — живое и неживое — в единое великолепие бытия.

С такой точки зрения, человечество в романе не умирает. Оно уже мертво. Это произошло уже тогда, когда стали возможны компаунды, в которых в безопасности и относительном благополучии оторванные от реальности интеллектуалы изобретают все новые пороки и технологические игрушки, чтобы оболванивать и держать в повиновении презираемых обитателей плебсвиллей. Больше грязи, больше порока, больше развлечений. Доступно и разрешено все — наркотики, извращения, запредельная жестокость, потому что Бога давно изгнали за забор. Возможно все — любые эксперименты, любые преступления, потому что Природу пленили в пробирках и колбах творцы нового мира.

Когда исчезнет человек
Когда исчезнет человек

Такой он — мир Джимми, Коростеля и Орикс. Странная и сумбурная история даже не гибели, скорее прощания с человечеством, поданная через судьбы трех героев — гениального, но добровольно отказавшегося от нравственности, ученого Коростеля, прошедшей все круги ада, но сохранившей в сердце наивную веру в добро и призрачную надежду на чудо Орикс, и не отличающегося особыми талантами, но еще способного сопереживать и любить Джимми.

Три взгляда на человечество, утратившего человечность. Коростеля, раз и навсегда изгнавшего Бога и Природу из своего сердца, но попытавшегося узурпировать их роли — стать судьей, палачом и, одновременно, творцом нового. Только это всего лишь жалкая попытка.

На самом деле Коростель не изобретает ничего нового, а лишь крадет идеи у природы. Кусочек от одного, кусочек от другого, не совсем понимая, зачем это было нужно, и как это работает на самом деле. И творец из него никудышный: там, где Природа работала неторопливо, изящно и легко, он все делает наспех, грубо и прямолинейно. Есть ли будущее у его творений, вопрос остается открытым. Ясно одно, результат будет совсем не тот, на который рассчитывал Коростель, стремясь начать все с чистого листа, уничтожая веру, надежду и любовь, недооценив силу того самого нравственного принципа, который разумные и чувствующие все равно будут упрямо искать, стремясь объяснить свое место и значение в мире. Не достаточно разумным только есть, спать и размножаться, как бы этого не хотелось кому то.

Новый рай для новых людей?
Новый рай для новых людей?
Любопытно, но почему так получается, что из-под ног человечества то и дело выскакивают коростели и почему они решают, что делать людям, а что нет, объясняют два обывателя. "Плебейка" Орикс и неудачник-интеллектуал Джимми. Бедная маленькая Орикс, умудрившаяся выработать исключительный механизм выживания, просто вычеркивая из памяти все случившиеся с ней ужасы, умудряющаяся найти оправдание для всех маньяков и извращенцев, с которыми свела ее судьба. Такая же по-животному наивная и доверчивая, как дети Коростеля до момента создания своего Идола. И Джимми — Снежный человек, последний представитель чувствующих что такое совесть, любовь, верность, стыд, сопереживание. Интуитивно знающих, что такое Природа и Бог. Но, к сожалению, не обладающих ни волей, ни мужеством, ни решительностью, чтобы скрытое внутри подвигло их на действие. А ведь вместе они могли что-то сделать, убедить своего друга, что не надо отвергать то, что никуда не ушло, а лишь терпеливо ждет за построенным человеком забором из цинизма, гордыни и равнодушия.

Запоминающийся роман. Задействующий не просто разум, но и чувства, обращающийся одновременно к сознанию и сердцу. Наверное, только так сейчас можно достучаться — нет, не до тех, кто готов пересечь границы, за которыми выскакивают коростели и исчезают ориксы. До тех, кто еще чувствует и сопереживает, но пока не имеет воли начать действовать.

Фото: Открытые ресурсы yandex.ru

P.S. Следующая рецензия: Терри Пратчетт "Держи марку!"





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх