Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 сентября 2019 г. 21:14

Жанрово-стилевые искания в художественной литературе

Материалы Всероссийской научной конференции

Астрахань, 25 апреля 2019 г.

Астрахань : Астраханский государственный университет, 2019.

150 с. 10 экз. 5-9926-1153-3

цитата
В сборнике содержатся материалы, освещающие актуальные вопросы жанрологии, динамику стилевых исканий в русской и зарубежной литературе.

Адресовано преподавателям-филологам, студентам, аспирантам гуманитарных специальностей.

В.Д. Миленко. К проблеме жанровой трансформации пикарески 5

Е.А. Шкурская. Рецепции сюжета об Амуре и Психее в ирои-комической поэме И.Ф. Богдановича «Душенька» 9

Е.В. Суровцева. «Письмо властителю» в русской литературе XIX–XX веков и его жанровые модификации 13

З.Н. Поляк. Жанр «записок» в документальной и художественной прозе 19

В.В. Анищенко. «Ночные» стихотворения М.Ю. Лермонтова в аспекте асомнической проблематики 22

В.А. Пушкина. Парадоксы «повреждённого»: образ главного героя в одноимённой повести А.И. Герцена 26

И.Н. Свечникова. Изучение вставных конструкций в жанре притчи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в 10 классе средней школы 29

Д.У. Шартуова. Стилистические аспекты характеристики персонажей в повести Ф.М. Достоевского «Двойник» 33

А.М. Шахбанова. Циклообразующие элементы в «Лете» А.А. Фета 35

М.Е. Терская. Музыкальные аллюзии и реминисценции в повести И.С. Тургенева «Клара Милич» 37

С.Э. Сарыева. Традиции рождественской прозы Ч. Диккенса в святочных рассказах Н.С. Лескова 40

В.А. Карачалова, С.А. Тихонова. Особенности передачи эмоционального состояния персонажей пьесы Б. Шоу «Профессия миссис Уоррен» на русский язык 42

И.Ю. Целовальников, Н.В. Целовальникова. Приёмы лирической прозы А. Ремизова 47

М.А. Рыбакова. Центральные флористические образы в лирике И.Ф. Анненского 51

О.П. Гаврилова. Жанровые традиции англо-шотландской средневековой баллады в стихотворении А.А. Ахматовой «Сероглазый король» 54

А.Г. Близгарева. Мортальные мотивы и образы в стихотворении Н. Клюева «Брату» 56

Г.Г. Исаев. Лирический герой книги А. Кусикова «Зеркало Аллаха» 61

К.М. Юмаева, Л.В. Спесивцева. Жанровые доминанты «маленьких поэм» С.А. Есенина 69

Я.А. Кадин, Л.В. Спесивцева. Трансформация образа чёрного человека в творчестве С. Есенина 71

О.Ю. Севастьянова, Л.В. Спесивцева. Художественные функции анималистических образов в очерках А.И. Куприна 74

М.Ю. Белоусова. Детский игровой фольклор в творчестве поэтов-обериутов Д. Хармса и А. Введенского 78

К.И. Ишбирдиева, Л.В. Спесивцева. Образ поэта в пьесе М.А. Булгакова «Александр Пушкин» 81

Ю.М. Купцова. Синестетические комплексы в рассказах В. Набокова 83

В.А. Яковлева. Роман Е. Замятина «Мы» как пародия на идеи пролеткульта 85

В.А. Емельянов. Главная книга как форма повествования о себе и жизни своей 88

А.С. Абрамов. Истоки абсурдистского мироощущения Альбера Камю 93

А.О. Ищанова. Семантика красного цвета в лирике В. Высоцкого 97

Б. Фатхи. Акустические и ольфакторные образы в цикле рассказов Г.-Х. Саэди «Скорбящие Байала» 100

А.Г. Мендагалиева. Семантика метафор и сравнений в романе С. Кинга «Кэрри» 102

Е.Е. Завьялова. Жанровые особенности хроники Ф.Н. Горенштейна «На крестцах» 104

М.В. Норец. Особенности развития жанра фэнтези 108

Р.Э. Растунцев. О феномене скандинавской мифологии в современном русском фэнтези 111

В.И. Гресь. Комикс как жанр визуальной литературы 114

А.В. Жилина. Рецепция дебютного детективного романа: противоречия между массовым читателем и профессиональным сообществом (на примере первой книги Ю Несбё «Нетопырь») 116

В.Н. Майор, М.Т. Рахметова. «Страшилки» и «анти-страшилки» в творчестве В. Роньшина и С. Седова 121

А.В. Гусарова. Двоемирие в пьесе О. Богаева «Башмачкин» 125

Т.А. Кузнецова. Трансформация жанрового канона романа воспитания в романе Д. Митчелла «Лужок чёрного лебедя» 128

Б. Ла Грека. Идеи Луиджи Пиранделло в романе Бориса Акунина «Весь мир – театр» 133

А.В. Алхутова. Черты экспрессионистской поэтики в повести В. Сорокина «Метель» 135

А.А. Джундубаева, Ж.Ж. Изтаева. Жанрово-стилевые стратегии в прозе Ильи Одегова 138

Е.А. Савочкина. Жанровые особенности романа Е. Севастьяновой «Поместье чёрного лорда» (в сравнении с «Джейн Эйр» Ш. Бронте) 144

Сведения об авторах 148


Статья написана 4 сентября 2019 г. 21:14

Савельева Т.В. Изрыгающие пламя: эстетизация образа дракона в современной литературе // Горизонты цивилизации, 2019, №10, с. 391-401.

цитата
Драконы — один из самых популярных образов в литературе фэнтези, в них сочетаются традиционные мифологические представления и индивидуально-авторские фантазии. На примере произведений Дж.Р.Р. Толкиена, Робин Хобб, Дж. Мартина, Ника Перумова мы показываем, что традиционно-мифологический образ дракона подвергается трансформации под влиянием литературных и социо-культурных тенденций современности. Происходит эстетизация и романтизация образа дракона, уходят тератоморфные черты и мотив змееборчества. Дракон становится символом легендарных времен, золотого века, когда люди жили во взаимодействии с драконами.

Ключевые слова: дракон, фэнтези, эстетизация, мифология, фольклор

с. 391:

с. 392:

с. 395:

с. 397:

Савельева Татьяна Викторовна — кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, Челябинский государственный университет (Миасский филиал)


Статья написана 3 сентября 2019 г. 22:22

Д.А. Трынкина. Каякеры у берегов Северной Шотландии на рубеже XVII–XVIII веков: основные версии их происхождения // Археология, этнография и антропология Евразии, 2014, №1(57), с. 115-122.

цитата
В конце XVII в. наблюдатели отмечали появление людей на каяках близ Оркнейских островов. Местные жители называли их финнами. Вопрос, кем были эти загадочные путешественники и каким образом они смогли добраться до берегов Северной Шотландии, неоднократно поднимался в зарубежной историографии. Существует несколько вариантов ответа: саамы, эскимосы или же сихиртя – предшественники ненцев на северном побережье России. Задача настоящего исследования – проанализировать имеющиеся источники и обозначить основные подходы к решению данной проблемы.

Ключевые слова: Шотландия, Оркнейские острова, XVII–XVIII вв., каяки, финны, саамы, эскимосы, сихиртя.

с. 115:

В 1693 г. вышла книга священника из Керкуолла Джеймса Уоллеса «Описание Оркнейских островов». Среди различных заметок, носящих географический и культурологический характер, выделяется следующее любопытное описание: «Временами в здешних водах появляются люди, которых называют финнами. В год 1682 один из них был замечен в маленькой лодке у южной оконечности острова Эдей, и много людей собралось посмотреть на него, но когда они решили спустить лодку, чтобы попытаться его схватить, тот немедленно обратился в бегство. Также в год 1684 другой был замечен у побережья острова Уэстрей, и после этого на некоторое время улов у рыбаков был ничтожным или же вовсе отсутствовал, так что было подмечено, что финны уводят рыбу с тех мест, куда приплывают. Эти финны, кажется, относятся к тем народам, что обитают в районе пролива Дейвиса, полное описание которых можно найти в “Естественной и нравственной истории

Антильских островов”, глава XVIII. Одна из их лодок была послана с Оркнейских островов в Эдинбург и демонстрируется в Королевском медицинском колледже с веслом и приспособлением, которое используется для ловли рыбы».

Сын священника Джеймс Уоллес-младший во втором издании книги снабдил вышеприведенный отрывок следующим комментарием: «Должен признаться, мне не совсем ясно, каким образом эти финны оказались у здешнего побережья, однако, скорее всего, их отнесло бурей от родных берегов в открытое море, и они не смогли определить, где находятся, и вернуться домой. Впрочем, у них есть преимущество: каким бы буйным не было море, их лодки из рыбьей кожи изготовлены так, что не тонут, а лишь скользят, как чайки, по волнам. Рубаха финна была прикреплена к лодке таким образом, чтобы вода не могла попасть внутрь и повредить ему, пока он сам не пожелал бы отстегнуть свою одежду, чего он, однако, никогда не делал за исключением тех случаев, когда он справлял нужду или сходил на берег. Еще одна их лодка находится в церкви на острове Буррей в Оркнейском архипелаге».

с. 116:

Суммируя сведения двух вышеупомянутых авторов, можно выделить следующее. Дж. Уоллес сообщает о двух появлениях финнов, в 1682 г. у о-ва Эдей и в 1684 г. у о-ва Уэстрей (рис. 1), а также указывает, что одна из их лодок была послана в Королевский медицинский колледж Эдинбурга. Его сын добавляет, что одна лодка финнов находится в церкви на о-ве Буррей. Таким образом, речь идет по меньшей мере о трех разных случаях появления таинственных мореплавателей у Оркнейских островов, поскольку первая лодка, как сообщает Дж. Уоллес, скрылась от преследования. Дж. Бранд, в свою очередь, пишет о том, что финнов видели дважды в 1699 г. у островов Стронсей и Уэстрей (рис. 1), а также повторяет сведения о лодке, хранящейся в Королевском медицинском колледже Эдинбурга. Следовательно, можно говорить о пяти зафиксированных появлениях финнов у оркнейских берегов в период с 1682 по 1699 г. Вероятно, их было гораздо больше, т.к. у местных жителей не только сложилась традиция называть пришельцев финнами, но и ассоциировать отсутствие улова с их присутствием.

Ни один из упомянутых каяков финнов не сохранился до наших дней.

с. 116-117:

Кем же были эти загадочные финны? Нужно отметить, что у оркнейцев, как и у их соседей шетландцев, существует богатый пласт фольклора о финнах, доставшийся им в наследство от норвежских предков. Однако непосредственной связи с рассматриваемым эпизодом в образе мифологических финнов не прослеживается. В рамках скандинавской традиции словом finns, которое мы перевели буквально, принято было называть саамов. По мнению Дж. Бранда, финны прибыли из Финляндии (хотя указанное им расстояние заставляет предположить, что он имел в виду скорее Финмарк). Предположение, что на Оркнейские острова приплывали саамы, высказывалось Д. Мак-Ритчи и этнологом Й. Уитакером, однако оба за недостатком данных были вынуждены ограничиться только констатацией такой возможности. Проблема состоит в том, что для идентификации финнов мы располагаем главным образом описанием их лодок. Судя по нему, это небольшие закрытые кожаные килевидные суда – каяки. Были ли у саамов такие лодки? Консультации, полученные у трех специалистов из музеев Северной Норвегии (Д. Сторм – Музей Университета Тромсё, Р. Перссон – Саамский музей Варангера, Х.К. Соборг – Музей Альта), показали следующее: у нас нет информации о существовании подобных кожаных лодок у саамов в историческое время, а предположения о том, что они могли быть, основаны на наскальных изображениях каменного века, найденных в Восточном Финмарке. К средним векам саамы полностью перешли на лодки из дерева, шитые оленьими сухожилиями.

Дж. Уоллес считал приплывших финнов выходцами из некоего народа, живущего на берегах пролива Дейвиса, при этом он ссылался на гл. 18 «Естественной и нравственной истории Антильских островов» (1658, англ. пер. 1666) Шарля де Рошфора. Книга посвящена описанию природы и жителей Вест-Индии, однако в указанной главе после информации о морском единороге (нарвале) мы находим рассказ о путешествии в 1656 г. капитана Николаса Тьюнса в пролив Дейвиса и встрече его с местными жителями – эскимосами. Подробно описаны их лодки, костюм и экипировка, а по детальности описания эскимосского каяка Рошфор превосходит всех своих предшественников.

Гипотеза об эскимосском происхождении финнов является превалирующей в современной науке. Описанная Уоллесом-младшим одежда финна имеет сходство с тувиликом – эскимосской непромокаемой курткой с капюшоном, полы которой прикреплялись к краям люка каяка, где сидел гребец, что обеспечивало полную водонепроницаемость. Более того, рассказ Дж. Бранда об умении финна «притопить лодку» вызывает ассоциации с различными приемами гребли эскимосов: на спине, на груди, а также с «гренландским переворотом» – постановкой перевернувшегося каяка на ровный киль, использовавшейся при опрокидывании лодки во время охоты на морского зверя или же после специального затопления в шторм.

Однако самым важным документальным подтверждением эскимосской гипотезы считается каяк XVII в. в музее Колледжа Маришаль (ныне Университет Абердина), имеющий достаточно долгую историю. В 1760 г. преподобный Гастрелл упомянул в своем дневнике каноэ из Королевского колледжа (Абердин) «семи ярдов в длину и двух футов в ширину, которое 32 года назад оказалось в реке Дон. На борту находился человек, он был весь покрыт волосами и говорил на языке, который никто не мог понять.

с. 118:

На нынешний момент существуют две группы теорий относительно того, как эскимосы могли оказаться у берегов Северной Шотландии. Классической считается гипотеза о побеге эскимосов с европейских судов, команды которых захватывали их на севере Канады и в Гренландии, чтобы по возвращении демонстрировать как заморскую диковину на ярмарках. Сведения о первых плененных эскимосах, доставленных в Европу, относятся к 1567 г. Ими были женщина и ребенок, привезенные в Зеландию из Лабрадора французскими моряками.

с. 119:

Вторая группа теорий объединена общей идеей о том, что каякеры могли добраться до берегов Шотландии самостоятельно. Й. Уитакер был первым автором, кто всерьез рассматривал такую возможность.

с. 119-120:

Любопытная теория связывает визиты эскимосов в Шотландию с наступлением минимума Маундера – продолжительного периода низкой солнечной активности (1645–1710 гг.), совпавшего с самой холодной фазой малого ледникового периода (XIV–XIX вв.). Канадская исследовательница Р. Фоссетт предполагает, что у эскимосов имелись повод, возможность, а также необходимая информация для путешествия на юго-восток. Главной причиной было чрезвычайное похолодание, которое повлияло на количество прибрежного льда и наступающие ледники на суше. Относительно утопичности путешествия на каяке на расстояние в 2000 км Р. Фоссетт считает, что эта цифра преувеличена, на самом деле длина пути составляет всего 1200 км.

с. 120:

Останавливаясь на других возможных вариантах происхождения финнов, необходимо указать, что у ближайших соседей шотландцев – валлийцев и ирландцев – также существовали традиционные кожаные лодки. Однако кораклы и куррахи, использовавшиеся вплоть до XX в., резко отличаются от описанного в источниках каяка, прежде всего тем, что на них не предусматривалось обтягивание сверху кожей и пристегивание ее к одежде. Кроме того, шотландским авторам наверняка было известно о таком типе лодок.

Д. Мак-Ритчи отмечает, что путешественниками XVI–XVII вв. кожаные лодки зафиксированы у населения севера Западной Сибири. Впервые о них упоминает С. Барроу, видевший в 1556 г. «лодки из оленьих шкур» у самоедов, живших близ о-ва Вайгач.

с. 121:

Прослеживается определенное сходство в описании каяков финнов и самоедских челноков. И в том, и в другом случае речь идет о специфическом виде лодок, обтянутых кожей так, что лишь в центре верхней части присутствует отверстие, в которое забирается человек, причем внутрь лодки не может попасть вода. Однако в описании челноков самоедов мы не находим упоминаний о том, что те каким-либо образом пристегивались к верхней одежде гребцов.

Подобные лодки могли быть частью культуры доненецкого населения северной приморской тундры, представителей арктического промыслового хозяйственного комплекса – сихиртя. Расстояние, которое им пришлось бы преодолеть, значительно превышает предполагаемый путь эскимосов из Гренландии, но их маршрут проходил бы вдоль побережья, что существенно облегчило бы путешествие. Однако вопрос о каяках сихиртя неоднозначен. Н.В. Федорова сомневается в возможности каботажного плавания на деревянных или кожаных лодках вдоль берегов Карского моря и Обской губы, а также замечает, что, несмотря на великолепную сохранность дерева в культурном слое раскопанных памятников на Ямале, не было найдено никаких остатков, указывающих на использование лодок обитателями этих поселений. До тех пор, пока не будут обнаружены кожаные лодки сихиртя, мы вынуждены ориентироваться лишь на нарративные источники, что оставляет гипотезу о западно-сибирском происхождении финнов проблематичной.

Подводя итоги, заметим следующее. Закрытые кожаные килевидные лодки, описанные в источниках, резко сужают круг возможных претендентов на роль оркнейских финнов. Каяк начала XVIII в., обнаруженный близ Абердина, который, как считается, ведет свое происхождение из Гренландии, является основным аргументом в пользу того, что финнами были эскимосы. Пока не будут обнаружены кожаные лодки сихиртя, имеющие, по рассказам путешественников, схожие черты, мы не сможем оспорить это. До сих пор исследователи расходятся во мнениях, каким был путь эскимосов до берегов Северной Шотландии. Частота их появлений свидетельствует о том, что это была целенаправленная миграция. Однако только дальнейшие исследования в области палеоклиматологии позволят сделать более определенные выводы.

Трынкина Дарья Александровна — кандидат исторических наук, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова


Статья написана 3 сентября 2019 г. 20:30

Иван Охлобыстин: Покончив с либералами, они примутся за своих // Собеседник, 2019, №32 от 28 августа — 3 сентября, с. 12-13.

Иван Охлобыстин, кроме того, что много снимается (в Минске полным ходом идут съемки в криминально-комедийном сериале «Вспышка»), с завидной регулярностью пишет книжки. Вот только что вышла новая, автобиографическая. Называется «Записки упрямого человека. Быль».

Даты биографии:

1966 – родился 22 июля в Поленово (Тульская область)

1992 – окончил режиссерский факультет ВГИКа

2001 – снялся в «Даун Хаусе» и стал священником

2009 – сыграл шута в драме «Царь» и попросил освободить его от служения церкви

2014 – включен в санкционные списки

С вопроса о том, в чем это упрямство больше всего проявляется, мы и начали наше интервью с Иваном:

– Да в том, что я всегда пытаюсь закончить начатое дело. Я сам себе всегда что-то доказываю в работе. Еще я упрям в базовых вещах. Например, я уверен, что никакой тип правления, кроме монархического, для России не подходит – просто в силу территориальных масштабов и менталитета. Никакой приказ без «да» от Путина у нас не подпишут. Ну хоть ты убей. И так было всегда. У нас другой тип общественного сознания и другая симфония с властью. Плохо, когда власть эта воровата, но все равно мы должны добиваться идеала.

То есть ваше упрямство – в желании шлифовать данность? Вы не хотите попытаться ее поменять, чтобы эволюционировать? Вы когда-нибудь меняли свои взгляды?

– Нет, я давно придерживаюсь консерватизма. Я и раньше понимал, что в определенном возрасте я консерватором все равно стану. Думал: дай Бог, чтобы к тому времени государство достигло таких идеалов, чтобы за них можно было бороться. А позже ко мне пришло осознание того, что бороться надо за людей, а не за букву. И осознание того, что важны поведенческие коррекции. Например, синдром толпы, как стихия, требует урегулирования. Или, например, я понимаю, как важно систематизировать информацию, потому что сейчас нам дано свободы слова даже больше, чем мы можем понести.

Ой, Иван! Ну неправда это.

– Нет, правда. Я вот сейчас из Белоруссии приехал. Там все прекрасно. Там люди-эльфы. Я люблю белорусов. Но когда общаешься на политические темы, сразу все схлопывается. У них очень строгая система надзора, благодаря которой, наверное, находясь в опасной близости с украинцами и поляками, они все равно сохраняют свою государственность.

У нас со свободой слова другой фокус происходит. С одной стороны, «мели, Емеля, твоя неделя», все говорят довольно свободно, а с другой – эти разговоры абсолютно никак не воспринимаются властью: да говорите вы, что хотите.

– Да-да. Это так. И это тоже данность, с ней просто нужно бороться. Мне нравятся такие задачи. Я чаще всего принимался за сценарий, если мне говорили: «Это невозможно сделать». Сейчас я принялся за триллер, потому что меня заинтересовал сам феномен того, что нас ничего не пугает. Можно ли найти ту страшилку, которая заставит нас вздрогнуть?

Кстати, как вы думаете, испугалась ли власть московских протестов последних недель? Отряды и заслоны из «космонавтов» – это не свидетельство страха? По поводу региональных протестов вроде не было такой горячей реакции.

– В масштабах нашей страны все локальное быстро подавляется. А Москва – это представительский сгусток, только здесь можно решить все. И чиновники боятся только реакции Путина. Но только ему сейчас, когда весь мир против нас, кидаться в войну с собственным трудовым коллективом – это безумие. Надо как-то все это мирно вытянуть, без всяких репрессивных аппаратов как-то уладить отношения власти и общества. Но если этого не произойдет, может случиться настоящая опричнина и полетят головы. И конца этому не будет, потому что любой репрессивный аппарат в конце концов превращается в такой механизм, который невозможно отключить, потому что там платят хорошие зарплаты и раздают высокие чины. Поэтому, покончив с либералами, они примутся за своих. А кончатся свои – будут случайных молотить. В этом и особая опасность нынешней ситуации. И пока мы не придумали, как мирным путем это все уладить, мы в тупике с большой буквы.

Ну так надо допустить до выборов независимых кандидатов. А не фальсифицировать результаты сбора подписей. С этого все и началось ведь.

– Наверное, с этими подписями не так все просто, раз не допускают.

Да? Тогда позвольте представиться, я как раз один из «призраков», подписи которых с какого-то бодуна признаны недействительными. А я расписывалась собственноручно.

– Ну в таком случае, значит, вообще заклинило аппарат. В силу внутренней ответственности я не могу поощрять все эти волнения. Но и не могу предложить пока ничего нового. Нам сейчас очень нужна идея, куда мы все вместе идем. А идеи-то нет. В этом основной наш недостаток. Нам нужно научиться слушать друг друга. Нам голову забаламутили сначала рыночной экономикой, и мы восприняли это по-русски безоглядно. Гей, славяне, все продать! И ваучеры, и мать родную – все продать. Девочки – в проститутки, мальчики – в бандиты. Потом пьянка закончилась – и мы опомнились: «Ой-ой!» Но все пошло вразнос. Нам бы отменить злополучную 13-ю статью Конституции о том, что у нас не может быть единой государственной идеологии. Эта статья писалась на коленке пьяным человеком.

У нас Конституция и так как сирота неродная. Все на нее забили. Только Шендерович одинокий за нее бьется и поминает, спасибо ему.

– Шендерович блестящего ума и острого языка человек. И, как любой либерал, с недоверием ко мне относится. «Конечно, – говорит, – Охлобыстина Господь стороной не обошел. Но не рассчитал удара». Ха-ха-ха.

Это браво, конечно. Но все же как, по-вашему, можно решить ситуацию с протестами?

– Не то чтобы я так уж был зациклен на монархии, но я не вижу другого выхода, кроме самого высочайшего решения на предмет самых строгих репрессий и внутри аппарата, и на улицах. Всем хвосты прижать. И тех и этих ловить и судить.

А за что ловить и судить тех, кто выходит по субботам на бульвары?! Беспорядков они не устраивают ни грамма. Реально. Не бьют витрины, не жгут машины, нет ни одного поцарапанного дома, сломанной лавки или дерева. Ни-че-го. По закону нет беспорядков.

– Как это нет? Возьмем Соболь. Матерщина и кошмар..

Когда? Соболь даже не удается добраться до этих прогулок. Ее еще на подходе уносят в автозак.

– Хм. Я в это время был в Минске, далеко, и поэтому я получал усредненную информацию из новостных генераторов. И со стороны, как и у всех россиян, складывается ощущение, что москвичи, либералы чертовы, с педерастами, ой, с гомосексуалистами и обманутой ими молодежью кипеж хотят. И будет, как на Украине, – да ну их на фиг. И вот что я скажу: нет в этой ситуации с протестами патриотизма ни с одной, ни с другой стороны. Чиновники, защищающие власть, часто имеют двойное гражданство и виллы в Европе и Америке. А оппозиционеры часто сидят на грантах и хотят встать на место тех, кого критикуют. Понимаете, я работал в политике. Тут нет выхода. Единственный – это наказать и тех и других, потому что, если все разгорится, будет большая беда. Молодежи это объяснить невозможно, они думают, что это закончится на уровне кипежа – я всегда за кипеж, но не в масштабах страны. Это правда тупик. Может, ввести курирующую должность, как был «всесоюзный староста» Калинин? Это было иллюзией, конечно, но чуть-чуть и работало. Он периодически приходил к Сталину: Иосиф Виссарионыч, такие тут дела, те немного не справляются, и те тоже, а народ бузит...

В общем, решала нужен.

– Решала нужен, да. Есть же в воровском мире смотрящий! Да и во всех слоях у нас элементы каторжного мышления распространены повсеместно. Для нас свобода и воля – это две разные вещи. Ха! Мы же русские!

Докатились. А я вот про детей хочу спросить. У вас их много, и половина взрослые уже. А если бы они пошли на эти протестные прогулки? И вообще, что они об этом говорят?

– Девчонки старшие не участвуют в этом. Некогда. Они заняты – кто учебой, кто работой. Даже по выходным. Мы же Охлобыстины, заняты нон-стоп. А вот Иоанна, младшая, четвертая дочь, которая в переходном возрасте, находится под обаянием этих протестов и молодежи, которая выходит, потому что средства массовой информации раздувают силу хайпа. Вот Иоанна смотрит интернет, читает популярных «революционных», так сказать, блогеров – и относится к этой истории очень участливо. Разумеется, мы, как родители, сказали ей строго ай-яй-яй, мы же с Оксаной проходили звонкие девяностые, мы знаем, как это – бегать, если бронетранспортер по парку стреляет. И много чего другого знаем. А дочь в силу юности верит тому, что первое она видит. А видит она – так уж предательски устроен интернет – не ту информацию, что вернее, а ту, которой больше.

То есть младшая дочь в убеждениях вам противостоит. Но она пока не ходила. А если пойдет? Вы, как папа, пойдете ее охранять?

– У нас в семье не принято подавлять личность. Если пойдет, я скажу ей, что это плохо. А охранять? Не уверен, что пойду. Но если я увижу, что история приобретает острый, беспокойный характер, то пойду. Если она будет в цивилизованных рамках, то зачем контролировать?

Не в контроле дело. Ее могут задержать.

– Ну посидит в тюрьме чуть-чуть. Ну не убьют же.

Но это еще больше подольет масла в огонь.

– Не думаю. Она девка умная все-таки. И воцерковленная, причем без экзальтации. И этим защищена от стресса. К тому же дочь в этом случае будет руководствоваться самыми благородными намерениями – разве я вправе ее ограничивать? Я не холодный или упертый отец, но в какой-то момент я должен буду отступиться.

Скажите, Иван, а вас самого можно назвать агентом влияния?

– Да. Я агент влияния. Насколько это возможно, я честно пишу и выкладываю свои статьи в сеть. Я пробовал вести видеоканал, и аудитория хорошо набиралась, но снова убедился в том, что если ты чем-то занимаешься, то должен отдаться всей душой. А это занимает гигантское количество времени. А у меня первый свободный день будет только 25 ноября. И слава Богу, я зарабатываю своей любимой работой – я же киношник в промышленных масштабах, – и дети сыты, и друзьям могу помочь. И вообще я веду себя как очень стабильный, неинтересный гражданин.

А за плату блогерство вам предлагали?

– Нет. Я с удовольствием взял бы. Но сначала бы выяснил, что от меня хотят. Если бы мне не понравилось, отказался бы точно. Потому что понимаю, что это будет вечно, а вечно я не смогу врать. Но если бы предложили то, что мне нравится, да еще и за деньги – я бы с удовольствием. И главное – не скрывал бы, что беру деньги.

Мне-то кажется, что вы пишете то, что власти нравится.

– Знаете, а вот как раз не нравится. Вот смотрите. Мне 53 года. С ранней юности я работаю в кино, с перерывом на службу в армии. Я очень организованный артист – я из военной семьи, так научили. Я режиссер, отснятых сценариев у меня больше семидесяти. Но я не заслуженный и не народный. У меня нет никаких поблажек от государства.

А почему?

– А я не нравлюсь власти. Потому что я неуправляемый. И я пытаюсь быть честным. Это не всегда получается, но там в основе не корыстное, а чисто психическое. Я могу ляпнуть какой-нибудь непартикуляр. Вот то же самое высказывание о тупике с московскими протестами – оно не должно понравиться чиновниками. Потому что критично. Впрочем, я и по другую сторону баррикад не нравлюсь. Но зато у нас прекрасная компания, с которой мы собираемся на Новый год. Там очень разные люди, а составляют одну семью. Один – автослесарь, второй – политик, третий – медик, четвертый – алкоголик, пятый – уголовник, шестой – мент…

Алкоголик – это кто? Ефре...

– Нет-нет, Миша у нас под маркой либерала проходит. Он кум мой. Кумовство – это же серьезная сила.

Иван, а вам нравятся расследования Навального?

– Нравятся. Они ангажированы, конечно. Я думаю, что он представляет некую партию внутрикремлевскую, а иначе ему бы не дали ничего делать и уже давно бы закрыли – за наркотики бы полетел или еще за какую ерунду. Или в аварию бы попал. Но он кому-то выгоден в Кремле. Когда эта выгода закончится, тогда закончится и Навальный. Но я отдаю ему должное – он чрезвычайно талантливый и рисковый человек. И юморной. Однажды в Прощеное воскресенье в одном из клубов снимали телепередачу, где разные медийные лица просили друг у друга прощения. Забавно было. А я с Навальным сидел рядом за столиком. И вот я говорю: прошу у всех прощения, если невольно чем-то обидел. Алексей, говорю, у вас отдельно прошу прощения, потому что, если бы я был на месте Путина, я бы вас, несомненно, расстрелял. А то, что президент не делает этого, может говорить о двух вещах – либо вы на него работаете, либо он высоконравственный человек.

А Навальный что?

– Он говорит: «Бог простит». Он очень с юмором человек, ха-ха-ха. Достойно ответил. Молодец.

Иван, вы переживаете за рейтинг Путина? Он как-то валится.

– Я на стороне Путина. Я его защищаю. Но что касается рейтинга – значит, он что-то недоделывает. Но он же самокритичный человек, и я, наверное, тут испытываю те же чувства, что и он испытывает к себе. Он же все происходящее реально оценивает, он же разведчик, из разных источников информацию имеет. К политике Путина привели Ельцин и олигархические круги – те самые, что нас, наивных, ограбили в девяностые, загадив нам голову кружевными труселями и всякой ерундой. И я понимаю, что Путин, будучи человеком благодарным, хотя, может, и тяготится уже этими привязанностями, но соблюдает кодекс чести. Из-за этого не посадили Собчака, да и его дочь Ксению не тронули в свое время, когда она увлеклась иллюзией, что она сама по себе что-то может. Я хорошо отношусь к Ксении, потому что и после исчезновения этой иллюзии она нашла в себе силы сохранить талант и работать дальше. И она имеет право на личную жизнь. Мне очень не нравилось обсуждение того, что происходило между ней, Виторганом и Богомоловым. Из этого сделали хайп, а ведь любовные сцены должны сниматься в темноте.

Иван, да бросьте, никто и не лез к ним со свечками. Ксения и Константин сами все выставляют на обозрение, включая фингал от Виторгана.

– И тем не менее есть у меня глубочайшая уверенность в том, что некоторые аспекты личной жизни должны быть сохранены в тайне.

Беседовала Анна Балуева.

(с) Собеседник


Статья написана 2 сентября 2019 г. 21:02

Демьяненко И.В. Этно-мифологические образы и символы в декоративно-пластической композиции «Легенда о сихиртя»: теоретический аспект (часть 1) // Успехи современной науки и образования (Белгород), 2016, том 5, №11, с. 156-158.

цитата
В данной статье рассмотрены этнографические источники: предания ненцев, в которых упоминаются сихиртя. Отражено влияние древнего населения — сихиртя, в традициях художественной культуры Ненцев на тенденции современного профессионального искусства Ямала и Югры. Проанализировано историческое развитие керамики как вида ДПИ, а также формирование основных видов керамики. Статья будет полезна для прочтения студентам и профессионалам в области ДПИ.

Ключевые слова: ДПИ, керамика, искусство, искусствоведение, монументальная керамика.

с. 156-158:

Цель статьи – рассмотреть легенду о сихиртя (часть 1 и 2) и разработать декоративно-пластическую керамическую композицию, отвечающую обобщениям существующих в современной литературе сведений об этом легендарном народе (часть 3 и 4). Объектом статьи является легенда о сихиртя. Предмет исследования – керамика как вид декоративно-прикладного искусства, раскрывающий образ древнего населения Ямала – сихиртя.

Для понимания таинственного мира сихиртя обратимся к крипноэтнологии. Крипноэтнология – это совокупность исторических и этнографических исследований, основная задача которых поиск доказательств существования различных исчезнувших этнических групп или их потомков, данные по ним основываются на малодостоверных источниках. Как правило, объектами криптоэтнологии являются этносы, являвшиеся чуждыми в языковом или культурном отношении по отношении к своему окружению. От мифических народов (например, ацанов) объекты криптоэтнологии отличаются наличием более-менее достоверных сведений об их существовании в тот или иной исторический период.

Одними из наиболее популярных объектов криптоэтнологии являются сихиртя, легендарный народ Ямала, якобы живший там до ненцев и обладавший выдающимися охотничьими и ремесленными навыками (существуют археологические находки, подтверждающие существование доненецкого населения Ямала). Криптоэтнологические построения иногда использовались в политических целях для обоснования «исторической» принадлежности той или иной территории.

Сиртя (а также сииртя, сихиртя) – в ненецкой мифологии мифический народ, ныне живущий под землёй, боящийся дневного света, обитавший в заполярной тундре до прихода ненцев – «настоящих людей». Сиртя описываются как люди очень низкого роста. Название народа существует в различных вариантах: в краткой форме – «сиртя», «сирчи»; в полной форме – «сихиртя», «сихирчи». Ненцы перевода этого этнонима не дают.

Существуют различные этимологии данного мифонима: как производное от глагола «сихирць» (приобрести землистый цвет кожи, чуждаться, избегать), от «си» (отверстие, дыра), от названия жука «си» (в которого превращается душа умершего). Существует версия что сиртя — ненецкое название племени печора. Печо́ра, Печѐра, Пече́ра — предполагаемом финно-угорское, или самодийское племя, населявшее район р. Печоры. В Повести временных лет говорится, что печора (печера) платили дань Руси. Племя упомянуто в списке между ямь и пермь. Обратимся к версии самодийского происхождения племени «печора».

В исторических источниках сначала появляются сведения о реке с таким названием (1096 год), и только позже – о племени, которое обитает по берегам этой реки, соседствуя с народами коми и югрой. Наиболее проработанными являются версии о самодийском происхождении этого народа, ближайшими родственниками которого считаются ненцы. Обратимся к версии финно-угорского происхождения. В раннее средневековье V-X вв. н.э., в субарктических широтах северо-востока Европы жили племена охотников на морских зверей и северных оленей, этническая принадлежность которых не установлена. Письменные источники указывают на то, что ещѐ недавно, в конце XVIII в. на всей территории проживания ненцев находились запустевшие, похожие на пещеры, жилища неизвестного народа.

Распространена гипотеза, что этот народ пришёл с нижней Оби. Другая гипотеза считает этот народ выходцами с берегов Белого моря, из земель, заселённых протосаамскими и чудскими племенами. Возможно, что они, во второй половине I тысячелетия нашей эры обжили тундры северо-востока Европы и проникли на Ямал. Разговаривали эти люди, вероятно, на древнесаамском языке. В русских летописях XI-XIV вв. этот народ называется «печера», а в ненецких легендах — «сиртя», или «сихиртя», это название сохранилось до наших времен в отдельных топонимах: Сиртя-саля (мыс Сирти), Сиртя-яха (река Сирти), река Печора.

В процессе археологических раскопок, выполненных в 1980-1990-х годах, найдены памятники материальной культуры сихиртя, остатки укрепленных поселений (племенных центров): городище в устье реки Гнилки, рядом с Пустозерском и Ортинское городице в устье реки Печоры. Поселения датируются VI-X вв. н.э. В городищах сохранились развалины деревоземляных оборонительных сооружений, бревенчатых жилищ и хозяйственных построек, украшений и предметов обихода. На реке Гнилка найдено жертвенное место (периода VI-XIII в. или начало XIV в.). Состав находок на реке Гнилке по временному срезу аналогичен святилищу на острове Вайгач Некоторые святилища на острове Вайгач сохранялись и после XIII столетия, неся следы новой, ненецкой культуры. В настоящее время нет точных ответов, как долго эти племена заселяли субарктические территории и что случилось с ними дальше.

Однажды сиртя переселились в сопки и стали подземными жителями, на поверхность тундры выходят по ночам или в туман. В своѐм подземном мире они владеют стадами мамонтов («я-хора» – земляных оленей»). Встречи с сиртя одним приносили горе, другим – счастье. Известны случаи женитьбы ненцев на женщинах сиртя. В то же время, сиртя могли украсть детей (если те допоздна продолжали игры вне чума), наслать порчу на человека или напугать его. Есть упоминания и о военных столкновениях ненцев с сиртя, при этом последние отличались не столько ратной доблестью, сколько умением неожиданно скрыться и внезапно появиться вновь.

Реальные сведения об этой нации приходится, действительно, собирать по крупицам. Легенды сходятся во многих положениях: маленький рост, светлые (белые) глаза, жизнь под землей (пещеры, высокий сопки) и т.д. Кроме подробностей жизни и были в легендах рассказывают, что народ сихиртя имел развитую культуру. Их внешность напоминала славян из легенд: небольшого роста, светлые глаза, белые волосы. Сихиртя жили тем, что занимались охотой, ловлей рыбы. Интересно, что в различных легендах упоминается о том, что люди сихиртя спали днём, а уже ночью жизнь у них проходила достаточно активно.

Кроме того, легенды приписывают сихиртя обладание сверхъестественными силами. В соответствии с преданиями, люди обычные, которых сихиртя увидели, достаточно скоро умирали. Таким образом, в давние времена легенды упоминали, что ненцы часто находили около обрывов либо около осыпавшихся курганов черепки от красиво выделанной глиняной посуды, остатки бронзовых женских украшений и прочих расписных бытовых изделий. В соответствии с одной из легенд о сихиртя, аргиш проезжал мимо одной высокой сопки. Дело происходило летом. Именно возле этой сопки было решено сделать привал, чтобы олени передохнули. Было решено в процессе отдыха обследовать сопку. Возле травяной кочки неожиданно была обнаружена спящая девушка очень маленького роста, но очень красивую. Одета девушка была красива, одежда украшена серебряными бляшками, расписными пуговицами. Рядом с девушкой находился мешочек с шитьем – туча.

Такая невиданная красота поразила нашедших девушку людей – они никогда не видали такой красивой вещи. Мешочек украшал блестящий, искрящийся на солнце бисер, бусы. У девушки были бронзовые ажурные подвески, которые звучали тонко, мелодично, звенели, если их коснешься. От этого звона девушка проснулась, резким прыжком вскочила на ноги и мгновенно исчезла в ближние кусты. Долго искали чудесную девушку, но успехом поиски не увенчались. Девушка как будто провалилась сквозь землю, оставив свою тучу-мешочек с шитьем. Тогда люди тронулись они с места и отправились дальше. В конце дня они оказались на месте и поставили чумы. Но ближе к ночи все услышали жалобный женский крик: «Где моя туча?» Это девушка искала свой мешочек с шитьем. Этот крик был слышен до самого утра, и все боялись выйти из чумов и вернуть девушке-сихитря тучу-мешочек для шитья. Мало того, семью, подобравшую эту красивую сумочку, вскоре настигла смерть. А родственниками всѐ равно сохранилась эта драгоценная находка. (Считается, что до сих пор эта туча находится в священной нарте у одного из жителей в Находкинской тундре).

Обилие легенд, упоминания в фольклоре говорит о том, что под этими преданиями действительно существует некая реальная подоплека.

В целом, можно сказать, что ненецкие сказания о сихиртях не являются вымыслом, а выступают переработанным народом материалом и о коренном населении Ямала. Проводимой археологами работой постоянно преподносятся материальные подтверждения о пребывании в Приполярье сихиртя и их влиянии на пришлое самодийское население, которое во многом выражается в преемственности культурных традиций.

Демьяненко Иван Владимирович — старший преподаватель, кафедра архитектуры, дизайна и декоративного искусства, Нижневартовский государственный университет.





  Подписка

Количество подписчиков: 135

⇑ Наверх