Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 13 июля 2021 г. 20:47

Анисимова О.В. Портрет писателя: особенности художественного метода Роджера Желязны // Litera, 2021, №4, С. 145-153. Моя оценка 7.5 из 10.

цитата
Предметом настоящего исследования является своеобразие художественного метода известного американского фантаста Роджера Желязны, автора таких всемирно известных произведений, как "Хроники Эмбера", "Этот Бессмертный", "Бог Света" и др. В частности речь идет о выявлении ключевых особенностей поэтики его творчества. Основное внимание уделяется характеристике литературного пути автора, его периодизации, анализу влияния на прозу Желязны как произведений его предшественников — авторов научной фантастики, так и текстов классической мировой литературы. В ходе изучения подчеркивается интерес писателя к различным мифологическим системам таким, как египетская, греческая, скандинавская, кельтская и христианская мифологии.

Научная новизна предлагаемого исследования заключается в попытке выявить и систематизировать наиболее значимые особенности малоизученного в рамках отечественного литературоведения творчества американского фантаста, чье влияние на современную мировую фантастическую литературу трудно переоценить. Предпринятый анализ поэтики знаковых произведений Роджера Желязны, созданных в рамках четырех основных этапов, указывает на использование такого литературного постмодернистского приема, как интертекстуальность. Художественному методу Желязны также присущ психологизм, понимаемый как внимание автора к детальному воссозданию внутреннего космоса героя, что является результатом увлеченности писателя идеями психоанализа. Как и другие представители Новой волны, Желязны был склонен к экспериментам с формами, а также к синтезу различных фантастических жанров — как следствие, многие его произведения демонстрируют сочетание научной фантастики, фэнтези, космооперы, мистики и детектива.

Ключевые слова: научная фантастика, фэнтези, Желязны, миф, поэтика, интертекстуальность, психоанализ, поэзия, аллюзии, Новая волна

цитата
Творчество некогда крайне популярного фантаста Роджера Желязны современному российскому читателю уже мало знакомо. Он был вытеснен с полок книжных магазинов его последователями, такими как Нил Гейман и Джордж Мартин. Однако самое известное произведение писателя «Хроники Эмбера» по-прежнему вызывает интерес у любителей жанра фэнтези.

В Соединенных Штатах Америки творчеству Роджера Желязны посвящены три научные работы, каждая из которых названа по имени фантаста Roger Zelazny: книга Теодора Крулика (автора-составителя путеводителя по миру Эмбера, лично знакомого с писателем, в которой он описывает творческий путь фантаста; книга Карла Йоука (друга детства Желязны), посвященная исключительно осмыслению творчества писателя в целом и его ключевых произведений в частности; а также вышедшая за год до смерти Желязны работа писательницы, соавтора фантаста, его подруги Джейн Линдскольд, с которой он провел последние годы своей жизни. Ни одна из этих работ до сих пор не переведена на русский язык.

Влияние Желязны на современную западную фантастическую литературу сложно переоценить. Джордж Мартин считал фантаста не только своим учителем, но и являлся его близким другом.

цитата
Собственное творческое кредо американский фантаст однажды сформулировал следующим образом: «Если бы мне пришлось выступать в роли советчика начинающему научному фантасту, я бы сказал ему следующее: “Во-первых, вам нужно хорошее чувство юмора и ощущение места. Вам также необходимо верное чувство истории и времени. Понадобятся вам научные знания и знание человеческой природы. Вам будут также нужны чувство страха и чувство стыда... Но больше всего вам будет необходимо чувство юмора”».

Подводя итог вышесказанному, необходимо еще раз подчеркнуть то значение, которое приобрело творчество Роджера Желязны в контексте мировой фантастической литературы. Самобытные персонажи, яркие образы, глубина раскрытия сложных философских вопросов, причудливая ткань повествования, уникальный поэтический язык, искусное переплетение религии и психоанализа, увлекательные сюжеты способствовали популяризации книг писателя далеко за пределами США. В отечественном литературоведении научная фантастика традиционно воспринимается сквозь призму формульной литературы, и в этой связи подлинную оценку творчества Желязны, как, впрочем, и целого ряда его не менее талантливых современников, в России еще предстает дать. Внимательное изучение творчества незаслуженно обойденных вниманием американских писателей-фантастов Новой волны позволит не только проследить особенности развития литературы второй половины двадцатого столетия, но и выявить художественное своеобразие современной фантастической литературы, которая своими корнями уходит в романы Бредбери, Хайнлайна, Фармера и Желязны.

Анисимова Ольга Владимировна — кандидат филологических наук, доцент кафедры "Лингводидактика и перевод" Гуманитарного института Санкт-Петербургского Политехнического Университета Петра Великого.


Статья написана 6 июля 2021 г. 19:04

Артём Зубов. Как научная фантастика повлияла на представления о скорости? И как новый литературный жанр передавал динамику XX века // 2021, Arzamas. academy. Моя оценка 6.5 из 10. PDF

цитата
Научная фантастика помогала людям приспособиться к изменениям окружающего их мира, в том числе к ускорению темпов жизни.

Ключевые слова: научная фантастика, мифы, XX век, Герберт Уэллс, Евгений Замятин.

Зубов Артем Александрович — кандидат филологических наук, преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова, кафедра общей теории словесности.


Статья написана 3 июля 2021 г. 20:02

Е.А. Шинаков

У истоков русской государственности

Художественное оформление — А.В. Самойлова

СПб: Изд-во Олега Абышко, 2020.

528 с. Пер. 60X88/16 400 экз. 5-6042531-9-9

цитата
Книга известного археолога и историка Е.А. Шинакова посвящена одной из ключевых для истории России тем — образованию Древнерусского государства. Исследование базируется на комплексе источников — как письменных (русских и иностранных), так и вещественных (археологических и нумизматических), а также сравнительно-этнографических.

Используются методология политической (социокультурной) антропологии, компаративистский подход, статистико-комбинаторные методы. Главный вывод книги: образование Древнерусского государства — не единовременный акт (призвание Рюрика или присоединение Олегом Киева), а растянувшийся на 200 лет процесс, прошедший примерно с 800 по 1000 гг. три главных этапа, содержание которых и анализирует автор.

Исследование предназначено не только для специалистов, но представляет несомненный интерес для всех интересующихся первыми страницами истории русского народа и Древнерусского государства.

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЯ 16

1. Этапность древнерусского государствогенеза в политико-антропологическом аспекте 16

A) Этап отдельных «вождеств» и иных позднепотестарных образований разных типов и этносов на территории будущего Древнерусского государства 18

Б) Этап «сложных вождеств» 18

B) Переход к раннему государству 19

2. Типология форм государственности 22

3. Тип элитных воинских формирований как признак форм государственности 32

4. Механизмы государствогенеза и их применение к процессу образования Древнерусского государства 44

A) Общая классификация механизмов 44

Б) Механизмы формирования «вождеств» (первоначальные) 46

B) Этап «отдельных вождеств» 51

Г) Этап «сложных вождеств» 53

Д) Этап раннего государства — фаза «перехода» и становления (на примере Руси) 54

Е) Семейно-брачные механизмы институционализации власти у славян 64

Ж) Варианты военного типа институционализации власти на разных этапах древнерусского государствогенеза 70

3) Идеологические механизмы легитимации власти у восточных славян 74

ГЛАВА II. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ 81

1. Типы (социальная основа) государственности в отечественной литературе конца XX в. 83

2. Вопрос о социальной сущности и механизмах образования Древнерусского государства в отечественной историографии последней четверти XX в. 89

3. Образование Древнерусского государства: политико-антропологический и сравнительно-типологический аспекты 96

4. Вопрос о «дружинном государстве» 105

5. Историографические тенденции начала XXI в. 107

6. «Начало государства» в западноевропейской, американской и отечественной политической (социокультурной) антропологии 127

Глава III. ИСТОЧНИКИ 142

1. Анализ письменных источников в контексте компаративизма 142

A) Корреляционный контент-анализ понятий «славяне»

и «русы» в «восточных источниках 1-й традиции» 142

Б) «Болгарский след» в «Сказании о Вещем Олеге» 156

B) Х-л-гв, Олег Вещий и другие: сравнительный контент-анализ образов 161

Г) Контент-анализ именника преамбулы трех договоров руси с греками 177

Д) Харальд, Ольга и другие — общие черты повествований 188

2. Археологические и иные вещественные источники как основа для реконструкции содержания этапов процесса государствогенеза 190

A) Археологический комментарий к событиям середины X в. в «Росии» 194

Б) «Дружинные лагеря» как база для объединения «племен» 199

B) Региональные различия в характере размещения населения по археологическим

и физико-географическим данным 204

3. Комплексный анализ источников событий середины X в. на Руси, в Причерноморье и на Кавказе 207

Глава IV. ПРОЦЕСС 215

1. Регионально-типологический аспект процесса государствогенеза 215

2. Происхождение «руси» и причины начала государствогенеза 243

3. Этап «сложных вождеств»: от Рюрика до Ольги 281

4. На пути к ранней государственности 330

A) Реформы Ольги и их последствия 331

Б) Святослав — «имперский» эксперимент: причины и перспективы 349

B) Функции и источники получения средств содержания военно-административного аппарата державы Святослава 364

Г) Святославичи: поиски пути (механизмы создания территориальной базы раннего государства) 373

Д) «Гражданские войны» 977 г. и 980 г. в государствообразующем аспекте 380

Е) Механизмы объединения «сюжносоставного» государства и его трансформация в «раннее» государство «дружинной формы» 394

5. Консолидация государства 402

А) Роль оборонительных войн 402

Б) Элементы правовых механизмов в процессе стабилизации раннего государства 411

В) Переселенческая политика князей в качестве демографического механизма этнокультурной консолидации 414

Список литературы 432

Именной указатель 485

Этногеографический указатель 499


Статья написана 27 июня 2021 г. 20:40

Галкина М.А. О жанровом своеобразии фэнтези // Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2021, №1, с. 97-108. Моя оценка 7.5 из 10. PDF

цитата
В статье рассматриваются различные исследовательские подходы к раскрытию жанровых доминант фэнтези во взаимодействии с другими жанрами художественной литературы и кино, анализируются разные стороны полемического восприятия его жанровой природы. Жанр фэнтези формировался под влиянием архаического мифа, народной волшебной сказки, рыцарского романа, героической песни, а также оккультномистической литературы. Автором обозначена тенденция, свидетельствующая о том, что произведения жанра фэнтези станут единственным проводником к культурному багажу человечества для массового населения. Значительную роль в эволюции литературного жанра играют новые игровые и анимационные фэнтезийные фильмы, постепенно включающие его структурную поэтику в широкое поле экранной культуры. Произведения жанра фэнтези выступают стимуляторами для своих потребителей творческой, рекреативной и социально-культурной деятельности. На основании анализа литературных и кинематографических источников выявлен ряд устойчивых критериев, которые характеризуют развитие произведений в жанре фэнтези на современном этапе.

Ключевые слова: фэнтези, научная фантастика, анимация, кинофэнтези, жанровый синтез.

с. 98:

цитата
Понятие «жанр» подразумевает определенные характеристики, присущие художественному произведению, что предполагает повторяемость, традиционность, преемственность и т. д. То есть некие устоявшиеся черты или даже границы, в рамках которых формируется чистый узнаваемый тип произведения. Несмотря на это, теория жанров до сих пор находится в разработке – это одна из самых подвижных искусствоведческих категорий. Данная проблематика наиболее исследована в литературоведении, и даже там признается сложность и зыбкость жанрологии. Жанр – это и совокупность характеристик, и исторически сложившийся тип, и вид дискурса. В целом эти определения не вступают в противостояние, а скорее, дополняют друг друга, поэтому в данном исследовании они используются в равной степени.

Фэнтези возникло как жанр фантастической литературы. Речь заходит о фантастике, когда произведение содержит нереалистическое допущение. Фантастика как жанровое образование включает в себя сайенс фикшен, хоррор, мистику и фэнтези. Ф. Мендлсон критически оценивает попытки сформулировать дефиницию жанра фэнтези: «Полемика вокруг определения затянулась, и консенсус наметился как принятие «нечеткого множества» ряда критических толкований фэнтези». Поскольку не разработаны конкретные и лаконичные дефиниции фэнтези, попытаемся сформулировать характеристики жанра, сопоставив его с близкими направлениями. Название жанра переводится как «фантазия», и на данный момент в русском языке принят средний род – незнакомое фэнтези. Наиболее емкое определение Т.Е. Савицкой: фэнтези – это «неомифологические повествования о волшебных приключениях разного рода условных героев».

с. 105-106:

цитата
На основании проведенного анализа выявлен ряд устойчивых критериев, которые характеризуют развитие произведений в жанре фэнтези на современном этапе:

1. Фэнтези содержит фрагменты мифов, фольклора, оккультно-мистических учений, органично перемешивает их, реинтерпретирует архетипы и является продуктом успешного синтеза, перенявшим нужный колорит.

2. Жанр обладает высокой степенью фантастичности, иррационален, включает в свою ткань магию.

3. Фэнтези характеризуется созданием полнокровного «иного» мира, который открывается во время знакомства с произведением и воспринимается как изначально существовавший.

4. Жанр удовлетворяет потребность в эскапизме, существует вне времени и сохраняет ощущение ностальгии по недостижимому. Фэнтези может содержать мотивы, смыслы и сюжеты, интересующие как комплексующего подростка, так и взрослого человека. Произведения жанра фэнтези выступают стимуляторами для своих потребителей творческой, рекреативной и социально-культурной деятельности. Фэнтезийный текст легко может быть реализован в различных видах искусства.

5. Произведения жанра фэнтези содержат внешние, не структурные признаки средневекового антуража, и персонажи отдают предпочтение старинным артефактам.

Такой набор возможных критериев для определения жанра произведения подводит промежуточные итоги, раскрывающие этап многогранной эстетической легитимации жанра.

Галкина Мария Александровна — преподаватель кафедры режиссуры Волгоградского государственного института искусств и культуры; соискатель кафедры эстетики, истории и теории культуры Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова.


Статья написана 26 июня 2021 г. 19:47

Наталия Соколовская

Долгое счастливое утро

Художественное оформление — Александр Веселов

СПб: Лимбус-Пресс, 2021.

256 с. Пер. 84X108/32 1000 экз. 5-8370-0781-1

цитата
Повести и рассказы, вошедшие в эту книгу, — своеобразный мета-текст. Разрозненные на первый взгляд истории соединены волнами лейтмотивов, цепью параллельных событий, кочующими из сюжета в сюжет персонажами. Но есть здесь и сквозной герой — Ленинград-Петербург. Неявно присутствующий в одних текстах и выступающий на первый план в других, великий город становится действующим лицом на стыке двух планов — документально-реалистического и символического.

Елена Иваницкая. Сначала была рифма. Предисловие 5 Моя оценка 6.0 из 10

ДЕТИ ДИНЭРЫ. Повесть 9 Моя оценка 7.5 из 10

ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ. Повесть 54 Моя оценка 7.0 из 10

ТЕЛЁНОК. Повесть 87 Моя оценка 6.0 из 10

СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ. Рассказы 143

Мания Бенуа 143 Моя оценка 6.5 из 10

Долгое счастливое утро 160 Моя оценка 7.5 из 10

Тёзки 171 Моя оценка 6.5 из 10

Тайна 186 Моя оценка 6.0 из 10

БУКВЫ. История одного безумия. Повесть 208 Моя оценка 7.0 из 10





  Подписка

Количество подписчиков: 135

⇑ Наверх