Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 ноября 2021 г. 16:06

Пушина Н.И., Маханькова Н.В., Широких Е.А.

Цифра в научной фантастике. Учебное пособие

Ижевск: Удмуртский университет, 2021.

208 с. Обл. 60X84/16 300 экз. 5-4312-0897-3

PDF

цитата
В пособии представлены тексты (научные, публицистические, художественные) по проблемам цифровизации, цифровых технологий, взаимодействия человека с достижениями научной и технической мысли в современном мире.

Учебное пособие предназначено для широкой студенческой аудитории, изучающей английский язык и интересующейся цифровыми технологиями, а также преподавателей английского языка высшей школы. Пособие может быть адресовано заинтересованному читателю, владеющему английским языком, так как затрагивает спектр вопросов, имеющих значение для всех сфер жизнедеятельности современного общества.

Ключевые слова: английский язык, цифровые технологии, цифровизация, научные тексты, художественные тексты, публицистические тексты, изучение английского языка, научная фантастика.

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

PART I. DIGITAL HUMANITIES: SCIENTIFIC AND PUBLICIST PAPERS 8

— Digital educational technologies in science fiction and in modern educational process (based on the stories by I.Azimov «The Fun They Had» and «Someday») 8

— The Uncanny Valley: The Original Essay 17

— Dreams of Ray Bradbury: Predictions that came true 23

— The Fiction That Predicted Space Travel 26

— Questions For Discussion 31

PART II. SCIENCE FICTION PROSE 33

Douglas Adams 33

— The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy 33

Isaac Azimov 43

— The Fun They Had 43

— Someday 47

— The Evitable Conflict 55

Ray D. Bradbury 85

— Fahrenheit 451 87

— Martian Chronicles 109

— August 2026: There will come soft rains 110

— Veldt 118

— Almost the End of the World 120

Dan Brown 128

— Digital Fortress 129

Arthur Clarke 138

— 2001: A Space Odyssey 139

Ernest Cline 142

— Ready Player One 143

Michael Chrichton 144

— Disclosure 145

Philip Kindred Dick 156

— Do Androids Dream of Electric Sheep? 157

Wayne Gladstone 163

— Notes From the Internet Apocalypse 163

Robert A. Heinlein 167

— Waldo and Magic, Inc. 168

John Scalzi 180

— When the Yogurt Took Over 181

Jules Verne 185

— 20000 Leagues Under The Sea 187

Herbert Wells 188

— The Time Machine 191

Questions For Discussion 194

REFERENCES 195

SCIENCE FICTION IDEAS IN MODERN WORLD 198

(с) содержание, Лена М.

Пушина Наталья Иосифовна — доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой теории языка, межкультурной коммуникации и зарубежной литературы, Удмуртский государственный университет, Ижевск.

Маханькова Наталья Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры грамматики и истории английского языка, Удмуртский государственный университет, Ижевск.

Широких Елена Александровна — кандидат филологических наук, доцент кафедры грамматики и истории английского языка, Удмуртский государственный университет, Ижевск.


Статья написана 18 ноября 2021 г. 17:26

Карина Добротворская

Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже

[Кинобестселлеры]

Макет Андрея Бондаренко

Дизайн Влада Воронина

В оформлении переплёта использован постер Анны Ксенз

На обложке изображены Анна Чиповская и Александр Горчилин

Автор рисунков и стихов Сергей Добротворский

М.: АСТ, 2021.

352 с. Пер. 84X108/32 Доп. 3000 экз. 5-17-133929-6

цитата
Они считались самой красивой парой богемного Петербурга начала девяностых — кинокритик и сценарист Сергей Добротворский и его юная жена Карина. Но счастливая романтическая история обернулась жестким триллером. Она сбежала в другой город, в другую жизнь, в другую любовь. А он остался в Петербурге и умер вскоре после развода. В автобиографической книге "Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже" Карина Добротворская обращается к адресату, которого давно нет в живых, пытается договорить то, что еще ни разу не было сказано. Хотя книга написана в эпистолярном жанре, ее легко представить в виде захватывающего киноромана из жизни двух петербургских интеллектуалов, где в каждом кадре присутствует время.

Сергеи Николаевич, главный редактор журнала "СНОБ"

Предисловие 7

100 писем к Сереже 11

Благодарности 349

цитата
Пять причин купить-прочитать

1. Специальное издание в кинообложке к премьере одноименного фильма Ангелины Никоновой.

2. Эпистолярное признание в любви, которая не исчезает. Критики уже назвали «Девчонку» образцом «новой искренности» 2010-х годов.

3. Это «чувственная, смелая, горькая, с бесстрашными подробностями и шокирующими откровениями» проза.

4. По мотивам книги Карины Добротворской сценарист и режиссер Ангелина Никонова сняла одноименный фильм, который выйдет в прокат 12 ноября 2020 года. Несмотря на сходные коллизии и места действия, это самостоятельное отдельное произведение, со своей логикой и своим видением, рассчитанным на более широкую публику, чем эпистолярный роман. Имена героев в фильме изменены, а некоторые повороты сюжета — вымышлены.

5. В фильме по мотивам книги снялись Аня Чиповская, Александр Горчилин, Виктория Исакова, Юра Борисов, Алексей Золотовицкий, Мария Шалаева, Юрий Чурсин, Иван Добронравов, Василий Буткевич, Дарья Урсуляк, Олег Васенин, Федор Лавров.

Кто-нибудь видел мою девчонку? (2020)

https://www.kinopoisk.ru/film/1234854/

https://www.youtube.com/watch?v=sQma-kF0tjc

Добротворская Карина Анатольевна — театровед по образованию, журналистка и издатель по роду занятий. Автор книги «Блокадные девочки» (2013). Была редактором журналов Vogue и AD, возглавляла издательский дом Conde Nast Россия, в настоящее время — редакционный директор Conde Nast International. Живет в Париже.


Статья написана 14 ноября 2021 г. 13:50

Феномен утопии в общественном сознании и культуре

Сборник научных трудов памяти Виктории Атомовны Чаликовой

Отв. ред. Гудимова Светлана Алексеевна

[Теория и история культуры]

М.: ИНИОН РАН, 2021.

283 с. Пер. 60X84/16 300 экз. 5-248-00992-3

цитата
В России феномен утопии в его культурологическом аспекте стал предметом интенсивных исследований с конца 1970-х годов, прежде всего благодаря серии сборников ИНИОН «Социокультурные утопии ХХ века» под редакцией Виктории Чаликовой (1979–1988. Вып. 1–6). Настоящий сборник продолжает традиции этой серии. В него включено несколько наиболее значимых работ из сборников В. Чаликовой (в основном в обновленном виде), а также ряд новых работ, посвященных философским и культурным аспектам утопического мышления.

От редакции, с. 5-8

Чаликова В.А. О типологии литературных утопий, с. 9-13

Чаликова В.А. Жанровые и автобиографические источники романа Оруэлла «1984», с. 14-75

Чаликова В.А. Антиутопия Евгения Замятина: пародия или альтернатива?, с. 76-110

Новикова О.А. Утопия Александра Грина, с. 111-131

Душенко К.В. Научная фантастика: современная утопия или история будущего?, с. 132-164

цитата
В статье анализируются взгляды польских авторов на соотношение между утопией, антиутопией и научной фантастикой. Этот вопрос усиленно разрабатывался именно в Польше, в том числе Станиславом Лемом, одним из наиболее глубоких теоретиков жанра научной фантастики. Среди творцов, предвосхитивших научную фантастику XX в., был Адам Мицкевич, автор серии набросков под заглавием «История будущего». Роман Лема «Магелланово облако» положил начало «новой коммунистической утопии» 1950-1960-х годов, а его же роман «Возвращение со звезд» можно рассматривать в категориях метаутопии.

Ключевые слова: литературные жанры, утопия, антиутопия, дистопия, А. Мицкевич, С. Лем.

Борисов В.И., Лукашин А.П. Этот мир придуман не нами, с. 165-184

цитата
Статья анализирует утопические и антиутопические мотивы творчества братьев Стругацких в их эволюционном развитии. Показан постепенный отход от послесталинских идеологических установок к экзистенциальному позиционированию героев в противостоянии «миру жестоких чудес» будущего.

Ключевые слова: братья Стругацкие, утопия, антиутопия, теория воспитания.

Фишман Л.Г. Дистопия, в которой хочется жить, с. 185-200

цитата
В России сформировался своего рода метажанр «комфортной дистопии», включающий в себя попаданческую фантастику, постапокалиптику и литРПГ. «Комфортная дистопия», в той мере, в которой она является литературой исполнения желаний, соблюдает преемственность с утопиями и дистопиями прошлого и отчасти выполняет их функции. Ключевое отличие современной постапокалиптики, литРПГ, попаданческой фантастики от ряда отечественных произведений, написанных в жанре классической утопии, антиутопии или реваншистской фантастики, заключается в том, что их авторы уделяют ощутимо меньше внимания вопросам российской и прочей национальной и культурной идентичности, идеологическим и политическим вопросам вообще, чем это было еще в произведениях 2000-х годов.

Ключевые слова: комфортная дистопия, утопия, антиутопия, литРПГ, постапокалиптика, "попаданчество".

Душенко К.В. Фигуры и символы: архитектурное пространство утопии, с. 201-247

цитата
Образ идеального социума в европейской культуре неотделим от образа идеального городского пространства. Из стремления к тотальному упорядочению вытекала приверженность утопистов к точным числовым соотношениям, центральной симметрии и геометрическим фигурам. Образы идеального города несут на себе отпечаток христианских, неоплатонических и магических (герметических) представлений о священном пространстве. Пространство утопии символично и вместе с тем дидактично: оно служит делу воспитания граждан совершенного общества. В антиутопиях XX в. доведены до предела черты организации пространства в классических утопиях, и прежде всего — открытость индивида внешнему наблюдению и контролю. В статье рассматриваются также другие аспекты заявленной темы: центральная вертикаль; свет и стекло; сад как символ идиллических мотивов в утопии.

Ключевые слова: идеальный город, город и сад, архитектурная символика, Ойкема, Гипподам Милетский, К.Н. Леду, Каспар Штиблин, Иоганн Андреэ, Сэмюэл Готт, Роберт Пембертон, И.С. Проханов.

Макарова С.А. Музыкальная утопия А.Н. Скрябина: путь к «Мистерии», с. 248-281

цитата
В статье рассматриваются утопические представления А.Н. Скрябина, которые находят отражение не только в его инструментальной музыке, но также в литературных сочинениях и философских записях. Тема мечты в творческом мышлении композитора является определяющей. В своих полетных фантазиях Скрябин устремляется в светлое будущее, вечные измерения, мифопоэтические пространства, космические высоты. Музыкальной утопии композитора-философа-поэта сопутствуют идеи духовного преображения человечества, всеединства мироздания, теургических возможностей искусства, жизнестроительной силы творчества, созвучные эстетике и поэтике русского модернизма рубежа XIX-XX вв.

Ключевые слова: музыка А.Н. Скрябина, тема мечты, утопические проекты, искусство-теургия, мессианская роль, духовное всеединство, жизнестроительство, синтез искусств, русский модернизм.


Статья написана 11 ноября 2021 г. 19:21

Белла Ахмадулина

Союз радости и печали

[Биография эпохи]

Дизайн серии Виктории Лебедевой

В оформлении книги использованы фотографии из личного архива Бориса Мессерера, РИА Новости, а также работы Юрия Королева

На шмуцтитулах – рисунки Бориса Мессерера

Одна внутренняя вклейка — 16 страниц чёрно-белых фотографий

М.: АСТ, 2018.

400 с. Пер. 84X108?32 2000 экз. 5-17-108186-7

цитата
На протяжении многих лет Белла Ахмадулина писала литературные портреты людей, которые, как она говорила, «повлияли на ход и склад моей жизни». А среди них А. Ахматова, Б. Пастернак, П. Антокольский, Б. Окуджава, В. Набоков, Вен. Ерофеев, С. Довлатов, В. Высоцкий, А. Тышлер, М. Плисецкая...

На страницах же этой книги не только современники поэта, но и его предшественники – А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, М. Цветаева. И о каждом, с кем была знакома или лишь мечтала иметь знакомство, Б. Ахмадулина рассказывает с восхищением и любовью, бесконечно радуясь тому, что природа одарила их уникальным талантом.

«Я из тех, кто считает дар другого человека даром всем нам и мне», – пишет она, щедро делясь с читателями воспоминаниями и размышлениями о чудесных встречах, незабываемых поездках, той уникальной культурной атмосфере, в которой она жила и которая сегодня перешла в вечность.

Чудная вечность

— Пушкин. Лермонтов... (1965) 7

— Встреча (1966) 1695) 21

— "Мороз и солнце, день чудесный..." (1973) 24

— Чудная вечность (1974) 28

— Здесь он ходил... 33

— Позвольте поздравить Вас... к 190-летию со дня рождения А.С. Грибоедова (1984) 36

— О время, погоди! Маленькое предисловие 41

Миг бытия

— Прекрасный образ. Выступление на вечере, посвящённом 70-летию со дня рождения М. Цветаевой 47

— О Марине Цветаевой. Выступление в Литературном музее (1978) 49

— Всех обожании бедствие огромно (1996) 87

-- "Я завидую ей — молодой..." (стихотворение, 1974) 94

— Лицо и голос (1989) 96

-- Памяти Бориса Пастернака (стихотворение) 99

-- "Из леса, как из-за кулис актёр..." (стихотворение, 1962) 102

-- Метель (стихотворение, 1968) 105

— Борис Пастернак (80-е) 106

— Так вот какова эта ночь... Прощаясь с Павлом Григорьевичеам Антокольским (1978) 108

— Порыв души и ума (1986) 111

— Миг бытия (1996) 113

— Среди долины ровныя... (1996) 118

— Робкий путь к Набокову (1996) 135

Живое семицветье

— Воспоминание о Грузии (1964) 175

— Отрывок (1967) 177

— "Прекратим эти речи на миг..." (1973) 179

— День, ведущий к Анне... (1975) 184

— Нодар Думбадзе (1987) 187

— Живое семицветье (1964) 190

— Посвящение Артуру Макарову 192

— Путешествие (1968) 196

— О Евгении Винокурове (1975) 198

— Счастливый дар (1975) 202

— Вероника Тушнова (1976) 205

— "Итальянцы в России" (1985) 206

— Несколько слов о Борисе Чичибабине (1987) 210

— Париж — Петушки — Москва (1988) 211

— Памяти Венедикта Ерофеева (1990) 214

— День счастья (1988) 216

— Ваше величество женщина (1988) 222

— "Амадей и Вольфганг" (1988) 224

— Час души (1993) 226

— "Когда вы безвыходно печальны..." (1995) 232

— Посвящение Сергею Довлатову (1995) 234

— Устройство личности (15 мая 1998 года) 237

— Урождён поэтом (17 сентября 1998 г.) 245

— Посвящение Георгию Николаевичу Владимову 246

— Дарующий радость (1986) 248

— Вождь своей судьбы. Выступление на вечере памяти В. Высоцкого в Доме кино (1987) 251

-- "Твой случай таков, что мужи этих мест и предместий..." (стихотворение) 253

-- Москва: дом на Беговой улице (стихотворение) 254

-- "Бессмертьем души обольщая..." (стихотворение) 256

— Артист и поэт. Выступление на вечере памяти В. Высоцкого в Центральном доме актёра ВТО (1987) 259

-- "Эта смерть не моя есть ущерб и зачёт..." (стихотворение) 262

-- "Стихотворения чудный театр..." (стихотворение) 263

— Союз радости и печали. Выступление на церемонии открыти памятникаВ. Высоцкому (1995) 265

— Не забыть. Памяти Василия Шукшина (1978) 267

— Динара Асанова (1989) 274

— Слово о Ларисе Шепитько (1985) 277

— "Прощай, свободная стихия" (1990) 283

— Склоняю голову (1987) 286

— Памяти Александра Григорьевича Тышлера 289

-- Милый, великий Тышлер (80-е) 289

-- Дитя Тышлер (1996) 292

— Посвящение (вольное сочинение на заданную тему) (1987) 295

— Посвящается Вам (1993) 297

— Предисловие к книге Асафа Мессерера "Танец. Мысль. Время" (1979) 299

-- Дорогой любимый Асаф Михайлович! (31 октября 1988 г.) 303

— Памяти Великого Артиста (1992) 304

— Слово прощания. Выступление на гражданской панихиде по А.М. Мессереру (12 марта 1992) 305

— Чудо танца (1972) 307

— Послесловие к автобиографии Майи Плисецкой (1996) 313

-- "Глаз влажен был, ум сухо верил..." (стихотворение) 313

-- Майе Плисецкой ("Та, в сумраке превыспреннем витая...") (стихотворение) 313

— Новый год и Майя (1993) 316

— Розы для Анели. Вольное сочинение: поздравительное посвящение Анели Судакевич (1996) 318

Нечаяние. Дневник 323

-- "В нечаянье ума, в бесчувствии затменнои..." (стихотворение) 325

-- "Моими позними утрами..." (стихотворение) 330

-- "Украшения отрясает ель..." (стихотворение) 332

-- "Мне грустно, Коля и наташа..." (стихотворение) 334

-- "Когда, созревши на востоке..." (стихотворение) 390

-- "Лебедь белая над озером кичет..." (стихотворение) 391

(с) содержание, Лена М.


Статья написана 8 ноября 2021 г. 20:57

На перекрестках Востока и Запада: проблемы пограничья в русской и центральноевропейских культурах

Отв. ред. Н.В. Злыднева, Ж. Хетени

М.: Институт славяноведения РАН, 2021.

488 с. Пер. 60X90/16. 500 экз. 5-4465-3095-3

PDF

цитата
Коллективный труд, созданный в рамках российско-венгерского интердисциплинарного исследовательского проекта «Россия и Венгрия на перекрестке культур Востока и Запада: проблемы пограничья», посвящен осмыслению понятий Восток и Запад в культуре России и Центральной Европы ХХ в. и XXI вв. На широком материале языка, литературы, искусства и общественной мысли рассматриваются узловые проблемы поэтики культурного пограничья, а также реальных/воображаемых границ и форм национальной самоидентификации. Наряду с российскими и венгерскими учеными, в труде приняли участие как известные, так и молодые исследователи из Австрии, Венгрии, Германии, Польши, Хорватии, Швейцарии и Эстонии. Авторов объединяет опора на традиции русской формальной школы и исследований в русле анализа структуры текста. Книга предназначена для филологов и широкого круга гуманитариев.

— Злыднева Н.В., Хетени Ж. От составителей 9

Предыстория и контекст

— Гюнтер Х. Экономить или тратить? Западный и восточный экономические дискурсы в русской художественной литературе ХIХ в. 13

— Мних Р. «Евразийский соблазн» Дмитрия Чижевского и его исторические контексты 47

В поисках идентичности

— Хетени Ж. Антропоним как нарративный прием проблематизации идентичности автора и героя (Набоков и Шкловский в Берлине) 65

— Королькова П.В. Россия между Востоком и Западом: поиск идентичности в переходную эпоху (на материале русской литературной сказки 2000–2010-х гг.) 93

— Созина Е.К. На границе культур и народов: феномен коми писателя Каллистрата Жакова 107

— Красовец А.Н. Иммигранты в Словении и их язык: роман Горана Войновича «Чефуры вон!» 127

— Кузовкина Т.Д. Пространства юношеской биографии Ю.М. Лотмана 157

Поэтика и языки пограничья

— Калавски Ж., Уракова А. П. На границах текста и культа 175

— Злыднева Н.В. Диалог Восток/Запад в русском авангарде и поэтика примитива 201

— Майер-Фраац А. Текст границы в творчестве Андрея Битова 229

Буренина-Петрова О.Д. «Интерпланетарные» художественные и искусственные языки в литературе и искусстве 1900–1920-х гг. (Константин Циолковский, Александр Богданов, Алексей Толстой, братья Гордины) 253 Моя оценка 7.5 из 10

— Сабо Т. Антропологический и семиотический аспекты трансгрессии в творчестве Л. Улицкой 275

— Микола Д. Филателист из Помпеи. Спиритуализация границ в творчестве Отто Толнаи 295

Встречи в пространстве пограничья

— Калафатич Ж. Творческая встреча на сцене трех художников: Эден Палашовски, Николай Евреинов, Ева Цайзель (Эпизоды из истории венгерского театрального авангарда) 311

— Калавски Ж. Метаморфозы украинской песни «Їхав козак за Дунай»: был ли знаком венгерскому графу поэту Ференцу Телеки немецкий перевод Вильгельма Кюхельбекера? 327

— Hansen-Kokorus R. The Experience of Border and its Transition in Recent Russian Theater (Grishkovets, the brothers Presnyakov, Vyrypayev) 351

— Lugaric Vukas D. The I as the Eye: on Poetics of Ruins in I. Brodsky’s essay “Homage to Marcus Aurelius” 371

Границы реальные и воображаемые

— Поляков Д.К. «Вариации на центральноевропейские темы» Данило Киша как опыт конструирования пространства 391

— Бобрык Р. Венгрия – Восток или Запад? Имидж Венгрии в современной польской литературе и популярных путеводителях 413

— Kodres K. The Soviet West? The Shifting Bounderies of Estonian Culturescape 427

— Щукин В.Г. От Эльбы до Волги. В лабиринте культурных границ 445

— Ozgur S. The Aletic Republic – A Fictional World as Inspiration for the Real World Beyond Borders 469

Сведения об авторах 481

Список иллюстраций 486





  Подписка

Количество подписчиков: 135

⇑ Наверх