| |
| Статья написана 27 сентября 2019 г. 20:15 |
Алиса Ганиева Л.Ю.Б. Её Лиличество Брик на фоне Люциферова века Художник Андрей Бондаренко Две вкладки внутренних иллюстраций по 24 страницы каждая М.: Молодая гвардия, 2019. 576 с. Пер. 84X108/32 7000 экз. 5-235-04306-0 цитата Имя Лили Брик — музы Маяковского, приверженки свободной любви, щеголихи и любительницы талантов, сестры писательницы Эльзы Триоле и любимой фотомодели родоначальника конструктивизма Александра Родченко — до сих пор будоражит умы. Ей приписывают заслуги и обвиняют в злодеяниях. Она неотделима от высокой поэзии и желтых сплетен, от русского авангарда и заграничного шика. В нее безумно влюблялись и страстно ненавидели, она спасала от тюрьмы и доводила до истерики. Почему к ней тянулись великий футурист Маяковский и красный командир Примаков, режиссеры Лев Кулешов и Сергей Параджанов, поэт Андрей Вознесенский, композитор Родион Щедрин и балерина Майя Плисецкая? Как эта не очень красивая женщина умудрялась уводить мужчин из семей, сохраняя дружбу с их женами и детьми? Что ее связывает с чекистами, и как ей удалось уцелеть в Люциферов век? Ее биография — это рассказ о кульбитах нашей истории и искусства, о советском и буржуазном, о Сталине и Хрущеве, о смерти и сексе. Книга Алисы Ганиевой погружает читателя в мир страстей, поэзии, подавленных комплексов и загадочной магии под названием "Лиля Брик". Предисловие 9 Мумия и бриллианты 13 Звать Лили эту фею 17 Заштопанный позор 27 Венера в корсете 33 Фрукты и шампанское 41 Крылатый Эрос 56 Глаза Эльзы 80 Ноги твои исступленно гладил 105 Ваше Лиличество 130 Голую бабу не видели? 139 Триппер — был 155 Никогда не кончала 171 Кисит и Волосит 178 Карты и половой инстинкт 202 Танцуем себе понемногу 212 ЛЕФ и немножко сутенер 222 Всяческих охотников до наших жен 239 Деньгов совсем мало 259 Евреи, дети, женщины и новоселье 269 Лев на мотоцикле и товарищ девушка 282 Маленькие ножки 298 Должна разливать чай 308 Неужели не будет автомобильчика? 320 Длинноногая шляпница 329 Товарищ маузер 358 Вероники и брехобрики 380 В оба, чекист, смотри 395 Жена комкора 414 Стрельба в подвале 433 Дружба стала теснее 458 Паралич сердца 467 Проститутка! 477 Страсть на закате 506 "Голое" платье и духи от Герлена 519 Выезд королевы 533 Валун и опушка 548 Примечания 555
|
| | |
| Статья написана 24 сентября 2019 г. 20:12 |
Е.В. Галанина, Д.А. Батурин. Фэнтези как неомифологическая реальность // Вестник Челябинского государственного университета, 2016, №3 (385), Философские науки. Вып. 39, с. 41-45. цитата В статье исследуется жанр фантастической литературы — фэнтези, ставший значимым феноменом массовой культуры XXI века. Фэнтези рассматривается в первую очередь не как сказка и художественный вымысел, а как неомифологическая реальность, обладающая собственными онтологическими основаниями. Описаны характеристики фэнтезийного неомифа, показана мифологическая сущность фэнтезийного мира. Ключевые слова: фэнтези, миф, неомиф. с. 41: Актуальность исследования неомифологической сущности фэнтези обусловлена необходимостью философского осмысления феномена фэнтези, ставшего воплощением новых мифологических, культурных и социальных форм в духе «Нью-Эйдж». Сегодня конструируются различные фэнтезийно-мифологические миры – «Вселенные», предлагающие совершенно новые системы норм и ценностей, новые идеалы героя, новые образы, символы, поведенческие практики, такие, как, например, практики ролевых игр. В настоящее время мы должны констатировать необходимость философского исследования идей, которые привносит фэнтезийная идеология и влияние фэнтези на мировоззрение человека, чтобы лучше понять культурные ценности современного мира, в котором фэнтези стала популярным трендом. Действительно, жанр фэнтези сегодня имеет огромное количество последователей по всему миру, формирует особую субкультуру, обладает значительной возможностью влиять на массовое сознание, способен погружать человека в мифологические миры, действовать в которых предлагается по собственным установленным законам и правилам. Однако к настоящему времени существует лишь несколько философских исследований феномена фэнтези как мифологической реальности, обладающей собственным онтологическим основанием. Современность сделала возможным существование множества онтологически независимых мифологических миров. В целом, на наш взгляд, культура постмодерна неомифологична. Фэнтези становится заметным феноменом современной культуры, оказывающим значительное влияние на массовое сознание. В этом аспекте представляется необходимым исследовать неомифологическую сущность фэнтези. Фэнтези представляет собой жанр фантастической литературы, появившийся в начале XX в. Фэнтези формирует особый вымышленный мир, действия в котором происходят в эпоху, во многом напоминающую эпоху средних веков. Фэнтезийным миром управляют сверхъестественные процессы и явления, однако они воспринимаются героями как закономерные и обыденные. с. 41-42: Фэнтези следует рассматривать не как сказку, а как неомифологическую реальность. Поскольку миф предстает истинной и жизненно необходимой реальностью для субъекта, погруженного в его пространство, а сказка и легенда для субъекта уже понимаются как иллюзия, вымысел. Лишенный своей жизненной силы миф в результате развенчания идеалов превращается в сказания, легенды и сказки. В случае с фэнтези мы наблюдаем обратный процесс: изначально сконструированный автором художественный вымысел, фэнтезийная сказка в результате интерактивности насыщается жизненными смыслами, воспроизводится определенными сообществами субкультуры фэнтези, превращаясь из сказки в неомиф. Фэнтези формирует особое смысловое пространство, создает неомифологическую реальность, начинающую жить как суверенная форма в среде поклонников фэнтези, переносящих образцы вымышленного мира в повседневную реальность, придумывающих свои собственные продолжения любимого сюжета. Как и миф, фэнтези создает целостную картину мира, содержит в себе религиозно-мистическую идеологию и обряды. Мир фэнтези функционирует по мифологическим законам. с. 42: Как и миф, фэнтези обладает своими собственными онтологическими основаниями, собственной логикой и рациональностью. Миф содержит свою систему форм созерцания и понятий, на основании которых возможен опыт и познание мира. Для человека, погруженного в пространство фэнтезийного неомифа, этот мир предстает как первичная реальность, обладающая всем спектром ценностно-смысловых оснований. Рассмотрим более подробно характеристики фэнтезийного неомифа: 1. Миф представляет собой единство противоположностей, единство материального и идеального, общего и частного, внутреннего и внешнего, профанного и сакрального. Как и миф, фэнтези предлагает нам единство времени сакрального и профанного. с. 42: 2. Пространство фэнтезийного мира устроено подобно мифу. с. 43: 3. Элементы сверхъестественного органично вплетаются в структуру фэнтезийного неомифа. с. 43: 4. По правилам пространственно-временной модели формируются и персонажи фэнтези: боги, маги, чародеи, волшебники, духи. Темные существа локализованы в подземелье, в хтоническом, почвенном мире, на севере и востоке. Боги и светлые духи – на юге. Символом центра мира часто выступает главный герой, человек. Функция героя – установление нового порядка, может называться мифологической. Поведение героя в классической фэнтези продиктовано самой традицией фольклорного эпоса и рыцарского романа и так же этическими установками самого автора. 5. Ритуальные и обрядовые действия воспроизводят миф. В фэнтези обряд и ритуал также занимают центральное место. Герои фэнтези часто используют обрядовые действия для разрушения замков, приручения драконов, общения с духами и т. д. Самое интересное заключается в том, что фэнтезийный обряд часто начинает воспроизводиться в реальной действительности ролевыми молодежными субкультурами. Вот уже миллионы «толкиенистов» поют эльфийские гимны, поклоняются светлым богам валари, не задумываясь о том, что мир Средиземья есть, по сути, фэнтезийная неомифологическая реальность, новое прочтение древних ритуалов. с. 43: 6. Фэнтези содержит архетипы. В качестве примера можно привести фэнтезийный архетип мессии. «Мессия» представляет собой героическую личность, которая демонстрирует черты как положительного, так и отрицательного героя, но внутренне этой личности абсолютно чужды как злые, так и добрые душевные порывы. с. 43: Таким образом, как архаический миф обуславливал мышление и мировоззрение древнего человека, так и фэнтезийный неомиф оказывает воздействие на сознание современного человека. Создаваемая автором фэнтезийная реальность есть, по словам А.Ф. Лосева, «смысловое бытие», реальное, как и миф. Но фэнтезийный неомиф, на наш взгляд, в отличие от мифа архаического, объяснявшего мироздание, противопоставляет себя реальной действительности. Галанина Екатерина Владимировна – кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации, Томский политехнический университет Батурин Даниил Антонович – кандидат философских наук, преподаватель кафедры культурологии и социально-культурных технологий, Тюменский государственный институт культуры
|
| | |
| Статья написана 21 сентября 2019 г. 15:17 |
Норец М.В. Особенности развития жанра фэнтези // Жанрово-стилевые искания в художественной литературе. Материалы Всероссийской научной конференции, Астрахань, 25 апреля 2019 г. Астрахань : Астраханский государственный университет, 2019, с. 108-110. с. 108: цитата Жанр фэнтези на данный момент переживает период своего расцвета, порождая множество направлений не только как явление сугубо литературное, но и как отдельный культурный феномен, способный отразить в себе самые разные аспекты человеческого мышления и мироощущения. Кинематограф и компьютерные игры, живопись и музыка в жанре фэнтези, ролевые игры как современный продукт жанра фэнтези активно развиваются по законам данного литературного жанра, что даёт толчок к созданию новых направлений в культурной жизни современного общества. Всё это делает жанр фэнтези уникальным и вместе с тем весьма значимым явлением современной действительности. Подобного динамизма и широты распространения пока не достиг ни один жанр литературы. Когда возникает такая жанровая широта, какой обладает фэнтези, вопросы классификации и определения принимают довольно сложный характер. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Кругосвет» даёт следующее определение термину «фэнтези»: «Фэнтези – разновидность фантастики, конструирующая фантастическое допущение на основе свободного, не ограниченного требованиями науки вымысла, главным образом, за счёт мистики, магии и волшебства. Имеет глубокие и прочные корни в литературных традициях разных времён и народов, вплоть до древнейших, но как определённый жанр сложился в XX в.». с. 108-109: цитата Таким образом, очевидно, что фэнтези определяют как разновидность фантастики, однако фэнтези стоит на стыке фантастики, сказки и эпоса. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: или это параллельный мир, или другая планета, и его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы. На данный момент существует множество разновидностей фэнтези: научное фэнтези (фэнтези с элементами научной фантастики), детективное фэнтези (с элементами детектива), технофэнтези (наука и магия существуют параллельно или трансформируются друг в друга), магический реализм (описывает мир магии в реалистичной манере), героическое фэнтези (стиль «меча и магии», по сути это модернизованная форма средневекового рыцарского романа), эпическое фэнтези (его также называют «высокое фэнтези» – сюда относится трилогия «Властелин Колец»), тёмное фэнтези (стык между готикой и фэнтези), а также игровое фэнтези, историческое фэнтези, юмористическое, эротическое, поэтическое и другие виды. с. 109: цитата Обращает на себя внимание тот факт, что фэнтези, являясь словно продолжением мифологии и освещая жизнь и явления, прежде всего, нереального мира, воспринимается современными исследователями как способ отражения действительности или способ восприятия действительности. Если в древности мифология имела одну из основополагающих установок – объяснение мира, то жанр фэнтези со всеми его мифологическими заимствованиями воспроизводит существующий мир как бы в новом измерении, ничего не пытаясь объяснять, а лишь допуская многомерность и вариативность нашего мира, в котором главное – безграничность человеческой фантазии. Таким образом, жанр фэнтези проявляет себя как показатель культурного и психологического развития общества, в котором допускается смешение традиций и современных открытий, но это воспринимается как своего рода игра в реальность или продолжение реальности, как отражение «взрослой» действительности в «детском» сознании. Норец Михаил Вадимович — кандидат филологических наук, заведующий кафедры «Теория и практика перевода», Крымский Федеральный Университет, Симферополь
|
| | |
| Статья написана 14 сентября 2019 г. 19:52 |
Норец М.В., Семенова В.В. Особенности жанровой структуры фантастики // Аллея науки (Томск), 2018, том 1, №2(18), с. 432-436. цитата Фэнтези и научная фантастика традиционно считаются жанрами, противопоставленными друг другу. В современной фантастике наметилась тенденция к их слиянию. Произведения, соединяющие в себе черты научной фантастики и фэнтези, актуализируют проблему человека и человеческого в современной фантастике, что не было характерно ни для одного из исследуемых жанров по отдельности. Проведенное исследование позволяет утверждать, что фантастика способна охватить самый возрастающий спектр вероятного и просто необычайного, её отношения с наукой неоднозначны. Ключевые слова: научная фантастика, социальные тенденции, научно-технические прорывы, научно-технический прогресс, фэнтези. цитата Вопрос о гранях научной фантастики в корреляции с фэнтези обсуждался в отечественном литературоведении с 70-х гг. прошлого века ,когда первые примеры научной фантастики и зарубежной фэнтези стали заполнять прилавки книжных магазинов в СССР. В тоже самое время процессу переосмысления поверглись теоретические основы фантастики – в частности, вопрос классификации фантастических произведений, соотнесенный литературным процессом разграничения научной фантастики и фэнтези. Литература никогда не ставит перед собой задачу предугадать будущее. Фантастика визуализирует один из возможных вариантов. По словам Урсулы Ле Гуин, будущее притягательно как раз тем, что его невозможно узнать. «Это чёрный ящик, о котором можно говорить что угодно, не боясь, что кто-то вас исправит. Это безопасная, стерильная лаборатория для испытания идей, средство размышления о действительности, метод». Представители ниши писателей конца 20-го века проводя эксперименты, показывают, куда могут завести современные социальные тенденции и научно-технические прорывы. Уильям Гибсон (автор термина «киберпространство») в 1980-х изображал гиперсвязанное глобальное общество, где хакеры, кибервойны и реалити-шоу стали частью повседневной жизни. Для других авторов будущее только метафора. В романе Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы» (1969) действие происходит в мире, который населяют генетически модифицированные гермафродиты за приделами солнечной системы .Основная сюжетная линия посвящена философским вопросы о природе человека и общества. Фантастика способна охватить самый широкий спектр вероятного и просто необычного, её отношения с наукой неоднозначны. Каждый писатель , который находится в курсе последних достижений физики и компьютерной техники, сможет изобрести «нереальную» технологию или сотворить откровенные сказки, чтобы в притчевой форме выразить своё отношение к современным социальным тенденциям (Герберт Уэллс «Машина времени» 1895 г.). цитата Таблица 1 «Отличая Научной Фантастики и Фэнтези» цитата Итак, в данной работе определяется место научной фантастики и фэнтези в современной литературе и обосновывается их принадлежность новому образованию, соединяющему в себе элементы научной фантастики, альтернативной истории, антиутопии, фэнтези и неовикторианской литературы. Проведенное исследование научно-фантастической литературы и фэнтези представляется актуальным, восполняет существующие пробелы в представлениях о фантастике, в общем, и позволяет проводить дальнейшие исследования в области поэтики фантастической литературы. Норец Михаил Вадимович — кандидат филологических наук, заведующий кафедры «Теория и практика перевода», Крымский Федеральный Университет, Симферополь Семенова В.В. — магистрант, филологический факультет, кафедра английской филологии, Крымский Инженерно-Педагогический Университет, Симферополь
|
| | |
| Статья написана 14 сентября 2019 г. 18:01 |
Элеонора Иоффе Линия Маннергейма. Письма и документы, тайны и открытия Оформление облодки Вадима Обласова СПб: Пушкинский фонд, 2017. 432+32 с. Пер. 60X90/16 2000 экз. 5-9907582-7-8 цитата Густав Маннергейм — одна из самых сложных и драматических фигур в политике XX века: отпрыск обедневшего шведского рода, гвардеец, прожигавший жизнь в Петербурге, путешественник-разведчик, проникший в таинственные районы Азии, боевой генерал, сражавшийся с японцами и немцами, лидер Белого движения в Финляндии, жестоко подавивший красных финнов, полководец, противостоявший мощи Красной армии, вступивший в союз с Гитлером, но отказавшийся штурмовать Ленинград... Биография составленная на огромном архивном материале, открывает нового Маннергейма. От автора 5 Предисловие. Финский медный всадник 9 Глава первая. Потерянный рай 11 Глава вторая. "Рыцарская гвардия" 44 Глава третья. Ма-да-хан 74 Глава четвертая. "Витязь скандинавский" 104 Глава пятая. Кровавая баня 151 Глава шестая. Ни бог, ни царь и ни герой 187 Глава седьмая. Свой среди чужих — чужой среди своих 228 Глава восьмая. Со щитом или на щите? 279 Глава девятая. Продолжение войны: "война-продолжение" 318 Глава десятая. "Пейзаж после битвы" 367 Приложения 394 Леонид Юзефович: цитата Интереснейшие сведения подобраны с замечательным вкусом и тактом… Большое впечатление произвел на меня и сам тон книги — очень спокойный, что нечасто встречается в наше время всеобщей запальчивости. Достоинство автора всегда проявляется в интонации, а здесь авторская интонация, по-моему, безупречна. Высший пилотаж — уметь высказать важное, не прибегая к оценкам. Туомо Олкконен, историк: цитата Хорошо и увлекательно написанная биография. Автор проделал масштабную работу, создав многогранный образ знаменитого государственного деятеля. Сампо Ахто, полковник Генерального штаба, военный историк: цитата ...Из всех попыток рассмотреть, каким был человек, скрывавшийся под маршальским мундиром, эта, несомненно, самая удачная... Книга Элеоноры Иоффе отныне будет принадлежать к важнейшей группе исследований биографии Маннергейма. Я рад, что имею возможность сказать об этом всем, кто интересуется темой.
|
|
|