Отличные новости для тех, кто соскучился по "не-артбукам" и "не-вархаммеру". В типографию сдан второй том цикла Энн Леки"Империя Радч" — роман "Слуги Меча" ("Ancillary Sword"), отмеченный в 2015 году премией журнала "Локус" и премией Британской Ассоциации Научной Фантастики.
цитата
Издательская аннотация: Она была десантным кораблем, мощным оружием завоевания на службе Империи Радча. Теперь Брэк, заключенная в простое человеческое тело, становится капитаном вверенного ей судна и отправляется на отдаленную базу Атхоек с тайной миссией. Правительница Анаандер Мианнаи поручает ей выяснить, что на самом деле там происходит и какую роль во всем этом играют загадочные пришельцы Пресгер. Однако для Брэк это еще и глубоко личное дело: помимо всех прочих испытаний, ей предстоит встретиться с младшей сестрой человека, которого она когда-то любила и которого ей пришлось застрелить по приказу Анаандер Мианнаи.
Формат 60X90, тираж 1200 экземпляров, 368 страниц, перевод с английского В.Лушникова.
Ждем тираж в конце января-начале февраля. А пока — обложка:
И немножко беззастенчивой рекламы. На сайте "Rara Avis. Открытая критика" появился мой материал о десяти фантастических книгах за последние 10 лет, реабилитирующих отечественную фантастику. Список, разумеется, субъективный и, естественно, не полный, но надо же с чего-то начинать.
А вообще крайне рекомендую этот портал. На мой взгляд, один из самых многообещающих литературных информационно-критических онлайн-ресурсов, появившихся за последнее время. Для сайта пишут Валерия Пустовая, Лев Пирогов, Владимир Березин, Роман Сенчин и многие другие. Приятно с ними сотрудничать.
И кстати, с неослабевающим интересом слежу за комментами к перепостам этого материала на "Фейсбуке". В целом динамика положительная, все как и ожидалось: народ реагирует в духе "я Пастернака не читал, но скажу": "кто все эти люди", "где они находят такую дрянь" и прочие предсказуемые реплики. Но один чувак меня порадовал отдельно. Он в материале углядел реабилитацию российской фантастики "исключительно через антиутопию". "Не удивлюсь, если это попытаются протолкнуть в качестве "русской идеи". Для справки: антиутопии в статье упомянуто ровно 2 штуки. Из 10 книг. А кто именно "попытается протолкнуть" я просто теряюсь. Рептилоиды, не иначе.
Фантастику называют массовой коммерческой литературой — но скорее по инерции. Время расставило всё по своим местам: среди ныне живущих фантастов, пишущих по-русски, можно по пальцам пересчитать тех, чьи тиражи сопоставимы не только с тиражами Бориса Акунина или Виктора Пелевина, но Дины Рубинной или Евгения Водолазкина. Куда точнее для определения жанра, на мой взгляд, подходит литературоведческий термин «формульная литература» . Плоть от плоти конвейерного, поточного производства, фантастика пишется в основном по готовым лекалам, проверенным годами схемам, согласно технологической спецификации. Шаг вправо, шаг влево — попытка к бегству, прыжок на месте — провокация. Тем не менее и шагают, и прыгают.
Ежегодно в мире выходит 500-800 новых фантастических романов на русском языке, что не так уж много, реалистических книг печатается в разы больше. И среди этих пятисот-восьмисот изданий набирается с полдюжины текстов (в особо урожайные года — до десятка), не укладывающихся в прокрустово ложе. За десять лет, с 2005 по 2015-й — более полусотни наименований, не такой уж скудный урожай. В этот обзор можно было включить книги Евгения Лукина, Святослава Логинова, Марины и Сергея Дяченко, Ивана Наумова, Марины Козловой, Яны Дубинянской, Тима Скоренко, Карины Шаинян, Владимира Аренева, Шамиля Идиатуллина, Романа Шмаракова, Александра Золотько, Анны Старобинец, Сергея Кузнецова, Юрия Арабова и многих других авторов разной степени известности... Но и этой десятки хватит, чтобы понять: далеко не все писатели, чья проза маркируется как фантастическая, связаны «формулой» по рукам и ногам.
В прошлом году в издательстве "Шико-Севастополь" вышел довольно неожиданный антиутопический роман Дмитрия Казакова — кстати, с послесловием Андрея Валентинова, не то чтобы восторженным, но вполне комплиментарным. Оптовики побоялись брать книгу на реализацию, а книжные магазины — ставить на полку. По-моему, это тоже своего рода комплимент. Зато в лонглист "Русского Букера" роман попал. Сейчас книга потихоньку доходит до читателей, ну а мне повезло познакомиться с ним еще в начале 2015 года...
Евразийский реквием
Дмитрий Казаков. Чёрное знамя: Роман. — Севастополь: Шико-Севастополь, 2015. — 416 с. — (Другая история). 1000 экз. — ISBN 978-5-444422-76-2.
Россия, где не случилось русско-японской войны. Россия, где заговорщики-монархисты устранили Николая Второго и возвели на трон императора, который казался им более решительным. Россия, где буржуазная революция победила, но так и не переросла в социалистическую. Наконец, «веймарская» Россия, разбитая на поле битвы, заключившая позорный мир с Германией и Австро-Венгрией, униженная и потерявшая часть территорий. Все это вполне возможные альтернативно-исторические развилки — эксперты подтверждают: в начале XX века могло повернуться и так, и этак. В новом романе Дмитрия Казакова «Черное знамя» одна альтернатива накладывается на другую, «точки бифуркации» суммируются в вектор, ведущий к появлению на территории бывшей Российской империи идеократической диктатуры, отчетливо напоминающей Третий Рейх — и с несколько меньшей очевидностью Океанию из «1984» Джорджа Оруэлла.
Главный герой «Черного знамени» Олег Одиноцов — не политик, не военный и даже не жандарм. Он не принадлежит к породе прирожденных лидеров, поднимающих полки в штыковую атаку, зато слывет отменным исполнителем и проводником чужих идей, человеком с идеальной памятью и высочайшей работоспособностью. Профессия Одинцова — одна из самых востребованных в любом идеократическом обществе: по роду деятельности он журналист, пропагандист и политтехнолог, в некотором смысле коллега оруэлловского Уинстона Смита. То есть высококлассный специалист, хорошо знающий, как устроен механизм человеческого восприятия, что нужно пообещать, чтобы завоевать симпатии населения огромной страны и как скормить публике любую дезинформацию. Если хватает ресурсов, в этом нет ничего сложного, вопрос чисто технический: «реальность нового государства и даже реальность мира создается прежде всего на уровне слов... Правильно оформленные идеи — куда более эффективное орудие управления, чем грубая сила, главное — разместить их в нужном порядке, окружить человека со всех сторон, чтобы он не имел возможности вырваться, даже не хотел вырваться!». Ну а еще Олег легко отличает внедренные идеологические клише от выстраданных мыслей собеседника — этот талант делает его незаменимым сотрудником недавно созданного министерства мировоззрения. По крайней мере, до тех пор, пока борьба за умы продолжается. А уж там — как повезет...
В 1938 году Одинцов, «старый партиец», порядком потрепанный жизнью и почти утративший веру в политику партии и правительства, участвует в расследовании серии террористических актов, в которой предположительно задействованы члены подпольного Ордена Розенкрейцеров. Во вставных главах-флешбэках Дмитрий Казаков пересказывает читателям биографию главного героя — а заодно историю стремительного вознесения к вершинам власти Партии народов России. Сама по себе идея евразийства, положенная в основу партийной идеологии, подходит для униженной, мечтающей об историческом реванше страны с нестабильной экономикой ничуть не хуже, чем итальянский фашизм, германский национал-социализм или большевистская версия марксизма (что, кстати, подтвердил локальный успех эпопеи Хольма Ван Зайчика «Евразийская симфония»). Честолюбивый харизматичный лидер, готовый обещать рай божий на земле, грамотно выстроенная пропаганда, хорошо отлаженная система подавления — и за каких-то пятнадцать лет маленькая маргинальная партия подомнет под себя гигантскую империю. Что характерно, при полной поддержке подавляющего большинства населения. Ну а там можно заявить претензию и на мировое господство...
Под властью ПНР всего за каких-то десять лет Россия преображается до неузнаваемости. Индустриальные центры строятся за Уралом и на Дальнем Востоке, промышленное производство растет не по дням, а по часам, повсюду, от армии до средней школы, наведен железный единообразный порядок. После победоносной войны на Востоке империя не только вернула отторгнутые территории, но и обзавелась новыми колониями. Присоединены Стамбул, Иран и часть Китая, Украина сама вернулась в братские объятия. Народ нарадоваться не может на своего лидера: статуя Вождя украшает площадь каждого провинциального городка... А тем временем по всей стране без шума и пыли растут концлагеря для коммунистов, эсеров, гомосексуалистов и прочих национал-предателей — в русской истории это почему-то всегда взаимосвязано.
Труднее всего, конечно, поверить в перенос имперской столицы в Казань, возрождение ордынских порядков (модифицированных в соответствии с духом времени) и идеализацию фигуры Чингисхана. «Кто еще десять лет назад знал, что такое копчур?.. Разве что специалисты-историки. А сейчас все его платят и даже не задумываются, почему. Пайцзы, нойоны, тумены, Яса... многодетные матери теперь получают нагрудный знак Оэлун и гордятся им, хотя раньше никогда не вспоминали, как звали матушку Чингисхана... произошла настоящая лингвистическая революция, тихая, почти незаметная». Впрочем, как справедливо замечает один из персонажей, «если ты хочешь изменить сознание, трансформируй пространство и время, если не реально, а это невозможно, и оно того не стоит, то хотя бы символически». Неужто неистовый Темучин меньше подходит на роль символической фигуры, чем какой-то бородатый автор малопонятного «Капитала»?
Так или иначе, мечты реваншистов сбылись. Однако стабильность эта долго не продлится. Великая Империя ведет новую войну — на сей раз со всем западным миром и примкнувшими Соединенными Штатами. Устоит ли держава, если даже Олег Одинцов, вступивший в ПНР в начале 1920-х по велению сердца, отдавший борьбе молодость и здоровье, пожертвовавший семьей, рассуждает о своих молодых коллегах-журналистах в таких выражениях: «прежде, чем выпустить новых бойцов в окопы идеологической войны, не менее жестокой, чем обычная, хотя на ее полях не льется кровь, им нужно «промыть» мозги, очистить от всего, что мешает эффективному труду на благо Вечной Империи, в том числе от привычки говорить правду, от «устаревшей» морали и прочей требухи, и заполнить пустоту нужными знаниями и всякого рода клише, с помощью которых полагается доносить до населения разного рода информацию»?
Много лет назад ехидный Олег Поль написал эпиграмму: «Книги Димы Казакова / Абсолютно бестолковы / Потому что Казаков / И в реальности таков». Роман «Черное знамя» — книга именно что толковая. Не «Тихий Дон» и не «Хождение по мукам», но исторический материал проработан скрупулезно, диалоги живые, характеры в меру выпуклые, стиль бойкий, сюжет небанальный. Одно раздражает: каждый встречный-поперечный норовит прочитать главному герою лекцию, причем чаще всего о том, в чем Олег Одинцов и сам разбирается прекрасно. Понятно, зачем это понадобилось автору — но, мне кажется, можно было донести необходимую информацию до публики и другим способом, больно уж навязчиво эта публицистика лезет в художественный текст. А то и просто оставить некоторые нюансы без пояснений: хочется верить, потенциальный читатель этой книги не совсем дурной, сам в состоянии заполнить лакуны.
По техническим причинам (вирусы) не смог поделиться раньше, исправляюсь. У писательницы Юлии Андреевой появилась замечательная идея. Цитирую из ее Живого Журнала:
цитата
Есть идея сделать сборник замечательного детского поэта и писателя Александра Кузнецова, украсив его иллюстрациями юных художников.
Разумеется, все художники, чьи рисунки войдут в книгу гарантированно получат авторский экземпляр, и их родители смогут докупить дополнительные экземпляры по издательской цене.
Принцип участия:
1. Вы приобретаете книгу А.Кузнецова "Сказки лебяжьей канавки", в Санкт-Петербурге она продается в магазине "Жук" (Гороховая, 39) или в магазине «Фаренгейт 451» (ул. Маяковского, 25 (вход во дворе)) или у меня (langedok собака mail.ru). Цена вопроса 150 р. + пересылка, если другой город.
Ваш ребенок выбирает рассказ и присылает свою работу.
Просьба подписать рисунок прямо на нем, великие произведения должны быть подписаны. Остальные контактные данные в письме.
Отбирает автор.
Всем успехов!
Заказать книгу "Сказки лебяжьей канавки" по почте можно у Елены Бойцовой (на "ФантЛабе" ula_allen) либо у Юлии Андреевой по адресу: langedok@mail.ru