Вчера под Питером начал работу литературный семинар "Малеевка-Интерпресскон: новая волна". Более подробный отчет будет позже, когда семинар завершит свою работу и будут подведены официальные итоги, а пока вывешиваю первую порцию фотографий с семинара.
— Вы успели активно поучаствовать в проекте «Этногенез», самом грамотном, на мой взгляд, в маркетинговом плане фантастическом проекте, осуществленном на территории России. Но вопрос не об этом. Скажите, что за проклятие лежит на наших фантастах, почему их книги даром не нужны читателю вне серии или проекта? То есть нереалистические книги Быкова, Пелевина, Галиной, Рубанова или Старобинец нужны, а «фантастических фантастов» — как-то не очень?
— Ну, это в значительной степени вина самих фантастов, а также издателей, хотя последние, конечно, не злым умыслом руководствовались, а просто соображениями коммерческой выгоды. Ничего личного, детка, просто бизнес.
Смотрите — Пелевин в свое время начинал как фантаст. Получил кучу фантастических премий, в том числе «Бронзовую улитку», «Интерпресскон», «Странник». Ездил на конвенты. А потом понял, что находиться дальше в этой тусовке — значит очень сильно ограничивать себе пространство для маневра. «Фантаст» — это в нашей литературе как клеймо, как желтая звезда Давида на рукаве. И ведь не сегодня это началось, а еще в былинные советские времена, когда в Союзе Писателей за людей считали только авторов романов про комбайнеров и металлургов, а всякие «жанровые» авторы проходили по разряду писателей второго сорта. Помните, Кир Булычев писал — «когда говорят “писатель-фантаст”, подразумевают нечто вроде “Он танцор, но, конечно, не из Большого театра, а чечеточник”».
Вот и Пелевин это очень вовремя уловил.
Как вспоминала его редактор из журнала «Знамя» Виктория Шохина: «В “Знамени” была первая толстожурнальная публикация Пелевина. Но до этого его печатали в журналах: “Наука и религия”, “Знание — сила”, “Химия и жизнь”. В издательстве “Текст” готовился к выходу сборник рассказов “Синий фонарь”. Но все это проходило по ведомству фантастики, а ему надо было попасть в “большую литературу”».
И, отдадим ему должное, он приложил к этому большие усилия и попал. А Алексея Иванова, например, из фантастики фактически «выперли» — жестоко раскритиковав его ранние вещи на семинаре для молодых авторов в Дубултах. Вся эта история хорошо известна, и не имеет смысла, наверное, называть имена людей, благодаря которым Иванов попал в немногочисленную когорту ведущих русских писателей современности (вместо того, чтобы остаться в нашем уютном гетто).
Но «нереалистичная литература» и «фантастика» с каждым годом расходятся все дальше. Потому что «не-реализм» — это все больше «как», а «фантастика» — все больше «про что». Про вампиров, про «попаданцев», про Зону, про «танчики»... Ну, и про «фигурки», если уж мы вспомнили о проекте «Этногенез».
Это размежевание диктуется прежде всего экономикой. Некогда единая армия читателей и почитателей фантастики разделилась на почти не пересекающиеся целевые аудитории. Иногда эти целевые аудитории могут потреблять два или три относительно близких продукта: например, многие из поклонников проекта «Сталкер» наверняка будет покупать новеллизации компьютерной игры «Танки он-лайн». Отчасти потому, что эта аудитория вообще расположена (и уже приучена) покупать новеллизации игрушек, отчасти потому, что в обоих случаях большую роль играет военная техника. А читатели «Этногенеза», как показала практика, заинтересовались проектом «Анабиоз», который, правда, не оправдал их надежд и просуществовал недолго.
Понятно, что в этих условиях количество читателей, заинтересованных не в проектах как таковых, а в оригинальных книгах, будет неуклонно уменьшаться. И ведь не просто читателей, а читателей «профильных», любителей фантастики. Если же говорить о читателях «большой литературы», то они, скорее всего, и в руки не возьмут книгу, стоящую на полке под рубрикой «научная фантастика» или «фэнтези». Для того, чтобы такое чудо произошло, требуется мощная маркетинговая атака на потребителя — такая, как выход популярного телесериала-экранизации. Как старый и преданный поклонник цикла «Песнь льда и пламени», я лично не в восторге от сериала НВО «Игра престолов», но надо признать, что круг читателей Дж.Мартина этот сериал расширил значительно — и в первую очередь за счет нецелевой аудитории фэнтези. Целевая и так хорошо знала, что книги качественные. Но! Чтобы телевизионщики заинтересовались непроектной книгой, она должна уже выйти на определенный уровень популярности. Получается замкнутый круг. Да и телевидение само по себе не является «афродизиаком», гарантированно привлекающим внимание зрителей к литературной первооснове.
Как видите, факторов, определяющих невостребованность непроектных, оригинальных книг писателей-фантастов, достаточно много. Достаточно, чтобы сделать невеселый вывод: тому, кто хочет действительно сказать свое слово в литературе — а главное, быть услышанным — следует всячески избегать фантастического гетто.
Адрес: Санкт-Петербург, Курортный район, пос. Смолячково, Приморское шоссе, д. 673. ДОЛ «Березка». (812) 433-21-25, 433-22-05, +7 921-904-15-81. Координаты для GPS: 60.186385 градусов северной широты, 29.505887 градусов восточной долготы.
Ехать нужно до автобусной остановки «Смолячково, 12 км» (Лагерь «Солнечный»). От остановки пройти вперёд по шоссе ~50-100 метров и повернуть направо по дорожке.
Через 100 метров вы будете в лагере «Берёзка».
Доехать без пересадок можно только от станции метро «Старая деревня» на маршрутном такси № 305. Посадка прямо напротив выхода из метро, возле аптечного киоска. Стоимость проезда 100 рублей.
Внимание! Остальные маршруты — с пересадкой в Зеленогорске, на вокзале.
До вокзала Зеленогорска можно доехать на маршрутках от станций метро «Площадь Ленина» (Финляндский вокзал), «Гражданский проспект», «Проспект Просвещения», на автобусе от станции метро «Черная речка», а также на электричке с Финляндского вокзала (метро «Площадь Ленина») или со станции Удельная (метро «Удельная»).
От остановки у вокзала Зеленогорска далее на автобусах №№ 213, 420, 420А и 420Б или на все той же маршрутке № 305 до остановки «Смолячково, 12 км» (Лагерь «Солнечный»). Пройти вперёд по шоссе ~50-100 метров и повернуть направо по дорожке. Через 100 метров вы будете в лагере «Берёзка».
Еще раз подчеркиваю: от Санкт-Петербурга (метро "Старая деревня") до пансионата "Березка" идет только одна прямая маршрутка, №305. Остальные способы проезда на общественном транспорте предусматривают пересадку.
Подробнее, с картинками и номерами маршруток, идущих до Зеленогорска, можно посмотреть тут.
— Вместе с Игорем Минаковым и Антоном Первушиным вы написали два романа для межавторской серии по «Обитаемому острову» Стругацких — «Отдел "Массаракш"» и «Пираты Тагоры». Что это для вас: попытка литературной рефлексии, осмысления вопросов, поставленных классиками, заочная полемика с АБС, просто возвращение в любимый с детства мир? И, кстати, откуда вообще взялась уверенность, что вашему триумвирату хватит силенок, чтобы потягаться с самими Стругацкими?
— Отвечая на этот вопрос, я, возможно, выскажу какие-то крамольные вещи. Я не читал Стругацких в детстве. Да, когда я был совсем маленьким, отец вместо сказок на ночь пересказывал мне сюжеты своих любимых фантастических книг, в том числе — написанных Стругацкими. В подростковом возрасте я прочитал «Отель "У погибшего альпиниста"», повесть мне понравилась, но это был всего лишь эпизод, который никакого влияния на меня не оказал. Книги Стругацких — это мой осознанный выбор. Выбор пусть молодого, но уже состоявшегося человека.
Далее, повесть «Обитаемый остров» мне никогда не нравилась. Вот «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» — да, а «Обитаемый остров» — нет. Поймите правильно: «Обитаемый остров» не вызывал отторжения или иных негативных эмоций, в повести масса интересных моментов, но, как произведение, она меня не цепляла.
Участие в одноименном литературном проекте — это было предложение, от которого я не мог отказаться. К тому моменту, когда речь зашла об «Отделе "Массаракш"», я написал четыре романа, и мне хотелось попробовать эксперимента ради иной метод работы. Например — в соавторстве. И здесь я имел возможность вволю поэкспериментировать, потому что писать нужно было в тесном сотрудничестве с Антоном Первушиным и Игорем Минаковым. У Антона имелась прекрасная сюжетообразующая идея, с ней было интересно иметь дело.
Работая над «Отделом "Массаракш"» и «Пиратами Тагоры» — это дилогия — мы даже не пытались бросить вызов Стругацким или каким-то образом вступить с ними в полемику. Мы писали свои книги и в своем стиле. Мы высказывали и развивали свои идеи. Но все это — оставаясь в реалиях Саракша. Наверное, потому что мы изначально не задавались целью тягаться со Стругацкими, у нас все получилось.
Кроме того, я не вижу ничего зазорного в том, чтобы сочинять вольные продолжения к произведениям Стругацких. АБС — классики, их книги — это шедевры мирового уровня. Стругацкие создали не просто ряд миров, они создали Вселенную. И в этой Вселенной достаточно просторно. Эту Вселенную хочется изучать и открывать. А иногда — просто в ней жить.
Сейчас я с теплом вспоминаю те зимние дни, когда мы писали «Отдел "Массаракш"». Был азарт, энтузиазм, вдохновение. Текст не отпускал. «Отдел...» мы написали за 45 дней. Я — в Симферополе, Игорь — в Москве, Антон — в Питере. Видите, никаких не стояло между нами границ. Мы перебрасывались черновыми фрагментами текста, тут же высказывали друг другу замечания, делали правки, обсуждали в «скайпе» развитие сюжета, персонажей, особенности мира.
С «Пиратами Тагоры» вышло не все гладко. Но я начал писать второй роман с той сцены, которой закончил первую книгу, очень хотелось дорассказать историю. Я еще не читал этот роман на бумаге. Пока я его не впитаю, как читатель, мне трудно сказать о нем много.
17:30–19:00 Знакомство с группой и организация работы
19:00–20:00 Ужин
20:00–21:00 Встреча с главным редактором издательского дома «Ленинград» Александром Сидоровичем
3 февраля, воскресенье
10:00–11:00 Завтрак
11:00–14:00 Занятия по группам
14:00–15:00 Обед
15:00–19:00 Занятия по группам (продолжение)
19:00–20:00 Ужин
20:00–21:00 Мастер-класс «Учимся писать синопсисы». Ведет Н. Цюрупа
4 февраля, понедельник
9:00–10:00 Завтрак
11:00–14:00 Занятия по группам
14:00–15:00 Обед
15:00–19:00 Занятия по группам (продолжение)
19:00–20:00 Ужин
20:00–21:00 «Силовые конфликты в фантастике, или Как писать „боевку“». Практикум по боевым сценам. Ведет А. Фарб
5 февраля, вторник
10:00–11:00 Завтрак
11:00–14:00 Занятия по группам
14:00–15:00 Обед
15:00–19:00 Занятия по группам (продолжение)
19:00–20:00 Ужин
20:00–21:00 Встреча с представителями издательств
6 февраля, среда
10:00–11:00 Завтрак
11:00–14:00 Занятия по группам
14:00–15:00 Обед
15:00–19:00 Занятия по группам (продолжение)
19:00–20:00 Ужин
20:00–21:00 «Поэзия прозе не помеха». Поэтический вечер. Ведет Н. Цюрупа
7 февраля, четверг
10:00–11:00 Завтрак
11:00–14:00 Отъезд участников семинара
АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ
Мастер-класс «Учимся писать синопсисы»
Ведущая — Нина Цюрупа.
Легче всего учиться писать синопсис на чужих произведениях. Поверьте, сделать «краткий пересказ» своего романа гораздо труднее, чем «Войны и Мира». Именно поэтому желающим участвовать в мастер-классе по синопсисам предлагается задание.
Перечитать или вспомнить «Трудно быть богом» братьев Стругацких.
Изучить имеющиеся в сети материалы по синопсисам.
Написать синопсис «ТББ» объемом 4-5 тысяч знаков, оформить его и выслать на адрес: synopsis@interpresscon.ru.
«Силовые конфликты в фантастике, или Как писать „боевку“»
Ведущий — Антон Фарб.
Современную фантастику трудно представить без боевых сцен. Но писать их совсем не так просто, как может показаться. Даже если вам не раз доводилось принимать участие в силовых взаимодействиях, подобрать правильные слова, задать темп и ритм эпизода получится далеко не у каждого и отнюдь не сразу.
Найти верный подход к этой задаче поможет писатель-фантаст Антон Фарб, практикующий инструктор по крав-маге, специалист по рукопашному бою и самозащите.
На практикуме будут затронуты следующие темы:
— Силовые конфликты в фантастике.
— Сценическая хореография как вид искусства: реализм против художественной выразительности.
— Три основных способа описания драки в литературе.
— Обзор существующих систем рукопашного боя.
— Вымышленные системы рукопашного боя в фантастике.
— Групповой бой: основные ошибки в описаниях.
— Что такое «гопник» и с чем его едят?
— Поножовщина: мифы и реалии.
— Характер и тяжесть повреждений клинковым оружием.
— Перестрелка: как это бывает на самом деле?
— Ложные синонимы в описаниях огнестрельного оружия.
«Поэзия прозе не помеха». Поэтический вечер
Многие из нас пишут стихи.
Никто не отказывается почитать их в узком кругу. Но мало кто умеет критиковать поэзию.
Так давайте попробуем научиться! Поверьте, поэтическая критика — увлекательное и кровавое занятие.
Для участия в поэтическом вечере с последующим избиением при себе иметь:
— свои тексты в распечатке, чтобы другие могли ознакомиться;
— желание слушать и воспринимать тексты товарищей;
— боксерские перчатки, капу, защиту паха.
Ведет поэтический вечер Нина Цюрупа, которую целых пять лет учили ругать стихи.