— Существует давний спор: можно ли считать научной фантастикой литературу, в которой герои не физики или химики, а какие-нибудь философы, историки, культурологи... В общем, несерьезные гуманитарии с их несерьезными гуманитарными проблемами. Что думает на этот счет автор цикла новелл — или правильнее сказать «повести в рассказах»? — о приключениях межпланетного лингвиста?
— Вообще-то давний спор, если не ошибаюсь, идет о том, можно ли считать фантастику литературой. Но о нем мы лучше не будем говорить, а то завяжется кровавая битва. Относительно же Настоящей Научной Фантастики — так я никогда и не настаивала на своей к ней принадлежности. Мое видение будущего принадлежит сороковым, когда писал Бредбери, максимум — шестидесятым-семидесятым, когда снимали сериалы про космос с картонными декорациями, а космонавты бегали по чужим планетам в свитерах. Потому что то будущее я запомнила как наиболее гуманное. И, конечно, захватывающее. У героини «Межпланетного лингвиста» образование языковедческое, и надеюсь, что в этой области я сильных ляпов не сделала. Остальное столь же научно, как световой меч учителя Йоды. Второй вопрос: а кого это волнует? Я знаю, что некоторых людей волнует именно научный аспект фантастики, но большинство читает не для того, чтоб узнать о новых открытиях (для этого можно «Химию и Жизнь» почитать, или что там еще бывает), а чтоб ему рассказали «о скитаниях вечных и о Земле». Ну и о нем, любимом, естественно.
— Вы регулярно участвуете в разнообразных сетевых конкурсах — вот, только что победили на очередном «КолФане». Не могу понять, зачем нужны эти массовые забеги автору, который кое-что умеет, публикациями не обделен и вообще как литератор состоялся. Понятно, какой смысл был в этих конкурсах тогда, когда среди «грелочников» бродили неузнанные Лукьяненко, Дивов, Бурносов, Каганов: соревнуясь с ними, молодежь качала литературные мускулы. Но сейчас-то на кой ляд эти состязания дались?
— Ответ очень простой. Из сборника рассказов, который выходит в августе, только пять написаны не на конкурс, а по внезапному вдохновению. Я тот самый еж, который птица гордая, поэтому без дедлайна не работаю. Конкурс для меня стимул сам по себе, вне зависимости от того, кто там играет и что дают. Просто ставится перед носом планка: к такому-то никабря рассказ должен быть написан. «КолФан» — классический пример такой планки. Задумка про поезд мне пришла еще прошлым летом, но если б не «КолФан» — закончила б я его к году так две тысячи тридцатому. Рассказ писался в метро, дописывался за секунду до отправки, в слегка сокращенном виде, ибо ограничения по знакам, и в слегка взъерошенном, ибо вычитывать было некогда. А теперь он отлежался на конкурсе, его покритиковали — в некоторых случаях даже конструктивно — и теперь можно поправить ошибки, учесть критику и проше пана — текст готов. Ну, и второй стимул — фидбек. Хотя я и «состоявшийся литератор» (раскланиваюсь), фидбека у меня до противности мало, и конкурсы — прекрасный способ его добрать.
— На выходе в издательстве «Фантаверсум» первая ваша авторская книга, сборник рассказов «Игра в классики на незнакомых планетах». Странная ситуация: в России ежегодно печатается около тысячи фантастических повестей и рассказов — в периодике, в ежегодных и тематических антологиях... То есть читатель в принципе к «малой» и «средней» форме неравнодушен. Но издать авторский сборник удается считанным единицам. На ваш взгляд, в чем тут дело?
— Вообще этот факт меня саму удивляет. Человек с современным «пультовым» сознанием должен бы любить короткую форму. Но, я думаю, дело в том, что, покупая книгу, человек вкладывает капитал. А вкладывать его хочется не в коротенькую и не всегда понятную историю, которая кончится через три странички, а в эпопею, чтоб успеть и втянуться, и посочувствовать героям, и разобраться, в чем же, собственно, дело. Ну и особенности жанра, конечно. В реалистической прозе не нужно заново создавать мир, достаточно нескольких штрихов. А вот описать Далекую Галактику и населяющих ее трехголовых кляков в нескольких штрихах довольно сложно, тем более если надо расписать приехавших в гости землян, обстановку на их корабле, отношения капитана со старпомом, отношения старпома с трехголовыми кляками... ну и так далее. Так что неудивительно, что проза получается длинной, а короткой прозе остаются только журналы. И поэтому, конечно, я вдвойне рада, что в «Фантаверсуме» решили издать именно мои рассказы.
Техническое объявление — для тех, кто еще не, и кто уже, но.
цитата
Внимание! Мест в трехместных номерах осталось совсем мало: одно в "женском" номере и два — в "мужских". Пинайте друзей, кто собирался жить вместе с вами ;) А то рискуют пролететь.
Регистрация на "Петербургскую фантастическую ассамблею" — здесь.
Оргкомитет литературной премии "Новые горизонты" завершил работу над формированием списка финалистов премии. Труд оказался нелегким, но результат себя оправдывает. Итак,
НОМИНАЦИОННЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ
«НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ» — 2013
• Владимир АРЕНЕВ. В ожидании К. // Сборник «НФ-52». – Липецк: Крот.
• Алексей ИВАНОВ. Комьюнити. – СПб.: Азбука. М.: Азбука-Аттикус
• Иван НАУМОВ. Созданная для тебя. // Авторский сборник «Мальчик с саблей». — М.: Астрель.
• Юрий НЕКРАСОВ. Брандлькаст. – М.: CheBuk.
• Илья НОВАК. Ризома. // Авторский сборник «Петля Мёбиуса». // М.: Астрель.
• Ольга ОНОЙКО. Море имен. – М.: Эксмо.
• Роман ШМАРАКОВ. Каллиопа, дерево, Кориск. – Луганск: Шико.
Под катом — краткие представления номинантов.
цитата
• Владимир АРЕНЕВ «В ожидании К.»
Англо-американский кудесник Нил Гейман сделал себе имя на особой разновидности литературного волшебства: образы, отложившиеся у каждого окультуренного индивида в подкорке (мифические, сказочные или литературные), конкретизируются, выводятся в привычную нам действительность и подаются как неотъемлемая ее часть. Конечно же, этот трюк был известен и прежде, но до совершенства его довел именно Гейман. С тех пор многие пытались последовать по его стопам, но преуспели единицы – и среди них киевлянин Владимир Аренев. Он с блеском доказал, что в любимых книжках русскоязычной детворы заложен не меньший идейный потенциал, чем в «Сказках Матушки Гусыни» или «Алисе в стране чудес». «В ожидании К.» – дань уважения великому фантазеру Корнею Чуковскому (а заодно и Джозефу Кэмпбеллу, создателю концепции тысячеликого героя, и два этих вектора нисколько друг другу не противоречат). Персонажи и мотивы «Крокодила», «Краденого солнца», «Тараканища» и других классических историй изящно переплетаются на фоне современного (альтернативного) Петербурга, образуя причудливые порой, но крепкие сочетания. При этом рассказ насыщен невыдуманными эмоциями и небанальными страстями, а постмодернистские игры не мешают ему быть актуальным. К. определенно явится на свидание – это вам не Годо...
(Владислав Женевский)
цитата
• Алексей ИВАНОВ. «Комьюнити»
Говоря по совести, Алексей Иванов давно не нуждается в премиях, вручаемых «в жанре фантастики» -- хотя начинал он именно как фантаст. Зато отечественная фантастика испытывает в таких писателях острую нужду, так что придется потерпеть. Роман «Комьюнити» как нельзя лучше подходит для выдвижения на премию, призванную расширять литературные горизонты. Собственно, вся эта книга о психологических «слепых пятнах», которые скрывают от нас реальную картину мира, о том, как комфортно жить в собственном мирке, глядя в упор и не замечая того, что шокирует, пугает, раздражает. И о том, как легко разрушить этот уютный микрокосм, раздавить любого, попросту перенастроив каналы восприятия. Жесткая, острая, очень недобрая и очень важная книга, построенная на чрезвычайно своевременной метафоре: социокультурных фильтров в современном обществе становится все больше, они делаются все совершеннее, и чем дело кончится страшно даже предположить.
(Василий Владимирский)
цитата
• Наиль ИЗМАЙЛОВ «Убыр»
И в литературе, и в кино жанр ужасов многим обязан фольклору: смутные образы, которые так пугали наших предков, способны вселять трепет и поныне – если окажутся в умелых руках. Шамиль Идиатуллин, спрятавшись за именем собственного персонажа, мастерски обыгрывает и развивает мотивы татарских сказаний и поверий, создавая на их основе упоительный мистический хоррор – психологичный, хлесткий, современный до мозга костей. При этом «Убыр» остается убедительной историей взросления и размышлением о национальной идентичности в эпоху шутеров и социальных сетей. Ничего подобного в российской литературе не было – а если и было, то прошло, не оставив у меня ни памяти, ни холодка по позвоночнику.
(Владислав Женевский)
цитата
• Иван НАУМОВ. «Созданная для тебя»
В центре произведений – будь то фантастических или реалистических, а автор одинаково хорош в обеих творческих ипостасях — Ивана Наумова находится человек, поставленный перед необходимостью сделать выбор. Именно фантастика позволяет создать, смоделировать ситуацию, лишенную анестезирующих привычных черт повседневности. В такой ситуации от выбора героя будет зависеть не только его жизнь, но и судьба цивилизации, а то и всего человечества.
Повесть «Созданная для тебя» рассказывает историю колонизации далекой и почти безымянной планеты, сосуществования и столкновения двух миров, но главное – историю человека перед почти гамлетовской дилеммой: уснуть и видеть сны или оказать сопротивленье в смертной схватке с целым морем бед?
Другой, но не такой уж и чужой, мир отображен Наумовым красочно, со вкусными для читателя подробностями и вниманием к деталям. Да и написана повесть превосходно.
(Сергей Шикарев)
цитата
• Юрий НЕКРАСОВ. «Брандлькаст»
Книга Юрия Некрасова (де-факто это один роман: «Люпусарий» – текст-комментарий к «Брандлькасту», что не мешает ему между делом восстановить лакуны «Брандлькаста» и увенчать историю альтернативным финалом), возможно, представляет собой «текст для писателей» в том смысле, что это ярчайшая иллюстрация возможностей фантастического – сюрреалистического, фэнтезийного, абсурдистского – языка. Сюжет сводится к головоломному квесту пары бессмертных «помойных эльфов» покамест неопределенного пола, обитающих в мире Пасти, где, среди прочего, можно выращивать разумные Башни. (На толкиновских помойные эльфы похожи не больше, чем муми-тролли на троллей Мордора.) Головоломным квест делает ровно то, что выделяет книгу из основного потока, – весьма необычный язык, описывающий необычнейший мир и превращающий в участника квеста уже самого читателя; схожие ощущения возникали у меня, пожалуй, только при чтении «Осмотра на месте» Лема. Непредсказуемо тут все, от лексики до композиции. Жаль, что этот блестящий, по сути, литературный эксперимент до сих пор оставался почти незамеченным.
(Николай Караев)
цитата
• Илья НОВАК. «Ризома»
Фантастика – литература, обращенная в будущее. И в отличие от тех книг, будущее в которых предстает лишь продолженным настоящим, откуда авторы щедро заимствуют реалии, идеи и конфликты, перенося их на несколько столетий вперед или на несколько световых лет в любом направлении, грядущее, описанное Ильей Новаком в «Ризоме» оригинально и необычно. Более того, как и подобает отличным фантастическим произведениям, оно кажется странным. Небольшой по объему текст насыщен изобретательными деталями, которому иному автору хватило бы на несколько полновесных трилогий. Повествование, начавшееся по классической формуле с рождения героя, вскоре достигает едва ли не стэплдонианских масштабов, ставя перед читателем вопросы будущего человеческой цивилизации и человечества, происхождения жизни и создания вселенных. Между тем, в причудливых декорациях незнакомого будущего, выросшего из современности и оставившей ее далеко позади, виден паттерн иного, извечного сюжета о поисках бога и обретении себя.
(Сергей Шикарев)
цитата
• Ольга ОНОЙКО. «Море имен»
Нечастое в современной отечественной фантастике произведение, в котором на главное, привилегированное место с самого начала поставлено Слово. Слово положено в основу запутанной интриги, на Слове построен сюжетообразующий элемент, Слово становится инструментом, выводящим героев за пределы обыденного, взламывающим заскорузлую оболочку реальности как консервный нож – ржавую банку с бычками в собственном соку. Только тот, кто знает путь к реке слов и морю имен, видит, где лежит граница возможного, – и понимает, как ее перешагнуть. Отличный пример того, на что способен автор, не скованный жестким представлениями о формате, свободный вольно менять повествовательные регистры и использовать все потенциальные возможности непростого фантастического жанра.
(Владимир Ларионов)
цитата
• Роман ШМАРАКОВ. «Каллиопа, дерево, Кориск»
Этот текст – небольшой, чрезвычайно плотный, похожий на лабиринт, – являет собой прекрасный образец фантастики, совершенно не похожий на то, что принято считать русскоязычной фантастикой сегодня, и в первую очередь потому не похожий, что это отменно сочиненная вещь, уходящая корнями в античную, средневековую, викторианскую литературу. В эпоху, когда принято писать без оглядки на предшественников, «Каллиопа, дерево, Кориск» – сияющее исключение из правил, звено в литературной цепи времен. Видимо, это один из лучших и необычных образцов speculative fiction, появлявшихся в последние годы: формально – неоготический роман в письмах о доме с привидением (или с привидениями, не исключая главных героев), а на деле – метаистория, включающая в себя множество историй второго и иных порядков, ветвящаяся, сумасшедше смешная и вместе с тем безумно странная, а подчас и страшная; вопреки названию серии, в которой вышла книга, игра тут ведется не словами, но временными пластами в координатах лабиринтоподобного сознания.
(Николай Караев)
Результаты голосования Жюри премии "Новые Горизонты" будут оглашены на "Петербургской фантастической Ассамблее", которая пройдет с 16 по 19 августа 2013 года. Следите за рекламой!
Инициативная группа критиков и журналистов объявила о создании новой литературной премии в области фантастики "Новые Горизонты". Публикую пресс-релиз премии. Особенно мне нравится состав жюри, если что. По-моему, просто отлично.
цитата
Сегодня в России существует бессчетное множество премий за произведения в жанре фантастики. Премии читателей и премии критиков, премии за самую научно-фантастическую и за самую феминистическую книгу, за максимальный тираж и за мощное влияние на ролевое сообщество... Но одной специальной премии, чрезвычайно актуальной для нашей фантастики в целом, нет до сих пор.
В последние годы мы наблюдаем, как отечественная фантастика из новаторского литературного направления, стимулирующего фантазию читателей и изобретательность писателей, дающего широкий простор для художественного и футурологического эксперимента, превращается в исключительно развлекательный жанр, комфортно чувствующий себя только в рамках нескольких жестко заданных форматов.
С целью отметить тексты и поощрить авторов, расширяющих границы жанра, инициативная группа критиков и фантастиковедов при поддержке онлайн-журнала «Питерbook» учреждает литературную премию «Новые Горизонты». Премия призвана поддержать писателей, творящих без оглядки на привычные шаблоны и ограничения, указывающих пути развития отечественной фантастики, ее выхода из добровольного гетто. Литературная премия «Новые Горизонты» вручается ежегодно за художественное произведение фантастического жанра, новаторское по тематике, образам и стилю.
Механизм номинирования и порядок работы Жюри предполагают открытость процесса, широкие критерии номинирования. Эти меры призваны обеспечить выбор действительно новаторского, нонконформистского произведения, способного изменить и расширить наши представления о фантастике, открыть для жанра новые горизонты.
В Жюри премии вошли:
— Роман Арбитман (Саратов), писатель, критик
— Александр Гаррос (Москва), писатель, журналист
— Сергей Жарковский (Волжский), писатель
— Лев Лобарёв (Москва), главный редактор журнала «Мир фантастики»
— Михаил Назаренко (Киев), литературовед, писатель
— Андрей Рубанов (Москва), писатель
Первое награждение премией «Новые Горизонты» пройдет в августе 2013 года на «Петербургской фантастической ассамблее» под Санкт-Петербургом.
Выяснил тут один забавный нюанс. Знаете ли вы, что такое ЭБС? Это Электронные Библиотечные Системы, сертифицированные Роспотребнадзором. Иначе говоря, базы данных, библиотеки. Каждый (подчеркиваю: каждый!) российский вуз по закону обязан подписаться как минимум на одну такую ЭБС. Чаще вынуждены подписываться на несколько, потому что ассортимент ограничен. Подписка платная, до 2,5 млн. в год. В России у нас около тысячи высших учебных заведений, вот и прикидывайте. Так что когда читаете статистику о росте электронных продаж, имейте в виду, что львиная доля доходов -- это доходы ЭБС, не размещающих художественную литературу, а не "ЛитРеса" или "АйМобилки".