| |
| Статья написана 8 июля 2013 г. 12:36 |
Читаю Михаила Трофименкова, статью 2000 года "Приключения человеческого тела". И что-то мне это смутно напоминает: цитата На таком впечатляющем фоне практически незамеченным (и не только в России — во Франции информация об этом появилась, кажется, только в «Кайе дю синема») осталось открытое письмо видных деятелей французского порнокино, направленное ими зимой 1997 года министру культуры Катрин Тротман. Пафос письма заключался в том, что под натиском анонимной и бездушной видеопродукции, снятой в странах с более благоприятным налоговым режимом, оказался под угрозой вымирания такой традиционный и сугубо французский жанр, как порно. Порно артикулировалось в письме как законный и полноправный киножанр — таким образом, это обращение вполне вписывается в многолетнюю рефлексию о смерти кино, «изобретения без будущего». Исчезновение специфической магии кинотеатральной формы потребления зрелища волнует французских порнографов в той же степени, что и Вендерса с Торнаторе. В письме Тротман они били тревогу по поводу закрытия последних залов, где в Париже можно было увидеть порно на 35-мм. Обаяние маленьких кинозалов где-нибудь возле вокзала Сен-Лазар сменяется анонимностью конвейерных видеокабинок на Сен-Дени. Интерес именно к традиционной форме потребления французы пытаются активизировать в своей неповторимой манере, почти что на грани хэппенинга. Например, на Больших бульварах недавно открылся кинозал, в который по субботним вечерам пускают только пары. Зрителей приглашают (и поощряют) подняться (во время и после сеанса) на сцену, раздеться и предаваться любви на глазах у зала. Еще хорошая цитата: цитата В 90-е пафос арт-порнографов заключается в том, чтобы вывести порно из видеогетто, декоммерциализировать секс, вернуть ему абсолютную, а не товарную ценность. Если в ряде мест заменить слово "порнография" на слово "фантастика", а "порнорежиссеров" на "писателей-фантастов" получится актуальный текст о современном положении дел в российском фантгетто. Первоисточник: http://kinoart.ru/en/archive/2000/06/n6-a...
|
| | |
| Статья написана 2 июля 2013 г. 23:50 |
Знаете, какой конвент в России самый крутой, круче, чем Кавказские горы и варёные яйца? "Роскон"? "Аэлита"? "Зилант"? "Интерпресскон"? "Петербургская фантастическая ассамблея"? Фигушки! Журналистка Анастасия ДОЛГОШЕВА откроет вам жгучую тайну... цитата Автостопом по галактикам 13, 14 июля в Петербурге пройдет «Старкон» – крупнейший в России конвент любителей фантастики. И науки Джедаи из «Звездных войн», Железный Человек, Доктор Кто – и тут же лекции землян с учеными степенями. 12 лет российские любители комиксов, фантастических фильмов/сериалов/книг собирались в Москве, в прошлом году конвент перекочевал в Питер, неожиданно собрал внушительную аудиторию, а также расширился и углубился до статуса «научно-фантастического». Так что на грядущем конвенте в экспоцентре «Гарден Сити» рядом с площадками Хоббита или «Ходячих мертвецов» будет соседствовать стенд Федерации космонавтики. И насладиться можно будет не только премьерным просмотром первого российского зомби-фильма, но и знакомством с крупнейшей коллекцией моделей ракет. Мы беседуем с генеральным продюсером конвента Игорем ПЫЛАЕВЫМ и организатором научной конференции директором образовательного проекта «Лекториум» Яковом СОМОВЫМ. – Конвент переехал в Петербург, а почему в Москве сдулся? Игорь ПЫЛАЕВ: – Не сдулся. Просто там он был сосредоточен в основном на «Звездных войнах». Я присоединился к проекту в 2011 году со своими идеями, но... Знаете, офицеры Звездного флота в старом московском ДК «ВВЦ», над сценой которого написано что-то вроде «Мир, труд, май», – это странно. Самая большая проблема у нас в стране по части подобных фестивалей в том, что они «для своих». А человеку случайному напоминают детские утренники. Я хотел сделать фестиваль, на котором будут представители разных Вселенных – как, например, на крупнейшем международном конвенте ComicCon, который проходит в Калифорнии, в Сан-Диего: одни любят Бэтмена, другие – Супермена, третьи – «Звездные войны», четвертые – «Звездный путь» («Стартрек»)... И всем им комфортно на общей площадке, притом что, скажем, между фанатами «Звездных войн» и «Звездного пути» противостояние на протяжении лет сорока. И я хотел сделать так, что у любого пришедшего, даже совершенно неосведомленного, была возможность с нуля ознакомиться с этими мирами и историями. Будет множество площадок, таких «посольств» от разных Вселенных, – их делают фанаты. Свои декорации, костюмы, программы. – Из каких далеких-далеких галактик к нам пожалуют? И. П.: – Основные посольства – «Звездные войны», «Звездный путь», «Вавилон-5», комиксы «Марвел»... По компьютерным играм почти два десятка представительств. Хоббит. Будет «Песнь льда и пламени», но именно по книжкам Джорджа Р. Р. Мартина, не по сериалу: не все фанаты книг любят сериал. Будет площадка 501-го легиона (в «Звездных войнах» – штурмовики-клоны. – Прим. ред.) Эта фанатская организация когда-то появилась в США: грубо говоря, ходят чуваки в костюмах штурмовиков, собирают деньги на благотворительность или условно помогают бабушкам переходить дорогу. У нас 501-й легион появился, но как-то медленно развивается. – Потому что наши бабушки шарахаются от штурмовиков. И. П.: – Скорее потому, что наши бабушки сами накостыляют любому штурмовику. – Что-то на конвенте у вас все не наше: стартреки, железные человеки... Яков СОМОВ: – Да, с этим сложность. У нас бум фантастики был в 1960 – 1970-е годы, и в основном книги. Визуальной продукции выпускалось мало. В России у фантастических фильмов практически нет фан-сообществ. И получается, будто мы не поддерживаем российское – да просто непонятно, что поддерживать. «Обитаемый остров» Бондарчука был давно, и, мягко говоря, фанатов у него меньше, чем у «Обитаемого острова» Стругацких. И. П.: – «Дозоры» были уже давно, и их фан-сообществ не сложилось... Самое фантастическое – сериал «Менты», если считать по отдаленности от реальности. – Почему решили добавить в конвент науку? Я. С.: – Да сколько ученых и инженеров выросли на фантастике! Человек, который изобрел телефон в форме раскладушки, впервые увидел эту модель в «Звездном пути». Есть такой фильм — «Как «Стартрек» изменил мир»: сидит американская тетенька и рассказывает, как посмотрела в 1966 году «Стартрек», увидела там лейтенанта Ухуру (по тем временам негритянка на командной должности – чистая фантастика) и в конце концов стала первой темнокожей женщиной-астронавтом (Мэй Кэрол Джемисон – Прим. ред.). Вообще команда звездолета была очень разнообразная – был еще азиат Сулу, русский Чехов и вулканец Спок. Сериал воплощал мечту о равноправии людей разных национальностей. И это, замечу, во времена холодной войны. В НАСА полно фанатов «Звездного пути» и «Звездных войн». А все, кто занимается робототехникой, читали Азимова и знают его три закона робототехники... Когда мы приглашали на конвент вполне успешных ученых, никто не отказался. И вообще, основная идея – показать любителям фантастики, в каких научных и технологичных направлениях можно развиваться. А кроме того, на будущих конвентах однозначно надо развивать хантинг, поиск персонала: среди фанатов фантастики много айтишников – и крупным фирмам можно подбирать потенциальных сотрудников на «Старконе». – Что будет в научной части? Я. С.: – Ждем Дмитрия Давидовича, знатока автоматонов, таких старинных роботов. Роботы ведь были и в XVIII веке – дико дорогие куклы-механизмы, действующие по определенной программе. Ребята из компании «Фаблаб» привезут 3D-принтеры, 3D-сканеры. Это ведь шаг к тому, что мы видим в фантастических фильмах, к репликаторам — приборам, которые могут создавать копии всего что угодно. Будет Виталий Егоров – человек, который три месяца назад нашел советский марсоход, потерянный в 1971-м. История потрясающая. «Марс-3» успел передать с Марса только одну картинку – и пропал. Егоров (он работает в частной космической российской компании) вместе с интернет-сообществом искали по снимкам из космоса этот марсоход, обнаружили некий объект и попросили НАСА чуть подвинуть их спутник, чтобы сфотографировать объект четче. НАСА это сделало! Оказалось: точно, «Марс-3». Весь Интернет орал: «Во-о-от американцы пошли навстречу, а свои бы – никогда!». Что вы думаете: в начале мая тот же товарищ бросил клич: над Австралией будет затмение, его можно сфотографировать с русского спутника, но в штатном режиме он делает только одно фото в 30 минут, а вот бы сделать раза в два больше! Ценности научной никакой. Зато какая красотища была бы... Запросили Роскосмос – тот сразу откликнулся! В Роскосмосе сидят такие же романтики. – Что отвечаете на такую претензию: фанатские игрища – уход от реальности? И. П.: – Для ухода от реальности можно использовать что угодно. От наркотиков и алкоголя до фильмов и книжек. Вопрос в том, к чему приводит твой личный способ ухода. Если способ – книга или хороший фильм, ты и развиваешься: фантастика ставит логику, фантазию. А конвенты – это ведь и социализация. Среди фанатов фантастики много специфических людей – необщительных, трудно сходящихся с «чужими». В атмосфере конвента гораздо проще расширить круг общения. Я. С.: – Игорь продумал все так, чтобы фанаты не замыкались на своей одной «далекой-далекой Галактике». И, повторю, мы намерены предложить любителям фантастики варианты того, как их «фантастические» идеи приложить к жизни. Так что я бы сказал, что конвент – это, наоборот, попытка сделать так, чтобы люди не ушли из реальности.
Оригинал взят с сайта газеты "Санкт-Петербургские Ведомости". ЗЫ. На открытие "Старкона" я съезжу. И даже, возможно, напишу. Но получать аккредитацию как журналист не буду. Очень не нравится тон официального обращения к журналистам. По-моему, у кого-то многовато апломба и маловато мозгов.
|
| | |
| Статья написана 25 июня 2013 г. 11:50 |
Утащено из "Фэйсбука" Анны Старобинец как показательное. Модный в последнюю неделю жанр "Почему русская фантастика у нас в жопе" цитата Анна Старобинец: Это будет в жанре «почему русская фантастика в жопе». Или нет, лучше это будет в жанре хоррор, так оно мне сподручней. Короче, захотела я подарить родителям свою новую книжку, не дожидаясь авторских экземпляров. Захожу в книжный магазин «Буква» (принадлежащий издательству АСТ, в котором книжка и вышла) на Комсомольском проспекте, смотрю в «новинках» — нет. Спрашиваю тетушку-продавца, есть ли у них книга «Икарова железа». Тетушка-продавец роется в компьютере и сообщает, что такого автора у них нет. — Какого – «такого»? – спрашиваю. — Писателя Икарова у нас нет. — Писатель – не Икаров, — говорю. – А Старобинец. А книжка называется «Икарова железа». — Так бы сразу и сказали, девушка. Роется снова. — Да, — говорит. – Есть такая книжка. Два дня назад пришла. Но это русская фантастика. Вам точно надо? — Точно, — говорю. Тетушка ползет к столику с новинками, долго и вдумчиво его изучает: — Здесь нету. Коля-а-а! Помоги! Тут русскую фантастику спрашивают! Старобинец! Икарова железа! Надо искать в фантастике! Приходит волоокий Коля с модной полудлиной стрижкой и ведет меня и тетушку в «фантастику». Ищем там. Нету. К нам присоединяется еще одна тетушка. Ищем в втроем. В «фантастике», снова в «новинках», потом в «женской прозе», потом «на первом этаже» (wtf?..). Нету. Я потихоньку зверею. — А какой жанр? – неожиданно спрашивает модный Коля. Я несколько оху…ваю, конечно, как быстро у них все обнуляется, но спокойно так говорю: — Фантастика. — Я понимаю, что фантастика, — капризно отзывается Коля. – Но жанр-то какой? Жанры в фантастике тоже разные бывают. Бывает жанр романа, повести, рассказа. Я собираю волю в кулак и говорю, что эта книга написана в жанре сборника рассказов. — Вот так бы сразу, — удовлетворенно кивает Коля. – Теперь нужно залезть в интернет и посмотреть, как выглядит обложка. Так нам легче будет искать. Коля и две тетушки ползут к компьютеру и залезают в интернет. Смотрят на обложку. — Ужас какой, — пугается Коля. – Наполовину муха, а наполовину ангел. Ничего себе. Я зверею окончательно и произвожу каминг аут. — Я, — говорю, — Старобинец. Они все пугаются. — Кто тут у вас главный? – спрашиваю. Меня подводят к третьей тетушке, которая оказывается директором магазина. Я опять произвожу каминг аут и сообщаю, что я Старобинец. — Я знаю этого автора, — говорит мне тетушка-директор. Потом она идет к столу с новинками, уверенным движением поднимает несколько верхних книжек и под ними, на самом дне, обнаруживаются две «Икаровых железы». Русская фантастика в жанре сборника рассказов.
|
| | |
| Статья написана 22 июня 2013 г. 18:19 |
Давненько не размещал видео. Для восполнения пробела -- видеозапись доклада Дмитрия Вересова о том, как правильно готовить и подавать сценарные заявки. Взгляд изнутри. Весьма полезно для тех, кто планирует сделать карьеру телесценариста. Доклад был прочитан в рамках конвента "Интерпресскон-2013" в мае этого года. Кстати, напоминаю, что на "Петербургской фантастической ассамблее 2013" тот же Дмитрий Вересов будет проводить отдельный семинар по фантастическому сценарию. Подробнее о семинаре можно узнать на официальном сайте Ассамблеи. С нетерпением ждем ваши рукописи!
|
| | |
| Статья написана 19 июня 2013 г. 13:28 |
Пришло на почту письмо от пожелавшего остаться неизвестным автора "сточкеровских" романов. С характерным названием "письмо хомяку". И просьбой разместить на "ФантЛабе" и где там еще получится. Просьбу удовлетворяю, может, кое-кому раскроет глаза. Слабонервным любителям сточкера (и в особенности авторам) читать не рекомендуется. От себя добавлю, что пафос автора письма не разделяю. Зря парень так вот в лоб, шашкой по живому. Все-таки писать "сточкера" и даже читать "сточкера" лучше, чем клей по подъездам нюхать. Не намного, но лучше. Хотя вставляет, конечно, куда слабее.
Исповедь анонимного сталкерятника Сегодня я закончил очередной, четырнадцатый, роман из "серии с точками". Больше я это писать не буду. Не пытайтесь угадать мой псевдоним, их было много. Иногда я "негрил" на известных писателей. Иногда работал в соавторстве, что, впрочем, никак не влияло на качество текста. Всё. Я завязал. И теперь с чистой совестью расскажу вам, как это пишется, зачем это пишется, почему это больше нельзя писать, и кто виноват. Так называемые "литературные проекты" не имеют отношения к литературе. Главной целью любой серии является выколачивание денег из благодарной аудитории умственно отсталых читателей (для краткости я в дальнейшем буду называть читателей так, как называем их мы, проектные авторы, между собой — "хомяки"). С точки зрения издателя каждый хомяк, выклянчивший денег у мамы на новую книжку, такой же потребитель фаст-фуда, как клиент Макдональдса. Нам плевать на художественную ценность наших гамбургеров, лишь бы купили. Мы хотим денег. Нас тошнит от мутантов и зоны. Мы ненавидим компьютерные игры, постапокалипсис и сталкерятину. Мы никогда не продумывает сеттинг, мы копипастим тактико-технические характеристики столь любимых вами, хомячки, пистолетиков и автоматиков из Википедии. Мы делаем своих героев настолько тупыми, чтобы малолетний хомяк любого возраста смог поставить себя на их место. Нас не интересуют характер и даже портреты героев. Главное — написать, какую пушку он с собой носит и какие артефакты нашел. Мы точно знаем, что сто процентов хомяков никогда в жизни не держали в руках пистолет Макарова и не бывали в местах страшнее кабинета директора в школе. Поэтому нам плевать на достоверность. Нам плевать на все, кроме объема и примитивных приемов по удержанию внимания хомяка. Объем мы добиваем многостраничными описаниями стреляющей херни и пердящих мутантов. А чтобы хомячок не заскучал, мы тешим его амбиции начинающего лузера описаниями прогрессирующей крутости (мама не дала денег на мороженное? получил двойку в четверти? зато твой герой нашел уникальный артефакт и стал неуязвим для радиации. Почувствуй себя крутым!) Каждый мой роман построен по одной и той же схеме. Вам, дорогие хомячки, мало что скажут слова "срединный поворот сюжета". Вы даже не заметите, что все эпизоды решены одинаково. Любые отклонения от шаблона не допускаются. Любой оригинальный сюжетный ход выбраковывается. Набор приключений кочует из книги в книгу. Герои меняют только имена и противогазы. Когда я пишу в проект, я отключаю мозг, иногда с помощью алкоголя, чтобы опуститься до вашего уровня, и подбираю слова попроще, чтобы вы поняли. Потому что вы, хомяки, хотите того же дерьма и побольше. Вам нужно узнавание. Вы неспособны воспринимать ничего нового. Вы — дегенераты. Вы ничего не знаете о физике, химии и биологии. Вы не понимаете смысла слова "мутация" и не отличаете рентгены от бар. Вы думаете, что пушка Гаусса стреляет молниями, а лазер делает "пиу-пиу". Вы не различаете магазин и обойму, курок и спусковой крючок, ружье и винтовку. Но что страшнее всего, вы не можете отличить хороший текст от плохого, потому что хороших вы никогда не читали. Чехов для вас скучен, Стругацкие — слишком сложные. Мы, проектные авторы, своими руками вырастили поколение читателей-дебилов, всерьез обсуждающих вкусовые достоинства дерьма вторичной выработки. Мы, авторы, в массе своей (за исключением хомяков-мутантов, строчащих тексты) — начитанные, образованные люди, воспитанные на классической литературе. Кое-кто из нас на заре карьеры был настолько наивен, что верил, будто бы проектное дерьмо может воспитать из юного хомячка взрослого читателя. Оказалось, что это хомяки превратили нас в обслуживающий персонал псевдолитературного фаст-фуда. Это унизительно — писать для того, кого презираешь. А хуже всего то, что некоторые хомяки, читавшие только нас, начали писать. Цикл переработки вторичного дерьма замкнулся. Не верьте тем из авторов, кто общается с вами в социальных сетях. Вы не слышали, что обожаемый автор говорит про "дорого читателя" у него за спиной. "Тупые дети" — самое мягкое определение. Я устал. Я ухожу. Жрите сами свое дерьмо. Вы даже не заметите моей пропажи: дерьма в мире хватает.
|
|
|