Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «пан Туман» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 сентября 2013 г. 21:38

В отечественную фантастику некроманты пришли с лёгкой руки Ника Перумова. Нельзя сказать, что он был первым, кто пытался познакомить читателей с «тёмной стороной Силы», тем более нельзя утверждать, что он был лучшим (хотя ранний Перумов, таки да, был неплох). Главное – он был массовый автор. Книги о приключениях Фесса-Неясыти разбирали как горячие пирожки, редко какой том обходился без доп. тиражей – и это при том, что и основные были более чем приличные. Смекнув, как падок читатель на эту темы, вслед за Капитаном устремилось множество авторов, как грибы после дождя… Нет! Как зомби с разупокоенного погоста поперли новые книжки о «хороших плохих». В первую очередь, конечно – о некромантах.

Об одной книге, главный герой которой является представителем вышеупомянутой «профессии» мне бы и хотелось сегодня поговорить. Эта книга Сергея Демьянова «Некромант. Такая работа».

Впрочем, прежде чем говорить о ней, забудьте всё, что я написал ранее. Роман Демьянова никоим образом не похож на «Хранителя Мечей», его герой – не Фесс. Тем более, он не имеет ничего общего с некромантами Сыромятниковой, Романовой или Гурова. Хотя бы потому, что всё это – достаточно типовое фэнтези, а действие «Некроманта» происходит в современной Москве.

«Городское фэнтези!» — воскликнет проницательный читатель. «Редкий вид», — отвечу я. Дело в том, что здесь на самом деле есть Город – как полноправный персонаж книги. Сырая и холодная, продуваемая всеми ветрами предновогодняя Москва. Автор уделяет достаточно внимания бомжам, гастарбайтерам, нечистым на руку подрядчикам, неверным ментам — иными словами, всему тому, что нам дорого и мило именно в больших городах. Стылый серый муравейник получился у него на удивление неплохо, и книжный аналог «Оскара» за роль второго плана я бы присудил именно ему.

Никакого глянца и мишуры нет и в описаниях остальных героев, хотя в большинстве своем они даны достаточно плоско и блекло, за исключением самого некроманта Кирилла. Все остальные больше смахивают на болванчиков, потенциально может и небезынтересных, но служащих только для отыгрыша своей роли. «Мудрый, но пьющий учитель» — медиум Рашид, «друг из милиции» — Олег. Вся команда Лизы по зачистке – чистое приложение к их пушкам и больше уместны в каком-нибудь шутере или – упаси, Ктулху! — аниме. Анна-Люсия – вообще, одновременно и штамп, и рояль в кустах, и мечта прыщавого подростка. Об антагонистах, вернее – антагонисте, не хочется и говорить, настолько он неудачно выписан.

А вот главный герой, напротив, скроен более чем живым и объемным, выпуклым. Но не чрезмерно, а как раз таким, как должно быть, чтобы выделяться на фоне иных персонажей и при этом — не казаться чужеродным. Кроме того, автор щедрой рукой раздал ему слабостей, чем ещё больше подчеркнул человеческую его природу. Просто этот человек умеет поднимать мертвецов, а в остальном – «он такой как мы, только без хвоста». У него сварливая соседка, аллергия на какую-то дрянь, и он очень неравнодушный человек. В том смысле, что не пройдет, опустив глаза мимо подлости. Если подыскивать аналоги – это такой молодой Городецкий (ещё из «Ночного Дозора») или старина Гарри Дрезден. Именно эти ребята в первую очередь приходят на ум, но если читатель немного поразмыслит, он поймёт разницу. Городецкий в молодые годы несмотря на титул Светлого, был ещё той сволочью, а Дрезден… Дрезден – это просто очень точное попадание в образ городского мага, настолько точное, что кажется толику неестественным. Кирилл ближе к реальности. Той, что разворачивается прямо здесь и сейчас, за окном у каждого.

Кстати, о реальности. Я не случайно выбрал именно такой, подчеркивающий происхождение заголовок. «Некромант…» — очень «русская» книга. Не только потому, что сюжет его развивается в России, даже не столько. Просто её герой – весьма типичный для нас персонаж, много (хоть и по условной необходимости) пьющий и ещё больше рефлексирующий. К чести автора, эти рефлексии, несмотря на объем, воспринимаются адекватно, ибо хоть герой – скажем прямо – жует соплю, жует он её всякий раз другими словами, а не как у того же Лукьяненко. Другое дело, что повторение – мать учения, но до определенных пределов же, и когда Демьянов, устами своего героя, вновь заводит шарманку о равнодушии и смерти хочется уже это пролистать. А заводит он её частенько.

Книжка, вообще, очень сырая в этом плане. По-хорошему, текст надо было ещё резать и резать. Безусловно, авторский потенциал чувствуется и сквозь «сырость», а в некоторых местах она попросту чертовски кстати – атмосфера, ибо! – но весьма часто сквозь текст приходится натуральным образом продираться и не всегда этого хочется делать.

Впрочем, главная проблема книги — иная. Дело дело не в уместности такого количества рассуждений о природе вещей (в конце концов, от рек коньяка, что выпивает главный герой, несомненно должно распирать пофилософствовать), и даже не в картонной начинке второстепенных героев. Самый большой недостаток Демьянова, который не уравновесить никакой атмосферой – он не умеет делать кульминации. Совсем. Никакого напряжения, никакой вибрирующей струны, готовой лопнуть вот прямо сейчас, сию секунду – читатель просто тонет в очередном потоке рефлексии или отвлеченных суждений. А когда, отфыркиваясь, выныривает на поверхность, видит уже развязку конфликта. Если на всё остальное ещё можно закрыть глаза, то на подобное — у меня не получается.

[/url]
[/right]

В остальном же, «Некромант. Такая работа» — книга, безусловно, неплохая и с правильным моральным стержнем (что редкость в последнее время). Жаль, автор сделал всё возможное и чуточку больше, чтобы превратить мощный дебют в едва слышный хлопок. Хлопок, спору нет, виртуозный – одной ладонью, но толку от этого? Это, как раз, тот случай, когда одно дерево не в силах заменить лес, каким бы раскидистым оно не было.


Статья написана 28 июня 2013 г. 21:00

Далеко-далеко, в тридевятом царстве, в тридесятом государства стряслась беда. Да такая, что местным жителям — несмотря на всю их... кхм... удаль — справится с ней было не по силам. и решили они тогда призвать на помощь героя, в прошлом уже оказавшего подобную услугу этому самому тридевятому царству, тридесятому государству. Герой, однако, сам никуда не поехал (сослашись на то, что вышел на покой), а прислал сына. Звали сына — Абрахам ван Хельсинг. Младший.


Венгерские разработчики из студии Neocore Games — ребята, определенно, амбициозные. Нет, не в том смысле, что пыжатся как жабы и пытаются с места в карьер вознестись сразу на вершину игрового Эвереста, вовсе нет. Просто на главные роли в своих играх они выбирают тех, кто и без всяких игр легенда. Сначала венгры преподнесли широкой публике варгейм в двух частях про короля Артура и рыцарей Круглого стола, теперь вот завлекают побегать в шкуре знаменитого охотника на вампиров (на минуточку — создавшего, помимо всего прочего, канонический образ этого самого охотника). Ну как тут можно устоять?

"Невероятные приключения ван Хельсинга" принадлежит к классу hack-n-slash/action RPG. Как было уже сказано выше, здешние разработчики дают нам редкостную возможность примерить на себя шляпу и плащ прекрасно всем знакомого персонажа и навести его руками порядок в одном отдельно-взятом восточноевропейском королевстве. Королевство это в целях конспирации зовется Борговия, но узнать в нём Сами-Знаете-Какую-Страну особого труда не составляет.

Примечание: Нет, не Советский Союз!

Борговия — крайне живописное местечко. Тут найдется место и величественным горным массивам, и дремучим лесам, и зловещим болотам. В лесах и болотах, без дураков, можно заплутать, а вот в горах дорога одна и с обрыва не спрыгнуть. Но сделано всё красиво, чувствуется так особая мистическая атмосфера, когда идешь по узкой лесной тропке и не знаешь, что там, за поворотом. Скелет у дерева, с сундучком золота подмышкой и клинком в костяной длани или стая голодных ещё с прошлой зимы вриколаков. Вриколаков здесь больше — практически под каждым кустом. А ещё гарпии, русалки, лесовики и домовые — раз уж мы гостим у хоть и западных, но славян, то и бестиарий тут будет знакомый. Стервятники, правда, какие-то странные — больше похожи на больных бешенством шиншилл размером с поросенка, ну да ладно. Хватает, впрочем, и своеобразных, уникальных противников, не представленных в "Происхождении видов" пращуров. Это, в основном, механические создания профессора Фульмигати — нашего главного и единственного антагониста (и, как покажет история, мало что не знакомого).

Игровой процесс, "Приключений..." и заключается в прорубании сквозь орды противников к цитадели Глав. Гада с последующим неминуемым поединком. Знакомо? В принципе, да, за это мы "руби и круши" и любим. Хотя иногда и надоедает, особенно когда ничего большего разработчики предложить не могут (ну или не хотят). Венгры из студии Neocore Games в этом отношении большие молодцы. Они ввели в игру пару... кхм... вещей, которые трудно назвать инновационными, но на геймплей они влияют ещё как. Во-первых, сюжет. Да-да-да, мои дорогие любители "Диабло", он здесь есть! Естественно, не такой как в "Ведьмаке" или Divine Divinity, но сравнению с высасыванием из пальца всё новых и новых Владык Ужаса — вполне ничего, годится. Во-вторых — а вот это действительно было неожиданно — здесь нет гринда. Совсем. Полчища монстров, готовые умереть под лезвием нашего меча — есть, а гринда — нету. Потому что это честные монстры, и раз умерев, они больше не возрождаются. Так что, один раз зачистив, скажем, Стонущий лес, потом вы можете гулять по нему с одним только сачком для бабочек — ни один подлый волко... пардон, вриколак вас за пятку не укусит. Манчкинов и любителей баал-ранов такое "нововведение" может разочаровать, но оно логично (хе-хе, само собой) и обоснованно.

Дело в том, что наш ван Хельсинг — ещё относительно молод и по умолчанию не может стать за одно приключение, пусть даже и столь невероятное как это, машиной смерти и тотального уничтожения. Он сильно ограничен и дальше 30го уровня расти отказывается. Потолок этот весьма и весьма низок, поэтому лучше не растекаться мысью по древу навыков, а изначально определиться — кем быть. Альтернатив, как по канону, три — воин, стрелок и колдун. Комбинировать их между собой никто не запрещает, а если вам вдруг надоело махать шашкой — кстати, она здесь есть — то никто не мешает переучиться в заклинатели у местных цыган (по-моему, символично). Узкому специалисту жить проще, особенно на высоких уровнях сложности, а стрелку — проще всех.

В принципе, навыки — это ложка дегтя. Красочное и необычное — похожее, но отдаленно мы видели в Titan Quest — древо развития персонажа не в силах скрыть, что плодов на нём, мягко говоря, негусто. Пусть даже каждый навык может обладать несколькими дополнительными особенностями (3 активных + 1-2 пассивных). Всё равно маловато. Добавить в кашу масла призваны ауры и уловки (по восемь и тех, и других). Ауры — это пассивные способности, призванные увеличить урон или перезарядку заклинаний. Уловки помогают унести ноги, если ситуация выходит из-под контроля окончательно. Они, как и навыки, имеют несколько ступеней прокачивания, но без дополнительных способностей. Кроме этого, в игре имеется система умений, открываемых за уровни репутации (достигает при убийстве определенного количества монстров). Умения эти — нечто вроде перков, и, вроде бы, они как-то привязаны к прокачке персонажа.

Пассивными навыками обладает и спутница нашего героя. Её зовут Катарина и она... привидение. Ну да, вот такая вот ирония — охотник на нечисть путешествует в компании с призраком. К слову, не лишенным очарования и ужасно, ужасно язвительным. Катарина может помочь в рукопашной, поддержать огнём с дистанции или же вовсе постоять в сторонке, увеличивая сопротивления своего компаньона. А ещё её можно отправить в магазин со списком покупок. Никогда бы так не делал из уважения к её голубой крови, но уж больно забавно она злится.

Вообще, юмора в игре хватает. Иногда слегка топорный он, тем не менее, не скатывается к балаганным шуткам, а остается скорей легкой иронией над шаблонами и стандартами РПГ (вроде "почтовых квестов" или дурацких заданий NPC). "Профессиональные" темы так же не обойдены вниманием — на доске висит объявление о продаже шляпы, плаща и кнута (привет, Castelvania), в деревенском колодце поселилась чернота, которая перенесёт нас в Астрал ("Братья Гримм", вы ли это?) Из другого колодца, стоит кинуть туда монетку, вылетает птичка целая эскадрилья гарпий (бессмысленно говорить, что это за фильм). То ли бог, то ли прародитель местных водяных по традиции отчетливо смахивает на Ктулху (а вся локациях с болотами — на похожую из первого "Ведьмака").

Думаю, в процессе чтения вы уже поняли, что кроме солидной кладки пасхальных яиц, в «Приключениях…» можно усмотреть немало заимствований? Глупо было бы отрицать – они есть. Но это всё очень органично и удачно вплетено в игру и ничуть её не портит. Здесь в самом деле веришь, что разработчики взяли самые удачные ходы коллег по цеху, чтобы игроку было максимально удобно в игре. Тем более, что историю они придумали целиком и полностью свою, и пусть ей немного — са-а-амую малость! — не хватает глубины, она вполне способна увлечь. Ну и просто — чёрт побери, сама возможность примерить шляпу самого ван Хельсинга, это же здорово!

А шляп здесь, кстати, великое множество — котелки, стетсоны (ковбойские) и даже... панамы!


Статья написана 14 мая 2013 г. 21:51

...что мои рассказы есть в Сети. Ну, то есть, был рассказ, но сегодня, спустя месяц, я спохватился, и теперь там в самом деле рассказы. Новость, собственно, не бог весть какая. Да и рассказы тоже. Прекрасно отдаю себе в этом отчет, но... в общем, для простоты будем считать, что это — пиар. Потому как, если это не пиар, то я не знаю, что это. То есть знаю, но не сознаюсь.

Кроме того, у тех, кому я когда-то вольно или невольно отдавил (или — отдавлю в будущем) ноги на ФЛР или КолФане, есть возможность вернуть долг сторицей.

Сделать это можно на моей страничке на сайте "Мастерской писателей". Но учтите — я буду сопротивляться!



Статья написана 8 марта 2013 г. 14:06

Категорически приветствую вас, читатели и писатели, сочувствующие и просто любопытные! Не знаю уж, был ваш ветер попутным или нерассуждающая равнодушная сила интернет-сёрфинга увлекла вас, когда вы были к этому меньше всего готовы, но вы — в моих владениях. Здесь, в общем-то, есть, что почитать (сам себя не попиаришь, никто тебя не попиарит), но вот конкретно в этой статье будут собраны и аккуратно разложены по полочкам отзывы на рассказы Фиолетовой группы. К несчастью, коварный Тзинч помутил разум нашего уважаемого оргкомитета, поэтому вступать в бой авторам придется под эмблемой, простите, Twilight Sparkle — Сумеречной Искорки, но я верю, что этот прискорбный факт никак не скажется на их боевом духе.

Итак, вот имена тех, кому в самое ближайшее время предстоит выдержать настоящий варп-шторм критики. Вчитайтесь — воистину, это медь звенящая и кимвал какой-то там:

Барсучок (18)

Беседа (15)

В ожидании окна (22)

Випемы (12) +1

Вниз на вершину холма или Правило левой руки (14) +1

Геноморф (17) +1

Джон Эйби, которого нет (13) +1

Клаус Шульц и Дева-Свобода (12)

Ласкающий лезвие (12) +1

Мотылек (16) +1

Памяти всех мёртворождённых (16)

Перестать быть богом (11)

Писательский удар (11) +1

Под шумок (13)

Подопытная крыска (12)

Прости меня, Мэйдж (12)

Сеятель ветра (12)

Обновлено: 18:20 18.03.

Последний просмотренный пост в теме



P.S. Давно я не чувствовал себя таким идиотом, осваивая вставку списка с оглавлением. Хотя, казалось бы, чего проще? Пойду отведу душу в WHIMSYSHIRE. Пони! Поняши! Я иду к вам! Я! BORN TO KILL!




Тэги: ФЛР-6
Статья написана 7 января 2013 г. 13:52

Дрожащая ладонь с краюхой хлеба

И кровью истекающий солдат.

Она — в глазах незыблемая вера,

Растерянность в трясущихся руках.

Она — вражда, рассыпанная солью,

Могила братская для клочьев тел.

Она — земля, пропитанная болью

Пепел великого костра идей.

[/i][/right]


Знаете, я очень люблю польскую фантастику. В это легко поверить, достаточно посмотреть на мой ник или на те десятки, что я выставил и фамилии напротив них. В общем-то, там одна фамилия (а ник вовсе не при чём – он не отсюда взялся). Так вот. Польскую фантастику я люблю. А когда любишь – совершенно не важно, польскую фантастику, украинский блэк или же миниатюрных брюнеток – не очень приятно разочаровываться в объекте своей любви. Прямо ножом по сердцу.

Вот прошлая книга – одно из таких разочарований. Ну да, та самая рецензию о которой вы видите аккурат под этой статьей. Неудивительно, что после такого мне потребовалось обрести почву под ногами. Увериться, так сказать, что любовь моя не безответна. И не беспричинна – ибо червячок сомнения глодал меня и глодал не на шутку. Поэтому к выбору книги я подошёл с максимальной для такого безответственного типа как я ответственностью. И выбор мой пал на Артура Баневича – автора цикла повестей о чароходце Дебрене из Думайки. Увы, книг о похождениях самого Дебрена мне достать не удалось, но в руки мне попала «Гора трех скелетов» — она меньше всего походила на фантастику, но возможности выбора у меня не было. И, забегая вперёд, скажу – хорошо, что не было. Иначе я мог пройти мимо жемчужины.

Да, жемчужины, причем редкого оттенка. Красного, кроваво-красного. Ибо война пишет кровью, а Баневич пишет о войне. И пусть официально давным-давно заключен мир, на этой истерзанной земле не стихают выстрелы и взрывы…

Позволю себе небольшое отступление. Дело в том, что «Балканы – незаживающая рана в моём старом сердце». Черт его уже разберет, кто или что этому виной, скорей всего не вовремя утащенная мною-подростком «Честь имею!» из родительского шкафа, но я достаточно близко принимаю беды тех людей, кому не повезло жить на «пороховой бочке Европы». Поэтому, писать про Боснию – это верный способ достать меня если не до сердца, то до предсердия. Последним так доставал ещё один поляк, дрессирующий золотых змей, а теперь вот Артур Баневич.

Начинает, впрочем, Баневич легко и задорно. Никакой Боснии ещё нет и в помине, мы вместе с нашим героем – паном Марчином Малкошем – караулим стройку, напиваемся дешевым пойлом, разнообразными услугами зарабатываем на коммунальные платежи, которые опять подняли, и мечтаем. Мечтаем, чтобы в духе детективов Чандлера, за ручку входной двери нашего офиса взялась молодая красивая таинственная брюнетка незнакомка. А вот о деле, которое она может предложить, мы не мечтаем – отставники Войска Польского всё-таки слеплены из иного теста, чем Филип Марлоу, хотя пускать в ход силу тоже не стесняются. Но о чем бы пану Маклошу не мечталось в обнимку с бутылкой водки, незнакомка к нему всё же заявляется. Красивая. Таинственная. Брюнетка. В ночной рубашке. По имени Йованка Бигосяк. После чего происходящее начинает напоминать не сиквел «Горячих голов», а полновесный «Ва-Банк». Потому что вслед за красавицей в ночной рубашке на пана Малкоша обрушиваются, поочередно – квартирная хозяйка с вопросами морали в отношении двоюродных братьев и сестер, полицейский комиссар с обвинением в убийстве, обгорелый труп без головы, а также муж и деверь пани Бигосяк. И всё это только потому, что наш добросердечный герой решил помочь своей клиентке отыскать отца её дочки. Дело осложняется тем, что у Йованки – амнезия, у её дочери – белокровие и срочно нужна операция, а отец… отец остался где-то в Боснии. И вряд ли горит желанием увидеть дочь.

Да и для Марчина Малкоша Босния – не пустой звук. Когда-то он находился здесь в составе «полбата» — польского батальона миротворческих сил, но при разминировании горы Печинац потерял троих подчиненных и был вынужден выйти в отставку.

Поразительно, но когда речь идет о трагедии людей, да что там – народов, Баневич не теряет тех лукавых, «ва-банковских» ноток (чего стоят хотя бы искрометные пикировки Йованки и Марчина!) Его персонажи обожжены огнём минувшей войны не только физически, духовно – тоже, но вовсе не спешат демонстрировать раны на своей душе всем и каждому. О них, об этих ранах, читаешь между строк, догадываешься по каким-то мелким, на первый взгляд ничего не значащим деталям, обрывкам разговоров. Да нашим героями не до рефлексии. Если уж в мирной Польше события развиваются лихо, то стоит Йованке и Марчину прибыть в Боснию, как всё вовсе летит кувырком. Новые детали прошлого Йованки не стремятся сложиться в четкую картину, наоборот – с каждым шагом дело запутывается всё больше, а новые сложности возникают с той стороны, откуда, вроде бы, должна прийти помощь. Поляки-миротворцы вовсе не жаждут помогать соотечественнику, боснийцы просто хотят его убить и не церемонятся в достижении этой цели. А есть ещё тайны горы Печинац и эти тайны окутывают не только прошлое Йованки Бигосяк.

Не будет преувеличение сказать, что Гора трех скелетов – это, кстати, скелеты сумасшедшего сербского священника и его помощников, втроем штурмовавших занятую мусульманами гору – один из центральных образов книги. Здесь погибли солдаты Маклоша, здесь нашли потерявшую память Йованку, здесь снайпер по прозвищу Резник подстрелил младшего брата боснийского полицейского Мило Недича, здесь два года держал оборону от сербов Султан – в прошлом доктор биологических наук и мусульманский полевой командир, а теперь видный политический деятель. Надо ли говорить, что на горы нашим героям лезть придется и будет это ничуть не легче, чем герою Оуэна Уилсона сбежать от снайпера Саши (Behind Enemy Line, 2001 — если кто не опознал). Пся крев, то ли я сегодня богат на кинематографические ассоциации, то ли сам текст романа располагает к переносу на экран. Пожалуй, что второе, по крайней мере, я с удовольствием бы посмотрел такое кино при условии адекватного подбора актеров – как-то запали мне в душу и отчаянный сапер Марчин Малкош и его не менее отчаянная спутница Йованка. Люблю брюнеток. Почти так же, как хорошие триллеры.

У Артура Баневича получился хороший триллер. Держащий в напряжении до самой последней сцены, а ею – напоследок – ставящий всё с ног на голову. Или – с головы на ноги? Несмотря на то, что осколки головоломки автор выдавал нам регулярно, в единое целое они складываются только в самом конце, а до этого и самому внимательному читателю не догадаться о сути. Разве что личность Резника перестает быть тайной во время изучения героями пещер Печинаца, но вот ответы на все остальные вопросы Баневич бережет до финала.

Финальный диалог в больничной палате я перечитывал раз пятнадцать, не меньше. А потом закрыл книгу – чтобы снова открыть через пару минут и погрузиться в чтение с самого начала. Я уже знал, что будет с Марчином Малкошем, кем был Резник, кто отец дочери Йованки и как она сама потеряла память. Теперь можно было не спешить и насладиться интригой сполна.

Это ли не высшая похвала автору?

цитата

– А замуж ты как вышла?

– В марте девяносто шестого меня нашел польский миротворческий патруль. Потом была клиника в Добое. Ромек приезжал ко мне. Привозил сладости, лекарства… Он подолгу сидел у моей койки. Это я помню… Да, у меня ведь помимо ранения было воспаление легких. Я была слабая, худая как щепка. За один шоколад можно было полюбить парня…

– И ты полюбила его?

При свете костра, в лесу, ночью, когда тебя окружает кромешная темнота и нет ближе существа на свете, чем человек, сидящий рядом с тобой, такие идиотские вопросы задаются сами, непроизвольно. Должно быть, это касается и ответов на них. Ответила Йованка легко, не задумываясь.

– Не знаю, кажется, полюбила, – вздохнула она. – В любом случае мне было хорошо с Ромеком. Я была больна, очень больна, не знала, как жить дальше и стоит ли вообще жить… А он… он однажды взял и поцеловал меня, страшненькую такую. – Йованка прерывисто вздохнула. – Ну как же тут не полюбишь…


P.S. Ознакомился с первым рассказом о Дебрене – том самом, где фигурирует добрая предсказательница плохого. Пекара может слопать свою шляпу, если она у него есть.





  Подписка

Количество подписчиков: 65

⇑ Наверх