Дамам ни за что не признаюсь. С утра, зайдя на Фантлаб, обнаружил кое-что неожиданное:
Не знаю, что уместней сказать. То ли я проснулся знаменитым, то ли кому-то больше нечем заняться, как добавлять в базу всяких не пойми кто (я серьезно). В любом случае — зря всё это. Лет десять назад, даже семь определенные идиотские мечты у меня были, вкупе с амбициями, но если возраст чему-то и учит, то не делать херни, когда её и так навалом понаделали другие.
Март — отличное время для подведения итогов предыдущего года. В нём нет ни лихорадочной суетности последних дней декабря, ни рабочих январских завалов, которые разгребаешь до самого февраля, а там ты вовсе ни на что мало-мальски монументальное не способен. Ну а то, что сейчас конец марта... так не апрель же! Конец марта — ещё март, верно? Пора бы привыкнуть, что автор этой колонки неисправимый лентяй, только это мешает мне на пути к мировому господству.
В том году книг было много, хороших и разных, так что я решил не ограничиваться тройкой лучших. О них я, разумеется, расскажу, но в следующий раз (если вы внимательно следили за моей колонкой в течении года, то две из трех самых лучших книг угадаете без труда, но не первое место). Сегодня же разговор пойдет о тех книгах, что в эту тройку не попали. Щепотка неожиданностей, чуть-чуть разочарований, а массу, как обычно, делают крепкие одноразовые середнячки.
Из завязки "Девочка, которая выжила", Уолтон вырастила не многотомную эпопею о добре, зле и призраках прошлого, а тихую, камерную историю о взрослении, поиске друзей и конечно же книгах. Всем любителям олдскульной фантастики олдскулы сведёт.
Миллион первая вариация написать Лавкрафта сейчас, но в отличие от многих — удачная. Два вдовца едут в глушь поудить рыбку, а выудят — кровь, смерть, безумие и всё, что полагается в таких историях. Не скажу, что Лэнган так хорош, как его хвалили, но фантазия у него буйная, и нырнуть туда определенно стоит. В роли эпизодического персонажа замечен сам Говард Филипс.
Столько было разговоров, что "новый Гоголь народился", а мне совершенно не зашло. Пока читаешь, эта вот болезненная магия крученого сальниковского слога держит, а стоит отойти — и никакого очарования уже нет. Может быть потому что читал в мае. Сюжета как такового нет, хотя пару раз автор выруливает на возможность придать происходящему видимость смысла. Но героически проезжает мимо.
Есть отзыв в колонке. Весёлые истории из детского психиатрического интерната, где на окнах нет решёток, а жаль. Или нет. Но для главного героя определенно лучше, чтобы они были.
Образцово-показательный фантастический триллер, который не портит — ну, почти не портит! — главная героиня на протезе. Прыжки в будущее показывают конец человечеству и с каждым разом — всё ближе. Самый последний будет на последних страницах романа, но мы же с вами знаем, как такие вещи всегда заканчиваются.
Трилогия романов про прима-констебля Хаиме Бофранке, что ехал в провинциальный городок расследовать череду загадочных убийств, а в конце концов схлестнулся мало что не с Антихристом. Стилизованно под средневековый детектив, даром что действие происходит всё же чуть позже. Читал бы "Имя розы", вспомнил бы о нём, но увы, поэтому вспомню "Братство волка" — поначалу вылитое оно. В каждой книге есть одна глава, написанная в совершенно мозговыносящей манере религиозно-логических парадоксов.
Типичный Пелевин, даром что это моё первое знакомство с Пелевиным. И смешно, и едко, и "про нас про всех, какие к чёрту волки", но ощущение, что всё это уже устарело или ты всё это уже читал. На самом деле, просто как бы быстро не писал Пелевин, мы рефлексируем всё равно быстрее. Читайте, если не сидели в сети год-другой, если сидели, всё равно читайте — комон, это же Пелевин! — но так круто уже не будет.
Есть отзыв в колонке. Ежовские чистки глазами самых маленьких. Много мыслей об обезличивании человека, но есть и волшебно-сказочная концовка, очень изящная, на мой взгляд.
Папа всея скандинавских нуаров, разумеется, Питер Хёг, а мама — Смилла Ясперсен. Не верите? Прочтите этот роман. Потом сможете отличить все двадцать шесть, или сколько там знают инуиты, разновидностей снега.
Плотная, концентрированная вещь, просто серия хуков по эмоциям, но на расстоянии теряет большую часть от впечатлений и становится видно, где Некрасова недотянула, где подыграла, где сгладила. Впрочем, если рассматривать главной темой не становление\взросление, а социализацию, тогда да, и так можно было. Только кульминация при любом раскладе остается неизменно хороша, затяжная, выматывающая, нервная. Кажется, дети во дворе играют, а саспенс так и хлещет. Жила-была девочка, которую вся жизнь подталкивала совершить [роскомнадзор], а потом пришла кикимора и сказала: "Не грусти".
Продолжение самой лучше книжки 2018 года по версии меня любимого, я оттягивал как мог. Боялся, вдруг не будет так круто, вдруг второй раз Риттер планку не возьмет? Риттер планку взял, но по ней чиркнул — третьей части до второй чего-то не хватает. В этот раз детектив-паранормал Джекаби и его очаровательная помощница Эбигейл Рук расследуют убийство десятилетней давности, то, в котором погибла их квартирная хозяйка Дженни и пропал её жених. Дженни тем временем учится выходить из дома. Но Проклятый Совет не дремлет... Милая волшебная сказка в этот раз черпанула толерантности к трансгендерам, но ни волшебства, ни милоты не утратила. "Мой кирпич. Мой дом. Весь мой мир!" — до мурашек круто.
Главное — перетерпеть начало, где Говард усиленно изображает из себя средней руки армадовского юмориста (помните, была у них такая серия, с портретом в гербовой рамке?) Книжка потом разгоняется, развеселый балаган сменяют качели всамделишной драмеди. Честно говоря, с таким паровозом Кабал у меня едва в топ года не въехал, хотя поначалу дико не нравился. Дело касается только давнего фанатского перевода, издательский я не читал, пусть, по-хорошему и стоило бы.
Тед Чан — великий мастер. Не все рассказы мне понравились, а некоторые я откровенно не понял, но фантазия Теда внушает почтение.
Т. Фостер "Искусство чтения. Как понимать книги"
Книга, которая немедленно влюбит вас в англоязычную литературу, ну или как минимум — в Томаса Фостера. Выписывал оттуда авторов и книги, да где-то тот списочек в рабочей куртке потерялся. Очень жаль, что нет подобного издания о русской литературе.
Есть отзыв в колонке. Магический реализм, который вместо того, чтобы уйти вглубь, уходит вширь. Когда муж уехал на заработки в Африку, а у тебя на руках двое детей, совсем нет желания становится оборотнем. Благо, что оборотень всё равно героине подыгрывает. Хорошо, а можно было бы отлично.
Д. Шрайер "Кровь, пот и пиксели"
Ссылки на базу по понятным причинам нет, но есть отзыв в колонке. Несколько историй, как делались хиты видеоигровой индустрии последних лет. СПОЙЛЕР: через задницу, и далеко не всегда через одну.
А. Сокол "Воровка чар. Маги, ведьмы и чернокнижники"
Вторжение пана на территорию ромфанта или наоборот, как посмотреть. Признаюсь, повелся на обложку, с которой героиня имеет мало общего, но не скажу, что было плохо, Глен Кук был гораздо хуже — в том числе и по содержанию любовных томлений. Здесь же их не особо и много, сама история — обычное фэнтези-приключение, каких на пучок пятачок, да и глупо было бы ждать иного. Я вот и не ждал.
Л. Спрэг де Камп, Ф. Прэтт "Самый странный бар во Вселенной"
Есть отзыв в колонке. Повторю его главную мысль — читать только в баре, за стаканчиком чего-нибудь горячительного. А так, сборник как сборник, есть удачные вещи, есть откровенный проходняк.
Есть отзыв в колонке. Нежданная находка, которая поначалу ослепила жемчужным блеском, а по факту оказалась, что всё это была ложь, мираж и блажь, а также религиозная пропаганда. Великого учёного из родной Италии периода Возрождения скидывают в тот самый колодец — и он оказывается в недалеком будущем, в теле потомка-порномагната.
К. Риделл, П. Стюарт "Барнаби Граймс. Проклятие ночного волка"
Новый цикл творческого дуэта писателя и художника, про курьера по особым поручениям — здесь таких зовут "тик-такерами" — Барнаби Граймса. В первой книги Барнаби предстоит столкнуться со зловещим волком. Цикл подростковый, но крови и смерти соавторы не чураются.
Есть отзыв в колонке. Готическая фэнтези про ангелов, варваров, убийц, отравителей, мстителей и город на цепях над пропастью, где живёт бог. Ну, то есть, не совсем живёт. Много экшна и кровищи, приятные диалоги. А ещё шикарная Карниваль — ангел, обезумевший от... убийств. Впрочем, здесь все не то, чем кажутся.
Средней руки вампирятник из 90-ых про бывшую полицейскую и вампира, который приходится сыном Генриху Тюдору, а сейчас живёт в Торонто и пишет любовно-эротические романы. Вдвоём они пытаются поймать кровожадного демона и популярность.
Есть отзыв в колонке. Сказку про Снежную королеву вывернули наизнанку в угоду современным тенденциям и сдобрили еврейским колоритом. Надо ли говорить, что ворох премий в таком случае обеспечен? Впрочем, в кой-то веки ворох заслуженный, ибо книжка-то хорошая.
Пересказ некоторых моментов из известной всем истории, плюс несколько протоколов и странных видений героини. Честно сказать, плохо уже помню, в чём там дело, но ни особой логичностью, ни наоборот — завиральностью, не впечатляет.
Мистика про девочку, которая видит призраков, и её мёртвого друга. В первой книге они вынуждены схлестнуться с призрачной королевой Эдинбурга. Мимоходом есть камео Лары Крофт, вроде как.
Отзыва в колонке пока нет, потому что он в телефоне, но скоро будет. Образцово-показательный янг-эдалт, который так и просится к экранизации в духе "Одиннадцати друзей Оушена". И даже сполна отработанная тема диверсити его не портит.
Однажды отец главного героя ушёл из дому. Через несколько лет вместо него вернулся другой мужчина и сказал женщине, что он — её муж. Потом он тоже ушёл, на войну. Его там, разумеется, убили. Теперь женщина с помощью сына пытается дознаться куда делся муж и кем был второй мужчина, а читатель гадает, кто в этой истории самый странный персонаж. СПОЙЛЕР: все.
Литературная игра в обложке классического детектива. Как вывернуться из совершенно невозможных условий и не уйти в дурную мистику? Легко, если вы — непревзойденный Алан Твист. Первый том из огромного цикла, который дальше так пока и не продвинулся в русском переводе. Немного много накручено, на мой взгляд, но я не большой любитель детективов сложнее "Джек убил Джилл из-за Билла".
Сборник странных рассказов. Хорош, пожалуй, только один, про двух снайперов, отстреливающих клоунов, остальные вызывают эмоции из спектра между "Что это было?" и "Зачем такое вообще писать?" Впрочем, ФЛР который год показывает, что я абсолютно ничего не понимаю в рассказах, так что ваше мнение может не совпадать (как и всегда, как и всегда).
Молодёжный триллер на актуальную тему: "На что ты пойдешь ради лайков?" Неплохой, автор выдумывает интересные ситуации для героев, но когда дело доходит до главного здорово лажает с мотивацией. С экранизацией пересекается постольку-поскольку.
Давний презент с Фантлаба, да ещё с авторским автографом, рука не поднимается ругать. Да и чего ждать от пятнадцатой книги в серии, если ты закончил на первой?
Есть отзыв. Привет из прошлого, которому лучше было бы в прошлом и остаться, классика "чёрной" фэнтези на проверку оказавшаяся серой и скучной. Вот уж воистину, "был виноградом, теперь изюм". Впрочем, я брался за ЧО лет десять-двенадцать назад, ещё когда даже на Фантлабе не зарегистрировался, и он уже был изюм. С косточками.
Есть отзыв в колонке. Получил ровно то, что ждал — прогнувшуюся под сжв-тенденции "Небьюлу" и пустой, но до чёртиков претенциозный роман про угнетенных геомансеров. Самое дно и ниже падать уже некуда (Жаннет Нг я точно читать не буду).
Есть отзыв. Как дожить до седых волос и не нажить не капельки масла в черепушке? Если вы готовы страдать от скуки шестисотстраничный кирпич, главная героиня покажет на себе. СПОЙЛЕР: оно того не стоит, скучно.
Попаданец в теле сибирского казака раскаивается перед коренными жителями Камчатки и стращает Витуса Беринга до медвежьей болезни. Выпивки и трахтельманов для жанра маловато, экшна тоже недоложили, зато много про тяжелое житие-бытие на Камчатке и повальное взяточничество русских. История густая и тягучая, как сопля в бороде. Сами решайте, надо оно вам.
Есть отзыв в колонке. Природа, говорят, отдыхает на детях гениев. Тут она отдохнула на всей банде. Старые герои вышли в тираж, а новые пытаются выбраться из из тени, пока автор выбирается из тени первого романа. И тот звезд с неба не хватал, а в этом у Имса всё ещё хуже.
Есть отзыв в колонке. Красная мистика, без смысла и пощады. Немецкий шпион застревает на глухой станции во глубине русских лесов и болот и медленно (на самом деле — довольно быстро) сходит с ума. То ли день сурка, то ли Чистилище, то ли Чёрная Железная Тюрьма — окончательное решение того, что произошло с Гельмутом, отдано на откуп читателю.
Есть отзыв. За два года ненависть подвыдохлась, поэтому третий том особых эмоций не вызвал, а разгромный отзыв на трилогию, который я всё ещё зачем-то пишу, с каждой редакцией становится всё короче и короче. Финальная драчка всё же случилась, вначале на севере, а потом и южнее, но, к сожалению, почти все персонажи её пережили, Джо в очередной раз показал, что наследует Толкиену, а не Мартину, а литературный перевод победил точный матерный. Но почему людям так нравится эта книжка, я до сих пор не понимаю.
Эталонный британский куколдизм сорокалетней выдержки. Мигранты из Африки плывут в Британию, устраивая коллапс всем соответствующим службам, а потом и гражданскую войну, а всё равно находятся люди, которые их защищают. Унылый главный герой колесит с унылой семьей по унылым пейзажам старушки-Англии в лучших традициях малобюджетного авторского кино и делает это настолько уныло, что хочется чтобы он на фугас какой наехал.
Два копа, как полагается, крутой и умный, расследуют своё первое совместное дело, о пропавшей реликвии Святителя Сысоя, он же — Елдай-Будлай Нойон. Пародия на американские боевики про напарников типа "Смертельного оружия", стилизованная под альтернативную историю, где Русь, Орда и Китай слились в одно квазигосударство и не разливались до 20 века. Наверное, неплохая книжка, но меня очень сильно триггернуло, что напарники вертят законом что тем дышлом — слишком часто такое же и едва ли не с такими мотивами видно в нашей совсем безальтернативной реальности.
Есть отзыв в колонке. Крайне тоскливая попытка переложить эсхатологию языком анималистики. Читать только убежденным постмодернистам и поклонникам жанра doom metal, остальным — с осторожностью, Краули ни разу не Эрнест Сетон-Томпсон.
Третий день Галина Юзефович рассказывает, как помочь малым издательствам и проектам в это трудное для всех время, а литературный критик и куратор Сергей Сдобнов собрал все предложения в один список, который будет обновляться. Изучайте скидки, сообщайте о них друзьям (если вы медиа — подписчикам) и покупайте книги.
Шановние панове и вельможные пане! Паны писатели и паны читатели! Паны отзывов кропатели и паны корешков измерятели! Паны хвалители, паны глумители, паны самиздата ценители и даже паны случайно мимо проходители. А также паны обложечники и паны картографы (отдельно — картографы на форзацах и картографы на шмуцтитулах). И пани всех перечисленных родов! И все остальные, кто продрался через моё своеобразное чувство юмора.
Я удостоен чести участвовать в состязании критиков за мемориальную премию имени Андрея Зильберштейна в этом году. Сейчас идёт первый тур, открыто голосование для всех посетителей сайта. Так вот, я призываю вас поучаствовать в нём и проголосовать... Нет, не за меня. А за хорошие работы и внимательных рецензентов. Если это буду я — здорово. Нет — другие кандидаты тоже достойны. Ведь вся наша работа — только для вас.
Читайте, оценивайте, голосуйте рублём с умом. Всем хороших книг.
Размышляя о сочинении господина Калашникова, меня неумолимо тянет впасть во множество грехов, даром, что одна из повестей про декадентов выходила в "инквизиторской" антологии. В первую очередь, конечно, в грех перечисления, ибо количество знакомых персоналий не поддается учёту. Потом, в грех подражания, тут, кажется, уже впал. И наконец под занавес, в грех полемики. Но обо всем по порядку, то бишь — с начала.
Вначале никакой Лиги не было. Просто Боренька Бугаев попал в беду, подпав под влияние нехорошей женщины, и пришлось Василию Васильевичу Розанову, заручившись поддержкой Коли Вольского, по праву старых знакомцев помочь Боре. Да только на деле оказалось, что не всё так просто, Бугаев угодил в центр старого заговора "антимуз". Из-за них в своё время погиб Пушкин, пострадал Достоевский, да и Василию Васильевичу по молодости лет досталось, а теперь до Бори добрались. Цель коварных заговорщиц — убивать в писателях и поэтах тягу к творчеству (но можно — и самих писателей с поэтами), извращать и переиначивать творения, и в конечном итоге, конечно, вредить Империи. Список врагов не явлен явственно, но гадать не приходится — это союзников у России только два, остальные — противники.
На том и закончилось бы, не успев толком начаться, моё знакомство с книгой, ибо при всём своём многообразии подобное чтение удивительно одномерно, меняется только государственный строй, который прославляет автор. Но "Лига выдающихся декадентов" выгодно отличается от очередной пафосной утопии про хруст французской булки под имперским триколором своей... литературоцентричностью, что ли. Много было книг, где писатели и поэты выступали главными героями, где второстепенными — и вовсе не счесть. Но я не припомню книги, где все — ну, практически все — действующие лица были не чужды словесности. Не обязательно изящной. В "Лиге..." имеется, например, эсперантист и структуралист из последователей де Соссюра (о, радость, о счастье — пригодились знания, полученные в универе, даже в Гугл лезть не пришлось), который решил весьма радикально внедрить свои разработки.
Формально "Лига выдающих декадентов" – это детектив. Каждая повесть строится как расследование, с поиском улик, разработкой подозреваемых, ложными следами. Только покушаются на русскую культуру. Однако, главное здесь не разгадать личности преступника (чего гадать — зарубежные культуртрегеры шалят, на национальную идентичность посягают), а литературная игра, детективные коллизии лишь повод её завести. Тут Калашников демонстрирует недюжинную эрудированность, превосходит которую лишь его же изобретательность. Воссоздавая жизнь России на излёте Серебряного века он скрупулезен и внимателен до мелочей, вроде обуви или цвета кофты, но каждую такую детальку способен раскрутить совершенно неожиданным, а зачастую — и парадоксальным образом, превращая действие в подлинную фантасмагорию, где литература и конспирология шествуют рука об руку.
Возникает закономерный вопрос, стоит ли читать книгу тем, для кого литература тех лет terra incognita? Будет ли она им интересна? На мой взгляд, однозначно "да". Какие-то небольшие нюансы пройдут мимо, в Боре Бугаеве останется неузнанным один из главных теоретиков символизма, но удовольствия от книги это не умаляет. Во-первых, фантазия автора впечатляет и так, без дополнительного культурного багажа, а пополнить его в век доступного везде и всюду Интернета не проблема. Во-вторых, постмодернистский коллаж Калашникова не ограничивается Серебряным веком: герои периодически разрушают четвертую стену, "пророчествуют", заглядывая в будущее России, цитируют Высоцкого, изобретают хип-хоп и поминают феминитивы. Некоторые из шуток немного подвыветрились, пока книга шла к читателю, но большинство всё ещё акутально. В третьих, здесь умопомрачительный Хлебников!
Линцбах извинительно улыбнулся и толкнул дверь в учебный класс.
Сидевшие за партами чертёжники вдобавок к чёрным робам имели во рту кляп – деревянный шарик на резинке. Щёки перетягивала удерживающая шарик резинка. Округлявшиеся вокруг кляпа губы выглядели так, будто готовы были в любой миг плюнуть красным деревянным шариком – Розанов невольно прищурился. На груди у чертёжников висела миниатюрная звонница – деревянная рамка, в которой помещались разномастные колокольцы. Из-за пояса у каждого торчала двурогая вилочка – камертон.
– Это – новобранцы, – прокомментировал Якоб Иоганнович. – При помощи кляпа и звонницы – карильона, мы отучаем их от привычного языка.
– Русского, что ли? – с неподдельным простодушием вопросил Розанов.
– Русского, немецкого, греческого, – со всегдашней улыбкой перечислял Линцбах. – От любого языка, который препятствует качественной работе.
Линцбах рассказывал, ведя экскурсантов через классы с рядами кульманов:
– Для каждого вида деятельности предусмотрен специальный язык. Причём в случае труда бок о бок два разговора не перебиваются. Под землёй, так же как и во взаимном удалении, что бывает в ходе обмерных работ, удобен карильонный перезвон. Заметили звонницу в холле? Мы с её помощью доносим объявления и распоряжения в самые дальние уголки артельного дома. В шумном месте мы используем язык ритмических телодвижений и поз.
– Всё ясно: и тут без оргий не обошлось! – обрадованно шепнул Василий Васильевич другу по переписке.