В качестве эпиграфа к этой статье вы самостоятельно можете выбрать любой фрагмент из песни «Суперзвезда» группы НАИВ.
Самых проницательных, наверное, насторожило отсутствие эпиграфа к этой статье, вернее, его столь размытая форма? Винить в этом следует авторскую (то есть, мою) скромность – я постеснялся выбрать какие-то конкретные строчки, потому что говорить мы сегодня будем… об авторе этой колонки (обо мне, то есть).
Ведь правила приличия требует представиться, не так ли? Чтобы читатели, случайно или осознанно забредшие сюда, знали, какой замечательный человек сплетал все эти слова во фразы, а фразы, в свою очередь, в текст (тот самый, который вы сейчас читаете).
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тут идёт солидный кусок, содержащий зашкаливающее количество восхвалений, дифирамбов и даже парочку скверно зарифмованных од, подчеркивающих все мыслимые и немыслимые достоинства автора (те которые есть, и даже те, которых у него отродясь не бывало), который мы за ненужностью, пожалуй, спрячем.
Так вот, плёл (и буду плести) это словесное макраме я, пан Туман. В принципе, sapienti sat, но если кто-то считает активное использования прозвища неприличным, то вообще меня зовут пан Дмитрий.
цитата
— Барон Готар. Имя настоящее. — А это осмотрительно? — Пожалуй, да. Вообще-то у меня есть ещё несколько имён.
Ну как-то так.
Я вообще, люблю что-нибудь цитировать, каюсь – иногда совершенно бездумно и схоластически. На автомате. Также, совершенно на автомате, люблю вплетать в текст какие-нибудь аллюзии и параллели – в меру познаний своих. Потом их никто не замечает, что меня безмерно расстраивает... Злоупотребляю эпиграфами – наверное, заметили, да? – но стараюсь вставлять их исключительно по делу, никак не объема ради.
Кажется, это не очень интересно и лучше стоит сказать о своих литературных пристрастиях (как-никак мы находимся в пространстве «Лаборатории Фантастики»)? Уговорили.
Среди моих любимых авторов числятся как известные, так и не знакомые широкому кругу читателей, авторы многотомных эпопей и выпустившие всего одну-единственную книгу. Как-то расставить их по строчкам read-парада я никогда не пытался (и сейчас не буду), поэтому ловите как есть, через запятую.
Итак, любимые писатели: Анджей Сапковский, Андрей Дашков, Сергей Юрьев, Арина Воронова, Макс Фрай, Элизабет Бойе, Дмитрий Браславский, Гай Гэвриел Кей… Может быть, я кого-то упустил (а, наверное, так и есть), но и по этим фамилиям можно составить впечатление о моих литературных пристрастиях. Тут уж точно sapienti sat.
Если не хотите забивать голову или не опознали ни одной фамилии – я люблю мистику и фэнтези, и довольно прохладно отношусь к фантастике. Не иначе, сказывается филологическое образование.
Ещё стоит сказать о музыкальных вкусах. Вообще, я предпочитаю pagan и black (не raw, но и не CoF), но вот сейчас играет Юта. Нет, Юта уже доиграла, и теперь играет Devil in the Kitchen, а потом будет Biopshyhoz – мрачную электронщину я тоже люблю. Равно как и horror-punk или metalcore, при условии, что он сделан в Канаде и там на вокале какая-нибудь симпатичная канадская барышня (The Creepshow и The Agonist, соответственно, если кто не разбирается в канадской музыке).
О кинопристрастиях отдельно распространяться не буду, ибо они меняются по настроению.
Вроде бы всё.
Ах да! Мой фольварк располагается довольно далеко от Московской Кольцовой, за Уралом. Мрачноватые места, да и зимой прохладно, но фамильную резиденцию не выбирают. Горменгаст так Горменгаст.
Отмечаю это не только, если кто вдруг соберется в гости. Природа, она всё-таки, накладывает свой отпечаток и наши, воспетые ещё Щуром и Яросом, места – не исключение.
Люблю тёмное пиво. Не курю, бросил.
В ближайших планах на прочтение (с дальнейшим разбором в этой колонке):
Челябинский писатель Павел Корнев – один из немногих авторов за чьим творчеством я слежу. Ещё с тех пор, как мне в руки попала дебютная книга Павла – «Лёд», та самая, за которую он получил Меч без имени.
Впрочем, я тогда про этот Меч знать не знал, а просто польстился на название и обложку. Была у меня слабость, которая остается до сих пор и, наверное, не пропадёт ещё долго – я чрезвычайно люблю книги, действие которых развивается в холодном климате.
(Да и вообще, стылые ветра Балтики и уральские снега мне дороже гавайских пляжей и атоллов Большого барьерного рифа. Но об этом как-нибудь в другой раз, а сейчас позвольте вернуться к теме).
Так вот, «Лёд»... «Лёд» меня не разочаровал и оказался отличным низкотемпературным боевиком с крепкими экшен-сценами, интересным и нестандартным миром (сочетающим, в числе прочего, традиционное огнестрельное оружие с оригинальной системой магии и колдовства – что мне тоже весьма по нраву) и довольно лих закрученным сюжетом. Кроме того, там был Скользкий. И это было главной удачей автора, его козырем.
Однозначно, с главным героем Павел попал «в десятку». Лёд-Скользкий вышел циничным, прагматичным, несдержанным на язык и, в общем-то, не самым приятным парнем, не лишенным, однако, той доли харизмы, которой обладают мрачные и нелюдимые профессионалы, мрачные в силу выбранной профессии, да и нелюдимые из-за неё же…
Мои любезные читатели, я вижу, вы заскучали? Думаете, я так и буду петь дифирамбы и восторгаться авторской фантазией? Как бы не так! Я всегда был чертовски крив на язык, когда приходилось кого-то хвалить, зато покритиковать любил – хлебом не корми.
Просто… просто необходимо было ввести преамбулу. А теперь, когда ей уделено достаточно времени, можно переходить и к сути.
Так что, идём?
Сейчас передо мной лежит вовсе не «Лёд», а совершенно иная книга – начало нового фэнтезийного цикла (пока дилогия, второй том я ещё не читал, поэтому не знаю будет ли цикл расти). Место и время действия – что-то очень похожее на Европу, век этак пятнадцатый, но без пистолетов (а жаль!)
Название у книжки звучное и интригующее, но при этом простенькое: «Проклятый металл». Забегая вперед – вы не возражаете? – скажу, что тому самому металлу места уделено очень мало, и, в общем-то, название и сама книга стыкуются плохо. Хотя звучит внушительно. Или внушающее?
Бес его знает, как именно, но – неплохо.
А ещё в ней есть свой Скользкий, только зовут его Себастьян Март. И вот это уже так плохо, что хуже некуда.
Можно долго — поверьте мне на слово, очень долго — сравнивать Себастьяна со Скользким. Сравнивать и удивляться, до чего же они похожи. Словно две картинки из серии "найти 10 различий."
Нет, не спешите вооружаться увеличительным стеклом! Я сэкономлю ваше время — напишите взамен комментарий типа: "Вау, отличная рецензия", ага? — наши герои имеют на двоих практически одну биографию, один набор способностей (т. н. "убер"-способности), одну манеру поведения да и характеры друг друга повторяют один в один.
А вот различия в образах этих двух героев минимальны – волосы у мистера Марта рыжие, а мистер Скользкий лыс как коленка.
Право слово, это надоедает. Тем более, что у Корнева и так герои не блещут разнообразием характеров. Оттого прескверно запоминаются – из всех действующих лиц «приграничного» цикла в моей, честно говоря, не самой дырявой памяти, отложились только Напалм и Гамлет. Да и то, впечатления от меткого на язык пироманта автор потом попортил, написав «Немного огня».
Тут автора могло бы спасти то, что в «Проклятом металле» список героев одним только Себастьяном Мартом не исчерпывается. Да, впервые в книгах Корнева события описываются с точки зрения целых шести персонажей, но если Март вышел очередной инкарнацией Льда, остальные – его бледными подобиями, конспирации ради укрытыми под маски начальника дворцовой безопасности, высокопоставленного герцога, шулера, мальчишки-писаря и командира «темной сотни» (что-то вроде местного штрафбата). Последние двое представляют наибольший интерес, потому как писарь в силу своего возраста похож на Льда меньше всех, а «темный сотник» позволяет взглянуть на события с другой стороны баррикад.
Зачем нужны остальные – непонятно. Линия Рауля практически сразу сливается с квестом Марта, остальные вроде идут параллельным курсом, но на таком расстоянии, что увязать их в единый клубок трудно (да автор и не старается). Возникает такое чувство, что «Проклятый металл» — в соответствии с нынешней модой – только пролог, хотя и почти на четыре сотни страниц, а дальше нас ждёт ещё минимум пара книг, где всё и завертится.
По крайней мере, я думал так. Представьте, каково было моё удивление, когда я узнал, что «Проклятый металл» только первая часть дилогии. То есть, ещё одна книжка – и всё, прости-прощай Святые земли!
Так стоило ли тогда городить огород? Зачем было вводить в роман всех этих Белых рыцарей и Ловкачей, всё равно они не успеют развернуться? Не лучше ли было сосредоточиться на линии Март – Рауль – Карл Вадер, а всех остальных показать, если уж так хочется, используя короткие интерлюдии (как поступил Ник Перумова в «Рождении мага»).
Про то, что «лишними» героями безболезненно можно было пренебречь, я даже говорить не буду. Хотя повторюсь, на мой взгляд – можно было. Книга ничего бы не потеряла без описаний карточных махинаций Якоба и тайн мадридского ольнасского двора. Ну какой смысл играла история с украденными драгоценностями великой герцогини Довласа? Какой смысл был вообще рассказывать эту историю о договоре с Лансом (и вообще, почему еретики, вполне успешно воевавшие, вдруг пустили в ход дипломатию?) Почему…
Так, стоп! Думаю, вы уже поняли, что у меня накопилось немало претензий к сюжету? Так и есть.
Просто выбор курса на «эпичность» сыграл с Корневым не самую добрую шутку. Персонажей оказалось много, а простора для их действий – всего ничего. Кроме того, эпик оказался для Павла чужим полем. При том, что писать динамично и увлекательно Корнев умеет, и сцены погонь или перестрелок у него выходят что надо. А вот интриги – пресноваты и поверхностны, несмотря на всю их напускную затейливость. Возможно, стоило над ними поработать и вышел бы неплохой шпионский боевичок, с поединком разведок и агентур вроде «Летающих островов» Сан Саныча Бушкова (какие грандиозные возможности для диверсий открывает использование бесноватых!).
Увы, Себастьян Март – не Сварог, а Корнев никак не Бушков. Хотя видно, что автор старается выйти из тех рамок, в которые загнал себя, но получается метание из крайности в крайность. Были боевики с передозировкой экшена, а «Проклятый металл» вышёл вовсе не боевик, да и без особой событийной насыщенности. Даже частый мордобой ситуацию не спасает, а кажется тем самым пятым колесом в телеге, которое ну никак не нужно.
Поэтому итог: читать только поклонникам Корнева и тем, кто любит наблюдать творческие эволюции воочию (я таки верю, дальше будет лучше).
(Рецензия на книгу Александра Золотько "Слепцы". Редакция 2-ая, исправленная и дополненная)
Уж как первый да товарищ — то темная ночь,
А второй да мой товарищ — то булатный нож,
А как третий да товарищ — то мой добрый конь,
А четвертый да мой товарищ — сабля вострая.
[/i][/right]
Если бы меня попросили в трех слова (и больше ни-ни!) охарактеризовать новый роман Александра Золотько «Слепцы», я, наверное, ответил бы: необычно, жёстко, увлекательно.
Хотя на первый взгляд никакой необычностью там и не пахнет. Жестокость и увлекательность – ещё может быть, автор далеко не новичок, к тому же сделал имя… на криминальных боевиках!
Последнее, кстати, легко заметить. Несмотря на то, что «Слепцы» — фэнтези (стали бы я вам тут про боевики рассказывать) повествует книга о похождениях ватаги разбойников, решивших, в один не очень-то прекрасный день завязать со своим рисковым ремеслом. Благо судьба подкидывает им шанс. Ограбленный купец оказывается участником похищения малолетней княжны, и атаман Рык решает – в обмен на дочку, князь закроет глаза на «шалости» ватаги. Но дело осложняется тем, что ребенок находится в руках у Серого всадника – таинственного похитителя детей.
Ничего необычного, скажите? Банальный квест – «Погоня за красным октябрем девицей»? Полностью согласен, задумка тривиальная (но надежная).
Нетривиальны герои – бандиты с большой дороги, те самые «работники ножа и топора».
О, не надо так пренебрежительно морщиться! Что-что? «Сколько мы уже таких бандитов видели, все они на один мотив?" Позвольте продолжить? На лицо – прагматики, идеалисты все внутри, легко дающие обладающим красноречием персонажам втравить себя в какую-нибудь несусветную авантюру. И хоть никто им не поверит, до конца будут прикрываться своей напускной алчностью и корыстолюбием. Некоторые, впрочем, не прикрываются – это те самые любимые авторами благородные разбойники, продолжатели славных дел Дубровского и доброго Робина из Локсли, которых в лес загнали обстоятельства.
Да, я тоже сталкивался с такими пряничными разбойничками.
Но ватажники Рыка вовсе не такие. Это самые натуральные бандиты, и всё их благородство – добить раненного или искалеченного врага. Каждый из них, за исключением, может быть, самого младшего Хорька, знает: все кто не входит в ватагу – враги. А к врагам не должно быть никакой жалости. Иначе они убьют тебя. Или наведут на след княжеских дружинников, а попасться в лапы их сотнику Волку горше смерти.
Тем не менее, свои разбойные законы и обычаи ватажники блюдут крепко. Ибо, по словам старшего из них, седого Деда: «обычаи – это то, что не дает человеку превратиться в зверя».
Обычаям, кстати, уделено немало внимания. Да и вообще, обыденная разбойничья жизнь достаточно неплохо освещена автором – читая книгу, можно поднабраться знаний как, например, устраивать засады в зимнем лесу (ролевики могут взять на заметку).
Не обойдены вниманием и более неприятные подробности – в романе хватает описаний пыток и зверств. На мой взгляд, с жестокостью у Золотько вышел перебор, но ввинить эту автору не могу. Ибо понимаю, что жестокость здешних героев – это всего лишь ответ, ответ на чудовищную жестокость окружающего мира. А мир Александр изобразил явно не тот, в котором хочется жить (лично я, даже князем – не в жисть!) Ранее средневековье «без купюр» — время, когда человеческая жизнь и медный грошик стоили примерно одинаково.
А кое-где, из-за разницы в курсах грошик явно лидировал.
География тоже вполне средневековая и разгуляться особо не где. Напоминает театральные декорации.
Вообще, всё, что не относится к делу, дано либо вскользь, либо вовсе отсутствует. Что одновременно идёт книге как на пользу, так и во вред. Действие становится схематичным, но приобретает динамизм; читатели видят то же самое, что и персонажи, но начинает слишком выпирать жестокость – на фоне того, что глазу больше не за что зацепиться (именно поэтому «Волкодава» запомнился как поход героев + этнографические выкладки, а «Слепцов» — как поход героев + пытки раскаленным железом).
Но вот лично меня радует, что Золотько не стал, подобно большинству нынешних авторов, «растекаться мыслию по древу». А то гоняли бы Рык и сотоварищи этого своего Серого всадника тома так четыре и так бы я не узнал, догнали бы или нет (стреляюсь я в последнее время от финалов, теряющихся… кхм, в дымке грядущего).
Пожалуй, и мне пора взять пример с Александра Карловича. И подытожить:
Роман Александра Золотько «Слепцы» не претендует на оригинальность (и даже не пытается), но это выписанный по всем традициям фэнтези-боевик, ладно и крепко скроенный. Это простая, но увлекательная история, изложенная хорошим русским языком. Кроме того, она написана в полузабытой ныне манере «всё вошло в одну книгу».
В общем, возжелавшим чего-то мрачного и отечественного – читать обязательно, равно как и любителям динамичных приключений. Остальным – по желанию.