Разное Постмодернизм в стихах


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > Разное~Постмодернизм в стихах поэтов-песенников
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Разное~Постмодернизм в стихах поэтов-песенников

Статья написана 22 сентября 2009 г. 18:33

Я люблю постмодерн. Мне нравится эта Игра, я люблю видеть и замечать аллюзии и отсылки, раскрывающие смысл иначе, чем просто заложено в словах, открывающие взору особую глубину и трехмерность. Буквально на днях я, неожиданно для себя, обнаружил, что едва ли не родоначальником постмодернизма в песнях у нас оказывается Владимир Семенович Высоцкий. Это открытие и сподвигло меня сделать обзор нескольких поэтов-исполнителей, творчество которых тесно замешано на литературной игре и цитировании.

Итак, в начале был В.С. Высоцкий

цитата

Скоморохи на ярмарке

Эй, народ честной, незадачливый!

Ай, вы, купчики, да служивый люд!

Живо к городу поворачивай —

Там не зря в набат с колоколен бьют!

_

Все ряды уже с утра

    Позахвачены —

Уйма всякого добра,

    Всякой всячины:

Там точильные круги

    Точат лясы,

Там лихие сапоги-

    Самоплясы.

_

Тагарга-матагарга,

Во столице ярмарка —

Сказочно-реальная,

Цветомузыкальная!

_

Богачи и голь перекатная,-

Покупатели — все, однако, вы,

И хоть ярмарка не бесплатная,

Раз в году вы все одинаковы!

_

За едою в закрома

    Спозараночка

Скатерть бегает сама —

    Самобраночка,-

Кто не хочет есть и пить,

    Тем — изнанка,

Тех начнет сама бранить

    Самобранка.

_

Тагарга-матагарга,

Вот какая ярмарка!

Праздничная, вольная,

Белохлебосольная!

_

Вона шапочки-невидимочки,-

Кто наденет их — станет барином.

Леденцы во рту — словно льдиночки,

И Жар-птица есть в виде жареном!

_

Прилетели год назад

    Гуси-Лебеди,

А теперь они лежат

    На столе, гляди!

Эй, слезайте с облучка

    Добры люди,

Да из Белого Бычка

    Ешьте студень!

_

Тагарга-матагарга,

Всем богата ярмарка!

Вон орехи рядышком —

С изумрудным ядрышком!

_

Скоморохи здесь — все хорошие,

Скачут-прыгают через палочку.

Прибауточки скоморошие,-

Смех и грех от них — все вповалочку!

_

По традиции, как встарь,

    Вплавь и волоком

Привезли царь-самовар,

    Как царь-колокол,-

Скороварный самовар —

    Он на торфе

Вам на выбор сварит вар

    Или кофе.

_

Тагарга-матагарга,

Удалая ярмарка —

С плясунами резвыми,

Большей частью трезвыми!

_

Вот Балда пришел, поработать чтоб:

Без работы он киснет-квасится.

Тут как тут и Поп — толоконный лоб,

Но Балда ему — кукиш с маслицем!

_

Разновесые весы —

    Проторгуешься!

В скороходики-часы —

    Не обуешься!

Скороходы-сапоги

    Не залапьте!

А для стужи да пурги —

    Лучше лапти.

_

Тагарга-матагарга,

Что за чудо ярмарка —

Звонкая, несонная,

Нетрадиционная!

_

Вон Емелюшка Щуку мнет в руке —

Щуке быть ухой, вкусным варевом.

Черномор Кота продает в мешке —

Слишком много Кот разговаривал.

_

Говорил он без тычка,

    Без задорины —

Все мы сказками слегка

    Объегорены.

Не скупись, не стой, народ

    За ценою:

Продается с цепью Кот

    Золотою!

_

Тагарга-матагарга,

Упоенье — ярмарка,-

Общее, повальное,

Эмоциональное!

_

Будет смехом-то рвать животики!

Кто отважится, разохотится

Да на коврике-самолетике

Не откажется, а прокотится?!

_

Разрешите сделать вам

    Примечание:

Никаких воздушных ям

    И качания,-

Ковролетчики вчера

    Ночь не спали —

Пыль из этого ковра

    Выбивали.

_

Тагарга-матагарга,

Удалася ярмарка!

Тагарга-матагарга,

Хорошо бы — надолго!

_

Здесь река течет — вся молочная,

Берега над ней — сплошь кисельные,-

Мы вобьем во дно сваи прочные,

Запрудим ее — дело дельное!

_

Запрудили мы реку —

    Это плохо ли?! —

На кисельном берегу

    Пляж отгрохали.

Но купаться нам пока

    Нету смысла,

Потому — у нас река

    Вся прокисла!

_

Тагарга-матагарга,

Не в обиде ярмарка —

Хоть залейся нашею

Кислой простоквашею!

_

Мы беду-напасть подожжем огнем,

Распрямим хребты втрое сложенным,

Меду хмельного до краев нальем

Всем скучающим и скукоженным!

_

Много тыщ имеет кто —

    Тратьте тыщи те!

Даже то — не знаю что —

    Здесь отыщете!

Коль на ярмарку пришли —

    Так гуляйте,-

Неразменные рубли

    Разменяйте!

_

Тагарга-матагарга,

Для веселых ярмарка!

Подходи, подваливай,

Сахари, присаливай!

_

1974

(с) Владимир Высоцкий

Вообще, если рассматривать стихи Высоцкого, то таких примеров можно набрать очень много. Некоторые попроще — «Лукоморья больше нет», «О несчастных лесных жителях», в них цитирование еще точечное, избирательное, но есть вещи прямо-таки шикарные с точки зрения многосложной смысловой архитектуры, например, «Письмо в редакцию передачи 'Очевидное-невероятное'».

Продолжателем Высоцкого во всех смыслах является Шаов и хотя постмодерн в его стихах присутствует, все-таки по сравнению с Высоцким поэзия его — скорее регресс и перепевка старых мотивов с новым аккомпанементом.

цитата

Ночной Свистун

_

Вступление

(Цитата из «Лебединого озера» П.И. Чайковского)

_

Свистит, свистит, зараза, под окошком,

Ну нету Любки, что ж ты, тварь, свистишь?

Свежо, впотьмах свалилась с крыши кошка,

Деревья гнутся, да шумит камыш.

А что то ночь зловещая такая,

Блуждают на погосте огоньки,

В такую ночь, обычно, самураи

Канают на границу у реки.

_

Трубу прорвало, из подвала пахнет гнилью,

Свистит влюбленный третий час подряд.

В такую ночь, чтоб сказку сделать былью,

Был Зимний на гоп-стоп братвою взят.

Жужжит в стакане пьяненькая муха,

Я соль рассыпал, видно быть беде.

В такую ночь Ван Гог отрезал ухо,

А Грозный треснул сына по балде.

_

(Цитата из пьесы Грига «В пещере горного короля» (Пер Гюнт) )

Пошла муха на базар и купила самовар,

Приходите, черти, я вас пивом угощу!

Черт заглянет на часок, он не низок не высок,

Здравствуй, паранойя, я твой тонкий колосок!

_

Бурчит с экрана футуролог злобный:

«Увы вам, люди, бьют уже часы!»

Смесь Иоанна, Нострадамуса и Глобы,

Апокалипсисом пугает, сукин сын.

«Падет Звезда Полынь, грядет разруха,

И брат у брата уведет жену,

И Пятачок зарежет Винни Пуха.

Конец эпохи, все пойдем ко дну!»

_

Вот так живешь, гребешь деньгу лопатой.

Тут трубный зов — всё коту под хвост.

Мол, Страшный Суд, звоните адвокату,

С вещичками на выход, в полный рост!

А этот все свистит, на гульках твоя Люба.

Убогий жребий брошенных мужчин!

Что он Гекубе, что ему Гекуба?

Пошел бы, лучше, выдавил прыщи.

_

Баю-баюшки-баю, спать ложись, мать твою!

Хочешь, милый мальчик, я те песенку спою?

Завтра будет день опять, ночью, мальчик, надо спать.

Приходи к нам Фредди Крюгер нашу детку покачать!

_

Печаль светла, но нет императива,

Чего свистишь, уже написан «Капитал».

Швырять столы в окно, конечно, некрасиво,

Но я швырну так, чтобы наповал.

Луна желтушная измучена циррозом,

Свингует на трубе Архангел Гавриил,

А выше — Бог, терзаемый вопросом:

Какого черта он все это сотворил?

_

Искажено пространство, место, время,

Бомжей в подъезде примешь за волхвов:

«Шолом-Алейхем, как погода в Вифлееме?

Что нужно вам в стране бессонных свистунов?»

_

Но с кем вы, мастера ночного свиста?

Какая сила остановит вас?

Пойду голосовать за коммунистов —

При них хоть ночью будет

При них хоть ночью будет

При них хоть ночью будет

Комендантский час.

Цитирование же приобретает форму самоцели, ощущение общей бредовости для того, чтобы подчеркнуть сатирическую направленность текстов.

* * *

Другим самобытным поэтом-песенником активно использующим многоуровневое конструирование своих стихов-песен является иркутский бард Олег Медведев. Глубина образного цитирования в его стихах порой зашкаливает, а на сайте бардовского клуба «Полнолуние» все тексты Медведева сопровождаются подробными комментариями.

цитата

Вальс Гемоглобин

Из серых наших стен, из затхлых рубежей нет выхода, кроме как

Сквозь дырочки от звезд, пробоины от снов, туда, где на пергаментном листе зари

Пикирующих птиц, серебряных стрижей печальная хроника

Записана шутя, летучею строкой, бегущею строкой, поющей изнутри.

Так где же он есть, затерянный наш град? Мы не были вовсе там.

Но только наплевать, что мимо, то — пыль, а главное — не спать в тот самый миг,

Когда

Придет пора шагать веселою тропой полковника Фосетта,

Нелепый этот вальс росой на башмаках нести с собой в затерянные города.

Мы как тени — где-то между сном и явью, и строка наша чиста.

Мы живем от надежды до надежды, как солдаты — от привала до креста.

Как расплавленная магма, дышащая небом, рвется из глубин,

Катится по нашим венам Вальс Гемоглобин.

Так сколько ж нам лет, так кто из нас кто — мы так и не поняли...

Но странный сей аккорд, раскрытый, как ладонь, сквозь дырочки от снов все ж

Разглядеть смогли —

Так вслушайся в него — возможно, это он качался над Японией,

Когда последний смертник запускал мотор над телом скальпированной своей земли.

Но если ты — дурак, то это навсегда, не выдумаешь заново

Ни детского сна, ни пары гранат, ни солнышка, склоняющегося к воде,

Так где ж ты, серый волк — последняя звезда созвездия Иванова?

У черного хребта ни пули, ни креста — лишь слезы, замерзающие в бороде.

А серый волк зажат в кольце собак, он рвется, клочья шкуры оставляя на снегу,

Кричит: «Держись, царевич, им меня не взять, держись, Ванек! Я отобьюсь и

Прибегу.

Нас будет ждать драккар на рейде и янтарный пирс Валгаллы, светел и неколебим, —

Но только через танец на снегу, багровый Вальс Гемоглобин».

Ты можешь жить вскользь, ты можешь жить влет, на касты всех людей деля,

Мол, «этот вот — крут, а этот вот — нет, а этот, мол — так, ни то и ни се.»

Но я увидел вальс в твоих глазах — и нет опаснее свидетеля,

Надежнее свидетеля, чем я, который видел вальс в глазах твоих и понял все.

Не бойся — я смолчу, останусь навсегда Египетским ребусом,

Но только, возвращаясь в сотый раз домой, засунувши в компостер разовый билет,

Возьми и оглянись — ты видишь? Серый волк несется за троллейбусом,

А значит — ты в строю, тебя ведет вальс веселою тропой, как прежде — след в

След.

Рвись — не рвись, но он не пустит тебя, проси — не проси.

Звездною фрезой распилена планета вдоль по оси.

Нам теперь узнать бы только, на какой из двух половин

Будет наша остановка — Вальс Гемоглобин.

Вообще, творчество Олега Медведева требует самого пристального внимания людей, требующих от песни смысла. А в рамках заявленной темы, если творчество Высоцкого — это начало постмодерна, то творчество Медведева можно обозначить как расцвет постмодерна в авторской песне.

* * *

Ну и итогом, финальной стадией я бы назвал творчество группы «Зимовье зверей». В их текстах литературная игра порой балансирует на границе — цитаты ради самих цитат. Текст богатый аллюзиями, находками, смешением всего со всем, но вот образная обоснованность порой вызывает сомнение. Т.е. еще чуть больше постмодерна и песни станут вещами в себе и для себя, а не для слушателя.

цитата

Дети лилит

_

Под чёрным мостом, где сплетаются главные нити,

Где рыбы священные пахнут от страха и злости,

Там встретились ангел-мздоимец и демон-хранитель,

Чтоб вечером, после суда, поиграть в чьи-то кости.

Поставили на кон какую-то душу и круто

Судьбу замесили в ознобе морского азарта.

И в чётком чаду не жалея ни брата, ни брута,

Под пот Абсолюта — икра и дроблёная карта.

_

Пошла игра здесь,

Пошла игра там,

Пошел блюзом дым,

Пошла кожей дрожь...

Четырнадцать вето на семьдесят бед!

Но я сам по себе,

Я самба себе,

Не трожь!..

_

Портреты стерпевших и влажность, как в камере пыток.

И каждый был прав, подвизаясь на собственной ниве.

Но демон тогда проиграл и рога, и копыта,

А ангел хитрил — и остался при крыльях и нимбе.

Мангустово ложе в змеиных протравленных блёстках —

Сменившим купейность перин на плацкартные маты...

Я сам в этот миг прозябал на зыбучих подмостках

И видел в лубочных берёзках живые стигматы.

_

Пошла игра тут,

Пошла игра там,

Пошел блюзом дым,

Пошла кожей дрожь...

Четырнадцать вето на семьдесят бед!

Но я сам по себе,

Я самба себе,

Не трожь!..

_

Не трожь меня, небо!

Не трожь меня, яма!

Под гроздьями гнева

На острове Ява

Я видел из чрева

Заплечного хлама,

Как книжная Ева

Листает Адама...

_

Я понял, что я — отпрыск Лилит.

И, знаешь, это болит.

_

Что знают о жизни два этих бессмертных животных!

Что помнят они о расплавленных трением душах?

Что могут прочесть в своих жалких скупых подноготных,

В подвалах их рвотных и в мягких надснежных баклушах!?

У входа в чистилище — жирно и пахнет озоном.

В подробностях жизнь, значит, смерть — это смерть каждой буквы!

Кипящий бульон из меня называя «музоном»,

«Зачем ты поёшь?» — ухмылялись мне чертовы куклы. —

_

«Одной ногой здесь,

Одной ногой там,

Одним блюзом в раж,

Другим блюзом в ложь!»

Четырнадцать веток на дереве бед!

Но я сам по себе,

Я самба себе,

Не трожь!..

_

Не трожь меня, темень!

Не трожь, свет закона!

Я вышел из дела

Под хруст Рубикона, —

Из бледного тела,

Из смуглого лона,

Из водораздела

Адама Кадмона...

_

Мы, видимо, — дети Лилит.

И, знаешь, это болит...

_

1998

Основными цитатниками Константина Арбенина (лидера группы) являются Греческие мифы, Библейские сюжеты, исторические персонажи и события, разные литературные произведения и герои (сред них Дон Жуан, королевство «Лапута» Свифта, Робин Гуд, Дон Кихот и еще многие), все это намешано в невероятный коктейль. Узнавать и угадывать оригиналы оказывается настоящим удовольствием, но, как оказывается, от процесса «Игры в бисер» устаешь гораздо быстрее, чем от подчиненного некоему единому образу и идее текста. Поэтому Медведев или Высоцкий, зачастую, слушаются легче и надоедают не так быстро.

* * *

Постмодерн есть в песнях «Несчастного случая», Вени Д'ркина, «Белой гвардии» и еще многих. Так или иначе, постмодерн является неотъемлемой частью сегодняшнего времени и переработка прежних сюжетов всегда в той или иной мере имевшая место в творчестве поэтов, в текстах современных песен также является неотъемлемой частью.





335
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх