Разное Книга предсказавшая


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > Разное~Книга, предсказавшая эпоху в литературе
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Разное~Книга, предсказавшая эпоху в литературе

Статья написана 18 сентября 2009 г. 15:15

Я вот тут пару дней назад поймал себя на мысли, что Гессе ни много, ни мало дал описание такого явления, как постмодернизм, когда само оно еще только зарождалось:

цитата

Итак,  напрасно  было  б ы  требовать от нас изложения всей истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более искушенным и достойным авторам. Решение ее  —  удел  будущего, если,  разумеется, к тому времени сохранятся как источники, так и духовные предпосылки. Еще того менее наш труд  может  служить учебником  Игры  —  тако вой  вообще  никогда не будет написан. Правила этой Игры игр усваиваются только обычным,  предписанным путем, на что уходят годы, и никому из посвященных не придет на ум упрощать или облегчать процесс их усвоения.

Эти  правила,  язык знаков и грамматика самой Игры суть не что иное, как  высокоразвитая  тайнопись,  в  создании  которой участвуют многие науки и искусства, в особенности же математика и  музыка  (соответственно  музыковедение),  и которая способна выразить и связать друг с другом смыслы и результаты почти всех научных дисциплин. Таким образом, наша Игра стеклянных бус есть игра со всеми смыслами  и  ценностями  нашей  культуры,  мастер играет  ими,  как  в  эпоху  расцвета  живописи  художник играл красками своей палитры.  Всем,  что  в  свои  творческие  эпохи

человечество   создало   в   сфере  познания,  высоких  мыслей, искусства, всем, что в последующие столетия было  закреплено  в научных  понятиях и стало, в результате, общим интеллектуальным достоянием, — всем этим неимоверно богатым духовным материалом мастер Игры владеет, как органист своим органом, и  орган  этот обладает  почти  непредставимым совершенством, его клавиатура и педали воспроизводят весь  духовный  мир,  ег о  регистры  почти неисчислимы,  теоретически на таком инструменте можно проиграть все духовное содержание вселенной.  Эта  клавиатура,   педали  и регистры строго зафиксированы, их число и распорядок могут быть усовершенствованы  разве  что  в теории: обогащение языка самой Игры через внесение в нее новых  смыслов  подлежит  строжайшему контролю  верховного руководства Игры. Напротив, в рамках этого остова, или, чтобы продолжить наше сравнение, в рамках  сложной механики   гигантского   органа,   перед  мастером  открываются безграничные возможности и комбинации: среди  тысяч  строго  по правилам  сыгранных партий нельзя обнаружить две хотя бы внешне схожих одна с другой. Предположим даже, что два мастера избрали содержанием своих партий одну и ту  же  узкую  тематику,   но  и тогда  обе  игры  могут  решительно  отличаться  друг  от друга образом мыслей, характером, настроением, виртуозностью игроков, а соответственно этому различную окраску обретает и  самый  ход Игры.

«Игра в бисер», Герман Гессе, 1945 год

Развитие постмодернизма в литературе приходится на конец 50-х гг до нашего времени ([1]). Интересно, что в сравнительной таблице модернизма и постмодернизма последний сравнивается с «игрой».

Так вот, то явление, в котором сейчас находится литература и искусство, как мне кажется, есть стремление к Идеалу Игры в бисер, описанному Гессе в романе. Всякий, кто читал эту книгу, наверняка хотя бы на мгновение мечтал понять, познать, увидеть и почувствовать радость этого процесса, но в этом отношении роман Гессе глух. Мы не узнаем ничего, в нас лишь разжигается это стремление познания. Мы не увидим Игры, мы лишь узнаем о ней, о том, что есть некая Касталия, для которой Игра оказывается высшим идеалом.

И не постижению ли этого идеала посвящены романы Кортасара, Эко, Пелевина, Павича и многих современных писателей, наполненные изящной словесной игрой, цитатами и аллюзиями?

----

За Гессе признают первенство ([2]), предсказание будущей модели культуры постмодерна. Но если приглядеться повнимательнее, не он ли ее создал? Не он ли очертил и тем самым ограничил рамки, в которых литература следующих десятилетий будет строить свои партии?

Мне на ум приходит образ из постмодернистского романа Рансмайра «Последний мир»: Метаморфозы Овидия, воссозданные гением поэта на далеком берегу в городке Томы, полностью подчиняют себе, включают в себя, ограничивают и определяют течение жизни и времени героев романа, настолько, что они сами оказываются внутри «Метаморфоз» и даже чужак — Котта — не в силах выбраться из замкнутого магического мира — не существующего, но реального.

Также и самые значительные произведения эпохи постмодерна оказываются как бы заранее описанными, т.е. уже предсказанными гением Германа Гессе (как Котта был предсказан Овидием), и являются отражением давлеющего надо всем силуэта Игры.

Материалы взяты с сайтов:

[1] — (с) http://ru.wikipedia.org/wiki/Постмодернизм

[2] — (с) http://www.infoliolib.info/philos/postmod/gesse.html





100
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх