Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 декабря 2015 г. 18:55

6. В рубрике «Из польской фантастики» в этом номере две публикации.

Это рассказ Анджея Урбаньчика/Andrzej Urbańczyk “Paul, dziewczyna, jej duże oczy i male piersi/Поль, девушка, ее большие глаза и маленькая грудь”.

С писателем нам уже приходилось встречаться на страницах журнала (см. № 4/1985). Среди материалов обсуждения указанного номера, где были напечатаны два рассказа А. Урбаньчика, можно при желании найти и биобиблиографический очерк о писателе.

Вторая публикация – это “Owieczki/Овечки” Марека Орамуса/Marek Oramus, отрывок из готовившегося писателем к печати романа «Dzień drogi do Meorii/День пути до Меории».

Роман, очень даже зайделевский по тематике и духу, с занимательным сюжетом и, как всегда у писателя, безупречный в литературном отношении, к сожалению, сильно задержался в этой самой печати и вышел в свет первым изданием только в 1997 году. Марек Орамус – частый и желанный гость на страницах журнала (вспомним хотя бы великолепный рассказ «Тлатоцетл» в № 7/1984 или яркий полемический текст «Семь грехов польской фантастики»), мы будем встречаться с ним и впредь.

10. И встретимся даже в этом же номере: в замечательном «Словаре польских авторов фантастики» Анджея Невядовского размещена персоналия Марека Орамуса/Oramus Marek (род. 1952) – публициста, критика, автора НФ. Поскольку страницы его книг не успели пожелтеть, рубрика «Пожелтевшие страницы/Pożołkłe kartki» в этом номере пуста.

11. В рубрике «Полемики» Войцех Гутковский/Wojciech Gutkowski, автор монографии о творчестве Тадеуша Мициньского и издатель его «Поэм прозой», оспаривает некоторые положения словарной статьи А. Невядовского, посвященной этому известному младопольскому поэту, драматургу, прозаику и публицисту (журнал «Fantastyka” № 4/1987). Анджей Невядовский «держит удар» -- достаточно, на мой взгляд, уверенно.

12. Польский знаток, библиограф и писатель фантастики Яцек Изворский/Jacek Izworski публикует следующую часть своей великолепной библиографии «Фантастические произведения, изданные в Польше после 1945 года/Utwory fantastyczne wydane w Polsce po 1945 r.» -- только книжные издания. В этой части библиографии приводится продолжение описания 1978 года. Отметим, что библиография насчитывает уже 1325 наименований.

13. В рубрике рецензий Лешек Бугайский/Leszek Bugajski поздравляет польских читателей с наконец-то предоставленной им возможностью познакомиться с классическим уже произведением научной фантастики – романом американского писателя Айзека Азимова «Основание», открывающим одноименный цикл (Isaac Asimov “Fundacja”. Przełożył Andrzej Jankowski. Wydawnictwo Poznańskie, Poznań, 1987);

а Кшиштоф Соколовский/Krzysztof Sokolowski рассказывает им (читателям) о новейшем томе этого цикла – романе «Основание и Земля» (Isaac Asimov “Foundation and Earth”. New York, 1986); «минули те времена, в которые нам следовало читать эти романы, нас занимают ныне другие проблемы и сегодня мы смотрим на “Основание” как на лежащие под стеклом в музейной витрине коронационные драгоценности, великолепие которых ушло вместе с королевством»;

Магдалена Шмит/Magdalena Szmit предлагает воспользоваться аллюзивным богатством прозы Виктора Жвикевича в его новейшем романе «Делирий в Тарсисе» (Wiktor Żwikiewicz “Delirium w Tharsys”. Wydawnictwo “Pomorze”, Bydgoszcz, 1986);

а Мацей Паровский/Maciej Parowski восхищается рассказами, собранными в первый авторский сборник Эммы Попик «Только Земля» (Emma Popik “Tylko Ziemia”. Seria “Fantastyka. Przygoda”. Wydawnictwo “Iskry”, Warszawa, 1986); «…рассказы Попик изумляют. В них поэтичность сочетается с сюжетной жесткостью и беспощадностью. Хрупкость – с твердостью…» Рецензия недаром называется «Девушка в штанах».

14. В рубрике «Наука и фантастика» размещена очередная статья Мацея Иловецкого «Gość w Obłoku Magellana/Гость в Магеллановом облаке» -- о сверхновых звездах. Цветная иллюстрация МАРЕКА ЗАЛЕЙСКОГО/Marek Zalejski.

14. В рубрике «Фильм и фантастика» под названием «Różne recepty na film SF/Разные рецепты НФ-кино» напечатана рецензия Дороты Малиновской/Dorota Malinowska на американские фильмы «Alien/Чужой» (1979) режиссера Ридли Скотта и «Aliens/Чужие» режиссера Джеймса Камерона.


Статья написана 16 декабря 2015 г. 17:57

1. Литературные премии журнала «Fantastyka» получили:

A. В категории «Лучшая книга 1986 года»:

Конрад Фиалковский/Konrad Fiałkowski за роман “Адам, один из нас/Adam, jeden z nas” (Wydawnictwo Literackie);

Яцек Натансон/Jacek Natanson за роман “Золотой Брайтон/Zlote Brighton” (Wydawnictwo Literackie);

Эмма Попик/Emma Popik за сборник рассказов “Tолько Земля/Tylko Ziemia” (Wydawnictwo “Iskry”);

Анджей Зимняк/Andrzej Zimniak за сборник рассказов “Хомо детерминатус/Homo deterninatus” (Wydawnictwo Poznańskie);

Виктор Жвикевич/Wiktor Żwikiewicz за роман “Делирий в Тарсисе/Delirium w Tharsis” (Wydawnictwo “Pomorze”).

B. В категории «Дебют 1986 года»:

Влодзимеж Ружицкий/Włodzimierz Różycki за рассказ “Уикэнд в городе/Weekend w mieście” (“Fantastyka” № 1/1986);

Гжегож Бабуля/Grzegorz Babula за рассказы “Рондо/Rondo” и “Ресоциализация/Resocjalizacja” (Almanach Literacki “Iskier” № 4).

C. В категории «Рассказ или повесть 1986»:

Кшиштоф Белицкий/Krzysztof Bielecki за повесть “End & Fin Compani” (“Twórczość” № 8/86 – 9/86);

Марек Орамус/Marek Oramus за рассказ “Комплекс Иова/Kompleks Hioba” (“Fantastyka” № 7/1986)

D. В категории «Критика»:

Анджей Колодыньский/Andrzej Kołodyński за книгу об «ужасных» фильмах “Сеанс с вампиром/Seans z wampirem” (Wydawnictwa Artystyczne I Filmowe).

Кроме этого премии получили также:

Зденек Вольный/Zdenĕk Wolný – главный редактор чешского ежемесячника «Svétowa Literatura» -- за систематическую публикацию произведений польских авторов и соответствующих биобиблиографических заметок;

Светлана Михайлова – представитель ВААП – за передачу советским издательствам и периодическим изданиям информации о произведениях польских авторов и укрепление авторского сотрудничества между Польшей и СССР.

2. В рубрикe «Читатели и “Фантастыка”» -- 57-я «посадка» (Lądowanie LVII). Читатели просят публиковать больше произведений, насыщенных фантастическим юмором, тревожатся проблемами распространения журнала за польской границей.

3. Рассказ английского писателя Брайана Олдисса/Brian Aldiss, который называется в оригинале «You Never Asked my Name» (1985, “The Magazine of F&SF”, Vol. 69, № 5; 1989, авт. сб. “A Romance of the Equator: Best Fantasy Stories”) перевела на польский язык под адекватным названием «Nie zapytałeś nawet jak mam na imię/Ты не спросил даже, как меня зовут» ДОРОТА МАЛИНОВСКАЯ/Dorota Malinowska. В журнале уже печатались два рассказа Б. Олдисса (см. №№ 10/1983 и 9/1985).

Указанный рассказ переводился на французский язык. В 1994 году его перевел на русский язык под названием «Не спросил даже, как меня зовут» А. БИРЮКОВ (Е. ДРОЗД).

О писателе можно почитать здесь Карточка рассказа тут

4. Новеллу немецкого (ФРГ) писателя Карла Михаэля Армера/Karl Michael Armer, который называется в оригинале “Umkreisungen” (1986, ант. “Entropie”), перевел на польский язык под адекватным названием “Okrążenia/Окружения” МЕЧИСЛАВ ДУТКЕВИЧ/Mieczysław Dutkiewicz. Цветная иллюстрация АНДЖЕЯ БЖЕЗИЦКОГО.

На русский язык эта новелла, отмеченная в 1987 году премией имени Курда Ласвица (Kurd-Laßwitz-Preis), не переводилась. Напоминаю, что с К. М. Армером читатели журнала уже дважды встречались на его страницах (см. №№ 6/1986, 11/1986).

5. Роман итальянских писателей Лино Альдани/Lino Aldani и Даниэлы Пьегаи/Daniela Piegai, который называется в оригинале “Nel segno della luna bianca” (1985), перевел на польский язык под адекватным названием “Znak białego księżyca/Знак белой луны” РАДОСЛАВ КЛОС/Radosław Kłos. «Намерением авторов было создать приключенческое произведение в стиле героической фэнтези, разместив его действие в реалиях средневековья. Однако в результате тщательной и трудной работы получилось нечто более серьезное, не лишенное глубокой символики, центральным звеном которой является идея свободы». На русский язык этот роман не переводился. О Лино Альдани можно почитать здесь Биобиблиографии Даниэлы Пьегаи на ФАНТЛАБе нет, но нам уже приходилось встречаться с ней на страницах журнала (см. предыдущий номер). Там же можно найти небольшой очерк о ней. Карточка непереведенного романа тут

(Окончание следует)


Статья написана 15 декабря 2015 г. 18:36

Одиннадцатый номер «Фантастыки» за 1987 год делает та же команда, которая делала предыдущий номер. Адрес тот же, те же два телефонных номера. Объем журнала, бумага, типография – те же. Tираж журнала не изменился -- 150 тысяч экземпляров. В «Галерее» в этом номере представлены репродукции работ японского художника ХИСАКИ ЯСУДА/Hisaki Yasuda (передняя обложка, стр. 7, 10, 16, 49 и внутренняя сторона задней обложки). На задней обложке: обложка к роману Лино Альдани и Даниэлы Пьегаи «Znak białego księżyca/Знак белой луны», который печатается в этом и следующем номерах журнала (художник ГЖЕГОЖ КОМОРОВСКИЙ).

Содержание номера следующее.

Nagrody literackie “Fantastyki”

Czytelnicy i “Fantastyka”

Lądowanie LVII 3

Opowidania i nowele

Brian Aldiss Nie zapytałeś nawet jak mam na imię 4

Karl Michael Armer Okrążenia 12

Powieść

Lino Aldani i Daniela Piegai Znak białego księżyca (1) 21

Z polskiej fantastyki

Andrzej Urbańczyk Paul, dziewczyna, jej duźe oczy

i male piersi 45

Marek Oramus Owieczki 50

Krytyka i bibliografia

Słownik polskich autorów fantastyki 56

Polemiki 56

Bibliografia utworów fantastycznych 59

Recenzje 60

Nauka i SF

Gość w Obłoku Magellana 62

Film i fantastyka

Różne recepty na film SF 64

Продолжение следует в колонке Wladdimir


Статья написана 14 декабря 2015 г. 18:15

7. В рубрике «Поэзия и фантастика» публикуется новый перевод знаменитого стихотворения «The Rawen» великого американского прозаика и поэта Эдгара Аллана По/Edgar Allan Poe, выполненный ИОЛАНТОЙ КОЗАК/Jolanta Kozak. Публикация стихотворения «Kruk/Ворон» дополнена небольшим эссе Анджея Невядовского о поэзии (и, в частности, о стихотворении «The Rawen») Эдгара Аллана По, а также перепечаткой указанного стихотворения на языке оригинала и перевода фрагментов очерка Э. А. По «Философия композиции». Цветная иллюстрация ЯЦЕКА ГАУДАСИНЬСКОГО/Jacek Gaudasiński.

8. Польскую фантастику представляет новелла Феликса Креса/Feliks W. Kres «Demon Walki/Демон Битвы». Эта пиратская и весьма мелодраматическая история, которая позже вошла в авторский сборник Феликса Креса «Prawo sępów/Право хищников», разворачивается в реалиях цикла «Мир Всего» (упоминание Громбеларда и других топонимов). Это второе (и следующее после дебютного – см. № 11-12/1983) появление автора на страницах журнала. О писателе можно почитать на ФАНТЛАБе здесь Карточка непереведенного рассказа находится тут

9. Под общим заголовком «Finis coronat opus!» публикуются короткие заметки членов жюри и чтецов рукописей (Мацея Паровского, Анджея Невядовского, Леха Енчмыка, Дороты Малиновской), в которых излагаются их впечатления, касающиеся материалов только что завершившегося литературного конкурса. Здесь же Рафал Земкевич отвечает одному из читателей журнала, приславшему в редакцию письмо с обвинением Анджея Сапковского в плагиате. ("…рассказ «Wiedźmin/Ведьмак» -- это бессовестный плагиат записанного и обработанного Романом Зморским/Roman Zmorski народного предания «Stryga/Упырица», которое вошло в состав изданного в 1852 году сборника «Podania i baśnie ludu polskiego/Предания и легенды польского народа»"). Земкевич весьма придирчиво сравнивает оба текста и делает следующий вывод. «Короче говоря: замысел «Ведьмака» действительно был почерпнут из предания, но после переработки и нового осмысления стал безусловной собственностью автора из Лодзи. Плагиат ли это? Если да, то нам придется в список плагиатов занести все мазурки и обереки (народные танцы. W.) Шопена, более половины баллад и романсов Мицкевича, а также результаты творчества Толкина и чуть ли не всю англосакскую фэнтези, которая с нескрываемым увлечением использует сюжеты старых норманских и кельтских преданий».

10. Замечательный «Словарь польских авторов фантастики» стараниями Анджея Невядовского пополняется персоналией Адольфа Новачиньского/Nowaczyński Adolf (1876 – 1944) – драматурга, сатирика, публициста. В рубрике «Пожелтевшие страницы/Pożołkłe kartki» публикуется отрывок из романа А. Новачиньского «Система доктора Царо. Юмористическая утопия» (Adolf Nowaczyński “System doktora Caro. Utopia humorystyczna”. Nakladem Księgarni F. Hoesicka, Warszawa, 1927). Цветная иллюстрация АНДЖЕЯ БЖЕЗИЦКОГО/Andrzej Brzezicki.

11. В рубрике рецензий Влодзимеж Юраш/Włodzimierz Jurasz пишет о только что вышедших в составе нового собрания сочинений классических уже романах Станислава Лема «Солярис» и «”Непобедимый”» (Stanisław Lem «Solaris. “Nezwyciężony”». Wydawnictwo Literackie, Kraków, 1986);

Малгожата Скурска/Malgorzata Skórska рассказывает много интересного о книге Рене Жирара, французского антрополога и философа, уже два десятка лет работающего в США. Книга называется «Козел отпущения» и в ней Жирар пытается представить и очертить механизмы управления человеческими обществами (René Girard “Kozioł ofiarny”. Przełożyła Mirosława Goszyńska. Wydawnictwo Lódzkie, Lódz, 1987);

а Т. Збигнев Дворак/T. Zbigniew Dworak представляет новую книгу польского ученого Марцина Рышкевича «Обитатели альтернативных миров, или Естественная история разума» (Marcin Ryszkiewicz “Mieszkańcy światów alternatywnych, czyli historia naturalna rozumu”. “Złota Seria Literatury Popularnonaukowej”. Wiedza Powszechna, Warszawa, 1987); «используя новейшие открытия и достижения в области геофизики геологии, палеонтологии и эволюционизма, автор показывает, какими были бы наделенные разумом существа на планете Земля при других объективных условиях, другом прошлом нашей планеты…».

11. Польский знаток, библиограф и писатель фантастики Яцек Изворский/Jacek Izworski публикует следующую часть своей великолепной библиографии «Фантастические произведения, изданные в Польше после 1945 года/Utwory fantastyczne wydane w Polsce po 1945 r.» -- только книжные издания. В этой части библиографии приводится начало описания 1978 года. Отметим, что библиография насчитывает уже 1292 наименования.

12. В рубрике «Встреча с писателем» публикуются фрагменты интервью, взятого американским критиком НФ Робертом Фрезером/Robert Frazier у американского писателя Джина Вулфа/Gene Wolf, в переводе с немецкого языка Вавжинца Савицкого/Wawrzyniec Sawicki. Переводчик почерпнул это интервью из новейшего издания альманаха-ежегодника «Das Science Fiction Jarbuch» (1987). Основная тема фрагментов разговора – цикл «Книги Нового Солнца».

13. В рубрике «Наука и фантастика» размещена очередная статья Мацея Иловецкого «Powrót Minotawra/Возвращение Минотавра» – о генетической инженерии. Цветная иллюстрация МАРЕКА ЗАЛЕЙСКОГО/Marek Zalejski.

14. В рубрике «Фильм и фантастика» под названием «Galopem w magię/Галопом в магию» напечатана рецензия Дороты Малиновской/Dorota Malinowska на польско-американский фильм «Biały smok/Белый дракон» (американское название “Legend of the White Dragon/Легенда о Белом драконе”, 1986) режиссеров Ежи Домарадского/Jerzy Domaradski и Януша Моргенштерна/Janusz Morgenstern.

Здесь же под названием «Zobaczyć to jeszcze raz?/Увидеть это вновь?» и за подписью Д.М./D.M. небольшая рецензия на фильм американского режиссера Стивена Херека/Stephen Herek «Critters/Зубастики» (1986).


Статья написана 13 декабря 2015 г. 18:28

5. Новеллу итальянской писательницы Даниелы Пьегаи/Daniela Piegai, которая называется в оригинале «Le sentinelle dell entropia» (1985, фэнзин «Un’ala», № 3), перевел на польский язык под адекватным названием «Strażnicy entropii/Стражники энтропии» БОГДАН СРОКА/Bogdan Sroka. Графика (два рисунка) ЯЦЕКА ГАУДАСИНЬСКОГО/Jacek Gaudasiński. Обитатели будущего патрулируют прошлое, сглаживая всплески энтропии, порождаемые яркими и сильными творческими личностями. И однажды сталкиваются с престарелой монахиней, которая в молодости была всего лишь солдатской шлюхой, но ведь сумела выжить и дожить до старости… Это первая встреча польских читателей с произведениями итальянской писательницы.

И теперь немного об авторе. Даниела Пьегаи/Daniela Piegai (род. 1943) – итальянская журналистка и писательница. Родилась в Парме, жила во Флоренции, училась в Пизанском университете, затем жила в Милане, в настоящее время живет в городе Кортона.

Писала детские сказки для «La bankarela», сотрудничала с журналами "Corriere dei ragazzi", "Intrepido", "Monello", "Blitz", "Albo tv", "Pulp", фэнзинами «La bottega del fantastico» и «Un'ala», сочиняла сценарии для журналов комиксов "Pilot" и "Totem". До 1986 года была местным корреспондентом «Paese sera». В библиографическом списке опубликованных ею научно-фантастических и фантастических произведений содержатся 7 романов и повестей – «Parola di alieno/Cлово чужака» (1978), «Ballata per Lima/Баллада о Лиме» (1980), «Alla fonte del re/У королевского источника» (1983, in “Pulp” 2), «Febbre di luna/Лунная лихорадка» (в соавторстве с Лино Альдани/Lino Aldani; второе название «Nel segno della luna bianca/Знак белой луны», 1985),

«Il mondo non è nostro/Не наш мир» (1989), «Fai che la morte ti colga vivo/Попытайтесь захватить смерть живой» (1998, in “Futuro Europa 23”), «Dieci giorni per Lucrezia/Десять дней для Лукреции» (2005, in “Futuro Europa 41”), а также более 30 рассказов. Переводы ее произведений помимо Польши публиковались также в Германии, Франции, Югославии. В 1979 году Пьегаи получила премию имени Мэри Шелли за рассказ “La dama delle sette lune”, а в 1985 году -- премию Европы за достижения в новеллистике.

Хочу напомнить о том, что неплохой очерк об итальянской фантастике авторства итальянского писателя НФ Фабио Калабрезе можно найти здесь же, в этой колонке (см. материалы обсуждения № 3/1986 нашего журнала). Интересная информация, касающаяся проблем издания в Италии научной фантастики, содержится также в интервью, взятом главным редактором «Фантастыки» Адамом Холлянеком у ведущего итальянского издателя Джанфранко Вивиани (см. № 1/1984).

6. В номере публикуется также четвертая, заключительная, часть романа американского писателя Джонатана Кэррола/Jonathan Carroll «The Land of Laughs» (1980). Этот роман, получивший в 1989 году премию Apollo, перевела на польский язык под названием «Kraina Chichów/Страна смеха» ИОЛАНТА КОЗАК/Jolanta Kozak. Графика (три рисунка) МАРИИ КОРУСЕВИЧ/Maria Korusiewicz. Пользуясь случаем, в знак расставания… Почитать о писателе можно здесь Карточка романа лежит тут

(Окончание следует)





  Подписка

Количество подписчиков: 93

⇑ Наверх