Валерио Эванджелисти Николас


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Валерио Эванджелисти «Николас Эймерик, инквизитор»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Валерио Эванджелисти «Николас Эймерик, инквизитор»

Статья написана 17 февраля 10:51

Мысль и материя, или Сила воображения форевер!

nikolas_ejmerik

1352. Королевство Арагон. Умирающий великий инквизитор королевства назначает преемником доминиканца Николаса Эймерика. Тому нужно не только добиться подтверждения своего назначения у судьи-хустисьи, архиепископа и короля. Но и разобраться в таинственных событиях, происходящих в городе. А их тут хватает.

1990-е годы. Чертовски активный молодой человек Маркус Фруллифер заявляет, что проработал и развил теорию новых элементарных частиц – пситронов, благодаря которым люди могут творить чудеса. А также создавать космические корабли, способные мгновенно попадать в любую точку пространства. И даже времени.

2194. Один из пситронных кораблей отправляется в путешествие к иной планете, которое идет не совсем так, как планировалось.

Еще один цикл итальянца Валерио Эванджелисти — автор до мурашек атмосферного Мага, одного из лучших «путешествий во времени» наравне со Ртутью, Именем и Башней.

Роман любопытный, но не столь удачный, как история Нотрдама. Эванджелисти создал книгу, совместившую историческое полотно, сайнс-фикшн, элементы фентези и хоррора (вспоминается отличная работа Флинна).

Перед нами, как вы уже заметили, три отдельные линии, сходящиеся в общее полотно далеко не сразу.

Первая – арка Фруллифера, перегружена научными (и псведонаучными) терминами: подход вовсю использующийся тем же Уоттсом. Маркус с удовольствие читает обширные лекции о пситронах, и чтобы разобраться в его построениях, нужно вдумчиво пересмотреть текст не один раз. Сдабривает энто дело наш герой сексуальными фантазиями на уровне 15-летнего пубертатного подростка. И нелегким моральным выбором. Выходят эдакие научно-эротически-этичные интермедии.

Вторая (единственная от первого лица) – полет пситронного космического корабля «Мальпертюи». Тут мы уже видим теорию Фруллифера в действии. А точнее наглядно приобщимся к нюансам космических перелетов с помощью пситронов. Нюансам, о которых мы параллельно читаем в теоретических выкладках Фруллифера. Эта арка становится мостиком между первой и третьей, превращая книгу из двух отдельных повестей (намеки на общую картину присутствуют и в арке 1352 года, но почти до финала это лишь намеки) в законченный роман.


Третья – центральная по объему текста: собственно приключения инквизитора.

Николас несет крест профессии чуток мягче, чем некоторые коллеги по цеху (как-то Глокта или Маддердин, которые львы – животное мудак), но до продвинутого Курта ему далеко. Хотя манера работы предшественника, опирающегося в основном на пытки, доминиканцу не слишком нравится, Эймерик готов убивать, и для достижения цели может приказать устроить настоящую кровавую баню.

ГГ пережил чуму, не терпит проявления физических недостатков, обладает замкнутым характером, не любит публичности, его нервируют людные места и толпы. При этом — отличный манипулятор и лжец, умный мужик, не гнушающийся никакими средствами, умело пользующийся ошибками других, тщательно собирающий, использующий информацию, внимательно наблюдающий за реакцией собеседников, делающий верные логические выводы, составляющий хитрые планы (пресловутое «инквизиторское коварство» – это про него), способный откорректировать планы по ходу дела, положиться на интуицию. Не будь парень фанатиком («церковь должна навязывать свой порядок!»), цены б ему не было.

Тут же нас ждет погружение в быт королевства Арагон середины 14 века, с его смесью культур, от мусульман и иудеев до христиан. Мавританским кварталом, залитыми отбросами улицами, прилюдными казнями, и трупами, качающимися на площадях. Черной смертью, унесшей тысячи жизней и продолжающей собирать свою гниющую плату. «Терками» между францисканцами и доминиканцами. Монастырским бытом, противостоянием короля и дворянства (здешняя аристократия упорно и успешно сопротивляется монаршьему самодурству). Нюансами организации и работы инквизиции. Нежданчиком с личностью антагониста.

Однако: при всей атмосферности, особенности устройства королевства поданы дидактично и не слишком акцентировано. Опять же, «Маг» в этом отношении сильнее.

Тут же автор поговорит о разнице между язычеством и христианством, излишней твердолобости, догматичности, непримиримости поклонников Христа («они как пьяные от счастья.., что я говорил, вот она работа дьявола!).

-Противостоянии между холодным разумом и природными инстинктами.

-Отличии женского и мужского подхода к жизни.

-Силе, которую имеет общая молитва, прочие массовые слияния умов и даже один-единственный человеческий разум.

-Богах и вере, о том, на что способна эту самая вера и откуда могут появляться боги.

Напоследок подытожу претензии к роману.

-Манера Валерио выдавать информацию обширными «простынями». «Маг» в этом отношении был интереснее.

-Долгое и неторопливое сплетение общей канвы. И если общность первой и второй видна сразу, то третья кажется инородным телом добрую половину книги.

-Излишняя перегруженность терминами линии 90-го.

Эрго. Любопытный микс разных (порой противоречивых) поджанров Страны фантазии. Недурно, но есть нюансы.





1037
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 февраля 11:38
На мой вкус, линия инквизитора вообще не прописана — с чего вдруг он захотел стать главным, как он к этому стремился, что для этого делал, какие трудности преодолевал, в чем он действительно лучший?… скомкано и как будто брошено в какой-то момент, не раскрыто. Остальные две линии тоже плохо проработаны, действительно всё подаётся просто как факт. Любовная линия исследователя тоже странна до тошноты — ну неужели так сложно девушку найти…
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 12:18
В цикле 10 томов, потому неудивительно, что в первом толком ничего нет
 


Ссылка на сообщение17 февраля 13:16
Это бред. Аберкромби не понадобилось десять книг, чтобы того же Глокту раскрыть. Или Сандерсону. Или много кому ещё
 


Ссылка на сообщение17 февраля 13:18
А смысл сравнивать лучших англоязычных авторов с малоизвестным итальянцем?
Давайте я вам приведу другой пример: Колесо Джордана и Малазан Эриксона
Тоже первые тома один большой пролог
 


Ссылка на сообщение17 февраля 13:21
Ну смысл в том, что это книга и то книга. Это как сравнивать пятую серию «секретного уровня» и видеоигру про ультрамаринов.


Ссылка на сообщение17 февраля 14:09
Однако, невзирая на все недоработки и критику, Валерио Эванджелисти сумел-таки получить за цикл об инквизитре «Николасе Эймерике» целых четыре литературных премии в Италии и Франции.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 19:13
Брандхорст знаете, какой награжденный? Однако «корабль» в книжном клубе разобрали по косточкам и жестко раскритиковали
 


Ссылка на сообщение17 февраля 20:06
«Корабль» награждали в родной Германии, а «Николаса Эймерика» за рубежом, во Франции. Очевидно, что европейцам их европейское Средневековье ближе и понятнее. Кроме того, Эванджелисти был одним из первопроходцев темы «приключения инквизиторов».
Но как по мне и Брандхорст не заслуживает той уничижительной критики, которой его подвергли в книжном клубе. У нас космофантастику даже на среднем уровне писать почти разучились.


Ссылка на сообщение17 февраля 15:37
зачем и почему выделенные имена имеют ссылку на украинский сайт, который «Для сайта perekat.kiev.ua не поддерживается защищенное подключение» ?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 16:20
Насколько понял, сайт автора поста. С рецензиями, обзорами итд.
 


Ссылка на сообщение17 февраля 16:29
ясно, только нам зачем эти выделения и ссылки на сторонний сайт, надо бы как то редачить перед размещением, а то мало ли куда идут ссылки такие с адресом «...kiev.ua», вдруг вредоносные, такие времена ))


⇑ Наверх