Сандерсон уже настолько "набил руку", что может писать подобные романы в промышленных масштабах. Не шедевры, нет, но стандартно профессиональные и однообразно занимательные. Этакая фабрика фэнтезийных грез. Можно читать с любого места. можно бросить, пропустить и потом, ничего не потеряв, вернуться. Литературное массовое производство. Брендон Сандерсон "Браслеты Скорби":
Каким бы ни был удачным цикл, рано или поздно автор становится перед фактом, что даже самые удачные сюжетные ходы и самые колоритные герои начинают надоедать читателю. Если только не вводить постоянно новые элементы и новых персонажей, которые своей оригинальностью будут поддерживать интерес к старой теме. В этом плане "Браслеты скорби" едва ли не образцово показательны.
К концу второй, удачной во всех отношениях книги, все же стало ясно, что границы одного, пусть и весьма разнообразного по пейзажем и обитателям, города начали сдерживать развитие сюжета. Согласитесь, если в сотый раз повторить, как герой летает между небоскребами, метко стреляет и выходит живым из самых отчаянных передряг, то, какими бы ни были эти полет/перестрелка/ передряга захватывающи в первый раз, в сто первый они вряд ли кого впечатлят.
Поэтому в третьей книге мы покинем город и отправимся исследовать окрестности. И это правильно. Меня, кстати, мучил этот вопрос, Помимо небольших и очень невнятных упоминаний о жизни в пустоши, было совершенно не ясно, а что там за границами Города. Там вообще живые есть? Или кругом одна пустошь, где прячутся изгои, процветает беззаконие и нищета?
Оказывается жизнь есть и еще какая продвинутая. Провинция не просто живет, но и уже доросла до вполне себе обычного вопроса: а зачем мы кормим столицу? и не пора ли нам самим все решать? И, более того, жизнь оказывается есть и еще где-то там, в местах совершенно не связанных с Героями пеплового катаклизма.
Вот с чем придется столкнуться нашим героям, которые отправились на загородную прогулку. Одни на поиски некоего таинственного артефакта Вседержителя, который, якобы, может стать могучим оружием. Другие на поиски Круга и его приспешников. Третьи- просто на поиски приключений, так сказать, подышать свежим воздухом. Естественно, все вместе найдут полный набор желаемого, и каждому участнику экспедиции достанется в полной мере желаемого и не желаемого.
Что бесспорно удалось. Удалось раскрутить историю с Браслетами Скорби с весьма неожиданными поворотами сюжета. Летающие корабли и их странные экипажи с весьма занимательными связями со старыми легендами добавляют некую нотку стимпанка в наш почти классический вестерн. Новые пейзажи, переносящие в старые храмы и снежные пустоши, удачно разнообразят поднадоевшие городские кварталы. Новые персонажи, хоть их не так много, как хотелось, весьма занимательны и колоритны. От этого читается быстро, легко, без пробуксовок. Тем более, что к третьей книге автор практически полностью избавился от "технических" вопросов и длинных "теоретических" обсуждений применения магии металлов, которые весьма отвлекали от основного действия.
Еще приятный момент: как и две предыдущие книги, эта вполне себе законченная история. Ее можно начинать читать без предыдущих- из контекста все вполне ясно. И завершить чтение можно на ней же.
Однако есть и некоторые замечания. Хотя Уэйн продолжает нести на себе нелегкую роль юмористического персонажа, который должен вносит оживление в достаточно медленно развивающийся сюжет, но к третьей книге его игры с головными уборами и языковые эксперименты начинают утомлять однообразием. Шутка, повторенная 50 раз подряд, знаете ли, перестает быть шуткой.
Второе. Если главный герой Ваксиллиум Ладриан перестает надоедать своим бесконечным нытьем на тему утраченной любви и обманутых надежд, то его с успехом на этом поприще заменяет Стерис. Господи, ну почему в любом романе нужен обязательно страдающий комплексами персонаж? Это такой неистребимый голливудский штамп в приключениях? Закомплексованный герой, юмористический герой, злодейский злодей... Кстати, кто в этом романе последний опять же так ясно, как в диснеевском мультике. И это тоже занесем в минус.
Последнее и главное. Сам главный сюжет, а именно Игры таинственных темных богов, практически не получает никакого развития. Т.е все многостраничное, пусть и весьма увлекательное приключение, ясности в это дело не вносит никакого. Кроме некоторого прореживания рядов персонажей. Так что все, кто читает три романа подряд не ради приключения, а ради того, чтобы узнать некие глобальные тайны, останутся при своем. И будут вынуждены читать дальше. Т.е. мы пришли к тому с чего начали: автор успешно водит нас за нос, заставляя с нетерпением ждать продолжения.
Ярослав Гжендович "Владыка ледяного сада: в сердце тьмы
Как любой роман Гамильтона, чтение оказалось долгим. Слишком долгим, на мой вкус. Таким долгим, что я уже свыклась засыпать с этими героями, и даже была несколько разочарована, когда наступила развязка. Я уже приготовилась пережить с ними зиму. Но не срослось: Питер Гамильтон "Звездная дорога":
Прочитав уже достаточно романов Питера Гамильтона, могу уже сделать некоторые выводы по поводу общего в сюжетах, их поворотах, характерах героев и приемах подачи материала, чтобы, ничуть раскрывая содержания, рассказать об этой книге полно и откровенно.
Этот роман можно смело назвать типичным, вобравшим в себя все достоинства и недостатки предыдущих произведений Гамильтона. Причем, что касается недостатков, дело более во вкусе читателя, чем в реальных промахах автора: все-таки Гамильтон уже достаточно долго в этом бизнесе и из под его пера выходят добротные, хоть и не отличающиеся оригинальностью, профессионально написанные произведения.
Во-первых, если вы любите долгое, очень долгое чтение, с множеством деталей, для развития сюжета, понимания характеров героев или оживления мира абсолютно не нужных, но при этом желаете добраться до финала истории раньше чем закончится год или даже десятилетие, то этот роман для вас. С традиционным авторским погружением в детали и мелочи, но все же не достаточно длинный, чтобы умереть от старости, так и не узнав, чем дело закончилось.
Во-вторых, все любимые сюжетные ходы в наличии. Они, в разных вариациях, встречаются практически во всех произведениях Гамильтона. Среди них, конечно, звездные порталы, позволяющие не ограничивать место действие одним миром и перемещать героев между ними без досадных временных задержек. Естественно, инопланетяне и неведомая космическая угроза. Конечно, тема продления жизни, омоложения и бессмертия, а также войны и религии- как без них в книгах Гамильтона! И вполне ожидаемо- наличие детективной составляющей в виде расследования загадочного убийства весьма известной особы.
В -третьих, герои. Типичный гамильтоновский набор: от сильных мира сего до мелких служащих и домохозяек. На каждого, естественно, приходится существенная часть страниц с мельчайшими описаниями быта и историй жизни. С обязательными экскурсами в прошлое, которые, по мере продвижения по сюжету, объясняют все тайны и недомолвки. Естественно, герои выбраны не просто так, все они в итоге окажутся связаны между собой тем или иным сюжетным поворотом.
В- четвертых, не менее традиционный финал, когда все получают по заслугам- и герои, и злодеи. Все тайны раскрыты и детально объяснены для самых непонятливых, как в классическом детективе. Всем спасибо, все свободны. Эту часть портит то, что по ходу сюжета кто, что и зачем становится вполне понятно где-то ко второй половине романа и дальше приходится только дивиться исключительной непонятливости героев, упорно не замечающих очевидное.
Вот я вам и перечислила все то, что составляет сюжет. Кирпичи эти нам знакомы, встречались ранее неоднократно. Вся соль в небольших деталях. И из них следует выделить ту часть сюжета, которая разворачивается на планете Сэйнт-Либра. Если дать краткое описание, то вот так будет вернее всего: Симмоносовский «Террор», перенесенный под другие небеса. В остальном — борьба за жизнь группы людей в условиях холода и голода, которых с пугающим и абсолютно непонятным упорством преследует жуткое, почти мистическое чудовище- до боли напоминает знаменитый сюжет. И получается, что в уже далеком прошлом на Земле под светом Солнца, что в далеком будущем на какой-то там Сэйнт-Либре под светом Сириуса, снег, лед, холод, голод и чудовища в принципе одинаковы.
Что совершенно портит впечатление. Детектив и тем более ужастик все же хороши тогда, когда постоянно поддерживают вас в напряжении. Но поскольку мы традиционно по ходу сюжета меняем место и героев на весьма длительный срок, то напряжение это поддерживать не удается. Как тут переживать за героев, когда пока они там борются за жизнь, ты должен вчитываться в многостраничное нудное описание виртуальной симуляции, которая помогает полиции найти всего лишь одну деталь в долгом расследовании? Или как тут вникать в расследование, если после долгого путешествия с терпящими бедствие на чужой планете автор внезапно выбрасывает тебя вновь в тихий земной городок и приходится еще напрягаться несколько страниц, чтобы вспомнить, кто эти герои и каким образом они связаны между собой. Вот если бы все сократить раза в два, что абсолютно безболезненно для сюжета, получился бы отличный фантастический роман- динамичный и запоминающийся. Но, чего уж греха таить, таким пожеланием сопровождается чтение практически любого гамильтоновского романа. И это тоже уже традиция, а традиции ломать не следует.
Изрядно устала от космоса и инопланетян. Следующей книгой будет хорошее фэнтези — Брендон Сандерсон "Браслеты Скорби"
Мне достаточно долго пришлось ждать подходящего произведения для этого случая. А именно ровно тысячного отзыва на этом сайте. Мне не хотелось бы портить впечатление от мини-юбилея описанием произведения рядового или малоинтересного, о котором и сказать то особенно нечего. И вот, как часто случается в жизни, когда что-то очень необходимо, оно появляется на твоем пути, как будто только ждало подходящего случая встретиться с тобой.
Так вот и случилось с этим романом, который попался совершенно случайно. И это счастливое событие: он как раз то, что нужно, чтобы не просто сказать- вот он тысячный!!!!- но сделать это событие запоминающимся разговором о достойном во всех отношениях произведении любимого жанра. С радостью представляю вам: Ричард Адамс"Майя":
Хочу сразу сказать: этот роман, целиком посвященный размышлению о женской сущности и женской судьбе, крайне несовременен. Он вряд ли понравится тем, кто привык к головокружительному каскаду событий, когда затянутая в кожу полуголая красавица утверждает справедливость и наказывает злодеев с помощью кулака/меча/кинжала/яда/бластера. Он вряд ли понравится и любителям изощренных интриг в роскошных интерьерах дворцов властителей, эпических фэнтезийных битв или суровых военных будней. Разочарование может постигнуть также любителей пикантных подробностей жизни погрязшего в пороках общества. При этом буду справедлива, большая часть из перечисленного присутствует: и роскошные дворцы, и ночные оргии с прочими разнообразными пороками, и интриги , и заговоры, и военные будни с яростными схватками, и даже вершащая правосудие воительница. А еще божественное присутствие вместе с языческими ритуалами и множество других ярких деталей мира Бекланской империи, напоминающего Рим с его великолепием, пороками, победами и противоречиями.
Но все это великолепие, яркое, красочное, детально проработанное, о котором иной автор только мечтает для оживления своего мира, всего лишь фон, декорация для вполне обыденной и очень неторопливой истории. Всего лишь рассказа о жизни и взрослении юной девушки, о том, как девочка превращается в зрелую женщину, обретающую себя в бурлящем и вечно меняющемся мире.
В центре повествования — жизнь красавицы Майи. И стоит отметить ее судьба повторяет жизнь миллионов женщин, которые уже жили, живут сейчас и которым еще предстоит родиться. И этапы этой жизни не зависят от времени и места.
Все мы , женщины, если нам повезло родиться в нормальных любящих семьях, начинаем свой путь маленькими принцессами, вокруг которых вращается удивительный и добрый мир маленьких радостей и огорчений. Потом этот мир начинает меняться и расширяться, он манит нас неясными желаниями, волнует смутными догадками и сладкими предчувствиями и прокравшимися в сны образами, которые кружат голову и напрочь отметают предостережения и доводы разума. О, это восхитительный мир, который соблазняет тысячами предложений и возможностей. И, как правило, все это заканчивается неожиданным открытием того, что мир вовсе не таков, каким он представлялся в волшебных сказках, кто бы ни рассказывал их нам. Ну и следующий этап- как ты уже сама воспринимаешь это отрезвление и сможешь ли найти для себя реальное, а не воображаемое счастье.
Вот такой путь предстоит пройти и нашей героине. К слову, не очень умной, не слишком образованной, и поступающей отнюдь не по поле разума и даже не по слову сердца. По жизни ее ведет древний, глубинный инстинкт, который роднит ее с языческими богинями любви и плодородия. Недаром через весь роман проходит история такой богини- вознесенной в небеса за верность и любовь обычной земной женщины.
Так и Майя, подобно этой богине, проходит через все испытания- унижение, боль, насилие, ведомая только бескорыстными милосердием, добротой и любовью, заставляющими отдать последнее нуждающимся, помочь слабому и пожертвовать всем ради любимых. Не требуя награды, признания или ответной любви. И удивительно: в романе множество других женских персонажей- отважных мстительниц, ловких и умных интриганок, смелых и жестоких властительниц. Есть всякие, но симпатии все же на стороне простушки Майи, которая, практически не участвуя в эпохальных событиях, тем не менее оказывает на их ход решающее влияние только одним фактом своего существования.
Вот она особая "несовременность": нашей героине не надо власти, богатства, известности, каких то особых знаний, положения в обществе, особых прав или покровителей, чтобы влиять на этот мир. Одной женской сущности ей достаточно, чтобы останавливать войны, свергать тиранов, спасать и сохранять друзей и близких, вдохновлять на подвиги, проходить через грязь и унижения, не утратив чистоты души и помыслов. Кстати, об этой части романа. В нем достаточно много натуралистических сцен, особенно в первой его половине, когда Майя оказывается в роли рабыни для утех. Но никакой грязи или смакования не будет, так тонко автор/и переводчик/ манипулирует словами, которые передают атмосферу окружающего девушку порока и разложения.
Тех, кто дочитал до этого места и не утратил к роману интереса, предупреждаю: он объемен и не спешен, с множеством деталей, которые только на первый взгляд кажутся второстепенными и несущественными. На самом деле каждая деталь, слово, факт- все служит главной задаче: напомнить о женской сущности, о жизненном пути женщины и о том, что самое главное для нее в этой жизни. К сожалению, тем, кому бы следовало прочитать этот роман, он может показаться длинным и скучным, а героиня- "несовременной" глупышкой, упустившей множество прекрасных возможностей для налаживания своей жизни. Те же, кто готов принять и позицию автора, его героев и героинь, кто оценит плавные повороты сюжета, россыпь деталей, лирические отступления, уже и сам имеет достаточный жизненный опыт, чтобы сказать в финале: хорошо бы ЕСЛИ БЫ все заканчивалось именно так.
Следующей книгой будет очередной объемный роман Питера Гамильтона "Звездная дорога"
И снова возвращаемся к этому злободневному вопросу. Практически каждый второй фильм или книга в последнее время внушает- думай сердцем, думай сердцем, думай сердцем. Черт, у нас для этого специальный орган природой предусмотрен- головной мозг. И если его не тренировать "думаньем", то он атрофируется. И вот что интересно, первый роман автора был целиком о том, что бывает, когда думаешь головой, а вот это второй полная ему противоположность — о том, что получается, когда думаешь сердцем. И, если бы чуть больше иронии, получилась бы почти сатира на современность. Но иронии как раз и не хватило: Энди Вейер "Артемида"
И снова Луна. К слову, меня это радует. Когда пишем о далеких звездах, да, захватывающе, да, восхитительно, но все же понимаешь- ни тебе, ни твоим детям и даже внукам до этих интересных времен не дожить. А Луна, она вот, видна в окне, и мы там уже были. А значит все не так плохо: полетели тогда, и снова сможем . Это почти сейчас: не слишком отличное от нашего времени в своих мечтах и пороках.
С одной стороны, это очень хорошо: все понятно и узнаваемо до раздражающего тормозящего интернета включительно. С другой, узнаваемо до такой степени, что становится неуютно от такого близкого будущего – неужели не одумаемся и все это продолжится?
В свое время "Марсианин" мне понравился героем и уважительным отношением к науке. Человек достигал чего-то благодаря знаниям и умениям, а также уму, сообразительности, мужеству, самодисциплине, критическому взгляду на мир и самоиронии. Это был рассказ о времени Первых и об одном из них, о благородном самопожертвовании и объединяющей идее, о торжестве разума и воли. Но именно это стало в глазах многих читателей главным недостатком романа: мало событий и эмоций, и слишком много фактов, описаний и рассуждений. Ну и герой был слишком уж положительный, все то у него строго по уставу и по законам физики и химии. А где муки совести, тяжелое детство, комплексы, несчастная любовь? Где мятежный, революционный дух, обличающий пороки мира?
Такие читатели должны быть полностью удовлетворены "Артемидой": главная героиня полная противоположность Марку Уотни(да,да- модное «женщины спасут мир», ну, или хотя бы его малую часть). Это не занудный технарь, тщательно прорабатывающий и просчитывающий каждую даже малую деталь, держащий свои эмоции в узде и контролирующий каждый шаг. Это эмоции и действие. Ну, вы поняли: думай сердцем, а не головой.
Боже мой, сколько поколений читателей и зрителей пытались следовать в жизни этому совету и обнаруживали, что он имеет некоторые, чаще непредсказуемые и негативные, последствия? Если бы все они решили письменно поделиться опытом применения «думанья сердцем», то это был бы самый длинный, разнообразный и жуткий триллер на свете.
Вот и наша героиня активно претворяет данный принцип в жизнь, ввязываясь в абсолютно идиотские авантюры, в которых замешаны и политика, и мафия, и семейные проблемы. Это вам не положительный во всех отношениях Марк Уотни, это скорее больной максимализмом подросток, который вечно обижен на весь мир, все знает сам и действует, исключительно исходя из минутного эмоционального порыва. И потом удивленно взирает на неожиданные последствия, которые, как понимаете, были вполне предсказуемы, стоило только минут пять пораскинуть мозгами.
Только вот "подростку" этому уже лет этак 25-ть. И это первое пугающее "настоящее". Я вот недавно прочитала во вполне серьезной статье о 30-летних подростках. Что поделаешь, примета времени- глобальная инфантилизация общества. И меня сильно пугают такие герои, которые тащат во взрослую жизнь свои неизменные подростковые представления, подчерпнутые из не очень качественных книг и фильмов, о том, что такое окружающий мир и как надо решать его проблемы. Мне, знаете ли, сильно неуютно в таком мире нарушенного баланса разума и чувств, головы и сердца. В таком мире моя голова постоянно кричит, что пора бы делать ноги. И подальше.
Второе неприятное "настоящее". Книга написана с явной оглядкой на последние мировые политические и социальные тенденции. На этой новой Луне просто рай-райский. Представители разных рас живут бок о бок в мире и согласии, мусульмане религиозно терпимы, граждане сексуально раскрепощены, семейные отношения разнообразны, хакеры, контрабандисты и бармены патриотичны и всегда готовы к маленьким подвигам во имя справедливости. И никаких захвативших космос белых колонизаторов и всяких там служителей закона, мучающих окружающих уставами и инструкциями. Кому это вообще надо, если можно быстро и по справедливости?
Хотя, странно: в этом городе будущего правят бал вполне себе средневековые профессиональные гильдии, процветает коррупция, проституция, и царит такое классовое расслоение, что куда там нам до него. Хотя если уж свобода, то свобода во всем, чего уж там мелочиться, кто мы такие, чтобы контролировать личную инициативу, свободу предпринимательства и самовыражения?
Безусловно, такой "современный" во всех отношениях роман вскоре перекочует на экраны. С очень эффектными гонками на луноходах, прыжками в скафандрах, драками, наивными поступками, простенькими загадками и прямолинейными подростковыми решениями. На фоне сияющей в черных небесах голубой Земли. Все будет ярко, красиво, увлекательно и с понятными любому подростку(не забываем-теперь это уже не время жизни, а образ жизни и мировоззрение) героями, с голливудским счастливым финалом с признанием заслуг «хороших» и наказанием «плохих». Кому нужен Марк со своей картошкой и скучной наукой, когда все решается так просто и занимательно?
Иногда казалось, что «Артемиду» написал совершенно другой автор, настолько разнятся герои и то, чем они живут. И я не могу поверить, что это сделано только в угоду читателям- подросшим, но не расставшимся с детством, поклонникам всяческих Игр. Куда подевались легкая ирония и грусть о героических и умных временах? И так хотелось бы надеяться, что все не скатится к бесконечному заигрыванию с аудиторией скучающих подростков и следованию всем современным тенденциям говорить и писать «как надо», а не «как есть».(Тут то как раз все сразу начинают думать головой, а не сердцем, не так ли?)
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
В следующий раз мы отправимся в мир Бекланской империи Ричарда Адамса, чтобы окунуться в интриги и нравы величественных дворцов и увидеть их глазами умудренных в любовных утехах наложниц. "Майя"
Прошел еще один год. И я очень старалась по мере сил рассказывать вам о своих впечатлениях от прочитанных книг. Рассказывать честно и интересно. Конечно, не все удавалось. Очень бы хотелось писать в колонку чаще, но не получается. (Когда то я наивно думала, что стану начальником и смогу меньше работать, а получилось совсем наоборот).
Но все же о самых примечательных прочитанных книгах я вам рассказала. И не моя вина, что чаще я ругала, чем хвалила. Этот год вообще был годом разочарований: огорчали даже писатели, на которых возлагала большие надежды. Книг, от которых было невозможно оторваться, которые заставляли думать и переживать, было ничтожно мало.
Поэтому мое новогоднее пожелание будет о наболевшем. Желаю всем больше качественных и интересных книг от талантливых авторов. От тех, кто не боится высказывать свое мнение, даже если оно не нравится читателям. От тех, кому есть что сказать нам, читателям, и от тех, кто не боится экспериментировать, ищет новые сюжеты, дает волю воображению, а не следует проверенным штампам.
С НОВЫМ ГОДОМ! и УДАЧИ ВСЕМ НАМ!
Новый год я начну с моих впечатлений от романа Энди Вейера "Артемида"