Извиняюсь за некоторую задержку отзыва. сегодня мы завершаем знакомство с романами цикла Джека Вэнса "Дердейн"последней частью истории "Асутры". Меня настолько впечатлили эти романы, что решила не отвлекаться пока на других авторов, и потому следующей будет рецензия на роман "Станция Араминта".
Приятно оказаться правой. Можно надуть щеки и распушить хвост от сознания своей догадливости и читательской эрудиции. Но, как это не удивительно, еще приятнее оказаться неправой.
Я все же оказалась права, и в третьей части мы отправляемся в новые места. Сначала с уже неплохо изученного Шанта на огромный, таинственный Караз, населенный варварскими племенами кочевников и бандами работорговцев. А затем дальше, дальше, как обещано — по следам Асутров, на негостеприимную Кхахею, где звучат сколько то там тысяч напевов древней расы Кха.
Вроде бы все понятно- дорожное приключение, по которому соскучилось сердце бродячего музыканта Этцвейна, наконец освободившегося от противных ему политических забот и властных интриг Аноме. Приключение планетарное — с кибитками кочевников, грязными кабаками маленьких городков, причудливыми обычаями изолированных племен. Приключение космическое — с лихостью захвата вражеского звездолета, горечью поражения, отчаянием плена, безнадежностью восстания рабов, невероятностью победы и неожиданностью в самом финале.
Но тут мы подходим к тому, как, порой, приятно ошибиться, и там, где с первого взгляда обнаруживается твердый боевик, со второго оказывается литература порядком выше по своему скрытому содержанию. Потому что сделав круг, начав с Шанта через Паласедру, через Караз, через Кхахею и опять на Шант, мы снова возвращаемся к теме свободы и несвободы.
Вся третья часть, внешне такая приключенческая — о рабстве и свободе. О рабстве здесь почти каждая страница. О его внешних атрибутах- работорговле и работорговцах, целой экономической структуре и целой культуре, основанных на продаже и унижении одних разумных существ другими. И оказывается, все перечисленное присуще не только кочующим в кибиткам варварам, но и летающим между звезд пришельцам.
Но еще больше о рабстве внутреннем, скрытом, глубинном. Почти все повествование нас окружают рабы, которые таковы не потому, что у них связаны руки или надет ошейник. Они рабы, потому, что такие по своей сути: слепо следующие по жизни за лидерами, живущие по давно устаревшим правилам и традициям, руководствующиеся не разумом, а инстинктами. И тут очень интересный момент: свободный человек Гастель Этцвейн не находит в себе к ним ни привязанности, ни жалости, ни милосердия.
Но есть и другой важный момент — мнение той другой стороны, миллионов, которым Гастель подарил внешнюю свободу, когда был Аноме. "Без ошейника оно приятнее, конечно, хотя в нашем деле и простудиться недолго — но патриции и кантональные власти хотят, чтобы я за свободу платил. Спрашивается, что лучше: дешевое послушание или разорительная независимость?" Замечательный вопрос, который не устают повторять в нашем якобы "свободном" мире миллионы якобы "свободных" людей. Только за одну эту фразу можно уже ставить Вэнсу высший балл.
Но ведь есть еще и концовка. Неожиданная, переворачивающая все, перемешивающая, представляющая неприятного землянина Ифнеса Иллинета в совсем другом свете, а вместе с ним и все происходившее на протяжении трех романов. Как было замечено, "достоверная информация уничтожает массу заблуждений". А также иллюзий, надежд и бесплотных мечтаний. Но разве это делает весь путь нашего героя от рабства к свободе менее значимым? Или может быть, ну и их, высокие материи? Не заморачиваться и не знать. Как говорит весельчак и оптимист Фролитц" "Кому нужна душа, как бы она ни лежала? Играют руками и головой, а заиграешь — мигом развеселишься".
Это не лесная чаща, как можно было подумать, глядя на мою очередную еженедельную картинку. Просто обман зрения, удачный ракурс. На самом деле этот снимок сделан в городском сквере, где всего лишь две не слишком еще большие лиственницы. Вывод: не надо верить всему, что Вам говорят и показывают. Но, это так. к слову. Важно другое — весна завершилось. С Летом Вас, Друзья!
Продолжаем знакомство с трилогией Джека Вэнса"Дердейн". Если кто-то заскучал от описания первого романа "Аноме", как более социального, спешу обрадовать. вторая часть "Бравая вольница" практически ушел от неспешности и этнографичности в сторону приключения. Хотя и социальная часть очень и очень неплоха. Очень близко к "Хрустальный дождь" Тобиаса Бакелла и "По ту сторону тьмы"Бэнкса, хотя два последних романа и написаны значительно позже.
Стоит признаться, что практически все мы грешим этим: устроившись поудобнее вечерком в кресле, с кружкой пивка или чашечкой кофе — в зависимости от пристрастий и воспитания, порассуждать о безобразном правлении, бездарных правителях, растущем всеобщем идиотизме, ошибках в политике — без разницы внутренней или внешней. Посетовать, что такие замечательные мысли и предложения, рожденные в жарких дебатах или вялых монологах на миллионах кухнях и тысячах форумах, не доходят до верхов. И так это кажется просто — дайте нам власть, мы вам покажем, как править, чтобы всем "стало хорошо".
Вот свершившаяся мечта всех критиков, мечтателей и оппозиционеров. Власть полная, неограниченная финансами и законом, ни с кем не разделяемая. И попадает она в руки человека честного, милосердного, умного, справедливого, единственного свободного человека в несвободном мире, действующего не из корыстных побуждений или в интересах какой-то группы, а исключительно из чувства долга и ответственности. Идеальный случай: исправить ошибки, покарать виновных, облегчить жизнь невинным.
Шанту фантастически повезло, что Аноме волей случая в самый критический момент истории стал наш герой, бывший раб, бывший послушник секты религиозных фанатиков, бродячий музыкант Гастель Этцвейн. Он действует не как неопытный и необразованный юнец, а проживший жизнь мудрец, искушенный в интригах политик, закаленный в сражениях боец и опытный управленец, оперирующий хладнокровно и расчетливо финансовыми потоками, материальными ресурсами и людьми. И при этом власти не желающий ни в коей мере.
Пожалуй, сам институт анонимной власти и достаточно подробное описание его функционирования самое любопытное во второй части. Занятное допущение: если власть анонимна, то некому давать взятку, нет поля для плетения интриг и вообще политической деятельности. Такая власть сразу предполагает, что ее носитель не будет выделяться на общем фоне. С такой властью не позаигрываешь: Аноме с заветной кнопкой от взрывающихся ошейников может оказаться старичок на лавочке или торговец на рынке.
И это, пожалуй, самое большое фантастическое допущение: за 2 тысячи лет до власти не дорвался маньяк, взрывающий обывателей по своей прихоти, или "высокоморальный" идеалист, стремящийся искоренить многочисленные причудливые секты Шанта. Или карьерист, мечтающий стать императором мира, передавая власть по наследству. Ну не смогла я поверить в такое, настолько это не свойственно природе человеческой.
Но это так, отвлеченное. Не думайте, что вся вторая часть трилогии состоит только из рассуждений о власти. Наоборот, действие постепенно уходит от социального в сторону приключенческого. В небольшом объеме сосредоточено очень много динамичных событий, в центре которых — война с неведомыми захватчиками. Здесь есть все, что душе угодно: разработка долговременной стратегии, жестокие и кровавые схватки, шпионаж и диверсии, генетические манипуляции/жаль, что не очень подробно, ведь затронуты были вполне современные аспекты /, социальные эксперименты, странные обычаи, политика, пропаганда, неразгаданные тайны. Часть доставшихся из романа "Аноме" загадок получат довольно неожиданное объяснение, часть получит подпитку новыми недомолвками и странностями. Более того, действие выйдет за пределы обособленного Шанта, станет общепланетарным и явно готовится выйти за пределы планеты Дердейн, поскольку на сцену выходят новые действующие лица — Асутры.
Я не даром сравнила "Дердейн" с романами Хайнского цикла Ле Гуин. Это произведение, где проработано практически все: мир, герои, и нет ничего второстепенного. Но все это ради одного — поговорить о том, что важно для ныне живущих. в данном случае о свободе и власти.
Сначала хотела написать отзыв на весь цикл разом: романы невелики и более похожи на части одного объемного произведения. Но начала читать вторую часть и поняла, что они различны по своему наполнению. И достойны того, чтобы каждой уделить внимание. Поэтому с радостью рекомендую любителям социальной фантастики с существенным приключенческим уклоном: Джек Вэнс "Аноме":
Помнится, когда я прочитала последний роман из Хайнского цикла Ле Гуин, то впала в беспросветную тоску. Казалось, уже не найти в фантастике произведений с такой же степенью проработки, с такой достоверностью — не вымученной, а обыденной, бытовой, когда сразу и безоговорочно веришь в каждую деталь, пусть при этом и нарушаются все известные физические законы. Казалось, уже не будет такого же глубокого проникновения в самые сокровенные уголки человеческой души, в какую бы причудливую оболочку эта душа не была бы заключена. И не будет такого горького и откровенного разговора с писателя с читателем о вечных проблемах человечества.
Никогда не говори "никогда". Вот перед нами трилогия Джека Вэнса, не слишком известная, судя по количеству отзывов. Настолько близкая ко всему, о чем я тосковала после Хайнского цикла, насколько это возможно.
Перед нами история сначала мальчика, потом юноши и мужчины, который перестал быть маленьким рабом Муром и стал негласным правителем целого мира Гастелем Этцвейном. История в сущности однозначная- о том, что такое несвобода, и что такое свобода.
Планета Дердейн — мир очень благоприятный и добрый к человеку. Он позволил воплотить разным фанатикам самые бредовые свои фантазии, создать огромное множество независимых человеческих сообществ, отличающихся странными социальными связями и традициями. Общество внешне безопасное, относительно благополучное и процветающее. И беспредельно несвободное, где жизненный путь каждого определен веками проверенными традициями и законами, но главное — всеобщим и добровольным отказом от личной свободы.
Мир этот проработан с этнографической точностью. Каждая деталь, каждое причина поступка и сам поступок соответствуют описываемому социальному устройству, богатой истории и легендариуму. Пусть порой происходящее доведено до полного абсурда, но от этого не становится менее достоверным, поскольку базируется на самых основах человеческой природы. На жажде покоя и безопасности, страстном желании избежать любой ответственности за трудные и непопулярные решения, и таком же, не менее страстном, желании переложить вину за свои беды на кого-то другого.
История начинается, как рассказ о личном обретении свободы и постепенно превращается в общечеловеческий разговор о власти и свободе, об их сочетании и взаимодействии. Есть в романе один очень впечатляющий эпизод: перерождение раба Мура в свободного человека Гастеля Этцвейна. В нем очень много человечности, в том, как герой, пытаясь вырваться из темницы, то бросается вперед, то отступает, ползет темноте на ощупь по грязному полу, плачет, стонет, пока не выбирается и распрямляется, становясь внутренне свободным, хотя на нем и остается рабский ошейник. И эта внутренняя свобода дает ему возможность ставить и достигать, казалось бы, недостижимые цели, задавать непростые вопросы и искать — пока не находить, а только искать — ответы на них.
Но вот к концу истории разговор уже идет совсем о другом. Мы так часто говорим о том, что правители плохи и бездарны, они все делают не то и не так, а попади нам в руки настоящая, реальная власть, то мы бы... Вот он случай — власть в руках свободного, мыслящего, добропорядочного, справедливого, милосердного, взявшего ее с самыми благими намерениями. Он сможет наделить свободой людей, которые пропитались многовековым рабством? Он улучшит мир? Или ввергнет его в хаос и разрушение? Ответ мы получим уже в следующей части.
Роман должен понравиться поклонникам Ле Гуин своей этнографичностью, неспешностью и психологизмом. Читать его можно только, как часть целого. Это скорее часть большого романа, чем отдельное произведение. Он оставляет чувство незавершенности большим количеством неразрешенных загадок и ничтожно малым числом даже не ответов- намеков на ответы.
Начинаю выполнять обещания. Не то, чтобы коррупция была побеждена и прочие гнусные личности исчезли из реальности, но немного поутихли. Потому спешу выложить свои впечатления от чтения второй части трилогии Питера Уоттса "Рифтеры""Водоворот".
Тут я должна кое-что добавить к основному тексту. Что-то много стало этой апокалипсической литературы. Причем авторы просто-таки соревнуются, кто придумает сценарий хуже и мрачнее, представят людей большими негодяями и психами. Кто-то скажет — мода, через некоторое время пройдет. Мне же кажется, что это не так безобидно, как на первый взгляд. Когда все будет плохо, зачем что-то делать? С моей точки зрения, это своеобразное оправдание собственного безволия и бездействия. В итоге показался мне этот цикл едва ли научно-фантастическим вариантом ПЛИО: все плохо, кругом одни негодяи, будет хуже, все дозволено и т.д. Как итог, третью часть я пока отложу. Отдохну, прочитав, и затем, рассказав вам о цикле Джека Вэнса "Дердейн".
За последние несколько месяцев я прочитала целю тонну только что изданной литературы на тему "Все плохо, но будет еще хуже". Это какое-то массовое поветрие, как вампиры еще пять лет назад, когда кровососы были чуть ли не на пачках детского питания. Сейчас же, десятки книг вещают о катастрофах, природных и техногенных, безумии мира и муках людей. Для ориентировки впору вводить новую классификацию. К примеру, Апокалипсис природный: землетрясения. вулканы, цунами, падения астероида, изменения климата, эпидемии природного происхождения, прочие катастрофы. Апокалипсис техногенный: восстание машин, контроль разума, энергокризис, война, генные мутации, эпидемии техногенного характера, прочие. Апокалипсис фантастический — нашествия инопланетян, темная материя, космические течения и излучения непонятного происхождения. Ну, можно еще прочие, на которые фантазии классификатора не хватило — мировые заговоры, засилье транснациональных корпораций, религиозные войны или просто сумасшедшие.
Но даже в этом случае для Уоттса придется изобретать отдельную графу, поскольку в своем мрачном прогнозе он умудрился смешать все эти пункты, за исключением, наверное, космических катаклизмов/хотя я ничему не удивлюсь/. Его мир мрачный — ничего не сказать. "Плохо" по отношению к нему — не то слово, "будет хуже" — тоже не то. Есть в русском языке устойчивое выражение для таких случаев, но на этом сайте его употреблять нельзя без немедленных, решительных и справедливых санкций модератора.
В мире Уоттса практически воплотились все страхи фантастов: земля перенаселена и большинство людей нечем занять, кругом нищета, бездуховность и бесправие. Ресурсов — любых — отчаянно не хватает и попытки исправить ситуацию только ухудшают положение. Правительства и то, что их заменяет-корпорации, ничего уже не контролируют и думают о спасении собственной шкуры. Генные технологии вышли из-под контроля, вызывая мутации и новые болезни. Все давно уже наплевали на личные свободы, изобретя и с успехом применяя различные формы контроля над разумом. Машины практически захватили власть, да так, что люди особо это и не заметили. Точнее люди сами передоверили им принятие ключевых решений, видимо, чтобы потом было на кого свалить вину. Плюс сюда изменение климата, деградацию экосистем, ураганы, засухи, наводнения. Впрочем, большинство людей до появления нашей Морской Звезды Лени Кларк даже не замечают, что с миром что-то не так, прибывая в вечном наркотическом или виртуальном трансе. Но тут на сцену выходит наша старая знакомая, которой предстоит стать Немезидой для этого мрачного, развращенного и разлагающегося мира.
Согласитесь, наша героиня и в первой части не отличалась умом, сообразительностью или целеустремленностью, высокими моральными качествами или приверженностью этическим нормам, постоянно прибывая в плену своих страхов и комплексов. На суше ее мучения еще более усугубились, добавив к прошлому набору еще несколько сочных деталей, отчего ее действия стали еще более хаотичными и импульсивными. Такими же хаотичными и импульсивными являются действия практически всех персонажей. И не надо искать в них логики или смысла: герои и сами не знают, почему они поступают так или иначе, и даже более того, объяснить, чего же они добиваются или хотят, никто не может.
В результате, перед нами долгое путешествие Лени Кларк по миру суши, с бесцельными метаниями, жестокостями, бредовыми видениями и прочим набором Апокалипсиса. И ценность этого путешествия только в том, что кое-что узнаем о мире. Хотя, на мой взгляд, не вполне достаточно и убедительно, чтобы безоговорочно поддержать идею его полного уничтожения.
Однако стоит признать, что читается значительно легче и интереснее, чем"Морские Звезды". Хотя и здесь есть вставки о душевных муках, наркотических грезах или шизофренических галлюцинациях, но они все же не концентрируются в одном месте, а щедро разбросаны среди действия в духе голливудского боевика с погонями, схватками и драками.
В заключение скажу то, что не понравится поклонникам Уоттса. Но и промолчать не могу. Нет в романе ничего такого, чего я не читала в других произведениях подобного толка. Более того, если книгу напичкать терминами и отсылками к научным теориям, от этого она не становится более убедительной "твердой фантастикой". И вершиной технотриллера она не станет, если в ней собрать все страхи и предупреждения, доведя их до полного абсурда. Да, и психологизм здесь исключительно наносной и поверхностный, более рекламный трюк, чем действительное проникновение во внутренний мир человека. В итоге: нормальный, крепкий, хорошо сработанный техно-боевик голливудского толка. Не более.