fantlab ru

Питер Уоттс «Морские звёзды»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.95
Оценок:
1401
Моя оценка:
-

подробнее

Морские звёзды

Starfish

Роман, год; цикл «Рифтеры»

Аннотация:

На дне Тихого океана проходит странный эксперимент — геотермальная подводная станция вместила необычный персонал. Каждый из этих людей модифицирован для работы под водой и... психически нездоров. Жертва детского насилия и маньяк, педофил и стремящийся к суициду неадекват... Случайный набор сумасшедших, неожиданно проявивших невероятную способность адаптироваться к жизни в непроглядной тьме океанских глубин, совсем скоро столкнётся с Угрозой, медленно поднимающейся из гигантского разлома в тектонической плите Хуан де Фука.

Это история о настоящем и будущем. О том, как прошлое влияет на исход грядущих дней. Здесь нет смакования омерзительных подробностей и недостойных человека вещей — лишь погружение в глубины человеческого подсознания, столь же непроницаемого, как и дно расселины под тоннами океанских вод.

© Goshak, dehumanizer
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Тексты рассказов «Ниша» и «Дом» были основательно переработаны, прежде чем стать частью романа.



В произведение входит:


7.47 (550)
-
18 отз.
7.11 (267)
-

Входит в:

— цикл «Рифтеры»


Награды и премии:


лауреат
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2023 // Переиздание года (Канада)

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2000 // Похвальный отзыв

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 2000 // Крупная форма на английском языке

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2011 // Переводной роман (Канада, 1999)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Научная фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Морские звезды
2012 г.
Морские звезды
2018 г.
Морские звезды
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Рифтеры
2019 г.

Аудиокниги:

Морские звёзды
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Starfish
2008 г.
(английский)
Морська зірка
2023 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман цикла «Рифтеры». Увлекательно, но трудно для восприятия. Сильно очень твердая НФ. Много терминов непонятных для читателя, хотя и приведен словарь, но его читать ещё больше забираешься в дебри науки.

Представлен подводный мир на глубине несколько тысяч метров, где почти нет жизни. Для обслуживания подводных станций используется особая порода людей -рифтёры. Хотя это слово от понятия риф, но соответствия нет. Они могут жить на этой глубине при таком давлении. При этом давлении меняется психика человека, что здорово описал автор. В ходе вроде бы рутинной работы на рифе обнаруживается трехмиллиардной давности бактерии, которой в своё время не удалось заселить планету. Вот и смысл сюжета- страх перед бактерией и борьба с ней. А под мясорубку попадают рифтеры. Финал настраивает читателя на продолжение. Интриг хватает у автора: одни загадки на протяжении всего действа. И даже намек на инопланетный разум. Не высший балл из-за неконсолидации сюжета.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Врожденная патология большинства НФ-писателей — живописать в красках больше сеттинг произведения чем сюжет или персонажей — верна и для романного дебюта Питера Уоттса. К счастью, ему хватило такта сделать научную часть не такой зубодробительной, так что «Морские звёзды» получились не сколько тяжеловесными, сколько клаустрофобными. И это по идее должно идти в плюс книге, большая часть действия которой разворачивается в узких коридорах подводной станции и едва освещенных пятачках океанского дна — клаустрофобии есть где разгуляться, простите за неловкий каламбур — да только гленофобия перевешивает. Уоттс закинул читателя подальше от цивилизации и для надёжности скрыл под тремя километрами воды, но тут всё равно не протолкнуться. И нет, я не ошибся с фобией, говорить о персонажах Уоттса уместней как о куклах, посаженных на полочку нежели как о живых людях, не всем из них досталось даже побыть ожившей функцией, декламирующее нужное для продвижения сюжета, большинство рифтеров так и осталось безликими статистами, не способными устроить и захудалого конфликта без помощи писателя (правда, тот, который они всё же устроили с помощью не сказать что был необходим, для листажа только). Хорошо если персонажи маячат на тёмном фоне, но пару-тройку писатель зачем-то вытащил на свет, видимо, придать роману глубины, позабыв, что для глубины недостаточно просто налить побольше воды (опять каламбур, ну куда деваться). А воды тут достаточно. Книжку в 500 страниц можно ужать до 50, ничего не потеряв, потому что терять и нечего. Взять начало с Баллард и концовку с зарядом, слепить из них пролог-вводную и не тратить время читателя на остальное, тем более, что сам Питер Уоттс на это «остальное» не особо потратил время.

По итогу, книга вышла ни о чём. Ни особого психологизма — чего ожидаешь от сборища девиантов, запертых в тесном кубрике, ни полёта фантазии — чего ждёшь от фантастики. Первое заменили нудной рефлексией, второе — набором голливудских штампов. Сам Уоттс в послесловии пишет, что роман вырос из раннего рассказа, так вот, он не вырос, он просто разбух.

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уж сильно перехватили. И это тоже отразилось на оценке.

Какая к черту фантастика, атмосфера. Это рассказ о типичных биопроблемах для девочек-школьниц. Нет, биопроблемы не из разряда фантастики, а из разряда истерик «Как ты можешь так ничего не боятся» .. «я так боялась, хотела с тобой поговорить, а ты даже глаза не показала, как ты могла, ты во всём виновата». И это тщательно отобранные и подготовленные люди. Смеяться или плакать?

Уже не говорю о некоторых вопросах к гидродинамике при давлении той глубины. Твёрдой НФ тут не заметил вообще, а без грамма научности только порча жанра и желтуха.

Если захочется прочитать про экспедиции далёкие, тяжёлые, со срывами уж лучше забытые советские афторы, нежели это дерьмо маркетинга.

Но по оценке общей — читатель лоялен, даже хвалит, что говорит об умении писать и слоге. Некоторые описания приятно читать, но основной сюжет похабит всю книгу будто целенаправленно! Отсюда и оценка, не каждый оценит когда его заманивают повествованием и толкают в помои, потом снова нормальный момент, надежда на конец истерик с бредом, а нет — добро пожаловать в жижу.

Оценка: 2
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рядом с нами, а не где-то на других планетах, существует неизведанный мир. Его местоположение ясно указано на всех географических картах, и любой ребенок знает, как он называется. Более того, большинство из нас хоть раз в жизни были с ним рядом или переступали его границу.

Ну и что, что каждый может объяснить, что такое «Океан»? От этого этот мир не становится более изведанным или понятным. Там, в глубине, по- прежнему обитают создания, которые не ведают о нашем существовании. В вечной темноте, под многокилометровой тяжестью морей и океанов — кишит жизнь, таинственная, чуждая и все-таки — земная.

Об этом мире так мало известно, и так мало написано, что я готова прочитать о нем что угодно. Подвесь перед моим читательским взором что-то типа «Подводная станция», «Глубина», «Гигантский спрут» или «Морские звезды» — и все: я «проглочу» все, до чего дотянутся мои изголодавшиеся глаза.

Я специально подчеркиваю, что готова читать именно на эту тему: об Океане и его обитателях, попытках изучить самые глубины, вариантах использования скрытых там богатств и возможностей, и особенно — о приспособлении человека к условиям непроглядной темноты и невероятного давления. Но вместо этого я получила длинное, на почти половину книги, сумбурное копание в тайнах подсознания кучки психопатов и неврастеников. Практически никакого действия и никаких событий, длинные и очень невнятные, и по большей части, отталкивающие переживания садистов, мазохистов, жертв насилия, педофилов и уж совсем не определяемых извращенцев.

Помнится, у Мартина есть рассказ «Второй род одиночества», про откровенного психа, которому почему то доверили управление космическими вратами в гиперпространство, которые он во время очередного припадка взрывает к чертям вместе с очередным звездолетом. Уже тогда подумала, что странная, однако, кадровая политика у компаний будущего. Так далеко шагнула техника, а выявлять скрытых психопатов не научились...

Тут же автор пошел еще дальше: психопатов нанимают на работу, поскольку они, теоретически, должны быть более устойчивы к стрессу. Хотите проверить такую теорию, доверив подобным субъектам, к примеру, работу в МЧС? Или полиции? Тоже стресс постоянный... Конечно, когда эта психопатия всеобщая, норма жизни, так сказать, затрагивающая даже компьютеры, сети и искусственные интеллекты, то с кадрами образуется большая напряженка.

В общем, если судить по этому роману, мир недалекого будущего полностью и безоговорочно принадлежит психопатам: в широком диапазоне от выраженных и буйных до тихих и забитых. Но все они опасны, непредсказуемы и неприятны.

Это я немного о героях. Но не могу пройти и мимо самого сюжета. Более менее какое-то действие начинается со второй половины книги. Причем начинается довольно резко: в малейших деталях описывали внутренний мир рифтеров, самые незначительные нюансы их восприятия, и вдруг – раз! — на свет появляется глобальная угроза. В виде древней формы жизни, которая такая вредная, что единственное средство борьбы с ней — стереть все с лица земли/дна моря, конечно же/ единым махом/опять вспоминается рассказ Мартина, там герой тоже объяснял свои психопатские решения рациональностью/. Ну и далее, короткое описание катаклизма, довольно сумбурное, без красок и деталей. И все. Финал. Ждите следующую часть.

Я хочу сразу немного забежать вперед: вторая часть «Водоворот» с первых страниц читается совершенно иначе. Хороший баланс между действием и «внутренними» заморочками» героев. И хотя психопатов на страницах меньше не стало, они стали более «контролируемыми», а их действия получили какую-то, воспринимаемую нормальным сознанием, логику. Поэтому сделаем скидку на то, что «Морские звезды» — роман не самостоятельный, а лишь затянутый пролог к основному действию.

Но так жаль, так жаль, что путешествие в Бездну не состоялось. Что неизведанный мир Океана так и остался другим миром, таким же непостижимым, как и неоткрытые еще планеты Вселенной. Он по-прежнему ждет тех, кто про него напишет — внятно, ярко, с использованием современных научных данных. Такова судьба — моя любимая наживка все еще ждет меня впереди.

Оценка: 6
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нужно смириться: Уоттс — гений. Мастер. Садо-Демиург.

Недобрый, педантичный ювелир слова и мысли.

Занятно, что большинство из нас сначала окунулось в «(с)Ложную слепоту», которая, по-моему, более вычурная, наглая, но рахитичная и дегенеративная, по сравнению с «МЗ». Лишь вернувшись в начало, к дебюту и первым несчастным героям Уоттса, понимаешь, что на старте он был проще и убедительней. Как кувалда.

«Звезды» лучше сюжетом, не уступают идеей и столь же хороши стилем, как «Слепота».

Нет сомнения, что Уоттса надо читать дальше, необходимо, обязательно.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бездна заставит тебя замолчать. Солнечные лучи не касались этих вод сотни лет. Атмосферы нарастают здесь сотнями, впадины, не подавившись, проглотят дюжину Эверестов. Говорят, сама жизнь зародилась на глубине. Возможно. Если судить по кошмарному облику чудовищных тварей, искаженных давлением в кромешной тьме и хроническим голоданием, роды эти были не из легких»

Смена локаций, кардинальная. В романе «Ложная Слепота» события происходили в далеком космосе, здесь же мы оказываемся на дне океана, в глубоководном рифте, на станции «Биб». В мире темных глубин, открытых пастей, странных звуков. Это мир, в котором можно потерять себя.

Персонажи книги – люди с покалеченными судьбами, для которых уединение вдалеке от общества может стать единственным утешением. Но не все способны выдержать испытание глубоководным миром.

По сути, главной героиней книги является Лени Кларк – рифтер, которую тоже потрепала судьба. Девушка с комплексом жертвы, суицидальными наклонностями, нелюдимая и странная. Но очень интересна, как персонаж.

« — Иногда ты пугаешь меня больше Лабина. Ты никогда не взрываешься, никого не трогаешь, черт побери, это настоящее событие, если ты хотя бы голос повышаешь, но оно все внутри, растет. И мне кажется, там, внутри, не бездонное пространство. – Он даже умудряется рассметься. – Ненависть – прекрасный источник энергии. Если кто-нибудь когда-нибудь…тебя запустит, активирует, ты станешь неудержимой. А сейчас ты просто…токсична. Я думаю, ты даже не подозреваешь, сколько ненависти носишь в себе».

Ей пришлось испытать много боли – «Реально лишь то, что происходит медленно, мучительно, когда каждый шаг вырезан криками, угрозами и ударами». Повествование ведется с разных ракурсов, но все — равно возвращается в Лени, впрочем, ею и заканчивается.

Сама атмосфера книги гнетущая, мрачная и апатичная. Множество биологических обоснований некоторых явлений и вещей добавляют реалистичности. Также присутствует глубокая психологическая проработка характеров. Диалоги выстроены мастерски, читать очень «вкусно».

«Бездна может тебя поглотить». Некоторые готовы остаться здесь навсегда. Отринуть память, эмоции, поддаться первобытным инстинктам, и превратиться из человека в амфибию, животное, регрессировать. Обрести желанное забвение. Но это самый легкий из выходов.

В книге также очень много невероятных и оригинальных идей научного характера. Некоторые из них почерпнуты Уоттсом из других источников, список которых указан в конце, другие он придумал сам, но все они очень умело вплетены в общий ход повествования.

Концовка книги, в духе искусственного Апокалипсиса, только подогревает интерес к следующим частям, которые, к сожалению еще не переведены на русский, но в планах, что и обнадеживает. Много вопросов остались без ответов – что случилось с остальными рифтерами, каковы последствия Бетагемота, что предпримет Лени Кларк на пути к отмщению? И как далеко она готова зайти?

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если хочешь отстраниться, абстрагироваться, углубиться в себя, «залечь на дно» то Морские звезды подойдут как нельзя лучше.

Перед нами предстает глубинный мир, подводная станция на самом дне Тихого, океана, на глубине 4 км, где непроглядная тьма и истоки всей жизни на земле. 6 переломанных жизнью, переделанных для существования в условиях давления в 400 атмосфер людей. У каждого по сундуку прошлого и по гигантскому скелету в спрятанном шкафу. Герои запрятаны в 10 матрешек от внешнего мира. Теперь их свобода — это черная бездна, которая по каким-то причинам становится для них больше чем просто домом. Скорее для них она — единственно подходящая среда обитания.

Здесь герои ведут диалог по большей части сами с собой. Да и атмомсфера не та, чтобы праздно болтать. Они многое понимают без слов. Они сильно изменились в условиях безумного давления, бескрайней бездны и глубины. Они рифтеры.

Книга из раздела фантастики, но в ней очень много реальных научных теорий, которые как будто прописали через кальку, а потом сдвинули ее на миллиметр — то есть немного исказили реальность. По сути почти все, что написано в книге — очень близко к правде, и моя рекомендация — «по ходу пьесы» периодически заглядывайте в интернет, чтобы было понятнее, что нам предлагает автор.

Несмотря на размеренность повествования, погружаешься в чтение с головой почти моментально и неважно, где бы ты ни находился, вокруг тебя будет глубина и океан.

Многие пишут что книга хороша, а могла бы стать шедевром, да автор на столькое замахнулся, планку задал настолько высокую, что взять ее не смог. Согласился бы на 99%, если бы не тот факт, что «Морские звезды» — лишь первая книга из трилогии (почти тетралогии). Так что, леди и джентльмены, Чих не неудался, а лишь только начал сильно щипать нос в преддверии последнего :)

С нетерпением жду перевода следующих частей, где, уверен, автор даст ответы на многочисленные вопросы, а все, расставленные в первой части ружья, выстрелят без осечек.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«На недельку, до второго

Я уеду в Комарово.

Сам себя найду в пучине,

Если часом затону.» (с) Игорь Скляр.

Уоттс — мастер стилизации. Я понял это еще читая его новелизацию Крайзиса, где он блестяще справился с атмосферой боевых действий и все события выписал языком недалекого (поначалу) солдата, причем довольно злым языком. «Морские звезды» насквозь пропитаны атмосферой морских глубин, что, кстати говоря, неудивительно, т.к. автор по профессии гидробиолог и специалист по морским млекопитающим. Поначалу чтение романа рождало ассоциации с фильмом «Вожди Атлантиды» 1978-го года и программами Жака Ива Кусто, демонстрировавшимися по ОРТ по утрам в выходные. Строго говоря, я бы не назвал «Морские звезды» «твердой» научной фантастикой, это скорее психологический технотриллер.

В центре сюжета — группа рифтеров, психически поврежденных, травмированных людей, которых отправляют жить на глубоководную станцию. А предварительно им еще и модернизируют организм, чтобы они могли функционировать в кромешной тьме и под колоссальным давлением. Главные плюсы книги: блестяще расписанный подводный мир, со своими красотами и монстрами, а также персонажи, которые ведут себя настолько психологически достоверно, что не остается сомнений в познаниях автора в областях виктимологии и девиантной психологии. Глубоководность романа сказалась и на персонажах: ясно и четко мы видим лишь тех, от лица кого идет повествование, все остальные становятся несколько мутноватыми, и разглядеть их становится тем тяжелее, чем дальше они от главного героя.

К минусам можно отнести тот факт, что в книге очень мало динамики. По сути дела, весь драйв сюжета принесен в жертву атмосфере, и не сказать, что это так уж плохо. Просто субъективно мне не хватило в книге действий.

Что касается русского издания, то тут тоже не все гладко: с одной стороны неплохой перевод и симпатичная обложка, с другой — огромное количество восхвалений автора (3 первые страницы — это 9 восхвалений Уоттса и «Морских звезд», что смотрится уж очень навязчиво) и аннотация. Последняя плоха тем, что бессовестно раскрывает всю интригу книги, а ведь сюжет романа и так обделен динамичностью...

В итоге книгу однозначно стоит прочесть всем любителям «твердой» научной фантастики/технотриллеров, а так же тем, кого привлекают морские глубины.

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения «Ложной слепоты» никаких сомнений в том что Уоттс — крутой фантаст не было. Соответственно вопрос читать ли остальные его книги просто не стоял. «Морская звезда» слабее. Мельче на идеи. Но по чисто хронологическим причинам. Трилогия о рифтерах — это тот текст, который Уоттс подставлял под ножку письменного стола, когда писал «Слепоту».

Не смотря на разницу в тематике (дно океана и открытый космос) — книги очень похожи. Зарождение некоторых, великолепно раскрытых в «Слепоте», идей можно воочию наблюдать в тексте звезды.

«Звезда» — это еще и психологический техно-боевик. Уотсс виртуозный писатель: повествование в проблем одного из персонажей с легкостью разрастается до масштабов мировой угрозы. Каждый его персонаж максимально функционален. Даже если единственная его функция — в нужный момент умереть.

Очень добротная научная фантастика. Читать всем любителям твердой НФ. Знающим аглийский, конечно — в планах на перевод она, насколько мне известно, не стоит.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Питера Уоттса «Морские звезды» (хотя правильнее читать «Морская звезда»), выросший из рассказа «Ниша» (1990 г.), был написан канадским фантастом еще в 1999 году и стал дебютом Уоттса в большой форме. По рыночной прихоти русские издатели отказались тогда переводить и печатать книжку, мотивируя это якобы излишней мрачностью содержания, однако, после оглушительного успеха в новом тысячелетии романа «Ложная слепота», им пришлось подчиниться даме по имени Выгода — «Морские звезды» наконец-то издали на великом и могучем. С опозданием в 12 лет.

Являясь по сути первой репликой в монологе творчества, роман этот не принес малоизвестному автору значительных лавров. Хватило сдержанного одобрения газеты «New York Times», да мемориальной премии имени Джона Кэмпбелла. Однако произведение все-таки оказало определенное влияние на аудиторию, даже породив в среде подростков целую, впрочем скоротечную, субкультуру.

«Морские звезды» — это первый роман трилогии о так называемых рифтерах, людях, добровольно вызвавшихся работать на большой глубине в специальных подводных станциях, расположенных возле разломов Земной коры, именуемых рифтами. Второй и третий романы цикла «Водоворот» и «Бегемот» на настоящий момент в России еще не изданы, но выложены на сайте писателя в свободный доступ. Думается, их появление в наших книжных магазинах не за горами.

Действие романа разворачивается возле разлома в тектонической плите Хуан де Фука на глубине трех километров, в сумрачных декорациях геотермальной станции «Биб», куда жестокой корпорацией Энергосети отправлены люди с изломанной психикой. Это изгои, отринутые обществом мужчины и женщины – психически неуравновешенные, больные, страдающие депрессиями, перенесшие насилие в детстве, педофилы, маньяки и самоубийцы-неудачники, которым дали последний шанс как-то наладить свою жизнь. Сделать выбор без выбора. Уйти во мрак океана. Их тела изменены, модифицированы для длительного нахождения в воде. Их восприятие мира искажено, словно стекло, попавшее в жерло вулкана. Но их проклятие – это одновременно их оружие. Специалисты из корпорации посчитали, что именно благодаря такому негативному личному опыту рифтеры способны вынести условия, в которых нормальный человек свихнулся бы на третьи сутки. Нормальному человеку здесь делать нечего.

Итак, сцена готова, актеры взошли на подмостки, и эксперимент начинается. Три акта. Все рассчитано точно. Первое, что удалось сделать Уоттсу в романе, это создать нужную гнетущую атмосферу. Метафора выбрана удачно. Давление трех километров Тихого океана над головой как бы символизирует давление пережитого персонажами в прошлом. Каждый из рифтеров таскает на спине тяжеленный мешок собственных страхов, комплексов, демонов. Кто-то выдерживает, как Лени Кларк. Кто-то ломается, теряет свою человеческую сущность. Быстро или медленно. Тихо или с фейерверком. Чистилище работает в штатном режиме. По мере развития сюжета обстановка на станции накаляется, давление увеличивается, как водный пресс за бортом, предвосхищая неизбежный катарсис.

Научно-фантастическая составляющая произведения тоже не подкачала. Роман насыщен научными терминами из разных отраслей знания, от геологии до микробиологии. Здесь Уоттсу очень помогла ученая степень по гидробиологии и серьезный, основательный подход к делу. Эффект налицо. Создается ощущение максимального реализма происходящего. И если уж вас не впечатлит художественная часть, вы неплохо пополните свой понятийный багаж. «Морские звезды» — та самая Hard SF, которой так не хватает на рынке современной фантастики. Умная, информативная, увлекательная.

Сюжет статичен. Может показаться, что большую часть текста в книге не происходит ничего особо значимого, кроме ударов призрачных чудовищ об обшивку станции. Это позволяет вчитываться в каждую строчку, медитировать. Не без помощи художественного таланта, будто бы позаимствованного у самого Гибсона, Уоттс точными мазками создал подводное пространство, до боли знакомое нам по ряду книжек и фильмов. «Бездна» Джеймса Кэмерона, «Сфера» Барри Левинсона… Тень Арчи, гигантского кальмара из бессмертного романа Жюля Верна. Вот те крайне условные координаты позволяющие провести аналогию. Динамика здесь уступает место созерцанию. Если картины можно писать при помощи слов, то «Морские звезды» — это полотно перечитавшего Лавкрафта мариниста. Уоттс как бы подводит нас к краю Бездны и указывает: смотрите, наслаждайтесь. Картина, написанная всеми оттенками радуги. Игры света и тени. Смутные силуэты. Космос, но живой, пульсирующий, смертельно опасный. Скрывающий в себе некую тайну, к разгадке которой автор плавно подталкивает в конце, уготовав каждому из действующих лиц свою судьбу. И виток выходит на новый уровень.

Настоящая литература всегда заставляет думать, задавать вопросы. С данной миссией Питер Уоттс справился, потому что эпитетами вроде «глубоководный триллер» или «техно-детектив» называть роман «Морские звезды» было бы не совсем правильно. Та запредельная глубина конфликта, который вынуждены решать все без исключения герои книги, автоматически выносит роман на новую высоту, где идея, содержание определяет форму, а не наоборот, как это часто можно наблюдать в модных ныне текстах. Поэтому пассажи про Бетагемот, про зельц и присные все-таки идут фоном: в центре проблематики стоит отдельно взятый человек, а не хитросплетения эволюции. Причем человек не совсем нормальный, человек с отклонениями. Со знаком минус. Но что такое норма, когда в танце превращения тебя в принципиально новое существо меркнут традиционно человеческие ориентиры? Ведь при определенных условиях минус может обернуться плюсом, или даже жирным крестом, перечеркивающим будущее Homo Sapiens.

Итак, уравнение решено и надо подвести общую черту. Безусловно, роман «Морские звезды» – не самый лучший в творчестве Уоттса. Но дай бог каждому фантасту начинать карьеру с текстов такого уровня. Роман уникален, прежде всего, редким сочетанием идейных и декоративных компонентов. Подобные литературные коктейли сейчас редкость. Мне бы не хотелось приводить в заключение известную фразу известного философа о той самой Бездне, в которую можно долго вглядываться, и что затем произойдет. Вместо этого воспользуюсь строчкой из романа и дам Вам небольшой совет: прежде чем брать в руки книгу, хорошенько подумайте. Ведь стоит только спуститься в объятия Бездны, и она заставит Вас замолчать.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новый мир погружает нас в самое затерянное место на планете. То, где кроме компьютеров в огромных запаянных батискафах не бывал никто, место, в котором постоянно происходят изменения, где ежеминутно меняется облик планеты. Это рифт. Океанический разлом, стык тектонических плит, непрерывные взрывы гейзеров, огромные температуры, гигантские чудовища. С первых страниц мир поглощает. Погружаешься и не можешь всплыть, пораженный его красотой, опасностью, необычностью. Автор скуп на пейзажные сцены, он не описывает красот вокруг. Но это и не нужно. По редким обмолвкам, эмоциям героев, в голове вырастает прекрасная и ужасная картина. Мир, в котором невозможно находиться, но в который влюбляешься с первого вздоха. Кромешная тьма. И свет жизни в ней. Раз светится, значит съедобно.

Здесь до последних страниц нет сюжета в его классическом виде. Только описание мозаики жизни рифтеров. Все они – недоломанные люди. Механические игрушки, способные выжить там, где никто не справится. Настоящие палачи и настоящие жертвы, помещенные под лабораторный колпак. Никогда не забывая о наличии “большого брата”, всевидящей и всемогучей корпорации Энергосети, но в то же время не обращая на нее никакого внимания, они выживают, приспосабливаются, переживают конфликты. Существование каждого героя продиктовано определенной целью. По сути видим всего двух персонажей, олицетворяющих каждый свою ветвь эволюции, находящихся в окружении людей-функций: есть катализатор, есть ингибитор, есть герой, создающий всю эту гремучую смесь.

Две трети книги — психологический триллер. Огромное давление. Невероятная красота. Короткие выбросы адреналина. Отголоски безумного мира сверху. Ломающиеся, мнущиеся люди-игрушки. Эволюция рифтеров: кто знает, куда она заведет и какие тайны души откроет. Последние страницы разрушат этот мир: книга обрывается в самый пик активности, момент перелома, экстремум. Только-только все кусочки любовно составленной мозаики сложатся, герои пройдут свой путь, функции выполнят роль, вместе образовав большую сложную картину, как появляется свой Александр, разрубающий этот гордиев узел и ставящий всю многогранную картинку на одно ребро: простое или сложное? Этот вопрос тянется сквозь все повествование. Противопоставляются шашки с шахматами, герои, модели поведения, ветви эволюции, само построение текста.

Питер Уоттс как-то говорил, что научные статьи — та же фантастика, только без героев и сюжета, да и читателей у них поменьше. Так и получилось — в научную гипотезу, проработанную в деталях, умело добавил живых персонажей, линию повествования, атмосферу. Из-за этого роман может вызвать определенные сложности с усвоением информации. Масса терминов и понятий, комментариев к ним, дотошность автора в мелочах отталкивают неподготовленного читателя. Любителей научной фантастики наукой особо не испугаешь. Тех же, кто с жанром не сталкивался можно смело отправлять читать «Морские звезды». Вдруг из юных читателей вырастет поколение биологов, как из читателей Ефремова вырасло поколение географов и геологов?

ЗЫ. Не верьте аннотациям. Они УГ. И пишут их чаще всего люди, книг не читающие.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман можно было бы сократить до рассказа.

В этой прозе нет сюжета, разветвлений на линии, развязки и хоть какого-либо мало мальского смысла. И динамики тоже нет.

Огорчение ожидает тех читателей, кто собирается погрузиться в морские пучины океана. Мир океана не похож на океан, океанология затронута на примитивном и вымышленном уровне, т.е с таким же описанием можно было бы выбрать любую окружающую среду: космос, сарай, пещеру, машзал, темную комнату.

Герои ненастоящие и чувства ихние фальшивы. Персонажи прибавляются, убавляются и ничего, пустота. ГГ что-то делают на физическом уровне (только философствуют с состраданием о своем диагнозе), но непонятно что именно, никакой цельной связи с работой хобби или еще чем. Т.е. по началу повествования у читателей может сложится впечатление, что это психоделика, хотя все это больше походит, как деление романа на ноль, или на статьи от бездушного chatGPT первых версий, с какими-то разрозненными фактами про Лени Кларк и ее окружение в окутанном псевдонаучном мире.

Оценка: 2
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Где вы тут атмосферу давящую увидели? Ничего этого нет, вообще никакой атмосферы нет. Сюжета тоже нет. Персонажи картон, да еще и говорят и реагируют клишированно, в духе плохих голливудских фильмов. Какие у этой книги плюсы? Я не знаю. Я не нашел ни одного. М.б. сеттинг? Ну подводная станция — кругом темно и рыбы плавают. Очень интересно.

Было бы круто, если бы автор как-то это все обыграл и оказалось, что они на самом деле на какой-то другой планете и это поэтому интернета нет. Или что их засунули туда инопланетята и наблюдают. Или еще как. Или они там в какой-нибудь кратер залезают и обнаруживают НЕЧТО. Ну хоть что-нибудь! Нет, такого Уоттса мне не надо. Если про космос он еще худо-бедно может писать, то под МЗ разве что засыпать. Причем не скажешь, что это дебют был — с точки зрения языка и стилистики все крепко написано.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смело можно сказать, что я не потратил время зря. Конечно, поначалу было тяжеловато, всё-таки, в авторский метафорический язык нужно вчитаться. Потом пошло легче.

Итак.

В романе Уоттс исследует, видимо, излюбленные свои объекты — сломанные, испорченные, бывшие человеческие существа. Существа, которые волей всесильной Энергосети поставлены в совсем уж нечеловеческие условия. Надо сказать, исследование это занимательно, монстры совершают адекватные поступки, почти нормальные раскрывают перед нами свою внутреннюю тьму. Почти люди, бывшие люди, совсем нелюди. Это немножко монотонно, но довольно забавно.

Кроме характеров персонажей роман интересен несколькими идеями и образами. Например, зельц, мыслящий гель — нейронная сеть из натуральных человеческих нейронов на питательной подложке. Внеэмоциональные, внеразумные мыслящие машины. Это интересно, особенно мир в восприятии узла 1211. Это трудно — описать нечеловеческую логику и нечеловеческое восприятие. Автору почти удалось.

Самое смешное, что зельц более похож на человека, чем канонические люди — корпы. Не любит автор корпорации. Ох, не любит!

В этом романе, первом из трёх, апокалипсис почти случился. Думаю, герои сделают всё, чтобы он случился окончательно.

Конечно, текст уступает лучшим образцам советской и российской фантастики — проблемы слишком глобальны, а решения слишком круты, что маскирует тонкости и полутона — но он вполне читабелен.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

> [Возьмите дюжину детей. Любых детей. Хорошенько взбейте и смешайте, пока не останется только несколько комков. Двадцать или тридцать лет подержите на небольшом огне; доведите до медленного кипения. Снимите буйных психопатов, шизоаффективных, людей с синдромом расщепления личности и слейте их.

Дайте остыть. Подавать с дофаминовым гарниром.

Что вы получите? Нечто погнутое, но не сломанное. Нечто, подходящее для трещин, слишком извилистых для всех нас.]

Хорошо, что Питера Уоттса нам перевели ещё, а то мы уже успели соскучиться. Cпустя пару лет после выхода «Ложной Слепоты» изголодавшийся по плотной и забористой фантастике человек wants some more. Поэтому вышедшие на русском языке «Морские звёзды» своевременны и очень уместны. Не только для того, чтобы получше познакомиться с творческим миром Уоттса, но и просто чтобы не закиснуть — сильные жанровые вещи медленно выходят на наш книжный рынок.

Так вот, «Морские звезды». Это дебютный роман писателя. Однозначно, таким дебютом может гордиться любой литератор. Будучи гидробиологом и специалистом по морским млекопитающим, Уоттс составляет свой литературный коктейль, во вкусе которого угадываются как минимум: «Бездна» Джеймса Кэмерона, «Гибель Дракона» Сакё Комацу, «Ружья, микробы и сталь» Джареда Даймонда, внутренняя атмосфера размазывающей тишины одновременно и внутри «Дискавери» в «Космической Одиссее 2001 года», и «Луны» Данкана Джонса. Всё это вместе, приправленное настоящим психологическим сумраком, в который то ли ты вглядываешься, то ли он в тебя.

В этом сумраке существуют рифтеры. Их внешний мир — подводная тьма под толщей нескольких километров воды, а внутренний — прокачанное наномодуляторами тело. В котором от тела мало что осталось, но сознание не перестаёт задавать себе неудобные вопросы. И вот в этой глубине, абстрагировавшись от окружающего мира настоящего [будущего?], поместив всех персонажей вместе с читателем и самим собой в замкнутое пространство, Уоттс дергает за нити. Спрашивает. Слушает.

> [«Для его подозрений существует одно слово. Оно описывает человеческий опыт в камере сенсорной депривации, или в виртуальной реальности с изолированным входом данных, или — в самых экстремальных случаях — когда кто-то перерезает сенсорные кабели центральной нервной системы. Оно очерчивает состояние лишения чувств, когда целые отделы мозга отключаются из-за нехватки внешних данных. И слово это «Ганцфельд».]

Только в «Морских звездах» ганцфельд-эксперимент распространяется не на конкретного человека или группу людей, — идёт глубже — на понятия человека, человечности и сознания. Что заставляет тебя оставаться человеком, когда разрушены все основополагающие элементы, что заставляет тебя жить? Что составляет твое понимание жизни? Почему?

Ощущение присутствия внутри книги отдает гнетущим, пробирающим эхом. Текст, несмотря на большое желание, проглотить не получится. Умные, едкие мысли учёного и человека. Хочется ли продолжения? Однозначно.

«Ложную Слепоту» в контексте не упомянуть по-прежнему нельзя, она всё-таки маяк, на который поклонники будут ориентироваться ещё долгое время. Соглашаясь со словами Валерия Маслова aka Goshak, «Трилогия о рифтерах — это тот текст, который Уоттс подставлял под ножку письменного стола, когда писал «Слепоту». Потому что все составляющие на месте. Социопатическое отношение к обществу. Излом души через призму человеческого несовершенства. И, наверное, чуть больше, чем в поздних произведениях, вот эта мораль, что человечеству просто повезло оказаться в определенное время в определенном месте. И поэтому всё так, а не иначе.

В любом случае, позиция фантаста, который способен не просто посредством литературы локализовать *проблему* и обозначить пути выхода из неё, а ещё и лягнуть для придания вектора, наверное, оптимальна. Не мы такие, время такое и способы воздействия такие. Хорошо, когда выплавить из своих творений нечто одновременно умное, жёсткое, хлёсткое, оригинальное, завораживающее и что называется, «с яйцами», удаётся.

Нетрудно догадаться, что Уоттсу удалось. Thank you.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх