Вторая часть романа-эпопеи Сергея Снегова "Люди как боги""Вторжение в Персей" просто повергла в ступор. так напомнила некоторые события современности. Согласитесь, не каждый автор и не каждое произведение может этим похвастаться.
Сейчас, в наши лживые политкорректные времена, это бы назвали красиво и пафосно: Операция по принуждению к Миру.
Ну, вот скажите, чем описанный поход землян в скопление Персей в поисках врага и его наказания сильно отличается от современности? Земляне случайно узнают, что где-то действуют некие разрушители, которые обижают таких симпатичных внешне галактов. Потом вроде бы натыкаются на последствия злодейских действий, на целую планету с убитыми жителями и подвергаются нападению, теряя одного члена экипажа. Потом отправляются по следу злодеев, проникают в логово потенциального врага, вроде бы подвергаются нападению, избегают плена, взрывая планету и несколько десятков чужих звездолетов. И на основании этого делают вывод, что агрессора необходимо уничтожить, пока он не навредил землянам.
Взглянем на ситуацию пристальней. Не проводились никакие научные исследования, не изучались исторические или археологические материалы. В качестве доказательств приняты лишь сновидения крылатых ангелов, которых сами земляне считают чуть разумнее своих искусственных драконов и пегасов, да пара смутных предупреждений об опасности от неизвестно кого. Не рассматриваются никакие альтернативы, гипотезы, не подвергаются сомнению радикальные суждения. Даже простой вопрос- а что послужило причиной Галактической войны- никому не приходит в голову. Может человечество сознательно обманывают или бессознательно вводят в заблуждения, очерняя одних и превознося других?
Агрессивные действия? Какие? Первый случай вообще можно списать на трагическую случайность, внезапность встречи и недопонимание. А уж дальше- чистая агрессия землян, которые вторгаются без приглашения в чужие границы и применяют- без мук совести или сомнений — ОРУЖИЕ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ, уничтожая неизвестных живых существ в огромном количестве, тогда как их потери исчисляются единицей.
И из этого всего делается вывод, что инопланетяне представляют угрозу Человечеству, хотя, с моей точки зрения, все как раз наоборот. Юные боги решают, что меч действенней дипломатии, и отправляются в очередной Крестовый поход, вооружившись до зубов и прихватит опять же ОРУЖИЕ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ.
Чтобы принудить агрессора к миру, разумеется. И ничего, что агрессор обижает/или нет/ кого-то там неизвестного, не собирается вторгаться на территорию землян и, вообще, о нем и его планах мало, что известно.
Нет, Люди как Боги решают карать, а не миловать. Упорно стучатся в дверь, когда хозяева не открывают и всячески дают понять, что не желают видеть незваных гостей. А потом, потеряв терпение, просто вламываются силой в чужой дом и начинают в нем все переворачивать. А потом обижаются, что хозяева скрутили хулиганов, не дают им есть-пить и обращаются с ними без должного уважения.
Я ничего не забыла? Вообще, весь этот роман не оставляло чувство двойственности. Вроде бы, надо "болеть за наших", когда они крушат страшных злыдней в пух и прах, принуждают силой к Миру и чужой Мир перекраивают по своему усмотрению. А с другой...О результатах такого подхода к проблемам можете прочитать в любой сегодняшней газете.
Не думаю, что сам автор не видел здесь противоречия. Назвал же он роман, как оно и есть на самом деле- "Вторжение в Персей", а не, скажем, "Освобождение Персея". В те времена еще называли вещи своими именами, не навешивая бантиков политкорректности.
Но главное в романе, что автор четко и однозначно определил цену, которую приходится платить за такие действия. Единственной жертвой войны со стороны людей становится ребенок. У войны всегда такая цена. Даже для богов.
Иногда было жутко читать. Эпизод, когда маленький Астр кричит "я теперь жизнетворец", применив, собственно говоря, биологическое оружие. Или рассуждения об избранности и гегемонии человечества/духовной, но кому от этого легче?/Прямо-таки жутко, насколько перекликается с некоторыми сегодняшними заявлениями. Как вам такое: "Знаешь, в чем главная сила людей? В технической мощи? В уровне материального благополучия? Нет, сынок, этим не покорить других. Завоевательная сила людей в том, что они даже к нечеловекам относятся по-человечески...Люди и покорители, и завоеватели, но в ином смысле, чем наши противники. Мы покоряем души, завоевываем сердца- такова миссия человечества во Вселенной". Жуть.
Люблю периодически перечитывать книги из детства. Всегда полезно, что-то вспомнить, что-то переоценить,. И особенно приятно, когда то, что казалось прекрасным, таковым и остается. Вот решила перечитать Сергея Снегова "Люди как боги" , тем более недавно голосовала за роман в номинации "Русская фантастика" в "Книге на все времена". Сначала хотела написать один общий отзыв, но кое-что зацепило. Потому вот первый: "Галактическая разведка"
Все-таки в чУдные/чуднЫе времена нам, тем, кто постарше, довелось пожить. Мы мечтали о равенстве и братстве, но при этом предпочитали называть вещи своими именами, и, если нам что-то было неприятно, не прятали свою неприязнь за фальшивой недоговоренностью притворной толерантности. Мы считали мир самой большой ценностью, всем сердцем поддерживая традиционный праздничный тост — "Все приложиться, лишь бы войны не было", но при этом с полной ответственностью разбирали-собирали автомат на уроках военки, вполне разделяя постулат "Хочешь мира — готовься к войне". Мы искренне и восторженно мечтали стать космонавтами и покорять галактические трассы, ради открытия нового и неизведанного, а никак не ради повышения стоимости акций и новых сырьевых ресурсов.
С моей точки зрения, "Галактическая разведка" несет на себе отблеск этих ЧУдных/чуднЫх лет и все их противоречия. Прекрасное далеко — со всеми его чудесами технологий — перемещениями быстрее света, неограниченными энергетическими ресурсами, конструированием живых организмов, умными машинами, приглядывающими за своими живыми подопечными, многочисленными и разнообразными инопланетянами — оказалось очень даже жестоко.
Возьмем, хотя бы, тот факт в романе, что люди не воюют уже пятьсот лет, забыли уже, кроме дотошных историков, как и почему берутся за оружие. Вроде бы, все общество должно состоять из стойких пацифистов, дипломатов и сверхтолерантных индивидуумов. Но, нет же: малейшая опасность — и они уже готовы стрелять в живых существ. Без мук совести, моральных метаний и всяких там поствоенных синдромов. Никто из них не мучается бессонницей от того, что отправил в небытие целую планету с мыслящими существами, не рвет на себе волосы из-за ненайденного мирного пути и не устраивает многочасовые конференции на тему морально-этического выбора.
Роман, действительно, противоречивый. О, да, люди оказались почти равными богам по могуществу. Они могут творить нечто из ничего, преобразуя пространство в материю, и создавая из материи новые пространства, они могут создавать и двигать планеты и зажигать солнца. Но боги эти не добрые, если им в голову приходит даже просто обсуждать вопрос о своем господстве над другими расами в Галактике или об истреблении целого древнего инопланетного народа, не особо утруждая себя детальным изучением проблемы. Это молодые боги первых веков человечества — буйные, любопытные, агрессивные, непредсказуемые и противоречивые. Боги раздутого до размеров Космоса юношеского максимализма.
И Олимп у этих юных богов под стать им самим: место безудержной фантазии, когда рождаются на свет плоды абсолютно бесполезных экспериментов в виде огнедышащих драконов и вздорных пегасов, и тоталитарного контроля, когда каждый шаг едва ли не просчитан умными управляющими машинами с колыбели.
Наверное, это и понравилось в романе более всего: попытка соединить несоединимое — сладостные грезы о прекрасном коммунистическом "далеко", равные божественным технологические возможности и реальные, никуда не девшиеся за века мира и процветания, свойства человеческой натуры. И от результатов этой попытки иногда становится "жестоко" до дрожи. И пусть многое очень схематично, много смысловых "лакун" и недосказанности, оборванных сюжетных линий, а герои порой действуют странно с любой точки зрения, но вот эта дрожь неравнодушия дорогого стоит.
P.S. Решила сделать колонку более иллюстрированной. Первые эксперименты проведены были на выходных. Хотелось бы узнать, насколько они Вам понравились?
Собрала общие свои впечатления от цикла "Властители Зла"Джека Вэнса.
Все-таки, когда слышишь "Властители Зла", "Князья Тьмы" или еще какой-нибудь высший титул власти, ожидаешь что это будет нечто, стоящее выше обывательских представлений богатства и порочности. Не банальное — вечный праздник вседозволенности, приправленный всеми придуманными человечеством за века извращениями, под сладкую музыку, брызги шампанского и в интерьерах средневековых дворцов. Предполагается, что Властители темной стороны Человечества несут некую философию Зла вместо банальных и безграничных возможностей есть, спать и спариваться.
В этом плане вся пятерка, вычурно именуемая в цикле Властителями Зла, до такого титула явно не дотягивает. Перед нами — истории жизни и смерти пяти обычных и не очень бандитов из глубинки, которые с помощью денег, возможностей преступного мира и запредельной жестокости попытались доказать всем своим обидчикам и прочим злопыхателям, как они были неправы.
Итак, пять романов, по одному на каждого злодея, скроенные по одному лекалу: случайный след — поиск по едва заметным приметам — разоблачение злодея — возмездие/девица — обязательно!/. В центре — главный герой, молодой Кирт Дженсен, который дал благородный обет выследить и наказать пятерых бандитов, лишивших его родины и близких и ставших через много лет Королями преступного мира. Но для этого необходимо их разыскать, поскольку каждый из злодеев выбрал для своей защиты анонимность, уничтожив все ведущие к нему следы прошлого.
Ну, ладно, не все. Обязательно обнаружится забытая тоненькая ниточка, позволяющая распутать клубок прошлого, объясняющего, как маньяк стал маньяком. Прямо по отцам основателям психологии: все из детства, господа. И оказывается из вполне себе обычных и с виду безобидных детских фантазий, жестокости и черствости, обид, сексуальных грез при неудачном стечении обстоятельств и при неустойчивой психике могут родиться настоящие чудовища. Такие как гротескный любитель фэнтезийных игр Кокур Хеккус, или неудачливый поэт Виоль Фалюш, или ушедший в собственные шизофренические фантазии Говард Алан Трисонг. Истории этих злодеев обыденны, предсказуемы и мало примечательны в плане идеи, но зато очень неплохи, как динамичный боевик.
Но в пятерке есть два экземпляра, которые выбиваются из общего ряда. Звездный Король Аттель Малагате — маньяк врожденный, чужак с отключенными способностями воспринимать мораль и нравственность. Редкий экземпляр, примечательный, в чем то даже трагический. Второй, конечно, энергичный и предприимчивый дарсаец Ленс Ларк, который в силу рода занятий и принятой в его среде морали не мог не стать злодеем, но попади в другую обстановку и реализуй свои недюжинные способности, вполне мог стать выдающимся и почитаемым членом благопристойного общества. И истории этих двух — не менее удачные, как боевик, но наделенные определенной идеей, оказались самыми лучшими в цикле.
Был на подходе шестой маньяк — главный герой Кирт Дженсен, который три романа двигался к тому, чтобы пополнить классификатор нашего тома популярного маньяковедения разделом "Фанатики-мстители". Но автор завершил его историю многоточием, предоставив читателям самим решать, кем станет Кирт: примерным семьянином, уважаемым политиком, успешным бизнесменом или продолжит карьеру Космической фурии, карающей порок и зло без суда и по собственному усмотрению. Моей испорченной душе ближе последний финал.
Но что, с моей точки зрения, не удалось рассказать в цикле. А именно показать настоящих Властителей Зла. Не преступников, извращенцев, больных шизофреников, жертв генетики или неудачных обстоятельств, а тех, кто вершит Зло сознательно, целенаправленно, идейно, считая себя вправе перекраивать чужие судьбы, не спрашивая, не отчитываясь, не раскаиваясь или сомневаясь. О них, к сожалению, ни слова, хотя оригинальные и сами по себе примечательные эпиграфы — истории обещали разговор и о политиках, и о религиозных лидерах, и о бизнесменах. Но это так и осталось обещанием.
Прочитано несколько книг на тему объединенного сознания , которое станет единственной надеждой на спасение Человечества. У меня эта сладкая сказка всегда вызывает полное неприятие самой идеи. Наверное, потому, что личность — наш последний оплот, место, где мы свободны от обстоятельств, навязанных правил и идей. меня такая изолированность вполне устраивает, даже если я остаюсь в ней наедине с парой не маленьких скелетов. Но прочитать было занимательно и даже поучительно. Так что рекомендую: Роберт Сойер Triggers /Триггеры/
Красота не спасет мир. Не спасут ученые или военные. И, вообще, мир катится в тартары не потому, что так предопределено, или кто-то смог или не смог совершить нечто, а потому, что в большинстве людям глубоко наплевать на все до тех пор, пока это не касается лично их самих. Нет, нет, мы, конечно, готовы, по большей части, сопереживать и сочувствовать несчастьям других /мы ведь хорошие люди, нет?/, но только если это не особенно нарушает привычный образ жизни, не доставляет эмоциональных неудобств и не заставляет испытывать боль.
Идея, которая рассматривается в "Триггерах" не нова. Помните, еще Азимов со своей Галаксией пришел к выводу, что наш мир личных успехов и неудач не несет будущего для человечества в целом, как виду, которому с каждым тысячелетием истории приходиться решать все более сложные задачи. И разрозненным разумам, не слишком изменившимися с момента нашего блуждания по саванне с каменным топором в руках, с этими вызовами не справиться. Зато вместе, вместе мы СИЛА! Долой зависть, дурные мысли и поступки, негатив и депрессию! Соберем все накопленные знания, воспоминания, опыт, найдем даже для каждого никчемного применение, станем все сопричастными всему и... и будет нам Вечное Счастье.
Это, в сущности, главная идея романа. Все остальное — декорации, и надо сказать, декорации, как в голливудском боевике. Мир — наше с вами почти настоящее — докатился до критической точки. Война с терроризмом в самом разгаре, и, надо сказать, "свободный мир" проигрывает по всем статьям. Террористические акты следуют один за другим, становятся все разрушительней и кровавей, под знамена нового Зла становятся все новые и новые рекруты, не только идейные бойцы, но обычные мародеры и трусы, почуявшие за кем останется поле боя.
Кульминацией событий должно стать публичное убийство президента и разрушение властных структур США, и только случай — неожиданные последствия одного медицинского эксперимента — поворачивает события совсем в другом направлении.
На этом фоне разворачивается настоящий фантастический детектив. Разумы самых разных людей, среди которых есть как облеченные властью и знаниями, так и обычные, ничем не примечательные обыватели оказываются связаны в результате случая. Теперь они могут не просто заглянуть в воспоминания другого человека, но и переживать его радости и горести, как свои собственные, достигнув нового уровня сопереживания и сострадания. Личность перестает быть изолированной и уже не может быть эгоистичной. Появляются новые возможности — каждый может прикоснуться к недоступным ему ранее знаниям, опыту, навыкам. Но у этого есть своя высокая цена: больше нет ничего ЛИЧНОГО — ни тайн, ни укромных уголков, ни права побыть наедине с собой.
Читать было интересно, пока роман оставался детективом — раскрытием заговора с использованием необычных возможностей в необычных обстоятельствах. Читать стало неинтересно, когда речь зашла о расширенном сознании и мгновенном, добровольным и радостном отказе от всех древних пороков человечества и массовом вступлении на путь вечного мира и справедливости. Сладкая вата: эволюция, технология или инопланетяне придут, сделают нам хорошо, и мы все дружно приобщимся к космической мудрости и станем добрыми и справедливыми ради вечного процветания Человечества.
Еще у Азимова, где все решила не эволюция, а роботы, мне показалась эта идея исключительно пораженческой и депрессивной, отказывающей Человечеству в праве самому решать свою судьбу, а отдельной личности — в возможности расти и развиваться, пройти трудный путь сопричастности, сопереживания и сочувствия, заменив его готовым рецептом Счастья и Благополучия.
Позитив: на улице плюс 12-ть. Трава зеленая, на клумбах по-прежнему цветут бархатки и флоксы. Опять под снег уйдут цветущими. А отопление, между прочим, дали по расписанию и жарят, как будто минус 100. Видимо для того, чтобы мы пооткрывали окна/что и происходит в действительности/ и продлили осень. Посмотрела погоду на следующую неделю, обещают, что будет еще жарче.