Собрала общие свои впечатления от цикла «Властители Зла» Джека Вэнса.
Популярное маньяковедение |
Все-таки, когда слышишь «Властители Зла», «Князья Тьмы» или еще какой-нибудь высший титул власти, ожидаешь что это будет нечто, стоящее выше обывательских представлений богатства и порочности. Не банальное — вечный праздник вседозволенности, приправленный всеми придуманными человечеством за века извращениями, под сладкую музыку, брызги шампанского и в интерьерах средневековых дворцов. Предполагается, что Властители темной стороны Человечества несут некую философию Зла вместо банальных и безграничных возможностей есть, спать и спариваться.
В этом плане вся пятерка, вычурно именуемая в цикле Властителями Зла, до такого титула явно не дотягивает. Перед нами — истории жизни и смерти пяти обычных и не очень бандитов из глубинки, которые с помощью денег, возможностей преступного мира и запредельной жестокости попытались доказать всем своим обидчикам и прочим злопыхателям, как они были неправы.
Итак, пять романов, по одному на каждого злодея, скроенные по одному лекалу: случайный след — поиск по едва заметным приметам — разоблачение злодея — возмездие/девица — обязательно!/. В центре — главный герой, молодой Кирт Дженсен, который дал благородный обет выследить и наказать пятерых бандитов, лишивших его родины и близких и ставших через много лет Королями преступного мира. Но для этого необходимо их разыскать, поскольку каждый из злодеев выбрал для своей защиты анонимность, уничтожив все ведущие к нему следы прошлого.
Ну, ладно, не все. Обязательно обнаружится забытая тоненькая ниточка, позволяющая распутать клубок прошлого, объясняющего, как маньяк стал маньяком. Прямо по отцам основателям психологии: все из детства, господа. И оказывается из вполне себе обычных и с виду безобидных детских фантазий, жестокости и черствости, обид, сексуальных грез при неудачном стечении обстоятельств и при неустойчивой психике могут родиться настоящие чудовища. Такие как гротескный любитель фэнтезийных игр Кокур Хеккус, или неудачливый поэт Виоль Фалюш, или ушедший в собственные шизофренические фантазии Говард Алан Трисонг. Истории этих злодеев обыденны, предсказуемы и мало примечательны в плане идеи, но зато очень неплохи, как динамичный боевик.
Но в пятерке есть два экземпляра, которые выбиваются из общего ряда. Звездный Король Аттель Малагате — маньяк врожденный, чужак с отключенными способностями воспринимать мораль и нравственность. Редкий экземпляр, примечательный, в чем то даже трагический. Второй, конечно, энергичный и предприимчивый дарсаец Ленс Ларк, который в силу рода занятий и принятой в его среде морали не мог не стать злодеем, но попади в другую обстановку и реализуй свои недюжинные способности, вполне мог стать выдающимся и почитаемым членом благопристойного общества. И истории этих двух — не менее удачные, как боевик, но наделенные определенной идеей, оказались самыми лучшими в цикле.
Был на подходе шестой маньяк — главный герой Кирт Дженсен, который три романа двигался к тому, чтобы пополнить классификатор нашего тома популярного маньяковедения разделом «Фанатики-мстители». Но автор завершил его историю многоточием, предоставив читателям самим решать, кем станет Кирт: примерным семьянином, уважаемым политиком, успешным бизнесменом или продолжит карьеру Космической фурии, карающей порок и зло без суда и по собственному усмотрению. Моей испорченной душе ближе последний финал.
Но что, с моей точки зрения, не удалось рассказать в цикле. А именно показать настоящих Властителей Зла. Не преступников, извращенцев, больных шизофреников, жертв генетики или неудачных обстоятельств, а тех, кто вершит Зло сознательно, целенаправленно, идейно, считая себя вправе перекраивать чужие судьбы, не спрашивая, не отчитываясь, не раскаиваясь или сомневаясь. О них, к сожалению, ни слова, хотя оригинальные и сами по себе примечательные эпиграфы — истории обещали разговор и о политиках, и о религиозных лидерах, и о бизнесменах. Но это так и осталось обещанием.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru