На конвенте "Интерпресскон", который прошел на минувших выходных, состоялась дискуссия "Фэндом, которого нет". Дискутировали ваш покорный слуга и Владислав Гончаров (aka Ульдор). К сожалению, Слава тезисов, как я понимаю, не писал, а вот я своими нагло поделюсь.
Как не сложно заметить, я отстаивал позицию "фэндома нет". Еще раз подчеркиваю: это не статья, это чисто рабочие тезисы. Полемически заостренные, как без этого. Но, к сожалению, зерно истины в этих тезисах есть...
2. Чтобы разобраться с нынешним фэндомом, обратимся к истории.
3. Российский фэндом 1980-х: тысячи КЛФ по всей стране, сотни страничек фантастики в многотиражках и региональных газетах-журналах, десятки фэнзинов, ФЛП цветет и пахнет. В условиях книжного дефицита все это мощные рычаги формирования вкуса, литературной иерархии, отличной от официозной. Удар, нанесенный по движению КЛФ в 1984 году, имел основания: неформалы-любители фантастики предлагали альтернативу существующей идеологии, общепринятой «табели о рангах», для моноидеологического государства это всегда как кость в горле.
4. Российский фэндом конца 1980-х-начала 1990-х: одно за другим появляются издательства, политику которых в той или иной степени формируют фэны. ВТО МПФ, «Terra Fantastica», «Текст», «Эридан» и далее по списку. Наработки минувшего десятилетия идут в ход, творческая энергия, накопленная под спудом, выплескивается во внешнее пространство и преобразует литературное пространство, «фэндом обретает голос».
5. А что мы имеем сегодня? Точнее, с конца 1990-х? Чем занимается «старый фэндом» и «новый фэндом» сейчас?
6. Рычаги влияния на издательский процесс утрачены. Только три человека из фэндома непосредственно определяют издательскую политику: Александр Сидорович, Лев Лобарёв и Глеб Гусаков. Но и ИП «Ленинград», и журнал «Мир фантастики» играют по общепринятым правилам, то есть вынуждены подстраиваться под запросы массового читателя, плестись в кильватере вкуса. Результат очевидный. «Снежный ком», который попытался предложить альтернативу (удачную или нет – не о том речь), тиражами похвастаться, мягко говоря, не может. Остальные представители «старого фэндома» если и работают в издательствах, то на должностях уровня «подай-принеси», в амплуа квалифицированной обслуги. Права голоса у них нет: все значимые принципиальные решения принимают совсем другие люди.
7. Единственное, что «старый фэндом» делает постоянно – конвенты. Это, пожалуй, главный наш творческий продукт. Как правило, это «конвенты-корпоративы», тусовка для своих, с однообразным репертуаром и набором почётников, с необязательной программой и вручением необязательных премий. Изобретательности, креативности во всем этом кот наплакал. Влияние конвентов на литературный процесс, на формирование предпочтений и вкусов минимально, если вообще имеет место быть. А когда народ пытается организовать «конвент-шоу», главными «звездами» становятся все те же любимые массами персонажи: Юрий Никитин, Ник Перумов, Андрей Белянин и тэдэ.
8. Разумеется, любители фантастики никуда не делись. И они по-прежнему объединяются по интересам. Но фантастическое поле слишком велико, центров притяжения масса, субкультуры и субкультурки дробятся, разбиваются на кластеры. Фанаты «Доктора Кто» и «Стар Трека» отдельно, ролевики и толкиенисты отдельно, фанаты Гарри Поттера отдельно, Макса Фрая отдельно, «сточкеровцы» отдельно, поклонники «умной» переводной НФ отдельно... У каждой такой группы есть основной объект интереса – остальное относится к необязательному чтению. Да, представители «нового фэндома» тоже занимаются вторичным творчеством и даже проводят свои коны (зачастую гораздо более массовые, чем у «традиционного фэндома»). Но зерно этой деятельности чисто консюмеристское. «Как бы нам с песнями, танцами и прибаутками потребить еще пару томиков про Тайный Город» -- вот основа целеполагания.
9. Итог. «Старый фэндом» закуклился и свернул пространство, утратил стремление к самосовершенствованию и развитию. «Новый фэндом» таким и появился на свет: закукленным, самоуглубленным. Из креативного механизма, порождающего новые смыслы и альтернативы, фэндом превратился в структуру, работающую на максимально комфортное потребление. Ну что ж, всех (или почти всех) это устраивает. Эпоха такая – апатии и застоя. С редкими вспышками контрпродуктивной истерической активности. Прощай, фэндом. Покойся с миром, старый товарищ. Не могу сказать, что мне будет тебя не хватать.
В оформлении использованы фото Елены Бойцовой