| |
| Статья написана 20 февраля 2010 г. 11:21 |
Интро Пару дней назад мой хороший школьный товарищ, нынешний добрый друг (и родственник) бросил ссылку (mp3, 1,6Mb) на песенку. цитата Он: — это типа белой гвардии, если не вдаваться в детали Я (после прослушивания) : — високосный год в юбках :) Он: — тоже вариант:) Собственно, это было мое первое с группой "Сегодня в мире". многабукаф
Високосный год? И все-таки я заинтересовался. Ведь нечасто появляются на наших просторах группы с неглупым интересным текстом. Недолгие изыскания вывели на сайт группы. Состав: Павел Серяков и Илья Сосницкий — ушедшие из "Високосного года" в 2006 и создавшие собственный коллектив. Так вот почему, оказывается, так мучительно похожи оранжировки песен. Даже не похожи, а натуральная "калька", особенно в тех песнях, где основной вокал — мужской: такое ощущение, что вокалист даже поет, подражая Илье Калинникову. А песни с женским вокалом у группы можно по пальцам пересчитать. Что же "Високосный год"? — Неформатный коллектив, выпустивший единственный на сегодня альбом (2000-Который возвращается), а в период с 2002 по 2006 — в год по одной новой песне ("Кино", "Приносящий удачу", "Кто здесь", "Никого, кроме тебя", "Звони") — с такой политикой трудно заполучить фанатов, которых периодически нужно баловать "новинками", а тут — 4 года перерыв. Только верные поклонники группы еще ждут от нее чего-то, потому что внимательно следят и знают — группа по-прежнему существует. У Високосного года есть свой стиль и своя тема. Кое-кому они могут показать однообразными: дескать, все песни на один мотив, — я не согласен, хотя доказывать не буду... Так вот, ВГ очень хорошо в своем творчестве передают коренное противоречие человеческой судьбы — ощущение необратимости. Такое ощущение возникает, когда, например, целый месяц посещаешь фотокурсы и в команде с совершенно незнакомыми прежде людьми совершаешь какие-то открытия, достижения, а главное — чувствуешь высший смысл своей деятельности, радость, стремление, победу, процесс.... и бац, последнее занятие закончилось, вручили дипломчик и едешь домой, зная что никогда уже не вернуть назад этого волшебного чувства. Или на утро после выпускного. Или когда привыкнув к тому, что рядом — любимый (привычно любимый) человек, обнаруживаешь, что его не стало ("друг, оставь покурить — а в ответ тишина" (ц)), и начинаешь осознавать, сколько всего можно было сказать или сделать. А уже поздно. В общем, "Високосный год" поет об этом. И хорошо поет. И вот мы получаем новый фрукт: "Сегодня в мире". Кроме "кальковости", которая бросается в глаза (что не есть гут!, замечание 1), хочется отметить "простоватость" песен. Тексты очень неплохи — "Високосный год" напополам с "Зимовьем зверей", но без эмоциональной глубины первых и без цитатной сложности вторых. Темы — социальные, современные. Название — "Сегодня в мире" — очень даже подходит. Из песни "Пожарные ждут звонка" цитата Мне словно семьдесят восемь лет, Я помню Beatles и Radiohead И пусть хоть все звёзды построятся в четыре ряда — Я уверен, что даже тогда… Я всё вижу сон, как мёртвые души Лбы разбивают об пол, А их седой господь затыкает уши, Пьёт пиво и смотрит футбол. Мы тащим мир на своём горбу, А он всех нас видит в гробу, Мы ловим жизнь на бегу, Не пожелать и врагу, Мы лишь овощи в этом рагу. Из песни "Мы сами знаете, кто" цитата У нас оплаченное время, Слишком дорог каждый миг, И нужно чтобы поскорее Все мы выросли из книг. _ Там против искренней любви Бессилен даже тёмный маг, А в нашем мире всё не так... _ Тут мало времени для сна, А утром снова на работу, И тут такие силы зла, Каких не мог себе представить Гарри Поттер™... Из песни "Просто не повезло" цитата Мы были умны и талантливы, Мы окончили школу с отличием, Мы мечтали, чтобы все были счастливы, А теперь предпочитаем наличные. И все-таки, есть в этом какая-то простота — будто рассуждение с "вумным" видом о банальных, очевидных вещах (замечание 2). Таким образом, все всей хорошести молодого коллектива, я отчего-то почувствовал внутренний протест: "что-то не так", и тут уж начал цепляться к мелочам. Например, цитата с сайта, "история" группы: цитата Истории всех групп сегодня в мире похожи одна на другую. Сначала участники случайно знакомятся, потом пробуют вместе работать, потом у них что-то начинает получаться, а потом у них получается всё. Кульминацией всех историй становится фраза про то, как группа «проснулась знаменитой», «снискала феноменальную популярность», и «добилась умопомрачительного успеха». Представьте себе в красках любую из этих историй, а главную фразу вставьте в то место, которое покажется вам наиболее привлекательным. Кульминация в нашей истории, зависит только от вас. О чем сказали? Зачем это заигрывание? Зачем помещать этот по сути "пустой" раздел на сайт, если Вы — серьезная, умная команда? Или вся эта "вумность" напускная и Вы пытаетесь играть не свои роли? Это хорошо параллелится с замечанием 2. Дальше — больше. В жж группы, который, кстати, все-таки оригинален: каждый месаж в нем — это письмо Дневнику, навроде, "Здравствуй, Дорогой Дневник..." Такое мы конечно уже видели, и, пожалуй, не раз, но все-таки... неплохо. И тут же — бац, анализ песни "Звони" догадываетесь кого. Убрал текст под спойлер, ибо содержит ненормативную лексику: скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Лирический герой утверждает, что по всем телефонам Земли ему не найти её. Он это постулирует. Принимает как данность. И что же дальше? А дальше «что-то» ему говорит: «звони, звони». То есть займись, займись хуйней, лирический герой! Вместо настоящих поисков, займись их имитацией! Давай! Если бы у лирического героя хватило ума послать это говорящее «что-то» в жопу, песня от этого безусловно выиграла бы. Но увы. Увы, и автор поддерживает своего героя в его совершенно бесполезных и бессмысленных (но очень похожих на настоящие) действиях, вынося совет говорящего «чего-то» аж в название песни. Что ж. Каков лирический герой, таков и автор. Точнее, наоборот. Пламенный привет поклонникам «Високосного Года»! Мало того, что выражения нецензурны, что само по себе отталкивает (в особенности, учитывая замечание 1, а кроме того мы с Вами помним "Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов" (ц)). Но и наводит меня на мысль, что анализ произведен поверхностно. Собственно, рецензент поспешно ухватил первый слой текста "Звони" — самый простой, самый очевидный, — и сделал выводы, хорошо коррелирующие с общим отсутствием глубины текстов самой группы (см. замечание 2). Ведь, по сути, всякий человек, включив голову дойдет до той стены о которую бьется лирический герой песни "Звони". Но в том-то и цель поэзии: "мы не врачи, мы — боль" (ц) — показать зеркало, а ты уж сам делай выводы: хочешь ты продолжать биться головой и получать мазохистское удовольствие, или в следующий раз поступишь наоборот. Ну и, наконец, поступив наоборот, включишь песню "Звони" и с мазохистским наслаждением помечтаешь о том,что можно было побиться головой. Т.е. каков анализ, таковы и собственные тексты — простые, очевидные, прямолинейные, "плакатные" — что не есть плохо, но говорит о многом. Если чуть-чуть глубже копнуть тексты самой группы, то бросается в глаза тот факт, что это — будто ответ "Високосному году": оптимистичный настрой, сильные лирические герои, принимающие самостоятельные решения, не "бьющиеся головой", но и только. Даже стилистически — ВГ. Вместо "Нам играют живые Битлз и стареющий Эдриан Пол" — "Я помню Beatles и Radiohead". "Бог, открывающий двери" превратился в "А их седой господь затыкает уши". Последний романтик из "Тихого огонька" объявлен ненужным: "Романтики исчезли неспроста, // Время всё расставляет по местам". А ведь про мизерность различия между сценарием и антисценарием, раз уж рецензент помянул Фрейда, говорил еще Эрик Берн.
Итак, группа "Сегодня в мире" интересна — это факт. Но есть ряд "но", который не позволяет мне однозначно рекомендовать ее и даже сколь-нибудь уверенно говорить, что я буду следить за ее движением. Буду, до какой-то степени. Они либо справятся с комплексами — и у нас будет новое Имя (намеки на это имеются, в целом, более вдумчивые синглы и красивый альбом-посвящение "Песни новеллы Матвеевой", где, увы, текст — не свой), либо скатятся в плагиат или попсу (предпосылки этого тоже имеются). На сайте группы присутствуют архивы с альбомами и песнями, которые можно скачать. А также ссылки PayPal/Yandex-money и пр. для тех, кто захочет отблагодарить группу или оказать ей внимание.
|
| | |
| Статья написана 12 февраля 2010 г. 23:43 |
Хотя началось все значительно раньше. Есть мелодия (см. melodiju_iskal.mp3), которую довольно часто сейчас можно услышать по радио. Какая-то инструментальная обработка, ремикс, если хотите. На болтовню не обращайте внимания — записано с диктофона Два года назад (примерно) записал ее на диктофон и уж кому только не предлагал, никто так и не смог подсказать — а что же это такое есть. Собственно, нафиг бы мне все это не было бы нужно, если бы несколькими годами раньше я не начал искать мелодию телевизионных заставок 80-90-х гг, которая, как мне кажется, является оригиналов вышеназванной. Поскольку ту мелодию я мог в лучшем случае "намычать" по детской памяти, то обнаружение такого микса хоть немного сдвинуло мои поиски. Кусочек "оригинала" вырезан в отдельный файл (см. melodiju_iskal_original.mp3). Внимание вопрос: кто исполняет и как называется "оригинальная композиция" или хотя бы, как называется современная обработка. СВЕРШИЛОСЬ!!!Благодаря aznats я обрел настоящий душевный покой — композиция приложена в последнем файле (см. poezd.mp3)
|
| | |
| Статья написана 8 февраля 2010 г. 16:16 |
Алекс Гарденд "Кома" Какова книга — таков отзыв (это я о величине). Кратко: книга ни о чем и единственный вопрос остается по прочтении: ради чего такое читать? (Ради чего писать — и без того понятно) ГГ всю повесть путешествует внутри своей комы, пытаясь вырваться наружу. То, что этот сюжет эксплуатировался в кинематографе неоднократно (самый яркий пример — канадский сериал "Одиссея") — является отягчающим обстоятельством: по сути, "или-или" — или автор сможет показать что-то новое, или не сможет. Оказалось, что автор вымучил что-то бессвязное и с умным видом обозвал это "законами сна". Почему и зачем все написано именно так, выбраны именно эти эпизоды, персонажи и переходы между ними — необъяснимо. Ни одно из развешанных ружей — не выстрелило: зачем эпизод с матерью-отцом? зачем заостряется внимание на словах санитара? зачем нам описывают игрушку с высовывающимся языком и зачем он ее покупает? что в чемоданчике? зачем избиение в метро? зачем, зачем, зачем, ....? Единственная здравая мысль: во сне все поступки и события кажутся единой непрерывной нитью рассказа, не вызывающей никакой путаницы и никаких вопросов; а в реальности, сны оказываются обрывочными и полными недосказанности. Я это и так знал. Читать легко, по сути книга заставляет себя прочитать. Главы короткие — пролистываешь одну за другой. Но по прочтении — разочарование. Язык — средний, неплохо, но по прочтении ни одной изюминки припомнить не могу. Оценка 6. Больше знакомиться с творчеством Алекса Гарленда желания не имею. P.S. Поймал себя на мысли, что в индустрии книгоиздания происходит то же самое, что и в индустрии шоу-бизнеса: людей с красивыми сильными голосами значительно больше, чем сочинителей песен. В итоге хорошие в общем-то певцы исполняют всякую фигню, либо перепевают старые песни на новый ляд, либо "каверят" хиты зарубежной эстрады. Доходит до смешного: София Ротару — известная, уважаемая и, в общем-то, любимая многими певица проникновенно зудит из радиоприемника текст, достойный школьницы. Так же и с литературой: воспитать неплохой стиль изложения могут многие, но лишь единицам действительно есть о чем писать.
|
| | |
| Статья написана 4 февраля 2010 г. 15:00 |
Как-то так за последние месяцы набралось ажно несколько книг прочитанных и прослушанных, оценки поставил, а на отзыв написать — времени либо слов недостаточно. А время-то идет. И ведь могу забыть, что что-то читал, и об чем, об ком? Вот из этих соображений решил окучить всех оптом. 1, 2, 3, 4, ...
#1. Йен Макдональд. Ночь всех мертвецов. АСТ. New wave. Ночь всех мертвецов Повесть начал читать еще в поезде Питер-Иваново, возвращаясь с Питерской встречи (купил в Питере на ж/д вокзале в букинисте "Старая книга"), но как-то отложил после первой главы, а позже, когда решил-таки взяться за серию "new wave", снова взял эту книгу. И, черт подери, пошло. Более того, могу сказать, что именно повесть "Ночь всех мертвецов" стала приятным сюрпризом на тот момент: в меру динамичная, в меру оригинальная с оттенком "крэйзи", этакая "нанобиблия" в уменьшенном варианте. Отдельное спасибо переводчику. Хотя оригинальное название "Дни Cоломона Гурски" более напоминает "жития" святых и великомученников, все-таки "Ночь всех мертвецов" дает несколько иное толкование образу самой повести. Язык в переводе мне крайне понравился: технические термины напополам с метафорами и настоящей поэзией, что как нельзя более подходит выбранному сюжету. Итак, главный герой Соломон Гурски с супругой, которые занимаются разработками в области нанотехнологий изобретают технологию самовосстановления организма: отрезанные руки-ноги вырастают, погибший мозг и внутренние органы восстанавливаются... с одной оговоркой. Новое существо уже является не совсем человеком. Более того, само такое перерождение приравнивается к смерти. Далее, в третий или четвертый из дней этого самого Гурски, люди, обычные, смертные, начинают войну против бессмертных мертвецов: сначала сгоняют их в резервацию и пытаются контролировать, а потом и вовсе начинают войну на истребление. Мертвецы бегут за орбиту планеты, обживают кометы и вообще оставляют Землю — землянам, а сами бросаются покорять космос. Самое интересное начинается именно здесь. Через многие века мертвецы расселились по вселенной, изредка контактируют друг с другом, предпочитая творить вокруг себя полностью управляемые миры — заселяя их физическими законами, обитателями и структурами, ограниченными лишь собственной фантазией. Этакие Боги в миниатюре, сами себе Яхве. Соломон Гурски воспользовавшись взрывом сверхновой разбросал свои нано-семена по галактике и его двойники начинают собираться, обмениваясь накопленной за тысячелетия информацией. Наконец, Гурски и прочие обнаруживают, что уже сама Вселенная подошла к состоянию, когда собирается вернуться в сингулярность, чтобы совершить еще один Большой взрыв. Большинство, после такой своей многомиллионой жизни соглашаются переплавиться этим большим взрывом в жизнь будущей вселенной, но не Гурски. Всю свою многомиллионную жизнь он мечтал отыскать свою наномертвую возлюбленную, но потерял ее, когда мертвецы бежали из Солнечной системы на комете. И вот сейчас, в предвестье Большого взрыва, он исхитряется выйти за пределы сингулярности, видит появление Вселенной, видит появление Солнечной системы и Змели, видит повторное зарождение человечества, видит себя, сидящего рядом с возлюбленной в тот момент, когда они еще не изобрели нанобессмертие и тогда он вмешивается в знакомый ход истории... и остается с ней. Оценка: 9, не поставил десятку только за банальный хэппи-энд. Камень, ножницы, бумага Средняя по качеству повесть. Есть тут интересные находки и образы: архетипичные картинки, позволяющие программировать сознание любого человека — как некие метакоманды доступа (забудь, умри, выздоравливай...), виртуальные миры, которые создает подруга ГГ. Но, в целом, много ляпов и слишком по-голливудски: главгерой совершает паломничество в страну корпораций и в конце концов управляется с главным злодеем-киборгом. И опять же — хэппи-энд, лубоффь и все такое. Оценка: 7 История Тенделео Кажется, наиболее положительно оцененная на Фантлабе мне, особенно, не понравилась, а теперь, после "Пикника на обочине" Стругацких не понравилась еще больше. "ИТ" это "Пикник..." по-голливудски: инопланетные зоны появляются на земле, правительства их изолирует, одно из таких мест — какая-то африканская страна, людей переселяют их в безопасные районы, где они оказываются в палаточных лагерях без еды, крова, работы. Образуются банды, начинают контролировать городки, дороги и окрестности, воевать друг с другом. "Зоны" между тем расширяются, зараженные люди, судя по всему, уничтожаются своими же. Между тем, оказывается, что в зараженных районах тоже можно жить, и кое-кто приспособился. Правда об этом героиня узнает много позже, когда, сбежав из Африки в Америку, обустроит свою жизнь, встретит возлюбленного, но вдруг будет выслана из страны обратно в Африку — окажется, что она заражена. Окажется, что зараженная она обрела наноиммунитет против болезней и вообще, это заражение просто "апгрейдит" человеческих организм. В Африке героиня вступает в сопротивление, которое пытается достучаться до всего человечества со словами о безопасности и полезности этой новой пришедшей на землю жизни. Единственный интересный ход в конце — возлюбленный героини бросается в Африку за ней и присоединяется к повстанцам, а в целом, — неплохо написано, но увы, первая повесть намного сильнее. Опять же, гиблая тенденция лепить романтические хэппи-энды. Оценка: 7,5-8 Кроме того, в двух последних повестях перевод намного беднее, чем в первой, — насколько я понимаю, Макдональд все-таки довольно поэтичен, а здесь этого нет. ----------------------------------------#2. Майкл Суэнвик. Вакуумные цветы. Эксмо. Все звезды. Вакуумные цветы Начало романа (первые 40-50 страниц) просто очаровали: резко, динамично, необычно, много терминов, уникальный мир, программирование личностей, "загрузка" подобно программам каких-то навыков и социальных ролей, раздваивающаяся личность главной героини, четыре совместные личности главного героя, Комбин — коллективный разум человечества на Земле, с которым, оказывается, ведется неявная война. Но далее сюжет вырождается в схему событий/поступков и к самому концу остается лишь недоумение — и зачем же это читать? Летели на Марс, построили контейнерный поселок, улетели на Землю, ввязались в войну с Комбином. Самое обидное, что сверхлюди с двумя и более личностями ведут себя вполне по человечески, и вовсе даже не "сверх", — а все перспективы социального исследования, которые открывались перед Суэнвиком на таком материале, так и остались нереализованными. Оценка: 7,5 — неплохо, но нет особенного желания читать второй роман, хотя, ожидаю, что он (получивший Хьюго, кажется) будет получше. ----------------------------------------#3. Аркадий и Борис Стругацкие. Малыш. Трудно быть богом. Парень из преисподней. Пикник на обочине Слушал все в аудио, слушается великолепно. Все больше убеждаюсь, что моя неприязнь к аудио Фрая, Олди и Симмонса объясняется не исполнением, а качеством материала. Малыш Долго-долго искал эту повесть, потому что не знал кто и как называется, были смутные воспоминания о сюжете, а тут — на тебе, — сама попалась. Очень хорошо: атмосфера настоящего триллера великолепна, мысли о Контакте и продолжение "базаровского" спора: что есть природа — "храм или мастерская". Есть некий авторский произвол, когда к концу романа позиции Стася и Майки начинают несколько противоречить их же словам в начале романа. И более всего не понравился явно приляпаный финал, где Стась разговаривает с Малышом с орбиты. Без этого эпизода роман был бы значительно лучше. Ну и этА... обидно, что мы все-таки ничего не узнали о людях, которых высветила вспышка фонаря. Прямо натуральное разочарование Оценка: 8 Трудно быть Богом Первый раз я читал этот роман/повесть на втором курсе в рамках дисциплины "Социология" и, конечно же, половины тогда не понял. Черт подери, до чего же хорошо написано. Точно, емко, остро, каждое слово, каждый эпизод, каждая мысль и каждая эмоция настолько выверены, что почти с первого абзаца чувствует, что сюжет обреченно катится по рельсам к одному единственно возможному финалу. Эта нечеловеческая выверенность и точность романа заслуживает самой высокой оценки. Пласт идей грандиозен. Язык великолепен, даже юмористические эпизоды окрашивают повествование горьким привкусом. Оценка: 10 Парень из преисподней Вначале было странно и потому интересно. В тот момент когда ГГ оказался на Земле и ему сказали, что, мол, мы тебя вылечили, но пока назад отправить не можем, стало неинтересно. Отдельное Гы тому, что "Кот" нахваливает "груши". Так бы и бросил, но продолжил слушать. Живенькие персонажи, хорошо прописанные. В итоге, поставил бы 7, но............. финальная глава с возвращением домой (грязная дорога, оплеухи водителя, отобранный автомат и выброшенный в траву, мерещащиеся везде агенты землян и фраза: дома!) — щемяще, великолепно. Оценка: 8 Пикник на обочине Единственное, что не понравилось в романе — "американскость", стилизация под дикий запад с ковбоями, барменами, американские короткие имена (тот же Рэд), а на все это сверху плюхнуты советские институты и НИИ. Как-то покоробило доверие к тексту. Но роман хорош, глубок, противоречив. Хоть сейчас второй раз перечитывай. Оценка: 9 Обратил внимание, что в разных произведениях братьев кто-нибудь обязательно "похлопывает" себя по ноге "палочкой" или еще чем. ----------------------------------------#4. Станислав Лем. Непобедимый Насколько уж я люблю Лема, но в этот раз он меня просто удивил. Начал слушать "непобедимого" и просто не мог оторваться. В очередной раз убедился, что Лем очень поэтичен, и много более поэтичен, чем пресловутый Симмонс. В "Непобедимом" Лем отошел от основной темы Контакта, и обобщил Контакт, до столкновения с иной жизнью. По сути, многие противоречия, которые кое-кто находит в "Аватаре" Камерона подробно и ярко рассмотрены в "Непобедимом": противоречие, когда на одной чаше весов "другая" чуждая жизнь, а на второй — жизнь собственных друзей, людей. Атмосфера триллера, несмотря на философичность произведения, настолько реальна и ощутима, что шлепать по темным улицам, приглядываться к теням, с "Непобедимым" в наушниках было даже чуть-чуть страшновато. Схватка Циклопа с тучей — настоящая поэма, черт подери, я почти чувствовал, будто нахожусь там. Путешествие героя в эту страну смерти подводит все итоги, и хотя не так пронизывающе, как предыдущая схватка, — расставляет все точки над i. Для текста также характерна точность и выверенность, выбросить, назвать "лишним" нельзя ничего. Шикарный роман. Оценка: 10
|
| | |
| Статья написана 3 февраля 2010 г. 11:16 |
Соственно, к этому короткому размышлению меня подтолкнула едва не начавшаяся в этой теме полемика по поводу бардовской песни. Привожу фрагмент обсуждения: цитата ВалычМногие любят бренчать на гитаре, от этого бардовская песня и другие направления не теряют своей серьезности. цитата rusty_catВы считаете, что сейчас кто-то всерьез воспринимает бардовскую песню??? назовите хотя бы одного современного серьезного барда цитата old_fanты не прав! О'Шэннон, Щербаков, Третьяков, Иващенко... итд... (это я ещё украинских братков не называл) Таки вот. Теперь, собственно, о российском искусстве. Я не претендую на новизну, ибо основные аргументы взяты из не раз помянутой мною книги Мурашковского "Биография искусства" и хотя кое-кто может сразу же воскликнуть: "Как можно, это же ТРИЗ! Ведь, они меряют искусство линейкой и смотрят на мир через призму патентного бюро! Новизна — не главное, главное проработанность, достоверность, глубина и тд и тп. Это же искусство!" — возражу: Если бы новизна была бы не важна, а важно было бы только качество содеянного, пусть не нового — ходили бы мы до сих пор в очень добротных, качественных "мокроступах". Более того, не будь Пушкина, был бы другой "пушкин" и все было бы, вероятно, иначе в русском языке и русском искусстве, однако кто-то, подобный Пушкину все равно пришел бы, т.к. привнесенные им перемены сами собой назрели в тот момент. Итак, коротко о "биографии искусства". Все мировое искусство рассматривается как непрерывный процесс появления, развития, расцвета, деградации художественных систем, сменяющих в этом процессе друг друга. На момент расцвета одной художественной системы (ХС) внутри нее как ущербные мутанты начинают появляться зародыши следующей. В тот момент, когда новая ХС только начинает развиваться, прежняя ХС еще крепка и только через определенное время вырождается. ХС редко исчезает окончательно и может существовать в виде отростков (случайных произведений) наравне с расцветающей новой ХС и зарождающимися в ней будущими поколениями. Возьму за стартовую точку поэзию Серебряного века. Опуская детали, можно сказать, что лирическая поэзия развивалась и достигла своего наивысшего выражения именно в Серебряном веке (Цветаева, Пастернак, Блок — высоты почти невозможные), причина тут и сложные социальные отношения России. Суть в том, что когда лирика Серебряного века стала ощутимо себя изживать (темы были исчерпаны) сама история предложила новые темы — мировая война, Великая Отечественная. Следующий скачок / прорыв лирической поэзии пришелся на годы военные — военная лирика, в которой можно проследить и несколько "жирных линий" — лирика войны, лирика тыла в условиях войны, послевоенная лирика. Потом опять спад. Поэты продолжали писать о войне, но это было уже не так остро. ХС прошла этап насыщения, где-то внутри нее уже зародилось следующее. Следующим для лирической поэзии стало слияние лирического стиха с музыкой, и именно в этом причина невероятного подъема бардовского движения. Здесь были свои жемчужины (Высоцкий, Окуждава, Городницкий), были и те, кто шел проторенной тропой (тот же Митяев, Розенбаум). В бардовской песне можно выделить опять же поднаправления: туристическая песня, городской романс, дворовая песня, остатки военной тематики. Обратите внимание, в пик своего развития (конец 50х-начало 60х) бардовская песня была непопулярна и именно в это время — она развивалась наиболее интенсивно. В тот момент, когда все новое в бардовской песне было пережевано и переварено, а сама она стала "мейнстримом" (конец 60-х-начало 70-х) развитие ее фактически завершилось. Когда весь спектр выразительных средств бардовской песни был исчерпан, появилось новое: русский рок. Он вырос из бардовской песни. Ибо что есть "Машина времени", "Аквариум" в своем изначальном варианте? Ущербные барды. Первые проторили, а уже следующие расширили узкую колею русского рока и широкой поступью пошли — "Наутилус", "Кино", "Пикник" и другие. Будучи анти-"мейнстримом" они развивали новую ХС. В это же время мы можем наблюдать, что бардовская песня не исчезла совсем. Бардовская песня существует и сейчас. Есть даже звезды — Медведев, покинувшие нас Д'ркин и Непомнящий. Но того "всплеска" мы уже никогда не увидим, как ХС барды остались там, в "золотых" 60-70х. Вслед за "подпольными" рокерами вышли рокеры общепризнанные и само рок движение стало дробиться, выжимая из ХС все возможное — появились всякого рода панки, харды, появились зачатки фолка, рэгги и пр. Теперь несколько слов о рудиментах. Тех самых хвостах. Последним всплеском ХС является юмористическая антитема — пародия на ХС. Собственно, так и есть. Невозможно смеяться над тем, чего ты еще не знаешь. Но то, что хорошо знакомо, избито, изклишевано — уже достойно пародии, смеха над избитостью, штампами и клише. Шаов, "Филигон" и другие барды-пародисты подтверждают нам, что ХС бардовской песни кончилась. Не минула эта участь и русского рока — "Несчастный случай", "Ногу свело", "Манго-манго" — что это, как не шарж на русский рок? Рок еще существует. Появляются искры и только подтверждают своими исключениями: "Мара" зажглась и хватило ее только на два альбома — все, тема исчерпана. "Белая гвардия" — нечто среднее между авторской песней и роком активно использует образы поэзии Серебряного и более ранних — это ли не шаг назад: как единичное явление существовать может, но представить группу команд создающих что-то подобное — нонсенс. Ранние "Ночные снайперы" — поэзия, образы и темы Серебряного в роке. Вовремя развалились. Павел Кашин — самые творческие два-три первых альбома, дальше — поэзия Золотого века (Пушкин, Лермонтов) и темы восточной философии (ау, Гребенщиков?). Таким образом, концу 90-х русский рок также себя исчерпал. В новый век мы вступили с остатками рока в виде рокопопса и выросшего до "шансона" блатняка. Собственно, когда блатняк развивался, а вырос он из остатков еще бардовской дворовой песни, — он тоже был недоформатом. Сегодня блатняк стал менее криминальным, стал более жизненным, стал уже вполне официальным "мейнстримовым" шансоном и также окончательно опопсел. Так что и тут финиш. ХС достигла своего развития. Что можно сказать о нашем будущем, о лирической поэтической песне завтрашнего дня? Трудно что-то предположить. В прошлое всегда проще глядеть. Где-то в данный момент появляются "калеки" известных жанров — неизвестные экспериментируют в поисках новых тем, нового звучания, новых слов. Может быть это будет фолк (этнический — вроде "Пелагеи", или фолк-рок вроде "Мельницы" / "Полыньи", хотя "Мельница" кончилась, и отчего-то не видно у нее особенных перспектив, "Полынья" еще есть, значит, есть вероятность), может быть — что-то совсем другое (вот "Flёur" — что это такое и как много может быть вариаций такого?). А может быть, когда-нибудь лет через десять всех их и "Мельницу", и "Пелагею", и "Flёur" назовут каким-то одним новым термином? А может, все будет совсем иначе? Поживем, увидим.
|
|
|