Алекс Гарденд «Кома»
Какова книга — таков отзыв (это я о величине).
Кратко: книга ни о чем и единственный вопрос остается по прочтении: ради чего такое читать? (Ради чего писать — и без того понятно)
ГГ всю повесть путешествует внутри своей комы, пытаясь вырваться наружу. То, что этот сюжет эксплуатировался в кинематографе неоднократно (самый яркий пример — канадский сериал «Одиссея») — является отягчающим обстоятельством: по сути, «или-или» — или автор сможет показать что-то новое, или не сможет. Оказалось, что автор вымучил что-то бессвязное и с умным видом обозвал это «законами сна». Почему и зачем все написано именно так, выбраны именно эти эпизоды, персонажи и переходы между ними — необъяснимо.
Ни одно из развешанных ружей — не выстрелило: зачем эпизод с матерью-отцом? зачем заостряется внимание на словах санитара? зачем нам описывают игрушку с высовывающимся языком и зачем он ее покупает? что в чемоданчике? зачем избиение в метро? зачем, зачем, зачем, ....?
Единственная здравая мысль: во сне все поступки и события кажутся единой непрерывной нитью рассказа, не вызывающей никакой путаницы и никаких вопросов; а в реальности, сны оказываются обрывочными и полными недосказанности. Я это и так знал.
Читать легко, по сути книга заставляет себя прочитать. Главы короткие — пролистываешь одну за другой. Но по прочтении — разочарование. Язык — средний, неплохо, но по прочтении ни одной изюминки припомнить не могу.
Оценка 6. Больше знакомиться с творчеством Алекса Гарленда желания не имею.
P.S.
Поймал себя на мысли, что в индустрии книгоиздания происходит то же самое, что и в индустрии шоу-бизнеса: людей с красивыми сильными голосами значительно больше, чем сочинителей песен. В итоге хорошие в общем-то певцы исполняют всякую фигню, либо перепевают старые песни на новый ляд, либо «каверят» хиты зарубежной эстрады. Доходит до смешного: София Ротару — известная, уважаемая и, в общем-то, любимая многими певица проникновенно зудит из радиоприемника текст, достойный школьницы. Так же и с литературой: воспитать неплохой стиль изложения могут многие, но лишь единицам действительно есть о чем писать.