Соственно, к этому короткому размышлению меня подтолкнула едва не начавшаяся в этой теме полемика по поводу бардовской песни.
Привожу фрагмент обсуждения:
цитата Валыч
Многие любят бренчать на гитаре, от этого бардовская песня и другие направления не теряют своей серьезности.
цитата rusty_cat
Вы считаете, что сейчас кто-то всерьез воспринимает бардовскую песню??? назовите хотя бы одного современного серьезного барда
цитата old_fan
ты не прав! О'Шэннон, Щербаков, Третьяков, Иващенко... итд... (это я ещё украинских братков не называл)
Таки вот.
Теперь, собственно, о российском искусстве. Я не претендую на новизну, ибо основные аргументы взяты из не раз помянутой мною книги Мурашковского «Биография искусства» и хотя кое-кто может сразу же воскликнуть: «Как можно, это же ТРИЗ! Ведь, они меряют искусство линейкой и смотрят на мир через призму патентного бюро! Новизна — не главное, главное проработанность, достоверность, глубина и тд и тп. Это же искусство!» — возражу: Если бы новизна была бы не важна, а важно было бы только качество содеянного, пусть не нового — ходили бы мы до сих пор в очень добротных, качественных «мокроступах». Более того, не будь Пушкина, был бы другой «пушкин» и все было бы, вероятно, иначе в русском языке и русском искусстве, однако кто-то, подобный Пушкину все равно пришел бы, т.к. привнесенные им перемены сами собой назрели в тот момент.
Итак, коротко о «биографии искусства». Все мировое искусство рассматривается как непрерывный процесс появления, развития, расцвета, деградации художественных систем, сменяющих в этом процессе друг друга. На момент расцвета одной художественной системы (ХС) внутри нее как ущербные мутанты начинают появляться зародыши следующей. В тот момент, когда новая ХС только начинает развиваться, прежняя ХС еще крепка и только через определенное время вырождается. ХС редко исчезает окончательно и может существовать в виде отростков (случайных произведений) наравне с расцветающей новой ХС и зарождающимися в ней будущими поколениями.
Возьму за стартовую точку поэзию Серебряного века. Опуская детали, можно сказать, что лирическая поэзия развивалась и достигла своего наивысшего выражения именно в Серебряном веке (Цветаева, Пастернак, Блок — высоты почти невозможные), причина тут и сложные социальные отношения России. Суть в том, что когда лирика Серебряного века стала ощутимо себя изживать (темы были исчерпаны) сама история предложила новые темы — мировая война, Великая Отечественная. Следующий скачок / прорыв лирической поэзии пришелся на годы военные — военная лирика, в которой можно проследить и несколько «жирных линий» — лирика войны, лирика тыла в условиях войны, послевоенная лирика. Потом опять спад. Поэты продолжали писать о войне, но это было уже не так остро. ХС прошла этап насыщения, где-то внутри нее уже зародилось следующее.
Следующим для лирической поэзии стало слияние лирического стиха с музыкой, и именно в этом причина невероятного подъема бардовского движения. Здесь были свои жемчужины (Высоцкий, Окуждава, Городницкий), были и те, кто шел проторенной тропой (тот же Митяев, Розенбаум). В бардовской песне можно выделить опять же поднаправления: туристическая песня, городской романс, дворовая песня, остатки военной тематики. Обратите внимание, в пик своего развития (конец 50х-начало 60х) бардовская песня была непопулярна и именно в это время — она развивалась наиболее интенсивно. В тот момент, когда все новое в бардовской песне было пережевано и переварено, а сама она стала «мейнстримом» (конец 60-х-начало 70-х) развитие ее фактически завершилось.
Когда весь спектр выразительных средств бардовской песни был исчерпан, появилось новое: русский рок. Он вырос из бардовской песни. Ибо что есть «Машина времени», «Аквариум» в своем изначальном варианте? Ущербные барды. Первые проторили, а уже следующие расширили узкую колею русского рока и широкой поступью пошли — «Наутилус», «Кино», «Пикник» и другие. Будучи анти-«мейнстримом» они развивали новую ХС. В это же время мы можем наблюдать, что бардовская песня не исчезла совсем. Бардовская песня существует и сейчас. Есть даже звезды — Медведев, покинувшие нас Д'ркин и Непомнящий. Но того «всплеска» мы уже никогда не увидим, как ХС барды остались там, в «золотых» 60-70х.
Вслед за «подпольными» рокерами вышли рокеры общепризнанные и само рок движение стало дробиться, выжимая из ХС все возможное — появились всякого рода панки, харды, появились зачатки фолка, рэгги и пр.
Теперь несколько слов о рудиментах. Тех самых хвостах. Последним всплеском ХС является юмористическая антитема — пародия на ХС. Собственно, так и есть. Невозможно смеяться над тем, чего ты еще не знаешь. Но то, что хорошо знакомо, избито, изклишевано — уже достойно пародии, смеха над избитостью, штампами и клише. Шаов, «Филигон» и другие барды-пародисты подтверждают нам, что ХС бардовской песни кончилась. Не минула эта участь и русского рока — «Несчастный случай», «Ногу свело», «Манго-манго» — что это, как не шарж на русский рок?
Рок еще существует. Появляются искры и только подтверждают своими исключениями: «Мара» зажглась и хватило ее только на два альбома — все, тема исчерпана. «Белая гвардия» — нечто среднее между авторской песней и роком активно использует образы поэзии Серебряного и более ранних — это ли не шаг назад: как единичное явление существовать может, но представить группу команд создающих что-то подобное — нонсенс. Ранние «Ночные снайперы» — поэзия, образы и темы Серебряного в роке. Вовремя развалились. Павел Кашин — самые творческие два-три первых альбома, дальше — поэзия Золотого века (Пушкин, Лермонтов) и темы восточной философии (ау, Гребенщиков?).
Таким образом, концу 90-х русский рок также себя исчерпал. В новый век мы вступили с остатками рока в виде рокопопса и выросшего до «шансона» блатняка. Собственно, когда блатняк развивался, а вырос он из остатков еще бардовской дворовой песни, — он тоже был недоформатом. Сегодня блатняк стал менее криминальным, стал более жизненным, стал уже вполне официальным «мейнстримовым» шансоном и также окончательно опопсел. Так что и тут финиш. ХС достигла своего развития.
Что можно сказать о нашем будущем, о лирической поэтической песне завтрашнего дня? Трудно что-то предположить. В прошлое всегда проще глядеть. Где-то в данный момент появляются «калеки» известных жанров — неизвестные экспериментируют в поисках новых тем, нового звучания, новых слов. Может быть это будет фолк (этнический — вроде «Пелагеи», или фолк-рок вроде «Мельницы» / «Полыньи», хотя «Мельница» кончилась, и отчего-то не видно у нее особенных перспектив, «Полынья» еще есть, значит, есть вероятность), может быть — что-то совсем другое (вот «Flёur» — что это такое и как много может быть вариаций такого?). А может быть, когда-нибудь лет через десять всех их и «Мельницу», и «Пелагею», и «Flёur» назовут каким-то одним новым термином? А может, все будет совсем иначе? Поживем, увидим.