Впрочем, теперь-то можно достаточно много почитать о самураях и на русском языке (опять же и переводные книги и произведения отечественных авторов).
Конечно же, очень много информации можно найти в Сети. Вот всего лишь один интересный адрес https://history.wikireading.ru/193877 где можно внимательно рассмотреть ну попросту волшебные рисуночные таблицы, примеры которых приведены ниже.
Ну и совсем немного о чайной церемонии. Вот он: Тоëтоми Хидэëси – великий объединитель Японии.
А вот он, как и положено знаменитому военачальнику и полководцу, в доспехах и верхом на боевом коне:
А вот его жертва – великий мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю:
Подробности о чайной церемонии и ее великом мастере можно почерпнуть из следующих топиков:
https://asiaworlds.ru/japan/kultura_jpn/y... (эта ссылка, как ни стараюсь я ее выправить, выбрасывает меня в сам сайт "Мир Азии" — там выбираете "Япония" и набираете 8-ю страницу).
Собственно, первой прочитанной мною книгой о самураях была вот эта:
Ну да, на польском языке (Aleksander Śpiewakowski “Samuraje”. Warszawa: “PIW”, 1989). На русском ведь ничего подобного не было (в поле моего зрения во всяком случае).
Позже в Польше появились и другие книги, касавшиеся этой темы (как переводные, так и отечественных авторов).
О самураях и ронинах люди моего поколения узнавали прежде всего (если не считать, конечно, песню "На границе тучи ходят хмуро", где есть строка "И летели наземь самураи") из фильмов Акиры Куросавы («Расëмон», 1950; «Телохранитель», 1961; «Ран», 1985),
главных героев которых играл колоритный и невероятно харизматичный актер Тосиро Мифунэ.
А о боевых искусствах – из фильма этого же режиссера «Гений дзюдо» (в девичестве "Сугата Сансиро", смотрели не менее 10 раз подряд).
И это, пожалуй, все. Лишь в годы «перестройки» хлынули потоки инструктивной литературы отечественных в основном авторов о восточных единоборствах. Тактика и техника боевых искусств на любой вкус. Набор приемов и никаких соплей…
И лишь постепенно до сознания начало доходить, что речь не о соплях, что физическое совершенствование – лишь часть необходимых практик, что учиться и совершенствоваться нужно не только телу, но и мозгу.
Вот только тогда на прилавках наших книжных магазинов и появились многочисленные издания японского самурайского кодекса бусидо.
Однако в прошлом причиной дуэли не обязательно должно было становиться оскорбление. Во многих культурах схватки на жизни и смерть были связаны с погребальными ритуалами. Например, у этрусков на похоронах вождей или других выдающихся личностей заставляли сражаться как минимум двух пленников или рабов, чтобы смерть побежденного принесла усопшему благосклонность богов и обеспечила беспроблемный переход в загробную жизнь. Вероятно, со времен царей Древнего Рима из этрусского рода Тарквиниев это обычай переняли римляне. Название поединков – munera (лат. жертва для мертвых) не оставляет ни малейших сомнений в их характере. Munera была организована с большим размахом, среди прочего: после смерти Публия Лициния Красса, когда в схватках на арене приняли участие две сотни пленников, и после захвата Нового Карфагена (несколько сотен плененных воинов противника вынудили сражаться друг с другом). Поскольку такие ритуалы представляли собой весьма яркое зрелище, в более поздний период они превратились в развлечение для утомленных римлян, а гладиаторские бои обрели почти исключительно лудичный (игровой) характер.
Совершенно другими мотивами руководствовались японские воины. Кроме такого же, как в случае поединков более позднего времени, стремления защитить и отстоять честь, они жаждали испытать себя в вооруженном столкновении лицом к лицу с противником. Жизнь bushi была наполнена боевыми тренировками и интенсивными медитативными практиками, целью которых было не только превращение тела в машину для убийства, но также особое формирование психики, оснащение ее «невозмутимым разумом». В феодальной эпохе воин должен был быть готовым умереть в любой момент или от руки врага, или по приказу своего господина. Всю свою жизнь он готовился к моменту последнего жертвоприношения, когда он столкнется с врагами или усядется, чтобы вспороть себе живот. На протяжении долгих лет убийственных тренировок он избавлялся от всяких колебаний, слабостей, старался объединиться с Абсолютом — достигнуть состояния, в котором жизнь и смерть обретут единство. Неудивительно, что через некоторое время он чувствовал непреодолимое желание проверить в реальном столкновении то, чего он достиг, поднимаясь на очередную ступень в «культе холодной стали». Поединки, конечно же, не были сами по себе целью, они были единственно средством, проверкой, позволявшей увериться в том, что смерть будет принята с честью. Так, как это сделал мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю, получивший от Тоëтоми Хидэëси приказ покончить с собой. Сэн-но Рикю был живой легендой, и многие пришли, чтобы попрощаться с ним. Мастер хладнокровно провел в последний раз изысканную чайную церемонию, написал короткое стихотворение и, не проявляя никаких эмоций, потянулся за мечом…
Этруски, да. Меня когда-то вынудила познакомиться с ними книга обожаемого автора (без малого два десятка книг в моем книжном шкафу) Александра Кондратова«Этруски – загадка номер один» (М.: Знание, 1977).
Тема заинтересовала, и я прочитал и поставил на книжную полку вдобавок к ней вот эти вот книги:
И этим, в общем-то, ограничился. Не потому, что было не интересно, а потому, что меня к этому времени несло по другим уже кочкам.
И все же иногда я в эту сторону посматриваю.
Ну да, ну да – и в эту сторону тоже…
Ну и напоследок – неглубокое погружение в тему…
И таки да: видел я все это, видел.
Но обсуждать – мне кажется, себе дороже.
Ну ладно, что там у нас дальше. Древний Рим и не менее древние римляне с их ристалищами и гладиаторами. Мы в этом утонем, так что, пожалуй, лучше оставим их в покое. Японцы… А вот о японских воинах, самураях, кодексе бусидо и чайной церемонии поговорим завтра…
Итак, Болеслав Венява-Длугошовский… Это «человек универсального разума, всестороннего образования и интересов, благородный, рыцарский... Они <такие люди> с детства росли на старых традициях польского дворянского рода. Человек, сочетающий в себе все качества солдата, по-солдатски жесткого и понимающего, верующего христианина, человека с большим сердцем, доброго в полном смысле этого слова» (А. Маньковский, Володыёвский, «Nowy świat», 23 августа 1942 г.).
До сих пор его личность, красочный жизненный путь и судьба (трагическая – он покончил с собой в 1942 году) вызывают интерес у поляков, о чем свидетельствует хотя бы количество книг о нем, изданных в последнее время. Вот лишь некоторые из них:
Юный Венява послужил даже моделью для коллекционной фигурки польского улана:
А 8 декабря 2019 года в Лазенках Крулевских (Краков) был торжественно открыт памятник генералу дивизии Болеславу Веняве-Длугошовскому.
Второй памятник генералу был открыт 30 июня 2022 года опять же в Кракове на Раковском кладбище.
Словом, как утверждает этот плакат, «Венява – это высшая сила».
О неувядаемой популярности Венявы-Длугошовского в Польше свидетельствует, впрочем, уже количество анекдотов о нем, сравнимое, пожалуй, с тем количеством анекдотов об одном из героев Гражданской войны, которое гуляло некогда по Советскому Союзу. Или, возможно, о некоем -- всем, впрочем, известном -- поручике.
Вот лишь некоторые из них:
«Болеслав Венява-Длугошовский говорил, что существуют только два достойные мужчины занятия: это военное дело и поэзия, а он, к счастью, занимается и тем, и другим. Больше всех остальных он ценил фронтовиков, штабных же ставил на один уровень с политиками. Поэтому, когда был повышен в воинском звании до генерала, заказал визитку с надписью: “Ген. Болеслав Венява-Длугошовский. Бывший полковник”».
«Венява-Длугошовский допрашивает взятого в плен командира Красной Армии. Тот обрушивается с обвинениями на Веняву: “Предатели! Замахнулись вместе с германцами на своих, на славян! За что вы, собственно, сражаетесь?” “За нашу свободу, конечно, — ответил Венява. – А вы за что?” “Мы? Мы – за честь! “ “Ну, каждый сражается за то, чего ему не хватает” – пожал плечами Венява».
«В офицерское казино приходит молодой подпоручик и бармен ему говорит, что в баре как раз проводится конкурс, в котором нужно выбрать (и выпить по рюмке) спиртные напитки таким образом, чтобы из первых слов их названий получалось бы слово. Подпоручик, подумав, заказывает, выпивает три рюмки и объявляет: “Мое слово СОС (сигнал бедствия) – старка, оковита, соплица”. “Очень хорошо, — говорит бармен. – Но до чемпиона вам еще далеко”. «А кто чемпион?” — спрашивает подпоручик. “Полковник Болеслав Венява-Длугошовский. Его слово – НАВУХОДОНОСОР”».
«После назначения Венявы-Длугошовского командиром Первого полка легкой кавалерии Юзеф Пилсудский наказывает ему по-отечески заботиться о кавалеристах и следить за тем, чтобы они не перебирали со спиртным. “Ну, меня они не перепьют” – заверил Венява. “Вот этого я и боюсь” – вздохнул маршал».
«Полковник Венява-Длугошовский посылает знакомой даме букет цветов с запиской. Та разворачивает записку и читают: “Уважаемая госпожа, сегодня ночью вы мне приснились в таком виде, что я не могу не выказать вам свою благодарность”».
«К группе офицеров на одном из балов подошла молодая женщина и в ходе шутливого разговора кокетливо изложила им свои требования к возможному любовнику. Разумеется, он должен быть относительно молодым, эмоционально зрелым, симпатичным, стройным и подтянутым, независимым, респектабельным, известным и популярным, мужественным… ну и иметь, э-э, тридцати сантиметров. Венява в ответ на это: «Мадам, я с вами во всем согласен. Но обкарнать себя на десять сантиметров не позволю».
«Однажды собачка, которую держали Венява-Длугошовские, “заневестилась”. Генерал изучил газету объявлений, выбрал подходящего кобелька, облачился в парадный мундир, набросил на плечи плащ-пелерину, сунул собачку под мышку и отправился по указанному адресу. Дверь открыла элегантная дама. “Да, конечно, — кивнула она в ответ на объяснения Венявы. – Но услуга обойдется вам в двести злотых”. “Двести злотых?” — удивился Венява. “Мой песик в прекрасной форме, он к тому же призер множества выставок, олимпиец, обладатель множества знаков отличия, медалей и орденов” — объяснила дама. Венява повел правой бровью, приосанился, откинул полу плаща, провел ладонью по своему “иконостасу” и заявил: “А я, прошем Пани, и гроша у Вас не взял бы!”
«В 1934 году Венява-Длугошовский должен был представлять Польшу на погребении короля Югославии Александра, но по неясной причине опоздал к церемонии. Вернувшись домой, он получил приказ маршала Пилсудского, которого этот инцидент несказанно разозлил, немедленно ему доложиться. Венява явился с докладом, но не в военной форме, а в смокинге, чем еще более подогрел ярость маршала. “Это еще что такое?!!” — рявкнул Пилсудский, гневно взирая на стоявшего по стойке смирно Веняву. “Спешу доложить, пан Комендант, — отчеканил тот, — что я тяжело провинился и должен получить по морде. Но я слишком уважаю свой мундир, поэтому явился в штатском. Польского генерала в мундире нельзя бить по морде!” Пилсудский лишь махнул рукой, в очередной раз прощая любимца».