5. В рубрике «Кино и фантастика» Мацей Паровский/Marcin Parowski в статье “Realiści, fantaści, pozerzy… kurczaki/Реалисты, фантасты, позеры… цыплята” делится впечатлениями, полученными от просмотра некоторых фильмов на 16-м Варшавском кинофестивале, состоявшемся 5-16 октября 2000 года (стр. 57-59); Марцин Шимуля/Marcin Szymula рассказывает в статье “Klon, twój brat!/Клон, твой брат” о фильме “The 6th Day” режиссера Роджера Споттисвуда (США, 2000) (стр. 60-61); а Иоанна Салямоньчик/Joanna Salamonczyk в статье “Marsjanie atakują misję na Czerwonej planiecie/Марсиане атакуют экспедицию на Красной планете” знакомит читателей журнала с фильмом “Red Planet” режиссера Энтони Хоффмана (США, 2000) (стр. 62-63).
6. В рубрике «Наука и НФ» печатается футурологическое эссе Лукаша Ханкуса/Łukasz Hankus “Homo Futurus” (стр. 65-67) – один из лауреатских текстов финала соответствующего конкурса для европейских студентов (осень 1999 года, Лиссабон).
7. В этой же рубрике Збигнев Дворак/T. Zbigniew Dworak знакомит с книгой американского писателя Дэвида Хэтчера Чайлдресса «Внеземная археология. Невероятные доказательства того, что мы не одиноки в Солнечной системе» (David Hatcher Childress “Archeologia pozaziemska. Niewiarygodne dowody na to, że nie jesteśmy sami w Ukladzie Słonecznym”. Tłum. Cezary Murawski. “Amber”, 2000. Серия “Księgi Tajemnic”). Загадочные явления на Луне, загадки Марса (в т.ч. знаменитые “лики” и “пирамиды”), Венеры, Юпитера. По мнению Дворака, хотя загадок действительно хватает, о какой-то «внеземной археологии» говорить по меньшей мере рано, если не и вовсе безнадежно;
некто MO/MO (Marek Oramus) рассказывает об энциклопедическом словаре «Потусторонние миры и мифические страны» польских авторов под редакцией Малгожаты Саха-Пекло (“Zaświaty I krainy mityczne”. Leksykon. Red. Małgorzata Sacha-Piekło. “Znak”, 2000). Потусторонние миры здесь понимаются как “вообще любые миры или состояния миров, отличающиеся от тех, которые мы знаем из обыденного восприятия” (в том числе, те, где время течет иначе или вовсе не ощущается влияния времени). А мифические – от, например, ада и рая до совершенно неизвестных нам наименований, почерпнутых из мифов эскимосов. В целом – весьма внушительный труд;
некто MП/MP (Maciej Parowski) хвалит книгу американского зоолога Кристофера Макгована «Хищник и жертва» (Christopher McGowan “Drapieżca i ofiara”. Tłum. Jan Strzałko. “Rebis”, 2000. Серия “Nowe Horyzonty”);
а Була/Buła (Jan Buła) рекомендует для прочтения читателям журнала интересную книгу польского математика Витольда Садовского «Femme fatale. Три рассказа о королеве наук» (Witold Sadowski “Femme fatale. Trzy opowieści o królowej nauk”. “Prószyński i S-ka”, 2000. Серия “Na Ścieżkach Nauki”) (стр. 68).
8. В подрубрике «Рецензии»:
некто Kunktator представляет авторский сборник американской писательницы Элис Шелдон, писавшей под псевдонимом Джеймс Типтри-младший «”Хьюстон, Хьюстон, ты меня слышишь?” и другие рассказы» (James Tiptree Jr. “Houston, Houston, czy mnie słyczysz I inne opowiadania”. “Zysk I S-ka”, 2000);
некто Reanimator хвалит роман украинского писателя Валерия Шевчука «Око бездны» (Walerij Szewczuk “Oko otchlani”. Tłum. Jerzy Litwiniuk. “Krajowa Agencja Wydawnicza Tyrsa”, 2000), сравнивая его с «Именем розы» Умберто Эко и «Рукописью, найденной в Сарагоссе» Потоцкого;
некто Agregator приоткрывает завесу над сюжетным содержанием романа американской писательницы Патриции Маккиллип «Наследница моря и огня» (Patricja McKillip “Dziedziczka morza I ognia” – это “Heir of Sea and Fire”, 1977. Tłum. Jacek Manicki. “MAG”, 2000) – второго в длинном цикле фэнтези;
некто Aligator в общем хвалит роман американской писательницы Керолайн Черри «Орлиная крепость» (C.J. Cherryh “Forteca orłów” – это “Fortress of Eagles”, 1998. Tłum. Dariusz Kopociński. “Zysk I S-ka”, 2000), который «местами поднимается над уровнем хорошо написанного, но не претендующего на незаурядность романа» -- второй роман тетралогии фэнтези;
а некто Predator рассказывает о втором романе цикла о Гарри Поттере английской писательницы Джоанн Роулинг «Гарри Поттер и Комната Тайн» (Joanne K. Rowling “Harry Potter i Komnata Tajemnic” – это “Harry Potter and the Chamber of Secrets”, 1998. Tłum. Andrzej Polkowski. “Media Rodzina”, 2000) (стр. 69).
Далее Ян Була/Jan Buła находит чисто коммерческой поделкой роман Тома Клэнси и Мартина Гринберга «Дело Ориона» (Tom Clancy, Martin Greenberg “Sprawa Oriona”. Tłum. Jarosław Kotarski. “Rebis”, 2000) в котором от Клэнси, похоже, имеется лишь громкое имя;
Изабеля Шольц/Izabela Szolc видит в длиннющем романе американского писателя Стивена Кинга «Бастион» (Stephen King “Bastion” – это “The Stand”, 1978. Tłum. Robert Lipski. “Zysk i S-ka”, 2000. Серия “Kameleon”) не роман ужасов, а религиозный трактат;
Доминика Матерская/Dominika Materska представляет читателям журнала роман американской писательницы Октавии Батлер «Притча о сеятеле» (Octavia E. Butler “Przypowieść o siewcy” – это “Parable of the Sower”, 1993. Tłum. Jacek Chelminiak. “Prószyński I S-ka”, 2000);
а Павел Островский/Paweł Ostrowski находит весьма интересным (острый сюжет и живые герои) роман американского писателя Джо Халдемана «Вечный мир» (Joe Haldeman “Wieczny pokój” – это “Forever Peace”, 1997. Tłum. Zbigniew A. Królicki. “Zysk I S-ka”, 2000) (стр. 70-71).
Далее Яцек Дукай/Jacek Dukaj в статье “Sny następnego pokolenia/Сны следующего поколения” (стр. 72) задает вопрос – как это так получилось, что рассказ Нины Ледтке/Nina Liedtke “CyberJoly Drim”, отвергнутый Мацеем Паровским и напечатанный журналом “Fenix” (1/1999), в дальнейшем получил аж три польские литературные жанровые премии: “Internautów”, “Srebrny Glob” и имени Зайделя? У него есть на этот вопрос свой ответ, с которым не согласны ни Марек Орамус/Marek Oramus (статья “Teoremat Lema/Теорема Лема”, стр. 72-73), ни сам Мацей Паровский/Maciej Parowski (статья “Gusty i marketing/Вкусы и маркетинг”, стр. 73-74). (Интересная полемика, возможно стоит к ней вернуться позже, сейчас же, не имея перед глазами собственно рассказа, не вижу смысла глубоко в нее вдаваться. W.).
Далее следуют еще две рецензии – Бартека Свидерского/Bartek Świderski на сборник критических статей Марека Орамуса «Размышления над кислородом. Приключения человека читающего» (Marek Oramus “Rozmyślania nad tlenem. Przygody człowieka czytającego”. “Solaris”, 2000) – это избранные тексты из цикла «Пятое пиво/Piąte piwo» (стр. 74) и Мацея Паровского на сборник печатавшихся в нашем журнале статей Марека Холыньского «Е-мейлом из Кремниевой долины» (Marek Holyński “E-mailem z Doliny Krzemowej”. Warszawa, 2000) (стр. 75).
8. В рубрике «Писатели о фантастике» Анджей Сапковский продолжает публиковать свой новый «бестиарий» “Stwory światła, mroku, półmroku i ciemności/Создания света, мрака, полумрака и тьмы”. В этом, восьмом, фрагменте напечатаны статьи: “Krasnolud”, “Klurikaun”, “Lamia”, “Leanan Sidhe”, “Leprekaun”, “Leszy” (стр. 76). В биобиблиографии Сапковского на сайте ФАНТЛАБ эта его публикация не отражена (см. Stwory).
12. В рубрике «Felietony»:
Лех Енчмык/Lech Jęczmyk в статье “Trzy końce historii/Три конца истории” из цикла «Новое средневековье» (стр. 75) язвительно проходится по Никите Хрущёву, заявившему в начале 1960-х, что конец истории, то есть начало коммунизма, состоится в 1980 году, а также по американскому футурологу Фрэнсису Фукуяме, заявившему нечто подобное в 1992 году в книге «Конец истории». Третий конец истории – это тот, который предрекает Библия, но Енмчык считает, что до него дело еще не скоро дойдет (стр. 77),
Марек Орамус/Marek Oramus в статье “Czyszczenie etniczne/Этническая чистка” из цикла “Piąte piwo” опираясь на роман польского писателя Влодзимежа Ковалевского «Заплачь, Боже!» (Włodzimierz Kowalewski “Bóg zapłacz!”. “WAB”, 2000. Серия “Archipelagi”), предрекает весьма нехорошее будущее и Польше, и всему человечеству, если цивилизация не свернет с того пути, которым она сейчас движется (стр. 78);
а Кшиштоф Липка-Худзик/Krzysztof Lipka-Chudzik в статье “Pompowani idole/Дутые идолы” развенчивает тот мир, в котором ему пришлось последние годы вертеться – мир телепрессы и глянца (стр. 78).
13. В рубрике «На книжном рынке» Войтек Седенько в статье «Światowe “tryndy”/Мировые “трынды”» приводит несколько интересных статистических цифр относительно читательства в Европе. Больше всех остальных читают англичане (британцы), из которых 47% читают по меньшей мере 3 раза в неделю (для сравнения – 52% поляков вообще не читают). За ними следуют французы и немцы. Однако англоязычный рынок – величайший в мире, на английском языке издаются 100 тысяч наименований в год. Но лишь 4 тысячи из них можно отнести к беллетристике. Остальные – это в основном специальная литература (научная и пр.), путеводители, справочные пособия и школьные учебники. Здесь же Седенько рассказывает о ноябрьских (18 наименований) новинках НФ польского книжного рынка (стр. 79).
4. В рубрике «Из польской фантастики» размещены четыре текста.
Миниатюру “Bestseller/Бестселлер” (стр. 39) (в виде рецензии на несуществующую книгу) написал Войцех Шида/Wojciech Szyda. Иллюстрация ТОМАША НЕВЯДОВСКОГО/Tomasz Niewiadowski. С писателем мы уже неплохо знакомы (см. по тэгу «Шида В.»). Его биобиблиографии на сайте ФАНТЛАБ все еще нет, а на карточку рассказа можно глянуть здесь
Рассказ “Pod psem/Под собакой” (стр. 40-43) написал Лукаш Святовец/Łukasz Światowiec. Иллюстрации ПАТРИЦИИ МАРОН/Patrycja Maron.
Люди и собаки издавна живут вместе. Людям всякое разное приходит в голову – например, сконструировать собаку-робота. А что, если собаки зададутся целью сконструировать кибернетического человека?
Сайт ФАНТЛАБ об авторе рассказа ничего не знает, карточки рассказа на сайте тоже нет.
ЛУКАШ СВЯТОВЕЦ
Лукаш Святовец/Łukasz Świtowiec (род. 11 ноября 1985) – автор НФ рассказа, опубликованного в январе 2001 года в журнале “Nowa Fantastyka”. Рассказ “Pod psem” он написал, будучи учеником 1 класса Общеобразовательного лицея им. Комиссии народного образования в г. Сталëва-Воля. Святовец был большим любителем творчества Збигнева Ненацкого и его цикла «Пан Самоходик». Занимался в литературном кружке, которым руководил Анджей Пилипюк. Других публикаций Л. Святовца не обнаружено.
Рассказ “Poszukiwacze świętych gadżetów/Искатели святых гаджетов” (стр. 44-48) написал Михал Пальмовский/Michał Palmowski. Иллюстрации ПЕТРА КОВАЛЬСКОГО/Piotr Kowalski. Это довольно-таки мрачный гротеск, в котором и искателям приключений, и спасителям отечества-человечества, и взбалмошным дамочкам, и… короче, всем достается на орехи… Ни биобиблиографии писателя, ни карточки на этот его рассказ на сайте ФАНТЛАБ нет.
МИХАЛ ПАЛЬМОВСКИЙ
Михал Пальмовский/Michał Palmowski (род. 16 февраля 1975) – польский писатель, автор НФ-рассказа. Родился в г. Кракове. Выпускник факультета английской филологии Ягеллонского университета в г. Кракове. Работал в качестве волонтера в приюте для людей с дефектами физического развития в Виргинии (США), отсюда, возможно, и взялась язвительная горечь в рассказе, опубликованном им в журнале “Nowa Fantastyka” в январе 2001 года. Известны еще два текста (не SF), напечатанные им в 1999 (ж-л “Studium”, № 3/4) и 2000 (ж-л “Fraza”, № 1/2) годах.
Рассказ “Piętno/Клеймо” написал Марцин Чиншак/Marcin Czynszak (стр. 49-56). Иллюстрации МАГДАЛЕНЫ ЕНДЖЕЙЧАК/Magdalena Jędrzejczak.
Это фэнтези, очередной вариант борьбы Добра со Злом. Только вот где Добро, а где Зло – в мире Чиншака не так уж легко разобраться. Ни биобиблиографии автора, ни карточки на его рассказ на сайте ФАНТЛАБ нет.
МАРЦИН ЧИНШАК
Марцин Чиншак/Marcin Czynszak (род. 1975) – польский математик (специалист в области информатики), автор фантастических рассказов, переводчик с английского.
Родился в г. Гданьске. Окончил Гданьский политехнический институт. Работал в польском филиале международной компьютерной компании. Фэн -- пусть не самый фанатичный, но удачливый (невестой обзавелся не где-нибудь, а на Полконе). Страстный читатель фантастики, особенно ценил творчество Зимняка и Жердзиньского, интересовался также ролевыми играми, в частности увлекался метафизической гностикой игры “Kult”. Дебютировал в фантастике рассказом-фэнтези “Piętno”, напечатанным в январском номере журнала “Nowa Fantastyka” в 2001 году. Опубликовал еще четыре фантастических рассказа в журнале “Science Fiction” в 2002, 2003 и 2005 годах.
Напечатал также два перевода фантастических текстов с английского языка – в журналах “Fantastyka. Wydanie specjalnie” (№ 1, 2005) и “Nowa Fantastyka” (№ 3, 2005).
В 2011 году вышел в свет в его переводе на польский язык триллер американской писательницы Линды Ховард «Хватит уже слез»/Linda Howard. “Dość już lez”.
1. Рассказ канадского писателя Роберта Сойера/Robert J. Sawyer, который называется в оригинале “Just Like Old Times” (1993, ”On Spec”, Summ.; 1993, ант. “Dinosaur Fantastic”; 2002, авт. сб. “Iterations”), перевел на польский язык под названием “Jak za dawnych czasów/Как в старые времена” ПАВЕЛ МАРТИН/Paweł Martin (стр. 3-8). Иллюстрации МОНИКИ РОКИЦКОЙ/Monika Rokicka.
И в будущем будут совершаться преступления и с маньяками-убийцами бороться придется. Только методы их наказания изменятся. Иногда, правда, и в будущем могут случиться срывы при исполнении наказаний…
И это первое появление писателя в нашем журнале.
Этот рассказ перевел на русский язык под названием “Как в старые времена” В. СЛОБОДЯН (не датированный сетевой перевод). Глянуть на карточку рассказа можно здесь. А почитать об авторе можно тут
2. Рассказ австралийского писателя Роберта Стивенсона/Robert N. Stephenson, который называется в оригинале “The Touch of Silk” (2001, ”Nowa Fantastyka”, 1; 2002, “Aurealis”, 4; 2004, авт. сб. “We Would Be Heroes and Other Stories”), перевел на польский язык под названием ”Dotyk jedwabiu/Шелковое касание” МАРЦИН ВАВЖИНЬЧАК/Marcin Wawrzyńczak (стр. 9-16). Иллюстрации АНДЖЕЯ ГЖЕХНИКА/Andrzej Grzechnik.
Рассказ, весьма приличный образец киберпанка, на русский язык не переводился. Его карточки на сайте ФАНТЛАБ нет. Биобиблиографии писателя на сайте ФАНТЛАБ тоже нет. Однако недавно прекрасная биобиблиография Стивенсона появилась на сайте «Архив фантастики» (archivsf.narod.ru), куда я и отсылаю любознательного читателя этого блога. (Правда, то, что первая публикация данного рассказа состоялась в виде перевода в польском журнале, там не учтено).
И это первая наша встреча с писателем на страницах журнала.
3. Рассказ американской писательницы Урсулы Ле Гуин/Ursula K. Le Guin, который называется в оригинале ”The Birtday of the World” (2000, “The Magazine оf Fantasy and Science Fiction”, 6; 2001, ант. “Year’s Best -6”; 2002, авт. сб. “The Birtday of the World and Other Stories”), перевела на польский язык под названием ”Urodziny świata/День рождения мира” ПАУЛИНА БРАЙТЕР/Paulina Braiter (стр. 25-38). Иллюстрации ЕВЫ ВАГИ/Ewa Waga.
И это четвертая наша встреча с писательницей на страницах журнала (предыдущие см. “Fantastyka”, 9/1984; “Nowa Fantastyka”, 7/1995; 1/1997).
Рассказ перевел на русский язык под названием «День рождения мира» Д. СМУШКОВИЧ в 2003 году. Почитать об авторе можно здесь А карточка рассказа находится тут
Январский номер 2001 года (127-й «Новой Фантастыки» и 220-й, если считать ab ovo) редактируют: Анджей Бжезицкий/Andrzej Brzezicki (художественно-оформительский отдел), Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik (отдел иностранной литературы), Марек Орамус/Marek Oramus (отдел критики и публицистики), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, главный редактор), Кшиштоф Шольгиня/Krzysztof Szolginia (секретарь редакции), Веслава Ярых/Wiesława Jarych (корректура). В списке постоянных сотрудников числятся: Яцек Дукай/Jacek Dukaj, Аркадиуш Гжегожак/Arkadiusz Grzegorzak, Марек Холыньский/Marek Hołyński, Яцек Инглëт/Jacek Inglot, Лех Енчмык/Lech Jęczmyk, Анджей Качоровский/Andrzej W Kaczorowski, Анджей Колодыньский/Andrzej Kołodyński, Доминика Матерская/Dominika Materska, Анджей Сапковский/Andrzej Sapkowski, Войтек Седенько/Wojtek Sedeńko, Яцек Собота/Jacek Sobota, Гжегож Щепаняк/Grzegorz Szczepaniak, а также Agregator, Aligator, Anihilator, Karburator, Kunktator, Negocjator, Obserwator, Predator, Reanimator и Terminator. (Как видим, пани Малиновской уже нет в списке постоянных сотрудников). Тираж номера – увы нам, переходит в ранг коммерческой тайны и не указан. В оформлении лицевой стороны передней обложки использована афиша кинофильма “The 6th Day”, на тыльной стороне передней обложки расположено приглашение к просмотру галереи польского художника ВОЙТЕКА СЮДМАКА/Wojtek Siudmak, которая располагается в журнале на стр. 17-24. На внутренней стороне задней обложки напечатана реклама рекламы в польских телефонных книгах, а на внешней стороне задней обложки рекламируется журнал “Motomagazyn”. Цена экземпляра -- 5 злотых 90 грошей.
Содержание номера следующее.
Czytelnicy i “Fantastyka”
Listy 2
Opowiadania zagraniczne
Robert J. Sawyer Jak za dawnych czasów 3
Robert N. Stephenson Dotyk jedwabiu 9
Ursula Le Guin Urodziny świata 25
Z polskiej fantastyki
Wojciech Szyda Bestseller 39
Lukasz Światowiec Pod psem 40
Michał Palmowski Poszukiwacze swiętych gadżetów 44
Marcin Czynszak Piętno 49
Film i fantastyka
Maciej ParowskiRealiści, fantaści, pozerzy… kurczaki! 57
Marcin SzymulaKlon, twój brat 60
Joanna SalamończykMarsjanie atakują misję na Czerwonej
-- Ну диалогом, так диалогом. То есть разговором между двумя собеседниками. Итак, Купер. Не слишком ли мы им увлеклись?
-- Да вроде бы поначалу помнили, что речь-то идет о Мацее Сломчиньском (он же Джо Алекс, он же Казимеж Квасьневский). Но потом да – потом увлеклись. А кто бы не увлекся, столкнувшись с такой яркой личностью?
-- Ага, я уж не стал выкладывать на бумагу, что он был вдобавок ко всему еще и азартным картежником…
-- Да, и жутким матерщинником.
-- А это еще откуда?
-- Помнишь тех двух польских лейтенантов, в компании с которыми он сбежал из советского плена? И его попытки научиться говорить по-русски?
-- Ну?
-- Ну так бегло говорить по-русски он не научился, однако несколько слов запомнил накрепко. Обсудив эти слова, поляки покачали головами и предложили следующий сценарий: говорить по дороге, если потребуется, будут они, а он… А ты, капрал Мошер, молчи!! Ты – немой, понял?! Вот так они и добрались до Риги.
-- Про картежника -- да, проскакивало. А вот с матерщиной заливаешь, небось...
-- Не, объясняю факт -- он же и в самом деле выдавал себя (или его выдавали) за немого всю дорогу до границы с Латвией...
-- Ну что ж, умел парень выбирать друзей, да и сам, похоже, дружить умел. Что эти поляки, что коллеги-летчики. Нет, ты глянь с самого начала. Встретился еще в юности с Лавлейсом, вспомнил о нем, когда тот понадобился, и не прогадал. Летал в Первую мировую в американском экспедиционном корпусе на той еще раскоряке – эти самолеты гробились как никакие другие – стоял за соратников, в том числе и погибших, горой. Руки сжег, но вытащил раненного напарника – тот, кстати, выжил. Выпили пару-другую рюмок в Париже с Фаунтлероем -- тот собирался куда-то совсем в другую сторону, сам видишь, что получилось.
Мамочка была такой ярой фанаткой этой книжки, что назвала сына точно так же, как звали ее главного героя. Думаю, что юному Седрику Эрролу не раз приходилось чистить лыч сверстникам, доказывая, что он отнюдь не маленький лорд.
-- Ага, и Шодсак. Купер вспомнил о знакомстве, вытащил парня, вон каких дел они с ним вместе наделали.
-- Ну да, и вспомни саму эту историю с «Кинг Конгом». Когда он начал разбираться с тем, что на него взвалил Селзник, у него и было-то из продюсерского опыта всего-навсего каких-то жалких три фильма.
-- Точно, и ты глянь, как развернулся. А когда стало понятно, что нужен хороший саундтрек, не задумываясь, выложил Максу Штайнеру 50 тысяч долларов за музыку.
-- И, заметь, своих 50 тысяч – эти деньги ему лишь потом компенсировали.
-- И таки да: нехилый замес. Едва десяток лет прошел с тех пор, как он работал за 25 долларов в месяц. И тут бац столько на кон.
-- Вот как раз выловилась цитата: «Куп (Coop) готов был пойти куда угодно, в любое время, принять любой вызов. Независимо от того, везло ему или не везло в жизни или бизнесе, он оставался оптимистом и никогда не терял интереса к жизни» (У.У. Диксон, профессор кинематографии в Университете штата Небраска в Линкольне).
-- И все же нам с тобой пора переключаться на Мацея Сломчиньского.
-- Пора, но ты же сам понимаешь, прежде чем написать даже самую первую фразу в биографическом очерке, надо выяснить две вещи.
-- Ага – хотя бы для себя. И первая – а был ли Мериан Купер биологическим отцом Мацею Сломчиньскому?
-- Да, умеешь ты брать быка за рога… Вот факты. Марджори Кросби/Marjorie Crosby (1884 – 1954), англичанка (шотландка) по происхождению, жившая в Польше, работала в начале 20-х годов переводчицей в английском посольстве в Варшаве. Старше Купера на 9 лет, (уже с ребенком -- сыном Войцехом), очень красивая.
И наш герой – вот тут он только что вырвался из России. Девять месяцев в плену. Под чужим именем. Пару раз чуть было не попал под расстрел. О женской ласке только мечтал временами. А женщин они все -- молодые же парни -- не чуждались. Тот же Мюррей писал о посиделках (разумеется, целомудренных) с украинскими девчатами...
А теперь представить его себе в подполковничьем мундире. Ну какая женщина, да еще и понимающая, что ей говорят по-английски, cможет перед ним устоять?
Будучи в плену, Купер продумал (кое-где утверждается – написал, что вряд ли) книгу автобиографического характера “Things Men Die For/То, за что люди умирают”, которую издал в 1927 году (Knickerbocker Press), поставив вместо своей фамилии инициал в качестве имени автора.
Книга вышла тиражом 5 тысяч экземпляров, однако в следующем, 1928 году Купер попросил Дагмара Мэтсона/Dagmar Matson, у которого была на руках рукопись, скупить и уничтожить весь тираж. Что Мэтсон и сделал – он нашел почти (так в источнике) все напечатанные экземпляры и уничтожил их, оставив два – один для себя, второй для Купера. (Один из экземпляров недавно вдруг проявился на «Амазоне» -- оттуда и фотографии). Причина столь необычной просьбы Купера – он посчитал, что слишком уж был откровенен, описывая свои любовные взаимоотношения с некоей Ниной (вероятно Марджори Кросби) и допустил некоторые необдуманные высказывания в ее адрес. Считается, что Купер предложил Марджори уехать с ним в Штаты, но она отказалась и, уже после его отъезда, вышла замуж за Александра Сломчиньского, чью фамилию и получил новорожденный Мацей. И уже другой источник утверждает, что тогда же Купер попросил Мэтсона ежемесячно посылать деньги Марджори Кросби (к тому времени уже Марджори Кросби-Сломчиньской, или Марджори Сломчиньской, или даже Малгожате Сломчиньской), что тот и делал до самой смерти адресата. Дочь Мацея (то есть внучка Марджори) Малгожата Сломчиньская-Пешхальская/Małgorzata Słomczyńska-Pierzchalska (род. 1966, биолог по образованию) написала об отце книгу "Nie mogłem być inny. Zagadka Macieja Słomczyńskiego/Я не мог быть другим. Загадка Мацея Сломчиньского" (Wydawnictwo Literackie, Kraków, 2003),
из которой следует, что Мацей поддерживал с Купером переписку, и тот (Купер) никоим образом не сомневался в своем отцовстве. Сомнения (не у Купера, понятно, а так сказать у "общественности") появились лишь после того, как старший брат Мацея – Войцех, в интервью, взятом у него по случаю выхода в свет книги, написанной племянницей, заявил, что Мацей «не был сыном американского летчика» и что «мать выступила с этой информацией <об отцовстве Купера> только во время Второй мировой войны (…), чтобы открыть для брата, уезжавшего в то время из Польши, лучшие перспективы обустройства на Западе». И как доказательство – утверждение, что «нет никаких документов, датированных временем до 45-го года, которые указывали бы на то, что Мацей – сын Купера». На самом деле это не совсем так – в книге приводятся выдержки из нескольких писем (в том числе, по-видимому, из письма отчима Мацея – Александра Сломчиньского), датируемых 1927 годом, опровергающие это утверждение. Весьма неблагодарное это дело – совать нос в семейные разборки, отмечу лишь (вслед за рецензенткой книги), что причиной таких высказываний пана Войцеха могла быть застарелая обида на брата, которого мать очень любила, а он в конце ее жизни переложил заботы о ней на плечи старшего брата и его жены, увязнув в собственных делах и заботах.
-- То есть ты считаешь, что можно с чистой совестью писать в биографическом очерке – сын Мериана Купера?
-- Ну… Да, считаю, даже оговорку не стану оставлять.
-- Ладно. Но ты, я вижу, и со второй проблемой уже определился.
-- 1920-й или 1922-й? Да, странствуя по биографическим справкам о Мацее Сломчиньском, натыкаешься на разнобой: вот, допустим, английская Wiki https://en.wikipedia.org/wiki/Maciej_Słom... Год рождения 1922. Вот Wiki польская https://pl.wikipedia.org/wiki/Maciej_Słom... Год рождения 1920. Заглянем в «Энциклопедию Кракова». Год рождения 1920. А в «Энциклопедии театра»? Год рождения 1922. А на могильной плите? Год рождения 1922. (Плоховато видно -- но это так).
И дочь Малгожата считает, что правильная дата – 1922. И по нашей с тобой логике получается, что 1922. Впрочем, и дата 1920 – возможности отцовства Купера не опровергает. Он-то появился в Польше еще в 1919-м. Только логичнее дата 1922… Да, логичнее. Пан Войцех, однако, утверждает, что правильная дата – 1920. А выводится она, вероятно, из удостоверения, выписанного на репатриационном пункте – там 1920-й. (Снимок удостоверения приводится в книге пани Малгожаты). Оттуда дата, вероятно, и перекочевала в некоторые другие документы.
-- Ладно, согласимся с родственниками пана Мацея, установившими плиту на его могиле. Год рождения 1922. Тогда, пожалуй, все. Начинаем?
-- Нет, вернемся к журналу. А очерку о Сломчиньском дадим отлежаться. Надо бы там еще кое-что уточнить и отладить.