Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 27 мая 2023 г. 22:15

(САПКОВСКИЙ и ДРУГИЕ – продолжение7)

Девушки любят украшения, или О магии драгоценностей и камнях силы

Благородные камни с магическими способностями – это в литературе фэнтези обычное дело, почти банальщина. В реальном мире они приводили в восхищение и порождали вожделение с незапамятных времен. И им всегда приписывали тайные силы. Они могли помогать, лечить и оборонять от зла. Название «амулет» происходит от арабского hamalet (подвеска) или латинского amoliri quod amalitur malum (то, что отгоняет зло). Драгоценные камни подразделяли на три группы: планетарные, звездные и земные, стараясь не смешивать минералы, происходящие из разных групп. Даже символика Церкви связывалась со способностями, приписывавшимся драгоценным камням и изделиям из благородных металлов, например золотые перстни украшали камнями, выражающими четыре основные добродетели: справедливость (justice), мужество (fortitude), благоразумие (prudential) и умеренность (temperantia). Изделие из золота должно было напоминать епископу на необходимость обладания характерными чертами, присущими этому металлу. Мягкость золота напоминала об обязанности милосердия и снисходительности, чистота отражала безупречность науки и обычаев, блеск освещал все поступки, а тяжесть указывала на необходимость совершенствования всех деяний. Однако большинство людей искало в магии драгоценностей лишь материальную выгоду и способность украшения внешности. Уже римский поэт Тибулл писал: «О проклятые собиратели самоцветов зеленых, красильщики нарядов финикийских, насыщенных красным цветом, их вина, что пурпур одеяний, их то вина, что блеск жемчужин сводит девушек с ума».

Разумеется, можно задуматься, стоит ли обвинять богачей за бабскую алчность. Но так или иначе, похоже, что знакомство с источниками, описывающими магические свойства драгоценностей, не повредило бы авторам текстов фэнтези.


P.S. Драгоценные камни как женские украшения и как амулеты – это тема, в которой можно утонуть с головой. Однако пан Адам коснулся интересного аспекта этой темы: золотые перстни (с драгоценными камнями) высших священников римской католической Церкви – так называемые епископские (в число который входят и кардинальские). Приглядимся к ним:

Особый случай – перстень Папы Римского (так называемое “кольцо рыбака”). Такой перстень индивидуален – он вручается новоизбранному Папе и уничтожается после его смерти.

(Окончание следует)


Статья написана 26 мая 2023 г. 22:25

(САПКОВСКИЙ и ДРУГИЕ – продолжение6)

Горилка и польское дело, или «Pół basa u AS-a»

Изрядная часть авторов фэнтези относится к алкогольным напиткам противоречиво. С одной стороны, много таких, которые снаряжают своих героев пристрастием к чему-либо покрепче (их излюбленный напиток – это гномовская самогонка), а с другой – таких, которые вспоминают о пиве, вине и меде, трактуя высокопроцентные напитки с некоторой несмелостью. Из этого может следовать, что писателям не хватает знаний относительно тонизирующих напитков, употреблявшихся в средневековье. Здесь отчетливо выделяется Сапковский, который бескомпромиссно снабжает своих героев водкой, приведя этим в замешательство многих из своих читателей. А как все это выглядело в средневековье? Стоит ли в самом деле ссылаться на гномовские изобретения?

Как уже было сказано мною во вступлении, большинство миров фэнтези инспирировано европейским средневековьем, однако иногда стоит отправиться далее – на восток. Уже в III веке некий Чжан Хуа (Zhang Hua) упоминает вымороженное вино (это упоминание носит весьма неясный характер) и предостерегает, что злоупотребление им может вызывать состояние помраченности ума, длящееся многими сутками. Наверняка c 520 года н.э. китайские племена из Гаочана (Gaochang) платили подати вымороженным вином. Европа с этой точки зрения отставала. Лишь Парацельс в трактате “Archidoxis”, опубликованном ок. 1570 года, пишет о том, что получается, если выставить вино на мороз. К счастью, дистилляцию алкоголя освоили на нашем континенте гораздо ранее. Правдоподобнее всего, что эта технология была принесена в Европу из Китая, хотя некоторые ученые сомневаются в этом. Проблема заключается в том, что самогоноварение запрещалось в Китае под угрозой кары смертью и сам процесс дистилляции описывался завуалированно, с использованием аллюзий. Независимо от того, кому мы этим обязаны, в Европе начали использовать процесс дистилляции для получения крепких напитков уже в XII веке. Первые сообщения исходят из Италии. Упоминает об этом «Салернский кодекс здоровья», датируемый 1167 годом. Крепкий алкогольный напиток, получаемый в результате дистилляции, назывался aqua ardens (огненная вода) или aqua vitae (вода жизни). В XIII веке натыкаемся на упоминания о десятикратной дистилляции чего-то вроде бренди, благодаря чему достигалось 90% содержание алкоголя в продукте. Из этого отчетливо следует, что Сапковский прав и дальнейшее поддержание трезвости в мирах фэнтези не имеет смысла.


P.S. Винная культура Китая, вымороженное вино… Да уж, древние китайцы знали в винах толк:

Но дистилляция – это нечто! Не самый сложный процесс,

но как постепенно приходили к нему люди (причем на всех континентах):

А уж когда дорвались в Европе,

тут и понеслось…

«Салернский кодекс здоровья»

С ним, собственно, полезно познакомиться и ныне:

(Продолжение следует)


Статья написана 25 мая 2023 г. 22:01

                                                                                                                                                   (САПКОВСКИЙ и ДРУГИЕ – продолжение5)

Наваха, или Как дрались в темных переулках

Слово navaja (наваха), означающее характерного вида складной нож со слегка искривленным лезвием, происходит от латинского слова novacula (бритва). Наваха происходит из Испании и, судя по всему, была оружием представителей низших слоев общества. В «Божьих воинах» Сапковский описывает гуситского тайного агента, который пользуется этим оружием. Поскольку все серьезные описания технических приемов владения таким оружием происходят только из XIX века, трудно что-либо сказать на эту тему. Несомненно, это было смертоносное оружие, и Анджей Сапковский знал, что делает, когда вручал его профессиональному убийце. Наваха была столь удобным и действенным в ликвидации интерперсональных проблем оружием, что в XVII веке ее стали использовать исключительно в виде Navaja Carraca. Название Carraca происходит от специфического отзвука, которым сопровождается открывание этого ножа – громкого “krrrak”. Вроде бы это должно было затруднять работу наемных убийц. Несколько средневековых учебников описывают основы ножевого боя. В них превалируют технические приемы действия в непосредственном столкновении или на полудистанции. А также отдается предпочтение колющим, а не режущим ударам. Вероятно это связано было с большей эффективностью этих первых и необходимостью проникновения сквозь грубые средневековые одеяния. И наконец еще одна интересная деталь, связанная с навахой: существовала версия этого ножа, специально предназначенная для использования женщинами и называвшаяся salvavigro (дословно «защитница девственности»). Как показывает само название, пресловутое лезвие служило здесь правому делу…


P.S. Наваха… Жуткое, хищное, но безумно красивое и болезненно привлекательное оружие:

И несколько жанровых сценок:

У этого последнего парня, похоже, во-о-от такой инструмент:

А здесь представлен эпизод из наполеоновских войн: испанские женщины вырезают французский гарнизон, умело орудуя навахами:

(A suivre)


Статья написана 24 мая 2023 г. 22:46

                                                                                                                                                   (САПКОВСКИЙ и ДРУГИЕ – продолжение4)

Свинские штучки, или Как помочь военной удаче

В литературе фэнтези часто описывается ослепляющий порошок – дескать, сыпнув его в глаза, можно вывести из строя даже самого сильного противника. Такая субстанция – shersken – выступает, например, в книгах Яцека Пекары. Трудно сказать, откуда автор цикла о Мордимере черпал свои знания, однако такого рода субстанция, вне сомнения, использовалась в средневековье. Упоминавшийся ранее Фьëре дей Либери приводит рецептуру препарата – смесь высушенных и растертых в порошок растений, которая, попав в глаза противника, может даже навсегда лишить его зрения.

В других документах упоминается применение рукоятки меча (для внезапного удара в лицо) или бросание в противника шлема, чтобы его отвлечь и получить долю секунды для решающего удара мечом. Как видим, поединок в средневековье, особенно в случае реальной, а не турнирной схватки, зачастую не имел ничего общего с тем, что мы называем рыцарством. Сражались, чтобы победить, особо не заморачиваясь правилами fair play.


P.S. Ну вот, например, несколько рекомендованных штучек:

(A suivre)


Статья написана 23 мая 2023 г. 22:28

                                                                                                                                                  (САПКОВСКИЙ и ДРУГИЕ – продолжение3)

Госпожа Каренира бьет ногой, или Здесь был Чак Норрис…

У Феликса Креса Каренира, нимало не задумываясь, бьет противника ногой, подобно тому как это делают демерит Шарлей и другие герои Анджея Сапковского. Силк из романа Эддингса даже бьет ногой в прыжке. Сохранились ли какие-либо доказательства явления Чака Норриса народу в средневековье? Их более чем достаточно. «Манускрипт I.33» содержит иллюстрацию пинка (рис. 5). Другие документы также предлагают использовать удары ногами в мечевом бою. Одним из таких документов является fechtbuch Ганса Талхоффера. Содержащаяся в нем иллюстрация (рис. 6) показывает, как применяется пинок в ходе мечевого боя. Другой технический прием представлен в одном из известнейших учебников вооруженного единоборства – “Flos Duellatorum” Фьëре дей Либери (рис. 7). Считалось общепризнанным, что пинки и удары ногами могут дезориентировать или покалечить противника, однако поскольку в поединке сходились бойцы с оружием в руках, следовало применять их с осторожностью, в ситуации, когда оружие противника блокировано, потому что в ином случае подобный прием быстро завершился бы отрубанием наносящей удар конечности.


P.S. Иллюстрация из «Манускрипт I.33»:

Иллюстрация из учебника Ганса Талхоффера:

А это иллюстрация из “Flos Duellatorum”:

Ну и иллюстрация к последнему замечанию Пшехшты относительно необходимости осторожности:

(A suivre)





  Подписка

Количество подписчиков: 94

⇑ Наверх