Побывала накануне на открытии абсолютно изумительной этнографической выставки из из собрания Российского этнографического музея/ Санкт-Петербург/.
Почему изумительной, поймут в основном дальневосточники. Если для россиян в целом "Наше все" — Пушкин, то для жителя юга Дальнего Востока это — Владимир Арсеньев- человек открывший миру Уссурийский край.
Представленная коллекция — это собранные в экспедициях 1909-1910 гг предметы материальной и духовной культуры малых народностей Дальнего Востока — удэгейцев, нанайцев и орочей: одежда, предметы быта, амулеты, статуэтки, изображающие духов воды, воздуха и леса, которые "помогали" древним шаманам в решении бытовых проблем или лечении болезней. Дополнена выставка фотографиями из коллекции Приморского краевого музея им.Арсеньева, демонстрирующими жизнь и быт коренных обитателей Приморья в начале прошлого века.
По словам куратора выставки, заведующей отделом этнографии народов Севера Российского этнографического музея Валентины Горбачевой, коллекция демонстрировалась только один раз — в Санкт-Петербурге в 1911 году и имела тогда огромный успех. Сейчас ценность коллекции возросла многократно: большинство экспонатов уникальны, современные удэгейцы и нанайцы уже забыли об их значении и утратили секреты их изготовления.
Но вот сами удэгейцы оказались не согласны с куратором выставки. "Старшее поколение до сих пор хранит подобные предметы. У меня в коллекции есть точно такая же, как на выставке, сумка, которая досталась мне от матери и перейдет от меня к сыну",- рассказала председатель Приморской общественной организации коренных малочисленных народов "Кедр" Раиса Андрейцева. Открытием для современных удэгейцев стало только одно: рисунок на сделанном из рыбьей кожи женском халате. На нем переплетающиеся красные и синие линии образуют сложный узор, символизирующий духов воды и леса. Такое, по словам удэгейской мастерицы, уже не повторить: секрет нанесения рисунка на кожу уже утрачен, да и рыбы на целый халат уже не добудешь — выделяемые квоты на рыбную ловлю не позволят. Но воспроизвести узор на ткани и в шелке пообещала.
Фото: семейное
Р.S. Друзья, я не забыла о вашем существовании. Просто после выхода из отпуска на меня обрушился целый вал работы. Но в ближайшее время мы с вами обязательно:
1. Побываем на международном кинофестивале стран АТР "Меридианы Тихого". Список "звезд", для которых вместе придумаем вопросы, появится в ближайшие дни.
2. Побываем на Дне тигра и вернемся к "звериным" историям.
3. Отправимся в Шкотовский район Приморья снимать водопады осенью
4. Вновь вернемся в этнографический парк "Изумрудная долина", чтобы посмотреть на разноцветные отражения в осенней воде рек.
5. Дочитаем целый ряд книг, ближайшая из которых "Шмяк" Пратчетта.
Решила продолжить чтение цикла Дэвида Вебера и Стива Уайта "Космический шторм". Почему я никогда не слушаю внутренний голос, который мне в этот раз настойчиво шептал: не надо! Не порти впечатление от первого романа -"Крестовый поход". Знаешь же, что Вебера лучше не читать подряд, а вторая книга у него, как правило, много хуже первой, удачной. Нет, надо было помотать себе нервы. Это было ужасно, ужасно скучно. Чтение статистического отчета о работе нашей краевой администрации во сто крат интереснее. Даже чтение квартального баланса социального фонда много занимательней. Очень редко ставлю столь низкую оценку произведению, которое удалось дочитать до конца. Поэтому с радостью НЕ РЕКОМЕНДУЮ: Дэвид Вебер "Земля Смерти":
И ВНОВЬ С ВАМИ ГАЛАКТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ!
Только что поступило срочное сообщение. Штаб Военно-Космического флота сообщает, что во время выполнения планового астрографического исследования 27-астрографическая флотилия под командованием коммодора Брауна была атакована неизвестным противником. Судьба флотилии неизвестна. Мы будем следить за развитием событий. И далее в наших новостях...
СРОЧНОЕ СООБЩЕНИЕ! ВЕРОЛОМНОЕ НАПАДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ВРАГА! ЭТО ПОЛНОМАСШТАБНАЯ ВОЙНА, ЗАЯВЛЯЮТ В ШТАБЕ ВКФ!
Штаб ВКФ сообщает, что в результате вероломного и ничем не спровоцированного нападения неизвестного врага, после долгих и кровопролитных боев, корабли ВКФ оставили пограничные системы Индра и Сартоса. "Наши потери огромны. Это полномасштабная война с врагом, который не идет ни на какие компромиссы",- заявляют в штабе ВКФ. И далее в нашей программе...
СВОДКА ШТАБА ВКФ.
В течение суток корабли ВКФ Земли вели бои за звездную систему Индра. Потери земного флота составили 40 крейсеров, 60 линейных крейсеров, 10 авианосцев, 300 штурмовиков, 50 тысяч личного состава. В результате тяжелых боев ВКФ удалось оттеснить врага от колонии Индра. "Потери среди гражданского населения чудовищны. Эти твари нас просто едят!",- рассказывает представитель штаба.
И далее в нашей студии: "Перевод промышленности на военные рельсы", комментарий нашего военного эксперта, "Командование ВКФ проявляет вопиющую некомпетентность",- у нас в гостях депутат парламента от демократической партии. "Кто такие враги и почему они нас едят",- мнение компетентного экзобиолога.
СВОДКА ШТАБА ВКФ за 300-день военной операции против арахнидов. Наши войска....
И так далее. Пухлый том, состоящий исключительно из нудного и скрупулезного перечисления того, сколько было кораблей в том или другом подразделении, какие и куда из них выдвинулись, с какими силами противника встретились — подробное перечисления сил врага обязательно, сколько сделали выстрелов и из какого оружия, сколько и каких кораблей было уничтожено или выведено из строя, с непременным перечислением всех повреждений.
Помниться, в дни моего детства, книжные магазины были забиты военными мемуарами. Как чтение, они не были особенно интересны: тогда еще не было литературных негров и каждый писал свои воспоминания, как умел. Да и цензура была ого-го. Поэтому мемуары не содержали самого главного: тех чувств, которые испытывает человек на войне, ощущения трагедии целых народов и отдельных людей. В основном, это было сухое перечисление фактов и событий, подкрепленное выдержками из архивных документов, что было интересно, в основном, историкам.
Так вот, чтение этих мемуаров было в сто раз интереснее, чем этого, с позволения сказать, фантастического романа. Вообще непонятно, зачем надо было продолжать вполне законченную и удачную книгу, какой был "Крестовый поход", который отличался стремительным сюжетом, разнообразными декорациями, адекватными героями и вполне приличным балансом "боевого" и "мирного"?
Вроде бы все перечисленное то же присутствует: действие масштабно и охватывает всю Галактику, в него вовлечены сотни героев — не только людей, но и инопланетян. Это даже не сюжет уже, а огромное батальное полотно, завлекающее в западню любого любителя боевой фантастики.
Только вместо щекочущего нервы приключения получаем сухой статистический доклад. В старых мемуарах и сводках совинфорбюро подлинных чувств и ощущения трагедии в миллион раз больше, чем на сотнях и сотнях страницах этого романа. И нет для читателя никакой надежды, выхода никакого не предполагается. Продравшись через гору скучнейшей информации, в финале снова:
СВОДКА ШТАБА ВКФ за 1000-й день военной операции против арахнидов. В течение суток корабли ВКФ Земли и союзников...
P.S. Лечение мозга решено продолжить микстурой от Пратчетта.
Уже пару раз обещала рассказать о новом театре во Владивостоке. Но, каждый раз, не выполняла обещание. Надоела уже: театр, театр... При чем тут театр, в каждом городе такой есть. Тем более, зачем театр оперы и балета в городе с населением в 600 тысяч?
Скорее, этот пост будет даже не о театре, а том, почему я изменила свое мнение. Когда театр решили построить и включили его в программу подготовки к саммиту АТЭС, я была категорически против "такой неразумной траты государственных средств". Что у нас нет других, более насущных проблем в регионе: дороги, детские сады, медицина. Я критиковала эту идею все время строительства, которое затянулось на год дольше чем планировали и стоило на 4 млрд рублей дороже, чем надеялись. На открытие театра осенью прошлого года я, как и большинство журналистов, накатала ехидную статью о туалетах, в которые проблематично попасть, лифтах, в которые надо выстаивать огромные очереди и номерках, которые не подошли к вешалкам. Мое мнение не могли изменить ни красочные премьеры, ни многочисленные пресс-конференции заезжих звезд.
Его изменили мастер-классы, которые в январе давали для учащихся местных музыкальных школ ведущие педагоги творческой школы "Новые имена". Мужу надо было снимать это мероприятие, которое пришлось на субботу, а поскольку с утра он отвез меня на мое "событие" и торчал там два часа, я посчитала справедливым сопровождать его на эти мастер-классы, которые представлялись мне необычайно скучными.
Я приготовилась поспать в углу, но внезапно обнаружила, что действо меня увлекло. Уроки провели скрипач Алексей Маевский и пианист Максим Филиппов, которые являются преподавателями Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.
Участниками мастер-классов стали шестеро юных скрипачей и пианистов из Владивостока и Уссурийска в возрасте от 12 до 14 лет.
Было просто удивительно наблюдать, как изменяется манера игры юных музыкантов под наблюдением опытных педагогов всего лишь за каких-то 30-40 минут, даже для моих "медвежьих" ушей была слышна разница. Было странно видеть, как всего лишь за десяток минут менялись сами дети: лица становились светлыми и восторженными, движения уверенными и точными.
Музыка, к которой я была всю жизнь равнодушна, предпочитая джаз и рок, околдовывала и очаровывала, подготавливая почву для изменения мнения. Последней точкой стало признание педагогов, что, конечно, можно заниматься и клубе, но этот зал/ а дело происходило на малой сцене/ с идеальной акустикой заставляет проявлять все возможное и невозможное мастерство.
Вот с этого момента мое мнение начало меняться кардинально. Все боялись, что после первого всплеска интереса, никто больше не пойдет на спектакли. Но начался уже второй сезон, а зал полон на 90 проц. На спектакли и концерты едут из других городов, и даже других стран: на Мацуева и Гергиева приезжали специально из Японии, Китая и Республики Корея.
Оно, конечно, хорошо, когда и дороги, и медицина, и детские сады, но вот я думаю, будет ли от них толк, если будет потеряно что-то главное. Если вырастим из детей людей, то будут и дороги, и детские сады и медицина. И ничего этого не будет, если вырастим очередных эгоистичных ублюдков, думающих только о том, как набить свой карман. Поэтому я, поменяв свое мнение, поддерживаю сейчас строительство не только театра, но и кампуса федерального университета и спортивного комплекса "Фетисов Арена", проведение культурных и спортивных фестивалей и любых творческих проектов молодежи.
Теперь немного о самом театре. Приморский театр оперы и балета – второй в Дальневосточном регионе после Государственного театра оперы и балета Республики Саха /Якутия/. По техническому оснащению здание считается на сегодня лучшим в России.
При проектировании театра в качестве образца был выбран один из самых современных театров в мире — оперный театр в южнокорейском городе Коян. Архитектурной особенностью здания стал стеклянный главный фасад, выполненный по принципу "куба в кубе". Здание состоит из трех подземных и семи надземных этажей. Здесь есть две сцены -большая на 1350 мест и малая на 312 мест, 20 гримерных, 14 лифтов, в том числе два грузовых подъемника, семь буфетов и один ресторан.
Самым большим достоинством считают уникальную акустическую систему. В залах театра принято интересное решение – деревянный подвесной потолок c минимумом металла, который крепится на ванты. Во время звучания музыки потолок дает резонирующие колебания, словно дека в скрипке. Кроме того, в обоих залах установлены по три вида специальных панелей, которые отражают, поглощают и рассеивают звук.
Творческий коллектив театра – это оркестр, хор, оперная и балетная труппы. В его составе работают артисты из России, Украины, Киргизии, Болгарии, Румынии, США, Бразилии, Южной Кореи и Японии.
По репертуарному плану театр работает с апреля этого года. Сейчас в репертуаре балетной труппы" "Лебединое озеро" и несколько одноактных балетов. Оперный репертуар более обширен: "Евгений Онегин", "Паяцы", "Алеко" и "Кармен". Все спектакли — полномасштабные, с декорациями и костюмами. Последняя премьера — "Кармен"- просто великолепна по постановке и актерскому исполнению.
В первом сезоне на большой и малой сценах театра прошло более 80 спектаклей и концертов, на которых выступили Елена Образцова, Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Борис Березовский, Сергей Ролдугин, Курт Ридль, Клаус Прюнстер и другие.
Приморцы впервые смогли познакомиться с творчеством симфонического оркестра Мариинского театра, французского струнного квартета "Паризии", хора мальчиков монастыря Святого Флориана из Австрии.
Второй сезон открылся 22 августа. В новом сезоне театр готовит для зрителей несколько масштабных фестивалей и премьер. Первым проектом станет музыкальный фестиваль "Приморский ключ". Со 2 по 13 сентября симфонический оркестр Приморского театра оперы и балета выступит в 13 городах и поселках края. В концертах также примут участие гости из Москвы — заслуженный артист России, пианист Юрий Богданов и виолончелистка Елизавета Сущенко.
В сентябре приморцы также смогут стать участниками фестиваля "Хоровой мост: Москва-Владивосток", который будет посвящен 175-летию М.П. Мусоргского. В фестивале примут участие хоровые коллективы Дальневосточного госуниверситета и МГУ им. Ломоносова.
Еще один фестиваль, но уже в ноябре, познакомит приморцев с творчеством Шостоковича. В его программе — девять концертов, на которых симфонический оркестр театра исполнит все симфонии великого русского композитора.
Ждут зрителей в первой половине сезона и две большие премьеры. В репертуаре театра на октябрь значится премьера оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", а в конце года приморцы смогут увидеть большую балетную премьеру — "Щелкунчик" Чайковского.
Фото: собственное, Приморский театр оперы и балета
В прошлый раз я рассказала вам о болезни и выборе лекарства. Теперь хочу рассказать о том, как идет лечение. К качестве лекарства был выбран чистый космический боевик от Дэвида Вебера и Стива Уайта "Крестовый поход"из цикла "Космический шторм". Почему не Харрингтон? В этом цикле я уже добралась до романов, которые превратились в неменьшее занудство, чем то, от которого я ищу лекарство. Хватило ли одной книги, чтобы восстановиться? не скажу. Нужен повторный курс- вот как меня шарахнуло!
Мой мозг был тяжко болен после длинной и занудной фэнтези-саги. Ему были явно противопоказаны философские рассуждения, двойные и тройные смыслы, сложные внутренние миры героев, мучительные поиски истины, размышления на тему "В чем смысл жизни", " Кто виноват", Что делать" или "Кто за все это заплатит". Но при этом нервные клетки жаждали привычного объема печатной информации.
Сразу скажу, в этом романе я нашла, что искала. Описания масштабных космических сражений — от единичных стычек до столкновений целых флотов с участием "авианосцев", крейсеров и космических станций, наземных операций с вооруженными до зубов спецназовцами — простыми парнями и девчатами с прямолинейным армейским мышлением, редких политических баталий с участием мерзавцев разных мастей, скрашенные простым солдатским юмором с "русским" оттенком. Эта смесь прошивала мой мозг, как нейтрино Вселенную, не задерживаясь в ячейках памяти и не травмируя оные избыточной информацией и прочими возможными побочными эффектами чтения незнакомой книги.
Сюжет прост, как правда. На человечество, пережившее несколько кровопролитных войн с инопланетянами и с трудом обретшее мир, надвигается страшная опасность. Ему угрожает мощный флот пришельцев — религиозных фанатиков, жаждущих обратить людей в странную веру, в основе которой лежит поклонение...Земле. А фанатики и есть фанатики — они не приемлют переговоров, не сдаются и обращают в свою веру исключительно мечом, а не словом.
Действие развивалось стремительно, охватывая целые звездные системы и космические регионы, нигде не задерживаясь надолго: времени хватало только на беглое ознакомление с героями и обстановкой, быстротечный космический бой или короткую политическую перебранку. А затем опять – в путь-дорогу — к новому месту сражений и новым героям.
При этом количество героев таково, что просто невозможно выделить кого-то, как главного — их много, они разнообразны, и автора, как правило, интересуют не их личностные качества, а боевые навыки и подготовка.
Не поймите меня неправильно. Все перечисленное — это "плюсы" романа. Еще один "плюс" — наличие и пусть краткое, но описание разнообразных цивилизаций. Культуры "котов" или маленьких "павианов" показались очень удачными, даже несмотря на выраженный милитаризм. Да и образы инопланетян, особенно адмирала Ланту, оказались более колоритными, чем землян.
Кстати, о Ланту. Несвойственно для Вебера, но благодаря этому герою, удалось внести некую, пусть и почти эфемерную, смысловую составляющую и явную трагическую нотку, что только скрасило действие.
А в нем, этом действии, уже есть все, что будет реализовано в последующей серии о Харрингтон. Масштабные космические бои, военные-герои, как последний оплот утраченной гражданскими чести, доблести и верности, армия, как важнейший институт цивилизации, мерзкие политики, из своих мелких корыстных интересов ведущие Человечество к гибели.
Так что я проглотила эту "микстуру" даже не поморщившись, истратив на пухлый том всего лишь пару дней. Роман ничуть не хуже "Космической станции "Василиск". Внимательный читатель даже обнаружит на страницах "Крестового похода" прообраз Хонор Харрингтон и "зародыш" сюжетных ходов будущей космической эпопеи.
Я все-таки сделала это! Я дочитала Дэйва Дункана "Избранники"! Моя воля крепка, нервы стальные и, хотя мой мозг и пострадал от такого чтения, могу гордиться собой. Я одолела все бессмысленные шастанья по обширному миру, все стенания, слезы и тайные желания героинь, все терзания героев, все монологи и диалоги. И даже скачку через поле на десять страниц. Я горжусь собой. Но повторить это, даже ради вас, мои Друзья-читатели, я никогда больше не смогу. Ни за какие коврижки. Никогда. И простите мой ироничный и немного язвительный тон в этом отзыве. Итак, Дэйв Дункан "Живое божество"
Я тяжело ранена Занудством, Друзья. Если бы я была наповал убита Скукой, это было бы во сто крат лучше. Тогда какой-нибудь волшебник Терри Пратчетт или Нил Гейман, к примеру, мог бы меня оживить волшебным образом воздушным сказочным сюжетом, легкой иронией или злободневным юмором. И я восстала бы, как феникс из пепла, и с новыми силами набросилась на чтение, приобретя по ходу иммунитет к длиннотам и откровенным глупостям.
Но нет, мне не суждена столь легкая учесть. Я ранена в самый мозг. Не то, чтобы слишком тяжело, но вполне достаточно, чтобы в страхе шарахаться от любого пухлого тома, подозревая в каждом авторе того, кто может нанести очередной коварный удар в мою незажившую рану. Чтобы она расплывалась черным, ядовитым пятном по моему сознанию, отравляя каждую минуту чтения книг любимого некогда жанра.
Мне даже сложно сказать, чья рука нанесла мне эту ужасную рану. Может это был император Шанди, который десять страниц к ряду пел дифирамбы любовнику своей жены, объясняя ей почему ему так нравятся ветвистые рога в качестве дополнения к короне? Или это была его неверная женушка Эшиала, умудрившаяся на пересечение поля на лошади потратить десяток страниц? Скакала, скакала, упала, мозги вышибло... Почему никто не добил?
А может это была пухлая рука лорда Ампили, который любит знакомить нас с подробностями меню любой попавшейся таверны? Или, нет, даже подумать страшно, это была рука вечно хныкающей, заносчивой принцессы Кейди! Ее взвизгивания и беспричинные рыдания признаться изрядно расшатали мою нежную нервную систему.
Мне бы не хотелось думать, что коварный удар нанесла рука короля Рэпа — героя, который на протяжении всего долгого четырехтомного чтения не вызывал неприятия. Но и его можно заподозрить: сколько можно было бесцельно мотаться по миру и колебаться, как... Нет, не буду травить свою незажившую рану.
Ну вот, выговорила душившие меня эмоции, выплеснула на вас болевые ощущения от свеженанесенной раны. Теперь можно спокойнее, хотя и добавить особо нечего: герои продолжали весь четвертый том бесцельно бродить по миру, следуя разработанной ранее стратегии — ничего не делать, много и занудно говорить- наверное, чтобы заморить этой нудностью главного врага до смерти — и погружаться в мелкие бытовые подробности. Которые, к слову, в этом томе приобрели явный эротический оттенок. И правильно, чего время зря терять?
Весь третий том герои, по большей части — героини, все грезили о сексуальном насилии. Все гадали — изнасилуют- не изнасилуют. Но были это только тревожащие мысли, будоражащие сны. В конце пути героям, видим, надоело грезить и мечтать, и они перешли от слов к делу. Строго по анекдоту: "Вчера меня изнасиловали под мостом. Сегодня опять пойду туда гулять". При этом опять же все пикантные подробности больше напоминают подростковые фантазии, чем взрослые игры. От чего эта вспышка сексуального интереса? Может в предвоенном воздухе что?
И вообще, кого она интересует уже эта война с главным мордорцем, когда такие дела творятся? Чего время тратить, когда была проделана такая подготовка? Быстренько выполнили пророчества, быстренько скрутили поганца, пропели славу победителям и опять ... за разговоры-переговоры.
Нет, Друзья, боюсь, эта рана еще долго будет давать о себе знать. Мозг надо срочно лечить. . Попробую я ка для этого умеренные дозы космического боевика без всякой идейной составляющей. Сплошное мочилово с бластерами-шмастерами и бравыми десантниками, не склонными к диалогам, монологам и душевным рефлексиям. Потом может капельки от какой-нибудь сказочницы типа Дианы Джонс. или микстуру от сэра Терри. И никаких фэнтези-эпопей. Они мне теперь будут долго противопоказаны.