fantlab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Умирающий свет»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Оценок:
928
Моя оценка:
-

подробнее

Умирающий свет

Dying of the Light

Другие названия: After the Festival

Роман, год; цикл «Тысяча миров»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 89
Аннотация:

Это было семь стандартных лет назад. У Дерка была возлюбленная, но им пришлось расстаться. И при расставании он подарил памятный драгоценный камень, дав обещание сразу же прийти на помощь, как только в руки попадет этот камень. То был глупый жест юного романтика. Но однажды его нашли, и камень вернулся к нему. Говорящий камень, напомнил об столь нелепом обещании, о котором он и так не забыл. С этого все и началось, хотя прошли годы с тех пор, как все кончилось. Что она может хотеть от него сейчас? Человек, который ее когда-то любил, тот, другой Дерк т'Лариен, дававший обещания и даривший драгоценности, давно умер.

И вот, чтобы спасти возлюбленную, ему пришлось оказаться на необычной планете-страннике. Но здесь все иначе. Уорлорн – покинутая, никем не управляемая планета мёртвых городов и умирающих лесов, в ее пустынных уголках немало странного и опасного, а в лесах полно убийц с четырнадцати планет. Дерк попадает в переплет целого ряда проблем. Но это не самое страшное. А данные обещания надо исполнять, уж он-то знает это. Поздняя надежда… Неопределенность между чувством и долгом…

Охота началось! Все, что им необходимо сделать, это выжить! Что же их ждет?

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1978 // Роман

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1979 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

Похожие произведения:

 

 


Умирающий свет
1995 г.
Умирающий свет
2001 г.
Умирающий свет
2015 г.

Периодика:

Analog Science Fiction/Science Fact, June 1977
1977 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Dying of the Light
1977 г.
(английский)
Dying of the Light
2012 г.
(английский)
Valguse hääbumine
2020 г.
(эстонский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

То, что Джордж Мартин написал замечательный цикл про Песнь льда и пламени — это хорошо, конечно. Даже очень хорошо. Но ведь это не было его пробой пера, и до ПЛиО у него были другие работы, о которых большинство не знает. Где-то параллельно чтению «Игры престолов» я купил первую книгу антологии «Дикие карты», в которой Мартин был составителем. А также написал пару рассказов, задав тон всему сборнику. И «Дикие карты» как-то мне не очень зашли, если честно. Потом еще кое-какие рассказы Джорджа Мартина попадались, но не скажу, что они чем-то особенным запомнились.

И в какой-то момент мне стало интересно, с чего же вообще Мартин начинал. Оказалось, это роман «Умирающий свет», который легко можно найти в продаже. Если честно, сложилось впечатление, что этот роман писал совсем другой человек. Оно и понятно, в 1977 году Мартин сам еще был, как мне кажется, мало кому знакомым. Чувствуется, что к ПЛиО у мастера уже была набита рука.

«Умирающий свет» рассказывает о мужчине по имени Дерк, который по первому зову своей бывшей возлюбленной отправился на далекую загибающуюся планету. Уже на этом этапе я не совсем понимал мотивацию героя. Да, 7 лет назад он состоял в отношениях с прекрасной девушкой, которой подарил волшебный камень. Если с девушкой что-то случалось, другой камень мужчины загорался, сигнализируя о призыве о помощи. Вот только девушка без особых разъяснений его бросила и улетела в дальние дали. А тут вдруг загорелся камень. Вдруг спустя 7 лет снова забрезжили лучики любви?

На далекой планете, которая через какое-то время останется без солнца, Дерка встречают с хлебом-солью его бывшая ненаглядная со своим другом. Оказывается, бывшая уже замужем, причем за мужем, у которого есть свой то ли муж, то ли брат. Вам непонятно? Вот и Дерку тоже. На что бывшая девушка, Гвен, отвечает, что все ему постарается объяснить и даже познакомит с мужем. На каком-то этапе объяснений Дерк вспыливает, а Гвен ему говорит — вот тебе диплом моего мужа по обычаям населения планеты на 1000 листах, прочтешь-поймешь.

Получается, что Дерк как варвар врывается в новый мир, который живет по совсем другим законам. В этом мире есть несколько Главных Семей, которые всем заправляют и их никому нельзя трогать. У Семей есть свои последователи, скажем, вассалы, которые при наличии семейной броши тоже неприкасаемы (дабы между семьями не возникло вражды). Ну а все остальные — это рабы-изгои, которых можно уничтожать при первом появлении на глаза. Дерку предлагают брошь, дабы оградить от неожиданных бед, но ему не хочется быть рабом у каких-то там авторитетов. И тут же сразу же проблемы сваливаются ему на голову, из-за чего все Семьи оказались в положении войны.

«Умирающий свет» — это и драма, и боевик, и триллер, и местами любовный роман в фантастическом сеттинге. Он очень похож на классические фантастические романы 60-70-х годов. Мартин попытался создать новый уникальный мир со своими законами и обычаями, а главная мысль романа — не лезь туда, в чем вообще не разбираешься. Для меня в романе нашлось слишком много каких-то странностей и нелогичностей. Дерк как слепой мальчик лезет со своим уставом в чужой огород, причем больше из-за обиды, что его девушка теперь с другими. Другие тоже интересны по своей природе. У них есть такое правило, что в какой-то момент жизни ты обзаводишься тейном, который является и твоим братом, и телохранителем, и мужем (да, спят вместе). Тейн может жениться, и тогда они спят втроем. Ничего не понятно, но вот так надо. Но самое главное, что меня заставило улыбнуться — Дерк только в самом конце спросил у Гвен, зачем она его вызвала. Представляете? Почти весь роман он просто как бильярдный шар катался туда-сюда, стучась головой о бортики, наломал кучу дров, а только потом подумал, что он вообще здесь делает. И если он задался этим вопросом раньше, он мог улететь в тот же момент назад, как только прилетел. Это ли не дурость?

Гвен, единственная женщина в романе, тоже толком не может определиться, что ей нужно в жизни и кто ей нужен по жизни. Как такая ветренная женщина могла завоевать столько сердец?

Роман динамичный, читается легко, но не могу сказать, что он мне понравился. Ни одному герою не сочувствуешь, хочется побыстрее сбежать с этой варварской планеты. Восторженных отзывов не понимаю, но принимаю.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главный герой Дерк т'Лариен получает сообщение от бывшей возлюбленной Гвен и бросив всё летит на умирающую планету Уорлорн . Прилетев туда он узнаёт , что она практически в брачных отношениях с кавалаанцем Джааном Вакани — у жителей Верхнего Кавалаана это практически тройственный союз и Мартин посвящает достаточно много страниц объяснив нам их мироустройство с этими тейными , бетейными , кетами и прочим , в принципе мне этого объяснения хватило и всё было понятно . А вот Дерка эти разности культур приводят к тому , что на него устраивают настоящую охоту в опасных джунглях умирающей планеты . Вайб «Марсианских хроник» Брэдбери витал во время путешествий по заброшенным городам этой планеты — ведь каждый на свой манер строила отдельная цивилизация и эти города совершенно не похожи друг на друга ... Почему не поставил оценку выше ? Несмотря на то что Мартин мастерски описывает планету , брошенные города , раскрывает нам некоторые цивилизации (а ведь объём то у книги небольшой) — мне не хватило динамики — сама эта охота продолжалась не так долго — но тут наверное не к Мартину вопросы , а к человеку который аннотацию к книге писал ...ну и раздражала Гвен — та ещё роковая дамочка оказалась...

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

До прочтения «Умирающего света» Джорджа Мартина я знал исключительно как создателя прекрасных остропсихологических повестей фантастического характера, таких как, «Песнь о Лии» и «Портреты его детей», например, а вовсе не как автора эпичной и всеми любимой «Песни льда и огня», которую даже не читал пока что, но, разумеется, прочту. Если, конечно, проживу еще хотя бы годик-два. Прожить, черт, надо – хотя бы как раз ради того, чтобы прочесть эту самую песнь. Потому как если даже первый роман Мартина настолько крут, то какова же тогда самая эпичная из его работ?!

Но не будем о моем грядущем, поговорим о моем настоящем. Прекрасном, кстати. «Умирающий свет» роман красивый и идейно, и исполнением, но чем особенно особенен, так это драйвом, ритмом, подачей – хватает за самое горло уже после прочтения первых десяти-пятнадцати процентов, и не отпускает вплоть до последней точки. Начали читать на ночь? Гарантирую практически на все сто, рассвет встретите с книгой в руках.

Впечатлен я! Восторжен я!

Нет, ну и повести Мартина, скажу я вам, сплошное колдовство и наслаждение, но они-то поскромнее, в смысле объемом, а тут немаленький такой роман, но читаешь его взахлеб, как в детстве. О! Точно, именно, как в детстве! Я говорил, что я восторжен?

Пока бежал по строчкам «УС» в том отделе мышления, который у меня отвечает за подсознательное определение жанра так и мерцало немного нелепое «культурологический роман». Право, прости мышления, но что это за?.. А впрочем, что-то в этом есть, конечно. Одну из главных ролей в книге играет именно что культура. Культура кавалаанцев, к коим относится львиная доля персонажей, получает, конечно, самое яркое освещение, сияет всем обилием граней, но и культуры тех народов, что немного в тени мы тоже познаем весьма обширно, пусть даже обзорно. Очень все детально, красиво, последовательно и цельно. Даже не верится, что кавалаанцы придуманы, а не существовали в реальности. Остальные попроще, но и у них все красиво.

Место действия – планета, которая вот-вот должна погрузиться во мрак. Конфликт – любовный… многоугольник с отростками драматического характера. Герои – сплошные душки, отчаявшиеся и обреченные. Культура непохожая на нашу, судить которую шаблонной земной доктриной добра и зла просто нелепо, а потому необходимо вжиться, понять и принять. Я говорил, что я впечатлен?

Не роман века, не то, что нужно прочитать всем и каждому, но книга классная, способная потренировать и потешить ваше воображение и интеллект, вызвать эмоции и просто доставить удовольствие.

Благодарю за внимание.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это удивительная книга. Я ее прочитала почти 4 месяца назад, и тогда у меня не возникло ни малейшего желания сформулировать в словах свое впечатление. Однако я все чаще ловлю себя на том, что обдумываю «Умирающий свет», поворачиваю в голове историю и так и этак. Как будто какие-то впечатления зреют где-то на дне сознания, а потом всплывают на поверхность.

Я не понимаю, как ухитрилась проглотить это произведение за 4 вечера. На протяжении всего повествования герои вызывали настолько сильное желание приложить их головой об стену, что я то и дело откладывала книгу, чтобы выпустить пар и ничего не сломать :) Я считаю это плюсом. Это умопомрачительный талант автора — заставить читателя испытать такие бурные негативные эмоции и при этом продолжать читать запоем. К слову, сейчас я остаюсь при своем мнении — мне категорически не нравится ни один из персонажей книги. Не потому, что они «плохо прописаны». А наоборот, потому что они настолько живые, что воспринимаются и оцениваются как настоящие люди. И я таких людей не люблю.

Итак, что мы имеем. Вернее, кого.

Главный герой просто повернут на рефлексии, самокопании и литье слез над днями минувшими. К середине книги он раскачивается и начинает действовать, но совершает такие поступки, что уж лучше бы и дальше сидел на попе ровно. Впрочем, ближе к концу он взрослеет, вернее, даже мужает. Он познает ответственность, а потом вдруг научается лгать. Тут, конечно, каждый сам решает, как к этому эпизоду относиться, но в моих глазах это абсолютное падение. Ниже тараканов под плинтусом.

Главная героиня. Дама сердца, из-за которой весь сыр-бор. Обычная женщина, не отличающаяся ни пониманием, чего же она сама-то хочет, ни осознанием ответственности за свои поступки. Она очень боится серьезных разговоров, способных заставить ее хоть в чем-то определиться, зато любит просто молоть языком, как бы подначивая остальных. В принципе, вполне себе женская позиция — уболтать четырех мужиков, чтобы сами все сделали, все решили и за нее в том числе, а она как победные трофей достанется победителю. Конкуренток-то нет, а ее все любят, при чем каждый по-своему. Естественно, что она определиться не может, с кем ей больше нравится. Как же тяжело приходится мужчинам.

Далее из главных героев у нас есть два названных «брата». Кавычки — потому что на их родной планете очень запутанная система социальных взаимоотношений, которая по идее уже отжила свое. Но традиция — это то, что делает людей народом, поэтому она очень живучая. И вот один «брат» почти готов отречься от национального закостенения мозгов в пользу любви к женщине (а не к «брату» — о ужас и позор!), а второй просто мазохист, любит дом, отчизну, «брата», но терпеть не может бабу, которую тот, непутевый, в дом притащил. Есть за что — принесла разброд и шатание в неокрепший ум. Казалось бы, ну и пусть катится со своей стервой на край мира. Все равно вернулся бы. Ибо традиции, как и гены, пальцем по столу не размажешь. Но как истинный «брат» он пускается во все тяжкие — спасать, защищать и вразумлять. Самый колоритный персонаж, хотя его финал весьма предсказуем.

Ну и главный паук — на редкость мерзкий человек, представляющий из себя одно большое хитрож***е. К тому же конченный трус, да еще и малодушный слюнтяй. Сам себя перехитрил и не выдержал такого позора. Его стараниями вся каша и завертелась на радость читателю и на горе другим героям. И не дай Бог кому-то иметь такого человека в своем окружении и тем более подпускать его близко к себе. Врагу не пожелаешь.

Есть еще ряд совсем суровых второстепенных персонажей, которые не дают главным героям скучать и вконец увязнуть в их любовной паутине. Погони, травля, дуэли, массовые расстрелы и масштабные разрушения памятников культурного наследия наличествуют в большом количестве во второй половине книги. Есть какое-то мутное ощущение, что если бы эти второстепенные герои не взвалили на себя лямку и не потащили сюжет развиваться, то кто-нибудь из пятерки главных героев взорвался бы и решил все вопросы быстро и решительно (читай, перестрелял бы всех к чертям собачьим, взвалил трофей на плечо и полетел прочь наслаждаться победой) и роман закончился, не успев толком начаться.

Безусловно о героях можно говорить долго, но в конечном итоге они все однозначно второстепенны. Главное в книге — мир, улетающая прочь из галактики планета. Как символ дороги в один конец. По прямой и без возврата. И солнечное колесо в небе все дальше и дальше будто постоянное напоминание неотвратимости вечного смертельного холода. Как призыв ценить и чтить каждое мгновение света и тепла, жизни во всех ее проявлениях. Как часто мы об этом забываем и сколь многие забыли об этом уже совсем.

Если не ради сюжета, который лишь с середины превращается из размазывания соплей по скатерти в кровавый триллер, то только ради этого мира, гимна жизни в атмосфере умирания и последней осени уже стоит читать книгу.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Соблазнилась высокими отзывами о книге, но название как никогда соответствует повествованию. Умирающая планета, умирающие люди, умирающие музыки. Тоска до зубовного скрежета. Не хочется дочитывать.

Бред о племенных диких отношениях, унижение всех и всего.

Такое общество не способно выжить на чужой планете. По моему — жестокость, ничем не обоснованная жестокость способна погубить любое сообщество. А здесь — и рабство, и людоедство, и охота на людей, отрезание голов...

Иногда кажется: а нормальны ли вообще авторы, описывая ТАКОЕ...

Автор пытался выдавить из себя социолога и исследователя душ...

Ничего кроме возмущения книга эта не вызывает.

Странные герои, покорители вселенной жалки, трусливы, нерешительны. Главный герой не вызывает ни сочувствия, ни жалости...лететь через космос, чтобы освежить воспоминания о любви, семилетней давности — это что? Дурость? Героиня живет с двумя мужиками с возможностью попасть в абсолютное рабство когда ею будут пользоваться все кто пожелает и при этом сомневается — правильно ли она делает сбегая... ну чушь ведь несусветная

Терраформирована планета на 20-50 лет нормальной жизни. Что уж тогда не повернуть ее ближе к «Чертову колесу», раз такие великие дела свершили...

Весь окружающий ландшафт выписан ради того чтоб разобраться с отношениями между кучей мужланов и однрй женщиной. Что может быть глупее?

Полное разочарование!

Наш «Перевал/Поселок» Булычова в 100 раз лучше!

Ни Хьюго, ни Букера — вообще никакой премии не дала бы.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Противоречия, противоречия, противоречия…

Мертвый холодный мир (блуждающая планета) волею судьбы приближается к звезде и, не без участия человека конечно, взрывается буйством жизни- разнообразием биологических форм с разных планет, различных человеческих культур с их разнообразными техническими достижениями, разнообразной архитектурой, музыкой и т.д.

Но:

Фестиваль закончен, планета практически покинута людьми и вскоре космический холод должен стереть с лица планеты все следы былого буйства красок и эмоций.

Главный герой получает письмо от бывшей возлюбленной, кажется вот, сейчас, ушедшая любовь вновь вернется, но… все не так просто, письмо- обман, прошлое невозможно вернуть…

Или возможно?

Медленно, робко, ушедшее чувство начинает пробуждаться на фоне величественной красоты умирающей природы.

В этом Мире, начинающем путешествие в вечную ночь, злобный бесчувственный грубиян оказывается верным другом, всё понимающий друг- предателем, вчерашний герой – дряхлым старцем, человек- охотничьим трофеем, а самый свирепый хищник- жертвой стайки каких-то «мышей». Здесь прекрасная музыка смертельно опасна. Здесь чтобы быть собой, вот парадокс- приходиться изменять своим принципам, чтобы любить- надо страдать, а чтобы начать себя уважать- надо погибнуть.

Да, это фантастика, со всеми традиционными атрибутами- космические полеты, энергетические щиты, суперкомпьютеры управляющие зданиями вмещающими целый город, антигравитация, придуманные культуры (описано мастерски!), враждебная фауна и прочее, и прочее.

Но:

Все это лишь искуснейшим образом выстроенная декорация для описания таких банальных, и, все-таки, невероятно сложных человеческих отношений, поисков своего я, проблемы осознания своего места и своих целей во всем нам так хорошо знакомом и так мало нами изученном мире- мире людей.

Такие произведения доказывают, что фантастика это не только «леталки» и «стрелялки», как убеждено большинство людей фантастику не признающих, а жанр не только позволяющий писать произведения на «вечные темы», но и дающий дополнительные возможности для более глубокого раскрытия этих тем.

В заключение позволю себе не согласиться с авторами тех отзывов которые считают, что ГГ пройдя через все испытания стал этаким суперменом нашедшим ответы на все вопросы и поборовшим все страхи. Убежден, это далеко не так, в том и глубина исследуемого Мартином вопроса. Если бы идея была в этом (преодоление себя и своих страхов) Мартину ничто не мешало завершить историю победой ГГ в поединке (хотя и мало вероятной), либо сценой примирения, но…

Выйти на тот последний поединок, которым заканчивается повествование, означает для ГГ безусловно ПОБЕДУ над собой, НО(!) одновременно означает и ПОРАЖЕНИЕ- подчиниться внешним обстоятельствам, чужому мнению и даже предать старую любовь.

Отказаться от поединка означает ПОБЕДИТЬ — послать к черту чужое мнение, остаться собой, но при этом ПРОИГРАТЬ- перестать себя уважать, предать новую дружбу.

Мартин, оборвав повествование, мастерски и великодушно (спасибо) оставляет читателю право самостоятельно ответить на несколько «простых» вопросов- Как победить, когда все пути ведут к поражению? Как дружить когда предательство неизбежно? Как любить, когда любовь ушла? Как жить, если ты должен умереть?

Противоречия, противоречия, противоречия…

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одинокая блуждающая планета встречает на своем пути комплекс светил явно искусственного происхождения и становится интересным объектом для демонстрации людьми своего технологичного могущества и экономической расточительности. Так создан был целый мир, наполненный пестротой разных культур и инопланетных биосфер ради короткого Фестиваля. А уже через десяток лет, лишившись мимолетного тепла солнц, планета вновь превратиться в безжизненный и застывший во времени камень.

Но книга в малой степени о планете и еще в меньшей о солнцах — она в первую очередь о людях – по большей части из разных миров, а потому не понимающих даже мотивов поведения друг друга, не говоря уже о возможности хотя бы договориться.

Здесь выделено несколько заглавных персонажей, очень разных по характерам и мировоззрению, однако почти все события так или иначе завязаны на так называемых кавалаанцах, традиционализированном и замкнутом обществе людей. Все они сильные духом личности, из-за стремления выжить на суровой планете, за столетия войн и эпидемий, приобретшие крайне специфическую культуру и образ мыслей.

«Специфическую» не только для окружающих, но и для собственных представителей нынешнего поколения, которые приходят к мысли, что консерватизм и ярое следование традициям не всегда уместно, особенно в мультикультурном мире.

И отсюда приходит понимание и в какой-то степени разочарование. Автор, увлекшись описанием народов, посетивших эту планету и периодически забредающий в дебри этнографии, совсем скупо и бледно развернул другую сюжетную ветку, которая вроде как должна быть главной.

О женщине, которая понимает, что нарвалась на неприятности, погрязла в них по уши, но связана долгом принятой ею новой, но чуждой для себя культуры. Она и в чувствах своих не может определиться, потому что… ну так вот «все сложно».

О мужчине, который тешит себя надеждой на воссоединение с той женщиной, ради чего срывающегося в неизвестность по первому призыву. А на месте, вместо того чтобы, разобравшись в ситуации, принять окончательное решение, начинает мяться и раздумывать, впутываться во все новые неприятности, связанных с все теми же кавалаанскими традициями.

Об одних кавалаанцах, мечтающих осовременить собственное общество и разрушить образ узколобых дикарей в глазах соседей, и других, консерваторов и традиционалистов, уверенных, что чистота, могущество и независимость их расы под угрозой как раз из-за таких «юнцов».

У всех наличествующих тут героев собственные цели, но пути к ним долги и извилисты — события в большей части книги развиваются неторопливо, в долгих беседах и выяснениях отношений, в неспешных прогулках. Ближе к финалу сюжет оборачивается почти «драйвовым» приключением, когда на главных героев объявляют охоту и те вынуждены скрываться в заброшенном фестивальном городе.

И только после травли и обильной крови, словно автор специально использовал эдакий «пинок для ускорения», герои приступают к активным действиям (И, как уже принято здесь, решение проблем реализуется согласно традициям понятно кого — дуэлью).

P.S. Выясняется подспудно, что «все это часть плана» и всех присутствующих/оставшихся на планете «развел» один представитель с планеты манипуляторов и интриганов. Вот только книга уже завершилась, и приходится домысливать самостоятельно, зачем все это было нужно на самом деле.

Итог:

Интересная НФ с примесью культурологии и сантиментов, но с вялыми и порой скучными персонажами, которые только всяким манипуляторам карты путают – те, думая, что имеют дело с нормальными людьми, выстраивают многоходовые интриги, но в итоге только сами себя переигрывают и остаются ни с чем.

Хотя, кроме этого, можно предположить, что умирающая планета является аллегорией на закосневшую культуру (кавалаанцев в данном случае), которой, чтобы продолжить существовать, просто необходим приток свежих мыслей и идей, пересмотр традиций и смягчения их соблюдения.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала я хотела начать свой отзыв с предупреждения, мол, ребята, если вы не приемлите нетрадиционные связи, не читайте этот роман. Потом подумала и пришла к выводу, что с этого и надо всегда начинать (с «подумать»). Разве в данном романе главное место отведено связям? «А что, разве нет?» – тихо пискнула какая-то мысль. Хорошо, пусть связи тоже главное. Но писалось-то, исходя из названия, не ради этого, а?

Когда я только приступала к истории, я сразу вспомнила «Каменный город» за тем же авторством. Обречённость – вот что сроднило эти два произведения (мало того, они, оказывается, оба относятся к одному и тому же циклу). Обречённость людей, которые понимают, что былое не вернуть, что кое-что из такого на первый взгляд важного – не восстановить, что не все чувства – Фениксы, хотя казалось наоборот…

Мир умирающего света – планета Уорлорн, и если вы думаете, что прилагательное «умирающий» здесь введено для красоты, то я спешу вас разочаровать: этот мир и правда умирает, ещё несколько лет – и он улетит ко всем чертям за пределы каких бы то ни было солнц, а жизнь, искусственно зарождённая на нём, замёрзнет. Вот в этом-то умирающем мире и происходят по большей части трагические события романа.

Из пяти главных героев я не могу выделить ни одного в полной мере положительного. Один прилетел на Уорлорн якобы по зову своей бывшей возлюбленной, надеясь на возрождение былых чувств; другой, кажущийся вначале второстепенным персонажем, оказывается зачинщиком всего; третий, в мужской союз ввёдший женщину, нарушает законы собственной расы; четвёртый вроде бы и поддерживает третьего, будучи равноправным членом указанного союза, всё-таки предаёт; пятая, послужившая отправной точкой прыткости первого, глупости второго, внезаконности третьего и злобы четвёртого, всё никак не может определиться, кто же ей больше дорог – человек из прошлого или человек из настоящего, преданный также своему союзу. За кого из этой пятёрки полагается болеть? За фокального персонажа, как это принято? За даму, потому что она жертва, по сути, обстоятельств? Тут, я думаю, следует определяться исходя из поступков героев.

Это в меньшей степени приключенческий, в большей – психологический роман, хотя и приключений здесь хватает. Как бы наперекор медлительной завязке, в которой главный герой и героиня никак не могут определиться с будущим (которого у них вроде как и нет), действия с каждой главой становятся всё более жуткими. Мало того, что члены любовного треугольника противостоят друг другу, так ещё появляется и внешний враг, более опасный, более жестокий, и пока этот враг гоняет героев по умирающей планете, нет никакой возможности болеть только за одного персонажа. Болеешь за всех (и даже немножко за врага – такой вот парадокс).

Я определила для себя этот роман как ксенофантастику. Космическую, психологическую, но ксенофантастику, так как большую роль в трагичности событий играют обычаи рас, замешанных в конфликте, те самые связи, от которых я в начале отзыва отреклась. Потому что на самом деле это невозможно игнорировать, и брать во внимание нужно не столько сексуальный подтекст, сколько подтекст (надтекст?) психологический, окрас эмоциональный. И вот если во всё это вдаться с, так сказать, душой, то можно оказаться в безвыходной ситуации.

Вот они все пятеро и оказались, чёрт побери.

Особенно я хочу отметить финал. Такой финал кто-то может назвать открытым, но, на мой взгляд, если все линии сведены к одному, то дело сделано. Да, враг остался жив, но ведь и герой не умер. Да, дуэль чести началась, не успев закончится, и мы никогда не узнаем, кто же остался на ногах. Всё так. Но ведь герои определились, наконец, с местом в жизни друг друга, верно? Значит, всё. Конец.

+8

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, если роман, как паззл, разложить на составляющие, то становится ясно, что он не мог мне не понравиться.

Паззл №1 — удивительно антуражный мир... Умирающая планета, понемногу уносящаяся в разверстую пасть космоса, полузаброшенные города различных инопланетных цивилизаций — великолепная картина, на полуживом фоне которой можно разыграть что угодно. Впечатлен, восхищен, отличный паззл.

Паззл №2 — потрясающие кавалаанцы. Как же я люблю такие цивилизации — до предела ритуализированные, с твердыми и нерушимыми понятиями о чести, дружбе и достоинстве. Настоящие сильные характеры, которые не могут не привлекать. Впечатлен, восхищен, браво...

Паззл №3 — история Дерка, обычного человека, наделенного всеми человеческими слабостями, который смог преодолеть себя и стать сильнее. Такие немудреные истории обычно всегда нравятся — потому что читаешь, и практически видишь в них себя, обычного человека, наделенного человеческими слабостями, но способного, черт побери, на незаурядные поступки. Впечатлен, восхищен, спасибо...

Паззл №4 — собственно сам Джордж Мартин. Давно уже, садясь читать его писанину, я внутренне готовлюсь к тексту высокого качества, к новым хорошим мыслям и захватывающим сюжетам.

НО...

Но не сложились для меня эти кусочки в одну великолепную картину — как, вне всякого сомнения, должны были. Глаза равнодушно скользили по строчкам, умом я понимал, что такое люблю, а рукой прикрывал позевывающий рот. Почему так? Не знаю. То ли слова Мартин выбирал какие-то такие, которые шли мимо моего сердца, то ли еще что...

Мне правда обидно, что я не могу присоединиться к восхищению того же Роджера Желязны «Умирающим светом», но для меня этот роман стал книгой несбывшихся надежд. Может быть, когда-то я попробую ее перечитать...

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательная вещица от самого романтичного циника современной фантастики. Каждый абзац пронизан бесконечно изящными образами и грустной констатацией жестокости человеческого мира. Столкновение рас (в данном случае, жителей разных планет), пацифизма и воинственности, не угасшей до конца любви и новой, омраченной противоречиями. Все это в рамках мелодраматичной истории с легким налетом таинственности и приключений на далекой планете.

По стилю роман напомнил мне Фрэнка Герберта, только попроще. Менее радикальные отличия от нашего времени, более понятные ассоциации с современниками. «Свет» не становится от этого хуже, может даже наоборот: не уходишь с головой в безумный мир совсем другой вселенной, а пристальнее всматриваешься в личные качества каждого участника событий.

Касательно сюжетных неожиданностей: тайну «особого камня» можно разгадать на первых страницах (во всяком случае, я сразу понял), есть откровенные странности (зачем героям долго твердить, мол на планете совсем мало народу, если позже выясниться, что в одном только механизированном городе.... оставим без спойлеров). Не то, чтобы спотыкаешься обо всё это, но внимание отвлекает.

По сравнению с прочитанными мною ранее «Приключениями Тафа», «Умирающий свет» — романтичная, грустная вещь на тему вечной раздробленности человеческого общества. В силу разных мифов, религий, убеждений, традиций и стремлению всегда найти тех, на кого можно охотиться. И конечно этот роман о любви. Словами Джорджа Мартина, в устах которого это слово всегда означает щемящее чувство безнадежности и обреченности. Счастливые моменты остались в прошлом, а Фестиваль давно закончился...

P.S. В аннотации данной странички сходу сообщается, что Гвен не отправляла камень. Это как бы спойлер, потому что открывается сия тайна в третьей части книги. До этого герой слишком занят терзаниями, чтобы открыто спросить

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Судя по рейтингу, Джордж Мартин один из самых любимых и читаемых авторов на сайте. Мне же, к сожалению, встречался только его ранний роман «Умирающий свет». Кажется, он даже номинировался на «Хьюго». Поскольку хвалебные отклики Желязны и Ван Вогта (они приводились в издании) для меня значат не так много, постараюсь разобраться в собственных впечатлениях.

Фантастический фон описан очень тщательно, можно даже сказать – с любовью. Весьма необычное место действия – планета-бродяга, пролетающая мимо системы из 7 звёзд. Ничего подобного не встречал ни до, ни после. Медленно угасающий мир со своей биосферой, заброшенный и уже полузабытый. А ведь совсем недавно здесь шумел Фестиваль Окраины.

Мартин даёт свою версию истории человечества на тысячи лет вперёд. Пожалуй материала из словаря хватит на Тысячу миров! Беда в том, что информация из глоссария имеет мало отношения к сюжету. Многие планеты и названия в тексте даже не встречаются.

Только после второго прочтения начал понимать, о чём ведёт речь писатель. И тогда же окончательно осознал, что мне эта тема не интересна. Разбираться в извращённых семейных отношениях главных героев… Нет уж, увольте. Персонажи мечутся от одного фестивального города к другому. За ними гонятся. Нить повествования постоянно ускользает. Великолепные декорации заслоняют собой действие.

Что имеем в итоге? Красивый, запоминающийся мир и довольно невнятный сюжет.

И последнее. Слышал, что во время Вьетнамской войны Джордж Мартин отказался служить в армии по личным убеждениям. Так откуда же у него такая сильная неприязнь к пацифистам?

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«можно вытащить парня из деревни, деревню из парня вытащить нельзя» Д.Мартин.

«Зачем это все?» и «как это должно было работать?» — главные вопросы после прочтения.

Жанр. Если заменить звездолеты на корабли, скутеры на повозки, лазерные винтовки на револьверы, а планету на остров — ничего не поменяется. Это не фантастика, ни твердая, ни мягкая. Это вестерн вперемешку с индийским кино.

Язык. Тейн, Битейн, Кеты, Валаан, Айронджейд, Викарий, Квалаан. От обилия выдуманных слов на квадратный сантиметр кровоточат глаза, а при прочтении вслух кажется можно открыть портал в ад.

Сюжет. Постоянные вызовы на дуэли, шизофрения про оборотней, беготня вокруг единственной юбки на планете и казармы, чем являются их общины по сути.

Мир. Концепция фестиваля бредовая с самого начала. Терраформировать мир, строить там города, отели, чтобы на десяток лет там покуралесить, а потом все? Зачем? Как это окупаться должно? Про общество и упоминать не хочется. Как однажды шесть мужиков общину решили основать, да еще на умирающей планете. с планами на грядущие поколения. Ну да.

Персонажи. Они почти все отвратительны. Симпатий не вызывает ни главный герой, ожидающий неизвестно чего, ни его бывшая, что истерит про имена, ни ее дружок, помыкающий всеми, ни сожитель, со своей суровой мужицкой любовью, ни глава дома, который не знает, чего хочет.

Сложно понять такие высокие оценки по поводу данного произведения. Подскажите, где в нем искать упомянутые в отзывах гениальность, блеск, исследование, мастерство? Были бы такие же отзывы, если бы оно было опубликовано под псевдонимом?

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепную атмосферу и декорации создал Джордж Мартин для этого романа. И это, пожалуй, единственный его плюс.

Блуждающая планета, скованная льдами, приближается к группе светил «Адская корона» во главе с умирающим красным гигантом. Планета оттаивает и начинает оживать. Привлеченные этим уникальным событием, четырнадцать цивилизаций устраивают Фестиваль. Строят четырнадцать городов с характерной и уникальной, для каждой из планет участниц, архитектурой, завозят свою флору и фауну. Но жизни такой планете уготовано всего пятьдесят лет. Спустя годы, на остывающей планете, уже практически покинутой людьми, на которой больше не действую законы Фестиваля и будет разыграна наша драма.

Автор уделит немало внимания месту действия, описанию здешней природы и городов. Фантазия Мартина расскажет нам о городе-башне, управляемой компьютером, побываем в «поющем» городе и рыбацком посёлке. Есть здесь и подводное поселение, со своими уникальными жителями. Но начнётся все в городе из светящегося камня. Именно сюда прилетает главный герой Дерк, в ответ на весточку от своей старой возлюбленной, разлуку с которой тяжело переживает уже несколько лет. Уже прибыв на умирающую планету Дерк, к своему удивлению, обнаруживает, что Гвен «вышла замуж». Не совсем «вышла» и не совсем «замуж», но в нашем понимании это, пожалуй, самое близкое определение, но не единственное. В общем-то, о столкновении цивилизаций и культур на межличностном уровне и строится большая часть книги. Новый возлюбленный девушки, выходец с планеты Верхний Кавалаан, хоть и пытается отказаться от традиций своего народа, всё же вынужден им отчасти следовать. В частности, у Кавалаанцев несколько иной, от цивилизованного мира, взгляд на любовь, дружбу и взаимоотношения мужчин и женщин. Женщины у них находится в собственности мужчин, у каждого мужчины есть свой тейн (что-то вроде побратима), с которыми они, в свою очередь делят своих «жен». На самом деле отношения эти даже сложнее, и разобраться в них придётся и читателю, и главному герою. Ведь пока в представлении Дерка его возлюбленная попала в рабство и её нужно срочно спасать. Кстати, сложности эти не ограничиваются только на связях мужчина-женщина, так же все непросто и в отношениях с жителями других планет. По традиции кавалаанцы называют их оборотнями, и в былые времена почитали за честь, охотится на чужаков. Но так как на родной планете подобные зверства уже запрещены, то блуждающая планета, на которой уже не действуют общие законы, становится временным приютом и ареной для воинственно настроенных «варваров». Не трудно догадаться, что главный герой, запутавшись в любовном треугольнике (а может и четырехугольнике) попадает в передрягу и на него открывается охота.

В «Умирающем свете» есть всё, чтобы понравится читателю. И как я уже говорил, уникальная атмосфера, и сложные взаимоотношения героев, а так же любовь, честь, предательство, борьба за выживание, неожиданные повороты сюжета и многое другое, что не позволит отставить книгу, не дочитав до конца. Но готовьтесь и к тому, что вы можете просто-напросто заскучать. Более трети книги практически ничего не происходит, нас вводят в курс дела, показывают планету, города, живность, пытаются донести суть о нюансах социального устройства кавалаанского общества, а так же будем наблюдать душевные метания главного героя. Уже к половине романа сюжет раскочегаривается, но, к сожалению, острого накала так и не достигнет.

Отмечу, что название для книги подобрано очень удачно. Остывающая планета, угасающие солнце, природа, изживающая себя, пустынные города и на фоне этого непростые человеческие чувства играют свой грустный мотив. Всё это складывается в неповторимую, меланхоличную мелодию под названием «Умирающий свет».

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильный и грустный роман о любви, верности, предательстве и всех человеческих страстях, которые не зависят ни от места, ни от времени. Из всех мартиновских произведений именно это оставило ощущение светлой печали: вроде бы ничего необычного, но что-то глубоко затронуло.

Все начинается очень интригующее. Герой неожиданно получает привет из прошлого, от женщины, которая когда-то была всем в его жизни, затем исчезла, унеся с собой изрядный кусок души. За годы все переболело и жизнь Дерка начала налаживаться. Но ему так только казалось: былая любовь лишь дремала, пряталась на самой глубине души и теперь завет его на мрачную планету, которая пришла из глубин Космоса , на краткий миг возродилась к жизни, украсилась карнавальными огнями и фестивальными фейерверками, а теперь вновь отправляется в путь в пустоту.

Вот этот умирающий мир — самое потрясающее в романе. Оставленные города, великолепные памятники культуры и технологии, леса и неведомые животные — все это сгинет через некоторое время в холодной пустоте, покроется льдом, замрет на неведомо сколько веков. И свет, постепенно угасающий с каждым днем, все уменьшающееся солнце на небосводе. Чем не фон для человеческой драмы?

А что может быть более драматичным, чем непростая история трех сердец, попавших в ловушку чувств, мечтаний, традиций и непреодолимых обстоятельств. Одна женщина и двое любящих ее мужчин — такой знакомый треугольник. Но нет в этой истории пошлости или обыденности, а есть много печали и обреченности, а также обычных человеческих страстей, которые перемешиваются с холодеющим воздухом остывающей планеты, растворяются в гаснущем свете. Герои — не марионетки, пляшущие на нитях сюжета, а люди, которым сочувствуешь и сострадаешь. При этом Мастер смог избегнуть ненужной сентиментальности и тайного восхищения одиночеством, смакования унижений и самобичевания.

Кстати, в этом романе талант Мартина творить свои миры проявился, по моему мнению, с наибольшей силой. Странные людские культуры, традиции, исторические факты, социальные структуры, описаны с почти с этнографической точностью. Это — вершина всего его цикла о человеческом Космосе, который изобиловал потрясающим разнообразием. И так жаль, что эта Вселенная была Мастером оставлена ради Вестероса.

Очень сильный получился роман. Удачное сочетание любовной лирики, космической романтики и приключений на чужой планете, социальной подоплеки и психологии. По моему мнению. самый мощный роман Мастера, намного превосходящий в литературном плане всем известный фэнтезийный цикл.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий роман, где за внешним фантастическим антуражем скрываются обычные человеческие проблемы. Как мы не стараемся нам никогда не понять других людей, мы пытаемся заключить их в клетку нашей логики понимания их поведения,и в этом наша самая большая ошибка.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх