fantlab ru

Александр Куприн «Яма»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.54
Оценок:
504
Моя оценка:
-

подробнее

Яма

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 70
Аннотация:

Повесть об обитателях публичного дома в российской глубинке. Куприн с чувством глубокой грусти описывет быт публичного дома, где любому поступку находится оправдание. Здесь нет изобилия пикантых сцен и подробностей. Автор раскрывает истории девушек, которых различные жизненные ситуации завели в тупик.

© qpol
Примечание:

Впервые первая часть была опубликована в сборнике «Земля» (кн. 3), который вышел в Москве 23 марта 1908 года. Первая публикация заключительной части — в сборнике «Земля» (кн. 16), вышедшем в июне 1915 года.



В произведение входит:


8.80 (92)
-
8.78 (90)
-

Входит в:

— антологию «Русское наследие», 2002 г.


Экранизации:

«Яма» 1990, СССР, Швеция, реж. Светлана Ильинская

Является новеллизацией:

«Куприн. Яма» 2014, Россия, реж. Влад Фурман



Похожие произведения:

 

 


Земля. Сборникъ третiй
1909 г.
Полное собрание сочинений. Том восьмой
1912 г.
Полное собрание сочинений. Том девятый
1915 г.
Том 5
1958 г.
Том 6
1964 г.
Избранное
1980 г.
А. И. Куприн. Избранное
1982 г.
Том 4
1982 г.
А. Куприн. Избранное
1984 г.
Избранное
1988 г.
А. И. Куприн. Избранное
1990 г.
Яма
1991 г.
Олеся
1992 г.
Яма
1992 г.
Яма
1992 г.
Яма
1992 г.
Яма
1992 г.
Яма
1992 г.
Яма
1992 г.
Яма
1992 г.
Яма
1992 г.
А. И. Куприн. Избранное в двух томах. Том 1
1993 г.
А. Куприн. Избранные произведения
1993 г.
Сильнее смерти: Повести и рассказы о любви
1993 г.
Суламифь
1993 г.
Яма
1993 г.
Яма
1993 г.
Александр Куприн. Собрание сочинений в пяти томах. Том 5
1994 г.
Олеся. Суламифь. Гранатовый браслет. Яма
1994 г.
Яма
1994 г.
Поединок. Яма
1995 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1995 г.
Повести. Рассказы
1996 г.
Том 8
1998 г.
Яма
1998 г.
Яма
1998 г.
Яма
1999 г.
Сочинения
2000 г.
Избранные сочинения в 3 томах. Том 2
2001 г.
Сочинения
2001 г.
Русское наследие
2002 г.
Олеся. На переломе. Поединок. Яма. Рассказы
2003 г.
Продажная любовь
2007 г.
Том 6
2007 г.
Яма
2007 г.
Гранатовый браслет
2008 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. Рассказы и повести 1914 - 1927 гг.
2008 г.
Яма
2008 г.
Яма
2008 г.
Поединок. Яма
2009 г.
Полное собрание романов и повестей в одном томе
2009 г.
Яма
2009 г.
Яма
2010 г.
Александр Куприн. Малое собрание сочинений
2011 г.
Яма
2011 г.
Яма
2012 г.
Яма
2012 г.
Олеся. Повести и рассказы
2013 г.
Яма
2013 г.
Яма
2013 г.
Полное собрание повестей и романов в одном томе
2013 г.
Малое собрание сочинений в одном томе
2014 г.
Поединок. Олеся. Гранатовый браслет. Романы, повести, рассказы
2014 г.
Романы. Повести. Рассказы (подарочное издание)
2014 г.
Яма
2014 г.
Поединок. Люция. Впотьмах. Яма. Олеся. Гранатовый браслет. Суламифь
2014 г.
Поединок
2014 г.
Яма
2014 г.
Яма
2015 г.
Яма
2016 г.
Яма. Поединок
2016 г.
Яма
2017 г.
Гранатовый браслет
2018 г.
Яма
2018 г.
Яма
2018 г.
Яма
2018 г.
Олеся. Яма
2019 г.
Яма
2019 г.
Яма
2019 г.
Белая акация
2020 г.
Осенние цветы
2021 г.
Яма
2021 г.
Яма
2021 г.
Гранатовый браслет. Поединок. Олеся
2022 г.

Аудиокниги:

Яма
2002 г.
Яма
2002 г.
Яма
2005 г.
Яма
2006 г.
Яма
2007 г.
Яма
2007 г.
Яма (аудиокнига MP3)
2007 г.
Яма
2011 г.
Яма
2011 г.
Яма
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман произвёл изрядный фурор при публикации первой части, собрал большое количество негатива, вторую часть Куприн опубликовал только через шесть лет, после начала Первой мировой, когда всем было уже не до обсуждения социально-нравственных проблем. В Советском союзе «Яма» исправно издавалась в составе собраний сочинений, но гораздо реже других произведений автора отдельными изданиями, имея при этом лёгкий флёр произведения на грани цензурности.

Книга повествует о буднях публичного дома где-то на периферии Российской империи. Девушки лёгкого поведения, посетители заведения, их судьбы, не очень простые взаимоотношения, мечты и жизненные цели. Прогрессивный (наверное) журналист и студенты, посещающие, чтобы заклеймить и спасти, обычные (и разнообразные) типажи русской провинции, нет-нет, да заходящие на огонёк. Сложно назвать «Яму» романом, сам Куприн именовал её не иначе как повестью, а фактически это собранные воедино рассказы, объединённые общими героями и местом действия — центральной сюжетной линии нет. Нет и какой-либо «клубнички», книга не о телесном низе, а о людях.

Во времена СССР эту книгу я не читал, слышал про неё как про нечто полузапретное, в нашей школьной библиотеке её не было, прочитать довелось уже в середине 2000-х годов. Сменилось государство, поменялась жизнь и моральные ориентиры, то, что раньше считалось ужасным, в новой жизни стало будничным. Нет-нет, я не хочу сказать, что проституция — это благо, но это реальность нашей жизни, равно как и публичные дома, разумеется нелегальные, но тем не менее.

Когда-то, в пресловутые советские времена, роман, наверное, воспринимался как нечто ирреальное, преданья старины, ну или «их нравы» на худой конец, сейчас эти сюжеты — объективная реальность. Тем ценнее книга, показывающая проституток в первую очередь людьми, лишь волею обстоятельств попавших в «весёлый дом». Нельзя назвать «Яму» развлекательным чтением, вряд ли её захочется перечитать, но след в душе она оставляет.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Та самая русская классика, которая воспитывает — через боль, терзания, страдания души. Та классика, которая занимает сознание даже тогда, когда закрытая книга уже возвращена на полку.

Без слова пошлости, без сцен, которые принято называть пикантными, А. И. Куприн рисует неприглядную картину быта домов терпимости.

Без привязки к месту — «это и Одесса, и Петербург, и Киев», как говорил сам Куприн. Ведь такого рода заведения раскиданы были по огромной Российской империи.

Без осуждения, презрения, пренебрежения к женщинам, торгующим «свободной любовью», но — с горячим и трепетным чувством глубочайшей грусти по их исковерканным жизням и скорби по их бессмертным и грешным душам.

Все, как было, без гиперболы и без приуменьшения, без искажения и нарочитого выпячивания. Куприн как будто в огромное зеркало истории дает читателю посмотреть; той истории, о которой в учебниках не напишут и говорить не принято, той трагичной, некрасивой и тоже нашей истории; нашей настолько же, насколько наши история начала русской государственности, история Крещения Руси, история разгрома шведов под Полтавой и французов в Бородинском сражении, история великих реформ Александра II, история победоносного завершения Великой Отечественной войны, история космического полета Ю. А. Гагарина...

Это тоже надо знать, как надо знать о вторжении монгольских войск на Русь и Кровавом воскресении, о других негероических и непривлекательных страницах нашей истории. Куприн дал такую возможность.

Но еще русский писатель дал возможность научиться не осуждать, личным своим примером показал, как можно говорить о бесчестии с честью. И именно это, на мой взгляд, наиболее ценно в книге.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Герой повести — писатель Платонов — говорит, что «наши русские художники слова почему-то до сих пор обходили проституцию и публичный дом». Вот Куприн и взялся за это нелегкое дело, но не знал с какой стороны к нему подойти.

«Яма» не имеет ни главных персонажей, ни четкой структуры. Это очерки и зарисовки о разных типажах — проститутки, сутенеры, владельцы публичных домов, богатые и бедные посетители, воры, нищие и просто случайные люди. Лоскутное одеяло из разных образов и небольших историй. Персонажи внезапно появляются и так же внезапно навсегда исчезают из сюжета.

Возможно, если бы истории Иры-Любки, Сусанны-Женьки или Лукерии-Тамары были опубликованы отдельными цельными законченными произведениями — было бы только лучше. Но и в таком виде мы имеем самое значительное произведение о сексуальной жизни дореволюционной России.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга была прочитана в рамках совместных чтений.

Очень тяжелое произведение, но от этого не менее интересное и даже актуальное.

Думаю, что в разном возрасте его будешь воспринимать по-разному, только дело в том, что несмотря на прекрасный язык, желания перечитать его не возникает.

Вся эта боль, грязь и безысходность очень давит.

И что самое страшное, что именно грязь исходит не только от самого заведения, но и от его посетителей. Которые делают вид, что они приличные люди.

Куприн этой темой сковырнул такой приличный гнойник общества.

Но именно по этой причине, такие произведения и становятся классикой.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это было мое первое знакомство с творчеством Куприна. Хорошая книга. Очень понравилась первая и вторая часть: размышления по поводу проституции, ее институтов и отношения к женщине в обществе того времени (да и для нашего актуально) в целом. И воплощение в жизни возвышенной идеи самопожертвования ради спасения загубленной души на примере Лихонина и Любки. Последняя же часть вышла смазанной и какой-то поверхностной — словно автору уже было наплевать на произведение.

В общем книга сильная и стоит потраченного времени.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Н-да. К вопросу о соотношении масштабов Социума и Личности. «Не мы такие — жизнь такая...». Вся наша эээ... жизнь — сплошное «двухрублевое заведение», просто осознание этого факта (и, кстати, своего места и своей истинной роли в этом заведении) — у каждого приходит в своё время. И — приводит к различным результатам. Хотя, объективности ради, надо заметить, что спектр возможных последствий — разнообразием не блещет.

Вот, ежели с таковых позиций (или более-менее аналогичных) на сей текст глядеть, то — чтение будет хоть как-то оправданным. Как бы, ежели потребно — для чего-то — попытаться воспринять жизнь таковой, какова она есть на самом деле. Но..., тем не менее... — есть масса иных, менее тошнотворных способов добиться желаемого.

ТЯЖЕЛАЯ книжка.

Хотя для завершения процесса взросления Души — более чем обязательная. К сожалению

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

О существовании этого романа мне недавно напомнила одна заметка. Там говорилось о том, что литератор, известный читателям под псевдонимом граф Амори, как-то раз схлопотал (по слухам) пощечину от самого Куприна за вольное продолжение его книги «Яма». Потому я достал с полки имеющийся увесистый том издательства «Книжная Палата» за 2000-й год и нашел искомое скандальное произведение Александра Ивановича чтобы наконец-то с ним ознакомиться. Читать было мягко говоря не совсем удобно, т.к. издатели впихнули в 1183 страницы внушительную часть творчества великого писателя, использовав при этом шрифт, близкий к газетному, но все-таки, когда есть хоть какая бумажная книга, всегда предпочитаю ее электронному варианту...

Сюжет «Ямы» многим известен, но интересно совпало, что как раз перед этим я только что закончил читать книгу Винсента Буглиози «Helter Skelter», где также много внимания уделяется молодым девушкам, сбившимся с пути и угодившим, скажем так, в непростую ситуацию, хотя и другого характера. Только вот у Буглиози описываются случаи из Америки конца 60-х годов прошлого века, ну а у Куприна место и время, как можно понять, другие, приближенные к нашей реальности...

Не буду излишне фокусироваться на основной теме «Ямы», так как уже много всего по этому поводу сказано, но особенно выделю первые две части книги, где несмотря ни на что встречаются юмор и плутовские мотивы. Особенно хороши в этом плане эпизоды с обаятельным молодоженом Семеном Яковлевичем Горизонтом. Вот уж действительно, для этого забавного «коммивояжера» нет разницы, что продать — подержанную колоду карт с фривольными картинками или собственную жену, лишь бы какой-то навар вышел...Занятно и обсуждение Любочки и Соловьева похождений Манон Леско.

Любопытно, что Куприн очень часто выплёскивает свой писательский гнев на экономку дома терпимости Эмму Эдуардовну, постоянно подчёркивая ее физические («животы» и «подбородки») и нравственные недостатки (жадность, бессердечие, злобу, и проч.). Прямо чувствуется, как она его раздражает. А вот в хозяйке заведения Анне Марковне автор вроде бы ничего такого не подмечает...

Последняя третья часть книги — да, очень тяжелая, как отрезвление, и подводит черту всей истории. И учитывая, что книга писалась несколько лет, появилось ощущение, что последние главы со скоротечным событиями были дописаны автором после продолжительного раздумья. Видно колебался, но решил — все будет так, иначе нельзя...

Не удержусь от нескольких ярких цитат:

«Эмма Эдуардовна охотно закивала головой, точно старая, жирная цирковая лошадь»,

«Ужас как люблю лафит с лимонадом... Вы хотя бы апельсином угостили. Можно спросить апельсин?»,

»...Женя, лежит за их спинами на кровати навзничь, читает растрёпанную книжку «Ожерелье королевы», сочинение г.Дюма, и курит»,

«Евмений Полуэктович Эгмонт-Лаврецкий _ Драматический артист столичных театров» (визитная карточка),

«Спросите где угодно, в любом магазине, который торгует сукнами или подтяжками «Глуар»...вы спросите только, кто такой Семён Яковлевич Горизонт, — и вам каждый ответит: «Семён Яковлевич-это не человек, а золото, это человек бескорыстный, человек брильянтовой честности»

«Он осторожным, ловким, привычным движением всунул золотой в руку швейцара, который уже держал ее за спиной приготовленной и сложенной в виде лодочки».

Итого — книга сильная и запоминающаяся, но вот с какого возраста лучше всего начинать ее читать, пожалуй что не подскажу. Все индивидуально.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

С первых страниц возникает ощущение, что Куприн пишет со знанием дела и не плохо ориентируется в проблеме, так сказать изнутри. Да так, что у меня в первой половине произведения даже местами появлялась некоторая брезгливость по отношению к автору, несмотря на серьезность и профессионализм в изложении поднятой проблемы. Куприн в своих произведениях в основном пишет о том, чему был очевидцем, что прочувствовал и пережил. При таком подходе сложно оставаться отстраненным, но это то и придает его произведениям жизненную натуралистичность в отличии от частой надуманности и притянутости многих иных произведений. Поэтому, при подобном подходе, автор часто начинает отождествляться у читателя с одним из героев его произведения. Так и тут, по первой части я видел автора в журналисте Платонове, который будучи почему-то своим в конкретном публичном доме, сидит и мечет бисер перед компанией студентов, которая, да-да, чувствует и осознает проблему, а в таком месте оказалась, лишь чтоб познать до конца жизнь и провести остаток вечера в сбившейся компании; все философы и моралисты, но нет-нет и покидающие компанию на часок, чтоб использовать бордель по основному его назначению. Этот герой мечтает написать труд своей жизни в котором раскрыть весь ужас, цинизм, низость и всю подноготную проституции. Но повисающий вопрос, что собственно ОН здесь делает, как стал своим и какой смысл морализаторства в пьяной компании мясников пришедших полакомиться «женским мясом» так и остается повисшим.

Для себя определил, что автор пишет про Киев, хотя город у него имеет образ скорее собирательный чем индивидуальный. Писатель называет его «К.», он крупный, имеет порты, развитую промышленность, еще одной приметой является древняя Лавра, находящаяся в городе. В связи с чем любопытно, что население города он описывает, как счастливое сочетание кровей: польской, малорусской и еврейской — «великороссы» встречаются лишь проездом, наезжая на местные злачные дома. Характерным является также манера общения студента великоросса Лихонина со своим другом из грузинской национальной меньшины — больше ни с кем наш Лихонин не позволяет себе не то что панибратской, но абсолютно хамской манеры; как он его только дружески не обзывает и не прозывает между делом и по ходу разговора, каких только эпитетов не придумывает.

Автор делает упор, что «девушки» из его произведения, в основном жертвы обстоятельств, которые раз погрязнув уже не могут вырваться из этой ямы и мало кому приходит в голову протянуть им руку помощи. Подобную неудачную попытку проделал тот же Лихонин, но у него все быстро переросло в традиционные отношения между мужчиной и женщиной подобной профессии, чему сама «девушка» надо сказать способствовала как могла, так как слабо себе представляла, что отношения могут быть другими. Так что Лихонин, который в жены брать то ее никогда не планировал, быстро разочаровался в своем минутном порыве и под первым же надуманным предлогом выбросил ее на улицу. Но автор за все произведение так и забывает сказать, что его девушки просто не представляют иной жизни и посчастлився им таки получить от жизни шанс выбраться из этой ямы, в подавляющем большинстве случаев они не преминут поскорее вернуться обратно...

Интересно было узнать, что в названии произведения «Яма» заложено не только прямое понятие с ассоциацией с людским дном и клоакой общества, но и привязка к названию улицы, известной тем, что на ней проживали в основном ямщики и от названия своей профессии давшие название микрорайону. Так что, автор подобрал очень удачное, многогранное и подходящее название своему произведению.

В целом согласен, что перед нами значительное, фундаментальное произведение талантливого автора, где автор препарирует и клеймит одно из порочных явлений человеческой реальности, делает подобно своему герою Платонову, все, чтобы раскрыть и показать всю подноготную непривлекательность этого явления, которого иначе как ямой человеческой жизни и не назовешь. Я даже могу смело сравнить это произведение по глубине исследования поднятой проблемы с Преступлением и наказанием Достоевского. Но признавая весь талант и все мастерство автора, мне сложно сказать, что это чтение меня сильно увлекло или понравилось, объективно тут надо ставить десятку, но Яма она и есть яма, чтоб ковыряние в ней приносило большое удовольствие, хотя замалчивать подобные проблемы нельзя, иначе их не решить вовек, так что субъективно, но без натяжек, а чисто по ощущениям вызванного интереса к произведению ставлю 8.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Считаю, что каждый русский человек должен прочесть что нибудь из творчества А. Куприна. Данное произведение — суровый реализм и нашего времени и времени прошлых столетий. Автор подошел к нравственной проблеме очень деликатно. Герои выписаны ярко. Публичные дома- это просто дома из кирпича и дерева, но «грязь зловонная», в которой вынуждены существовать герои внутри этих домов, чувствуется на запах. Библейское предостережение о городах Содом и Гамора не только наказание, но и очищение от подобного.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика. Но написанная таким простым и доступным языком, что читается не в пример легче многих современных книг.

Самая главная особенность романа — деликатность, с которой описано такое заведение как публичный дом. Обо всем говорится откровенно, но — ни капельки грязи, которая теперь разливается мутными потоками даже в произведениях о супружеской жизни, а уж из телевизора просто хлещет. Не надо никаких грубых слов: есть «девушки» и есть «посетители», а вся эта жизнь представляется совершенно отчетливо. Как говорит Платонов, «в этом-то весь и ужас, что нет никакого ужаса». Просто целая Система, охраняющая «притоны разврата», который иначе пошел бы в спальни и детские честных домов.

А ведь в некотором смысле и пошел. Меняется общество, и взгляды тоже. Поблекли понятия «блуд», «грех». Порнографические картинки, на которые когда-то облизывались сладострастники, теперь кажутся чепухой. «Стерлась граница между городом и деревней»: проституция в некоторых странах относится к сфере развлечения, а то и бытовых услуг. Торговля телом стала проще, никого не волнует чья-то невинность или количество прежних связей, не так страшат болезни, которые когда-то были равносильны смертному приговору.

И «Яма» читается поэтому как очень скромная книга, пожалуй даже с некоторой долей романтики. Будни с привычным однообразием, которые оживляют неожиданные события; «коммерция» этого дела; судьбы девушек. Без всякого смеха, это один из немногих романов о НАСТОЯЩЕЙ ЖЕНСКОЙ ДРУЖБЕ. Вывернутой, как и все в том странном мире, живущем по особым законам, где лучшим возлюбленным представляется вор и бандит, обирающий женщину, но способный ради нее же пойти на убийство...

В книге очень много философских и социальных вопросов, тоже изменившихся, но существующих и сейчас, и остроумный взгляд на суть отношений мужчин и женщин.

Были ли злом публичные дома? Вот их закрыли — а само ремесло никуда не делось, просто женщинам стало намного труднее и опаснее на улицах. Придет ли конец этому явлению? Сомнительно, оно как «древнейшее», так и, видимо, на все времена. Поэтому никогда не лишне узнать об этой стороне жизни. Особенно матерям и юношеству.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

В те далекие времена, когда мне впервые попала в руки эта книга, я воспринял ее как самую настоящую фантастику, хоть и очень специфическую. Описываемые автором реалии выглядели жутко, отвратительно, но, к счастью, совершенно не реалистично. Увы, сейчас книга Куприна снова вернулась в разряд сурового реализма. Тысячи наших соотечественниц занимаются тем же самым в своей стране и за рубежом в подобных же отвратительных условиях. И вот именно обыденность происходящего, попытки героинь доказать самим себе и окружающим, что ничего страшного не происходит, что жизнь есть жизнь и у каждого своя профессия, и производят самое тяжелое впечатление от книги. Попытка бросить вызов системе и попытка подстроиться под нее караются одинаково тяжело и только самым хитрым и подлым удается нет, не вырваться из этого замкнутого круга, а просто занять в нем местечко поприбыльней.

Помниться, как лет двадцать назад прогремела «Интердевочка», и какой привлекательной казалась изображенная в ней сладкая жизнь. Лучше бы малолетние дурочки, попавшиеся на эту приманку, почитали бы Куприна.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

:rev: Сказать, что это мой любимый роман — не могу. Но десятку поставила с легкостью, меньше ставить нельзя. Ну ни как нельзя!

Долго не могла понять, почему в нашем книжном шкафу шеститомник автора ( тот самый, зелененький, «огоньковский«!) стоит без одного тома. Версия — «зачитали», звучала неубедительно. Оказалось прятали, прятали, что бы любопытная девчонка не прочитала именно «Яму»...

Забота о нравственности подрастающего поколения!

Нашла, прочитала, обалдела.

Будни публичного дома, его обитательниц и гостей выписаны без прикрас. Хочется плакать и скрипеть зубами от такой перевернутой жизни. Девушек жалко и одновременно противно читать об их мелких интрижках.

Низкий поклон Александру Куприну за эту книгу:pray:, которую он посвятил матерям и юношеству.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх