Есть стандартный рецепт хорошего фантастического приключения. Возьмем молодых и отважных героев, и лучше, если они не будут строго положительными. Пусть будет немного порока, но так, слегка, и исключительно, как следствие тяжелой жизни или непреодолимых обстоятельств. Обязательно, разнообразие героев: от старых ретроградов до молодых революционеров. А также полов — ведь необходимо вплести любовную историю, как же без нее/немодную нынче тему однополой любви обсуждать здесь не будем/.
Теперь добавим сюда Космоса, звездолетов, неизвестных планет, странных и непонятных традиций, побольше инопланетных артефактов с неизвестным происхождением и свойствами. Можно немного мистики, но тут главное — не переборщить, все-таки фантастика. Очень неплохо всегда идут такие добавки, как пираты, контрабандисты, звездные войны, преступные сообщества, межзвездные интриги, искривления пространства и времени и прочее. Теперь выстраиваем все эти ингредиенты в единый "вкусовой" ряд и, все! Приключение готово.
А дальше, как повезет. Может оказаться шедевром, с ярким букетом ощущений и долгим "послевкусием"/ненавижу это слово, но с "гастрономическими" ассоциациями вполне подойдет/. Может оказаться добротным "домашним" блюдом, без изысков, но сытным, легко перевариваемым и легко усвояемым, а потому полезным для голодного до приключений организма. Может оказаться пресным и безвкусным, но, в общем то, неопасным: проглотил и забыл. Ну, и совсем крайний случай — опасная отрава/тут может быть большое разнообразие в консистенции, внешнем виде и "вкусовых" качествах — вязкая, липкая, приторная, недоваренная или переваренная и т.д./, способная вызвать долгое заболевание и тяжелые последствия в виде неприятия приключенческой фантастики на долгое время.
Нет, "Завтрашняя запись" не столь тяжелый вариант, не пугайтесь. Она скорее зависла где-то между вторым и третьим вариантами. Вроде бы все необходимые "ингредиенты" есть: молодые герои, приятной наружности, смелые и честные, но с точно отмеренной дозой пороков. Космос и корабли, причем, находку с вечно скитающимся по Вселенной кораблем поколений можно считать вполне удачной. Странные культуры и многочисленные артефакты, среди которых выделяется один мощный и даже устрашающий, вокруг которого развивается действие. Присутствуют также сражения, погони, интриги, преступники всех мастей, искажения пространства-времени и прочие, фантастические и не очень, штучки.
Т.е. набор необходимых ингредиентов полный и достаточно качественный. А вот само блюдо, на мой вкус, оказалось абсолютно пресным. Ела его "по ложечке" в день, долго и мучительно, уговаривая себя: ну, прочитай еще страничку за Рэя Бредбери, за Айзека Азимова, за всех отцов-основателей. Едва до конца книги хватило авторов, за кого согласилась моя душа прочитать еще страничку-другую.
Почему так получилось? Думаю, будь мне сегодня лет 10-15, и слаще этой морковки еще ничего в меню не было, была бы в восторге. Но, этого не случилось, и мое время для этой книги безвозвратно ушло.
Наверное, рассказ о романе и герое, именем которого он назван, следует начать так же, как и книгу. "Говорят, что родился он от матери – кометы и отца – солнечного ветра, что разбрасывает планеты как пушинки и борется с черными дырами, чтобы нагулять аппетит". Такое начало может быть только у легенды, но никак не у реальной истории.
Действительно, так. В "Сантьяго" мифическое и легендарное будет постоянно переплетаться с реальностью, а поэтические символы будут значить для понимания происходящего столько же, сколько и достоверные факты, подтвержденные свидетельствами очевидцев и официальными документами.
Примечательно, что с героем , который назвался Сантьяго, мы встретимся лишь в самом конце, и ничего не сможем достоверно узнать ни о его характере, ни о его жизни, ни о тех мотивах, которые толкнули лично его на избранный путь. Почти 90 процентов книги — это поиски легендарного бандита, главы преступного мира, ответственного за сотни преступлений и убийств по всей Галактике. И если избавиться от такого, то плакать Галактика точно не будет. По крайней мере, так это видится со стороны тех, кто эти поиски начинает. А это, в свою очередь, тоже легендарные личности: знаменитые охотники за головами Ангел и Каин-Певчая птичка, для которых поиск Сантьяго — вершина нелегкой карьеры. Вот эти двое через встречи с другими персонажами будут поставлять нам те самые факты, документы и рассказы очевидцев, которые должны лечь в основу нашей "объективной" оценки происходящего.
Но есть еще и "субъективная" составляющая, которую щедро будет поставлять нам герой романа, который, к слову, так и не появится лично на страницах. Нам будут доступны лишь отрывки из бесконечной саги Пограничья Внутренних миров, которую пишет полусумасшедший поэт Черный Орфей, вечно тоскующей по своей Эвридике/опять мифология!/, метко описывая самых колоритных персонажей, с которыми в нелегких поисках придется встретиться нашим охотникам. А это, по большей части, личности, хоть и известные, но сплошь неприятные — контрабандисты, убийцы, воры, мошенники, лжецы, неудачники, фанатики. И невольно думаешь, что, если уж таких Сантьяго страшит, то каким же он должен быть чудовищем?
Каждая глава- веха в поисках легендарного преступника, посещение самых разных планет, встречи с различными персонажами, каждый из которых оказался не просто достоин упоминания в поэме Черного Орфея, а ярким и колоритным сам по себе, даже без привязки к истории Сантьяго. Каждая глава дает новые кусочки мозаики, которые должны сложиться в стрелку, указывающую направление к «логову» Сантьяго. Вместе с героями азартно следишь за тем, как распутывается клубок — переплетение домыслов, недомолвок, откровенной лжи, невинных фантазий, приправленный опасными стычками, драками и перестрелками. Пока не становится понятным, что что-то явно здесь нечисто, и большую часть книги мы потратили на версию лишь одной заинтересованной стороны, и потому неплохо бы услышать мнение другой. Но когда эта другая сторона получает, наконец, слово, то звучит оно как-то не очень убедительно. Пары глав, которые автор дал Сантьяго, чтобы оправдать себя по всем пунктам обвинения, оказалось, с моей точки зрения, маловато, чтобы проникнуться к герою лично, созданному им образу "благородного разбойника" и его делу симпатией.
Хотя это беспроигрышный образ- защитник обиженных и обездоленных, преследуемый неправедным законом и творящий простую и понятную справедливость: забрать у богатых и отдать бедным, покарать виновных и защищать невиновных. Четко и ясно: зуб за зуб, глаз за глаз. Не борец с системой, не революционер, не политик — просто парень, решающий конкретные проблемы конкретных людей, не брезгующий при этом разбоем, контрабандой, убийством, воровством и мошенничеством.
Сантьяго оказался не просто таким парнем. Он стал новыми Робин Гудом, Зорро, суровыми героями вестернов в одном флаконе/русские читатели могут добавить еще Дубровского/для далекого будущего, скорее мифом, идеей, утешением и фантазией о справедливости в изначально несправедливом мире, чем реальной силой, способной как-то повлиять на жизнь людей. Печально, но этот миф оказался не менее выгоден самой порочной системе, как предохранительный клапан, спускающий пар в мелкие стычки и незначительные баталии и позволяющей не доводить дело до глобальных социальных потрясений.
Конечно, хотелось бы, чтобы заявленная тема "мифа далекого будущего" прозвучала четче, но тогда пришлось бы пожертвовать историей Певчей птички, которая и есть настоящая история легендарного Сантьяго- реальной личности, в котором жестокость сочетается с благородством, идеалы с цинизмом, уважение к закону с бунтарским духом, которому знакомы и страх, и боль и горечь поражения. Героя, упорно не желающего сдаваться в своем стремлении изменить мир к лучшему, пусть только через миф — в мыслях и сердцах нескольких сотен или тысяч последователей и поклонников. Вот в такого Сантьяго хочется верить, хотя его дело и проиграно заранее, и конец известен- безымянный холмик на богом забытой планете. Но миф об очередном "благородном разбойнике" продолжит жить, пока в нем есть нужда.
Хочу расcказать Вам о веселой и позитивной акции, которая состоялась сегодня во Владивостоке. Сразу скажу, что хоть она и была "веселой и позитивной", но было бы лучше, если бы проходила не в такой мороз. Побегать и померзнуть ради нее мне пришлось изрядно.
Ну, да ладно. Теперь о самой акции. Решили как — то раз художники Владивостока поставить по памятнику каждому жителю города. А что? Разве мы не достойны быть увековеченными? Живем, бог знает где. До сих пор половина мира уверена, что у нас тигры бродят по улицам.
Так вот, решили художники поставить памятники всем 700 тысячам жителям города, включая узбеков, киргизов, китайцев и северных корейцев. Но, сами понимаете, труд этот — огромный и дорогостоящий, даже если вырезать фигурки из бумаги. Поэтому подумали-подумали наши художники и решили сделать всего 33 памятника из проволоки. Число родилось не из головы, а от названия арт студии "33+1", которая и затеяла все это безобразие.
Потом художники еще подумали немного и решили, что большие памятники делать тоже, вроде бы, не с руки. И остановили свой выбор на крохотных, от 5 до 10 см фигурках. Пусть не очень монументально, но зато миниатюрный размер позволил поместить их в самых неожиданных местах: под деревьями и рекламными конструкциями, на оградах, тумбах и даже на льду Амурского залива.
Среди героев необычной акции — реальные люди — политики, журналисты, спортсмены, чиновники, предприниматели, артисты и деятели культуры, которые запомнились горожанам в минувшем году своими делами или высказываниями. Несколько фигурок не имеют конкретного прообраза. Так, один из мини-памятников создатели посвятили всему хоккейному клубу "Адмирал", который появился в городе в прошлом году. Десятисантиметровый хоккеист занял место на льду Амурского залива.
Понятно, что большинство шуточных изображений и надписей к ним понятны исключительно жителям Владивостока. Но было весело отыскивать маленькие фигурки в самых неожиданных местах и хихикать над надписями, которые заставляли вспоминать некоторые события ушедшего года. Вот, хотя бы, напоминание о группе "Туманный стон" и об ее выступлении на первом фестивале "V-ROX"!
Отыскать разбросанные по городу фигурки без экскурсовода оказалось непростым делом. Но это не уберегло их вандалов: несколько проволочных скульптурок даже не дождались официального открытия и были сломаны прохожими.
По мнению художников, новый проект — ответ на потребность горожан в городской скульптуре. За последнее время во Владивостоке появилось сразу несколько подобных объектов — памятник моряку дальнего плавания, арт-объект "Невидимая стройка" и другие, полюбившиеся туристам и горожанам.
Так вот к чему это я. На дворе серо и мрачно, холодно, и ветер пробирает до костей. И замерзла, и устала гоняться за малюсенькими фигурками. А настроение отличное. Всего то надо было: немного фантазии, немного проволоки и времени.
Примечание: Студия "33+1" известна также своими картинами стрит-арта. В одном из дворов города в прошлом году появилась целая галерея — ряд картин, переходящих одна в другую: славянская азбука, абстрактные пейзажи Владивостока, причудливые линии и цветы. Они покрывают арки, стены домов, лестничные переходы. По замыслу художников, картинная галерея под открытым небом будет включена в один из туристических маршрутов города. В конце года центр Владивостока украсила картина, нарисованная на стенах сразу нескольких зданий. На ней изображены дома, снесенные в разные годы. Их облик был восстановлен по старым фотографиям.
Люблю читать старые, полузабытые истории. Всегда охватывается чувство, что наткнулась на настоящий клад. Он может оказаться "разграбленным", в том смысле, что не принесет ничего, кроме разочарования. А, может, это окажется "сокровищница Тутанхамона" — настоящие фантастические драгоценности, которые поразят изысканной красотой замысла, изящным сюжетом, героями и действием, не утратившими привлекательности за годы забвения.
Роман "Ветры Гата" оказался именно таким, неожиданным и несущим радость открытия, "кладом". Короткий и лаконичный, наполненный яркими героями и событиями — редкое сокровище в наши многословные времена.
Итак, мы попадаем во Вселенную, населенную от края до края человечеством. С разными культурами, народами, традициями. Планетами, поражающими разнообразием условий, красотой природы и причудливой жизнью. По этой полной чудес Вселенной путешествует вечный странник Дюмарест — очередной заблудившийся в пути Одиссей, упорно ищущий дорогу домой, к ставшей легендой планете Земля. И этот роман — один из эпизодов его бесконечного странствия, который приводит его на необычную даже для этой волшебной Вселенной планету Гат.
Поразительно, но автор смог представить планету, подобие которой только недавно было найдено в Космосе. Гат повернут к своему солнцу только одной стороной, и периодически между ночной и дневной стороной проносятся мощные бури. Ветры Гата обладают колдовской силой: они стонут, жалуются, обещают, вселяют надежду, напоминают обо всем прекрасном и ужасном, что происходило и происходит во вселенной. Послушать их мелодию собираются богатые и бедняки со всей Галактики. И в этот раз судьба сведет здесь самых разных людей: путешественников и правителей, жаждущих духовного откровения и очищения и алчных властолюбцев.
Все действие — каскад событий, среди которых нашлось место красоте пейзажей, загадке инопланетной жизни, заговору с целью свержения правительства одного могущественного межзвездного государства и грустной истории очередного Одиссея. К слову, последний — настоящий, "классический" герой старой фантастики. Мужественный, опытный, находчивый и благородный. С легким налетом тайного страдания и скрытой драмы. Таких героев особенно любят женщины всех возрастов. Я, честно говоря, немного соскучилась по такому типажу в последнее время и была рада встретить его в этом романе.
Но самым большим и приятным сюрпризом, пожалуй, стало то, что читается роман вполне современно. Это касается не только картин Космоса, но и направлений развития техники и общества.
Хотя роман и открывает целый цикл произведений приключениях странника Дюмареста, читается он, как завершенное произведения. Хотя и остается несколько загадок: об искусственном интеллекте, имеющем собственные планы на развитие Человечества, о животных-телепатах Гата, о направлении в поисках дома главным героем.
В этот раз поиски "клада" были удачны. Думаю, еще не раз подниму крышку этого сундучка, в поисках очередной истории. И особая благодарность лаборанту "пофистал", который/в очередной раз/ дал карту с крестиком "где клад зарыт".
Давненько я не писала отрицательных отзывов. Как-то получалось, что читала только то, что нравилось. А тут сразу попались несколько книг, которые вызвали отрицательные эмоции. Эту прочитала по двум причинам. Во-первых, Пол Андерсон- автор, который смог меня удивить несколько раз подряд. Оказалось, что его полузабытые и мало читаемые романы, порой, много лучше, чем разрекламированные произведения. Потому теперь жду от таких книг автора неожиданного. Во-вторых, очень хотелось почитать о колонизации новых планет. Чтобы было все, как надо: долгий перелет, мужественные первооткрыватели и девственная планета. Не получилось.
Мне почему-то всегда казалось, что первые колонисты, которые решатся навсегда покинуть родную планету и отправятся в неизвестность, будут чем- то сродни тем пионерам и авантюристам, которые осваивали на Земле новые территории. Не от того, что это сулило какую-то прибыль или от желания найти уединение. Просто от того, что их сжигало любопытство, вечное стремление узнать что-то новое, побывать там, где не бывал никто и свершить то, что другим не по силу/хотя прибыль и свобода тоже неплохо/. И будут присущи этим первым колонистам все те качества, которые мы привыкли видеть в первопроходцах: мужество, решительность, находчивость, дух товарищества и взаимовыручки.
Но герои этого сборника Андерсона явно не таковы. Более скажу, это — история самой странной колонизации, которую я когда-либо читала.
Начнем с того, что эта кучка крайних индивидуалистов отправилась в путь не совсем по доброй воле. Это, если так можно сказать, идейные мигранты, не согласные с политикой земного правительства. В этом вопросе с ними трудно не согласится: в этом будущем цивилизацию Земли не ждет ничего хорошего. Ресурсы истощены, пропасть между богатыми и бедными все больше, наука в загоне, процветают невежество, нетерпимость, языческие культы и мистицизм. Человечество, уже шагнувшее за пределы Солнечной системы, вновь сжимается до размеров одной единственной планеты. И лишь некоторых людей тревожит такое положение вещей.
Вот тут начинаются странности. Философия конституционализма, из-за которой разгорается конфликт — настолько рыхлая и неоформленная, что и непонятно ради чего такой переполох, поскольку носители этой философии — безобидные "диванные революционеры", неспособные на организацию или совместные действия. Да, что там говорить: такие вообще не способны на какие-то действия, даже если "жареный петух" будет их клевать с утра до вечера. И вот такие странные товарищи отправляются ради идеалов свободы — прежде всего умственной — на другую планету строить новое общество!
Сборник — четыре рассказа об этих "колонистах". На какие уловки приходится пойти инициаторам и организаторам экспедиции, чтобы буквально выпихнуть их с Земли, заставить завершить долгое путешествие, остаться на новой планете и основать колонию! Тут и обман, подкуп, шантаж, подлог и преступления. А иначе "мужественные первопроходцы"- самовлюбленные и самодовольные, бездушные в своем "научном рационализме"- сбегут обратно, даже не сделав попытки чего- то добиться стоящего.
Единственный рассказ, который понравился — самый первый "Амбар Робин Гуда". Его стоит прочитать только ради нескольких, очень современных фраз об образовании и ради колоритного персонажа — Комиссара СвОбоды, который ради своего сына перевернул целый мир. Остальные же рассказы вызвали чувство полного отторжения: я была бы не против, если бы автор прикончил эту кучку бездушных и вечно хныкающих эгоистов каким-либо особо мучительным способом: ядовитая атмосфера, злобные монстры, природные катаклизмы. Сгодилось бы все, лишь бы не засорять приятную планету Рустам ТАКИМ человечеством.