Я очень рада, Друзья, что мой первый опыт в авторской колонке нашел у Вас отклик. Я пока только нащупываю варианты работы, поэтому была бы рада услышать от Вас предложения.
А пока идет поиск, позвольте представить Вам мои впечатления от третьей части цикла «Псион» — романа «Водопад грез» — достойного, но почему-то малочитаемого, произведения. Если Вас смущает, что это только третья часть цикла, не беспокойтесь: они не имеют «сквозного» действия и связаны только главным героем, в некоторых деталях жизни которого легко разобраться по ходу дела.
Итак, представляю Вам роман Джоан Виндж «Водопад грез»
Прошло несколько лет со времени, когда молодой полукровка и псион Кот помог разрешить острый политический кризис на Земле и попутно разгадать тайну наследства древней цивилизации. Эти годы прошли для него относительно спокойно: потеря телепатического дара, финансовая независимость и некоторая известность дали ему некоторую защиту от преследования со стороны ксенофобов. И так бы и продолжалась эта «спокойная» жизнь», если бы не экспедиция на планету Убежище, где находится одна из последних колоний гидранов.
Вот шанс для нас с Вами узнать о расе гидранов, о которой столько раз уже слышали в предыдущих книгах, но о которой толком ничего не сообщалось: так, набор полумифов — полуслухов, приправленных откровенными выдумками ксенофобов. И для Кота это шанс — узнать, наконец, о народе своей матери, найти в его истории и культуре опору в жизни.
Пожалуй, это самая лучшая находка книги — описание расы гидранов. К сожалению, мы практически ничего не узнаем об истории этого народа, и лишь чуть-чуть об его культуре, поскольку застаем гидранов в период их почти полного заката. Вместо прекрасных городов — грязное и полуразрушенное гетто, вместо ученых и мыслителей — озлобленные, полные ненависти и забывшие свои корни боевики- революционеры. Цивилизация, основанная на ненасилии и общности, глубокой духовной культуре и уважении к жизни, готова окончательно и бесповоротно пасть под натиском жадности и жестокости земных корпораций.
И над всем этим витает неразрешимая загадка. Именно витает, поскольку ее носители парят в волшебных небесах — таинственные небесные киты, овеществленные мысли которых оседают на планете, создавая целые пласты небесных рифов. И это — еще одна замечательная вещь в книге. Такую полную материализацию мыслей мы встречали, пожалуй, лишь в «Солярисе» Лема. Водопады непостижимых идей, грезы о прошлом и будущем, о жизни и вечности, падают с небес на землю, где живут, страдают, борются, погибают, ищут и не находят ответы на свои вопросы миллионы живых существ — людей и гидранов, превращаясь в целые месторождения скрытых идей и озарений. Вечный источник мудрости, из которого никто больше не хочет испить ни единого глотка: для землян – источник обогащения, для гидранов – полузабытая легенда. И от этой невостребованности чуда всю книгу пронизывает щемящая печаль и безнадежность. Ну, узнали люди об исключительных свойствах рифов, но почему то не верится, что воспримут заложенные в них концепции на духовном уровне, а не разложат с помощью машин на отдельные безликие атомы и молекулы.
Вот такой удивительный фон для этой истории. Не боевика или детектива, хотя в ней и действуют террористы и похитители, по ходу раскрываются грязные тайны и плетутся интриги. Это более психологический триллер, где мотивации и внутренние процессы для сюжета важнее, чем само действие.
Из всех трех книг эта понравилась мне больше всего. В ней нет наивности и откровенной «подростковости» «Псиона», но нет также неприятных до отвращения натуралистических сцен «Пешки». В ней присутствует та же жесткость, но не переливающаяся через край в смаковании грязных подробностей. Повзрослевшие герои поступают, по большей части, как положено взрослым людям, а не сбежавшим из-под надзора старших подросткам. И хорошо, что Автор смогла удержаться от « счастливого конца», который был бы нелогичным и разрушающим все внутреннее напряжение сюжета.
Хотя не обошлось без «но». Целый ряд эпизодов показались мне неоправданно затянутыми и сентиментальными, как пребывание Кота и Мийа в рифах после бегства или неоднократное повторение трагической истории Наох. А некоторые сюжетные линии оказались, наоборот, оборванными на самом интересном месте, как обнаружение в виртуальной реальности разума и сознания. А ведь это — не меньшее чудо, чем наслоения вечных мыслей рифов. Об этом я бы почитала с большим удовольствием, чем о бесконечных повторениях ксенофобских бредней некоторых героев.
И осталось впечатление, что история Кота не завершена. Осталось много недоговоренного, загадка его происхождения не разгадана, а за спиной героя осталось много незавершенного, и явно напрашивается продолжение.