Между тем на сайте премии "Новые горизонты" во всю идет представление номинантов 2016 года. "ФантЛаб", я считаю, тоже не должен остаться в стороне. Поехали!
Номинирует Владимир Борисов: Миры, создаваемые Кириллом Еськовым, изначально вторичны. Евангелие, Толкин, Джеймс Бонд, Голливуд, Юлиан Семёнов… И вот – игра «Цивилизация», применённая к реальной истории мира. С возможностью переигрывать отдельные эпизоды. Подкупает в этой, казалось бы, нехитрой альтернативной истории несколько моментов. Во-первых, история по Еськову местами выглядит более реальной, нежели это было в нашем мире. Лишнные возможности наблюдать аутентичные события, мы вынуждены оценивать исторических людей по их художественным образам. Поведение Алексашки Меншикова после ссылки в Сибирь у Еськова более соответствует характеру персонажа Алексея Толстого, нежели унылому образу с картины Сурикова.
Во-вторых, плотность текста, каким-то чудом совмещённая с необыкновенной притягательностью. Головокружительные кульбиты сменяются многостраничными аналитическими описаниями, и всё это с постмодернистскими вывертами, неожиданными цитатами и цитатками. Вот таким стилем и слогом нужно бы писать учебники реальной истории, в которой ведь и фантастически авантюрные события случаются периодически, и фантастически неожиданные связи между явлениями, казалось бы, совершенно далёкими друг от друга, прослеживаются при внимательном вглядывании.
Шерлок Холмс из тех "культурных героев", интерес к которым не затихает десятилетиями, уже почти столетиями. И пишут, и снимают, и рисуют, и комиксы делают... Но при этом всегда можно раскопать в первоисточнике что-то такое, что не бросается в глаза современному читателю. Именно такие раскопки произвел несколько лет назад замечательный Кирилл Кобрин — рекомендую!
Шерлок Холмс: комментарии на полях
Кирилл Кобрин. Шерлок Холмс и рождение современности: Эссе. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015. — 184 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-89059-240-8.
Кирилл Кобрин — журналист и историк, редактор журнала «Неприкосновенный Запас», автор без малого полутора десятка книг. Разумеется, англоман: кандидатскую диссертацию защитил по истории Уэльса, ныне живет в Лондоне. Заметная часть его работ посвящена сюжетам времен модернизации Британской империи, иными словами — Викторианской эпохе во всем ее убожестве и великолепии. Понятно, что автор с такой биографией (и такой библиографией) не мог рано или поздно не обратиться к шерлокиане, одному из самых удивительных литературных феноменов конца девятнадцатого-начала двадцатого века. Удивительных не потому, что рассказы и повести о Шерлоке Холмсе пользовались бешеным успехом у современников. Куда примечательнее то, что популярность этих бесхитростных на первый взгляд историй пережила и сэра Артура Конан Дойла, и Британскую империю в целом, и распространилась по всему свету, не исключая Россию, как лесной пожар. Хотя, казалось бы, какое дело школьникам из Кирова, Сингапура или Мехико до злоключений викторианских джентльменов?..
Само собой, Кирилл Кобрин, очарованный Холмсом еще в светлом пионерском детстве, предлагает свою версию ответа на этот вопрос. «Перед нами идеальное усиление подлинного интереса, — пишет он в одном из эссе, вошедших в сборник «Шерлок Холмс и рождение современности», — когда объект совершенно чужой, но в нем угадываются структуры своего. Не детали, нет — они чаще всего вводят в заблуждение, — а именно структуры, скелет, каркас». Иными словами, не важно, где живут Холмс и Ватсон, чем завтракают («овсянкой, сэр!»), как одеваются и обращаются друг к другу. Но в том, как они выстраивают отношения, в конфликтах, с которыми они имеют дело, в характерах центральных и эпизодических персонажей шерлокианы очень много узнаваемого — это-то и подкупает читателя.
Впрочем, цель автора этой книги не сводится к поиску параллелей и аналогий. Фраза насчет структур — скорее реплика в сторону, комментарий на бегу. Цикл о Шерлоке Холмсе интересует Кобрина прежде всего как зеркало, в котором отразились главные противоречия и основные тенденции одной из интереснейших и сложнейших эпох в новейшей истории. Причем отразились не по воле автора, а просто в силу включенности Конан Дойла в общий поздневикторианский контекст. Рассказы о Шерлоке Холмсе не очерк нравов, не послание потомкам — тем интереснее следить, как исследователь вычленяет важные, значимые элементы, подчеркивает нюансы, на которые при беглом чтении просто не обращаешь внимания. «Проанализировать этот мир с точки зрения историка, обозначить «модерновость» как состояние общественного сознания, как тип исторического мышления (в том числе и самого автора, Артура Конан Дойла) — такова моя задача, — признается Кобрин. — Я пытаюсь проанализировать разные стороны Викторианской эпохи — отношение к деньгам и богатству, социальную роль женщин и даже рождение современного гуманитарного знания».
Анализ удался. Неожиданных, парадоксальных выводов тут хватает. Как дважды два исследователь доказывает, например, что викторианский мир по Конан Дойлу держится вовсе не на носителях «протестантской этики», придуманной Максом Вебером, а на честных неудачниках вроде Ватсона и людях богемы, маргиналах, к числу которых несомненно принадлежит Шерлок Холмс. Деньги, в том числе заработанные упорным честным трудом, не приносят счастья никому из героев, богатство не спасает от беды — а вот наоборот сплошь и рядом. Буржуазность буржуазностью, но Фортуна слишком часто отворачивается от успешных представителей среднего класса, чтобы это можно было счесть случайным совпадением.
В то же время не стоит забывать, что «Шерлок Холмс и рождение современности» — не научная монография, а сборник эссе, автор которых не лишен чувства юмора. В статье, посвященной рассказу «Скандал в Богемии», он с серьезной миной доказывает, что события, описанные на страницах этой новеллы — ни что иное как мистификация, затеянная заскучавшим Холмсом и принятая простодушным Ватсоном за чистую монету. Можно, конечно, и так объяснить несообразности и натяжки, допущенные Конан Дойлом, но испытания бритвой Оккама версия, конечно, не выдержит.
Отдельная тема — комментирование переводов. Одно слово, показывает Кобрин, может полностью изменить трактовку образа героя, а современный русскоязычный читатель этого даже не заметит. «Собиратель древностей» или «антикварий» — какая нам разница? А вот для автора и его современников между двумя этими понятиями лежала целая пропасть: уважаемый ученый и смешной полуграмотный краевед — абсолютно непохожие персонажи, требующие к себе разного отношения. И это только один пример — из «Собаки Баскервилей», как вы, наверное, уже догадались. Думаю, если бы Кирилл Кобрин прошелся красной ручкой по всему корпусу рассказов о Шерлоке Холмсе, получился бы литературоведческий труд энциклопедического объема. К счастью или к сожалению, но эссе из сборника «Шерлок Холмс и рождение современности» больше напоминают маргиналии, записки на полях, «комментарии, толкования, мнения», чем энциклопедию. Кирилл Кобрин выхватывает самое вкусное, самое интересное, снимает сливки, но вовсе не претендует на всеохватность. Что ж, не страшно: для тех, кто ищет что-нибудь более основательное об эпохе Шерлока Холмса, есть и другие книги — например, «Бейкер-стрит и окрестности» Светозара Чернова объемом в 480 страниц.
В конце апреля в "Раскольникове" (СПб., Апраксин переулок, дом 11) прошла жаркая дискуссия о будущем журналов фантастики — с участием коммерческого директора журнала "Если" Александра Кривцова, издателя и главного редактора альманаха "Полдень" писателя Николая Романецкого и независимого эксперта, настоящего журналиста Антона Мухина (известного так же как автор романа "Князь Механический" — под псевдонимом). Речь, как не трудно догадаться, шла не столько о творческой составляющей "нишевых" периодических изданий, сколько о перспективах их выживания на российском рынке. Ведущий задавал довольно жесткие вопросы, участники отвечали искренне, сказали много интересного. До чего договорились — смотрите на видео.
Официальный анонс: Несколько лет назад почти одновременно закрылось два из трех российских журналов фантастики: «Полдень, XXI век» (СПб) и «Если» (Москва). Сегодня они вновь выходят в свет – но в новом формате. 2 апреля 2016 года на площадке проекта «РаскольниковЪ» (Апраксин переулок, дом 11) коммерческий директор журнала «Если» Александр Кривцов и главный редактор альманаха «Полдень» Николай Романецкий поговорили о том, насколько успешно идет освоение новых ниш, каковы планы на будущее, в чем принципиальное отличие «нишевых» журналов от остальной периодики и как это влияет на их маркетинг. В качестве эксперта по тенденциям развития СМИ выступил журналист Антон Мухин, постоянный обозреватель журнала «Город 812», лауреат премии «Золотое перо», не чуждый и фантастическому жанру.
Вчера после [опускаю эпитеты] "Интерпресскона" немножко поработали на Петербургской книжной ярмарке ДК им. Крупской. А железная женщина, секретарь и главный мотор нашего конкурса, успела написать официальный пост-релиз:
цитата
8 мая на Книжной ярмарке ДК им. Крупской состоялось подведение итогов конкурса литературно-критических статей и рецензий на книги фантастического жанра «Фанткритик».
Премия «Фанткритик» вручается уже двенадцатый год, неизменно привлекая внимание тех, кто ценит фантастический жанр и работает в сфере литературной критики и публицистики. И профессионалы, и новички из разных городов России и ближнего зарубежья присылают свои рецензии и статьи, которые поступают на рассмотрение весьма строгого жюри. Члены жюри — известные писатели, журналисты, критики — рассматривают тексты, не имея представления об их авторстве, поэтому итоговые оценки максимально объективны, а суждения о конкурсных работах нелицеприятны.
В 2016 году в Оргкомитет поступило 66 работ из 16 городов России, а также из Украины и Эстонии. Впервые очень хорошо был представлен Санкт-Петербург — обычно не слишком активные питерские литераторы прислали 18 текстов. 15 работ поступило от москвичей и жителей Московской области, деятельное участие приняли соискатели из Иваново, Омска, Уфы, Киева, Харькова. Географию конкурса дополнили Вологда, Нижний Новгород, Набережные Челны, Оренбург, Пермь, Феодосия, Ярославль, Днепропетровск и Таллин.
Из всех этих очень интересных и разнообразных работ Оргкомитет был вынужден отобрать десяток рецензий и шесть статей, который сформировали короткий список премии. Любопытно, что самой популярной книгой среди соискателей премии в этом году стал роман Марии Галиной «Автохтоны»: пять рецензентов решили высказаться по его поводу, и четыре из этих рецензий вошли в короткий список. Как заметил член жюри Роман Арбитман, «тот факт, что четверо финалистов выбрали не самый простой роман Марии Галиной, свидетельствует о том, что господа рецензенты не ищут легких путей, а замахиваются на большее».
В жюри в этом году, кроме уже упомянутого Романа Арбитмана, вошли: Дмитрий Вересов, Василий Владимирский, Андрей Щербак-Жуков. Председателем жюри по традиции стал патриарх петербургской фантастики Андрей Дмитриевич Балабуха, без которого «Фанткритик» уже трудно себе представить.
Финальное мероприятие «Фанткритика» проходило на Книжной ярмарке ДК им. Крупской в гостиной Союза книжников «Слово». Для тех участников, кто не смог приехать в Петербург, была организована интернет-трансляция. Ведь центральным событием конкурса является обсуждение конкурсных работ, которое порой вызывает неоднозначную реакцию участников. Так, один из конкурсантов, известный журналист Константин Фрумкин довольно эмоционально высказался о предпочтениях жюри, более высоко оценивающего литературные достоинства статей и рецензий, а не их философское содержание.
Впрочем, у жюри «Фанткритика» свои критерии оценки, и в соответствии с ними места распределились следующим образом:
В номинации «Литературно-критическая статья» вручается только один приз — за первое место — и лауреатом стала Александра Подопригора (Уфа) за текст «Мир, который построил Йен».
Всем победителям вручаются дипломы, памятные знаки и денежные призы: за I место лауреаты получили 15000, за II и III — 9000 и 7000 соответственно. Все работы, вошедшие в короткий список, отмечены памятными дипломами.
Газета «ExLibris НГ», являющаяся информационным партнером конкурса, отметила три текста, которые будут опубликованы в газете. Помимо работ лауреатов Андрея Бударова и Романа Демидова, публикации признана достойной рецензия вошедшая в короткий список, но не получившая призового места: №64 «Dance, dance, dance» (Майкл Суэнвик Танцы с медведями. М.: Эксмо, 2015), автор — Сергей Масляков, Санкт-Петербург.
Несколько позже свой приз вручит и «Книжный Клуб Фантастика» — за лучшую рецензию, на книгу, выпущенную этим издательством.
Напоминаем, что конкурс проводится попечением Книжной ярмарки ДК имени Крупской — первой в России крупной негосударственной книгораспространительской структуры. Возникнув почти сразу же со свободным книжным рынком, Ярмарка вот уже более двадцати лет остается одним из важнейших книготорговых центров Северо-Западного региона России. Фантастика всегда была отдельной, очень важной темой для Книжной ярмарки. Здесь проводились встречи с российскими писателями-фантастами, сюда приезжали именитые гости — Роберт Шекли, Гарри Гаррисон, Лоис Буджолд, Пол Андерсон. Поэтому организация и поддержание конкурса рецензий на книги, написанные в жанре фантастики, для Книжной ярмарки является одним из приоритетных направлений культуртрегерской деятельности.