На сайте «Новых горизонтов» эти отзывы давно опубликованы — но если у вас не хватило времени-сил-желания до них добраться, собрал заодно и тут, по каждой книге. А о дате вручения премии скоро объявим, не теряйтесь.
В наше непростое и, будем надеяться, не последнее время, сценарии мирокрушения приобретают особый характер. Свой вариант (даже два варианта) представили и Белобров с Поповым, авторы культового «Красного бубна».
Причина этого Апокалипсиса – не климатические изменения или конфликт с применением ядерного оружия, а череда случайных (и неслучайных тоже) совпадений и злокозненные инопланетяне, конечно. И там, где другие авторы бросились бы живописать картины катастроф, Попов с Белобровом выводят на первый план с виду непримечательные и даже в хорошем смысле слова дурацкие бытовые сценки.
Вот философ Маналов в поисках Абсолюта (водки, а не того, о чем вы подумали). Вот певица Зоя Котик, встретившая инопланетянина Костю. Вот ревнивый Роман Монеткин и его возлюбленная Юля, обуреваемые шекспировскими страстями. Вот и другие персонажи, и все они, как выяснит по мере прочтения внимательный читатель, взаимосвязаны, вплетены своими действиями и их последствиями в единую сюжетную канву.
И заканчивается этот сюжет так, как и обещало название – Апокалипсисом. Волей соавторов хроники надвигающихся бедствий становятся чтением веселым, а «роман-катастрофа» оказывается на территории сюра и трэша.
Возможно, текст выиграл бы, будь он поразмашистее, пообъемнее. Но и этого хватит, чтобы растащить его на афоризмы (например, «жизнь — это не только размножение, но и уничтожение размноженного»).
Да и как бороться с инопланетянами позорными гранатами читатель запомнит навсегда.
Жюри премии о «Плановом апокалипсисе» Владимира Белоброва и Олега Попова
Ольга Балла:
Текст выстроен в своём роде виртуозно — в смысле показанной там авторами связи всего со всем, случайного и ситуативного – с глобальным (эта мысль, хотя и не слишком оригинальная, зато показанная наглядно и подробно, вполне может быть сочтено даже более важной для текста, чем всё, относящееся к катастрофическому концу цивилизации): детали, незначительные в одной сюжетной линии, оказываются ключевыми в других; все ниточки, по видимости оборванные, в конечном итоге вплетаются в цельную ткань. Вообще же, по моему чувству, тексту сильно недостаёт глубины. (Не говоря уж о том, что «Апокалипсис» уже по самому смыслу слова никак не тождествен катастрофической гибели всего, — и Белоброву ли с Поповым, основоположникам, как пишут, «православного мистического триллера», этого не знать? – слово это, означающее по-гречески «откровение», по идее, указывает на раскрытие некоторой окончательной истины о мире, но ничего подобного тут не происходит.) (Настойчиво-)пародийный, иронический компонент в повести существенно сильнее собственно фантастического, который, с его «щелочноземельными металлическими гуманоидами», готовившими на Земле «крупный теракт – глобальную бактериологическую атаку» (так, надо думать, авторы обыгрывали пандемию, во время которой всё это писалось), тут и сам по себе довольно пародиен. Очерк провинциальных нравов в повести даже чисто количественно занимает гораздо больше места, чем фантастика как таковая и может читаться независимо от неё.
Два варианта финала – идея сама по себе интересная, только, увы, из предшествующих событий в тексте эта двойственность не вытекает (несмотря даже на то, что в обеих версиях ключевую роль играет прилетающий в окно молоток), она основана на двух совершенно разных версиях Конца Всего. (Ну и, строго говоря, мысль о том, что причина гибели планеты – инопланетные гуманоиды / рептилоиды, а люди – их не осознающие того орудия, глубокой и плодотворной тоже назвать трудно).
Характеров (как, впрочем, и интересных идей о мироустройстве и человеческой природе) там нет, зато есть грубовато (хотя и ярко) очерченные (и узнаваемые) типы и социальные ситуации, что, конечно, немало. (Кстати: только ли мне одной кажется, что провинциальный философ Маналов с его бытовыми нелепостями, женой-Ксантиппой и экзистенциальными сентенциями типа «Что-то постоянно меняется, а что-то остаётся относительно неизменным, как, например, камень» — возник под сильным влиянием философа Якова Павла Гельмана и во многом его повторяет? – только он заметно ухудшенная и упрощённая копия, и к пародийности в нём всё, похоже, и сводится.)
Владимир Белобров и Олег Попов – культовые фигуры 90-х (подробнее про них можно прочитать вот тут.
Они известны много чем замечательным, не только прозаическими текстами, и в общем их можно было бы назвать контр-культурщиками (многие их книги выходили в знаменитом «Красном матросе»), если бы вся чего-нибудь стоящая культура тех лет не была контр-культурой (таким образом контр-культура условных 80-х стала магистральной культурой 90-х и можно ли ее называть контр-культурой не знаю, но это я уже запуталась и вообще не о том).
Из этого же материала следует, что «Плановый апокалипсис» авторами написан после десятилетнего перерыва в сотрудничестве как часть трилогии во время первого карантина («в 2020 г…. сначала на электронной платформе Author.Today, а позже и на бумаге, выходит «пандемическая трилогия»: три коротких романа — «Плановый апокалипсис», «Книга счастья», «Невидимые миру связи, или Разумные зайцы». «Плановый апокалипсис» датирован «05.03—21.04.20», «Книга счастья» — «27.05—28.06.20»). Все три романа построены на перекрестных отсылках друг к другу и писались авторами «поглавно», то есть один – одну главу-завершенный эпизод (они небольшие), другой – другую. Потом это сводилось вместе.
В результате перед нами проходит серия сюжетов (иногда чернушных, иногда фантасмагорических, иногда трогательных, иногда и то и другое и третье), повествующих о жизни всяких печальных людей нестоличного города. Герои как бы перетекают из одной истории в другую; прием не новый, а уже, пожалуй, и почтенный. Фантастическая идея до какой-то степени грустная – земная цивилизация служит полигоном для отработки чрезвычайных ситуаций, все апокалипсисы тут плановые, но в какой-то момент в силу печальной случайности что-то пошло не так… Но, конечно, этим идеи не ограничиваются – тут есть и часы с обратным ходом (машина времени), и пришельцы-резиденты, и странные ритуалы. На самом деле в маленьких городках всегда все это есть ?.
Надо сказать, что в «Плановом апокалипсисе» гораздо меньше провокации (в «Красном бубне», цитирую ту же «Сигму», «Магистральный сюжет приходит из детской страшилки, которой Игорь Мешалкин пугает сестренку Верочку. Хамдэр — повелитель тьмы у древнегерманских племен, он же Троцкий, прикидывающийся соратником Ленина и сотрудником Коминтерна, — пытается вернуть себе выкраденную во время войны Абатуровым шкатулку с пальцем Ильи Пророка, чтобы устроить Апокалипсис, который в этой версии совпадет с излучением божественной звезды Рэдмах»), жесткости, размаха и веселой злости, это очень грустная и человечная история (ну не без чернухи, конечно, но это и хорошо, что-то же должно такое быть?).
Важно, что «Плановый апокалипсис» -вещь по нашим временам уже мейнстримовская (надо сказать, то, что он воспринимается мейнстримом, во многом заслуга тех же Белоброва-Попова, заметно расширивших рамки нашего восприятия). Ее вполне можно представить себе опубликованной, скажем, в «Новом мире», но в «Новом мире» можно представить себе много чего, потому что это хороший журнал.
Можно ли считать это новыми горизонтами, не знаю. Для самих Белоброва и Попова это не новые горизонты, уж точно. Сама по себе вещь безусловно в высшей степени качественная, но, по-моему, не имеет никакого отношения к фантастике. Тем более, это в общем часть целого, хотя и самостоятельная часть. Но тут похоже таков общий принцип структуры трилогии – каждый отдельный микросюжет – часть целого, а целое в свою очередь часть еще большего целого. Так или иначе, без Белоброва и Попова наша культура была бы гораздо-гораздо беднее, спасибо им за то, что они есть.
В. Березин, мне тебя не хватает.
Ирина Епифанова:
Наверное, некоторая проблема литпроцесса в том, что любой выдвинутой на любую премию книге жюри придирчиво смотрит в зубы и светит фонариком в глаза: а в чём тут сверхидея? А где не бывало оригинальное фантдопущение? Где изощрённые языковые приёмы и игры со стилем?
Здесь мы имеем просто хороший уютный текст, в котором всего в меру и всего достаточно. И объём повести небольшой, и композиционно и сюжетно все линии ловко взаимоувязаны. И юмора ровно как надо. Да, пожалуй, без потрясений, рекордов, а значит, вероятно, и без призовых мест (хотя не факт, мне текст напомнил прошлогоднего лауреата, «Фальшивого слона»). Но повесть, безусловно, добротная и милая, приносит читателю негромкое удовольствие.
Вадим Нестеров:
Фантастикой в ее современном понимании здесь, конечно, не пахнет, но фантасмагория очень классная. Судя по всему, авторы изначально не относились к тексту, как к чему-то серьезному, что сильно пошло на пользу повести. Очень легкая, часто смешная, профессионально сделанная из филигранно переплетенных глав. Даже раздвоенная концовка не разочаровывает. Очень хорошо. Второе место.
Екатерина Писарева:
Творческий тандем Владимира Белоброва и Олега Попова вылился в «Плановый апокалипсис», а текст, прочитанный около месяца назад, выветрился из головы так быстро, что даже мысль за хвост ухватить не получилось.
Череда событий, людей, имен – и все какое-то незапоминающееся, блеклое, проходное. Пожалуй, «жопа в шпагате» – это самый яркий образ из всего романа, в названии которого красуется мощное слово «апокалипсис». Думаешь, что будет «огонь небесный», а оказывается – всего лишь зажигалка.
Ели текст начинается с осточертевшего за тридцать (а то и больше) лет беззубого глумления над «баяном» «Как вы пишете вдвоем?» – это очень плохой симптом.
Симптом того, что у соавторов плоховато с чувством юмора. Но это так, полбеды. В конце концов, фантастику читают не для того, чтобы животики надорвать. Чтобы развлечь себя нехитрой шуткой, можно легко найти массу других текстов на специализированных сайтах в Сети. К сожалению, по мере чтения выясняется, что у создателей «Планового апокалипсиса» плохо и с самым важным для авторов фантастических текстов – с фантазией.
Недостаточно просто напихать в одни текст описание кучи событий, которые стряслись с тривиальными персонажами из «бытовухи» про нашу реальность, вроде бы столкнувшимися с пришельцами из космоса, чтобы получился цикл «Великий Гусляр» Кира Булычева. У покойного мастера каждый рассказ о соприкосновении советской обыденности и фантастического запределья был увязан с интересной или забавной фантастической идеей. А у В. Белоброва и О. Попова – нет.
Пришельцы и дураки среди нас? Что ж, удивили. Да об этом – половина мировой литературы (это про дураков) и половина НФ (это – про пришельцев). Чтобы произведение заинтересовало читателей, надо, чтобы оно и было интересным. А от «Планового апокалипсиса» создается впечатление, будто самим авторам во время карантина не слишком-то и хотелось писать задуманный текст.
И еще одно настырное упоминание – об «обмане потребителя». Да, я выгляжу как зануда, периодически поминая об этом в своих рецензиях, но, надеюсь, «повторение – мать учения». Даже если соавторы подразумевали под термином «апокалипсис» его истинное значение – «откровение» – то ведь большинство читателей этого намека не поймет. Современные граждане понятие «апокалипсис» ассоциируют исключительно с глобальной катастрофой. А вот ее-то (спойлер!) в книге и нет. А есть цепь абсурдных эпизодов, впрочем (надо признать должное) грамотно увязанных воедино.
Только это, к несчастью, не искупает общего тягостного впечатления от совсем унылого текста без малейшей фантастической выдумки.
Героически преодолев (хоть и не до конца: оптовикам кроме петербургского «Раскольникова» пока не отгрузили) временные трудности, начинаем, помолясь, продажи новых книг из серии «Лезвие бритвы»: «Hyperfiction 2.0» Марии Галиной и «Необычайного» Владимира Березина. Кроме того, допечатана наконец первая книга Галиной «Hyperfiction» с новой обложкой и корректурой — если кто пропустил, самое время. Таким образом, в продаже сейчас вся серия, кроме «Координат фантастики» Сергея Шикарева и «12 мифов о советской фантастики» Антона Первушина. Обе стоят в очереди на допечатку, месяца через три-четыре выйдут.
Остальное по отпускным издательским ценам можно традиционно заказать у меня, стучитесь в личку.
Ну и чтоб два раза не вставать: кому нужен свежий «Сборник материалов петербургской фантастической ассамблеи 2019-2020» — тоже обращайтесь.
Издательская аннотация: В новую книгу Марии Галиной вошли статьи и эссе, продолжающие цикл «Hyperfiction». Под одной обложкой впервые собраны тексты, на протяжении многих лет публиковавшиеся в литературном журнале «Новый мир». Автор продолжает исследовать современную и классическую фантастику, а также литературу на стыке жанров, отмечать тенденции и вскрывать неочевидный подтекст, используя инструментарий не только литературного критика, но и профессионального ученого-естественника. Первый том «Hyperfiction», изданный в серии «Лезвие бритвы», принес М. Галиной «АБС-Премию», был отмечен наградами «Неистовый Виссарион» и «Двойная звезда» и стал «Книгой года» по версии сайта «ФантЛаб».
Об авторе: Поэт, прозаик, переводчик, критик. Родилась в Твери, окончила Одесский Государственный Университет. Биолог, кандидат наук по специальностям гидробиология, ихтиология. Дебютировала в 1991 году подборкой стихов в журнале «Юность». Состоит в Союзе писателей Москвы. Сотрудник редакции литературного журнала «Новый мир». Автор «Малой Глуши», «Медведок», «Автохтонов» и других романов, сборников повестей и рассказов, публицистических книг «Фантастика глазами биолога» и «Не только о фантастике». Лауреат премий «Московский счет», «Киевские лавры», «Бронзовая Улитка», «Странник», «Зиланткон», «Золотой РосКон», «Серебряный Кадуцей», «Новые горизонты». Проза переведена на английский, итальянский, французский и польский языки. Первый том цикла «Hyperfiction» принес М. Галиной «АБС-Премию», был отмечен наград «Неистовый Виссарион» и «Двойная звезда», а также стал «Книгой года» по версии сайта «ФантЛаб».
Мария Галина – посол мира на холодной войне фантастической и «большой» литературы. Ее художественные тексты почитают своими по обе стороны несуществующей границы. А ее критические статьи осваивают ту часть фронтира, которая оказалась в межжанровом зазоре. Во многих случаях без Hyperfiction эта область так и осталась бы темным лесом. Во многих других – и области бы никакой не было, поскольку именно работы Галиной очерчивают, картографируют, классифицируют то, что мы позже назовем отличными книгами, проломившими жанровые рамки. – Дмитрий Захаров, писатель
Мария Галина прекрасно знает, о чем пишет, – не только как талантливый и эрудированный писатель, но и как редактор отдела критики журнала «Новый мир». «Hyperfiction 2.0» – это уникальный взгляд на фантастику в целом и на книги, находящиеся на жанровом стыке. Это глубокий, точный и всесторонний анализ, который ставит высокую планку и задает новые стандарты для дальнейшего исследования предмета. – Вера Богданова, писатель
Издательская аннотация: Владимир Березин — писатель-универсал, азартно и увлеченно работающий в самых разных областях: прозаик, критик и блогер, создатель прижившихся интернет-мемов, автор романов для «межавторских проектов» и биограф Виктора Шкловского, участник экспертного совета «Большой книги» и жюри «Новых горизонтов», финалист премии «Ясная Поляна», лауреат «Книгуру», премии им. Вл. Одоевского и премии фестиваля «Звездный мост», тонкий стилист и эрудит. На страницах этой книги впервые собрана большая часть статей, эссе и авторских колонок В.Березина, имеющих отношение к фантастике в литературе и кинематографе. «Необычайное» — первое издание такого рода в пестрой и разнообразной библиографии автора, не ограничивающего сферу своих интересов «литературой основного потока» или, напротив, «чистым жанром».
Об авторе: Писатель, журналист, литературный критик, блогер. Родился в Москве в 1966 году, окончил физический факультет МГУ, а затем Литературный институт. Учился в Кельнском университете, в 1997 году защитил магистерскую диссертацию по экономике и преподаванию бизнес-дисциплин. С 1989 года публикуется как ученый-математик, с 1994 года — как критик и эссеист. Первый рассказ вышел в журнале «Новый мир» в 1995 году. Работал журналистом в газетах «ExLibris НГ» и «Книжное Обозрение», состоял в экспертном совете премии «Большая книга», входил в жюри премии «Новые горизонты». Автор романов «Свидетель», «Дорога на Астапово», «Путевые знаки» (межавторская серия «Метро 2033»), «Группа Тревиля» (межавторская серия «S.T.A.L.K.E.R.») и др. В 2014 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышло биографическое исследование В. Березина «Виктор Шкловский». Лауреат премий журнала «Новый мир», журнала «Знамя», Общества им. Н. М. Карамзина, премии им. Вл. Одоевского, «Золотого кадуцея» и «Книгуру». Живет в Москве.
Владимир Березин в когорте критиков фантастики занимает особое место. Дело не только в отменном знании русской литературы, но и в способности судить о фантастических явлениях и книгах не из глубин фантастического же гетто, а по гамбургскому счету – взвешенно, честно и остроумно, с иронией беспристрастного и внимательного наблюдателя. Настоятельно рекомендую. – Сергей Шикарев, литературный критик
Замечательно точные при всей их метафоричности тексты написал прекрасный прозаик, вечный странник по созданным литературой мирам и веселый философ Владимир Березин. – Леонид Юзефович, писатель
А что у нас нового? А нового у нас официальный пресс-релиз литературной премии "Новые горизонты". Держите!
Литературная премия «Новые горизонты» проводит новый премиальный сезон и в девятый раз назовет лучшее художественное произведение фантастического жанра, оригинальное по тематике, образам и стилю.
Победитель девятого премиального сезона получит традиционную «навигационную» статуэтки «Новых горизонтов» и денежный приз в размере 100 000 рублей.
Определит победителя жюри Премии. В этом сезоне участниками жюри стали:
• Ольга Балла, литературный критик, редактор журналов «Знамя» и «Знание — Сила»;
• Мария Галина, писатель, поэт, критик, лауреат премии «Новые горизонты», Председатель жюри;
• "Мой инопланетянин" Игоря Яркевича (по рукописи).
В октябре будут названы три произведения, вышедшие в финал девятого премиального сезона. В декабре объявлен победитель.
Также будет проведен кинопитчинг, в ходе которого эксперты – представители кино- и телеиндустрии определят произведение, обладающее наибольшим потенциалом для экранизации. Для этого будут подготовлены видеоинсценировки произведений с участием профессиональных актеров.
Впервые кинопитчинг в рамках премии «Новые горизонты» был проведен в прошлом году. В его жюри вошли:
• Вице-президент по Маркетингу студии и интегрированному маркетингу «Уолт Дисней Компани СНГ» Елена Бродская,
• Писатель, сценарист фильма «Балканский рубеж» Иван Наумов,
• Актер, режиссер и художественный руководитель Ярославского театра драмы Сергей Пускепалис,
• Продюсер, директор телеканала «ТВ-3» и руководитель студии 1-2-3 Production Валерий Федорович.
Согласно мнению экспертов наиболее привлекательным для экранизации произведением стал роман Карины Шаинян«С ключом на шее».
Ознакомиться с видеорепортажем об объявлении победителя прошлого сезона «Новых горизонтов» и всеми видеоинсценировками можно на официальном сайте Премии — http://newhorizonsf.ru/media/
Напоминаем, что премия «Новые горизонты» — самая фантастическая из литературных — была создана с целью поощрения авторов, которые отважно исследуют территории, лежащие за пределами традиционных литературных полей, и осваивают тот язык, на котором будет говорить наша фантастика завтра.
21 июня 2021 года книга Евгения Харитонова«Апокрифы Зазеркалья (Этюды о фантастике)» из серии «Лезвие бритвы» отмечена в номинации «Критика и публицистика» международной премией имени Аркадия и Бориса Стругацких, в просторечии – АБС-премией. Отличный повод для издателя (на фотке слева) повидаться с любимым автором и давним, еще с начала 1990-х, другом. Ну и книжка хорошая.
В конце прошлой недели из нашей любимой типографии наконец привезли тираж очередной, девятой книги серии «Лезвие бритвы». И это – та-та-там! – сборник статей, эссе и интервью Генри Лайона Олди«Мужество похвалы». В основном о литературном мастерстве – и немного о восприятии фантастики фэндомом и о творчестве самих Дмитрия Громова с Олегом Ладыженским. Книга шла к печатному станку до обидного долго. Первый раз мы заговорили об этом сборнике еще в 2019 году, на семинаре Петербургской фантастической ассамблеи, по первоначальным прикидкам «Мужество похвалы» должно было появиться в августе 2020-го, а сейчас мы должны планировали печатать уже двенадцатую книгу «Лезвия бритвы», но пандемия смешала карты. Менее актуальными советы и ответы Громова и Ладыженского, впрочем, от этого не стали. Открыл – и прямо зачитался, честно-честно. Четыреста страниц чистой радости, хотя местами хочется спорить с каждым абзацем.
Сразу отвечу на «часто задаваемые вопросы». Купить книгу можно будет только в одном (независимом) книжном магазине в Санкт-Петербурге, и, вероятно, в одном книжном магазине в Москве (тоже независимом). Кто хочет приобрести по отпускной издательской цене – обращайтесь ко мне в личку. То же касается других книг серии «Лезвие бритвы». Стартовый тираж небольшой, но надеюсь привезти пачку «Мужества» на Фантассамблею в августе – если не разойдется еще, так что без гарантий.
Сейчас в активной работе еще две книги: толстенный талмуд Владимира Березина и новый сборник Марии Галиной. Искренне надеюсь получить тиражи к Ассамблее, но тут все зависит от расторопности редакторов, корректоров и прежде всего – типографии. Так-то мы уже двенадцатую книгу серии должны были выпустить и пару томов в допечатку пустить. Но по понятным причинам не склалось.