Надя Делаланд «Рассказы пьяного просода»
«Рассказы пьяного просода» — это история двух мистически связанных душ, в одном из своих земных воплощений представших древнегреческой девочкой Ксенией (больше всего на свете она любит слушать сказки) и седобородым старцем просодом (пьет исключительно козье молоко, не ест мясо и не помнит своего имени). Он навещает ее каждые десять лет и рассказывает дивные истории из далекого для них будущего, предварительно впав в транс. Однако их жизнь – только нить, на которую нанизаны 10 новелл, именно их и рассказывает странник в белых одеждах. И его рассказы – удивительно разнообразная и объемная проза, исполненная иронии, блеска и сдержанности. Роман поэта Нади Делаланд, написанный в духе мистического реализма, – нежная, смешная и умная книга. Она прежде всего о любви и преодолении страха смерти (а в итоге – самой смерти), но прочитывается так легко, что ее хочется немедленно перечитать, а потом подарить сразу всем друзьям, знакомым и даже малознакомым людям, если они добрые и красивые.
Номинации на премии:
номинант |
Новые горизонты, 2021 // (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 16 декабря 2022 г.
Факторы, определившие мое решение прочитать книгу: номинация на «Новые горизонты», рецензия уважаемой majj-s, комплиментарное (даже слишком) предисловие самого Сальникова, небольшой объем и обещанный магреализм.
К девочке Ксении, живущей в Древней Греции, приходит просод и рассказывает истории.
Одиночество физическое, одиночество духовное, одиночество Бого. Увечья, кома, смерть и ее принятие.
Новая сентиментальность. Платон, Лем, Пелевин, Рубина.
Делаланд начитана, эрудированна и хочет в десяток рассказов уместить все традиции современной литературы.
Есть прекрасные примеры неплохого словотворчества. Особенно запомнилось слово «многознакомые».
Мне хотелось бы чуть большей внятности и проговорённости некоторых вещей.
Рассказы, как низка самоцветов, объединены сквозным сюжетом, проваливающимся в самого себя несколько раз.
Небольшая вещь, прочитанная за пару часов, и оставившая после себя чувство светлой грусти. Совершенно заслуженная номинация на «Новые горизонты».
9(ОТЛИЧНО)
majj-s, 20 октября 2021 г.
Особенности гендерно-возрастной самоидентификации
«Но теперь ты знаешь, что у тебя есть куда умереть.»
У книги странное название, которое не назвала бы возбуждающим интерес. «Рассказы» хорошо, это мы любим, короткая форма при знакомстве с новым автором всегда предпочтительнее романа. Большой объем всякого вывезет, а вы в малом попробуйте, чтобы и уму, и сердцу, и чтобы мы вас полюбили-запомнили. «Пьяного» — хуже, чего-чего, а пьяных излияний слушать совсем не тянет. «Просода» — а это что за зверь? Рапсода знаю, сказитель в Древней Греции, а о просодии заемная у интернета эрудиция говорит, что это раздел фонетики, в котором рассматриваются особенности произношения. Там долго перечисляется глоттализации и палатализации и еще всякое, но я, в простоте думаю: просодия делает возможность слушать одного человека радостью, а другого пыткой.
На том сойдемся, и станем надеяться, что слушать Надю Делаланд будет в радость. Десять новелл составляющих сборник, объединены фигурами старика рассказчика, над которым время словно бы не властно и его слушательницы: девочки, девушки, молодой, потом зрелой, пожилой, старой женщины. Жизнь сводит их в интермедиях через десятилетие, и каждый новый рассказ обрамлен обстоятельствами очередной встречи.
Первые две истории показались недурными модернистскими зарисовками. Вот художница, она одинока, и садовые цветы составляют все ее общество, а собака ей как дочь. Вот девочка в студии бального танца, ей достался отличный партнер что при вечном дефиците мальчиков в этой дисциплине сказочная удача, и могло бы стать началом большой дружбы, когда бы не.... И чего Алексей Сальников нашел в сборнике такого уж экстраординарного, что так расхваливал в предисловии? — подумала.
А потом был третий рассказ «Кое-что», и внезапно род статического электричества пошевелил и поднял от корней волосы на затылке. Как в «Писателях и любовниках» Лили Кинг, когда одна девушка говорит другой, что от хорошего текста у нее чешется лодыжка, с моими лодыжками все нормально, но вот эта волна физиологической реакции на чтение — она такой встроенный маркер: «вещь стоящая».
Следующий рассказ «Зеркало» тоже очень хорош, и следующий за ним «Зрение», дальше все снова уходит в чуть манерное говорение ради говорения (ну, это на мой вкус, Сальникову «Живые камни» понравились, он в предисловии фрагмент из них цитирует).
Лейтмотивом всех рассказов и обрамляющего сюжета звучит тема разделенной души, платоновых половинок, которые ищут друг друга, а найдя, в самых, казалось бы, неподходящих физических ипостасях, притягиваются, соединяются, и ничто уже их не расплетет. Старик становится молодой женщиной, а она — им, и это воспринимается естественно, они — одно.
«Рассказы пьяного просода» не заставят меня целенаправленно охотиться за всем, написанным Надей Делаланд, но встретив от нее что-то новое, постараюсь не пропустить.