Нежно люблю англоязычных авторов -- за их феерическое невежество во всем, что касается России. Читаю в антологии "Ужасы. Замкнутый круг" рассказ некого американца из Филадельфии Грегори Фроста "Лизавета". Действие происходит в 1905 году, в России. Автор радует блестящим знанием географии:
цитата
...Одно селение находилось на юге, у подножия Уральских гор. Предложение выглядело заманчиво; там было тепло и солнечно, в отличие от таких мест, как Жиганск или Обдорск, которые тоже значились в списке. Я всегда хотела жить в теплом климате, наверное, из-за детства, проведенного в жутких московских холодах.
В общем, москвичи, айда все на Урал греться! Что там у нас -- Челябинская область? Актюбинская? Курорт, адназначна! И чувака из Филадельфии с собой прихватите.
Завтра, 21 февраля, стартует очередной конкурс рецензий "ФантКритик", ежегодно проводящийся Книжной ярмаркой в ДК им.Крупской (СПб). Призовой фонд в этом году -- 30 000 рублей. Под катом -- предварительная информация.
КНИЖНАЯ ЯРМАРКА В ДК ИМЕНИ КРУПСКОЙ
ОБЪЯВЛЯЕТ ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС РЕЦЕНЗИЙ НА КНИГИ, НАПИСАННЫЕ В ЖАНРЕ ФАНТАСТИКИ
«ФАНТКРИТИК — 2011»
ДК им. Крупской — это единственная в Санкт-Петербурге постоянно действующая книжная ярмарка, где представлен самый широкий ассортимент художественной литературы, в том числе — книг, написанных в жанре фантастики. В ДК Крупской можно найти как самые последние новинки практически всех издательств, так и букинистические издания, давно уже ставшие библиографической редкостью. На Книжной ярмарке представлены и все СМИ, в чью область интересов входит фантастика: журналы «Мир фантастики» (Москва), «Если» (Москва), «Полдень, XXI век» (СПб).
Являясь крупным книготорговым центром, Ярмарка считает своим долгом создавать условия для формирования и поддержания единого книжного пространства, в том числе и в области фантастической литературы. Именно поэтому уже седьмой год Ярмарка проводит конкурс рецензий на книги, написанные в жанре фантастики.
Задача конкурса — улучшение качества критики и рецензирования в сфере фантастической литературы.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА:
Конкурс стартует 21 февраля, итоги подводятся 9 мая 2011 года, в последний день работы «Интерпресскона-2010».
Срок окончания подачи материалов на конкурс 19 апреля 24:00.
Конкурс проводится по двум номинациям
• Рецензия (объем от 3 до 8 тысяч знаков с пробелами)
• Литературно-критическая статья (объем от 8 до 25 тысяч знаков с пробелами)
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА:
к участию в конкурсе допускаются только рецензии и статьи, не публиковавшиеся ранее (на печатных и электронных носителях);
рецензии принимаются на книги, вышедшие в течение 2010-2011 гг. (это ограничение не касается литературно-критических статей);
рецензии и статьи высылаются в виде вложенных файлов формата .*doc .* rtf по адресу: piterbookplus@yandex.ru; в теме письма нужно указать «Конкурс “Фанткритик”»;
в рецензиях необходимо указать выходные данные рецензируемой книги: место издания, издательство, год (например: М.: Эксмо, 2010);
в сопроводительном письме обязательно указать контактные данные автора (ФИО или псевдоним, телефон, реальный e-mail);
если работа подается под псевдонимом, обязательным условием (при получении рецензией призового места) является раскрытие псевдонима;
от одного участника на конкурс принимается не более 3 текстов;
тексты на сайте вывешиваются анонимно, под номерами; жюри получает работы, вошедшие в короткий список, также под номерами (имена участников вплоть до церемонии вручения остаются известны только одному человеку — секретарю Оргкомитета);
по завершении приема работ Оргкомитет отбирает работы для короткого списка (члены Оргкомитета, помимо секретаря, также получают рецензии под номерами);
жюри оценивает рецензии и статьи по 12-балльной системе; для определения победителя баллы суммируются; если какие-то рецензии получают одинаковое количество баллов, решение принимает председатель жюри;
в конкурсе не могут принимать участие члены жюри и их родственники;
призовой фонд премии в 2011 году составит 30 000 рублей и распределится следующим образом:
в номинации «Рецензии» 1-е место — 10 000 руб., 2-е место — 6 000 руб., 3-е место — 4 000 руб.;
в номинации «Литературно-критическая статья» присуждается только одно призовое место — 10 000 руб.
СОСТАВ ЖЮРИ*:
Председатель — Андрей Балабуха, прозаик, поэт и критик;
Петр Амнуэль — прозаик, журналист;
Роман Арбитман — прозаик, критик;
Ника Батхен — прозаик, критик, призер трех предыдущих конкурсов «Фанткритик»;.
Дмитрий Вересов — прозаик, переводчик;
Василий Владимирский — критик, редактор, журналист, креативный директор журнала «FANтастика»;
Вадим Зартайский — главный редактор журнала «Питер book»;
Антон Первушин — прозаик, критик;
Андрей Щербак-Жуков — прозаик, критик;
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ:
Председатель — Василий Владимирский
Секретарь — Юлия Зартайская, руководитель информационно-справочной службы ДК им. Крупской, заместитель главного редактора сетевого журнала «Питерbook»;
Вадим Зартайский;
ИНФОРМАЦИОННУЮ ПОДДЕРЖКУ КОНКУРСУ ОКАЗЫВАЮТ**:
сетевой журнал «Питерbook» и сайт ДК им. Крупской www.krupaspb.ru ;
Модный (в недавнем прошлом) питерский беллетрист Илья Стогов (Стогоff) решил примерить камзол просветителя. Не за бесплатно, естественно, за бесплатно нынче только птички чирикают. 28 февраля в "Доме Бенуа" (СПб) стартует цикл его платных лекций "О чем молчат учебники литературы".
Цитирую:
цитата
Когда сегодня люди начинают рассуждать о "литературе", чаще всего под этим словом понимают нечто, не имеющее никакого отношения к реальности. И вообще: мало кто сегодня представляет, как на самом деле устроен этот бизнес. По каким правилам ведется игра, и что за игроки сидят за столом.
Между тем, разобраться во всем этом несложно. Как и каждое ремесло, литература основана всего на нескольких нехитрых правилах.
Шесть лекций, которые прочитает известный журналист и писатель Илья Стогов — это рассказ о шести главных приемах, на которых стоит вся современная литература. Илья покажет изнанку этого бизнеса и поможет заглянуть, наконец, в тот самый рукав, где нечестные игроки прячут свои крапленые карты.
Программа курса:
Лекция вводная: В каком году родилась литература?
Массовое книгоиздание, как дитя медиа-империй. Издательские проекты: от Зорро до Федора Достоевского. Всеобщая грамотность, как инструмент повышения продаж. Теория длинного хвоста.
Лекция первая: Рождение бестселлера
Однорукий Нарбут и сестры Суок, вышедшие замуж за всю советскую литературу. Сложение отечественной издательской системы. Ник Шпанов ловит хунхузов. «Незнайка» против «Волшебника Изумрудного города». Как заработать миллион собственной авторучкой.
Лекция вторая: Как девушки бросали поэтов ради кинопродюсеров.
Ранний советский Голливуд: «Аэлита» Протазанова, как дедушка «Ночного дозора». Майор Пронин отправляется на Колыму. Внутренний круг Островной империи. Трое друзей, деливших одни нары, а в результате ставших одной легендой.
Лекция третья: «Голубые фишки» советской прозы
Три самых рейтинговых автора советской литературы: Юлиан Семенов, Валентин Пикуль и братья Стругацкие. КГБ пиарит фантастику. Как братва пыталась крышевать «Молодую гвардию». Зять дяди Степы едет в Афганистан. Проза генералов.
Лекция четвертая: Самая красивая писательница-юкагир.
За что запретили исторический роман. Личный рекламщик адмирала Колчака и его друг, секретарь Патриарха. Чукча едет в Ленинград. «Дикая охота короля Стаха». Конан-варвар переселяется в Древнюю Русь.
Лекция пятая: Тени исчезают в полдень
Кто изобрел телевизор. Мыльная опера, реалити-шоу и прочие жанры серьезной литературы. «Адъютант его превосходительства». Секретарская проза, как литературная основа первых массовых отечественных ТВ-проектов. Анатолий Иванов.
Лекция шестая: Бук-маркет сегодня и немножко завтра
Первая фабрика звезд: от Даниила Корецкого до Леонида Юзефовича. Анжелика выходит замуж за Тарзана. Концерн «Северо-Запад» и появление в России первого негосударственного издательства. Рождение нового детектива: Андрей Кивинов и «Русский транзит». Серия «Черная кошка», Маринина и Донцова. Фантастика пятой волны: от Пелевина к Дмитрию Глуховскому. АСТ и «ЭКСМО»: сложение нынешней системы книжного рынка в России.
Лекции проходят раз в неделю по пятницам в 19:00
Начало программы: 11.03.2011.
Стоимость курса: 5 500 руб.
Запись на курс: 8 (950) 039 28 69; (812) 600 25 21
Заголовки по-журналистски бойкие, есть даже для стругацкофилов замануха, на вводную лекцию, если погода и собственная лень не помешают, даже схожу. Но, сдается мне, Илья опять бодро пробежится по верхам, озвучит то, что остается тайной только для "поколения ЕГЭ" (неспроста он апеллирует к учебникам, ох неспроста!), и тем ограничится. Впрочем, кто готов выложить пять с половиной штук за счастье созерцать любимого писателя -- вэлком! Возможность зарегистрироваться еще есть.
Вот пока мы тут копья ломаем вокруг всяких "проэктов", некоторые товарищи без особых коммерческих амбиций тихо-мирно рисуют и издают "графические романы" по отдаленным мотивам "Пикника..." и "Сталкера". Судя по приведенным фрагментам -- треш неимоверный. Полная эклектика. Но, черт возьми, возникает желание разглядеть этот шедевр поближе...
Все-таки Дмитрий Быков умница и талант. Прекрасный ответ всем тем, кто любит прибегать к аргументу: "Зато меня читают миллионы!" (а таких среди фантастов немало):
цитата
Фаддея Венедиктовича нашего называют пионером российской массовой культуры. Именно он первым прибегнул к аргументу "от толпы": хорошо или плохо написанное мною, а "Выжигина" читают тысячи, тогда как Пушкин рассчитывает лишь на одобрение своего аристократического кружка, который и лоббирует его в журналах, создавая безнравственному и поверхностному певцу репутацию гения. Полемика Булгарина с Пушкиным — спор плебея с аристократом, даром что плебей не лишен стилистической лихости. Апологеты масскульта могут и в самом деле пользоваться сколь угодно широкой прижизненной популярностью — однако посмертная судьба их незавидна: Булгарина читали, но цену ему знали, и эту русскую особенность — широко потреблять, но глубоко презирать — следовало бы учитывать всем, кто сегодня ссылается на всенародную популярность.
Из эссе "Эксперт Булгарин", посвященного юбилею Фаддея Венедиктовича Булгарина.
Черной завистью завидую таланту Быкова и четкости его формулировок. Умри, Василий, лучше не скажешь!