И снова по поводу борьбы с пиратами... Говорят -- надо воспитывать читателя, чтоб не возникало искушения воровать чужой креатив. Надо, не вопрос. Но. Открываю вот новую книжку Крапивина, роман "Тополята", и на первых же страницах читаю о том, как девятилетнего пацана приучают к чтению электронных книг. Явно не купленных на "Литресе". Товарищи беллетристы, никто не хочет Владиславу Петровичу открытое письмо накатать? Мол, дедушка, что ж вы делаете, нехорошо ведь, непорядочно? Прикольно было бы посмотреть...
М.Ю.Лермонтов, известный современный поэт и прозаик, частый гость издательства "Азбука-Аттикус", прокомментировал слухи о сделке, заключенной между руководством издательства и французским холдингом "Lagardere Publishing":
Знаю, опять меня побьют за банальности, но познакомившись с дискуссией вокруг "антипиратского" письма, обнаружил, что кое-какие вещи стоило бы проговорить еще раз. Так что заранее извиняюсь перед теми, кто и так все прекрасно понимает, но -- наболело.
Итак. Я, к счастью, не писатель. Я журналист, обозреватель, в малой степени публицист и эссеист. Однако, как и авторы, подписавшие пресловутое письмо, я зарабатываю на жизнь сочинением текстов. В последний год -- исключительно сочинением текстов, живу я на эти деньги. При этом я не пишу на популярные темы (о политике, спорте, экономике, сексе, автомобилях, скандалах в жизни "звезд" и т.п.). У меня довольно специфические интересы: книги и отчасти кино. Это сразу сужает потенциальную аудиторию до минимума. Я никогда не считал себя, что называется, "гением пера". Кроме того, я довольно ленив: в месяц выдаю на-гора авторский лист-полтора. Кто знаком со спецификой, понимает: по журналистским меркам это очень мало, да и по писательским не густо. В общем, я довольно посредственный представитель журналистского племени, есть люди куда более преуспевающие.
Идем дальше. Я, увы, не сотрудничаю со столичными "глянцевыми" журналами (если не считать таковым "Мир фантастики") -- там алчных журналюг из провинции и так вагон и маленькая тележка, зачем им еще один. И с крупными порталами, где платят приличные гонорары, не сотрудничаю тоже, благо у всякого редактора есть свои учителя-авторитеты-мужья-жены-друзья-приятели-собутыль ники. Мои статьи и рецензии публикуются преимущественно в небольших онлайн-СМИ. Которые, разумеется, не возражают против перепоста и растаскивания контента -- с указанием первоисточника, конечно. Что характерно, те "бумажные" СМИ, в которых я печатаюсь, от "МФ" до "Нового мира", тоже вполне легально вывешивают контент в интернете -- и тоже не гоняются за пиратами с топором. Что, однако, не мешает мне зарабатывать около 250 000 рублей в год. Это на самом деле очень мало, живущий в Питере или Москве мужчина в моем возрасте (35) и с моим опытом, ящитаю, может (и должен) зарабатывать в три-четыре раза больше. Но за персональный психологический комфорт, свободный график и прочие фрилансерские плюшки приходится платить, я не жалуюсь. Повторюсь: есть журналисты, которые впахивают примерно в том же режиме, но получают гораздо больше.
И тем не менее даже я, ленивый, малоинтересный массовому читателю, не слишком одаренный, зарабатываю столько, сколько МТА (возвращаясь к челобитной) получает за 4-5 романов. И мои издатели считают рентабельным сотрудничество со мной и сотнями моих более энергичных-талантливых коллег -- несмотря на то, что тексты пиратятся и перепечатываются без всяких последствий.
Внимание, вопрос: может быть, вместо чтоб подписывать малосодержательные и бессмысленные письма, стоило прикинуть, какие механизмы позволяют жить онлайн-СМИ -- и не давют умереть с голоду журналистам? Начать думать, а не давить на жалость? Или, если никак не получается, поменять профессию на смежную, а нетленки ваять в свободное время?
Пока из того, что встретил в Нете, самый грамотный разбор -- вот здесь. Готов подписаться обеими руками.
цитата
В противовес всем просьбам авторов, читатель вправе всего на одну: просить государство ввести цензуру на бумажную литературу. Что было бы просто замечательно. И государству это бы не стоило ничего (стучали бы оскорблённые читатели), а прибыли были бы огромны. Выпустил книгу, не отвечающую литературному уровню – штраф, за орфографическую ошибку – штраф, за аморальность сюжета и героев, поданные как достоинство — штраф. И чтоб читатель был вправе подать заяву в прокуратуру на недобросовестные издательства и авторов за литературное бескультурье, аморальность и безграмотность, привнесённые в массы. Может тогда неповадно будет издателям и авторам печатать заведомую дрянь без редактуры и корректуры о «благородных» мерзавцах и гадить на голову государству, в котором живут. А уж на эти деньги можно и с пиратами побороться.