На сайте Книжной ярмарки в ДК им. Крупской вывешена первая дюжина работ, поступивших на конкурс "Фанткритик". Активизируемся, граждане! Напоминаю, что в этом году окончание прием работ 19 апреля, в 24.00. Осталось чуть больше двух недель. Правила конкурса, если кто еще не видел, можно прочитать здесь.
На кону 30 000 рублей! Авторы лучшей рецензии и лучшей статьи получат по десятке на нос -- немногим меньше, чем минимальный гонорар за роман, указанный в "антипиратском" письме. Что подтверждает тезис: рецензии писать -- это вам не пианину грызть...
— Король карнавала.(Рецензия на роман Майкла Суэнвика "Драконы Вавилона" на сайте "Книжного Клуба Фантастика");
— Дай мне таблетку!(Рецензия на роман Алана Глинна "Области тьмы" на сайте "Книжного Клуба Фантастика");
— Сталкер без точек.(Рецензия на графический роман Андрея Ткаленко и Елены Воронович "Стерва" на сайте онлайн-журнала "Питерbook");
— Подземка: девять кругов московского ада.(Рецензия на книгу Олега Дивова и Макса Рублева "Не прислоняться. Правда о метро" на сайте онлайн-журнала "Питерbook");
— К вам Герберт Уэллс приехали!(Рецензия на книгу Геннадия Прашкевича "Герберт Уэллс" на сайте онлайн-журнала "Питерbook");
Проблема в том, что у этих писателей какое-то своё интересное отношение к копирайту (впрочем, как и у многих других правообладателей): им нельзя, а нам можно. Я просто не мог поверить, что эти люди никогда не качали книжки, музыку, фильмы или программы из Сети (то, что они называют «пиратством»), никогда не выкладывали в свои чудесные ЖЖ чужие картинки или фотографии, и решил проверить, применяют ли они к себе те же стандарты, каких требуют от читателей. Я думаю, пяти лицемерных писателей, которые подписали открытое письмо президенту, достаточно.
В марте в издательстве НЛО выходит книга "Орбинавты" писателя Марка Далета.
Марк готов поделиться своими наблюдениями и опытом, ответить на ваши вопросы и рассказать о написании книги "Орбинавты" в мастер-классе: "Как пишется историческая фантастика".
Задавайте вопросы Марку Далету.
Поcольку действие романа происходит в средневековой Испании и Европе, предлагаем вам принять участие в викторине по истории Испании, которая пройдет с 29 марта по 4 апреля.
Пять финалистов, верно ответивших на вопросы, получат в подарок новую книгу Марка Далета "Орбинавты".
Ни для кого не секрет, что гонорары писателей в России сейчас позорные. Особенно писателей начинающих, и тем более -- писателей-фантастов. Цифры 15-45 тысяч рублей в пресловутом письме Лунтику не с потолка взяты, а из жизненной практики. Вполне профессиональный, доказавший свою коммерческую состоятельность, но звезд с неба не хватающий автор в крупнейшем издательстве России получает аванс 60 000 рублей, переиздания же случаются дай бог у одного из дюжины. А я вот, не такой еще старый, прекрасно помню, как на гонорар легко можно было купить однушку в Питере -- где-то с 1996 года и вплоть до первого нашего дефолта. Даже в "проектах" сегодня не медом намазано: полмиллиона за роман -- отлично для провинции, но в Питере это чуть больше 1/6 цены однокомнатной квартиры-студии где-нибудь на окраине, в жопе мира. То есть прокормить семью на эти деньги можно -- даже многодетную, даже в Москве, -- но вложить во что-то существенное, в недвижимость или бизнес, который позволит добиться финансовой независимости от рыночной конъюнктуры, уже проблематично. К тому же не будем забывать, что для "сталкера с точками" осенью наступают не лучшие времена, а другие "проекты" кормят куда хуже. Стоит ли овчинка выделки, если какой-нибудь торговец китайскими пуховиками на Уделке зарабатывает за год 300 000 рэ, не наступая ежедневно на горло собственной песне?
Не стоит думать, что все складывается столь печально только лишь из-за недальновидности издателей, жадности читателей или козней книготорговцев. Или тем более из-за злобных пиратов, хе-хе. Авторский гонорар -- величина объективная, почему писателю платят именно столько, сколько платят, разбиралось не раз, в том числе на "ФантЛабе". Но... "Мы сами знаем, что задача не имеет решения. Мы хотим знать, как её решать". Давайте прикинем, какие способы увеличения писательских доходов предлагают пользователи сети интернет.
1. Существует распространенное мнение, что писателям-де пора объединиться в профсоюз и обратиться к издателем с требованием повысить гонорары. Пригрозив забастовкой, естественно, как голливудские сценаристы пару лет назад. Увы, фантастов этот путь может завести только в тупик. "Многотиражников", авторов популярных и востребованных, существующая ситуация вполне устраивает, издатель всегда готов пойти им навстречу, а всяческих удовиченок, если те будут много возбухать и станут нерентабельными, легко и непринужденно заменят штрейкбрехеры с "Самиздата". И подавляющее большинство читателей этого не заметит -- в массовой литературе незаменимых нет. Были, знаете ли, прин-цин-денты;
2. Есть недалекие идеалисты, предлагающие добиться прямой либо опосредованной финансовой поддержки у правительства. Это, конечно, полный бред: с какой стати государству поддерживать авторов, пишущих про ельфов и ведмочек, или даже "про доброго товарища Сталина"? Если вам все равно, как пахнут деньги -- ищите способ выполнить соцзаказ "Единоросов" или "Нашистов". Но деньги на "литературу вообще" из этого источника получить невозможно по определению, их и без вас, дорогие писатели, найдется кому попилить. Надо же чем-то заполнять коробки из-под ксерокса;
3. Часто приходится слышать разговоры о необходимости сокращения писательского поголовья. Действительно: в росконовских списках нынче 598 новых фантастических романов, вышедших в 2010 году, плюс 74 "проектных" книги. Безобразие, ящитаю! Урезать бы этот список до 200 позиций -- тиражи пошли бы в гору, а вместе с ними и гонорары... Увы, это невозможно по двум причинам. Во-первых, весь издательский бизнес в России заточен под раздувание ассортимента. Рациональными способом ну совершенно невозможно вычислить, какая из десятка однотипных книг МТА "выстрелит", это вам подтвердит любой издатель. Приходится бить по площадям: печатаем минимальным рентабельным тиражом все десять книг -- и отслеживаем результаты продаж. Восемь-девять будут медленно и печально пылиться на полках магазинов, пока в конце-концов не уйдут в "слив", зато одна-две оправдают все затраты и станут хитами. Во-вторых, а судьи кто? Что будем использовать в качестве мензуры Зоили? Рыночный спрос? Тогда не видать нам книжек Колодана, Онойко или Шаинян -- кроме как "проектных". Идеологическая цензура, к счастью, давно умерла -- точнее, процветает только на ТВ. Такое понятие как литературный вкус в случае с массовой литературой не работает, получается вкусовщина. На том же "ФантЛабе" клинических случаев полно: блюстители нравов, которые "сталкера с точками не читали, но осуждают", открыто признаются в любви к творчеству Юрия Никитина -- и как-то не чувствуют иронии ситуации. Хорошо бы, конечно, отвадить МТА от привычки графоманить почем зря, но для этого, боюсь, понадобятся публичные казни через сожжение, как в крайне актуальном рассказе Оли Пинчук "Искусственный отбор".
Короче, не вижу я ни одной реальной, общеприменимой стратегии. Придется авторам по-прежнему пробиваться к достойным гонорарам по одиночке. Кому-то идти в "проект", кому-то писать рассказы и продавать каждый в дюжину журналов по очереди (набирается, кстати, приличный гонорар, побольше чем за иную книжку), кому-то искать спонсоров и выклянчивать гранты, кому-то уходить в сценаристы. А кому-то просто писать в надежде, что рано или поздно его творческие потуги будут оценены не только жалкой кучкой фанатов и снобов. Suum cuique, как говорили древнелатинские МТА.