Есть у меня одна проблема, которая сильно мешает жить -- и продвигать проекты. Я, в принципе, могу быть красноречив и убедителен, могу генерировать идеи... Но когда я чувствую, что аудитории мои слова малоинтересны, кивают, улыбаются и хлопают исключительно из вежливости, я тут же тухну, жухну и теряю мысль. Потому что если им это нафиг сдалось -- с чего мне соловьем разливаться? Не умею заразить своей уверенностью людей, в которых изначально не чувствую хотя бы искры заинтересованности. А на это у меня, как на грех, чутье патологическое. До обидного не умею втюхивать. Что не очень хорошо сказывается на самых разных взаимоотношениях -- что с девушками, что с потенциальными работодателями. С девушками, конечно, легче, они чаще заинтересованы, но с работодателями важнее... Потому раз за разом пролетаю мимо денег.
Прочитал "Бедный маленький мир" Марины Козловой. В полном восторге, просто нет слов. Влюбился в этот текст. К сожалению, таланта не хватит написать адекватную рецензию, но уж как получится... Всем рекомендую и буду лоббировать повсеместно!
Нет, дело не в том, что все эти тексты вторичны. По моему глубокому убеждению, любое творчество со времен Большого Взрыва (или, если угодно, сотворения Вселенной) по определению вторично. И не в том, что у авторов появляется искушение схалтурить -- последние двадцать лет фантасты, слава богу, могут халтурить сколько угодно, в любом "формате", чем невозбранно пользуются. Свобода, братва! Никакого Главлита -- демократия! Пипл хавает!..
Меня как читателя во всех этих издательских проектах раздражает одно: усредненность конечного продукта. "Равнение на середину" вообще главная беда массовой литературы: надо угодить "интеллектуальному большинству" (к которому, увы, и я себя с некоторыми оговорками отношу), "сделать красиво" самому широкому кругу читателей. То есть быть проще и меньше умничать. Но только в "проектах" эта усредненность изначально зашита в техзадание. Авторы "сталкера с точками" шутят, что во всей серии есть только два типа сюжетов: герои идут или от вертолета, или к вертолету. То же самое на уровне композиции, повествовательных приемов, диалогов и т.п. Вы себе представляете "Сталкер", написанный языком Джойса? Да его завернут при первой же читке! Вот и получается: приходят в "проект" уже более-менее сложившиеся авторы со своим уникальным творческим почерком -- и старательно вымарывают из текста все индивидуальные маркеры. Это может и к нервному срыву привести, как чуть не случилось с одним из участников серии "Метро 2033". А история о том, как заказчики "зарубили" одну из новеллизаций, вышедших в неком питерском издательстве из-за того, что новеллизатор слишком далеко отошел от сценария? Тираж, насколько я помню, был уже отпечатан, пришлось изымать... Вполне логично, что на обложках серии "Этногенез", например, фамилии сочинителей принципиально не ставят: Проект Проектыч ее автор, остальное от лукавого. По сути, получается негритянство, имитация некого усредненного незатейливого образца. У кого лучше получилось -- тот и король: тиражи выше, публика благосклоннее. Что естественным образом мотивирует писателя и дальше "не умничать". Тут нужна какая-то альтернативная мотивация, причем очень мощная, чтобы эту подсознательную установку перебить.
Понятно, что все это "чего изволите?", одноразовая утилитарная продукция, которую через пару-тройку лет выкинут и забудут, как разгаданный кроссворд. Сегодня "Секретные материалы", завтра "сталкер с точками", послезавтра "Мир Саракша"... Но искушение чересчур велико -- не только искушение деньгами, но и славой, самой настоящей популярностью, пусть и сиюминутной: "Мои книги в метро каждый второй читает, я по рейтинуг "Озон" аж на десятом месте!" Понятно, не все литераторы уверены, что смогут это искушение преодолеть, поэтому многие просто боятся соваться в проекты, объясняя чрезмерной брезгливостью. Прекрасно понимаю: мало кто из людей творческих профессий может похвастаться железной волей и самодисциплиной, это скорее отступление от правил, чем естественный порядок вещей. Сам склонен катиться по накатанной колее. Только зачем собственную слабость прикрывать красивыми лозунгами? Вот этого я уже понять точно не могу...
Участвуют издательства «Амфора», AD MARGINEM, «ЛимбусПресс», НЛО, Издательство Ивана Лимбаха, Издательство Европейского университета, «Комильфо», «Красный матрос», «Самокат», «Бумкнига», «Арка», «Слово», «Тримаг», «Морошка», «Издательство литературы на иностранных языках», «ОГИ-БСГ», «Компас-Гид», «Лик», независимые магазины «Порядок слов» и «Архив книг»
Встречи с авторами. Книги непосредственно от издательств по самым низким ценам в стране. Хэндмейд-ярмарка
Вход свободный
Уже в пятый раз команда единомышленников, возглавляемая издательством «Амфора», организует в Санкт-Петербурге Независимую книжную ярмарку, пытаясь свести издателя, писателя и читателя без посредников в лице крупных книжных сетей, в неформальной обстановке, а так же дать петербуржцам возможность приобрести книги по минимальным ценам.
Малый зал Центрального выставочного зала «Манеж», где пройдет ярмарка, – это новая выставочная площадка в здании петербургского особняка конца XIX века – здании бывшего Архива уголовного суда. В планах «Манежа» – ремонт и реконструкция Малого зала. Сейчас здесь проходят не только художественные выставки, но и концерты музыкальных некоммерческих групп, перфомансы, а также лекции ведущих искусствоведов Петербурга
«Питерцы привыкнут, что есть такие места, куда можно прийти, где много разных книг, тех, которых в магазинах нет или их надо искать в далеких полках, и по ценам гораздо более дешевым. Нет диктата выкладки, поэтому это хорошая идея свободного пространства для независимых издательств. Сетевые магазины не для нас, потому что нас мало. Рынок ориентируется на большинство. Рынок демократичен, а искусство – нет. Мы должны для себя понять: мы в другой стае. Мы, может быть, не хотели, так получилось, мы другие. Нам не интересно, что продается в больших книжных магазинах. Нам не интересно, что показывают по телевизору, крутят в кинотеатрах. Нам нужно другое кино, другая философия, другое искусство. Так получилось. А значит, у нас должны быть свои стоянки. Маленькие, но наши. Нас очень мало, и мы должны держаться вместе, потому что остальных очень много. Если мы будем поодиночке, то нас в культуре затопчут и даже не заметят, что мы здесь были».
Писатель Герман Садулаев на I Независимой ярмарке в Fish Fabrique Nouvelle
Программа ярмарки:
29 января
14:00 Презентация альманаха «Транслит» №8 «Литература: вид сбоку». Участвуют: Павел Арсеньев, Александр Смулянский
15:00 Павел Зарийфулин представляет книгу «Русская сакральная география»
16:00 Никита Филатов представляет исторический детектив об Александре Куприне «Господин поручик»
17:00 Герман Садулаев представляет новый роман «Шалинский рейд»
18:00 Татьяна Москвина представляет новую книгу «В спорах о России: А. Н. Островский»
19:00 Концерт группы «Че Морале»
30 января
15:00 Алексей Рыбин представляет книгу «Майк: время рок-н-ролла» о лидере группы «Зоопарк» Майке Науменко
16:00 Андрей Аствацатуров представляет свой новый роман «Скунскамера»
17:00 Выступление поэтов Евгения Мякишева и Ольги Хохловой
18:00 Олег Кашин представляет свой новый роман «Роисся вперде»
19:00 Презентация трехтомника прозы Владимира Рекшана. Участвует Дмитрий Шагин
Малый зал ЦВЗ Манеж
Наб. канала Грибоедова, 103, в арку
До «Малого зала ЦВЗ Манеж» можно добраться следующим образом:
От м. «Сенная», «Садовая» на маршрутном такси К-1 , автобусах № 49, 70, 71, а так же на любом транспорте, идущем по Садовой ул. до угла с Подьяческой ул.
Дополнительная информация по телефону: 8-921-351-56-98 Ксения Бобкова, pr-директор издательства «Амфора»