Гарри Гаррисон, Том Шиппи «Молот и Крест»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество ) | Язычество (Скандинавское )) | Приключенческое | Военное | С использованием мифологии (Скандинавской )
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Западная Европа | Северная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На обломках Римской империи самыми свирепыми и безжалостными завоевателями стали суровые викинги, наводящие ужас на всю Европу. Шеф Сигвардссон — юный король Англии, потомок языческих богов и вождей, — становится предводителем и вдохновителем сил, способных противостоять рыжебородым гигантам. Боги покровительствуют молодому полководцу, наделяя его невиданными знаниями и талантами.
Входит в:
— цикл «Молот и Крест»
Награды и премии:
лауреат |
Премия «Италия» / Premio Italia, 1997 // Зарубежный роман (США) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Corwin Morgan, 17 декабря 2024 г.
Скорее понравилось, чем нет. Но лишь с небольшим перевесом.
Вообще, сама история Шефа по-хорошему проста и имеет классическую канву — становление героя, спасение дамы в беде и всё такое. Но вот сама структура романа, на мой взгляд, сильно рушит темп и не даёт нормально проникнуться злоключениями протагониста: вот мы следим за переживаниями Шефа перед очередной битвой, а в следующий момент переносимся за плечо военачальника вражеской армии. Признаю, это помогает лучше понять общую картину происходящего, но, субъективно, происходит слишком часто и раздражает. Ощущение, будто попадаешь в «красную» полосу светофоров и приходится ждать на каждом перекрестке.
Постфактум понял, что известный сомнительный сейчас ход Deus ex machina используется в этой книге чуть ли не десяток раз — по-моему, перед каждым испытанием Шефу снился божественный сон, дававший ту или иную критически полезную подсказку.
Не как недостаток (тут уж всё по законам жанра), но в книге масса насилия и изощрённых пыток. Автор их не смакует. а, скорее, описывает фактологически.
В целом, мне читать было интересно, но, будто бы, неудобно. Есть два продолжения и с ними знакомиться не очень-то хочется. P.S: У скандинавов масса отвратительных мифов, но история
ANTI_VSE, 5 января 2025 г.
Отличная книга. Самый настоящий шедевр!
Смесь альтернативной истории, реальной истории и немного (самую малость) мистики (точнее мифологии)
Книга совсем не Гаррисоновсая — видимо большое влияние соавтора.
А скорее всего соавтор и есть автор, а Гарри Гаррисон только своё всем известное имя дал на обложку для лучшей продаваемости.
Но из всех книг про викингов — это самая самая.
Gourmand, 4 декабря 2016 г.
Эпиграфом к произведению Гаррисон выбрал следующие строки:
Gravissima calamitas umquam supra Occidentem accidens erat religio Christiana.
Западная цивилизация не знала трагедии с более страшным для себя исходом, чем принятие христианства.
Гор Видал, 1987 от Р.Х.
Поэтому мне непонятна позиция тех, кто упрекает авторов в антихристианстве, антиклерикализме, и подделке истории в пользу нехристианских учений.
Это заявленная идея книги. Христианство — зло, средневековье, тёмные века и т.п.
И безусловно, авторы выстраивают повествование так, чтобы показать альтернативу этому мраку, бросившему Европу в пучину невежества. Мраку, который удалось переломить лишь с приходом Возрождения, когда вспомнили античность, искусство и многовековую культуру Рима и Греции.
Ну вот такова идея. Есть много книг альтернативной истории, посвящённых другим переломным вехам в истории планеты. Испанцы не разрушили империю инков, другие итоги второй мировой, китайцы на Луне и т.п. Если вам неинтересна эта тема, если вы ищете просто фэнтези-приключения в вымышленном мире — не надо себя насиловать, не надо читать книги альтернативной истории.
Конечно, авторы будут подыгрывать своему герою. А как иначе? Мы знаем, как было иначе. Была христианизация Европы, голод, мор, сожжение еретиков, инквизиция, уничтожение любого инакомыслия, а потом Реформация, религиозные войны, отделение англиканской церкви от Рима и т.д. Но всё это было несколько веков спустя. Авторы решили поджать время, спрессовать его, заменив главных действующих лиц. Не вижу в этом ничего ужасного. Такова логика фантастических книг жанра альтернативной истории.
Странно было мне читать и упрёки в «несовременном сознании», то есть рабы, мол, не могут вот так сразу научиться, измениться, преобразовать общество. Но восстание Спартака уже было. Вооружённые рабы прокатились по величайшей империи античности как зимой на санках. Кроме того, главный герой заявлен как сын бога ума и хитрости, рассказана история, как благодаря этому богу на свет появлялись более умные, более развитые люди, то есть читателя прямо информируют, что Шеф — вовсе не простой раб-трэль, а богорождённый, ведущий за собой народы.
Сомнительным мне кажутся и возражения о недостаточной исторической правде в расстановке сил к началу повествования. Представьте себе, что автор решил рассмотреть вопрос о войне между Гитлером и царской Россией. Действие начинается в 1941 году, но история-то переписана-подправлена задолго до этого. Как-то не случилось Февральского переворота, отречения царя и последующих событий. А возможно, и татаро-монгольского ига не было. Так что жанр альтернативной истории, я считаю, предполагает не только другое дальнейшее развитие событий, чем в реальной истории, но и некоторые исправления предыдущих. Иначе не получить нужной автору картинки.
Я много раз говорил, что изучать историю по художественным книгам — занятие, мягко говоря, странное. На то она и художественная литература, что сдобрена изрядным куском вымысла. Но отказываться от целого жанра и сочинять отвлечённое фэнтези, где вообще нет привязки в реальности, — это не выход. Тем более, когда рассматривается столь важный вопрос: насколько отбросило назад Европу принятие христианства. Кстати, некоторые говорят, что и Римскую империю погубило христианство, но это, конечно, тема другой книги, не этой.
Мне кажется, книга авторам удалась. Созданный сотню лет назад центр сопротивления христианскому нашествию — это Путь, обновлённый, улучшенный вариант скандинавской мифологии. Нет человеческих жертвоприношений, идёт поиск нового знания, жрецы культа (как и Иисус, кстати) зарабатывают на жизнь собственным трудом, а не вытягивают соки из верующих. Очень интересное авторское решение.
Но Путь проигрывает, пока на сцене не появляется Шеф — богорождённый, богоизбранный, мистически связанный с богом-отцом и при этом добивающийся всего самостоятельно. О нём, о его пути от раба до короля эта книга. Отличная книга.
Нескорений, 9 июля 2015 г.
Что будет если мастер приключенческой фантастики объединится с ученым-толкиенистом? Ответ перед вами — они напишут динамичную историко-фэнтезийную эпопею, которая сломает рамки жанра и установит новый канон. Принято считать, что мода на жестокость, общую мрачность картины мира и безжалостность в обращении с судьбами как отрицательных, так и положительных персонажей, пошла с «Песни льда и огня» Дж. Мартина. Однако, к моменту выхода «Игры престолов», Гаррисон и Шиппи уже полностью завершили издание собственной трилогии — «Путь короля».
Подобно главному герою своего романа Т. Шиппи использует старые знания для получения новых, будучи прекрасно знаком с творчеством Дж.Р. Толкиена, он использовал наработки мастера жанра фэнтези для создания собственного мира, и добавил к этому свое видение. Большое количество исторических деталей, быта, одежды и нравов народов северной и западной Европы позволяют читателю полностью погрузиться в предложенную авторами вселенную. Однако, именно в явном упоре на историчность событий, реальность географических локаций и отдельных персонажей кроется дьявол. Многие читатели, считающие себя знатоками истории, после прочтения этого романа набросились на авторов с критикой, что на самом деле все было не так, позабыв, что они только что прочли не реальную историческую хронику, а фэнтезийную сагу, т.е. историю вымышленную.
Я не могу знать, был ли знаком Дж. Мартин с этим произведением Г. Гаррисона, но по ряду своих наблюдений, могу с уверенностью утверждать, что «Молот и крест» Мартин все-таки прочел, сделал выводы, учел слабые места и выдал собственную сагу, получив заслуженный профит. Несмотря на то, что его «Песнь...» так же как «Молот и крест» была основана на английской истории, только чуть более позднего периода, Дж. Мартин сразу оградил себя от возможных нападок въедливых читателей, поместив действие в вымышленный мир Вестероса.
Действие романа «Молот и Крест» разворачивается на территории средневековой Англии, все географические локации напрямую заимствованы из реальности — Йорк, Норфолк, Уэссекс, Темза и Гастингс — знакомы даже тем, кто имеет поверхностное знание британской географии. Основной конфликт заключается в столкновении захватчиков-викингов с коренным населением Альбиона, помимо чисто военного противостояния значительное внимание авторы уделяют религиозному конфликту. Жрецы северных богов встречаются с последователями Христа. Роман однозначно нельзя назвать антихристианским, здесь есть и положительные герои-христиане, готовые жить и сотрудничать с язычниками, хотя антиклерикальная линия проводится довольно четко.
Логически авторы разделили текст первого романа трилогии на три части, каждая из которых посвящена очередному этапу становления главного героя. Свое восхождение к трону Шеф Сигвардссон начинает с самой низшей ступени — кузнеца-трэля, т.е. по сути раба (только без ошейника), бастарда английского тана. Здесь происходит первое знакомство героя с языческой религией Пути, сновидческие путешествия в Асгард и робкие успехи на ниве изобретательства — алебарда, новая форма шлема с подшлемником, удобный щит и элементы рыцарского доспеха.
Во второй части романа, присоединившись к Великой Армии скандинавских интервентов, Шеф становится карлом, т.е. воином, участвует как в поединках чести, так и в реальных боестолкновениях, проявив себя не только отважным бойцом, но и перспективным тактиком, а также красноречивым оратором. Самое масштабное событие второй части — осада Йорка, во время которой Шеф предлагает использовать осадные башни. Заключительная часть романа знаменует собой новый этап развития героя, заслужившего титул ярла Норфолка. Первые пробы пера на посту военачальника характеризуют новоиспеченного лидера, как талантливого стратега, который напрочь ломает все привычные представления о способах ведения сражений. Кульминация книги — сражение с франками при Гастингсе — помимо всего прочего запомнилось появлением ноток феминизма и эмансипации, что скорее всего заслуга Г. Гаррисона.
Второстепенные персонажи романа описаны грубыми, но яркими мазками — без излишних деталей, скупо, по-мужски — здесь этот подход оправдан, я считаю. Шестеро жрецов Пути, в особенности Торвин, напоминают коллективного Гэндальфа. Ратоборец Бранд, помимо нечеловеческой физической силы, оказывается довольно проницательным и добрым соратником Шефа. Больше всего я переживал за отца главного героя, ярла Сигварда, вся вина которого была в том, что он был типичным продуктом своей эпохи. Несмотря на это его искреннее желание помочь сыну, невзирая на встречные унижения, боль от утрат и общее неприятие, достойно искреннего сочувствия. Как вершина развития этого пресонажа — превращение ярла в своего рода спартанского царя Леонида — образ получился очень мощный, трагический и, если бы у меня была такая возможность, я бы присудил ему звание «самого геройского героя» всего романа.
Обратимся к злодеям, тем более, что авторы не пошли по пути создания одной-единственной фигуры «черного властелина», а предоставили читателю целый набор антагонистов на любой вкус и цвет. Основным противником Шефа выступает один из вождей скандинавов — безжалостный садист Ивар Бескостный, все самые кровожадные моменты повествования, как правило, связаны именно с участием этой персоны. По любовной части Шефу противостоит его сводный брат-англичанин Альфгар — двуличный предатель, демагог и опять же садист. По части религии злодействуют церковники, учредившие даже некое подобие инквизиции, из общего числа особо выделяется архиепископ Эркенберт, довольно умный и образованный клирик, хотя и неспособный к воспроизводству новых знаний.
При описании своих героев авторы в основном используют контрастную черно-белую палитру, хотя и серых оттенков в их арсенале достаточно. Общий уровень жестокости довольно высок, вплоть до расчлененки и описания ужасных казней, хотя читателям, знающим толк в извращениях, может показаться недостаточно. Несмотря на явную симпатию авторов к главному герою, решения, которые он принимает по ходу сюжета, далеко не всегда идеальны с моральной точки зрения. Главный вопрос — до какой черты способен дойти Шеф в стремлении к цели, чем еще помимо личного счастья и жизней своих друзей и соратников он готов будет жертвовать?
Не могу назвать главного героя плоским и схематичным — в моменты выбора ему не всегда легко принять правильное решение, по ходу сюжета он меняется, причем меняется сильно, и не грозит ли ему участь победителя дракона, который сам обречен стать драконом? Именно из образа Шефа могли родиться в воображении Дж. Мартина сразу несколько ключевых персонажей «Песни...» Мотив инцеста и членовредительства вызывает явные параллели с Цареубийцей. Джендри, бастард Роберта Баратеона, является учеником кузнеца, равно как и Шеф, бастард английского тана, начал свой жизненный путь с кузницы. Бастард Эддарда Старка, Джон Сноу, объединил ворон и одичалых, добился поста Лорда-командующего, а бастард Шеф объединил язычников и христиан, став ярлом Норфолка. Обезножевший Бран Старк видит вещие сны, идет по пути старых богов, а Шеф Сигвардссон в одном из видений предстает в образе Вёлунда с подрезанными сухожилиями, постоянно видит аллегорические пророчества во снах и идет по Пути, т.е. его также ведут старые языческие боги. После этого кто-нибудь поверит, что Дж. Мартин не читал «Молот и крест»?
Подводя итоги, скажу, что «Молот и крест» это очень яркий и живой роман, который стоит всего в одном шаге от шедевра. Чего ему не хватает? Немного суховат язык изложения, хочется больше описаний фонов и декораций, ну и самое главное — персонажи и локации, напрямую позаимствованные из реальной истории, не позволяют читателю до конца погрузиться в фэнтезийную атмосферу и заставляют проводить параллели с реальными событиями. Потенциал киногеничности у «Молота и креста» на порядок выше, чем у «Игры престолов», последние сезоны которой я досматривал, как говорится, «через не могу». При желании здесь можно создать не сериал, а полноценную кинотрилогию уровня «Властелина колец» и «Хоббита», только вот произведение Гаррисона осталось недооцененным и незаслуженно забытым.
Скучать во время чтения не приходится — обилие поединков, глобальных сражений, интриг и остросюжетных поворотов на самом высоком уровне. Нет необходимости запоминать сотни персонажей, десятки мест действия и следить за множеством сюжетных линий — нехватки действующих лиц у Гаррисона и так не наблюдается, а место действия — вся Англия. Если вы устали от развратных карликов, педобирных драконозаводчиц, капризных принцев и голых королев, то добро пожаловать в мир «Молота и креста», страдающим синдромом исторической достоверности сюда, правда, вход строго воспрещен. Приключения, битвы, поиск сокровищ, научные изобретения, религиозные войны, могучие герои и опасные злодеи, а также немного романтики — причем без соплей, без пощады к персонажам, без ненужных остановок и тормозов — все это «Молот и крест«!
primorec, 19 февраля 2013 г.
Эта история начинается там, где «скалистое Йоркширское нагорье выпячивается в Северное море, как гигантский рыболовный крючок в миллионы тонн весом». Он указывает в сторону, откуда из туманов и холодной дали приходят корабли с бородатыми и безжалостными воинами, которые волнами накатывают на слабые и разрозненные королевства Англии. Здесь в кровь и в плоть впиталась память о долгой вражде и уходящей в века череде убийств и грабежей, которыми отмечена вся история англов и их врагов — саксов, известных во всем остальном мире, как викинги.
Эта история начинается тогда, когда Крест веры Христовой уже утвердился в Западном мире и только упорные варвары-викинги еще поклонялись древним богам, когда мастерство и знания Древнего Рима оказались забыты, но их следы еще можно было отыскать в старых книгах и легендах.
Вот в этом месте и в это время жил герой этой истории — юный Шеф, которому выпала удивительная судьба. Он начал свой путь всеми презираемым рабом английского лорда, сам завоевал свою свободу и стал воином армии викингов и учеником мастера-кузнеца. Благодаря своему уму, жажде знаний, умению нестандартно мыслить и незаурядным качествам лидера быстро выдвинулся и стал военным вождем, а затем — управляющим богатой областью. И там, сами понимаете, уже недалеко до королевского титула.
И наш герой — не благородный рыцарь из дамских романов, не варвар-викинг, решающий все проблемы при помощи верного топора, не колдун-кузнец или жрец полузабытой религии. Он вполне понятный человек — умный и решительный, способный и на высокое чувство и на предательство, если последнее сулит личную выгоду. Он может бескорыстно протянуть руку помощи, а в другой момент отправить без сомнений своего друга на верную смерть.
И его история поистине занимательна. Она изобилует масштабными сражениями и единоборствами знаменитых витязей, осадами городов и партизанскими войнами. Здесь есть и политические интриги, заговоры, предательство и даже поиски сокровищ древних королей. И все это подано достаточно жестко с натуралистическими подробностями боев, убийств, грабежей, насилия, пыток и казней. Для вкуса в этот котел бурлящих мужских страстей добавлена самая малость любви и женских слез. А также немного мистики в виде провидческих сновидений и немногословных диалогов с древними богами.
Так, что в этом романе есть все для отличного приключения: удачное время и удачное место, половина фантазии и половина реальной истории, прекрасные и живые герои. И, конечно, здесь целое море бородатых, грубых, агрессивных рыжебородых варваров-викингов с их грозными кораблями и огромными топорами, которые и пугают и притягивают одновременно.
Shean, 11 сентября 2010 г.
В данной книге очень необычное фантдопущение. В ней бережно воспроизведены ярость норманнов, растерянная Британия раннего Средневековья, рабы, крестьяне и ярлы, жадные попы и хитрые епископы, братская ненависть, сыновний долг, гейсы, клятвы, разграбленные могилы и стихи-тайники...
Но из реальности очень тщательно удалено христианство. Мы видим верующих(и даже получающих видения) поклонников Асгарда, видим жрецов злата и жрецов власти, ну и без жрецов похоти не обошлось; уже аж к концу книги видим старуху крестьянку, которая считает себя христианкой потому, что им был ее муж, но ни имени Христа, ни имени его матери в ее речах что-то нет...
И всё!
Есть, правда. момент, где ирландец, ушедший на службу к викингам, от неожиданности восклицает «Сын Девы!», но лично мне по ситуации кажется, что это не молитва а, пардон, божба, нечто среднее между «йобанаврот!» и «маткабоскаченстоховска!»
Насколько полезно такое фантдопущение, судить не могу; как минимум, оно забавно. Естественно, подвисающим становится фактор того, почему столько народу держится за религию, которая представлена только жадными политически активными клириками и не предоставляет никаких дельных преференций. Традиция? помилуйте, в описанные времена еще Луг ходил живым по ридной кельтщине, и не требовалось его трактовать через эзотерического норманнского Рига, и Нуаду правил полками, И Морриган могла бы сказать много интересного Отину))) Откуда и зачем пустая, выхолощенная религия? Оттенить благородство Пути в Асгард? Что-то мне это напоминает методы продвижения Лады-калины — запретить левый руль, а там никуда не денутся, поедут...
Впрочем, что еще покажут следующие серии.
О тексте. Книга красиво структурирована, внутренние сюжетные рифмы образуют изящный каркас, достойный лучших образцов фэнтези. Главный герой симпатичен, хотя и весьма далек от идеала МартиСью — назвать его везунчиком и счастливчиком язык не поворачивается. Язык, пожалуй, даже на десятку, хотя местами просвечивает неаккуратность перевода имен.
И технологические описания довольно забавны, хотя совершенно не представляю, как все эти алебарды, арбалеты и чуть ли не пояса шахидов соответствуют времени короля Альфреда. Тхе пхантастика, что поделаешь.
Халвомёт, 5 марта 2013 г.
Гарри Гаррисон — разный для меня писатель, и решиться читать его роман, а тем более сагу — не очень легко. Но, я люблю скандинавскую мифологию. Я также люблю мифологию вообще, и немного ей интересуюсь, люблю скандинавов и истории о них. Также я люблю историю, если она хорошо изложена, и меня радует превосходство интеллекта над грубой силой.
Сага «Молот и Крест» воплотила почти все то, что я люблю. Там и мифология, переплетенная религией, и интеллектуальный рост, и немного кузнечного дела, и история, пусть и выдуманная, но выдуманная красиво и гладко. Там и война, и мир, и изобретения, и любовь, и тяжелые решения, и тяжелые воплощения их в жизнь. Там — правильный взгляд на то, как надо править, и правильный взгляд на то, как надо верить... Не покидает ощущение, что это все-таки не Гаррисон, видимо сильно влияние соавтора — историка Тома Шиппи. Параллельное разворачивание религиозных сюжетов чем-то напоминает булгаковскую «Мастера и Маргариту».
Хороший, качественный цикл. Рекомендую всем любителям жанра в частности и чтения вообще.
Демитрий, 5 августа 2012 г.
Ну нет, дорогие ТОВАРСЧИ, так никуда не годиться.
Вот сижу и думаю: а ради чего всё это написано и проделан такой титанический труд. Ведь уважаемым Т. Шиппи и Гарри Гаррисону пришлось, наверное, не один год в источниках копаться. И всё равно здесь полным-полно неточностей. Ну, вот пример: раб украл из церкви серебряный сосуд и его шкуру прибили на стену (!) храма. Дорогие писатели, вы ШО, больные? Вы хоть представляете, что такое храм для христиан, особенно в средневековье? Для особо непонятливых напомню: храм для христиан — это дом Господа, земное небо, которое не может быть осквернено ни кровью, ни иными мерзостями. Могли того раба прилюдно высечь, не отрицаю, но чтобы так... Это раз. Во-вторых, такая вещь, как инквизиция ни имеет никакого отношения к эпохе викингов, возникла она только в 12 веке и к язычникам была равнодушна, если уж говорить начистоту. Ну и раскол христианской церкви на православие и католицизм произошёл только в 1054 году, незадолго до НАСТОЯЩЕЙ (не той, что в книге) битвы при Гастингсе. Это так, для заметки. Уверен, если почитать повнимательнее можно найти ещё много ляпов, касающихся деталей того времени. Притом всё, что касаемо быта, мифологии, языков воссоздано с поразительной точностью, а вот, что касается церкви, то здесь ляп на ляпе и ляпом погоняет. Такие ошибки, как говаривал уважаемый Андрей Кураев, сообщают о следующем: либо автор наглый дебил, либо очень умный человек, который знает где выгоднее нанести удар. Ведь навряд ли современный читатель будет придираться к тому, к чему только что придирался я. Можно свалить всё на жанр альтернативной истории, но извиняйте, уж очень подозрительно всё это выглядит.
Что же касаемо остального, то имеется ряд плюсов и, конечно же, минусов. Из плюсов отмечу великолепный язык, коим ведётся сие повествование, интересный захватывающий сюжет, чётко прописанные батальные сцены, а также атмосфера раннего средневековья. Присутствует натурализм, но это, пожалуй, отнесу к плюсам, ибо придаёт действу наибольшую реалистичность. Теперь о минусах. Очень блеклые персонажи. Например, Шеф. Я, честно говоря, так и не понял даже, как он выглядел внешне. Пытались изобразить его внутренний мир, но наивность этого персонажа порой выводила меня из себя. Торвин, Ханд, Бранд, Годива, какой-то индивид без рук, без ног (никого не забыл?) — вообще безликая серая масса. И, разумеется, соглашусь с kagerou. Как могли викинги (которые часто и завоевателями не являлись, а простыми разбойниками) так прогрессировать лично для меня, как для историка, — тайна за семью печатями.
Конечно же, из-за вышеперечисленных плюсов слишком оценку занизить не имею права, поэтому, чуть выше среднего.
kagerou, 6 августа 2010 г.
Вот интересно — а почему же в реальном мире язычники не заплевали христиан?
Может, потому что король Альфред Великий все-таки не был полуграмотным балбесом, и не нуждался в скандинавских «миссионерах»?
Или потому что идею прогресса на самом деле нельзя вложить в голову народу, который привык просто приходить и отбирать все, что ему нужно?
Что примечательно — самые яркие деяния и речения язычников для этой книги Гаррисон был вынужден украсть у христиан. Например, фразу, которую он вложил в уста осажденным манихеям — «Бог милостив, он не позволит нам гореть и на этом и на том свете» — в реальности произнес исландский христианин Ньяль, которого сожгли в его доме соседи.
У человека, который хоть немного знаком с историей, книжка оставляет привкус гадливости.
Линдабрида, 28 августа 2010 г.
Мрачное фэнтези. Истинно раннесредневековая атмосфера жестокости и насилия, далекая от всякой лубочности. Об основных идеях романа уже говорили: это противостояние язычества и христианства и тема прогресса. Я бы добавила еще одну: тему власти и личности.
Основной сюжетный ход встречается во многих романах: некий гений (на этот раз, для разнообразия, местного производства, а не импортированный из нашего современного мира) резко ускоряет технический прогресс и меняет историю
Есть здесь важное отличие от многочисленных клонов Янки из Коннектикута. В исполнении Шефа Сигвартссона прогресс сводится к гонке вооружений: катапульты эффективнее римских, арбалеты и т.п. То, что не годится для войны, просто не попадает в поле его зрения.
«Мы как малые колесики, на которых прикреплены канаты, натягивающие катапульту. Они не могут сказать, что больше не хотят поворачиваться, и мы тоже.»
Герой необычен: он, собственно, лишен корней и, соответственно, верности чему бы то ни было. Он не сакс и не викинг, не христианин и не язычник. В этом и состоит его сила как политика: он, не задумываясь, жертвует кем и чем угодно. В этом и его слабость: сыграть на социальных противоречиях он может с легкостью, а вот завоевать доверие людей — нет. Не случайно его друзья-язычники подозревают в нем аватару Одина Бёльверка, Одина Творящего Зло. Сходство с Одином подчеркнуто и романистами: видением, в котором Шеф висит на стволе Иггдрасиля, утратой глаза, но более всего — «одиновской» моделью поведения. Атмосфера предательства окружает героя, все чаще люди представляются ему то ли колесиками механизма, то ли пешками на доске, которые легко с доски сбросить без особых эмоций. Можно ли говорить о предательстве по отношению к сломанной детали? (Интрига отчасти построена на ожидании: удастся ли Шефу вырваться из этой атмосферы, сохранить в себе хоть что-то человеческое).
«Истинный христианский король заботится о своих людях. Вот это я и делаю»
Антиподом Шефа становится в романе не столько садист Ивар Бескостный (его-то как раз с героем многое роднит), сколько Альфред Уэссекский. Нет, это тоже не идеал благородного монарха; он тоже способен лгать в политике. Он также не идеал макиавеллистского государя; для этого ему сильно не хватает гибкости мышления Сигвартссона. Но у него, в отличие от Шефа, есть цель: защита своего королевства. У него есть то, чем он не может и не хочет жертвовать, как сброшенной с доски пешкой.
И потому за Альфредом пойдут, даже если он потерпит поражение, будет одет в лохмотья и близок к отчаянию. Пошли бы так за Шефом? Сомневаюсь.
Исходя из этого противопоставления, особенно эффектной кажется концовка...
Маленькая ремарка напоследок: непривычные имена типа Отинн (вместо Один), Сигурт (вместо Сигурд) и т.п. — это не ошибка. По крайней мере, не ошибка переводчика. Именно так в оригинале.
Dan-Master, 19 ноября 2008 г.
Книга оставляет черезвычайно двойственное впечатление, с одной стороны отличный псевдоисторический роман, наполненый действием, интригой. Куча армий прокатывающаяся по бедной Англии туда и обратно. Схватки кровь, боги любовь! Очень не плохие экскурсы в скандинавсую мифологию. Казалось бы ны что еще привередам надо?, ан нет. Сам принцип с которым герой романа совершает инженерные открытия, перепрыгивая целые эпохи(что объясняется помошью богов), мягко скажем коробит. Любое техническое открытие — есть по сути цикл малых усовершенствований, заканчивающееся мощным прорывом. Невозможно с ходу изобрести металлорежущий станок с супортом, слишком сложно. В романе, человек не знающий арифметики — промышленно изготавливает балисты с ЗУБЧАТЫМ приводом и ЛЕНТОЧНОЙ!!!! пружиной. При полном отсутствии прокатного оборудования для прокатки ленты и такой мелочи как литая заготовка из гомогенной по составу стали, (про методические печи упоминать не стоит). ВСе время возникает мысль — «ну боги! покажите парню во сне пулемет» и через три дня в кузне родится саксонско-скандинавское чудо «МАКСИМА» или «Дегтярева». С другой стороны для «грамотных» американцев, для кого собственно и написан роман, все очень точно укладывается в структуру американского пути из «грязи в князи» с попутным изучением металлургии, металоведения, деталей машин и прочего.
Читайте, оценивайте, роман стоит прочтения.
Читач, 10 марта 2023 г.
Произведение повествует о молодом человеке со странным именем Шеф, рожденным от насильника-викинга и выросшим в знатной семье, но, практически, в качестве раба. События начинаются с момента казни Рагнара Кожаные Штаны (который тут называется Рагнаром Мохнатые Штаны). В ходе повествования Шеф попадает к викингам, легко использует людей в своих целях, теряет глаз (аналогия с Одином, отдавшим глаз за мудрость и знания), быстро становится карлом, а затем и ярлом, видит вещие сны, изобретает алебарду и арбалет, новые тактики ведения боя. В конце книги даже женщины за день осваивают стрельбу из арбалета и управление камнеметательными машинами, чтобы сразиться с франкским королем Карлом Лысым на стороне войска Шефа (явный перебор).
Книга содержит описания изощрённых казней и прочих человеческих изуверств.
Среднее развлекательное чтиво. Отложил книгу и не тянет прочесть дальше.
Хорошо, что не купил сразу всю серию про Шефа. Однозначно читать продолжение не буду.
Fiametta, 20 октября 2017 г.
Я слишком стара, чтобы с удовольствием читать книгу о злобных церковниках — врагах прогресса и угнетателях трудового крестьянства. Слишком много такой пропаганды было в моем детстве в покойном СССР. Даже не верится, что эта книга написана на Западе, так по-советски выглядит фраза «Долго ли протянет такая вера, которая осталась без денег и без земли?». Первые свои три века христиане обходились без земной власти! Интересно, с какими чувствами эту книгу читает молодежь, у которой были уроки религии в школе?
Да и для тех, у которых нет плохих воспоминаний о советском детстве, книга может изрядно напугать. Слишком много в ней изнасилованных и искалеченных. Но я считаю, что книги о «благостном «как раньше»» еще опаснее. «Ничего на войне хорошего нет», да и в древних войнах хорошего не было. В книге нет никакого восхищения эпохой викингов, никакой романтизации морских разбойников, и это мне очень нравится.
Сыновья Рагнара Лодброка, действительно, жестоко отомстили за убийство отца. Конунга Ивара, действительно, прозывали «Бескостным» (хотя о происхождении этого прозвища историки спорят), не отказались авторы и от истории про то,
Оценка — всего пять за карикатурных церковников и целых пять за то, что авторы не воспевают «тех вождей, чей дух воинственный и зверский был древле ужасом морей» (с).
Кечуа, 30 марта 2012 г.
Обычно первые книги масштабных циклов не спеша вводят нас в курс дела, знакомят с героями, с миром, в то время как основные действия приходятся на 2-3 том. Так это выглядело у Мартина, у Аберкромби, у Сапковского. Гаррисон выбрал совершенно иную структуру повествования.
С первой же главы автор погружает нас в пучину действий. Такой подход обладает определёнными достоинствами, но не лишён и недостатков. Людям, не знакомым с историей Европейского севера того времени, будет непросто разобраться в мотивах поступков викингов, священников.
Однако, человеку, сведущему в истории Англии 9 века, будет довольно-таки просто уяснить канву описываемых событий. Ведь все герои, все исторические события, происходящие в начале романа совершенно реальны!
Однако, вскоре писатель лёгким движением пера кардинально меняет ход истории. В этом ему помогает Шеф Сигвардсон, сын варяжского бога, человек, неистощимый на выдумку. Подробно расписывать характер и качества этого персонажа не буду; скажу лишь, что он несколько поверхностен: действия предсказуемы, мысли примитивны — в Шефа не веришь. Молодой Англичанин смотрится голливудским шаблоном, которого автор использовал, дабы не утруждать себя созданием более правдоподобного портрета.
К счастью, слабость главного героя с лихвой компенсируется закрученностью сюжета. Батальные сцены также на высоте. А их, воистину, немало. Очень часто приключения героя становятся настолько головокружительно-динамичными, что хочется отложить книгу и переварить прочитанное.
Но второстепенные герои!? Они, по-моему, главная слабость автора. Все английские рабы на одно лицо; викинги делятся на два типа: одни — такие как Бранд с Торвином, а другие подобны братьям Рагнарсонам. Что делать? Не все способны, подобно Мартину, рисовать своих героев многогранными и реалистичными.
А вот фэнтези составляющая романа мне понравилась. Интересно было наблюдать за изобретательностью Шефа.
P.S. Всю книгу не покидало меня ощущение того, что сие задумывалось, да и получилось просто качественным, развлекательным фэнтези. Потому как подумать здесь ну вообще не над чем.
P.P.S. И всё же, не смотря на все недостатки, порекомендовал бы этот роман в качестве лёгкого, не обременяющего лишней мыслительной активностью, чтива для отдыха. Лично мне на момент прочтения именно того и требовалось. Поэтому ставлю «8».
J0kerS, 25 апреля 2010 г.
Впечатлений масса от прочитанного романа! Давно меня так не захватывало чтение фантастики, наверное со времен прочтения ПЛИО Мартина.
Очень динамичный альтернативноисторический роман о судьбе Англии 9 века, о викингах, о англичанах, о церковниках, о просто сильных мужчинах и женщинах. Герои здесь сильны и суровы, и чаще побеждает не тот, кто сильней, а кто умней, у кого прогрессивней взгляды. У романа есть и недостатки, например мне сложно поверить в силу оружия и духа вчерашних рабов против профессиональных воинов, которые были воинами еще до рождения. Поставил бы 9,5 за эти недостатки, округляем и получаем 10. Рекомендую всем, кто интересуется историей Англии, кто любит исторические романы, а особенно тем, кто богами Скандинавии.
P.S. Отдельное фи, хочу сказать переводчикам и редакторам, какими тупыми бездарями нужно быть, что бы перевести «Одина» «Отиным»:mad: