Я, грешным делом, театрал никакой. Пьесы читаю, но что там происходит на больших и малых сценах представляю крайне смутно, не слежу. Физически в театре последний раз был не скажу сколько лет назад. Ну, вот появился повод побывать еще раз. А может, и не раз. Понимаю, что у москвичей только отгремит утомительный (и упоительный) non/fiction, но если останутся силы – приходите вечером 11 апреля в 19:00 в Камергерский переулок. Буду читать лекцию на мою любимую тему, даже на две: об истории отечественной фантастики и «парадоксе вагонетки». Отчасти пересекается с лекцией, которую я читаю слушателям студии BAND, но акценты, разумеется, будут расставлены совсем по-другому.
Официальный анонс: 11 апреля в 19.00 на Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова (Камергерский пер., д. 3А) состоится лекция литературного критика, исследователя фантастики Василия Владимирского «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФАНТАСТИКА И "ПАРАДОКС ВАГОНЕТКИ"». Лекция проводится к премьере МХТ имени А.П. Чехова «Далекая Радуга» по повести братьев Стругацких (реж. Андрей Гончаров).
Начиная со второй половины XX века неразрешимый этический конфликт становится одним из ключевых сюжетообразующих элементов отечественной фантастики. Его след можно обнаружить во многих произведениях, давно признанных классикой жанра, начиная с повестей братьев Стругацких. В ходе лекции мы постараемся разобраться: когда противоречие между нормами этики и реальными жизненными обстоятельствами остро заинтересовало советских фантастов? Как менялся их подход к этому конфликту на разных этапах развития жанровой литературы? Кто из авторов последовательно строил свои произведения вокруг проблемы выбора между большим и меньшим злом? Чем художественные решения фантастов-шестидесятников отличался от подхода представителей так называемой четвертой волны? И при чем тут, наконец, «парадокс вагонетки»?
Василий Владимирский – исследователь фантастики, литературный критик, книжный обозреватель. Постоянный автор газеты «Санкт-петербургские Ведомости», журнала «Мир фантастики», портала «Горький». Редактор-составитель критико-публицистической книжной серии «Лезвие бритвы», сооснователь литературной премии «Новые горизонты». Автор книг «Драконы и звездолеты» и «Сопряженные миры». С 2014 года состоит в Союзе писателей Санкт-Петербурга.
Лекция проводится для всех желающих бесплатно. Стать слушателем можно, прислав запрос на адрес: zritel@mxat.ru
В письме необходимо указать свою фамилию. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
Спасибо «ФантЛабу» с его премией «Книга года» за инфоповод. Тряхнул стариной, полистал журнальные подшивки, полазал по разным там сайтам-порталам и записал такой выпуск-гид: какие развернутые статьи о фантастике выходят, где их можно почитать. Ну и о конкретных авторах статей, за чьей работой, мне кажется, стоит следить. Краткий итог: не то чтобы вагон и маленькая тележка, но определенно есть что почитать. Лица и названия в основном хорошо знакомые – Березин, Шикарев, Шлыков, «Полдень», «Мир фантастики», «Горький», «Даркер» и т.д. Но не все, встречаются и относительно новые.
Анонс:Пожалуй, сегодня не существует медиа, которое не публиковало бы лонгриды о фантастике. Статьи, тематические обзоры, развернутые рецензии появляются на интернет-порталах и в традиционных «бумажных» изданиях, где-то чаще, где-то реже. Главная проблема – отфильтровать публикации о фантастике, выделить их из сотен иных-прочих. В этом выпуске «ФантКаста» книжный обозреватель Василий Владимирский делится лайфхаками: как сориентироваться в бурном потоке информации – и на кого из авторов таких лонгридов стоит обратить внимание поклонникам жанра.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
Впервые срач вокруг жанровой, то есть «фантастической» премии я наблюдал своими глазами в 1994 году на конвенте «Интерпресскон», во время вручения первого «Странника» — девятнадцать лет мне тогда было. И произвел этот срач неизгладимое впечатление. Просто вжух! – и половина фэндома перестала здороваться с другой половиной.
Не из-за политических разногласий, тогда на ИПК все более-менее придерживались схожих гуманистических убеждений.
Не из-за миллиона долларов мелкими купюрами – жанровые премии за редчайшими исключениями не имеют финансовой составляющей, денег победителям не видать как своих ушей без зеркала.
Не из-за тиражей – на тиражи все эти наши бранзулетки никак не влияют.
С тех пор видел скандалы вокруг жанровых премий не один десяток раз, каждый раз поражался. Ну и пытался как-то проанализировать. Вот, делюсь некоторыми наблюдениями и умозаключениями – авось пригодится кому.
Анонс:Конец зимы-начало весны – время оглашения лонг- и шорт-листов литературных премий, в том числе премий жанровых. В этом выпуске «ФантКаста» книжный обозреватель Василий Владимирский рассуждает о премиальном процессе, рассказывает об истории «фантастических» премий, о том, какие типы литературных наград можно выделить – и, разумеется, о том, какой прок от этих премий писателям и читателям.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
Половина нынешнего подкаста – о зарубежных книгах, которые я не читал, но очень бы хотел. Просто потому, что это важные для истории фантастики тексты, а на русский их пока никто перевести не собрался. Вторая половина – о книгах, которые я когда-то читал, нежно люблю, но с удовольствием перечитал бы (с комментариями, предисловием, в отредактированном или просто новом переводе) и с другими поделился впечатлениями. Рассказываю только о книгах, которые не издавались в России вовсе или издавались 15 и более лет назад. Малотиражки-бутлеги с тиражами 30-50 штук тоже не учитываю. Ну и последнее: это мой субъективный список, если считаете, что я что-то пропустил – предлагайте свои варианты. Не исключаю, что действительно потерял какие-то важные издания.
Анонс: Хотя поток переводной литературы захлестнул наши книжные магазины еще в конце восьмидесятых-начале девяностых, за тридцать с лишним лет на русский переведены еще не все значительные, влиятельные, важные для понимания истории мировой фантастики книги. А из переведенных – не все вызвали тот резонанс, который заслуживают. Не претендуя на всеохватность, книжный обозреватель Василий Владимирский перечисляет некоторые произведения, которые удивительным образом оказались обойдены вниманием наших издателей – или заслужили второй шанс.
Среди упомянутых в выпуске произведений:
• рассказы Джеймса Грэма Балларда
• «Стальная мечта» Нормана Спинрада
• «Путь прилива» и «Вакуумные цветы» Майкла Суэнвика
• трилогия о Мариде Одране Джорджа Алека Эффинджера
• «Жизнь во время войны» и «Сказание о драконе Гриауле» Люциуса Шепарда
• «Потерянные страницы» Пола Ди Филиппо
• «Павана» Кита Робертса
• «Ночь морлоков» К. У. Джетера
• трилогия «Песнь под названием Юность» Джона Ширли
• «Mindplayers» и «Fools» Пэт Кэдиган
• «Крысы и горгульи» с продолжениями Мэри Джентл
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
Седьмой выпуск «ФантКаста» слегка ностальгический – и с оптимистичным финалом, да. Хотелось бы, конечно, как-то разнообразить это дело, подключить других спикеров, поговорить с писателями и переводчиками, увеличить хронометраж. Но хотя число прослушиваний подкаста растет – медленно, печально, стабильно – продонатило за эти два с лишним месяца всего три человека. За что им искреннее гранд мерси, однако на эти средства не шиканешь. Так что придется вам еще какое-то время мириться с моим занудствованием в одно лицо.
Анонс: Этот выпуск «ФантКаста» не столько о настоящем и будущем, сколько о прошлом отечественной фантастики. О том, какие тектонические сдвиги происходили в советском книгоиздании и в массовом сознании, как менялась структура спроса – и как это повлияло на развитие нашего любимого жанра. Книжный обозреватель Василий Владимирский рассказывает о двух самых интересных, самых ярких послевоенных периодах, 1960-х и 1980-х, об оттепели и перестройке – и о том, какие уроки мы можем вынести из этой истории.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах: