На сей раз – рассказываю о литературных мистификациях. Мистификация, как гласит словарь Ожегова – «намеренное введение в обман, в заблуждение». Ну а еще это литературный прием, может быть не очень честный по отношению к доверчивым читателям, зато эффектный. Именно благодаря ему некоторые тексты остались в истории – как, например, «Поэмы Оссиана». Использовали этот прием и фантасты – но, как выясняется, не так уж часто. Книжный обозреватель Василий Владимирский рассказывает о самых громких мистификациях – и псевдомистификациях – в фантастике и вокруг нее. И пытается разобраться, почему далеко не всегда такие произведения оказываются успешными.
В этом выпуске рассказываем о:
• «Большом лунном надувательстве» Ричарда Адамса Локка (или нет);
• «Необыкновенном приключении некоего Ганса Пфааля» и других розыгрышах Эдгара По;
• Джеймсе Типтри-младшем;
• «Венере на половине раковины» Килгора Траута;
• Рустаме Святославовиче Каце и Льве Гурском;
• «Кетополисе» Грэя Ф. Грина;
• Псевдорецензиях Хорхе Луиса Борхеса;
• «Абсолютной пустоте» и «Мнимой величине» Станислава Лема;
• Проекте «Новая космогония» журнала «Если»;
• Антологиях «War of the Worlds. Global Dispatches», «Классициум» и «Мир без Стругацких».
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
27-28 мая в Москве, в кампусе и Центре культур НИУ ВШЭ (Покровский бульвар, д. 11) пройдет шестой международный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ и посвященный инновациям, трендам и образованию в креативных индустриях.
Тема 2023 года — «Внутренняя вселенная: интерактивная среда и метазнания». На фестивале обсудят, как создается контент для метавселенных, какие риски и возможности несет построение творческого союза с искусственным интеллектом и какие этические вопросы ставит перед нами взаимодействие в виртуальной среде.
28 мая, с 17:00 до 18:20 рамках фестиваля состоится дискуссия «Будущее 2.0.23», организованная при поддержке проекта «Футурум. Пространство будущего», которая объединит ученых, футурологов и фантастов для совместного размышления — каким будет будущее человечество, полноценным участником которого станет искусственный интеллект, а средой для осуществления действий — Метавселенные. Эксперты обсудят видимые из дня сегодняшнего образы будущего с писателями и футурологами.
• Модератор дискуссии Арсений Мещеряков — руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, создатель одного из первых в России дизайн-бюро Agey Tomesh, основатель издательства «Книги WAM», проекты которого неоднократно получали награды престижных конкурсов.
Участники сессии:
• Ольга Брейнингер — писатель, PhD, литературный антрополог, переводчик, финалист премии «НОС» за роман в «Советском Союзе не было аддерола», полуфиналист премий «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Русский Букер». Сооснователь премии «Блог-пост» в области литературного блогинга, исследовательница интернета и практик цифрового искусства.
• Сергей Шикарев — основатель проекта «Футурум. Пространство будущего», литературный критик и исследователь фантастики. Лауреат премии "Двойная звезда", обладатель медали Беляевской премии, финалист премии имени Аркадия и Бориса Стругацких, сооснователь литературной премии «Новые Горизонты», составитель сборников фантастических рассказов «Футуриада» (2021) и «Новое Будущее» (2023).
• Вадим Панов — писатель, исследователь будущего, лауреат литературных премий «Филигрань», «Звёздный мост», «Серебряная стрела» и других, автор романов «Анклавы», «Аркада» и футурологического исследования «Симулятор безумия».
• Константин Фрумкин — журналист, литературный критик, футуролог, один из основателей и координаторов Российской ассоциации футурологов, автор книг и статей по теории и истории культуры. Лауреат литературной премии им. Александра Беляева за серию эссе «К философии будущего».
• Ислам Ханипаев — режиссер, сценарист, писатель, лауреат литературной премии «Лицей» (2021), финалист премий «НОС» (2021), «Национальный бестселлер» (2022) и «Ясная Поляна» (2022) за повесть «Типа я».
Надо сказать, подкаст удобная штука, чтобы систематизировать мысли и наблюдения по какому-нибудь поводу. Пришла идея — сел и записал. С другой стороны, учитывая, что каждый сценарий я расписываю подробно и детально, от и до, получается, что в это развлечение я каждый месяц в среднем по рынку медиа вкладываю 40-60Круб. Приятные, но редкие донаты и близко не компенсируют, до нижней планки рекламных интеграций (5000 прослушиваний на один выпуск в месяц) как пешком до Китая. Надо бы бусти хоть завести... А то некоторые более меркантильные коллеги крутят пальцем у виска. Но пока продолжаем.
Анонс: В этом выпуске «ФантКаста» мы поговорим о том, как разобраться в биографии писателя-фантаста. Казалось бы, зачем читателям что-то знать об авторе книги? Есть текст, в котором все сказано, а остальное от лукавого. Но, как гласит известный афоризм, «писатель планирует написать одну книгу, пишет другую, а читатель читает третью». Чтобы понимать, какой же текст автор планировал сочинить и не приписывать ему надуманные мотивы, нужен контекст. Понимание, где писатель жил, как жил, с кем дружил, с кем был на ножах, какие темы его волновали. Как работать с источниками, какие свидетельства современников можно принять на веру, а с какими стоит быть осторожнее, рассказывает книжный обозреватель, автор нескольких десятков биографических очерков Василий Владимирский.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
В мае пройдут заключительные публичные лекции проекта «Великое Кольцо», в ходе которых фантасты вместе с экспертами обсуждают самые актуальные темы и тенденции, формирующие наше будущее.
16 мая состоится дискуссия «Образование будущего. Ученье – свет?»
Она будет посвящена важной теме образования. Для советской фантастики мотив воспитания (даже создания) нового человека является одним из основных, и видное место в творчестве братьев Стругацких занимает «теория воспитания». Сегодня эта тема становится еще важнее и значительнее.
Поговорим о том, какой должна быть современная система образования и как мы будем учиться послезавтра?
• Какие современные технологии, повышающие эффективность обучения существуют?
• Что должен будет знать и уметь человек будущего?
• Как должна измениться система образования, чтобы соответствовать веяниям времени и новым вызовам?
Эти и другие вопросы обсудим вместе с нашими гостями. В дискуссии примут участие известные писатели-фантасты и эксперты в сфере образования.
• Алексей Андреев, писатель, футуролог, преподаватель ИОН РАНХиГС, ex-главред родительских порталов;
• Александр Попов, генеральный директор АНО "Открытое образование", директор Школы гуманитарного образования, доктор философских наук, автор книги "Будущее просто шло своей дорогой" (по мотивам педагогики братьев Стругацких).
23 мая состоится дискуссия «Автоматизация и последствия. Вкалывают роботы или человек?»
Тема этой встречи — автоматизации работы и ее технологические и социальные последствия. Сегодня мы стоим на пороге мира, в котором на заводах работают промышленные роботы, по дорогам ездят беспилотные автомобили, нашими собеседниками все чаще становятся чат-боты, а нейронные сети делают работу, которая ранее считалась прерогативой человека: написание текстов, создание картин – и делают ее хорошо. Мы обсудим следующие вопросы.
• Каким будет наш мир и как мы будем работать послезавтра?
• Как скажется автоматизация работы на экономике и на обществе в целом? Приведет ли она к построению лучшего общества или обернется массовой безработицей?
• Повлечет ли за собой автоматизация введение всеобщего базового дохода?
• Изменит ли автоматизация отношение человека к труду? Как она повлияет на наши занятость и досуг?
В дискуссии примут участие Вадим Панов, писатель, автор футурологического исследования «Симулятор безумия» и другие эксперты.
Публичные дискуссии пройдут в конференц-зале Российской Государственной Библиотеки для Молодежи (по адресу: Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1). Начало мероприятий в 19.00.
Ведущий дискуссий – литературный критик, историк фантастики Сергей Шикарев.
Серия публичных дискуссий проходит в рамках проекта «Великое Кольцо. Сценарии будущего и отечественная фантастики». Этот проект посвящен памяти великого русского ученого, мыслителя и писателя Ивана Антоновича Ефремова.
Проект реализуется при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив.
Ну вот, голос после болезни еще не до конца восстановился, но звучит уже много лучше. Так что можно продолжать «ФантКаст». На этот раз решил поговорить об одном из своих самых любимых литературных движений – киберпанке. Повод простой: на днях увидел в одной солидной энциклопедической статье фразу: «киберпанк – разновидность антиутопии». Каждый раз, когда такое читаю, расстраивает до невероятности. Вроде бы полно материалов – что такое киберпанк, откуда он взялся, чем кончился – и на английском, и на русском. Вот и на Фантассамблее была у нас в свое время «дискуссия о жанре». Но нет, архаичный миф про антиутопию продолжает жить. Что ж, повторение – мать учения. Вряд ли люди, которые в теме, из этого выпуска узнают много нового, но даже очевидные вещи, как показывает опыт, стоит время от времени проговаривать вслух.
Анонс: «Киберпанк – это разновидность антиутопии» – такое мнение кочует у нас из издания в издание с середины 1990-х, с тех пор, как в России начали выходить ключевые киберпанковские тексты. Но так ли это на самом деле, действительно ли мир будущего у Брюса Стерлинга, Уильяма Гибсона, Руди Рюкера, Нила Стивенсона и Ко нарисован одними черными красками? В очередном выпуске «ФантКаста» книжный обозреватель Василий Владимирский развенчивает этот популярный миф, размышляет, какие произведения чаще всего выдают за киберпанковские, и рассказывает, почему на самом деле вселенная киберпанка – не антиутопия, а тот самый «мир, в котором хочется жить» по братьям Стругацким.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах: