Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 12 января 2023 г. 09:16

Записал выпуск «ФантКаста» об итогах 2022 года: рассказываю о книгах, написанных и изданных на русском языке, мимо которых на мой взгляд нельзя проходить. Перечень субъективный и неполный, но в общем год был на удивление изобилен интересными новинками. Вот насчет 2023-го есть определенный скепсис, увы.

В подкасте упомянуты книги: «снарк снарк» Эдуарда Веркина, «Стекло» Тима Скоренко, «Лисьи Броды» Анны Старобинец, «Календарь Морзе» Павла Иевлева, «Оккульттрегер» Алексея Сальникова, «KGBT+» Виктора Пелевина, «Все как у людей» и «Возвращение "Пионера"» Шамиля Идиатуллина, «Масштаб» Марины и Сергея Дяченко, «Только там, где движутся светила» Алана Кубатиева, «Первая печать» Наталии Осояну, «Комитет охраны мостов» Дмитрия Захарова, «Дом ночи» Дмитрия Колодана и «Война 56. Зов Лавкрафта» Шимуна Врочека.


Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:

Google Podcasts

Яндекс.Музыка

Apple Podcasts

ЛитРес

MyBook

ВКонтакте

Spotify

Castbox

Podcast Addict

SoundStream

Mave

Подстер ФМ


Реквизиты для тех, кто готов финансово поддержать Петербургскую фантастическую ассамблею и ФантКаст:

— Карта Сбербанка 2202206210159153

ЮMoney

QIWI Кошелек



Статья написана 5 января 2023 г. 10:29

Полез тут по делу в свой книжный шкаф за журналом, и внезапно обнаружил, что, оказывается, двадцать лет назад (на самом деле чуть меньше, летом 2003-го) Анджей Сапковский был в Петербурге и встречался с коллегами-фантастами в Центре современной литературы и книги. И я тогда даже записал и расшифровал это коллективное интервью для журнала «Звездная дорога». Было такое издание в нулевых, при последнем главреде, покойном Саше Ройфе, на очень неплохой уровень вышло. Почти юбилей, да. Хорошие времена… Были. Оставлю скан этого материла и здесь тоже — в сети не обнаружил.




Статья написана 1 января 2023 г. 11:27

Традиционно — подвожу итоги: что и где опубликовал за прошедший год.

Санкт-Петербургские Ведомости

Врет, как очевидец. Рецензия на роман Джина Вулфа «Пятая голова Цербера». № 32 (7115) от 22.02.2022. С. 4.

Интересные люди. Рецензия на роман Тима Скоренко «Стекло». № 59 (7142) от 04.04.2022. С. 4.

Необыкновенное чудо. Рецензия на книгу Евгения Шварца «Люблю удивляться. Дневники и письма. 1938 – 1957». № 79 (7162) от 04.05.2022. С. 4.

Метаморфозы. Рецензия на сборник Шамиля Идиатуллина «Все как у людей». № 96 (7179) от 31.05.2022. С. 4.

Киберпанк до киберпанка. Рецензия на сборник Вернора Винджа и др. «Подлинные имена». № 102 (7185) от 08.06.2022. С. 4.

Твин Пикс черноземной полосы. Рецензия на роман Павла Иевлева «Календарь Морзе». № 115 (7198) от 28.06.2022. С. 4.

Нюансы языка. Рецензия на сборник критики и эссеистики Алексея Поляринова «Ночная смена». № 136 (7219) от 27.07.2022. С. 3.

Больше, чем кажется. Рецензия на сборник Алана Кубатиева «Только там, где движутся светила». № 145 (7228) от 09.08.2022. С. 6.

Самурай и цапля. Рецензия на роман Нацухико Кегоку «Лето злых духов убумэ». № 165 (7248) от 06.09.2022. С. 4.

Баллада о сверхобычном человеке. Рецензия на монографию Константина Фрумкина «Любование ученым сословием. Отражение социальной истории советской науки в литературе, искусстве и публичной риторике». № 176 (7259) от 21.09.2022. С. 4.

Магия банальности. Рецензия на роман Алексея Сальникова «Оккульттрегер». № 189 (7272) от 10.10.2022. С. 4.

Науке-скуке вопреки. Рецензия на книгу Алексея Конакова «Убывающий мир: история "невероятного" в позднем СССР». № 196 (7279) от 19.10.2022. С. 4.

Просто быть. Рецензия на сборник Виктора Пелевина «КГБТ+». № 220 (7304) от 23.11.2022. С. 4.

Горький

Фантастика-2021: курс на импортозамещение. (Об итогах 2021 года).

Неизвестная история советской фантастики. (Об исследованиях Алексея Караваева «Назовем его “Всемирный следопыт”», Олега Путило «История волгоградского фэндома» и переписке Рафаила Нудельмана и Станислава Лема «Лабиринты и маски»).

Экзистенциальный космос и Британская Советская Республика. Переводная фантастика зимы. (О сборниках Питера Уоттса «Революция в стоп-кадрах», Кима Стенли Робинсона «Черный воздух» и романе Кристофера Приста «Сны об Уэссексе»).

Темная сторона магического прогресса. Переводная фантастика весны. (О романе Роберта Чарльза Уилсона «Дарвиния», сборнике Ф. Джели Кларк «Хозяева джиннов» и романе Дэвида Фостера Уоллеса «Метла системы»).

Желязны на минималках, эмигрантские грёзы и «ближний прицел» по-китайски. (О повести Амаль Эль-Мохтар и Макса Гладстона «Как проиграть в войне времени», романе Кристофера Приста «Градуал» и сборнике Кай-фу Ли и Чэнь Цюфаня «ИИ-2041»).

«Взять книгу, привязать к ней кирпич и запустить ею в окно». Переводная фантастика осени. (О сборниках «Потаенная девушка» Кена Лю, «Эликсиры Эллисона. От любви до страха» Харлана Эллисона и «Сервер и дракон» Ханну Райаниеми).

«Смело говорите правду – все равно никто не поверит». (Рецензия на двухтомный роман Эдуарда Веркина «снарк снарк»).

Мир фантастики

«Сталкер» Тарковского: князь Мышкин в Зоне Посещения. (К девяностолетию Андрея Тарковского и выходу книги Евгения Цымбала «Рождение "Сталкера"»).

• Рецензия на книгу Брема Стокера «Дракула». — Мир фантастики. Спецвыпуск №1. 116 главных фантастических книг. (2022 год). – С. 6.

• Рецензия на цикл книг Айзека Азимова «Основание». (Совместно с Сергеем Бережным). — Мир фантастики. Спецвыпуск №1. 116 главных фантастических книг. (2022 год). – С. 16-17.

• Рецензия на книгу Айзека Азимова «Я, робот». — Мир фантастики. Спецвыпуск №1. 116 главных фантастических книг. (2022 год). – С. 20.

• Рецензия на книгу Уильяма Гибсона «Нейромант». (Совместно с Борисом Невским и Станиславом Шульгой). — Мир фантастики. Спецвыпуск №1. 116 главных фантастических книг. (2022 год). – С. 48-49.

• Рецензия на книгу Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». — Мир фантастики. Спецвыпуск №1. 116 главных фантастических книг. (2022 год). – С. 50.

• Рецензия на цикл Иэна М. Бэнкса «Культура». — Мир фантастики. Спецвыпуск №1. 116 главных фантастических книг. (2022 год). – С. 62-63.

• Рецензия на цикл Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». — Мир фантастики. Спецвыпуск №1. 116 главных фантастических книг. (2022 год). – С. 86-87.

• Рецензия на книгу Нила Геймана «Американские боги». — Мир фантастики. Спецвыпуск №1. 116 главных фантастических книг. (2022 год). – С. 132.

• Рецензия на цикл Филипа Пулмана «Тёмные начала». (Совместно с Борисом Невским). — Мир фантастики. Спецвыпуск №1. 116 главных фантастических книг. (2022 год). – С. 139.

• Рецензия на книгу Филипа К. Дика «Человек в высоком замке». (Совместно с Борисом Невским). — Мир фантастики. Спецвыпуск №1. 116 главных фантастических книг. (2022 год). – С. 143.

• Запасной аэродром. Как журналы спасали фантастику. (В соавторстве с Львом Лобарёвым). – Мир фантастики. Спецвыпуск №7. Советская фантастика. – С. 114-118.

• Две «четвёртых волны». Последнее поколение советской фантастики. – Мир фантастики. Спецвыпуск №7. Советская фантастика. – С. 142-149.

• О дивный новый мир. С чего начиналась новая российская фантастика. (В соавторстве с Львом Лобарёвым). – Мир фантастики. Спецвыпуск №7. Советская фантастика. – С. 150-156.

• Сверхновая из гетто. К 80-летию Сэмюэла Р. Дилэни. — Мир фантастики №4, апрель 2022. – С. 4-9.

• Другая жизнь. Памяти Сергея Дяченко. — Мир фантастики №6, июнь 2022. – С. 31-33.

Роберт Хайнлайн. Проповедник без церкви. (К дню рождения писателя).

Что мы узнали из фильма о Викторе Пелевине? (О документальном фильме Родиона Чепеля «Пелевин»).

• «Я пишу для одного читателя – для себя». Беседа с писателем Шамилем Идиатуллиным. — Мир фантастики №8, август 2022. – С. 55-61.

• Сверхъестественное было здесь до нас. Беседа с писательницей Дарьей Бобылевой. — Мир фантастики №10, октябрь 2022. – С. 44-49.

• Лишние люди. Беседа с писателем Алексеем Сальниковым. — Мир фантастики №11, ноябрь 2022. – С. 39-43.

• Богохульство, коррупция и судьба барабанщика. Беседа с писателем Юрием Некрасовым. — Мир фантастики №12, декабрь 2022. – С. 45-51.

Кинопоиск

Филип Дик придумал современную фантастику. Как на него повлияли буддизм и Ветхий Завет? (О романе Филипа К. Дика «Человек в Высоком замке»).

5 фантастических романов, которые заслуживают экранизации. («Врата Анубиса» Тима Пауэрса, «Схизматрица» Брюса Стерлинга, «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» Нила Стивенсона, «Вокзал Потерянных снов» Чайны Мьевиля, «Сияние» Кэтрин Валенте).

Киберковбой и неравномерное будущее: что стоит экранизировать у отца киберпанка Уильяма Гибсона.

От сказок братьев Гримм до «Мастера и Маргариты»: какие книги повлияли на сагу о ведьмаке.

Год литературы

Тим Пауэрс-70. Шизофрения, стимпанк и пираты (I). (Статья к семидесятилетию писателя Тима Пауэрса, часть первая)

Тим Пауэрс-70. Шизофрения, стимпанк и пираты (II). (Статья к семидесятилетию писателя Тима Пауэрса, часть вторая)

Человек не отсюда. Памяти Алана Кубатиева.

Bookmate Journal

Два полюса научной фантастики: рассказы Аластера Рейнольдса и Р. А. Лафферти. (Рецензия на сборники Р.А.Лафферти «Дни, полные любви и смерти» и Аластера Рейнольдса «Алмазные псы»).

Правила Жизни (бывш. Esquire)

Не только о драконах: краткий гид по современному фэнтези.

Статьи

• Фантаст Михаил Успенский – наследник Гоголя и Салтыкова-Щедрина. // В сб.: Неистовый Виссарион. Сборник статей финалистов Всероссийской литературно-критической премии. Выпуск 3. – Екатеринбург, 2022: Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского. – С. 50-55




Итого — не считая переизданий, сорок опубликованных текстов. Для такого года, как 2022-й, очень неплохо, я считаю. Практически по материалу в неделю — рецензии, обзоры, статьи, интервью. Много лонгридов. Больше всего горжусь участием в спецвыпуске МФ "Советская фантастика" — ну, просто в силу уникальности этой книги. Из новых для меня медиа — начал работать с "Кинопоиском", надеюсь, что называется, на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Много потерь, много планов, которые пошли псу под хвост. Посыпалось все, что требует долгого планирования и сложных взаимодействий. Не провели Фантассамблею. Не вышло ни одной новой книги в серии "Лезвие бритвы", хотя два макета готовы и пять рукописей в разных стадиях редактуры. Тут, впрочем, планы и перспективы есть, расскажу подробнее отдельно.

Не стало друзей и старших товарищей — Алана Кубатиева, Сергея Дяченко, Александра Бачило. И это, в отличие от конвентов и книжных серий, потери невосполнимые.

Радует, что у многих коллег сохранились внутренние ресурсы, чтобы продолжать работу, охотно принимал участие в чужих проектах. Съездил в Воронеж на детский книжный фестиваль и в Москву на Третью научно-фантастическую конференцию. Читал лекции в рамках курсов школы творческих профессий Бэнд, участвовал и продолжаю участвовать в проекте "Великое Кольцо". Вместе с Сергеем Шикаревым объявили финалистов премии "Новые горизонты", вручение пришлось перенести на 2023-й.

Посильно участвовал в работе оргкомитетов премий "Двойная звезда" (за лучшую фантастиковедческую книгу) и "Вавилонская рыбка" (за лучший переводной фантастический роман), обе вручили.

Отбирал тексты для семинаров АСПИ, Ассоциации писателей и издателей. Неожиданно позитивно там все на общем фоне, тоже надеюсь на продолжение.

Еще важное — запустил ФантКаст, подкаст, выходящий под эгидой Фантассамблеи. Скоро будут новые выпуски.

После перерыва в несколько месяцев продолжил вести свой канал в Тележке, сейчас это, получается, главная для меня соцсеть, подписывайтесь: https://t.me/SpeculativeFiction.

И наконец подтягиваю английский, ага — сто лет планировал и столько же откладывал. Идет туго, разбаловали электрословари и автопереводчики, но куда деваться. Сильно мотивирован.

Наверное, надо бы сказать пару слов о планах на наступивший 2023 год, но тут воображение пасует. Главная задача выжить, а там посмотрим.


Статья написана 27 декабря 2022 г. 13:03

Четвертый, последний в этом году выпуск "ФантКаста", выходящего под эгидой Петербургской фантастической ассамблеи — выложен. На сей раз о позитивном образе будущего — благо о нем сейчас с какой-то истерической настойчивостью твердят.

К сказанному в подкасте добавлю: советские фантасты вложили в создание этого образа столько сил и таланта не то чтобы исключительно по собственной воле. Просто с 1934 года (на самом деле чуть раньше), с того момента, как их официально отнесли к "детской литературе", особых альтернатив и не было. Или писать о светлом будущем всего человечества — или не писать никак. Пионеры с комсомольцами не поймут, в издательстве не одобрят. Вот и писали, кто надеялся на публикацию — талантливые фантасты талантливо, бездарные — бездарно. Но как только выпустили из загончика — с гиканьем разбежались в разные стороны и обратно собираться не спешат. Как ни загоняй.


Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:

Google Podcasts

Яндекс.Музыка

ЛитРес

MyBook

Castbox

SoundStream

Podcast Addict

Mave

Подстер ФМ


Реквизиты для тех, кто готов финансово поддержать Петербургскую фантастическую ассамблею и ФантКаст:

— Карта Сбербанка 2202206210159153

ЮMoney

QIWI Кошелек



Статья написана 22 декабря 2022 г. 17:13

Официальное.

Жюри «Новых Горизонтов» назвало финалистов десятого сезона литературной премии, вручаемой за лучшее художественное произведение фантастического жанра, оригинальное по тематике, образам и стилю.


В ходе пресс-конференции участники подвели итоги предпоследнего этапа юбилейного премиального сезона.

В 2022 году организаторы литературной премии «Новые Горизонты» вместе с единомышленниками и при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив приступили к реализации проекта «Великое Кольцо. Сценарии будущего и отечественная фантастика». Задача этого проекта – разработка актуальных сценариев будущего для России и всего человечества. В проекте принимают участие молодые лидеры и писатели, которые представят свои видения будущего на основе произведений отечественной фантастики и современных экспертных знаний.


Также под эгидой премии в издательстве Inspiria выходит сборник «Новое Будущее».

Тринадцать историй демонстрируют разные грани мира будущего: другие планеты и глубины даркнета, трагедии и юмор, большие идеи и необычные сюжеты.

Авторы сборника, среди которых победители и номинанты премии «Новые Горизонты», отважно заглянули в будущее, чтобы представить новый мир и вызовы, которые он принесет человечеству и каждому из нас. Составителем сборника выступил сооснователь Премии Сергей Шикарев.


Также участники пресс-конференции обсудили важные премиальные новации.

Премия «Новые Горизонты» расширяет сотрудничество с коллективными номинаторами. С 2023 года в качестве номинаторов премии, наравне с экспертами, выступят порталы «ЛитРес.Самиздат» и «Ридеро».

С 2023 года премия «Новые Горизонты» становится международной. В премии появляется специальная номинация за лучшее переводное произведение, оригинальное по тематике, образам и стилю.


В финал литературной премии «Новые Горизонты» в этом сезоне вошли следующие произведения (авторы перечислены в алфавитном порядке):

• Дмитрий Данилов. Саша, привет!

• Татьяна Замировская. Смерти.net

• Виктор Пелевин. TRANSHUMANISM INC.

• Алексей Сальников. Оккульттрегер

• Тим Скоренко. Стекло


Премия «Новые Горизонты» – самая фантастическая из литературных – была основана в 2013 году критиками Василием Владимирским и Сергеем Шикаревым с целью поощрения авторов, которые отважно исследуют территории, лежащие за пределами традиционных литературных полей, и осваивают язык, на котором будет говорить наша фантастика завтра.

Победителями и номинантами премии становились такие писатели, как Дарья Бобылева, Эдуард Веркин, Рагим Джафаров, Алексей Иванов, Шамиль Идиатуллин, Виктор Пелевин и многие другие замечательные авторы.

Ссылки:

Официальный сайт премии «Новые горизонты».

Подробнее о произведениях номинационного списка.

Сайт проекта «Великое Кольцо. Сценарии будущего и отечественная фантастика».

Видео с пресс-конференции в конференц-центре ТАСС.





  Подписка

Количество подписчиков: 362

⇑ Наверх