Сегодня, 18 ноября 2013 года, исполняется 60 лет одной из икон современной комикс-индустрии (и по совместительству одному из любимых моих писателей) Алану Муру. Кстати, его биография на "ФантЛабе" до сих пор не открыта.
3. Александр Косачев (г. Верхняя Пышма Свердловской обл.). «Шесть авторов в поисках персонажа», пьеса.
ЭССЕИСТИКА
1. Екатерина Иванова (г. Саратов). Подборка статей и эссе.
2. Константин Комаров (г. Екатеринбург). Подборка рецензий и эссе.
3. Александр Чанцев (г. Москва). Подборка эссе.
ФАНТАСТИКА
1. Владимир Аренев (г. Киев, Украина). «Душница», подборка повестей и рассказов.
2. Антон Ботев (г. Москва). «Кот Шредингера», повесть.
3. Вадим Пасмурцев (г. Хабаровск). «Будитель», сборник рассказов.
По решению жюри почетного упоминания удостоены:
Александр Беззубцев-Кондаков (г. Санкт-Петербург) за эссе «Когда крокодилы были левиафанами», Олжас Жанайдаров (г. Москва) за пьесу «Беруши», Илья Луданов (г. Узловая Тульской обл.) за рассказ «Дурь», Владимир Мироненко (г. Гомель, Беларусь) за роман «Алешины сны», Милена Тедеева (г. Владикавказ) за рассказ «Цхинвальцы», Дарья Серенко (г. Омск) за подборку стихотворений, Тимофей Тимкин (г. Новосибирск) за подборку рассказов, Анна Толкачева (г. Нижний Новгород) за подборку стихотворений «Более политические».
UPD
цитата
Жюри премии «Дебют» 2013 года: ПАВЕЛ САНАЕВ (председатель), ОЛЕГ БОГАЕВ, ДМИТРИЙ ВЕДЕНЯПИН, ДМИТРИЙ ГЛУХОВСКИЙ, ПАВЕЛ КРЮЧКОВ, РОМАН СЕНЧИН – определило «короткий список» Независимой литературной премии «Дебют» 2013 года.
Главным критерием при составлении «короткого списка» стала творческая самостоятельность авторов, дающая некоторую уверенность, что финалист пришел в литературу всерьез и надолго. Имела значение и новизна, актуальность жизненного материала, на котором построено произведение.
При прочих равных жюри отдавало предпочтение новым именам. По всем номинациям «короткий список» получился разнообразным, представляющим разные подвиды жанров и типов литературы. В номинации «Фантастика», вызвавшей особенно сложную дискуссию, жюри включило в «короткий список» как классический жанр, так и «приключения разума», где фантастические сюжетные ходы соединились с приемами неомодернизма.
По всем номинациям решения принимались трудно. Не менее трудным ожидается и выбор лауреатов.
Торжественная церемония награждения лауреатов премии «Дебют» состоится 12 декабря 2013 года в Московском театре «Мастерская П. Фоменко» (Набережная Тараса Шевченко, д. 29).
Аккредитация прессы по тел. 8-916-383-79-75 и по адресу info@mydebut.ru
Наблюдая за пятидневкой ненависти к "ФантЛабу" в "уютненьком" обратил внимание на любопытную тенденцию. Профессиональные ненавистники "ФантЛаба" принципиально отказываются замечать один нюанс: никто из здешних маргиналов, деструктивных личностей и проклятых оппозиционеров, от Сергея Жарковского и Владимира Данихнова до вашего покорного, не имеет на "ФантЛабе" статуса админа, не участвует в программировании, даже био-библиографические справки практически не пишет. То есть к официальному "ФантЛабу" имеет примерно такое же отношение, как... ну, не знаю: Аркадий Рух к СУПу. Причем когда им указывают на этот забавный нюанс прямым текстом, профессиональные ненавистники вроде бы соглашаются, но забывают ровно через три минуты. Такой вот фильтр восприятия.
Понятно, что неподконтрольная структура с иной системой ценностей, распределением социальных ролей и неформальной иерархией раздражает. Или даже бесит. Меня она тоже часто того... Но это не значит, что можно послать формальную логику к чертям.
— Современная российская альтернативно-историческая и тем более попаданческая фантастика то и дело впадает в одну из крайностей: или чрезвычайная поверхностность — или увлеченность, образно выражаясь, заклёпками, мелкими технологическими деталями в отрыве от экономики и геополитики. Комплексный, системный подход к истории в такой литературе скорее исключение, чем правило. В чем тут дело на ваш взгляд?
— Если вкратце, то проблема заключается в интересах разных целевых аудиторий. У нас же гражданская война вроде бы и не закончилась: тру-монархисту не предложишь текст про победу «кровавого Сталина», ему нужно, чтобы в 1918 в Москву вошел Адмиралъ Колчакъ и перевешал комиссаровъ на фонарях. Леваку такой сюжет будет противен, ему подавай товарища Троцкого и Мировую революцию. Заклепочничество же хорошо в меру; я нисколько не возражаю против увлечения техникой, сам грешен, но нельзя превращать худлит в технический справочник! Надо уважать читателя, соблюдая баланс — но, увы, комплексного подхода от многих авторов не дождешься. Пипл и так схавает.
— Казалось бы, жанровый рынок давно перенасыщен, однако романы про попаданцев продолжают выходить ровным потоком, несколько издательств целиком переориентировалось на выпуск литературы такого рода. Каков ваш прогноз — когда это кончится?
— Пока есть запрос от читающей публики — не кончится. И пока существуют авторы, воображения которых хватает лишь на то, чтобы отправить условного Васю в условный 1941 год, сотый раз «предупреждать о нападении». Весь этот мутный поток мне очень напоминает ситуацию середины 90-х годов, когда после оглушительного успеха «Волкодава» Марии Семеновой все ринулись писать «славянскую fantasy». Помнится, тогда в издательстве «Азбука» главред Вадим Назаров требовал поставить «славян» на конвейр, в результате чего появились литературные монстры наподобие «Владигора», забыл как имя автора. Кстати, благодаря тогдашней «Азбучной» политике я доселе испытываю отвращение к запаху любых литературных онуч — не столь давно предлагали мне войти в проект по временам Ивана Грозного, сулили неплохой гонорар. Отказался. Не могу, хоть ты тресни. Славянское моровое поветрие иссякло лет через пять, когда лапти-онучи-поневы и мечи-кладенцы попросту надоели до тошноты. Думаю, и с попаданчеством произойдет ровно то же. Давно пора.
— Вероятно, вас можно назвать одним из пионеров отечественных «книжных проектов» — особенно если вспомнить Конана, в девяностых исправно кормившего десятки российских писателей. Авторы, которые сегодня пишут в «серии с точками», часто оправдываются: мол, и в рамках проекта можно создать шедевр — к чему все они, естественно, только и стремятся. Не просто крепкую коммерческую вещь, а нечто такое, что станет общелитературным событием... Много ли на вашей памяти появилось таких шедевров?
— О-о, старина Конан! Кормилец, поилец и спать уложилец на протяжении многих лет. В голодные девяностые мы с прежним соавтором Мариной Кижиной исписали по теме Хайбории глубоко за четыреста авторских листов. Огромный объем. Помнится, как раз перед кризисом 1998 года нам в голову пришла мысль написать что-нибудь вроде Хайборийского «Властелина колец». Получилось — дилогия «Полуночная гроза», два толстенных тома, с сотней действующих персонажей, хронологией, картами и тьмой приложений. Судя по отзывам, до сих пор считается одним из лучших текстов в серии «Конан». К этому герою у меня отношение как к члену семьи.
С «общелитературными событиями» сложнее. Долгоиграющие серии обычно вырождаются — достаточно вспомнить пана Сапковского, с которого требовали еще, еще и еще «Ведьмака» (коммерческий успех был колоссален!), в результате последние книги резко упали по уровню качества. Большим событием в отечественной fantasy был «Тайный город» Вадима Панова, действительно отличная вещь, но сейчас (по моим ощущениям) автор начал от серии уставать.
Так что раз на раз не приходится. Главное не перезатягивать, как это произошло с бесконечными продолжениями «Летающих островов» А. Бушкова: новые похождения сексуально-озабоченного майора ВДВ Сварога сейчас вызывают грустную усмешку, а ведь первые книги вошли даже не в золотой, а в бриллиантовый фонд русской фантастики.
А вот интересно, какие выводы сделают издатели после коммерческого провала двух главных фантастических гиперсупермегабестселлеров этой осени? И чем будут затыкать бреши в бюджетах соответствующих редакций, появившиеся благодаря господам Г. и Л.? Точнее, за чей счет? Понятно, директора магазинов напишут свои объяснительные записки -- изменится ли внутренняя издательская политика? Полляма зеленых, конечно, не деньги для крупнейшего холдинга, но репутационные потери надо чем-то компенсировать: розница-то чутко реагирует на такие фишки...