А вот интересно, какие выводы сделают издатели после коммерческого провала двух главных фантастических гиперсупермегабестселлеров этой осени? И чем будут затыкать бреши в бюджетах соответствующих редакций, появившиеся благодаря господам Г. и Л.? Точнее, за чей счет? Понятно, директора магазинов напишут свои объяснительные записки -- изменится ли внутренняя издательская политика? Полляма зеленых, конечно, не деньги для крупнейшего холдинга, но репутационные потери надо чем-то компенсировать: розница-то чутко реагирует на такие фишки...
"Мы полжизни проводили в пабах за обсуждением того, почему современная литература представляет собой полное дерьмо и почему так необходимо вливание в нее свежей крови в виде приемов беллетристики (...) Мы также считали, что в беллетристике должно быть как можно больше произведений, которые выходили бы за рамки привычного, будучи созданными с использованием методов, заимствованных у футуризма и абсурдизма, смешанными с нашими собственными идеями..."
"...Но большинство людей не понимали. что мы имеем в виду, когда говорим об объединении "высокого и низкого" искусства — хотя эта тема была не менее популярна и обсуждаема, чем теория Большого взрыва (...) Мы хотели избавить беллетристику от ее легковесности и буквализма, считая эту честолюбивую задачу вполне посильной. Но все, что нам удавалось сделать, — это заставить критиков более серьезно относиться к "легкому" жанру ( ...). Мы двигались слишком медленно — нужны были писатели, которые могли бы воплощать собой современную классику и благодаря которым мы могли бы возвести длинный мост, способный выдержать наше двустороннее движение."
— Аня, на «Петербургской фантастической ассамблее» вы делали доклад, посвященный жанру стимпанк. Насколько я знаю, вы и сами активно работаете в этом направлении. Так что же такое, с вашей точки зрения, стимпанк?
— Стимпанк — довольно молодое направление, проросшее на ниве хорошо забытого старого. Это научно-фантастическая «веточка», основными чертами которой является принадлежность к эпохе расцвета механики и паровых машин вкупе с эстетикой викторианской Европы. Стмпанк вполне можно назвать субкультурой, из рамок жанра он вырос. Он охватывает и литературу, и кино, и музыку, и моду, и живопись, и анимацию. Это очень яркое с визуальной точки зрения направление — чем и цепляет людей.
Для меня стимпанк — это не столько антураж викторианской эпохи, сколько альтернативные технологии и идеи того времени. Я выросла на книгах одного из предтеч стимпанка — Жюля Верна. Романтика путешествий, герои-бунтари и изобретатели, эпоха серьёзных политических перемен в благополучном, образованном обществе Европы конца девятнадцатого века и целая лавина открытий — ну чем не раздолье для человека пишущего?
Если я скажу, что стимпанк-антураж меня интересует только в литературном плане, я сильно покривлю душой. У меня очень талантливые друзья-хэндмейдеры, я с удовольствием ношу их изделия. Я всё же женщина, у нас любовь к одежде и украшениям в крови. К тому же если тебе что-то идёт, почему бы в этом не показаться, если это красиво и интересно?
— Несмотря на то, что «стимпанковская эстетика» сама по себе пользуется в России определенной популярностью, книги, написанные в этом жанре, не спешат становиться бестселлерами. Иными словами, носить «стимпанковские» очки и прочие аксессуары публика любит, а вот книжки читать как-то не очень, хотя такие произведения и издаются у нас с дивной регулярностью. В чем тут дело, как вам кажется?
— По-моему, причин как минимум две. Первая и основная — качество текстов. Почему-то попадаются две крайности. Либо они сложноваты для широкой аудитории, либо слишком примитивны для взыскательного читателя. И продвигать стимпанк наши издатели опять же даже не пытаются. Хотя «Вокзал потерянных снов» Чайны Мьевиля полностью раскуплен в двух изданиях и ожидает третьего. Чем не коммерческий успех?
Российский стимпанк не отличается разнообразием. Почему-то у нас он упирается в среднего качества детективы с фэнтезийным уклоном или подобие игровых вселенных на бумаге. Проблема переводного стимпанка — либо раскрученность откровенно попсовых текстов низкого качества, не вызывающих интереса у аудитории, привыкшей к серьёзным вещам, либо недостаточная известность книг, адресованных читателю думающему и подготовленному.
Второй момент очень прост и естественен: стимпанк — это прежде всего антураж, а гогглы (пресловутые «стимпанк-очки») и юбка с турнюром внешне производят куда большее впечатление, чем книга в руках. К тому же стимпанк-хэндмейд — дело модное, востребованное и приносящее умельцам неплохой доход. И еще это тусовка, а их так любит наш люд. По книге — максимум народный арт и ролёвка, а в рамках субкультуры можно развернуться шире. В Москве регулярно собираются стимпанк-пати, летом проводятся викторианские пикники, фотосеты, на западе фанаты стимпанка съезжаются на конвенты. Читать стимпанк хорошо, но гораздо больше производится стимпанковской продукции, предназначенной для визуального наслаждения. Люди в большинстве своём тянутся к тому, что доступнее. «Хлеба и зрелищ» же.
— Попробуем заглянуть на пару-тройку лет вперед: за какими темами и направлениями, на ваш взгляд, будущее — если оно вообще есть у отечественной фантастики и литературы в целом?
— Прогнозист из меня так себе, но как говорится, пока живу — надеюсь. Будущее у литературы есть — и точка. Книга прожила много веков, и уж точно будет жить ближайшие лет двести. В каком виде она будет процветать — уже другой вопрос. Несомненно, электронные читалки удобнее, но я из тех, кто считает настоящей только бумажную книгу. Я не хочу спорить о преимуществах и недостатках виртуального и материального. Просто я люблю бумажные книги, это моё право, как и право верить в то, что она проживёт ещё долго-долго.
Будущее у фантастики есть всегда. Я не вижу ни одной причины утверждать обратное. Предсказать её дальнейшее развитие я не берусь. Что-то новое появляется, что-то отмирает — это нормальный эволюционный процесс. В последнее время стало модно хоронить научную фантастику. Интерес, мол, угас. Так в чьих же руках, собственно, судьба НФ? Кто делает текст хорошим, востребованным, интересным? Кто же, кроме авторов? Само собой, без поддержки издателей не обойтись, нужна реклама, нужна раскрутка, но если не будет хороших текстов, как можно раскручивать то, чего нет?
Фантастика жила, живёт и жить будет, претерпевая неизбежные изменения в своей структуре. Людям тесно в той реальности, в которой они живут. Пока человек мыслит, пока к чему-то стремясь — жив и его интерес к историям, произошедшим в других мирах, реальностях и условиях с такими же, как он сам, героями.
Убить фантастику можно только одним способом: убив в человеке способность думать и желать хоть чего-то, отличного от еды, сна и секса. Такое возможно только в условиях повальной зомбификации населения земного шара. И это будут уже не люди. Значит, фантастика жива, пока жив человек. В это я верила, верю и верить буду.
Напоминаю, кто не в курсе: в рамках фестиваля фантастики и ролевых игр "Зиланткон", который пройдет в Казани с 1 по 4 ноября, помимо прочего будет работать секция Фантастиковедения.
Кратко о секции Фантастиковедения — под катом
Ролевое сообщество с самого своего зарождения тесно связано с традиционным фэндомом. Именно фантастические романы дают богатый материал организаторам РИ, именно из советских Клубов Любителей Фантастики вышли участники первых «Хоббитских игрищ», давно ставших легендой.
Фэн-блок «Зиланткона» — то место, где раз в год встречаются миры, столь разные и столь похожие. Здесь проходят семинары и круглые столы, обсуждается история, теория и современное положение дел в мировой и отечественной фантастике, место этого жанра в литературе и в нашей жизни.
В разные годы активное участие в работе блока принимали такие известные писатели, как Святослав Логинов, Евгений Лукин, Леонид Кудрявцев, Наталья Резанова, Далия Трускиновская, Андрей Валентинов, Александр Зорич, Леонид Каганов, Дмитрий Скирюк, редакторы журналов «Если», «Мир фантастики» и «FANтастика», представители крупных профильных издательств, критики, литературоведы. Многие из докладов легли в основу статей, опубликованных в самодеятельной и профессиональной прессе. Участие в фэн-блоке — это возможность не только пообщаться с единомышленниками, но и вложить свою лепту в дело исследования жанра.
В этом году сквозная тема нашей секции — герои и злодеи. Мушкетеры короля и гвардейцы кардинала, Шерлок Холмс и профессор Мориарти, Карл Великий и Ричард III, Дневной дозор и Ночной дозор, Бэтмен и Джокер… Откуда берутся литературные герои и злодеи, чем отличаются друг от друга, почему автору приключенческого жанра так трудно без них обойтись? Как трансформируются образы в произведениях подражателей и продолжателей? Отчего одни исторические персона традиционно выступают в литературе в амплуа героев, а другие злодеев? Что должно произойти с персонажем, чтобы отношение читателей к нему изменилось на диаметрально противоположное? Попробуем вместе ответить на все эти вопросы в рамках секции Фантастиковедения «Зиланткона-2013»!
Сегодня окончательно определилась программа секции Фантастиковедения:
2 ноября
10.30-12.00 — Доклад Александра Белаша "Тень забытого пророка"
«Манихей» и «манихейство» – почти бранные слова-ярлыки.
Популярные в эпоху средневековой борьбы с ересями, сейчас они снова в ходу, хотя мало кто знает их смысл. Между тем речь идёт о вполне конкретной религии, длившейся больше тысячи лет и окончательно угасшей лишь в XVI веке.
Почему на протяжении всей своей истории манихейство осуждалось и подвергалось гонениям?
Почему против него восставали и правители, и церкви, и простой люд?
Как манихейство смогло просуществовать столь долго и какой след оставило в мире?
Кем был Мани Хайа – новым пророком или авантюристом?
И наконец, действительно ли манихейство присутствует здесь и сейчас в новых обличьях?
Ответив на эти вопросы, мы сможем определить место манихейства в истории, понять, что древние и, казалось бы, забытые доктрины не настолько мертвы, как кажется.
12.15-13.15 — Доклад Дмитрия Скирюка "Телесериал "Lost" как настольная игра"
Сюжет фантастического сериала «Lost» («Остаться в Живых») неожиданно сложен.
Несколько сезонов его создатели дразнили зрителя загадками и недомолвками, и даже с окончанием последней серии не вполне понятно, что же всё-таки произошло, откуда взялись все эти временнЫе параллели и парадоксы, что означают «двойная жизнь» героев, их фантомные воспоминания и бесконечные флэшбэки.
Как ни удивительно, именно древнеегипетская игра сенет поможет разобраться в хитросплетениях сюжета. Как атрибут сакральных практик сенет приобретает особое значение на таинственном Острове, где время то и дело меняет скорость (а иногда течёт вспять), а умершие являются живым и ведут с ними какую-то свою, особую игру.
Пермский писатель и игровед Дмитрий Скирюк всесторонне рассмотрел этот вопрос и щедро поделится своими открытиями, выводами и предположениями.
13.30-14.45 — Доклад Аллы Кузнецовой "«Магазин закрыт на переоценку ценностей», или Эволюция темы прогрессорства в советской/российской фантастике"
В Мире Полудня, созданном талантом и воображением братьев Стругацких, прогрессорство – одно из самых неоднозначных явлений с социальной и этической точки зрения.
Благородный дон Румата, отважный Максим Каммерер, Рудольф Сикорски, Лев Абалкин – кто они, миссионеры, несущие дикарям высокие гуманистические идеалы, или злодеи, покусившиеся на неприкосновенность чужой истории?
В разные годы, на страницах разных книг институт прогрессорства по-разному оценивали и сами авторы, и их персонажи – не говоря уж о читателях, готовых спорить на эту тему без сна и отдыха. Ученики, продолжатели и подражатели АБС запутали дело еще сильнее.
Распутать этот клубок и посмотреть, как эволюционировала тема прогрессорства попытается Алла Кузнецова, представитель исследовательской группы «Людены», не первое десятилетие изучающей жизнь и творчество братьев Стругацких.
15.00-16.15 — Дискуссия "Разные виды эльфов в литературе и игре. Часть 1: изучаем источники", совместно с секцией Толкиенистики
18.00 – встреча писателей с читателями в казанском магазине «Новый книжный»
3 ноября
10.00-11.00 — Доклад Владислава Гончарова "Герои и злодеи альтернативной истории"
Даже профессиональному историку зачастую трудно определить — являлся ли тот или иной исторический персонаж героем или злодеем, подлецом или воплощением благородства.
Казалось бы, в альтернативной истории все проще: здесь автор сам дает оценки героям истории и сам подбирает доказательства этим оценкам.
Но с какими же подводными камнями он может столкнуться на этом пути?
11.15-12.30 — Доклад Александра Белаша "Злодей как двигатель прогресса"
Злодей будет побеждён – таков закон искусства.
Все его дела служат тёмной стороне, недаром он «зло-дей», делатель зла. Остаётся подмести на сцене, чтобы от него и следа не осталось. Однако, в отличие от первобытных сил хаоса злодей современности – личность творческая, продвинутая, «впереди планеты всей».
Другое дело, что свою злую натуру он не в силах преодолеть. Его открытия в первую очередь вызывают ужас, ломают привычный уклад. Лишь позднее, после боя, становится ясно – креативно мыслящий злодей вбросил в мир нечто новое. Но сделал это грубо, жестоко, не вовремя, во имя своих целей.
А нам предстоит осмыслить то, что дал миру злодей.
12.45-14.00 — Дискуссия «Эти привлекательные мерзавцы», ведет Владимир Пузий
Все мы не раз сталкивались с тем, что злодеи оказываются намного более харизматичными и привлекательными, чем главные герои. Точно так же, как короля делает свита, они, эти мерзавцы, сукины сыны и негодяи формируют главных героев. И даже отодвигают их в тень.
А что же писатели? Каково им приходится, имея каждый день дело и с теми, и с другими? И отчего у них — сеющих умное, доброе, вечное, — именно злодеи часто выходят на первый план?
В дискуссии участвуют писатели Евгений Лукин, Александр Белаш, Дмитрий Скирюк и другие. Ведет писатель Владимир Аренев, он же литературный критик Владимир Пузий.
14.00-14.30 — Обед
14.30-15.45 — Доклад Льва Лобарёва и Василия Владимирского "Журналы фантастики: вчера, сегодня, завтра, или Будущего нет?.."
2012 год стал годом апокалипсиса – по крайней мере, для российской фантастической прессы.
Закрылось два главных профильных литературных журнала: «Если» и «Полдень, XXI век». Для многих любителей фантастики и писателей это оказалось настоящим ударом, предвестием конца света. Однако свято место пусто не бывает.
В 2013 году на смену почившим флагманам индустрии поспешили придти новые. Стабильно издается журнал «Фантастика и Детективы», первые номера выпустили «Космопорт» и «ФанCity».
О том, что подкосило «Полдень» и «Если» и есть ли перспектива у новых изданий в рамках секции фантастиковедения «Зиланткона-2013» подискутируют Лев Лобарёв, главный редактор журнала «Мир фантастики», недавно отметившего свое десятилетие, и Василий Владимирский, с 2007 по 2009 годы исполнявший обязанности креативного директора журнала «FANтастика».
В ходе дискуссии слушатели смогут изучить пилотные выпуски «Космопорта» и «ФанCity», а так же подержать в руках некоторые из номеров «Фантастики и Детектива» – и, разумеется, «Мира фантастики».
16.00-17.00 — Доклад Владимира Пузия "Джордано Бруно — человек, который сам себя перемудрил"
Что знает о Джордано Бруно любой ребёнок, учившийся в средней школе?
Что Бруно был знаменитым учёным, который развил теорию Коперника. Допускал существование планет вне Солнечной системы. Не верил в Бога. И за это пошёл на костёр. Но стоит открыть любую из сохранившихся работ самого Бруно — и приходишь в изумление.
Кем же он был на самом деле: магом, учёным, который опередил своё время, шарлатаном, шпионом?.. Героем или антигероем?
Мероприятие проводит Владимир Пузий, он же Владимир Аренев
17.15-18.00 — Доклад Василия Владимирского "Кто в цари крайний? или Страшные тайны литпремий"
Писатель, а особенно писатель-фантаст – натура нежная, ранимая, нуждающаяся в постоянном подтверждении своей востребованности. Ну и, как правило, амбициозная не по таланту, чего уж скрывать.
Увы, в последние годы издатели не спешат тешить эти амбиции миллионными тиражами и гонорарами. Остается одно средство психологической компенсации – премии.
В фэндоме, сообществе любителей фантастики, литературных наград сегодня бессчетное множество. Вот только цена им – за пучок пятачок: как правило, ни денег, ни славы они своим обладателям не приносят. Между тем, за стенами «фантастического гетто» существует немало престижных премий, на которые в принципе могут претендовать фантасты. И, что немаловажно, премий с солидным денежным содержанием.
О том, с какими непрофильными премиями фантастам стоит попытать счастья, а с какими не стоит связываться, как номинировать свои нетленки расскажет журналист и литературный критик Василий Владимирский.
26 октября в 19.30 петербургский арт-проект «Жук» (вход в магазин «Старая книга», Гороховая ул., 39) приглашает на презентацию антологии «Конец света с вариациями»
Во встрече участвуют писатели Андрей Балабуха, Алан Кубатиев, Сергей Удалин и другие. Возможны сюрпризы!
О книге:
24 истории о конце света, каким увидели его Дмитрий Быков, Андрей Рубанов, Михаил Успенский, Мария Галина, Андрей Балабуха, Юлия Зонис, Владимир Аренев, Алан Кубатиев, Александр Тюрин, Кирилл Бенедиктов и другие писатели. Апокалипсис без сталкеров, зомби, аномальных зон и других привычных клише «постапа».
«Мы приглашаем вас в полет – бросить взгляд сверху на гибнущую Землю, на планету, пережившую Судный час. Пристегните ремни, наш лайнер на семь с лишним миллиардов посадочных мест выруливает на взлётную полосу. Курс – прямо в зенит, в небо цвета крови, посадка не гарантирована» – Виктор Точинов, составитель
«Что положит конец нынешней цивилизации – ядерная война, демографический кризис, цепочка природных катаклизмов или вторжение разумных птиц, по сути, неважно. Да хоть пробуждение Ктулху и прочих Великих Древних, как завещал нам дедушка Лавкрафт. Что ждет нас после конца – вот это по-настоящему интересно» – Василий Владимирский, составитель