Евгений Лукин «Бытиё наше дырчатое»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Можно, конечно, обратиться к противоествоиспытателю Андрону Дьяковатому за машиной времени, направиться в прошлое и убить там первую женщину, праматерь человечества. Но результат не понравится никому!
Входит в:
— цикл «Лыцк, Баклужино, Суслов»
— журнал «Если 2007'05», 2007 г.
— сборник «Бытиё наше дырчатое», 2008 г.
— антологию «Квинтовый круг», 2008 г.
— сборник «Хроноскрёб», 2020 г.
— сборник «Алая аура протопарторга. Абсолютно правдивые истории о кудесниках, магах и нечисти самой разнообразной», 2023 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 65
Активный словарный запас: очень высокий (3322 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Портал, 2008 // Средняя форма | |
лауреат |
Странник, 2008 // Юмористическая фантастика | |
лауреат |
Бронзовая Улитка, 2008 // Средняя форма | |
лауреат |
РосКон, 2008 // Повесть, рассказ. 2 место («Серебряный РОСКОН») | |
лауреат |
Сигма-Ф, 2008 // Средняя форма, повести | |
лауреат |
Филигрань, 2008 // Малая Филигрань (повесть) | |
лауреат |
Астрея, 2008 // Повесть |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Кира Булычева, 2008 // (повесть) |
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
VovaZ, 17 ноября 2017 г.
Отчаявшись найти смысл жизни, он теперь искал повсюду его отсутствие. Ну и, понятное дело, находил. (с)
Пожалуй, неплохое соцветие цитат и афоризмов, главное достоинство повести, в моих глазах. К сожалению, единственное. Стеб над «И грянул гром» Брэдбери, как основа сюжетной интриги, меня не очень привлек. Сценизм несколько занудливый. Издевательства над российскими властями, с налетом кощенизма, уже слишком привычные и повторяемые, от произведения к произведению. Персонажи тоже. Немного сексистского юмора. Пожалуй, все. Автор может лучше.
lammik, 11 апреля 2018 г.
Димитрий Уаров нагрянул к народному умельцу Андрону Дьяковатому с конкретной целью. Тот должен был сделать Димитрию машину времени из материала заказчика. Да не простую, а дальнобойную, чтобы пронзить глубину веков до самого зарождения человечества и там отменить последствия этого факта земной биографии. Андрон, будучи настоящим энтузиастом своего дела, заказ выполнил и вдобавок подрядился доставить Уарова в местную аномальную зону, ведь только там и сможет работать прибор, нарушающий законы природы. Вот только по информационному следу, неосторожно оставленному Уаровым, уже двинулись военные с целью воспрепятствовать хронотеррористу, на пути у экспедиции раскинулся дачный посёлок с отчаянными дачниками во главе с Ильичом, а идейные «красные херувимы» за свои идеи и не таких закапывали на пару метров ниже уровня земной тверди. Впрочем, у экспедиции появился неожиданный союзник, владеющий боевым искусством вин-дао-янь...
Пропитанная иронией повесть-квест о том, что интеллигенция наша не ищет лёгких путей. И даже если хочется, чтоб стало лучше, получается как всегда. Повесть несколько затянута, но отдельные персонажи и моменты как обычно радуют. Бывший политик, бегающий по двору и давящий бабочку с целью изменить будущее — это понятно к чему отсылка. Рассуждения о превосходстве боевых искусств над всеми остальными, о смысле и бессмысленности жизни. Совестливые банкиры, наконец.
Brain-o-flex, 19 февраля 2016 г.
Фантастика ли это? Нееет, это не фантастика... Это фантасмагория! Гротеск! Настолько всё вкусно подано, приготовлено, что пальчики оближешь!
После Алой ауры..., вещи (для меня) сильно политизированной, и даже провидческой местами;
после Чуши собачьей, трагифарса с акцентами (в гуманизм?);
после прекрасных, замечательных баек про Кудесника с дополнительными Штрихами...
Эта повесть объединила в себе всю научную-ненаучную фантастику предыдущего в небольшую феерию.
Здесь все ингредиенты дали яркую вспышку рецепторам. Сочно! Дерзко! (как всегда, впрочем) Смело! (где-то на грани фола) Грамотно!
Теперь, начиная читать другие повести этого цикла, заранее потираю руки от предвкушения.
Спасибо автору — он озвучил всё то, что многие проговаривают в уме, но не решаются на языке.
amak2508, 11 сентября 2015 г.
Не самая удачная вещь автора. К сожалению, практически весь текст повести выглядит всего лишь как подготовка к последним финальным страницам. И получился он от этой своей «второстепенности» довольно нудным, не очень интересным и практически не несущим никакой смысловой нагрузки. Не спасают его ни упоминания о приснопамятном Баклужине, ни ироничный стиль повествования. Зная, как может писать Лукин, можно сказать, что для него этот текст откровенно слаб.
Интерес в повести вызывают всего две вещи: любопытная концепция вмешательства в прошлое, вложенная в уста одного из героев произведения — «кто бы и с какой целью не вмешивался в прошлое, настоящее от этого становится только хуже, хуже и хуже». И остроумный, совершенно неожиданный финал произведения. Финал, за который автору можно простить очень многое....
Отдельный плюс Лукину за удачное название повести.
Faust_II, 17 июля 2014 г.
Всего лишь вторая вещь Лукина, которую я прочитал. Первая была повесть «С нами бот». Так вот, в сравнений с ней, «Бытие» просто по всем статьям проигрывает. Вроде бы и та же легкая и ненавязчивая манера, сдобренная шутками и сатирой на современный мира, но... . Пустая, как сказал Massaraksh. Ну есть красивый язык, мысли, кое-какие отсылки. Ну и что? Мир какой-то отдающий петросянщиной, сюжет не увлекающий и не заставляющий сопереживать героям и стремиться узнать, что будет дальше.
В общем, получилось самое настоящее Дырчатое бытие: текст есть, юмор есть, а в промежутках — ничего, дырка. Прочел и забыл.
Bizon, 21 февраля 2013 г.
Дочитал буквально несколько минут назад и пытаюсь понять свои ощущения которые так и не оформились во что-то цельное. До этого читал у Лукина одну повесть «Миссионеры», вот решил вслепую почитать что-то. Наверно выбрал не то. Не мог въехать сначала что за мир описывается: параллельный, альтернативный или мутировавший современный. Некоторые идеи конечно интересны: дачники, охотящиеся на мародеров, милиция покрывающая этих самых мародеров, политик ловящий бабочек с намеком на Брэдбери, эротические искусства — даже стало интересно была ли реально такая статья, эффект дырчатости при попытки коренным образом изменить историю. Но иногда в процессе чтения возникало ощущение, как бы сказать полегче то.. вообщем, что трава была не контрафактная, а вполне себе прямо из Голландии. Юмор местами становится за пределами разумного.
Есть запоминающиеся места: описание как пользоваться машинкой — подкрутить ту хреновину, выдвинуть ту хренотень. Эх! как все по-русски знакомо.
Красные Херувимы — отдельный поклон.
Прочитать можно, благо произведение небольшое. Но наверно имеет смысл начать с более ранних частей цикла, а то голова кругом идти будет и непонятки сплошные.
Kriptozoy, 5 сентября 2008 г.
Откровенно говоря, ожидал от этой повести большего. А если быть точнее, ожидал другого. А во всём виновата обложка! На обложке сборника изображен молодой человек верхом на довольно оригинальном летающе-ездяще-проникающем аппарате, а вокруг него изображения и пейзажи доледникового периода. Этот аппарат на рисунке напомнил мне сразу два подобных аппарата у классиков фантастической литературы. Один из них из «Машины времени» Герберта Уэллса, а второй из всеми нами любимой повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». А какое завораживающее название, да ещё в сочетании с такой картинкой, отлично пробуждающее воображение! В общем, я думал повесть будет об интересном путешествии во времени в очаровательном язвительно-фантастично-ироничном стиле Евгения Лукина. А повесть оказалась в стиле экшн местного розлива. Хотя не думал, что у кого-нибудь получится такое: беглецы, вступившие в долгий квест, преодолеваюшие препятствия, пробирающиеся сквозь дебри полей и лесов, охотящиеся за ними военные на вертолетах и с ракетами, контакт с аборигенами, в данном случае с местными жителями (как «Охота на пиранью»), такой банальный сюжет, а Лукину удалось этот сюжет разнообразить, видоизменить, а читателя заинтересовать. Но заинтересовать на оценку семь. Повесть из этого же сборника «Лечиться будем» понравилась мне несоизмеримо больше. А в этой вроде как чего-то не хватает.
Кстати, может я невнимательно слежу за творчеством Евгения Лукина? Когда это Портнягин успел стать президентом? Прямо переволновался, неужели я что-нибудь пропустил?
kkk72, 14 августа 2008 г.
Ну ничего святого нет для автора и его героев. Все социальные нормы ими уже нарушены. Теперь очередь дошла и до законов природы. В результате периодически возникают чрезвычайно смешные фразы и ситуации. Чего стоит только принятие баклужинской думой закона подлости! Загадочные механизмы, удивительные средства передвижения, странное оружие — все это сделало бы честь любому крепкому фантастическому боевику. И только люди всегда остаютсмя людьми — пьют, дерутся, стучат друг на друга, бессовестно лгут — и все это с самыми лучшими намерениями. Где-то на протяжении двух третей повести я был в полном восторге, а концовку автор смазал. И Прохор показался мне некстати в этой истории, и эротические боевые искусства — неуместны. Да и с завершением всей истории автор, на мой взгляд, перемудрил. Но прочесть повесть, безусловно стоит. Пара часов веселого смеха вам обеспечена.
olvegg, 12 ноября 2008 г.
Повесть понравилась. Отличный и изобретательный, как и обычно у Лукина, язык, масса уморительно смешных эпизодов: бывший политик, а ныне деревенский дурачок, охотящийся на бабочек, лютые дачники, идея о самовоплощении платоновских идей из белого мусора... А уж такого изящного разрешения временных парадоксов мне еще не приходилось встречать :gigi: Вот только с боевыми искусствами автор переборщил.
Жюль, 25 ноября 2010 г.
Абсолютно никак не определюсь что выставить этому произведению.
Язык повести — отличный.
Юмор — своеобразный, интересный, но часто бредовый.
Мысли — присутствуют, и порой черезвычайно интересные .
Сюжет — не увлекает нисколько.
Описанный мир — отталкивает полнейшим... идиотизмом?.. той же гипертрофированной бредовостью.
Еле домучал до конца это произведение — бросать жалко. Может поставить 5? Звучит не обидно, во всяком случае:)
KindLion, 27 октября 2008 г.
Это небольшая изящная, тщательно выписанная повесть-анекдот Евгения Лукина очень мне понравилась.
Достоинств у книги – не счесть. Шкодный, с хитрецой, язык, достаточно динамичный сюжет, интересные персонажи. Несколько напрягают отсылы к нашему баламутному недавнему прошлому и тягостному почти настоящему. Но эти отсылы сделаны в разы лучше и профессиональнее, чем у большинства коллег по цеху Евгения Лукина.
Несомненным плюсом книги можно назвать также наукообразность и наукоемкость ряда шуточек и перипетий сюжета. Эта самая наукообразность фабулы позволяет отнести это произведение к жанру научной фантастики. Евгению Лукину в этом произведении удалось достичь планки, так высоко поднятой братьями Стругацкими в их «Понедельник начинается в субботу».
О том, как проходило путешествие этих двух людей – заказчика машины времени и ее создателя к истокам и рассказывает эта повесть.
napanya, 15 февраля 2008 г.
В детстве, будучи ярым хоккейным болельщиком, прочитал однажды такую историю про знаменитого нападающего Владимира Петрова (это тот, который Михайлов-Петров-Харламов, ну, вы помните, конечно). Дело происходило в рядовом матче чемпионата Союза, кажется, с «Крыльями Советов». Центрфорвард Петров с шайбой в центральном круге, а так как проходила смена состава и надо было потянуть время, он эту шайбу от души швырнул в сторону ворот противника. И — гол! Далее рассказчик не без сарказма повествовал о том, как Петров оставшееся время матча всё бросал и бросал по воротам с центра площадки, надеясь повторить успех.
Естественно, не повторил.
Вот и Евгений Лукин, играя за сборную Баклужина, даже не один — два раза забросил шайбу с центра поля (Алая аура протопарторга и Чушь собачья). А потом пошли бесконечные портреты кудесника, и шайбы полетели в штангу, перекладину, выше, левее, за оградительную сетку. Взять хотя бы указанную повесть. Забавная. Остроумная. С эффектной концовкой. И при том вещь совершенно неотличимая от десятков предыдущих портретов. Снова высмеянные штампы, снова немногословие и многозначительность главного героя, о которые, как апстену, стукается словоохотливый спутник, снова что-то высокое и сурьёзное, предварительно хмыкнув, уронили на пол. И так сто раз. Или двести. Пока для штрихов на портрете места не останется.
такая, 26 марта 2011 г.
Легкий и не напрягающий «анекдот» ))) . Тем и привлекателен . Анализировать анекдот кому-то в голову приходит ?
Эдди, 14 сентября 2008 г.
Сюрреалистичность нашего бытия в новой упаковке. Несколько напоминает Лема. Может быть, в иной реальности некоторые идеи и стали бы подлинными шедеврами, но в данном случае — несколько притянуты за уши. А уж «боевое искусство» и вовсе...
Тем не менее, читал с удовольствием, местами смешно, кое-что хорошо схвачено и, в целом, доставляет удовольствие. Вот если бы еще автор внятно объяснил, почему в тех микроотрезках времени, в котором возможно существование нашего дырчатого бытия, героям удается еще что-то делать!
Yazewa, 1 октября 2010 г.
По-моему, эта тстория превысила лимит объема. Умести ее автор вгораздо более скромные рамки — было бы только лучше.
Занятно- да. И при этом неувлекательно, вот ведь проблема. Никакой интересной мысли. Эротико-боевые шутки просто-таки неудачны, на мой вкус... Улыбнуться можно. И не более.