5. В рубрике «Кино и фантастика»:
Дорота Малиновская в обзорной статье «Fantastyczne wrażliwa magiczność/Фантастически чуткая магичность» указывает на возможные направления развития фантастики в кино (стр. 58-59). Далее Яцек Инглëт/Jacek Inglot в эссе «Żreć sie chcę/Жрать хочется» с не слишком понятным мне энтузиазмом описывает гротескно-сюрреалистический фильм “Delicatessen” режиссеров Жана-Пьера Жюне и Марка Каро (Франция, 1991) (стр. 60-61), а Павел Земкевич/Paweł Ziemkiewicz в рецензии “Robótki ręczne dużego kalibru/Поделки большого калибра” крайне низко оценивает фантастический боевик “Demolition Man” режиссера Марко Брамбиллы (США, 1993) (стр. 62-63).
6. В рубрике «Критики о фантастике» публикуется очередная статья Войтека Седенько/Wojtek Sedeńko, которая называется:
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ 1993 ГОД
(Rok wydawniczy 1993)
В 1992 году мы отметили первое за последние несколько лет снижение количества наименований изданных научно-фантастических и фэнтезийных книг. Кризис, впрочем, длился недолго, поскольку уже в следующем сезоне количество предложенных наименований превысило цифру в две сотни. Из этого, однако, вовсе не следует, что создавшееся положение с изданием фантастики претерпело существенные изменения.
Год тому назад я писал о том, что ситуация на рынке заметно стабилизировалась. Компетентные в фантастике люди сгруппировались вокруг нескольких издательств, которые и решали, что выбросить на рынок. Отчетливо заметным стал элемент соперничества в погоне за хорошей книгой, издательства все чаще стали покупать исключительные издательские права на творчество тех или других авторов.
Перейдем к статистике. При подсчете учитывались книги, датированные 1993 годом издания, книги жанра ужасов остались за его (подсчета) рамками. В скобках приведены аналогичные данные 1992 года.
Всего из печати вышли 208 (148) наименований, то есть издавалось примерно 1,7 книги в день. Столь большой рост был обусловлен – помимо возросшей активности нескольких издательств – весьма резким падением тиражей, что издатели и пытались компенсировать увеличением количества наименований. На рынке вновь доминировали первые издания – 180 (135).
Количество переизданий в новом году увеличилось – 28 (13), но 10 из них были фактическими допечатками (например, циклы «Duna/Дюна» Герберта, «Ku gwiazdam/К звездам» Гаррисона или роман «Miecz przeznaczenia/Меч предназначения» Сапковского). На прилавках появились также старые книги с новыми обложками и наименованиями (например, «Inferno № 3/Инферно № 3» Дембского). Переиздали много книг Азимова (“Fundacja/Основание”, “Preludium Fundacji/Прелюдия к Основанию”, “Pozitronowy detektyw/Стальные пещеры”); в трех издательствах вышли из печати “Podróże Guliwera/Путешествия Гулливера” Свифта, а по случаю издания «Межпланетной трилогии/Trylogia międzyplanetarna» Льюисапереиздали также ее первые тома: “Perelandra/Переландра” и “Z milczącej planety/С молчаливой планеты”. Вспомнили также о романе “451o Farenheita/451o по Фаренгейту” Брэдбери и, на волне успеха романа “Jurassic Park/Парк Юрского периода”, напечатали “Zaginiony świat/Затерянный мир” Конан-Дойля.
Уже традиционно львиную часть книжной продукции составляли романы – 179 (126), это почти 86% изданной фантастической прозы.
Авторских сборников рассказов насчитывалось 28 (17), в том числе 3 тома Азимова и аж 6 томов Каттнера.
Антологий считай что и не было. – 1 (5). Эта единственная жемчужина – антология “Isaac Asimov prezentuje najlepsze opowiadania SF z 1958 roku/Айзек Азимов предлагает лучшие НФ-рассказы 1958 года”, напечатанная издательством “ART Kielce”.
Не слабеет интерес к твердой научной фантастике, хотя и в издании фэнтези тоже заметен количественный рост.
SCIENCE FICTION – 137 (95), что составляет 65, 8%. Не было недостатка в классической твердой фантастике (Хаббард, Хоган, Шекли), были «космическая опера» (Мак Апп) и путешествия во времени (Саймак).
FANTASY – 62 (39). Все еще доминируют романные циклы, которые пора считать уже не в томах, а в метрах. Такое положение сохранится, вероятно, и в будущем, поскольку в нынешнем году мы познакомимся с новыми сагами фэнтези, в том числе c циклами Дональдсона, Эддингса, корпорации TSR. Следует обратить внимание на библиофильское издание знаменитого романа “Mgły Avalonu/Туманы Авалона” Марион Циммер Брэдли издательства “Atlantis”, оно вышло из печати, правда, в марте текущего года, но датировано 1993 годом.
ПОГРАНИЧЬЕ – 9 (14). На этот раз предложение было значительно более скромным. Кроме упомянутых изданий книги Свифта, мы получили также две книги Вольского, романы “Rycerz nieistniejący/Несуществующий рыцарь” Итало Кальвино и “Wachadło Foucaulta/Маятник Фуко” Умберто Эко.
Продолжается упадок польской фантастики. При огромном росте общей численности наименований в этой группе по-прежнему наблюдается количественное снижение – 13 (15). Переиздали “Solaris/Солярис” Станислава Лема, к переизданиям следует отнести также новый сборник его рассказов “Pożytek ze smoka/Польза от дракона”, в который вошли лишь два новых текста. Вторым изданием вышел также роман “Skarby stolinów/Сокровища столинов” Рафала Земкевича, допечатали “Miecz preznaczenia/Меч предназначения” Анджея Сапковского, а “Inferno № 3” Эугениуша Дембского – это ничто иное, как изданный в 1991 году сборник “Czy to pan zamawiał tortury/Это вы заказывали пытки?” с другой обложкой и измененным названием.
По-прежнему на гребне волны находятся Анджей Сапковский (“Miecz przeznaczenia”) и Феликс Крес (“Strażniczka Istnień/Хранительница Существований”); обе книги стали лауреатами премии имени Януша Зайделя за 1992 год. Две книги Марцина Вольского (“Powrót do antybaśni/Возвращение к антисказке” и “Baśnie dla bezsennych/Сказки для тех, кто не спит”) лишь частично связаны с фантастикой.
Дебютов было больше – 4 (2). Это “Ja, Gelerth/Я, Гелерт” Владислава Пасиковского/Wladysław Pasikowski; “Miasto twarzy/Город лиц” Яна Витольда Сулиги/Jan Witold Suliga, “Dżamis/Джамис” Петра Витольда Леха/Piotr Witold Lech и “Mesjasz/Мессия” Тадеуша Ошубского/Tadeusz Oszubski. Кроме романа Сулиги, все эти книги напечатаны мелкими издательствами, к тому же одна – за счет автора, что является признаком трудностей, переживаемых польской культурой, если не вовсе ее гибели. В случае издания польской фантастики сборники рассказов опережали в количественном отношении романы, а фэнтези – твердую научную фантастику, что диаметрально противоположно мировому опыту.
Основу поставляемой на рынок фантастики составляли, как обычно, переводы с английского языка – 190 (128), что составляло 91% изданной в прошлом году фантастики. Романов было – 167, сборников рассказов – 21, антологий – 1.
Об остальных переводах можно упомянуть лишь статистической полноты ради:
-- переводов с немецкого – 2 (4): “Brunatna rapsodia/Коричневая рапсодия” Базила/Basil и “Przygody barona Münchhausena/Приключения барона Мюнхгаузена” Бюргера/Bürger;
-- переводов с итальянского – 2 (0): вышеупомянутые книги Кальвино и Эко;
-- переводов с русского – 1 (1): “Mistrz i Malgorzata/Мастер и Маргарита” Булгакова.
Стоит ли после этого удивляться французам, требующим перекрыть плотиной поток американской “пульпы”.
Часто издаваемые авторы. Этот год был, несомненно, годом Андрэ Нортон и Айзека Азимова – по 10 книг каждого из этих авторов, и в том числе в обоих случаях по одной книге, написанной в соавторстве: “Zguba elfów/Гибель эльфов” была написана Нортон в соавторстве с Мерседес Лэки, “Nastanie nocy/Приход ночи” – Азимовым в соавторстве с Сильвербергом. Вышли из печати по 7 книг Роджера Желязного, Клиффорда Саймака, Генри Каттнера и Фрэнка Герберта (не считая допечаток “Dune”). На третьем месте расположился Дин Кунц с 5 наименованиями, а Роберт Шекли, Майк Резник, Гордон Диксон, Роберт Хайнлайн, Джеймс Хоган, Роберт Говард и Роберт Сильверберг записали на свой счет по 4 книги.
Аж 49 (37) издательств напечатали фантастику, но лишь для 9 из них это было чем-то большим, чем случайностью – эта девятка издала в сумме 73,7% наименований. Решительную победу в этом соревновании одержал “Amber” – 47 (16). Это издательство, специализирующееся на публикации коммерчески успешной литературы, перебросило (и правильно сделало) часть своего потенциала, сосредоточенную ранее на издании шпионско-приключенческой литературы на фантастику – из-за развала СССР часть такой литературы мгновенно устарела.
На втором месте – “Rebis”: 32 (23), на третьем – “Phantom Press” – 24 (32), в том числе допечатки “Dune”. Это последнее издательство переживает трудности. “Rebis” разделился на две части, но, похоже, это никак не скажется на количестве и качестве издаваемой литературы. Далее расположились издательства “PiK” – 12 (8), “Alfa” – 11 (16), и “Alkazar” – 11. Известное своими заслугами в издании фантастики издательство “Iskry” напечатало 5 наименований, столько же книг издали “Varia APD” и “Prima”.
В Быдгощи стартовало изданием книг Кларка и Азимова в серии “Spektra” издательство “Limbus”, собирается реанимировать серией книг Нортон свое издание фантастики “Wydawnictwo Poznańskie”, издательство “Empire” анонсирует издание молодежной фантастики в серии “Dr Who”. Закрылось издательство “Stalker”.
Жанровые журналы неплохо себя чувствуют и издаются регулярно – такая вот малая стабилизация. В этом году к ним добавится журнал “SFinks”, который поможет читателям справиться с лавиной новых наименований и выбором книг для покупки.
NON FICTION – все еще есть, что относить к этому разделу. Вышли из печати монография “J.R.R. Tolkien – powiernik pieśni” Михала Блажеевского/Michał Błażejewski и очень интересная книга “Braci Strugaccy. Zarys twórczości/Братья Стругацкие. Очерк творчества” Войцеха Кайтоха/Wojciech Kajtoch.
Как уже было сказано выше, тиражи значительно снизились. Даже переводы с английского издаются лишь по 5 тысяч экземпляров. Цены, несмотря на нулевую ставку VAT на книги (но не на полиграфию), поднялись до 50-90 тысяч злотых за экземпляр. Малые, с низким оборотом, издательства губятся на корню общим налогом. Очень быстро беднеет группа потенциальных покупателей – в городах основную массу безработных составляют люди со средним и высшим образованием. (Не говоря уже о том, что у нас всегда был один из самых низких соответствующих показателей среди европейских стран – польская статистика считает активным читателем человека, прочитывающего 4 книги в год, а такие “активисты” составляют лишь около 2% нашего населения). Один из издателей сказал мне в частной беседе, что издание популярной литературы уже не приносит дохода, и что он собирается перенастроиться в своей деятельности на издание эксклюзивных, дорогих и малотиражных книг, которые в настоящий момент продаются лучше всех прочих.
(Окончание следует)