Терри Пратчетт «Цвет волшебства»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое | Пародийное | Ироническое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В Анк-Морпорке, крупнейшем городе плоского мира — диска, покоящегося на спинах четырёх слонов, которых держит гигантская черепах Великий А’Туин, плывущая сквозь космическое пространство — появился первый турист. В этом событии не было бы ничего особенного, но правитель города приказал сопровождать его Ринсвинду, самому трусливому и бездарному волшебнику на диске.
В 1991 году в Великобритании выходил комикс в четырех выпусках «Terry Pratchett's The Colour of Magic», позднее изданный в качестве графического романа.
Входит в:
— цикл «Плоский мир» > цикл «Ринсвинд, Коэн и волшебники»
Награды и премии:
лауреат |
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988 | |
лауреат |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1990 // Фэнтези - Роман (Великобритания) | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Номинации на премии:
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 1998 // Parima ulmeraamatu kategooria. 4-е место (Великобритания) |
Экранизации:
— «Цвет волшебства» / «The Colour of Magic» 2008, Великобритания, реж. Вадим Жан
- /языки:
- русский (13), английский (16), украинский (1)
- /тип:
- книги (26), аудиокниги (4)
- /перевод:
- И. Кравцова (12), Ю. Прокопец (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tapok, 4 января 2024 г.
Маг-недоучка и горе-турист
***
«Цвет волшебства» — роман, который открывает огромнейший цикл «Плоский мир», насчитывающий целый ряд подциклов. Почти все романы короткие, хотя есть и исключения. Конкретно «Цвет волшебства» из числа коротких.
…Ринсвинд – маг-неудачник, маг-недоучка. Даже магом его называть – это кривить душой. Когда он встречает Двацветка – первого туриста в Плоском мире, жизнь Ринсвинда круто меняется. С сей поры одно приключение помыкает другим, а вдвоем они скачут на третьем. И так примерно до бесконечности. И всё это в странном плоском мире, что стоит на четырёх слонах, что стоят на гигантской черепахе…
Первое, что нужно знать о романе «Цвет волшебства» – это пародийный, сатиричный характер произведения. Очень важно понимать, что будущий Сэр, а на тот момент просто безызвестный писатель Терри Пратчетт решил прогуляться по скелетам штампов, смахнуть с них пыль и вселить в них же новую жизнь. Начинание более чем смелое. И на 2024 год можно смело заявить, что Сэр Терри Пратчетт если не перевернул игру, то определенно вошел в анналы истории. Экранизации, переводы на десятки языков, огромные тиражи, хвалебные отзывы, настольные и компьютерные игры.
Но давайте поговорим о «Цвете волшебства». Это короткий роман, где есть ровно три главных героя и несколько десятков второстепенных, третьесортных и абсолютно зашаблоненных персонажей. И на то есть свои резоны. Среди главных героев значатся следующие персоналии: маг-недоучка Ринсвинд (1 шт.), богатый турист Двацветка (1 шт.) и Сундук (1 шт. о множестве ног). Ринсвинд – флегматичный волшебник, которому так и не довелось стать магом. Попасть в неприятность для него – это типичная история. И он, в общем-то, привык так жить. Но концентрация неприятностей возрастает до безобразия, когда Ринсвинда в качестве гида нанимает Двацветка. Двацветка – непрошибаемый оптимист, который жаждет узнать всё о мире за пределами Агатовой Империи. Ну а Сундук? Сундук – это Сундук. Вполне себе живой сундук с четвёртым измерением внутри него. Он навечно предан своему владельцу, умеет оттяпывать руки негодяям (пригождается), думать (тоже пригождается) и толкаться (угадали? Ага, пригождается). По части второстепенных героев упоминания достоин Хрун из Химерии. Гроза чужих сокровищ и длинноногих красавиц.
Что касается мира, то он хоть и описан здорово, но раскрыт ещё слабо. Есть условный плоский мир и куча всяких городов и государств, есть даже дом для богов – Дунманефистин. Есть куча всяких рас, множество малопонятных явлений и феноменов. В целом, Пратчетт не утруждает себя (в первом романе, но как дальше – скоро узнаем) детализацией ворлдбилдинга.
Теперь об особенностях. Автор сделал упор на работу со штампами, а именно – издевательство над ними. Выражается оно по-всякому, в том числе, невероятно огромным количеством заимствований. И знаете что? Оно работает. Вкупе с этим наличествует запредельное количество названий, упоминаний географии и персонажей второго, третьего и четвертого порядка. В какой-то момент читатель рискует просто забыть, кто есть кто. Троица героев (и Хрун сверху), конечно, н входит в их число.
Что сказать о минусах? При учёте характера романа (пародия) можно попенять на следующее: слабая проработка мира (в дальнейшем, вероятно, ситуация изменится), поверхностный характер повествования (Пратчетт на полную использует приём необъяснения явлений), отсутствие как начала, так и завершения. И да, роман даже и не претендует на какую-то глубину. То есть это приключения ради приключений. Плохо ли это? Отнюдь.
Заключение: «Цвет волшебства» – хороший роман, который требует некоторой подготовки со стороны читателя. Читается он легко и быстро. Вызывает ли он смех? Вряд ли. Улыбку? Определённо. Конечно, нужен кое-какой бэкграунд в мире литературы. Хотя бы Толкин, Говард и Лавкрафт. То есть классика XX века.
8 Ринсвиндов из 10.
Rin1106, 8 сентября 2024 г.
ВВЕДЕНИЕ.Терри Пратчетт мастер острого языка и увлекательных историй. Его фэнтезийнные миры не смотря на иронию некоторую абсурдность вселенной, имеют четкие правила и законы мироздания и своеобразной «науки».
ПЛЮСЫ (СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ)
1.Прекрасный язык Пратчетта, что грамотно перевели
2.Масштабность происходящих событий, где задействовано большинство известных волшебных существ и богов
3.Колоритные герои
4.Увлекательные ситуации
5.Юмор с которым решаются самые сложные ситуации и события, что вроде бы требуют крови, но автор бережет нервы читателя
6.Обилие второстепенных интересных персонажей, которым дается достаточно времени, чтобы раскрыться и завершить свои личные истории
МИНУСЫ (СЛАБЫЕ СТОРОНЫ)
1.Слишком много сторон и сильных существ задействовано, кажется, что это не обычное путешествие, а целя Одиссея, что должна перевернуть Плоский Мир
2.Из-за обилия локаций и компаньонов есть переизбыток новой волшебной информации о каждом, что потом становится ненужно, т.к. герои продолжают свой путь
3.Отсутствие точки в конце повествования, сюжет оканчивается длинными многоточием
МНЕНИЕ. Цвет волшебства начинается с некоторой интриги, что постепенно раскручивается до сложно представляемых масштабов и резко обрывается на полуслове, оставляя героев в подвешенном состоянии. Лично у меня вызвало недоумение и разочарование.
ИТОГ. Понравится всем любителям фэнтези и работа мистера Пратчетта. Тех, кто только начинает приобщаться к данному жанру, лучше выбрать не настолько масштабную историю, или автору, лучше начать с его более удачных работ, что доводят сюжетную линию до конца и оставляют послевкусие от завершения приключения.
DaHarms, 4 августа 2023 г.
Насколько я понял, первый роман — это своеобразная сатира на фэнтези, где Пратчетт высмеивает жанровые клише своего времени, и вроде бы, у Пратчетта вообще не было в планах развивать цикл, создавать свою фэнтези-вселенную, но первая книга стала настолько популярной, что он продолжил писать фэнтези романы. «Ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему, Терри!»).
Книга классная, считаю её одной из лучших в серии. Даже если вас не интересует юмористическое фэнтези, то хотя бы первую книгу цикла прочесть можно. Тем более, что объем очень скромный для фэнтези литературы.
olga.sb, 29 апреля 2022 г.
Вчера был день рождения одного из писателей, который получил титул за свое творчество — сэра Терри Пратчетта.
Если вы хотите проработанный мир и необычных персонажей, а также море британского юмора, отлично маскирующего серьезные темы — вам сюда. Мир за 40 с лишним книг раскрыт великолепно: Плоский мир, стоящий на черепахе, который задумывался как пародия на фэнтези штампы стал жить сам по себе.
Город Анк-Морпорк вместил в себя множество персонажей, один колоритнее другого...Недаром первый турист в этом мире Двацветок (да, имена у почти всех героев дурацкие и говорящие) прибыл именно сюда в поисках приключений. И он их отгреб по самое не балуйся, ведь его проводником стал волшебник-недоучка Ринсвинд.
Итак, обычно я говорю: несмотря на мое полное обожание Пратчетта — не начинайте с этой книги и с этого цикла. Так как к стилю сэра Терри и без того привыкнуть поначалу непросто и без того, чтобы начинать с его самого пародийного и странного произведения. Я два раза начинала и два раза бросала. Но потом я взялась за книгу МОР-УЧЕНИК СМЕРТИ — И ОНА БЫЛА МОЕЙ ПЕРВОЙ КНИГОЙ, С КОТОРОЙ Я ПОЛЮБИЛА ПРАТЧЕТТА.
Недавно я начала перечитывать любимые циклы, и поняла, что теперь место меланхоличного Смерти заняли Ваймс и Моркоу из Стражей (по которым скоро сериал выйдет!). Не исключаю, что к пенсии я проникнусь и Двацветком с Ринсвиндом.
К чему я веду: если вам не зашел один цикл, попробуйте одиночку или другой цикл, потому что они гениальны! Сначала кажется: что за бред, но потом ловишь себя на мысли, что ржешь как ненормальный, или же наоборот, перечитываешь одну страницу снова и снова, настолько глубокая там мысль заложена...
Итог: Книги Пратчетта — это все оттенки волшебства, и если вы каким-то образом их пропустили, то я вам безумно завидую: вы можете впервые окунуться в этот потрясающий и сумасшедший мир. Меня он всегда спасает от депрессии и нечитуна
Выходят книги в изданиях на любой вкус, но мое любимое оформление — черное.
NS 123, 22 января 2023 г.
Первый роман замечательного цикла. Конечно заметна некоторая вторичность отдельных персонажей (Хрун-варвар) и мест, но есть и чисто пратчеттовские. Например, появляются Ринсвинд, Двацветок и Сундук, который сам по себе яркая индивидуальность, хоть к него даже глаз нет) А также сам Плоский Мир и несущая его Великая Черепаха со слонами. А также Анк-Морпорк, место великих событий. Вроде простенькая история, беготня с приключениями, но читается на одном дыхании, весело и непредсказуемо.
sam0789, 6 сентября 2018 г.
Наверное всё-таки автор не мой.
Пока всё что не читала – не пошло… Не скажу, что автор пишет скучно, не интересно, нудно, нет! Вроде всё есть – и сюжет, вроде, интересный, и язык повествования тоже хороший… Но просто не моё.
Несколько историй и приключениях Ринсвинда и Двацветка! И приключения-то интересные тому, кто понравился автор… Я читала сквозь силы! Первая история понравилась (если можно вообще так сказать) больше всех! Знакомимся с Ринсвиндом, с необычным Двацветком и с забавными ситуациями, в которые они попадают, и с Сундуком, который не раз выручал и одного и другого :) А вот дальнейшие истории – ни одна не впечатлила.
Плюс в том, что на цикл меньше читать :)
r9snick, 27 апреля 2022 г.
Очень приятное и ироничное произведение, давшее старт целой огромной вселенной и отдельной серии про трусливого волшебника Ринсвинда.
Конечно, после невероятно тонкой, глумливой и развесёлой первой половины роман сваливается в какой-то уж совсем расплывчатый английский абсурдизм с каждой страницей всё сильнее. Да, «Цвет волшебства» скорее пародия, а не попытка сделать что-то совершенно иное (а потом, кажется, сэру Терри это удалось с лихвой!) и своё. Да, произведение слишком уж лаконичное и не походит на масштабное эпическое приключение.
Но здесь очень много потрясающего интеллектуального и не очень стёба, очень яркие герои, дух путешествия и конечно, балдёжный Сундук на ножках. Так первому блинцу от Пратчетта чуточку не хватило у меня до 8 баллов. Но читать дальше буду обязательно.
nickel, 27 января 2021 г.
Итак, начинается одна из самых прославленных саг в истории фэнтези.
В центре повествования — неудачливый, трусливый, совершенно бездарный — и притом неубиваемый (ибо привык выживать в любых обстоятельствах) волшебник Ринсвинд -субъект, чья суть прямо противоположна понятию «герой»; первый в истории Плоского Мира турист Двацветок (которого по различным депешам, присланным с его родины, надо во что бы то ни стало защитить от всех напастей — или обязательно убить); непостижимый, невероятно полезный и чудовищно опасный Сундук с множеством маленьких ножек, изготовленный из груши разумной — непререкаемый любимец всех поклонников Толкина. Помимо них, мелькают ещё безымянный патриций Анк-Морпорка (внимательный читатель не упустит упоминания многочисленных подбородков патриция — то ли это ещё не Витинари, то ли после выхода в свет первой книги цикла патриций весьма похудел);коррумпированная и трусливая городская стража (тут порядок будет наведён позже); тролли (пока ещё они при свете солнца обращаются в камень... позже автор изменит это); Хрун-варвар (не появится в более поздних книгах ни разу, ибо его заменит куда более харизматичный и оригинальный Коэн-варвар); разнообразные злодеи, убийцы и прочие искатели приключений на свою голову; прекрасная варварка-убийца в эротическом бронебелье, возглавляющая отряд ассасинов; принцесса — куда ж без неё в приличном квесте; всадники крылатых драконов; храм злобного бога; демон; космический корабль, упавший за край Диска с главными ггероями на борту (один всё же внутри, а вот Ринсвинд; боги Плоского Мира — крупные и помельче; и, наконец, Смерть во всём Его великолепии.
Хотите узнать, что автор приготовил из этих ингредиентов — читайте книгу.
k2007, 29 октября 2020 г.
Первый роман Плоского мира, еще в большей степени пародийный, высмеивающий штампы фэнтези. Здесь есть персонажи, которые не получат развитие в дальнейшем (Хрун-варвар, Фафхрд и Мышелов), Смерть еще не тот, что будет дальше. Но уже в этой книге видно, как Пратчетт переворачивает штампы фэнтези, как издевается над ними и, при все этом стебе, как он умудряется писать о серьезных вещах.
Crabar, 3 декабря 2019 г.
Не каждому понравится эта книга. Если вы ищете что-то серьезное — автор смеется над серьезностью. Что-то эпично-пафосное — автор высмеивает пафос.
Если хотите приятно провести время с улыбкой на лице — это книга идеально вам подойдет. Сотни отсылок к классическому фэнтези (и не только фэнтези), ирония над популярными клише. Вместе с тем, эта книга — полноценное произведение. Персонажи живые и проработанные, за их судьбой интересно следить. Несколько сумбурный, но интересный сюжет. Единственное замечание, эту книгу стоит рассматривать как первую часть двухкнижия. «Безумная звезда» это прямое продолжение событий «Цвета волшебства», поэтому не пугайтесь открытого финала данного романа.
В целом автор описал очень богатый и самобытный мир, которому посвятит следующии сорок с лишним произведений. И чего, а фантазии Пратчетту не занимать. Я надеюсь, что вы, как и я, получите море удовольствия от его искрометного (местами, очень британского) юмора, живых персонажей и увлекательных сюжетов.
mshvez, 27 апреля 2020 г.
Роман-разминка. Хочется в это верить. Связность событий и сюжета — совершенно произвольная. То есть фишка не в том, что сюжет хитроумно закручен и ты не знаешь, что произойдет через 5 страниц. А ты действительно не знаешь. Но не потому, что логика событий, причин и следствий так оригинальна и витиевата, а потому что логики событий и нет, вернее, она произвольна — по воле автора. Роман для меня читался как набор мини-новелл (а может он так и писался?). Раньше я Пратчетта не читал ничего. То есть абсолютно. Поэтому позволю себе пришедшие на ум сравнения. Это менее абсурдно, чем Дуглас Адамс с его «Автостопом по Галактике», но менее связно и целостно, чем Асприн с его «Мифами». Да простят меня поклонники сэра Терри. Такие уж аллюзии возникли с собратьями по жанру, если можно так выразиться. В то же время понравился ряд находок, не встречавшихся (мне) до этого нигде: существа из воды, водяные тролли, обитающие у Краепада, обстоятельные и философски настроенные, в то же время глубоко порядочные и тем симпатичные. Второстепенные герои, столь колоритные, как Сундук или Смерть — заслуживают аплодисментов. Да и главные — выписаны дюже хорошо. Двацветок — просто душка, в лучшем смысле. Коротенький эпизод с кратковременным попаданием волшебника-недоучки Ринсвинда в летящий самолёт живо напомнил такой же эпизод из Кинга из «Извлечения троих», когда Роланд тоже «переселился» в летящий самолёт для извлечения наркомана Эдди. Сознательный ли это «привет королю ужасов», или случайность — но послевкусие оставляет приятное ). В итоге: тем, кто не знаком с творчеством сэра Терри и, тем более, с Плоским миром — вполне читабельная «вводная» для дальнейшего путешествия по этому миру. Крючков в романе «зацеплено» много, есть куда сюжетные линии развивать. И читается легко, интересно. Пусть будет 7.
Cerber66608, 15 июня 2020 г.
Я вот вообще не любитель юмористических книг, но первая книга о Плоском мире (о котором я столько слышал, но познакомился только сейчас) мне, в целом, понравилась. Не могу сказать, что было дико смешно, но местами было довольно забавно. Герои попадают в такие ситуации, что только диву даешься как же им в одном моменте дико везет, а в следующем, напротив, совсем не везет, кидая их из крайности в крайность.
Меньше всего мне понравилась последняя часть под названием «У самого края», читал я ее дольше всех, хотя обычно концовки книг читаю быстрее. То ли события в ней показались мне менее интересными, то ли я банально устал от сумбурности сюжета. Сюжет в этой книге вообще странная штука, порой по желанию автора странные и нелогичные события так удачно происходят, что в голове невольно начинает возникать вопрос: а не дурит ли меня автор?
ГРОМ, 22 декабря 2019 г.
Роман о незадачливом недоучившимся волшебнике и его случайном спутнике из другого мира.
Жалкая пародия на «МИФ» Роберта Асприна. Юмор ниже плинтуса.
Никакого сопереживания главным персонажам: недоучившемуся волшебнику (привет от Роберта Асприна) и туристу из других земель Двацветку.
Приходится буквально заставлять себя читать эту макулатуру.
Все называют это пародией, собственно так и есть. Автор неумело написал фэнтази в попытках срубить быстро бабла на успехе «МИФов» Роберта Асприна. И эта неумелость сразу бросается в глаза, отсюда полные ассоциации с пародией. Т.е. криворукость автора и неумение писать выдается за пародию...
Slimper753, 4 сентября 2020 г.
Очень долго откладывал Пратчетта и его Плоский мир, ибо видел много восторженных отзывов и боялся разочароваться (что было не раз). Ну а еще 40+ романов/повестей/рассказов. В итоге могут сказать, что могло быть хуже, но могло быть и лучше.
Я люблю, когда мир проработан, в том числе и магия, но для автора это явно была далеко не основная цель, поэтому и замечаешь мелкие, но все же противоречия. Например, груша разумная столь редкая, что «в мире не сыщешь и двух посохов из нее», но при этом «погребальная утварь мертвых императоров традиционно изготавливалась из древесины именно этой груши...» Не так уж она и редка, оказывается. Упоминали про эволюцию, но тролль Тефис сказал, что люди созданы из грязи Создателем Вселенной. Потом еще Сундук после потери Двацветка практически заставил Ринсвинда его найти, хотя уже позже после очередной потери сам отыскал его на краю света (в прямом смысле). Подобные противоречия несколько портят общее представление.
Но в остальном книга стоит того, чтобы ее прочитать. Пратчетт явно долго выверял и взвешивал каждое предложение, придавая им оттенок нелепости и двусмысленности, заставляя фантазию читателя работать. И это далеко не детское чтиво, здесь есть и горы трупов, и голые женщины с мужчинами, удары ниже пояса, завуалированные (очень мастерски) намеки на секс и многое другое. Но нужно в первую очередь понимать, что это комедия абсурда и отталкиваться от этого в своих суждениях. При этом это более чем добротная комедия. Во время прочтения я представлял, как бы это все выглядело в формате мультика (ибо фильмы/сериалы вряд ли смогу передать атмосферу в полной мере), и сам себя смешил собственными же образами. Почему бы и нет, если в этом и заключается цель этой книги?
8/10 — сначала хотел поставить 7, но отталкивался от того, что это комедия абсурда, а потому оценка выше. Привык я к боевому/темному фэнтези. Почему не 10? Очень редко ставлю эту оценку и обычно отдельным романам, а не книгам цикла. Почему не 9? Помимо придиркам к противоречиям, мне не до конца понравился язык. Читал и куда более плавные тексты, которые действительно читаются на одном дыхании. А еще несколько путался при перепрыгивании от одних персонажей к другим и обратно. Полагаю, дальше автор будет совершенствоваться.
Но книгу определенно стоит прочесть, как и весь Плоский мир, к чему я и приступил, и пока ни о чем не жалею!
Зеленый клоун, 13 октября 2017 г.
Жизнь слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьезно (Оскар Уайльд)
Вполне оправдано, что так сильно расходятся мнения по поводу этой книги. Когда я начинал читать её, я уже имел представления о Пратчетте и настрой был соответствующе расслабленно-несерьезный. Мир воссозданный автором и живущий по своей логики и законам требует особого подходят для восприятия, он серьезный, но при этом относиться серьезно к нему не получается. Это один большой и очень красивый, талантливый шарж. И все те, кто с таким надутыми, мудреными, важными рассуждениями критикуют эту книгу, просто случайно взялись не за тот жанр. Ну согласитесь вы же не будете критиковать художника рисующегося шаржи в том, что его картина сильно искажена, или что портрет не реалистичен, ведь он и должен быть таким. Так за чем же обвинять эту книгу в абсурдности, если она так и была задумана. Здесь есть шаржи на все, на волшебников, героев и воров, на власть и социальное общество, на ученных и на жрецов, на целые общественные институты и на простые человеческие недостатки и качества. Уникальная фантазия и юмор. Ни какой чернухи, порой юмор очень тонкий, порой это просто игра слов (так что читать нужно в исключительно хорошем переводе), порой просто остроты в адрес человеческих недостатков и укладов, но это всегда очень метко и увлекательно интересно.
Единственное чего мне не хватало, так это опасного холода риска, чувства тревоги за героев не возникает, осознание что все будет хорошо, как-то губит все интриги.
В целом очень хорошая и полезная книга, её можно использовать как лакмусовую бумажку, советуя ее малознакомым людям, снобы обязательно начинают её критиковать и плеваться, а вот люди с самоиронией всегда отнесутся к ней понимающе, снисходительно или с восторгом, попробуйте проверти сами.