Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 сентября 2022 г. 11:39

14. В рубрике «Комикс» размещены три небольшие аннотации.

14.1. Заметка Кароля Конверского/Karol Konwerski называется:

РАСКАЗЫВАЯ ИСТОРИЮ

Snując opowieść

Нил Гейман, подобно Умберто Эко, ищет вдохновения в огромной свалке культуры. Правда, они по-разному сортируют мусорные отходы. Эко – гурман, он подбирает лишь обломки так называемой высокой культуры. Гейман же одинаково охотно тащит в свою копилку как нечто из Шекспира, так и то, что считает пригодным из поп-культуры. «Сэндмен: пора туманов», новый том циклической истории о властелине снов, это очередная геймановская забава с аллюзиями, привязками и цитатами.

Комикс использует один из наиболее известных литературных сюжетных мотивов. Сэндмен отправляется в преисподнюю, чтобы сразиться с дьяволом и освободить из адского заточения свою возлюбленную. Однако до столкновения с Люцифером дело так и не доходит. Оказывается, что Люцифер уже устал от исполнения своей роли. Он решает запереть преисподнюю на замок, а ключ вручает Сэндмену. И это отнюдь не единственный неожиданный сюжетный поворот в комиксе. Через дворец властелина снов чередой шествуют мифические существа, каждое из которых жаждет завладеть ключом от ада.

Гейман, оперируя хорошо известными элементами, на протяжении двухсот с лишним страниц удерживает пристальное внимание читателя. Зачем? Ну хотя бы затем, чтобы некоторые истории напомнить, другие истории заново пересказать, но прежде всего убедить читателя в том, что рассказывать истории – это прекрасное занятие.

Нил Гейман (сценарий), КЕЛЛИ ДЖОНС и другие «Сэндмен: пора туманов». Тт. I и II. (Neil Gaiman [scen.], Kelley Jones i inne (rys.). “Sandman: Pora mgieł. Tт. I i II. Tłum. Paulina Braiter. “Egmont Polska”, 2004).

К настоящему времени мир Сэндмена значительно расширился и усложнился. Комиксы этого цикла оперативно переводятся также и на русский язык. Можно окинуть беглым взглядом цикл, например, ЗДЕСЬ

(Продолжение следует)


Статья написана 17 сентября 2022 г. 12:03

10. В рубрике «Фантастика на DVD» Роберт Зембиньский/Robert Ziębiński обсуждает достоинства и недостатки DVD-диска с фильмом “The Changeling” (реж. Питер Медак, Канада, 1980) (стр. 44).

11. В рубрике «Наука и НФ» Ян Страдовский/Jan Stradowski, научный обозреватель еженедельника “Wprost”, в статье “Wszechświat zaprogramowany/Запрограммированная вселенная” излагает интересную теорию физика и математика Стивена Вольфрама, согласно которой в основе всего и вся лежат простые компьютерные программы. Если они должным образом сконструированы, многократным их повторением можно создать разнородную структуру любой степени сложности (стр. 70—71).

В этой же рубрике он (как Я. С./J. S.) рецензирует научно-популярную книгу Маркуса Хоуна «Соседняя вселенная. Двенадцать необычных идей с границы науки и фантазии» (Marcus Chown “Sąsiedni wszechświat. Dwanaście niezwyklych idei z pogranicza nauki I fantazji”. Tłum. Jacek Bieroń. “Zysk I S-ka”, 2004) (стр. 71).

12. В рубрике «Рецензии»:

Кшиштоф Кольский/Krzysztof Kolski сообщает о переиздании романа польского писателя Януша Зайделя «Парадизия» (Janusz A. Zajdel “Paradyzja”. “superNOWA”, 2004) и напоминает о том, что «Парадизия» показала читателям, что тоталитарная система ржавеет изнутри, что в борьбе с нею можно победить;

Мацей Паровский считает неудачным роман польского писателя Ромуальда Павляка «Безконный рыцарь — хроник Филлегана 1-й том в виде эпоса дорожного или поэмы дигрессивно-аллюзийной» (Romuald Pawlak “Rycerz bezkonny – kronik Fillegana tom 1 w postaci eposu drogi albo poematu dygresyjno-aluzyjnego”. “Runa”, 2004); «тяжелая фраза, отсутствие драйва, напряжения. Авторской эрудицией, в которой трудно отказать, и аллюзиями на современность зачастую руководит стереотип»;

Павел Цемневский/Paweł Ciemniewski представляет читателям сборник эссе и интервью Доминики Матерской «Станция контроля хаоса» (Dominika Materska “Stacja kontroli chaosu”. “superNOWA”, 2004);

Роберт Зембиньский/Robert Ziębiński перелистывает новую книгу британского писателя Джеймса Херберта «Однажды…» (James Herbert “Pewnego razu…” – это “Once…”, 2001. Tłum. Piotr Grzegorzewski. “Zysk i S-ka”, 2004), называя ее «сказкой с элементами порнографии»;

Павел Матушек/Paweł Matuszek рассказывает много интересного о триллере кубинского писателя Хосе Карлоса Сомосы «Клара и полумрак» (Jose Carlos Somoza “Klara I półmrak”. Tłum. Małgorzata Perlin, Anna Trznadel-Szczepanek I Bogumiła Wyrzykowska. “Muza”, 2004);

Бартломей Пашильк/Bartłomiej Paszylk приветствует издание очередного романа цикла «Темная башня» американского писателя Стивена Кинга «Волки из Каллы» (Stephen King “Wilki z Calla” – это “Wolwes of the Calla”, 2003. Tłum. Zbigniew A. Krolicki. “Albatros”, 2004);

Войцех Хмеляж/Wojciech Chmielarz хвалит роман американских писателей Дэвида Вебера и Стива Уайта «Восстание» (Dawid Weber, Steve White “Powstanie” – это “Insurrection”, 1990. Tłum. Jarosław Kotarski. “Rebis”, 2004), отмечая, что это история Войны за независимость Соединенных Штатов в космической сценографии;

Витольд Яблоньский/Witold Jabłoński регистрирует пополнение книжной серии «Забытые королевства» романом американской писательницы Элейн Каннингем «Врата воды» (Elaine Cunningham “Brama wody” – это “The Floodgate”, 2001. Tłum. Michał Studniarek. “ISA”, 2004);

а Якуб Новак/Jakub Nowak считает крайне неудачным роман-фэнтези американского писателя Денниса Маккирнанна «Драконья погибель» (Dennis L. McKiernan “Smocza zguba” – это “Dragondoom”, 1990 Tłum. Joanna Wolyńska. “ISA”, 2004) (стр. 72—73).

13. В рубрике «Felieton» напечатана статья “Słowo o magi/Слово о магии”, в которой Яцек Дукай оценивает достоинства и недостатки романов британской писательницы Сюзанны Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» (Susanna Clarke “Jonathan Strange I pan Norrell” Tom 1. Tłum. Małgorzata Hesko-Kołodziejska. “Wydawnictwo Literackie”, 2004)

и канадского писателя Стивена Эриксона «Дом цепей» (Steven Erikson “Dom Łańcuchów”. Tt. 1-2. Tłum. Michał Jakuszewski. “MAG”,2003)

и «Ночныe приливы» (“Przypływy nocy”. Tt. 1-2. Tłum. Michał Jakuszewski. “MAG”, 2004) — из цикла «Малазанская “Книга Павших”», а также «Кровавый след» (“Krwawy ślad”. Tłum. Michał Jakuszewski. “MAG”, 2004) (стр. 75).

11. В этой же рубрике «Felieton»:

Рафал Земкевич/Rafał A. Ziemkiewicz в статье “Korzenie świata/Истоки мира” из цикла /“tabula RAZ-a”/ продолжает рассказывать о популярных теориях заговора, основываясь на книгах Жака Франсуа Лефранка, Августина де Барруэля и Шарля-Луи Де Гассикура (Великую Французскую революцию подготовили и развязали иллюминаты, масоны и тайные тамплиеры) (стр. 76—77),

а Роберт Сильверберг/Robert Silverberg в статье “Bogowie wszechmogący/Всемогущие боги” из цикла /“gabinet luster”/ знакомит с очень интересной справочной книгой: «Словарь богов и богинь, чертей и демонов» Манфреда Луркера, опубликованной поначалу в Германии в 1984 году, а в англоязычной версии в 1987 году (стр. 78—79).

12. В списках бестселлеров за июнь 2004 года из книг польских авторов находятся романы “Księżniczka” и “Kuzynki” Анджея Пилипюка, “Zapach szkła” Анджея Земяньского, “Метаморфозы” Витольда Яблоньского, “Boży bojownicy” Анджея Сапковского, а из книг российских писателей – “Armaged-dom” Марины и Сергея Дяченко(стр. 79).

13. В рубрике «Присланные книги» перечислены 13 наименований (стр. 79).

(Продолжение следует)


Статья написана 16 сентября 2022 г. 12:04

9. В этом номере также нет «Галереи» (по крайней мере нет такого раздела в самом журнале), но на семи цветных страницах размещено интервью, которое Мацей Паровский взял у польского художника ФРАНТИШЕКА СТАРОВЕЙСКОГО/Franciszek Starowiejski. Интервью, несущее название “Franciszek Starowiejski o sztuce fantastycznej czyli Wyobraźnia na manowcach/ФРАНТИШЕК СТАРОВЕЙСКИЙ о фантастическом искусстве, или Воображение на околицах”), разумеется, сопровождается иллюстрациями, в качестве которых используются фрагменты картин… И вот тут некоторая неожиданность: лишь на двух первых страницах читатель видит результаты творчества ФРАНТИШЕКА СТАРОВЕЙСКОГО,

а остальные пять отданы репродукциям картин тех художников, имена которых произносятся в интервью (ХАНС РУДИ ГИГЕР, ФЕЛИСИАН РОПС, ГУСТАВ КЛИМТ, ЭГОН ШИЛ, ДАНТЕ ГАБРИЭЛЬ РОССЕТТИ, КШИШТОФ СКАРБЕК, АЛЬФОНС МАРИЯ МУХА).

Очень интересное интервью, разговор с очень интересным человеком и весьма оригинальным художником. Возможно, позже мы вернемся к нему.

Пару слов о собеседнике Паровского. ФРАНТИШЕК СТАРОВЕЙСКИЙ (8 июля 1930—23 февраля 2009) – известный польский график, живописец, дизайнер плакатов.

Любитель искусства барокко, часто причисляемый к сюрреалистам (хотя сам он от родства с сюрреалистами всегда старательно открещивался). Мастер эпатажа и мистификации. Занимался книжной графикой, театральными плакатами, декорациями и костюмами, но известный прежде всего крупноформатными рисунками женских актов.

Основатель уникального «Театра рисования», где каждое представление было импровизацией, начинавшейся с того, что СТАРОВЕЙСКИЙ чертил на доске идеальную окружность без циркуля или каких-либо других приспособлений. Ну а дальше понеслось…

Надо сказать, что лично мне творчество СТАРОВЕЙСКОГО ну ни разу не близкое, но ведь затягивает, затягивает…


Статья написана 15 сентября 2022 г. 18:06

8. В рубрике «Из польской фантастики» размещены два текста.

8.1. Рассказ “Entergelon” написал Шимон Протасовицкий/Szymon Protasowicki (стр. 45--49). Иллюстрации ОЛАФА ЦИШАКА/Ołaf Ciszak.

Рассказ был прислан на конкурс, объявленный редакцией журнала “Nowa Fantastyka” совместно с Британским советом в Варшаве. Весьма странное сочинение, причем странности начинаются уже с названия (что такое “Entergelon”, подозреваю, не знает и сам автор). Рыхлый, плохо связанный текст с совершенно неправдоподобными героями и громоздким сюжетом, в котором замешано множество иногда стандартных (телепортация, грядущий апокалипсис и план спасения человеческой расы, работа спецслужб, люди с необычными способностями и возможностями), иногда диковинных (человек с этими самыми необычными способностями – сумасшедший, аристотелевская энтелехия) элементов. Автор – учащийся техникума (род. 16 августа 1982), этот рассказ – его единственный вклад в общую копилку польской фантастики.

8.2. Рассказ “Wody głębokie jak niebo/Воды глубокие, как небо” написала Анна Бжезиньская/Anna Brzezińska (стр. 51–-68). Иллюстрации МОНИКИ РОКИЦКОЙ/Monika Rokicka.

В рейтинговом списке уважаемого сетевого журнала “Esensja” «100 лучших польских НФ-рассказов» этот рассказ занимает очень высокое 14-е место с такой рецензией:

«Жителям отдаленной деревушки досаждают сотворенные магией существа. Сказанное звучит подобно строке из инструкции игры RPG, но в рассказе Анны Бжезиньской речь идет отнюдь не о борьбе со страшными бестиями. В прекрасной и трогательно-грустной жизненной истории девушки и ее друга мы находим повествование об одиночестве, отчужденности, о том зле, которое люди причиняют друг другу во имя высоких идей. Этот рассказ о человеческой подлости не несет ни легкого утешения, ни особой надежды, а окончание его лишено однозначности. Грустный, волнующий, красивый текст».

Рассказ завоевал премию имени Януша Зайделя, номинировался на получение премии "Nautilus" и позже вошел в состав антологии “Nagroda im. Janusza A. Zajdla” (2005) и одноименного авторского сборника “Wody głębokie jak niebo” (2005, 2017).

На русский язык рассказ не переводился. На его карточку можно глянуть ЗДЕСЬ А почитать о писательнице можно ТУТ

(Продолжение следует)


Статья написана 14 сентября 2022 г. 23:32

7. В разделе «Зарубежный рассказ» напечатаны три текста.

7.1. Рассказ американского писателя Орсона Скотта Карда/Orson Scott Card, который называется в оригинале ”Theresa” (так в журнале, на самом деле “Teacher’s Pest”, 2003, 2004, авт. сб. “First Meetings: In the Enderverse”) перевел на польский язык под названием ”Theresa/Тереза” ПЕТР ХОЛЕВА/Piotr W. Cholewa (стр. 13-25). Иллюстрации ПЕТРА КОВАЛЬСКОГО/Piotr Kowalski.

«Цикл романов О.С. Карда об Эндере разросся больше, чем сам писатель ожидал – и, вероятно, еще не закончен. Кард пополнял этот цикл не только новыми романами, но и рассказами, описывающими важные события в жизни как самого Эндера, так и других членов семьи Виггинов. Эти рассказы были собраны в 2003 году в том «Первые встречи» (“First Meetings”), где, кроме оригинальной новеллы «Игра Эндера» 1977 года (“Ender’s Game”), развернутой позже в известный роман, разместились также еще три рассказа. В первом из них – “Маленький поляк” (“The Polish Boy”, 2002) – мы знакомимся с Яном Павлом Вечореком, будущим отцом Эндера; будучи шестилетним ребенком, он проявил достаточно ума и отваги, чтобы победить в поединке с Гегемонией. Во второй рассказе, “Тheresa” (“Theresa”, 2003), писатель повествует о знакомстве Яна Павла, уже студента, с его будущей женой. Том “First Meetings” завершает рассказ «Советник по инвестициям» (“Investment Counselor”, 2000), в котором на сцену событий впервые выводится Джейн. Однако это уже совсем другая история. PWC».

В этой сопроводительной заметке верно все, кроме оригинального названия рассказа в указанном авторском сборнике (на самом деле “Teacher’s Pest”). Этой публикацией ПЕТР ХОЛЕВА (это его монограммой подписана заметка) озадачил также польских библиографов: в польском аналоге ФАНТЛАБа сама публикации отражена, но источник перевода рассказа не идентифицирован. Могу лишь выдвинуть версию: указанный сборник (“First Meetings”) вышел из печати в середине 2003 года, а О.С. Кард, видимо, еще до этого послал П. ХОЛЕВЕ электронную копию рассказа под рабочим названием “Theresa”. (Напомню: писатель тесно контактировал с журналом, одно время вел даже в нем постоянную колонку, в журнале опубликовано немало переводов его художественных произведений, печатались также интервью с ним). Передавая в журнал перевод рассказа, ХОЛЕВА то ли забыл исправить название рассказа, то ли счел это вообще неважным…

Рассказ переводился также (в составе сборника) на французский язык. На русский язык его перевел в 2019 году под названием “Выскочка” К. ПЛЕШКОВ (авт. сб. «Звездные дороги»).

Заглянуть в карточку рассказа на сайте ФАНТЛАБ можно ТУТ А почитать о писателе можно ЗДЕСЬ

7.2. Рассказ американской писательницы Патриции Маккиллип/Patricja A. McKillip, который называется в оригинале “Lady of the Skulls” (1993, ант. “Strage Dreams” [2 изд.]; 1994, ант. “The Year’s Best Fantasy and Horror: Seventh Annual Collection”), перевела на польский язык под названием “Pani czaszek/Властительница черепов” ИВОНА ЖУЛТОВСКА/Iwona Żółtowska (стр. 30). Иллюстрации ЕВЫ ШИДЛОВСКОЙ/Ewa Szydłowska.

«Посреди пустыни стоит башня с сокровищами дракона. Лишь тот, кто выберет из сокровищ самое ценное, сможет вернуться домой живым. А хранительница башни пытается выращивать цветы в черепах тех, кто ошибся в выборе» (Fiametta).

На русский язык рассказ не переводился. Заглянуть в его карточку можно ЗДЕСЬ А почитать о писательнице можно ТУТ

И это первое появление писательницы в нашем журнале.

7.3. Рассказ австралийского писателя Роберта Стивенсона/Robert N. Stephenson, который называется в оригинале “Past Editions” (2003, “Nowa Fantastyka”, 11; 2004, авт. сб. “We Would be Heroes: and Other Stories”; 2016, ант. “The Martian Wave”) перевела на польский язык под названием “Stare wydania/Старые издания” МАЛГОЖАТА СТШЕЛЕЦ/Małgorzata Strzelec (стр. 30—36). Иллюстрации МИРОСЛАВА ГОЛЕНДЗИНОВСКОГО/Mirosław Gołędzinowski.

Брат и сестра де Легранж содержат на Луне книжную лавку, где торгуют не только современными публикациями на электронных носителях, но и редкими бумажными книгами. При этом Билл де Легранж занимается непосредственно продажами и следит за состоянием бизнеса – покупателей мало, но иногда продажа даже одной редкой книги приносит прибыль, достаточную для уплаты годовой аренды. Вот и теперь потенциальный покупатель просит найти для него первое издание поэмы Джона Мильтона “Lycidas”. Доставку книг обеспечивает Фельса де Легранж, иногда она вручает Биллу для передачи покупателю первоиздания старинных книг с автографами их авторов. Интересно, как ей удается добывать столь раритетные диковинки?

На русский язык рассказ не переводился. Ни его карточки, ни библиографии его автора на сайте ФАНТЛАБ нет.

И это уже третья публикация писателя в нашем журнале (предыдущие см. “Nowa Fantastyka” №№ 1/2001 и 5/2001).





  Подписка

Количество подписчиков: 95

⇑ Наверх