Кир Булычев «Осечка-67»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Сатирическое | Социальное | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Революция
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На пятидесятилетие Великого Октября руководство партии и правительства, по желанию трудящихся, решило провести историческую реконструкцию событий 7 ноября. И вот прикручены по всему Ленинграду (которому вернули на время старое название) телекамеры под крышами, милиция переодета в городовых, за штурм Зимнего отвечают рабочие Кировского завода, к Питеру рвётся конница генерала Краснова, состоящая из студентов и учащихся техникумов. В женский батальон и юнкера записаны служащие Эрмитажа, по улицам пробирается выписанный из Москвы Ленин, на позицию выводят «Аврору» — орудие выверено и нацелено электронщиками... Но тут вмешалась российская действительность!
Написана в 1968 г., дописана и переработана в 1995 г.
По повести снят фильм-спектакль в двух частях. Автор сценария и режиссёр-постановщик Виктор Макаров. ГТРК «Петербург — Пятый канал», 1993 г.
Публикация на польском языке: журнал «Nowa Fantastyka» №9 (204) и №10 (205), 1999 г. (перевод Евы Скурской [Ewa Skórska]).
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 54
Активный словарный запас: очень низкий (2418 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 40 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 0% — на редкость ниже среднего (37%)!
Награды и премии:
лауреат |
Зиланткон, 1996 // Большой Зилант |
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1996 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1996 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Мечи, 1997 // Меч в зеркале | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2011 // Переводной рассказ (повесть; Россия, 1993) |
Экранизации:
— «Осечка» 1993, Россия, реж. Виктор Макаров
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 24 марта 2018 г.
1967 год. Партией и правительством принято решение организовать грандиозную реконструкцию событий пятидесятилетней давности. И от уже сотрудники Эрмитажа получают шинели и аммуницию юнкеров и женского батальона, «Аврора» входит в Неву, отряды генерала Краснова рвутся к Петрограду. Но если что-то может пойти не так, то это что-то обязательно воспользуется своим шансом. Пропал Ильич, «Аврора» села на мель, штаб революциии в Смольном разбежался, красновцы не подвели, а между Керенским и командиром женского батальона Зосей вспыхнула краткая и яркая любовь в ночь революционного кошмара, захватившего город на Неве.
Не стоит продолжать крутить барабан револьвера в русской рулетке, если один раз повезло, то самое время остановиться. Удача — дама ветреная и попытка сыграть в Историю может привести к тому, что История будет переиграна заново. Как историк, Булычев смог донести эту мысль максимально доходчиво и развёрнуто.
Не знаю как в 1967, но в 2018 жалко всех — и белых и красных и юнкеров и путиловцев.
URRRiy, 29 мая 2017 г.
Реализована идея о попытке советских властей к 50-летию Октябрьской революции поставить в Ленинграде массовую реконструкцию тогдашних событий. Основная сцена -штурм Зимнего. революцьонными солдатами и матросами.
Что из этого получилось, можно догадаться, с учётом популярности в народе анекдотов, типа «смотрят сельчане фильм Штурм Зимнего и кричат юнкерам: Родненькие, не сдавайтесь.Держитесь до последнего!». Булычев поддержал народный тренд.
Отмечу, что картину событий автор нарисовал внушительную — и Керенский как основное действующее лицо, и его верные помощники (-цы) искусствоведы, не уступающие в своей решимости защитить сокровища Эрмитажа от вандалов революционеров пресловутому «женскому батальону смерти», и конечно Аврора, Смольный, Ленин и прочие персонажи.
Волей автора, события пошли не по срежиссированному сценарию, позволю маленький спойлер- в этом произведении вождь мирового пролетариата оказался не таким находчивым, как в рассказе В.О. Пелевина «Хрустальный мир»:), плюс наложились прочие обстоятельства, объективные типа обмеления фарватера и не совсем.
Талант историка, писателя и сатирика в этой повести проявлены автором в полную силу.
Рекомендую — познавательно и смешно, а смех продлевает жизнь.
Bizon, 24 ноября 2013 г.
Занятная повесть, которая относится к жанру фантастики лишь в силу того, что описываемые события не происходили в действительности. А ведь наверное могли. Самое удивительное, это конечно год написания- 1968! это надо иметь незаурядный ум и смелость, чтобы написать подобное произведение в 60-е годы. У меня в голове не укладывается, как у уважаемого автора нет в биографии пункта «осужден за...».
А вообще идея и реализация заслуживают только аплодисментов. Грандиозная реставрация событий революции, с поминутным расписание. Сейчас уже многие исторические события были реконструированы в грандиозных спектаклях: Куликовская битва, Ледовое побоище, Бородино. И описание вживания актеров в свои роли, когда он уже начинает думать и действовать как свой персонаж. Сначала работники Эрмитажа защищают лишь культурные ценности, но в итоге они становятся настоящими противниками революции. Случай с выстрелом «Авроры» гениален! В итоге запланированный спектакль переворачивает привычную жизнь с ног на голову, и уже иностранные репортеры берут интервью не у актеров, а у исторических персонажей, перезагрузивших историю...
это повесть не о революции, а о русской действительности, где никогда и ни в чем нельзя быть уверенным.
ermolaev, 8 сентября 2008 г.
«Осечка-67» — удивительное произведение.
Начнем с того, что указанный здесь год (1993-й) вводит в заблуждение. Я, конечно, понимаю, какой логикой руководствовались создатели библиографии — они указали год первого издания. Но в данном-то случае год написания точно известен, это 1968-й, и неиздана тогда повесть была только по политическим мотивам! Оно, конечно, библиографическими правилами положено указывать год публикации... Но давайте посмотрим. В 1993-м году Булычов — это всеми признанный мэтр фантастики, ему сам бог велел писать образцовые произведения. А теперь проверьте, сколько он успел опубликовать ДО 1968 года? Очень немного! То есть — «Осечку» писал начинающий писатель. И от осознания этого заслуга автора становится намного больше. Тут правильно говорили и про иронию, и про фантазию, которые он вложил в это, в сущности, очень небольшое произведение.
Теперь зайдем с другой стороны. Как вы думаете, за что эта повесть получила премию «Большой Зилант» в 1996 году? Вы думаете — за ее антисоветский подтекст? За политическое предвидение? Как бы не так! То есть, конечно, за предвидение, но не политическое, а, если так можно выразиться, культурологическое. В «Осечке» замечательно описан ход ролевой игры, как ее понимают сейчас, в начале XXI века. А фишка здесь в том, что в 1960-х годах ролевых игр практически еще не существовало. То есть писатель, который никогда не только не видел ни одной ролевой игры, но даже не слышал о них ни слова, силой своего воображения поставил мысленный эксперимент и смог догадаться, что спектакль, в который вовлечено несколько тысяч человек, причем не профессионалов, а любителей, спектаклем быть перестает, а превращается в то, что мы сейчас называем ролевой игрой.
Более того, Булычев прозорливо предугадал многие чисто технические тонкости ролевых игр. Тем, кто ими занимался, прекрасно известно, как сначала игра идет вяло и неохотно, и «мастерам» (руководителям-постановщикам) приходится «подталкивать» команды играющих, чтобы сделать игру более динамичной. Но с какого-то момента игра начинает жить своей жизнью, и большинство тщательно проработанных задумок «мастеров» приходится выкидывать в помойное ведро, так как игровые реалии требуют теперь совсем других ответных действий. Счастливы те «мастера», которые могут позволить себе не «довлеть» над игрой, а готовы отдаться ее свободному течению и следить лишь за исполнением правил.
Ирония повести в том и состоит, что партиные бонзы СССР в честь 50-летия революции якобы решили устроить грандиозный спектакль, получили вместо него, естественно, ролевую игру (а опыта в проведении игр у их нет ни малейшего!), и никаким образом не могут позволить игре течь естественным образом. В результате все их попытки что-то исправить только ухудшают ситуацию. А игра течет по своим законам! Как это знакомо (делавшие игры меня поймут), когда толпа черносотенцев, вместо того, чтобы противостоять красногвардейцам, идет вместе с ними штурмовать Зимний дворец! Как это знакомо, когда игровые события начинают следовать одно за другим с такой скоростью, что ломается вся заранее задуманная схема. Как это знакомо, когда силовой приказ «мастеров» поизвести то или иное действие в соответствии с их пониманием ситуации, а не с игровой логикой, не только не исправляет этой ситуации, а приводит к прямо противоположным результатам
god54, 25 июня 2012 г.
Мне лично это произведение напомнило путч ГКЧП и его последствия. Хотели, как лучше, а в итоге получилось, как всегда. Нашим правителям ничего нельзя поручать, даже исполнение ролевых постановок: хотели перестройку, а сломали великий и непобедимый, хотели спектакль, а получили жизнь. Написано сверхиронично, читается с интересом. Жаль, что время его прошло. Молодые не поймут, а нам уже все-равно.
AlisterOrm, 13 января 2012 г.
Не знаю, как там насчёт ролевых игр, никогда не увлекался. Конечно, похоже, правда, масштабы разные. Но не в этом, как мне кажется, суть. Советская власть была вновь сметена, благодаря... слегка запоздавшей контрреволюции. Актёры настолько вжились в роль, что действительно организовали Временное Правительство, и защищают Петроград, то бишь Ленинград. А всё почему? Потому что слишком уж рыхла политическая система времён Брежнева, что даже такое маленькое потрясение смогло повергнуть её в прах.
nata109, 10 апреля 2008 г.
рассказ замечательный, при прочтении сразу чувствуется, что писал ее не только прекрасный фантаст, но и хороший историк :smile:
duke, 17 сентября 2007 г.
Сильная вещь! Бездна юмора и фантазии. Возможно, кто-то скажет, что это сильно устарело. Ничего подобного!